Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.3 |
IMDb | 6.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Леночка и виноград |
год: | 1936 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Антонина Кудрявцева |
сценаристы: | Николай Олейников, Евгений Шварц |
видеооператоры: | Павел Посыпкин, Михаил Ротинов |
композитор: | Николай Стрельников |
художник: | Евгения Словцова |
жанры: | комедия, короткометражка |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 16 июля 1936 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 50 мин |
Когда юннат, сачок в руке сжимая,
В лесную чащу лезет наугад,
Он непременно кого-нибудь поймает.
А если нет — какой же он юннат!
Расположившись на палубе парохода, дружно поют пионеры, юные исследователи природы. Вот уже позади Ласточкино гнездо и набережная Ялты — совсем близок виноградарский совхоз, куда ребят направили на отдых, премировав за отличные успехи в учёбе. Но позволят ли они себе проводить время бесцельно, когда в хозяйстве — проблемы? Некий враг, чёрный и пернатый, расхищает гордость республики, самый скороспелый в мире виноград. И дети с блеском прогоняют его, установив целый отряд грозных пугал. Но тут обнаруживается, что существует другой враг, двуногий, намного более зловредный, уносящий гроздья целыми корзинами. Поймать его — вот нелёгкая задача, но какой пионер боится трудностей?
Лидер ребячьего коллектива — несравненная Леночка, бойкая, отчаянная и упрямая юннатка. Её непоседливое обаяние, её трудовой задор огромны и всесокрушительны. Она не даст сказать ни слова возражения, пока всё не будет по ней. Ловить вора — значит ловить вора: все за мной, бегом! И хорошие мальчики и девочки устремляются за своей предводительницей. Все они — не более чем статисты, ограничиваются парой незначительных реплик и вежливо уступают Леночке право сиять. И центральная героиня тянет на своих хрупких плечах весь этот небольшой, всего-то пятидесятиминутный фильм, завладевая вниманием зрителя, да так, что время пролетает незаметно. Янина Жеймо, обладательница прекрасного эксцентрического таланта в лучших традициях Бастера Китона и Чарли Чаплина, имеет ещё одну особенность — в свои двадцать пять она выглядит юной девочкой. Это и определило её амплуа — играть подростков, персонажей-травести. Самая звёздная роль ещё впереди, в послевоенной «Золушке». Но и в 1936-ом её Леночка приводит, ни много ни мало, в восхищение — как цельный, сформировавшийся комедийный персонаж очень высокого уровня.
Во второй половине тридцатых в самом расцвете был агитпроп, фильмы о рабочем классе, строителях социализма. Идиллические, жизнерадостные «Весёлые ребята» и «исторически-правильный» «Чапаев» уже несколько лет в прокате. В этих условиях картина «Леночка и виноград», чересчур многое взявшая от трюковой, эксцентрический комедии, из эпохи немого кино, теряет актуальность. Кроме того, фильм, мягко говоря, не соответствует принципам соцреализма. Неправдоподобный, хотя и положительный, образ Леночки затмевает собой всё и вся, не дав больше никому раскрыться. Жизнь простого советского народа ничуть не показана — бледные образы угрюмого конюха, недальновидного директора совхоза и слащавого повара, дяди Пети, не вызывают ни малейшей симпатии; разве что чуткий, гуманный учитель, Борис Борисыч, может быть записан в актив.
Более того, сценаристы, детские писатели Евгений Щварц и Николай Олейников, позволили себе небольшое, едва заметное озорство, лёгкую иронию над советским строем. Крохотная Леночка необычайно ловко заставляет прекратить играть целый оркестр красноармейцев, а потом и вовсе велит им идти на цыпочках! Здесь армия, этот оплот рабочих и крестьян, словно выставлена на посмешище. Герои же, в особенности дети, постоянно заняты поиском «классовых врагов» (похитителей винограда), чуть ли не одержимы этим, словно олицетворяя собой чересчур болезненное внимание советской власти к этому вопросу. Крамольные черты сценария проглядываются лишь чуть-чуть, могут трактоваться по-разному, а юные зрители и вовсе едва ли их уловят. Тем не менее, судьба фильма была решена. Первоначально планировалось снять несколько серий о похождениях бойкой юннатки, но после «Леночки и винограда» ни один фильм так и не был сделан.
