Семеро смелых
7
6.6
1936, боевик, драма
СССР, 1 ч 30 мин
12+

В ролях: Николай Боголюбов, Тамара Макарова, Иван Новосельцев, Олег Жаков, Петр Алейников
и другие
На необитаемый остров в Арктику прибыли шесть зимовщиков. После прощального салюта пароход скрывается за горизонтом, и зимовщики приступают к распаковке груза. К своему удивлению и ужасу в одном из ящиков они обнаруживают арктического «зайца» — Петра Молибогу. Мужественных зимовщиков становится семеро. Трудности работы в условиях зимовки помогает переносить выдержка и весёлый нрав её участников. И, в особенности, постоянно комическое поведение Петра Молибоги.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Семеро смелых

год: 1936
страна:
СССР
режиссер:
сценаристы: ,
продюсер:
видеооператор: Евгений Величко
композитор:
художники: Анатолий Босулаев, В. Семенов
монтаж:
жанры: боевик, драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 4 марта 1936 г.
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 1 ч 30 мин
Другие фильмы этих жанров
боевик, драма

Постеры фильма «Семеро смелых», 1936

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Семеро смелых», 1936

Арктика; 30-е годы XX века

Илья Летников /Николай Боголюбов/ - начальник зимовки в Антарктиде, в которой принимали участие молодые советские учёные в целях изучения арктических земель и возможного обнаружения залежей полезных ископаемых

Женя Охрименко /Тамара Макарова/ - врач

Богун /Иван Новосельцев/ - лётчик

Курт Шефер /Олег Жаков/ - радист команды

Ося Корфункель /Андрей Апсолон/ - метеоролог

Саша Рыбников /Иван Кузнецов/ - моторист, отвечающий за единственное средство передвижения по снегу

Пётр Молибога /Пётр Алейников/ - не принятый в команду паренёк, пробравшийся на корабль «зайцем» и оставшийся на зимовку в качестве повара

Сергей Герасимов – режиссёр известный и для меня интересный, поскольку созданную им экранизацию «Тихого Дона» я просто обожаю и считаю образцовой, после которой на другие постановки как-то и смотреть не хочется. Супругой режиссёра была красавица актриса Тамара Макарова, которую Герасимов очень часто снимал в своих картинах. Удивительно, что он не нашёл ей места в том самом «Тихом Доне», но во многих других его работах Макарова блистала талантом и очарованием /мне эта актриса очень нравится, как вы поняли/.

Макарова и Герасимов были блестящими педагогами, взрастившими такие таланты советского кино, как Георгия Жжёнова, Сергея Бондарчука, Клару Лучко, Николая Рыбникова, Зинаиду Кириенко, Людмилу Гурченко, Киру Муратову, Галину Польских и многих многих других, чтобы перечислить все имена которых понадобится отдельный пост.

Именно Тамара Макарова сыграла в картине Герасимова «Семеро смелых» единственную женскую роль. Вообще же это, как я читала, первая звуковая картина режиссёра, которая сохранилась. И сразу – героическая история о покорении Арктики, приключенческая лента, наполненная мужеством и бесстрашием советских учёных и просто людей, не лишённых доли авантюризма в своём характере.

Рекомендовать фильм всем не могу, но если вы нормально относитесь к выбеленным образам советских граждан – посмотрите, вероятно, картина вам сможет понравиться.

20 июля 2023

«Расцеловалсь тут!»

Как и многие советские фильмы (особенно черно-белой, «юной» эпохи страны), «Семеро смелых» чем-то напоминает сказку. Покуда не начинаются проблемы. Хотя, разве в сказках не бывает проблем? Очень даже бывают. Вот и здесь тоже самое.

Помимо «сказочности» не обходится и без более ключевой идеи, а именно «мы рождены, чтоб сказку сделать былью». Герои стараются, самоотверженно преодолевают препятствия и все не ради личной выгоды, а общего блага. Вплоть до того, что «зайцами» пробираются! И куда? В Арктику! Уверена, что и сегодня что-то такое где-то происходит, но поверить все равно гораздо труднее.

Режиссер, как и в более позднем «Учителе» показывает настоящих, героических людей, которым ни чуждо ничто человеческое — ни любовь к оладьям, ни желание подсмотреть, что же пишут в письме «с материка».

К тому же, я не в первый раз замечаю, что люди в таких фильмах как-то.. смелее? Возможно, современное поколение, воспитанное ужастиками, просто боится каждого шороха и на контрасте с этим нормальные, здоровые персонажи кажутся такими смельчаками? Может, действительно то, что мы поглощаем в виде фильмов и книг, так сильно влияет на то, как мы живем и видим мир?

