Борцы
5.5
1936, драма
СССР, Германия, 1 ч 15 мин
В ролях: Лотта Лёбингер, Бруно Шмидтсдорф, Грегор Гог, Ингеборг Франке, Генрих Грейф
и другие
Начало 1933-го года. В маленьком немецком городе убит рабочий Ганс Лемке, узнавший о секретном военном производстве на местной парфюмерной фабрике. Его брат, Фриц, мечтавший о футбольной карьере, оставляет свои планы ради того, чтобы вывести убийц Ганса на чистую воду. От одного из местных проходимцев по имени Отто Фрицу с друзьями удаётся узнать, что боевики СА собираются устроить поджог фабрики, чтобы скрыть следы преступления. Но это оказывается провокацией. Теперь сам Фриц становится подозреваемым в этом преступлении. Процесс по делу о поджоге парфюмерной фабрики начинается параллельно с процессом о поджоге рейхстага. Пример неукротимого борца с фашизмом Георгия Димитрова становится для Фрица Лемке образцом для подражания…
Дополнительные данные
оригинальное название:

Борцы

год: 1936
страны:
СССР, Германия
режиссер:
сценаристы: , ,
продюсер:
видеооператор: Бенцион Монастырский
композитор:
художник: Тео Отто
монтаж:
жанр: драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 10 сентября 1936 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 15 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Отзывы критиков о фильме «Борцы», 1936

Густав фон Вангенхайм был одним из ведущих актёров немецкого авангарда, сыграв, в частности, в фильмах Фридриха Вильгельма Мурнау и Фрица Ланга. Он был коммунистом, оттого не мог оставаться в Германии после прихода к власти нацистов, поскольку Гитлер с самого начала объявил коммунизму войну. Убежище Вангенхайм нашёл в Советском Союзе, который казался ему из немецкого далёка сущим раем на земле. Именно в СССР Вангенхайм дебютировал как режиссёр, сняв ныне забытый фильм «Борцы», о деятелях коммунистического подполья, противостоящих расползанию нацизма по стране. Героизация борьбы одиночек против всесильной тоталитарной машины делала фильм интересным не только для тех, кто разделял коммунистическую позицию автора. Его фильм возвышенно-романтичен, по-своему гуманистичен, ведь режиссёр затрагивает тему маленького человека, и приводит зрителя к выводу о неизбежности революции и свержении тоталитарного строя.

Сложно сказать, почему «Борцы» не оказались на передовой социалистического реализма. Возможно, оттого, что спустя некоторое время после окончания съёмок политика в СССР изменилась. Отныне было решено дружить с Гитлером против прогнившей западной демократии. Апофеозом этой дружбы стал секретный пакт Молотова-Риббентропа о разделе влияния в мире, а потому антифашист Вангенхайм оказался в стране победившего социализма нежелательной фигурой. От тюрьмы его спасло только сотрудничество с органами против своих друзей, некоторых из которых навеки поглотил ГУЛАГ.

Осуждать режиссёра дело, конечно, неблагородное. В тех обстоятельствах, в которые умело ставить даже честного человека НКВД, сохранить свою душу было непросто. За спиной маячила бездна, из которой нет возврата в прежний мир, а перед воображением, с умелой подачи сотрудника НКВД, возникали оправдывающие предательство картины. Вот и Вангенхайм поддался искушению жить прежней богатой жизнью, сдав парочку друзей. Он даже получил возможность в ГДР вернуться к режиссуре и вновь отдаться антифашистской теме, благо после войны в официальном советском кино эта тема стала одной из главных.

«Борцы» намеренно коммунистическое по духу полотно, где рабочие фабрики противостоят заговору нацистов. Карл Маркс и В. И. Ленин не зря считали рабочий класс прогрессивным — он действительно способен объединиться ради общего дела и бесстрашно вступить в бой. Гибель товарища никем не забыта. И неважно, что у нацистов влияние — осознание своей правоты и крепкое плечо товарища наделяют человека недюжинной смелостью, так что не способно выстоять никакое зло. И особенно важен пафос борьбы за правое дело, которым проникнута буквально каждая сцена дебюта советского немца. Победа зла возможна только при условии бездействия добра — эта знаменитая фраза Эдмунда Бёрка как никогда актуальна. Нацизм победил, по мысли Вангенхайма, именно потому, что как европейские, так и страны социалистического блока находили политическую волю фюрера прогрессивной, не замечая преступлений. Подобно как приход Гитлера к власти ознаменовался поджогом рейхстага, так и расцвет его правления вылился в кровопролитную войну. И косвенная вина в миллионах погибших, как на полях Европы, так и на нашей собственной земле, лежит, безусловно, и на Сталине, до последнего убеждённого в дружеских чувствах Гитлера относительно СССР.

