Рейтинг фильма | |
![]() |
6.5 |
![]() |
6.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Случайная встреча |
год: | 1936 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Игорь Савченко |
сценарий: | Игорь Савченко |
видеооператор: | Юлий Фогельман |
композитор: | Сергей Потоцкий |
художник: | Людмила Блатова |
жанры: | комедия, мелодрама |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
![]() |
21 октября 1936 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
12+ |
![]() |
1 ч 5 мин |
«Случайная встреча» - советская лирическая комедия Игоря Савченко. Главная героиня фильма - работница фабрики по производству игрушек Ирина (Г. Пашкова) – пример образцовой советской женщины. Стахановка и спортсменка, ставящая материнство выше карьеры и рекордов. При этом рождение ребенка не мешает девушке достичь выдающихся успехов в легкой атлетике. Одновременно спортивный инструктор Гриша (Е. Самойлов), возлюбленный героини, служит отрицательным примером. Превыше всего мужчина ценит личную свободу, отрицает интересы коллектива (директор фабрики называет его «крикуном») и оставляет жену, узнав о беременности.
С одной стороны, в 1930-е годы в обществе и культуре происходит отказ от «новой морали» двадцатых годов. С другой стороны, этот отказ не подразумевает возврат к представлениям о пассивной роли женщины. Ирина решительно отвергает идею аборта, берет на себя всю ответственность за жизнь будущего ребенка и свою собственную судьбу. Так, образу советской матери чужды такие характеристики, как инфантильность, слабость или безвольность.
В положительном ключе репрезентирует режиссер образы материнства и отцовства. Действие «Случайной встречи» происходит на территории фабрики детских игрушек: дети в фильме не только «потребители» изготовленной продукции, но и главные консультанты на производстве. Директор фабрики после смерти сына усыновляет двух малышей. В одной из сцен новоиспеченный отец взбирается на дерево рядом с окнами родильного дома. Главная героиня, несмотря на уход Гриши, радуется своей беременности, мечтает о детской кроватке и представляет, как будет петь песни малышу. Идея о счастливом советском детстве сопряжена с культурным поворотом к традиционным ценностям, противопоставленным «теории стакана воды».
Героиня – белокурая, атлетически сложенная девушка, соответствующая античным представлениям о красоте. Так, режиссер создает на экране позитивный образ физкультурника. При этом внешность не коррелирует напрямую с личными качествами: отрицательный герой точно так же красив, строен и светловолос. Кроме того, «Случайная встреча» - пример не только популяризации спорта посредством кинематографа, но и определения его места в иерархии приоритетов государства и личности. Легкая атлетика – важная часть жизни Ирины, однако спорт не стоит в жизни девушки на первом месте. Героиня выходит на стадион только после работы и не готова на трехмесячный отпуск ради подготовки к спартакиаде.
Стилистически фильм сделан мягко, изящно, наполнен нежностью и весенней легкостью (несмотря на сложную социальную проблематику). Крупные планы в окружении цветущих деревьев, песни под гитару, прогулки влюбленных в лесу. Признание героини соседствует с видами цветущего сада, а ее одиночество после визуально подчеркнуто кадрами опустевшего спортивного стадиона.
9 сентября 2023
С 1928 года, когда был дан старт первой Пятилетке, кино стало одним из фронтов грандиозной битвы за социалистическую индустрию. Кинематографистов интересовали абсолютно все аспекты жизни граждан, начиная от трудовой деятельности и заканчивая семьёй. Любовные томления героев и героинь на экране в 30-е годы несли на себе крайне цензурированный отпечаток. Ухаживания происходили не столько в интимной обстановке, сколько под «неусыпным оком коллектива». Именно по этой причине в фильмах тех лет столько забавных сцен с «напутствиями молодым». Но время не стоит на месте, и кое-кто из режиссёров постепенно позволяет себе «вольности», которые каким-то чудом проскакивают цензурные запреты, и зритель видит на экране первый фильм, в котором героине, находящейся в законном браке, муж предлагает сделать аборт!
Для режиссёра и сценариста Игоря Савченко это довольно смелый поступок. Ведь за одно только аморальное поведение главного героя фильм могли легко отправить «на полку». К счастью, этого не произошло потому что Игорь Андреевич придумал и снял киноисторию, которую было интересно смотреть тогда, а ещё интереснее — сегодня. В хорошем фильме случайностей не бывает: всё вытекает одно из другого. Коли уж речь зашла о детях, поэтому главным местом действия выбрана фабрика по производству детских игрушек. Как с гордостью заявляет один из персонажей: «Мы - 40% игрушек всего Союза!» Действительно, глядя на продукцию фабрики, даже сегодня испытываешь гордость за людей — столько всего придумать! И всё — с любовью и пониманием детской души! Любовь видна не только в отношении детей, она буквально разлита по всему экрану.
Она — в каждом кадре кинооператора Юлия Фогельмана. Она в том, под каким ракурсом сняты цветущие деревья. Она - в белоснежных одеждах мужчин, женщин и даже милиционеров. Она — в лирических песнях Петра Савина и Галины Пашковой. Она буквально витает в воздухе страны, даже не подозревающей, что ждёт её через 5 лет. На фоне заряжающего позитивом сюжета начинает разворачиваться история самовлюблённого инструктора физкультбазы Григория Рыбина. Дебютная роль Евгения Самойлова, сразу заставила заговорить о его даровании. Действительно, Самойлов сыграл отрицательного персонажа настолько ярко, что заставил зрителя перенести естественный негатив с персонажа на самого актёра. Его эксцентричные выходки и обидные высказывания подчёркивают и углубляют порочные качества Григория Рыбина.
Мечта стать тренером известной на всю страну чемпионки, затмевает для него всё остальное. Он не замечает искренней радости жены Ирины (Галина Пашкова), с восторгом мечтающей о будущем материнстве. Безоглядный эгоизм заставляет его не произносить, а буквально выплёвывать обидные для Ирины фразы: «Я ничего не предлагаю — это твоё дело!», «В 40 лет — пожалуйста, а сегодня я ребёнка не хочу!» Всё показное благородство Григория сводится к фразе «твоё дело». Эмоциональное слово-приговор «аборт» он не произносит, позволяя Ирине самой решать. Создатели картины дают герою несколько попыток исправить ситуацию. Но Григорий Рыбин, пошёл, что называется, «в разнос» - гораздо проще обвинить всех вокруг, чем признать свою неправоту. Человек не выдержал первых семейных трудностей и банально струсил. Но советские фильмы никогда не бросали героинь в таком отчаянном положении. Потому что рядом всегда есть друзья, есть товарищи. А ещё есть человек, который любит саму девушку, а не девушку в спорте...
Будни монотонные, сном любви пронзённые, ласки сумасбродные и пленные сердца. Возгласы напевные, отклики душевные, солнца свет предутренний и счастье без конца… («Будни монотонные» Ю. Хайт, П. Григорьев)
26 января 2023