Но это все философия.

Фильм очень хорошо смотрится даже сегодня — особенно интересно смотреть на технику того времени, а именно сани и самолеты. И могли же! «Вечная мерзлота» тоже пленит. Но больше всего, конечно, люди. Словно бы нет больше таких людей — а куда они подевались и как же это произошло? Так или иначе, а интересно даже за их бытом наблюдать — поэтому метраж фильма мне кажется оскорбительно коротким! Еще бы несколько сцен отнюдь не испортили бы картину.

В остальном — замечательный фильм, который годится не только к просмотру, а и перепросмотру.

6 апреля 2020

Лучший мир

Чисто, прямо, глубоко, сильно, бескрайне… Это о Севере, это о фильме, это о людях молодой Советской страны.

Прозрачный морозный воздух, студеная первозданная воды, солнечный искрящийся снег… встреча с искренней, твердой, несомненной верой в человека… Все это пробуждает нас, очищает, выметает из души мусор мелочности, дарит надежду на решимость — и мы тоже можем, и мы сделаем шаг вперед, и мы не отступим, и мы тоже ведь внутри Настоящие… …просто пока забыли, просто на время нас отвлекли, просто нас заманили в шапито кривых зеркал и мы заблудились…

Сергей Герасимов родился в 1906 году, он был пятым ребенком в семье, через три года его отец погиб в геологической экспедиции. Потом страна прошла через Первую мировою, Революции, Гражданскую. Герасимов играл в театре, кино, снимал свои первые фильмы… В свои тридцать лет он прочел газетную заметку с призывом к комсомольцам организовать полярную экспедицию и снял один из самых точных фильмов о лучшем, что дала его эпоха человечеству — о настоящих людях, созидающих будущее — об обществе, которое всецело осознавало себя идущим к справедливому и счастливому миру в этой реальной Вселенной, осознало и положило всё — все свои доступные силы и даже сверх того — на этот путь.

Семеро человек, оказавшиеся за пределами обитаемого мира, как кажется, вынесены и из неминуемо трагичной борьбы миллионной страны за Великую идею — борьбы, которую страна вела как внутри себя (страшная гражданская война ведь так и не закончилась — не отпускает она так просто: 37-ой и 38-ой еще впереди), так и против хищников извне, подмявших тогда под себя весь остальной мир. Но именно отделение этих семерых — вписывание их в предельно четкий фокус внимания — и дает нам столь поразительную в своей ясности возможность увидеть всё то лучшее, что было провозгласить этой Новой эпохи.

***

Быть цельным. Отдать себя всего целиком реальному настоящему делу. Пойти до предела своих сил и, не колеблясь, перешагнуть его, если этого требует твое дело или, тем более, если необходимо помочь товарищу. Всегда искать предел возможного, презирать уютную затхлость комфорта, в которую человек всегда рискует скатиться и остаться там на веки, так и не узнав, чего же он стоит на самом деле. Страх быть обузой, бесполезным. Стремление быть не первым за счет всех остальных, а первым среди других первых. Смотреть не на то, где ты в социальном загончике своей референтной группы — не на относительность положения в своем мирке / своей касте / своем классе, а на то, где ты в абсолютных координатах — где ты и твоя страна на весах всего мира, на весах вечности и абсолютного счастья.

Рваться за пределы освоенного мира. В пределы невозможного. На другую планету. И всегда нести в своем сердце человечность. Изменить себе, изменить другу, изменить делу — самое страшное — то что нельзя оправдать никаким достижением никакой цели. Верить, что настоящая цель, никогда не потребует измены.

Принимать слова тех, кому доверяешь, как всегда обоснованные. Ведь они же ими сказаны не просто так. Да могут быть ошибки — но всегда от чистого сердца, всегда во общее благо, но никогда не для собственной мелочной выгоды.