«Борцы», безусловно, идеологическое кино, поскольку публицистичность и декларативность лозунгов довлеет над сюжетом. Но это не делает фильм Вангенхайма хуже, чем он есть. Восхищает искренний интерес режиссёра к судьбам простых людей, убеждённость постановщика в том, что порядочный человек не может поступаться принципами и не замечать творящуюся несправедливость. Возможно, ты не победишь, но главное не оставаться безучастным. Работа Вангенхайма кардинально отличается от ряда советских агиток тех же лет именно этой искренней верой в лучшие черты людей и даже явно идеализированный образ коммуниста Дмитрова не раздражает. Режиссёр верил в справедливое общество, где от каждого по способностям и каждому по потребностям. Для него Советский Союз был некоей утопией, так сказать идеальной реальностью из философии романтизма. Он верил, что именно СССР возглавит борьбу против Гитлера, и прославлял в своём искреннем фильме, прежде всего, справедливый советский строй. С высоты нашего времени можно лишь пожалеть, что его благой призыв остался неуслышанным в Стране Советов, а коммунизм в итоге оказался такой же тоталитарной доктриной, как и нацизм.

«Борцы» тоже своеобразная сказка на политическом материале, как и более поздняя «Клятва» грузинского режиссёра Михаила Чиаурели. Этот фильм чёрно-белый не только по цветовой гамме, но и по содержанию. События происходят здесь и сейчас, словно в соответствии с поздним манифестом неореализма, а битва со злом разворачивается не в душе человека, а в современной режиссёру Германии. Промолчишь — и зло захватит весь мир.

Вангенхайм рано увидел тот змеиный яд, что скрывала в себе социальная программа Гитлера. Он не мог и не хотел приспособиться к изменившейся действительности, как его коллеги Файт Харлан и Лени Рифеншталь. Вангенхайм понимал, что человек труда падёт первой жертвой нацистской воли к власти. Оттого не так уж удивительно, что коммунизм, позиционировавшийся как философия борьбы с притеснением и угнетением рабочего класса, оказался близок режиссёру. И его дебютный фильм стал своеобразным памятником наивной, но искренней веры автора в братство всех трудящихся и в необходимость отстаивать свои права. Он и сейчас, спустя столько лет, захватывает пафосом революционной борьбы масс за светлое будущее, пусть автор и ошибался, как и многие другие иностранцы, относительно райской жизни в коммунистической стране.

Режиссёр предал собственные идеалы, став вдохновенным сексотом НКВД, но зато современный зритель, посмотрев его фильм, сделает правильные выводы о том, что надо бороться за свои права и никогда не сдаваться. Всегда нужны борцы — и при Гитлере, и при Сталине, и при Путине. Ведь жизнь — это борьба, пусть часто мы и забываем эту мудрую фразу стоика Сенеки.

7 из 10

2 июня 2019

Густав фон Вангенхайм был одним из ведущих актёров немецкого авангарда, сыграв, в частности, в фильмах Фридриха Вильгельма Мурнау и Фрица Ланга. Он был коммунистом, оттого не мог оставаться в Германии после прихода к власти нацистов, поскольку Гитлер с самого начала объявил коммунизму войну. Убежище Вангенхайм нашёл в Советском Союзе, который казался ему из немецкого далёка сущим раем на земле. Именно в СССР Вангенхайм дебютировал как режиссёр, сняв ныне забытый фильм «Борцы», о деятелях коммунистического подполья, противостоящих расползанию нацизма по стране. Героизация борьбы одиночек против всесильной тоталитарной машины делала фильм интересным не только для тех, кто разделял коммунистическую позицию автора. Его фильм возвышенно-романтичен, по-своему гуманистичен, ведь режиссёр затрагивает тему маленького человека, и приводит зрителя к выводу о неизбежности революции и свержении тоталитарного строя.

