Облик грядущего
Things to Come
6.6
6.6
1936, фантастика, драма, военный
Великобритания, 1 ч 40 мин
В ролях: Рэймонд Мэсси, Эдвард Чэпман, Маргаретта Скотт, Седрик Хардвик, Морис Браддель
и другие
Город Эвритаун, 1940 год. Канун Рождества. Люди готовятся к празднику, на улицах много гуляющих, звучат песни. Но в то же время повсюду рядом с надписями в честь Рождества — на плакатах, расклеенных на стенах, на трамваях, в крупных газетных заголовках — слово «война», «угроза войны», «мир на пороге войны», «европейский ультиматум». В уютной мирной квартире Джона Кэбела трое мужчин, в том числе Пиппа Пассуорти, обсуждают последние события.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Облик грядущего

английское название:

Things to Come

год: 1936
страна:
Великобритания
слоган: «A hundred years ahead of its time.»
режиссер:
сценарий:
продюсер:
видеооператор: Жорж Периналь
композитор:
художники: Джон Армстронг, Рене Хьюберт, Кэтлин Манн, Сэм Уильямс
монтаж: ,
жанры: фантастика, драма, военный
Поделиться
Финансы
Бюджет: 300000
Дата выхода
Мировая премьера: 21 февраля 1936 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 40 мин
Другие фильмы этих жанров
фантастика, драма, военный

Постеры фильма «Облик грядущего», 1936

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Облик грядущего», 1936

Я здесь закон!

Дикими альтернативными историями, подобных серии игр wolfenstein не удивишь. Фильм Мензиеса по рассказу Г. Уэллса стоит особняком, оголяя социальные и нравственные проблемы предвоенного времени. Бездарно растрачивая время и природные запасы Земли, картина ставит немало важные вопросы хождения истории по спирали. На каждом веку не счесть бессмысленных сражений и жертв. Все, к чему прикасаются возомнившие себя богами люди, обесценивается и превращается в грубую силу для бессмысленных идеологий и репрессивных режимов. Старшее поколение с удивлением смотрит на игрушки детей и задается вопросом: чему будут поклоняться внуки их детей.

На дворе беззаботное время перед Рождеством. К реалиям войны относятся скептически. Постоянные упоминания о грядущей войне в газетах вызывают лишь недоумения. Ну не может начаться война, о которой так упорно трубят, - считают горожане. Сама идеология войны не представлена в фильме как нечто ужасное. Это скорее поле для неглубоких, поверхностных размышлений. Один из героев фильма называет Первую мировую войну не таким плохим событием, которая имела за собой благоприятную почву. Политические и идеологические баталии на протяжение всего фильма заходят в тупик.

Отбросив страну в Средневековье со своим деспотизмом и главенством эдакого Гитлера-победоносца идет квази-борьба научного слоя общества в лице ученого и прибывшего мессии в черном костюме и пресмыкающейся сателлиты вождя, толкающего речь о неминуемой победе. С целью сделать эту землю лучшей.

Герберт Уэллс называл товарища Ленина кремлевским мечтателем, который видит мир будущего. Задыхаясь от газа, диктатор произносит пророческие слова: Или мы их, либо они нас сомнут. Авиаторы и наука побеждают. В ход идет настоящая индустриализация и полное раскрытие потенциала человека во благо будущих поколений. Одна парадигма силы и деспотизма сменяется техническим прогрессом. Перед нами 2036 год. удивительно пророческий, со всеми удобствами для человека, от передвижных мостов до грандиозных планов покорения Луны. О дивный новый мир, настоящий рай из человеческих мегаполисов, муравейников и огромных статуй. Снова забыл о чем то главном. О поисках духовности и более грандиозного, нежели технологический прогресс.

История и вправду ходит по спирали. Новым режимом не довольна кучка сепаратистов, призывающая свернуть прогресс и искать другие пути человеческой эволюции. Конечно же, под этими красочными знаменами и громкой бравадой кроятся очередные временщики. Город разбит, все осталось в упадке. и пусть вас не одурманивает его помпезность и его футуристические образы. Великую культуру сменяет прогресс, недающий людям чего того большего, кроме удобств. Как говорил в бреду Франц Биберкопф по прозвищу Трепач, высшей пробы человек - самое мерзкое из существ на земле, и лучше скрываться от его взор в полях.