Если сказано, что надо помочь — значит надо. Если в беде человек, то отдать всего себя. Если говорит другой — надо прыгать — то прыгать, потому что так надо, так лучше — для тебя, для дела, для других, но никогда ни потому, что так лучше лично для него…

И даже природа, даже роковая случайность не случается раз и все — не может с первого раза, с легкостью поломать жизнь. Если быть внимательным, то всегда будет шанс избежать, пойти другим путем, исправить — не полениться взять масло и привязать нарты, лучше закрепить веревку в горах, уследить за лыжами, поверить шуму и заметить аэросани, верить в силы друга и не вскакивать, ломая себя совсем…

Но если все же трагедия, если смерть, которая пока неминуема для живого существа — то это ничего не значит, это тоже можно победить, потому что товарищи не бросят дело, товарищи сохранят память, товарищи пройдут твой путь и ты вмести с ними — твоя сила, твоя воля, твое стремление будут реализованы и принесут плоды вопреки невозможному, вопреки смерти…

И конечно же любовь — разумная, тактичная, уважающая, сохраняющая личность, не губящая других… Любовь зрящая — не страсть убивающая всех к ней прикоснувшихся, не смертельная ревность — а созидающая еще более глубокую дружбу между двумя и вокруг них…

Выдержанная разумность чувств. Победа над страхом. Спокойная самоотверженность. Потому что это больше, чем подвиг — это норма жизни. Это естественно как дышать. Естественно отдавать себя всего. Естественно не держать за душой камень. Естественно помогать ослабшим. Естественно переживать всем сердцем за попавших в беду, но не давать этому переживанию губить дело. Естественно расти над собой. Помнить о пройденном, о павших. Естественно покорять новые горизонты в честь них, в честь своих товарищей, в честь своей страны и ради будущего человечества — всего человечества, без изъятий и границ, без разделения по нациям, происхождению, образованию, возрасту и полу — просто ради всех-всех-всех…

***

Лучший мир из возможно-спланированных на Земле. Лучшие люди, которые могут быть только представлены нами как людьми. Лучшее будущее человечества, которому покорна вся зримая Вселенная…

Масштаб мечты начала 20 века поражает. Завораживает и зовет. Мечты, которая не осталась в головах фантазеров, не стала уделом засаленных сектантов, а подняла массы, была принята миллионами и выдернула человечество из забуксовавшего в кровавой каши эгоистичного капитализма в настоящее будущее. В будущее, даже бледной тени которого достаточно, чтобы мы жили сейчас в гораздо лучшем мире, чем тот, который всегда угрожает человеку как возможный и, не дай Бог, в который мы вот-вот готовы скатиться вновь без той — без 100% нашей по праву рождения — Мечты…

29 апреля 2019

Белый плен

На необитаемый остров в Арктику прибыли шесть зимовщиков. После прощального салюта пароход скрывается за горизонтом, и зимовщики приступают к распаковке груза. К своему удивлению и ужасу в одном из ящиков они обнаруживают арктического «зайца» — Петра Молибогу. Мужественных зимовщиков становится семеро. Трудности работы в условиях зимовки помогает переносить выдержка и весёлый нрав ее участников. И, в особенности, постоянно комическое поведение Петра Молибоги. Хотя порой, героям грозят смертельные опасности суровой арктической зимы…

В 30-ые годы страна навёрстывала упущенное за годы Гражданской войны и строительства нового государства. Развивалась, строилась, училась, покоряла неизведанные ранние вершины. В том числе -изучала свои дальние территории. Арктические экспедиции были начаты как раз в то время. Об одной из таких экспедиций и решил поставить свой фильм советский кинорежиссёр Сергей Герасимов. Толчком к написанию сценария картины под названием «Семеро Смелых», стал опубликованный в газете призыв комсомольца Кости Званцова, прошлого воспитанника «ФЭКС» (кино-мастерской Герасимова), в котором тот просил молодёжь отправляться в «арктические зимовки». Званцов стал видным полярником, написал книгу о покорителях Севера. А книга эта, попала в руки популярного писателя Юрия Германа (отца будущего режиссёра Алексея Германа). И тот пришёл к своему другу Сергею Герасимову, как раз сидевшему без работы, с предложением поставить на основе такого материала приключенческо-комедийную, патриотическую, молодёжную картину. Герасимов ухватился за эту идею, и друзья быстро написали сценарий будущего фильма, а после подав заявку на его производство и получив «добро» -отправились на поиски натуры.

Работа над картиной измотала всех членов съёмочной группы. По воспоминанием актёров -все приключения что происходят с их персонажами, в той или иной степени пришлось пережить во время работы на съёмках и им самим. Разве, что только некто из них не погиб…

Снимали кино в Заполярье. Трудились на 36-ти градусном морозе по 15—18 часов в сутки! Постоянно меняли место дислокации, переносили тяжеленную съёмочную аппаратуру и тюки с вещами на спине (ибо на морозе даже техника часто выходила из строя). Но все эти тяготы способствовали лишь укреплению дружбы в творческом коллективе. Актёры и члены съёмочной группы всячески поддерживали друг-друга. Да и местное население их поддерживало -предоставляло горячие питание и жильё, когда это было необходимо. Зимы там группе не хватило, и весной под руководством Герасимова -все полезли на Эльбрус! Там было отснято много полезного материала на натуре. И хотя некто из участников этой экспедиции не был альпинистом — все справились с задачей и закончили съёмки такой крайне сложной картины в срок…