Сложно сказать, почему «Борцы» не оказались на передовой социалистического реализма. Возможно, оттого, что спустя некоторое время после окончания съёмок политика в СССР изменилась. Отныне было решено дружить с Гитлером против прогнившей западной демократии. Апофеозом этой дружбы стал секретный пакт Молотова-Риббентропа о разделе влияния в мире, а потому антифашист Вангенхайм оказался в стране победившего социализма нежелательной фигурой. От тюрьмы его спасло только сотрудничество с органами против своих друзей, некоторых из которых навеки поглотил ГУЛАГ.

Осуждать режиссёра дело, конечно, неблагородное. В тех обстоятельствах, в которые умело ставить даже честного человека НКВД, сохранить свою душу было непросто. За спиной маячила бездна, из которой нет возврата в прежний мир, а перед воображением, с умелой подачи сотрудника НКВД, возникали оправдывающие предательство картины. Вот и Вангенхайм поддался искушению жить прежней богатой жизнью, сдав парочку друзей. Он даже получил возможность в ГДР вернуться к режиссуре и вновь отдаться антифашистской теме, благо после войны в официальном советском кино эта тема стала одной из главных.

«Борцы» намеренно коммунистическое по духу полотно, где рабочие фабрики противостоят заговору нацистов. Карл Маркс и В. И. Ленин не зря считали рабочий класс прогрессивным — он действительно способен объединиться ради общего дела и бесстрашно вступить в бой. Гибель товарища никем не забыта. И неважно, что у нацистов влияние — осознание своей правоты и крепкое плечо товарища наделяют человека недюжинной смелостью, так что не способно выстоять никакое зло. И особенно важен пафос борьбы за правое дело, которым проникнута буквальна каждая сцена дебюта советского немца. Победа зла возможна только при условии бездействия добра — эта знаменитая фраза Эдмунда Бёрка как никогда актуальна. Нацизм победил, по мысли Вангенхайма, именно потому, что как европейские, так и страны социалистического блока находили политическую волю фюрера прогрессивной, не замечая преступлений. Подобно как приход Гитлера к власти ознаменовался поджогом рейхстага, так и расцвет его правления вылился в кровопролитную войну. И косвенная вина в миллионах погибших, как на полях Европы, так и на нашей собственной земле, лежит, безусловно, и на Сталине, до последнего убеждённого в дружеских чувствах Гитлера относительно СССР.

«Борцы», безусловно, идеологическое кино, поскольку публицистичность и декларативность лозунгов довлеет над сюжетом. Но это не делает фильм Вангенхайма хуже, чем он есть. Восхищает искренний интерес режиссёра к судьбам простых людей, убеждённость постановщика в том, что порядочный человек не может поступаться принципами и не замечать творящуюся несправедливость. Возможно, ты не победишь, но главное не оставаться безучастным. Работа Вангенхайма кардинально отличается от ряда советских агиток тех же лет именно этой искренней верой в лучшие черты людей и даже явно идеализированный образ коммуниста Дмитрова не раздражает. Режиссёр верил в справедливое общество, где от каждого по способностям и каждому по потребностям. Для него Советский Союз был некоей утопией, так сказать идеальной реальностью из философии романтизма. Он верил, что именно СССР возглавит борьбу против Гитлера, и прославлял в своём искреннем фильме, прежде всего, справедливый советский строй. С высоты нашего времени можно лишь пожалеть, что его благой призыв остался неуслышанным в Стране Советов, а коммунизм в итоге оказался такой же тоталитарной доктриной, как и нацизм.

«Борцы» тоже своеобразная сказка на политическом материале, как и более поздняя «Клятва» грузинского режиссёра Михаила Чиаурели. Этот фильм чёрно-белый не только по цветовой гамме, но и по содержанию. События происходят здесь и сейчас, словно в соответствии с поздним манифестом неореализма, а битва со злом разворачивается не в душе человека, а в современной режиссёру Германии. Промолчишь — и зло захватит весь мир.

Вангенхайм рано увидел тот змеиный яд, что скрывала в себе социальная программа Гитлера. Он не мог и не хотел приспособиться к изменившейся действительности, как его коллеги Файт Харлан и Лени Рифеншталь. Вангенхайм понимал, что человек труда падёт первой жертвой нацистской воли к власти. Оттого не так уж удивительно, что коммунизм, позиционировавшийся как философия борьбы с притеснением и угнетением рабочего класса, оказался близок режиссёру. И его дебютный фильм стал своеобразным памятником наивной, но искренней веры автора в братство всех трудящихся и в необходимость отстаивать свои права. Он и сейчас, спустя столько лет, захватывает пафосом революционной борьбы масс за светлое будущее, пусть автор и ошибался, как и многие другие иностранцы, относительно райской жизни в коммунистической стране.

