Рейтинг фильма | |
IMDb | 5.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Борцы |
год: | 1936 |
страны: |
СССР,
Германия
|
режиссер: | Густав фон Вангенхайм |
сценаристы: | Йорис Ивенс, Альфред Курелла, Густав фон Вангенхайм |
продюсер: | Якоб Фройнд |
видеооператор: | Бенцион Монастырский |
композитор: | Ганс Хауска |
художник: | Тео Отто |
монтаж: | Хелен ван Донген |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 10 сентября 1936 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 15 мин |
Густав фон Вангенхайм был одним из ведущих актёров немецкого авангарда, сыграв, в частности, в фильмах Фридриха Вильгельма Мурнау и Фрица Ланга. Он был коммунистом, оттого не мог оставаться в Германии после прихода к власти нацистов, поскольку Гитлер с самого начала объявил коммунизму войну. Убежище Вангенхайм нашёл в Советском Союзе, который казался ему из немецкого далёка сущим раем на земле. Именно в СССР Вангенхайм дебютировал как режиссёр, сняв ныне забытый фильм «Борцы», о деятелях коммунистического подполья, противостоящих расползанию нацизма по стране. Героизация борьбы одиночек против всесильной тоталитарной машины делала фильм интересным не только для тех, кто разделял коммунистическую позицию автора. Его фильм возвышенно-романтичен, по-своему гуманистичен, ведь режиссёр затрагивает тему маленького человека, и приводит зрителя к выводу о неизбежности революции и свержении тоталитарного строя.
Сложно сказать, почему «Борцы» не оказались на передовой социалистического реализма. Возможно, оттого, что спустя некоторое время после окончания съёмок политика в СССР изменилась. Отныне было решено дружить с Гитлером против прогнившей западной демократии. Апофеозом этой дружбы стал секретный пакт Молотова-Риббентропа о разделе влияния в мире, а потому антифашист Вангенхайм оказался в стране победившего социализма нежелательной фигурой. От тюрьмы его спасло только сотрудничество с органами против своих друзей, некоторых из которых навеки поглотил ГУЛАГ.
Осуждать режиссёра дело, конечно, неблагородное. В тех обстоятельствах, в которые умело ставить даже честного человека НКВД, сохранить свою душу было непросто. За спиной маячила бездна, из которой нет возврата в прежний мир, а перед воображением, с умелой подачи сотрудника НКВД, возникали оправдывающие предательство картины. Вот и Вангенхайм поддался искушению жить прежней богатой жизнью, сдав парочку друзей. Он даже получил возможность в ГДР вернуться к режиссуре и вновь отдаться антифашистской теме, благо после войны в официальном советском кино эта тема стала одной из главных.
«Борцы» намеренно коммунистическое по духу полотно, где рабочие фабрики противостоят заговору нацистов. Карл Маркс и В. И. Ленин не зря считали рабочий класс прогрессивным — он действительно способен объединиться ради общего дела и бесстрашно вступить в бой. Гибель товарища никем не забыта. И неважно, что у нацистов влияние — осознание своей правоты и крепкое плечо товарища наделяют человека недюжинной смелостью, так что не способно выстоять никакое зло. И особенно важен пафос борьбы за правое дело, которым проникнута буквально каждая сцена дебюта советского немца. Победа зла возможна только при условии бездействия добра — эта знаменитая фраза Эдмунда Бёрка как никогда актуальна. Нацизм победил, по мысли Вангенхайма, именно потому, что как европейские, так и страны социалистического блока находили политическую волю фюрера прогрессивной, не замечая преступлений. Подобно как приход Гитлера к власти ознаменовался поджогом рейхстага, так и расцвет его правления вылился в кровопролитную войну. И косвенная вина в миллионах погибших, как на полях Европы, так и на нашей собственной земле, лежит, безусловно, и на Сталине, до последнего убеждённого в дружеских чувствах Гитлера относительно СССР.
«Борцы», безусловно, идеологическое кино, поскольку публицистичность и декларативность лозунгов довлеет над сюжетом. Но это не делает фильм Вангенхайма хуже, чем он есть. Восхищает искренний интерес режиссёра к судьбам простых людей, убеждённость постановщика в том, что порядочный человек не может поступаться принципами и не замечать творящуюся несправедливость. Возможно, ты не победишь, но главное не оставаться безучастным. Работа Вангенхайма кардинально отличается от ряда советских агиток тех же лет именно этой искренней верой в лучшие черты людей и даже явно идеализированный образ коммуниста Дмитрова не раздражает. Режиссёр верил в справедливое общество, где от каждого по способностям и каждому по потребностям. Для него Советский Союз был некоей утопией, так сказать идеальной реальностью из философии романтизма. Он верил, что именно СССР возглавит борьбу против Гитлера, и прославлял в своём искреннем фильме, прежде всего, справедливый советский строй. С высоты нашего времени можно лишь пожалеть, что его благой призыв остался неуслышанным в Стране Советов, а коммунизм в итоге оказался такой же тоталитарной доктриной, как и нацизм.