Картина, далёкая от нудного морализаторства и нравоучений, всё же имеет свою нехитрую мысль. Состоит она совсем не в том, что нужно повсюду искать «классовых врагов», а в том, что нужно быть бдительным и уметь разбираться в людях. Особенно — детям, потому что с возрастом всё равно так или иначе приобретаешь эти качества. Леночка и её товарищи наивно, слепо идут на улыбку, не замечая, что это не более чем приманка, и за внешней жизнерадостностью и готовностью всегда купаться вместе с тобой в море кроется тёмная натура, а врагом внезапно может оказаться тот, кого меньше всего подозреваешь. И тут снова невольно вспоминается пресловутая советская власть, которая, казалось бы, взяв на вооружение эту истинную мысль, извратила её, сплела её с низменными личностями руководителей и породила в итоге красно-кровавый жуткий механизм.
В 1936-ом репрессии уже идут, но Большому террору ещё только предстоит разверзнуться. Расстреляют сценариста Олейникова, расстреляют предполагаемого композитора фильма Гейгнера (предполагаемого — потому что в титрах его имя было заменено на другое). Евгений Шварц чудом избежит ареста. Юным детям, ровесникам героев, предстоит испытать ужасы первых лет войны и, с большой вероятностью, быть погребёнными на полях сражений. Янина Жеймо после войны эмигрирует из СССР. Сказка, запечатлённая в предвоенном советском кино, окажется затоптанной, уничтоженной, разрушенной. И кажется, что нет никакой связи между ними и нами: всё перемолото историей, всё растерзано в пепел. И лишь где-то там, в удивительном, легендарном прошлом, насчёт которого возникают даже сомнения — были ли это на самом деле? — вдоль берега Крыма плывёт пароход, сидят на его палубе юннаты и, воодушевлённые безграничными жизненными горизонтами, поют:
Сачком, лопатой, сеткою, киркою,
Крючком и крепкой удочкой своей
Умей бороться, открывать и строить.
И побеждать врагов своих умей!
18 августа 2014
Второй фильм дилогии о бойкой пионерке Леночке. На этот раз неугомонная коротышка и её друзья-юннаты под руководством учителя биологии Бориса Борисовича приезжают на каникулы в один из южных колхозов, где вступают в борьбу с вредителями виноградных полей. Крылатыми, ползающими и… ходящими на двух ногах…
И если в борьбе с насекомыми и птицами достаточно зловещих арт-пугал, травяных усов и страшных взмахов руками, то распознать вора-человека оказывается не так просто. Особенно простодушным детям, особенно, если возле них добрейший и милейший повар дядя Петя, особенно если учитель Борис Борисович что-то скрывает, а совхозный кучер Цыган угрюм, страшен и непонятно о чём говорит с лошадьми… Дети знают, что враги должны сторониться людей, потому что им есть, что скрывать, что они должны быть неразговорчивы, хмуры и неприветливы, ведь тяжёлые подлые мысли не располагают к веселью и любезности. Но дети не знают, что взрослые часто притворяются не теми, кем на самом деле являются. Наивные пионеры не знают, что бывает так, что зло притаилось именно там, где изобилие, достаток, сытость, тепло, обаяние и душа нараспашку, что настоящие руки вора — те, которые ласкают тебя.
Фильм полон иронии на советский официоз и просто очень смелых намёков. В крадущихся на цыпочках важных красноармейцах, в образах арт-пугал, в смешных противогазах, в орущем во всё горло пионере, заглушающем слова «общее собрание объявляю открытым», чувствуется присутствие двух мастеров-хулиганов, чьё обаяние мастерски перенесено на экран съёмочной группой Антонины Кудрявцевой.
А что касается намёков, то тоталитаризм — это улыбающиеся тёплыми улыбками вожди, этакие повара всеобщего счастья дяди Пети, окружённые детьми и спелыми сочными фруктами… Олейников со Шварцем не могли этого пропустить…
-Скажи мне: будешь ли ты когда-нибудь…
- Не буду, не буду, никогда не буду…
-Подожди…
- Да, нет… Я тебя спрашиваю, будешь ли ты когда-нибудь по-настоящему разбираться в людях?
8 из 10
8 июня 2012