Режиссёр предал собственные идеалы, став вдохновенным сексотом НКВД, но зато современный зритель, посмотрев его фильм, сделает правильные выводы о том, что надо бороться за свои права и никогда не сдаваться. Всегда нужны борцы — и при Гитлере, и при Сталине, и при Путине. Ведь жизнь — это борьба, пусть часто мы и забываем эту мудрую фразу стоика Сенеки.

Посвящается Денису, неутомимому исследователю раритетного кино

7 из 10

15 ноября 2017

Густав фон Вангенхайм был одним из ведущих актёров немецкого авангарда, сыграв, в частности, в фильмах Фридриха Вильгельма Мурнау и Фрица Ланга. Он был коммунистом, оттого не мог оставаться в Германии после прихода к власти нацистов, поскольку Гитлер с самого начала объявил коммунизму войну. Убежище Вангенхайм нашёл в Советском Союзе, который казался ему из немецкого далёка сущим раем на земле. Именно в СССР Вангенхайм дебютировал как режиссёр, сняв ныне забытый фильм «Борцы», о деятелях коммунистического подполья, противостоящих расползанию нацизма по стране. Героизация борьбы одиночек против всесильной тоталитарной машины делала фильм интересным не только для тех, кто разделял коммунистическую позицию автора. Его фильм возвышенно-романтичен, по-своему гуманистичен, ведь режиссёр затрагивает тему маленького человека, и приводит зрителя к выводу о неизбежности революции и свержении тоталитарного строя.

Сложно сказать, почему «Борцы» не оказались на передовой социалистического реализма. Возможно, оттого, что спустя некоторое время после окончания съёмок политика в СССР изменилась. Отныне было решено дружить с Гитлером против прогнившей западной демократии. Апофеозом этой дружбы стал секретный пакт Молотова-Риббентропа о разделе влияния в мире, а потому антифашист Вангенхайм оказался в стране победившего социализма нежелательной фигурой. От тюрьмы его спасло только сотрудничество с органами против своих друзей, некоторых из которых навеки поглотил ГУЛАГ.

Осуждать режиссёра дело, конечно, неблагородное. В тех обстоятельствах, в которые умело ставить даже честного человека НКВД, сохранить свою душу было непросто. За спиной маячила бездна, из которой нет возврата в прежний мир, а перед воображением, с умелой подачи сотрудника НКВД, возникали оправдывающие предательство картины. Вот и Вангенхайм поддался искушению жить прежней богатой жизнью, сдав парочку друзей. Он даже получил возможность в ГДР вернуться к режиссуре и вновь отдаться антифашистской теме, благо после войны в официальном советском кино эта тема стала одной из главных.

«Борцы» намеренно коммунистическое по духу полотно, где рабочие фабрики противостоят заговору нацистов. Карл Маркс и В. И. Ленин не зря считали рабочий класс прогрессивным — он действительно способен объединиться ради общего дела и бесстрашно вступить в бой. Гибель товарища никем не забыта. И неважно, что у нацистов влияние — осознание своей правоты и крепкое плечо товарища наделяют человека недюжинной смелостью, так что не способно выстоять никакое зло. И особенно важен пафос борьбы за правое дело, которым проникнута буквальна каждая сцена дебюта советского немца. Победа зла возможна только при условии бездействия добра — эта знаменитая фраза Эдмунда Бёрка как никогда актуальна. Нацизм победил, по мысли Вангенхайма, именно потому, что как европейские, так и страны социалистического блока находили политическую волю фюрера прогрессивной, не замечая преступлений. Подобно как приход Гитлера к власти ознаменовался поджогом рейхстага, так и расцвет его правления вылился в кровопролитную войну. И косвенная вина в миллионах погибших, как на полях Европы, так и на нашей собственной земле, лежит, безусловно, и на Сталине, до последнего убеждённого в дружеских чувствах Гитлера относительно СССР.