Надо было замедлить время гораздо раньше и не дать возможности деспотизму и откровенному злу восторжествовать. Тем же деятелям культуры пораскинуть мозгами и принимать более радикальные меры, а не идти на поводу у политиканов и агитаторов, лишь мимолетно подвергая их обструкции тихим голоском. Что - то не так. В ходе человеческой истории из века в век мы попадаем в капкан замкнутого бытия.

Не смотря на относительно оптимистичный финал не без человеческого максимализма в 1936 году кинематографисты не могли предполагать, до каких высот технологического прогресса дойдет человек. Да, мы не покоряем межзвездные пространства, но нам хватило смартфонов и грез интернета, чтоб с головой уйти в мир фантазий, забыв о чем то важном. Потребление и нефть станут спутниками смерти цивилизации.

28 июля 2022

Необратимость

Настало время перейти к списку любимых фильмов корейского режиссёра Пон Джун-хо. Приятно следовать по новому списку, открывая совершенно немыслимые картины, как в прошлом году со списком Квентина Тарантино. Пон Джун-хо уже просмотрено 2 фильма из 10, поэтому приступаю к третьему.

Перед нами одна из первых антиутопий по сценарию самого Герберта Уэллса. Фильм сложный для восприятия современному поколению, так как снят в 1936 году. Это, конечно, не дебютные работы кинематографа от братьев Люмьер, но особенности монтажа на лицо. Картина разделена на несколько глав, а встречают нас пропагандистские лозунги перед началом войны. Общие планы, не зацикливаясь на ком-то особенном. Ирония данного эпизода в том, что все митинги происходят в канун Рождества, отчего можно посмотреть на параллель будущего развития мира. И радость, и печаль, и смех, и страх. Главных героев не выделяют, только на ком-то делают акцент и то для информации перед зрителями. Тон подобного повествования оказывает странное, но положительное влияние. Монтажные склейки, декорации, кадр на кадре для усиления напряжения — это всё свидетельствует об эпохе фильма.

К чему такое начало повествования? Для дальнейшего неизбежного рассказа военного времени. Тут поднимаются драматические нотки ужаса войны, припоминания мой любимый монолог из романа Эриха Марии Ремарка «На Западном фронте без перемен», указывающий на войну государств, на разногласия правительства, а невинные жертвы вынуждены погибать на полях сражений, словно марионетки в тяжёлом бремени ужаса и страха.

Набирая обороты, картина не останавливается на достигнутой войне, а плавно переходит на послевоенную разруху и ужасные последствия. Война — двигатель прогресса? Как раз, наоборот, но фильм старается донести до зрителя процесс развития и эволюции, олицетворяя то, через что должно пройти человечество до достижения невиданных высот. Второстепенные герои, которые в данную эпоху времени переживают проблемы, актуальные для общества. Можно провести линию развития и демонстрацию ценностей, а также указать на безрассудные человеческие потуги. Была одна проблема — люди были озабоченны военным положением и переживали войну. После войны — другая глобальная проблема: инфекция, унесшая жизни многих людей, и у героев иные заботы. В каждую эпоху развития наступают как положительные, так и отрицательные моменты. Философское определение человечества впечатляет точностью, со всеми минусами и погрешностями.

Заключительный третий акт уже преподносит для сравнения совершенно разные по уровню развития государства, что порождает многие пороки человека, доказывая мораль: что человек сам себе враг, погрязший в алчности, жадности и постоянной потребности лучших благ. Здесь великолепно демонстрируется мир будущего. Чувствуется почерк Герберта Уэллса, так как в романе «Машина-времени» были подобные детали. Финал имеет замкнутый круг и говорит о том, что всегда людям будет чего-то не хватать. А к чему может привести постоянное развитие? И нужно ли оно, когда общество не готово? Такой посыл и затрагивает безумный облик грядущего. Гонка вооружений, война, эпидемия, страдания мирного населения и постоянная нехватка лучшего. Эволюция, которая сама себе создаёт актуальные проблемы.

Фильм хоть и вышел в первой половине прошлого века, но не потерял своей актуальности, заглядывает в будущее, в неизбежное грядущее.

