Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6 |
IMDb | 6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Заключенные |
год: | 1936 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Евгений Червяков |
сценарий: | Николай Погодин |
видеооператоры: | Михаил Гиндин, Борис Петров, Святослав Беляев |
композитор: | Юрий Шапорин |
художники: | Михаил Карякин, Борис Кноблок, Виктор Пантелеев |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 10 декабря 1936 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 35 мин |
Идеологическая установка произведения работает только если основывается на правдивых ситуациях из жизни - иначе получаем обратный эффект, особенно с ситуациями с которыми сталкивается зритель более-менее регулярно. Вот насколько реальны реакции персонажей - урок и насколько реальны действия представителей администрации, если последние ведут себя как воспитатели д/с, а первые как его питомцы? Здесь кроется опасность для активного искусства переборщить с желанием красивого конца истории или в угоду заказчику, здесь явно не хватает творческого 'созерцательного' источника для сравнения. Нет, конечно, всплывшая позднее 'правда' с точно определяемой противоположной идеологической накачкой - так что ей точно веры нет.
Итак мог ли зритель-уголовник перенести на себя показанную историю? Был ли он столь нервно-утончён с одной стороны и прост с другой чтобы реагировать как в фильме? Мне кажется, что нет - слишком детские реакции и зритель, не только уголовники, понимали это и соответственно переставали верить декларируемому с экрана. Что не могло не волновать идеологов, вот поэтому, вероятно картина и была снята с проката - как вредная сказка.
В самой же картине наиболее кинематографичны два персонажа Коля-капитан и его подруга Сонька. Ярки и харизматичны актёры их играющие - в независимости от содержания сюжета приятно на них смотреть, западают они в память, правда, находясь ещё в ипостаси не исправившихся урок. Все положительные персонажи гораздо менее выразительны, что тоже большая проблема, как для этого фильма, так и для культуры в целом.
Неизвестно попали ли смыслы заложенные в фильме в целевую аудиторию и насколько достоверно представлены реакции, но ошибка в отображении равновесного образа противоположных персонажей была допущена. Считаю вполне оправданным его снятие с проката, несмотря на яркие работы актёров.
6 из 10
27 ноября 2023
«Заключенные» — черно-белый звуковой фильм 1936 года советского режиссера, сценариста и актера Евгения Червякова, погибшего в 1942 в битве за оборону Ленинграда. Когда пришлось наводить справки о режиссере, то открыл для себя факт частого употребления слова «впервые», вводившее Червякова в советский (российский) кинематограф. Первый советский фильм о Пушкине, первый художественный фильм о заключенных и т. д. Хотя бы эти факты вызывают интерес к творчеству художника.
«Заключенные» — пафосное кино о том, как самые отпетые бандиты могут под мудрым руководством «вежливых людей» встать на путь перевоспитания ради высоких идеалов. Можно ли себе в сталинском СССР представить иной сюжет? Но дело не в сюжете, а в атмосфере этой ленты. Можно спорить об идеологической нагруженности и образах чекистов, но мне эта драма понравилась лиричностью, что может показаться странным для данной тематики. Можно сказать французские традиции романа воспитания, перенесенные на холодную ГУЛАГовскую почву с добавлением пафоса и уменьшением чувственности. С очень выразительными отрицательными героями Сонькой и Костей-Капитаном, а также первой ролью в кино Марка Бернеса, правда эпизодической. Интересен вгляд и подача зрителю отношения власти тех лет к так называемым вредителям. Среди персонажей фильма встречаются старые революционеры, ставшие «вредителями».
Лично я злоупотребляю выражением «экзистенциальное кино». Был уверен, что сей термин придуман мною для внутреннего употребления. В общем так и есть, но, как оказалось, и другие пользуются этим выражением. О Червякове кинокритик П. А. Багров написал статью «Режиссёр экзистенциального кино». Я всегда вкладывал в это словосочетание другое понимание. Например, работы Кислевского. Не будем спорить к Багровым. Его статья стоит внимания, если внимания требует имя Евгения Червякова и его фильм «Заключенные».
8,5 из 10
21 ноября 2015