«Борцы», безусловно, идеологическое кино, поскольку публицистичность и декларативность лозунгов довлеет над сюжетом. Но это не делает фильм Вангенхайма хуже, чем он есть. Восхищает искренний интерес режиссёра к судьбам простых людей, убеждённость постановщика в том, что порядочный человек не может поступаться принципами и не замечать творящуюся несправедливость. Возможно, ты не победишь, но главное не оставаться безучастным. Работа Вангенхайма кардинально отличается от ряда советских агиток тех же лет именно этой искренней верой в лучшие черты людей и даже явно идеализированный образ коммуниста Дмитрова не раздражает. Режиссёр верил в справедливое общество, где от каждого по способностям и каждому по потребностям. Для него Советский Союз был некоей утопией, так сказать идеальной реальностью из философии романтизма. Он верил, что именно СССР возглавит борьбу против Гитлера, и прославлял в своём искреннем фильме, прежде всего, справедливый советский строй. С высоты нашего времени можно лишь пожалеть, что его благой призыв остался неуслышанным в Стране Советов, а коммунизм в итоге оказался такой же тоталитарной доктриной, как и нацизм.

«Борцы» тоже своеобразная сказка на политическом материале, как и более поздняя «Клятва» грузинского режиссёра Михаила Чиаурели. Этот фильм чёрно-белый не только по цветовой гамме, но и по содержанию. События происходят здесь и сейчас, словно в соответствии с поздним манифестом неореализма, а битва со злом разворачивается не в душе человека, а в современной режиссёру Германии. Промолчишь — и зло захватит весь мир.

Вангенхайм рано увидел тот змеиный яд, что скрывала в себе социальная программа Гитлера. Он не мог и не хотел приспособиться к изменившейся действительности, как его коллеги Файт Харлан и Лени Рифеншталь. Вангенхайм понимал, что человек труда падёт первой жертвой нацистской воли к власти. Оттого не так уж удивительно, что коммунизм, позиционировавшийся как философия борьбы с притеснением и угнетением рабочего класса, оказался близок режиссёру. И его дебютный фильм стал своеобразным памятником наивной, но искренней веры автора в братство всех трудящихся и в необходимость отстаивать свои права. Он и сейчас, спустя столько лет, захватывает пафосом революционной борьбы масс за светлое будущее, пусть автор и ошибался, как и многие другие иностранцы, относительно райской жизни в коммунистической стране.

Режиссёр предал собственные идеалы, став вдохновенным сексотом НКВД, но зато современный зритель, посмотрев его фильм, сделает правильные выводы о том, что надо бороться за свои права и никогда не сдаваться. Всегда нужны борцы — и при Гитлере, и при Сталине, и при Путине. Ведь жизнь — это борьба, пусть часто мы и забываем эту мудрую фразу стоика Сенеки.

Посвящается Денису, неутомимому исследователю раритетного кино

7 из 10

12 ноября 2017

Пролетарская мистерия потомственного аристократа

Сама жизнь барона Инго Клеменса Густава Адольфа фон Вангенхайма: потомственного аристократа и актера, театрального деятеля, режиссера, драматурга, партийного функционера, близкого друга таких разных людей, как Фритц Ланг и Вильгельм Пик — уже представляет собой готовый сценарий для фильма. Антифашист и сталинист; искренне верящий в торжество коммунизма фанатик, и сибарит в личной жизни; человек, непосредственно принявший участие в становлении легендарного немецкого киноэкспрессионизма и художник, предпочитающий упрощенные плакатные формы… В этой фигуре словно сплелись и перемешались сразу несколько личностей, некоторые из которых спустя годы выглядят не самым привлекательным образом: например, та, что писала доносы в НКВД на своих друзей и соратников. Другие, как та, что снималась в главных ролях у Мурнау и Ланга, а затем уходила из кино ради того, чтобы создать с нуля свой собственный театр — совсем иначе. И где-то посередине между ними потерявший приставку «фон» Густав Вангенхайм, снимающий в Москве с помощью труппы немецких актеров-эмигрантов агитационно-пропагандистский лубок «Kaempfer».

Учитывая прошлое бывшего барона, его вовлеченность в становление фирменного стиля немецкого кинематографа, участие в его дебютной режиссерской картине настоящих и будущих звезд германского кино Александра Гранаха и Лотты Лёбингер, фильм мог получиться совсем иным. Вот только нужно ли было это Вангенхайму? Ведь он к середине 30-х годов XX-го века давно уже успел разочароваться в многочисленных художественных течениях и уверенно пришел к мысли, что с простым и не очень грамотным зрителем (а именно к таким он предпочитал обращаться в своем творчестве) противопоказано разговаривать усложненным языком. Площадное искусство Средневековья, христианские мистерии пополам с буффонадой, святочный вертеп с легко читаемой моралью — вот те ориентиры, по которым сверялся «пролетарский» автор с совсем «непролетарским» происхождением. Иконой для него был Владимир Маяковский, и даже Бертольд Брехт казался барону слишком сложным и «оппортунистическим», пусть даже одна из главных героинь его дебютной картины и напоминает поначалу мамашу Кураж.