1 апреля 2020

Облик прошлого

Фильм Уильяма Кэмерона Мензиеса по сценарию Герберта Джорджа Уэллса «Облик грядущего» всё-таки в первую очередь значим и интересен не с художественной, а с «киноисторической» точки зрения как один из первых фантастических фильмом затрагивающих темы постапокалипсиса, развития цивилизации, плюсов и минусов прогресса.

Всю картину условно можно разделить на три части. Первая часть — это ощущение жителями Эвритайна неизбежности войны и, собственно, сама война, долгая и ужасная. Вторая часть — разрушенный постапокалиптический мир, в котором человечество скатилось до уровня дикарей. И третья часть — победа прогресса и человеческой мысли над варварством и создание идеального (возможно, даже слишком) «города будущего».

В целом, совместная работа Мензиеса и Уэллса, по своей сути, скорее описывает 30—40-ые годы прошлого века, чем рисует будущее. В этом плане Г. Уэллс явно уступает другому прославленному фантасту — Ж. Верну, который в своих произведениях рассказывал и предсказывал такие вещи, которые никак не вытекали из развития общества его времени. Здесь же, предсказание скорой войны — это яркая иллюстрации настроений в обществе и той напряжённой атмосферы, которая царила в Европе между двумя мировыми войнами. Военные события в фильме явно создавались под впечатлениями «золотого века авиации» (1918—1939 г.) и ужаса, который вселяло в людей того времени химическое оружие. (Использование отравляющих газов стало одной их главных инноваций и особенностей Первой мировой, после окончания которой считалось, что именно подобное оружие станет основным во всех будущих конфликтах, на чём и построена вся «военная» составляющая фильма. На самом же деле, из-за своей малоэффективности отравляющие газы практически не использовались во время Второй мировой.) В заключительной части картины, наряду с полётом на Луну с помощью пушки (привет Жоржу Мельесу), показываются разногласия между сторонниками прогресса и теми, в кого такое промышленное развитие общества вселяет ужас. Это противостояние — тоже срез настроений общества первой половины прошлого века, когда каждой новое изобретение становилось событием, а жизнь человека менялась до неузнаваемости, к чему многие были не готовы и просто боялись — современному же зрителю эти ощущения чужды, из-за чего концовка фильма кажется, мягко говоря, довольно неубедительной и морально устаревшей.

Таким образом, обращаясь к свежим идеям развития и будущего, мира после катастрофы, создатели ничего нового и свежего в эти темы не приносят, а используют популярные идеи своего времени (что, всё же, тоже интересно, но уже в качестве знакомства с обликом прошлого). Большинство же диалогов в картине слишком примитивны и надуманы даже для тех лет, а темы пацифизма и гуманизма, мораль фильма поданы довольно прямолинейно и грубо. В то же время, заслуживают внимания и похвал декорации фильма — построенный «идеальный город» не уступает тем представлениям о будущем, которые мы видим в современных фантастических фильмах.

Одним словом, «Облик грядущего» — довольно простая история, но во многом благодаря которой появился новый класс фантастических картин, обращённых к постапокалиптической тематике, что и является главным достижением этого фильма.

7 из 10

16 июля 2016

Предтеча фильмов в стиле дизельпанк

Пророческий фильм по сценарию Герберта Уэллса о том, как война разрушает общество, а вместе с ним — человеческую цивилизацию. Но спасет ли мир научно-общественный строй просвещенных и технически грамотных людей? Точного ответа мы не услышим.

Эту работу называют первым пост-апокалипсическим художественным фильмом. И нет никаких сомнений, что, являясь альтернативой «Метрополису» Фрица Ланга, он вдохновил создателей «Безумного Макса», «Звездных войн» и многих других кинематографистов.

1940-й год. Европейский городок Эвритаун готовится встретить Рождество. Горожане уже привыкли к предупреждениям о грядущей войне, не особенно веря в заголовки газет. Но скоро их уют разорвет бомбардировка и отравит ядовитый газ химического оружия. Далее нагрянет неизлечимая «ходячая болезнь», превращающая людей в зомби. Затем появятся банды мародеров и доморощенные диктаторы. Закон и порядок восстановятся, когда роль спасителей мира возьмут на себя технические гении — авиационные конструкторы и изобретатели. И вот уже человечество готовится к первым космическим полетам. Но способен ли прогресс избавиться от соблазна превратить умные машины в смертоносное оружие?