«Семеро Смелых» Сергея Герасимова -один из первых советских фильмов, на пути поиска новой формы кинодраматургии. И стал новым словом в киноискусстве. Это признали многие тогдашние деятели кино. Например режиссёр Григорий Козинцев сказал -«Стиль фильма -единственно возможный, мужественный и спокойный-только так можно говорить о героях. Картина выигрывает от того, что построена на простых, человеческих деталях. Все актёры показали высокий класс.» Многие отмечали реалистическую манеру подачи сюжета. Хвалили отважную команду создателей картины и самого режиссёра, за невиданный до этого эксперимент. А сам Герасимов по его признанию был невероятно тронут тем, что старания его ребят не пропали даром и их картина имела широчайший, массовый резонанс…

Пусть сюжет у фильма и не больно сложен (как вообщем и у всех картин 30-ых), но в картине есть опасности, драматизм, приключения, смелые поступки во время борьбы человека со стихией. Но самое главное в нём -это знакомство с живыми, обаятельными героями.

Их сыграли не слишком известные на тот момент артисты. Тамара Макарова (врач Женя Охрименко), Николай Боголюбов (начальник зимовки -Летников), Иван Новосельцев (лётчик Богун), Олег Жаков (радист Курт), Андрей Апсолов (метеоролог Ось Корфункель), Иван Кузнецов (моторист Саша Рыбников) и дебютировавший в кино молодой Пётр Алейников (смешной поварёнок Малибога)…

Композитор ленты Венедикт Пушков написал замечательный, местами лирический, а иногда и пафосный саундтрек -который удачно дополнил прекрасную картину, и создал саспенс моменты в паре сцен, в середине фильма. Оператор Евгений Величко без малого-внёс не меньший вклад в успех фильма чем режиссёр и актёры. Эти виды заснеженных пустошь и то как показаны метели и разные буйства дикого Севера — прекрасно смотрятся и сегодня, вызывая уважение к тому человеку который стоял за кинокамерой.

«Семеро Смелых» успешно прошли в советском прокате, вызвали горячие отклики в сердцах молодёжи-приумножив тем самым число добровольцев-полярников. Славную песню про покорителей Арктики подхватил весь народ, и в последствии она часто звучала по радио… Сейчас приключенческий фильм Сергея Герасимова входит в рекомендательный список ВГИКа. В который раз остаётся посетовать на то, что нынешние кинематографисты не в состоянии снять нечего подобного, способного к чему то привлечь сегодняшнее молодое поколение…

8 из 10

3 августа 2013

Обыкновенные настоящие люди

Об этом фильме я узнал вовремя чтения захватывающей книги Владимира Санина «Новичок в Антарктиде». О самой книге узнал из одной научно-популярной статьи о исследовании ледников. В названной выше книге автор охарактеризировал этот фильм как «первый и лучший советский кинофильм о полярниках», чем я и был заинтригован.

Честно говоря, тяжело судить о фильме, которому уже стукнуло 76 лет. Что подкупает во время его просмотра, так это простота и простодушие актеров. Если нужна атмосфера другой планеты, то вот она. Другая эпоха, другие люди, другие мечтания. Характеры достаточно хорошо прорисованы. Хотя это и драма по жанру, но присутствуют и шутки и обычные бытовые сцены. Идеологическая составляющая весьма явна, но совсем не навязчива — забавный портрет Ленина в чукотской хижине и прочие моменты совсем не портят впечатление, а скорее даже способствуют укреплению атмосферы фильма.

Фильм смотрится хорошо и сейчас. Особенно он может быть интересен людям интересующимся даже сегодня трудными и опасными полярными исследованиями. История о крепких людях с твердым характером, о тяжелой и опасной, но нужной работе, о молодости и о улыбках. Мне понравилось.

7 из 10

2 июля 2012

Боевик Семеро смелых появился на свет в далеком 1936 году, более полувека тому назад, его режиссером является Сергей Герасимов. Кто играл в фильме: Николай Боголюбов, Тамара Макарова, Иван Новосельцев, Олег Жаков, Петр Алейников, Андрей Апсолон, Иван Кузнецов.

Страна производства - СССР. Семеро смелых — получил среднюю зрительскую оценку от 6,9 до 7,1 балла из 10, что является вполне хорошим результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.