На самом деле матушка Лемке (ее ни разу в фильме не назовут по имени) — это полный антипод брехтовского персонажа. Скорее это, если говорить современным языком, «прокачанный» образ Ниловны из «Матери» Горького, которая вместо того, чтобы следовать за своим сыном, ведет его за собой, вовлекая в справедливую априори борьбу за «свет» против «мрака». В «Kaempfer» именно сын является ведомым, следующим в фарватере могучего корабля своей матери. Именно она побуждает Фритца вылезти из своей уютной футбольной норы, в которой он готовит себя к карьере великого игрока, и оглянуться вокруг, чтобы увидеть надвигающееся торжество черных сил, уже забравших с собой жизнь его брата и не собирающихся останавливаться перед новыми преступлениями. Матушка Лемке готова пожертвовать и своим оставшимся сыном, и будущей невесткой, и самой собой — ради того, чтобы другим матерям не пришлось нести на алтарь Молоха своих детей. Посыл фон Вангенхайма прямолинеен, дальше некуда — но он ведь и не собирался ничего усложнять. А Лотта Лёбингер передает это послание с экрана со страстью и убежденностью прирожденного агитатора.

На фоне мощной работы актрисы остальные положительные персонажи остаются в тени, зато на передний план выходят карикатурные образы отрицательных героев. Особенно старается Роберт Трёш в роли патологического предателя Отто Отто. Он настолько не жалеет красок, чтобы выставить своего персонажа на всеобщее посмешище, что это даже не кажется переигрыванием — просто элементом авторского стиля, в котором дуэт этого самого дважды Отто с комиссаром штурмовиков Айкхофом выглядит клоунадой настолько злой, что даже у самого толстокожего зрителя должно проснуться чувство брезгливости. Это уже не люди — мерзкие насекомые, давить которых желательно на стадии личинок.

Вангенхайм снимал плакат, используя для этого самые наглядные образы. И ход с переплетением двух сюжетных линий: реального процесса над Георгием Димитровым и выдуманного дела о поджоге парфюмерной фабрики — выглядит если и не гениальным, то во всяком случае идеально отвечающим целям и задачам, которые режиссер перед собой ставил. Хроникальные кадры создают эффект полной достоверности, а фикшн-стори позволяет достучаться до сердец далеких от политики людей, заставить их поверить в то, что показанное на экране — не частный случай, а система, с которой нельзя мириться. Другое дело, что взамен фон Вангенхайм и ему подобные предлагали мало чем отличающуюся систему, в которой сцены в концентрационном лагере для некоторых участников съемки вскоре стали реальностью не без помощи самого заботившегося о собственном благополучии и куске хлеба с икрой барона.

В мире же, что остался за финальными титрами, концлагеря существуют только в Германии, но и их ворота вот-вот раскроются, когда матушка Лемке со своим сыном, его невестой и его друзьями выйдут на улицы и снесут мрачные фашистские силы, пройдя очищающей волной по Александер-Платц. Вот только пока снимать антифашистские демонстрации приходится на Васильевском спуске возле Кремля, а не успеет фильм выйти на экраны, как его посыл станет неудобен властям, заключившим союз с теми, кто совсем недавно был, а вскоре опять будет — их злейшим врагом. Фон Вангенхайм сразу станет не нужен и неудобен, его планы по созданию немецкой киностудии в Москве похоронены, и только начавшаяся война вернет его из творческого небытия. Но, как говорит один известный актер в популярной телепередаче — «это уже совсем другая история».

17 сентября 2017

Драма Борцы появился на свет в далеком 1936 году, более полувека тому назад, его режиссером является Густав фон Вангенхайм. Кто играл в фильме: Лотта Лёбингер, Бруно Шмидтсдорф, Грегор Гог, Ингеборг Франке, Генрих Грейф, Александр Тимонтаев, Роберт Трёш, Александр Гранах, Евгения Мезенцева, Людмила Глазова, Эрнст Буш, Лотар Вульф, Николай Акимов, Pawel Pashkoff, Александр Гейрот.

Производство стран СССР и Германия.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.