В меморандуме создателей фильма говорится: «Галиматью, вроде той, что мы находим в

таком фильме, как «Метрополис» Фрица Ланга с его «роботами» — механическими рабочими, сверхнебоскребами и пр. и пр. — нужно раз и навсегда выбросить из головы… Машины раскрепостили людей, и те перестали быть похожими на машины. Это надо твердо помнить. Рабочие, которых вы должны показать, — это индивидуализированные рабочие, дружно и с чувством ответственности исполняющие общее дело».

В фильме показаны невероятные танки и летательные аппараты, циклопические заводы, есть эпизод битвы за бензин и прообраз межгалактического совета. Возможно, современному зрителю сюжет покажется слишком пунктирным, фильм — затянутым, а финал — морализаторским и неубедительным. Но все это перекрывают дизайнерские решения созданной военной и промышленной техники.

«Каждого из нас ждет покой, и имя ему — смерть. Но для Человечества нет ни смерти, ни покоя. Оно должно идти вперед, свершая одно завоевание за другим».

Сегодня фильм доступен в черно-белом и цветном варианте.

8 из 10

28 июля 2015

Война — двигатель прогресса?

Мирное время, Рождество — чистый и светлый праздник, но власти все равно, когда начнется кровопролитие и война. И вот во время Рождества началась долгая и затяжная война, при которой погибло больше половины населения планеты, когда людей поразила «новая чума века», когда появились княжества со своими дурнями-деспотами, когда люди живут в разрушенных каменных джунглях, пьют отравленную воду и ходят в одежде как у зомби.

Но во время упадка всегда находится новое решение, которое движет прогрессом. Но неужели, чтобы создать что-то новое, необходимо уничтожать старое и дать встряску миру? Неужели природа человека убивать самих себя? Даже достигнув уровня цивилизации, как в этой картине, люди все равно не могут жить мирно и все начинает повторяться, находятся новые проблемы и противоречия, и так будет всегда.

Что мне особенно понравилось в картине: для 1936 года достаточно хорошие спецэффекты, масштабные массовые сцены, интересные костюмы и декорации, не плохо продуманный мир, но не хватило более глубоких деталей.

Чего не хватило на мой взгляд: истории конкретной личности, которая прошла бы от начала войны и до ее конца, которая участвовала бы в создании новой цивилизации и в ней существовала. Эта картина об обществе в целом, о множестве героев, которые, на мой взгляд, играют театрально и посредственно. Я думаю, что если бы показали все эти процессы через личность и пережевания, добавив психологизма, сделали бы ее еще ярче.

5 из 10

24 февраля 2015

Пустышка

Ищя интересную фантастику, я наткнулся на этот фильм. Казалось, что по роману Герберта Уэлса, кино не может быть плохим ни при каких обстоятельствах. Ведь в то время писатель еще был жив и лично написал сценарий к фильму, а за 3 года до этого появилась отличная экранизация романа «Человек-невидимка». Но, увы, шедевра не вышло.

Главное достоинство фильма, а по мне так и единственное, — спецэффекты. Из-за них фильм отлично смотрится и по сей день. Множество декораций, костюмов, большая массовка, прорисованные задние планы, отличные кукольные модели — все здесь выполнено на отлично. В этом плане фильм опережает свое время на несколько лет вперед, но в остальном безнадежно отстал. Если развалины Everytown и сейчас смотрятся хорошо, то игра актеров, как и их диалоги, выглядят ужасно. Создается впечатление, что смотришь не фильм, а театральную постановку. Почти все актеры переигрывают, возводя руки к небу и строя чересчур серьезные гримасы. Возможно, в то время еще не все актеры привыкли к кинокамере и играли как при полном зале, но кинематографу уже было 40 лет, а значит играть как в театре уже неприемлемо.

«Облик грядущего» сейчас выглядит как какие-нибудь «Трансформеры». Множество спецэффектов и фантастики, не более. Не понимаю, как на форумах сравнивают этот фильм с «Метрополис». Как будущее бывает разным, так и фильмы.

5 из 10

17 сентября 2013

Антиутопии: Альтернативная история человечества от Герберта Уэллса

Можно ли за полтора часа экранного времени обрасовать парадигму развития современной цивилизации на полтора столетия вперед? Один из самых талантливых людей 20 века взялся за эту задачу. Ему были даны беспрецедентные для сценариста полномочия при создании фильма. Как следствие — получился шедевр. Кстати, если Вы еще не догадались, этот человек — Герберт Уэллс.

В далеком 1934 году, когда был написан сценарий фильма, едва ли кто-то мог предположить, что фильм с точностью в год угадает дату начала Второй мировой войны. В качестве предупреждения мы увидим и дату — 1945 года.

Бомбардировки мирного населения, эпидемии, голод, использование газовых атак при самолетных бомбардировках — все будет показано с хроникальной точностью, хотя это было просто предостережение.

Далее в фильме мы встретимся и с «варварским» послевоенным обществом, и с зарождением новой цивилизации, и с началом космических полетов. Принимая во внимание лаконичный язык повествования и динамичность фильма — картина выдающаяся. Это тот случай, когда философское содержание в полной мере соответствует креативной визуальной подаче.

В своем меморандуме к сценарию Уэллс отмечал, что он добивается прямо противоположного эффекта тому, что сделал Фриц Ланг в своем «Метрополисе». Он писал: «Вообще говоря, вещи, здания будут огромны, это так, но они не будут чудовищны. Люди не будут рабами, не будут все на одно лицо, они станут свободными и разнообразными. Галиматью, вроде той, что мы находим в таком фильме, как «Метрополис» Фрица Ланге с его «роботами» — механическими рабочими, сверхнебоскребами и пр. и пр. — нужно раз и навсегда выбросить из головы перед тем, как приступить к работе над данным фильмом».

Вообще, учитывая что сценарий фильма и все приложения к нему сейчас вполне доступны в открытом доступе на многих языках, могу только порекомендовать почитать их. Это того стоит.

Отмечу лишь, что жанры постапокалиптического кино, фильмов об эпидемиях а также космической фантастики, в той или иной мере, берут начало (или существенно развиты) именно в этой картине Герберта Уэллса.

Думаю, что далее не стоит много рассказывать про эту картину. Ее нужно смотреть и изучать. Каждый ее кадр неимоверно информативен и несет в себе особый футуристический посыл.

Рэймонд Мэсси и Ральф Ричардсон сделали хорошие актерские работы, а сам фильм, по праву является одним из по-настоящему лучших фильмов 1936 года (если не лучшим).

В итоге: этот фильм является антиподом «Метрополиса» Фрица Ланга. Но, если эстетский фильм Ланга остается не более, чем эстетским вектором в развитии кино, то картина Герберта Уэллса претендует на нечто большее.

«Облик грядущего» — это футуристический сценарий развития цивилизации, частичный пророческий характер которого очевиден и известен.

10 из 10

13 апреля 2013

Как факт

Фильм интересен прежде всего как факт. Литературный сценарий Великого мечтателя и, наверное, первого в мире пацифиста (вспомните самую страшную, на мой взгляд, книгу о войне «Война в воздухе») великолепен, а вот киновоплощение оставляет желать лучшего. Получился комикс с гротескными фигурами и статичными театральными диалогами. И даже мужественный диалог благородных летчиков из противодействующих армий не спасает картину, в которой совершенно нет внутренней драматургии.

А вот работа художников, бутафоров и специалистам по спецэффектам выше всяких похвал — они сделали замечательно вещный реальный мир будущего.

Только для ценителей творчества Герберта Уэллса и для студентов киновузов в качестве учебного пособия.

5 из 10

31 января 2011

Фантастика Облик грядущего появился на свет в далеком 1936 году, более полувека тому назад, его режиссером является Уильям Кэмерон Мензиес. Кто играл в фильме: Рэймонд Мэсси, Эдвард Чэпман, Маргаретта Скотт, Седрик Хардвик, Морис Браддель, Софи Стюарт, Деррик Де Марни, Перл Эргил, Кеннет Виллерс, Иван Брандт, Энн МакЛарен, Патриция Хиллиард, Чарльз Карсон, Ноэль Брофи, Энтони Холлс.

Расходы на кино составляют примерно 300000. Страна производства - Великобритания. Облик грядущего — получит рейтинг по Кинопоиску равный примерно 6,6 из 10. Среднее значение, которое удается получить далеко не каждому фильму.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.