«Борцы» тоже своеобразная сказка на политическом материале, как и более поздняя «Клятва» грузинского режиссёра Михаила Чиаурели. Этот фильм чёрно-белый не только по цветовой гамме, но и по содержанию. События происходят здесь и сейчас, словно в соответствии с поздним манифестом неореализма, а битва со злом разворачивается не в душе человека, а в современной режиссёру Германии. Промолчишь — и зло захватит весь мир.
Вангенхайм рано увидел тот змеиный яд, что скрывала в себе социальная программа Гитлера. Он не мог и не хотел приспособиться к изменившейся действительности, как его коллеги Файт Харлан и Лени Рифеншталь. Вангенхайм понимал, что человек труда падёт первой жертвой нацистской воли к власти. Оттого не так уж удивительно, что коммунизм, позиционировавшийся как философия борьбы с притеснением и угнетением рабочего класса, оказался близок режиссёру. И его дебютный фильм стал своеобразным памятником наивной, но искренней веры автора в братство всех трудящихся и в необходимость отстаивать свои права. Он и сейчас, спустя столько лет, захватывает пафосом революционной борьбы масс за светлое будущее, пусть автор и ошибался, как и многие другие иностранцы, относительно райской жизни в коммунистической стране.
Режиссёр предал собственные идеалы, став вдохновенным сексотом НКВД, но зато современный зритель, посмотрев его фильм, сделает правильные выводы о том, что надо бороться за свои права и никогда не сдаваться. Всегда нужны борцы — и при Гитлере, и при Сталине, и при Путине. Ведь жизнь — это борьба, пусть часто мы и забываем эту мудрую фразу стоика Сенеки.
7 из 10
2 июня 2019
Густав фон Вангенхайм был одним из ведущих актёров немецкого авангарда, сыграв, в частности, в фильмах Фридриха Вильгельма Мурнау и Фрица Ланга. Он был коммунистом, оттого не мог оставаться в Германии после прихода к власти нацистов, поскольку Гитлер с самого начала объявил коммунизму войну. Убежище Вангенхайм нашёл в Советском Союзе, который казался ему из немецкого далёка сущим раем на земле. Именно в СССР Вангенхайм дебютировал как режиссёр, сняв ныне забытый фильм «Борцы», о деятелях коммунистического подполья, противостоящих расползанию нацизма по стране. Героизация борьбы одиночек против всесильной тоталитарной машины делала фильм интересным не только для тех, кто разделял коммунистическую позицию автора. Его фильм возвышенно-романтичен, по-своему гуманистичен, ведь режиссёр затрагивает тему маленького человека, и приводит зрителя к выводу о неизбежности революции и свержении тоталитарного строя.
Сложно сказать, почему «Борцы» не оказались на передовой социалистического реализма. Возможно, оттого, что спустя некоторое время после окончания съёмок политика в СССР изменилась. Отныне было решено дружить с Гитлером против прогнившей западной демократии. Апофеозом этой дружбы стал секретный пакт Молотова-Риббентропа о разделе влияния в мире, а потому антифашист Вангенхайм оказался в стране победившего социализма нежелательной фигурой. От тюрьмы его спасло только сотрудничество с органами против своих друзей, некоторых из которых навеки поглотил ГУЛАГ.
Осуждать режиссёра дело, конечно, неблагородное. В тех обстоятельствах, в которые умело ставить даже честного человека НКВД, сохранить свою душу было непросто. За спиной маячила бездна, из которой нет возврата в прежний мир, а перед воображением, с умелой подачи сотрудника НКВД, возникали оправдывающие предательство картины. Вот и Вангенхайм поддался искушению жить прежней богатой жизнью, сдав парочку друзей. Он даже получил возможность в ГДР вернуться к режиссуре и вновь отдаться антифашистской теме, благо после войны в официальном советском кино эта тема стала одной из главных.
«Борцы» намеренно коммунистическое по духу полотно, где рабочие фабрики противостоят заговору нацистов. Карл Маркс и В. И. Ленин не зря считали рабочий класс прогрессивным — он действительно способен объединиться ради общего дела и бесстрашно вступить в бой. Гибель товарища никем не забыта. И неважно, что у нацистов влияние — осознание своей правоты и крепкое плечо товарища наделяют человека недюжинной смелостью, так что не способно выстоять никакое зло. И особенно важен пафос борьбы за правое дело, которым проникнута буквальна каждая сцена дебюта советского немца. Победа зла возможна только при условии бездействия добра — эта знаменитая фраза Эдмунда Бёрка как никогда актуальна. Нацизм победил, по мысли Вангенхайма, именно потому, что как европейские, так и страны социалистического блока находили политическую волю фюрера прогрессивной, не замечая преступлений. Подобно как приход Гитлера к власти ознаменовался поджогом рейхстага, так и расцвет его правления вылился в кровопролитную войну. И косвенная вина в миллионах погибших, как на полях Европы, так и на нашей собственной земле, лежит, безусловно, и на Сталине, до последнего убеждённого в дружеских чувствах Гитлера относительно СССР.
«Борцы», безусловно, идеологическое кино, поскольку публицистичность и декларативность лозунгов довлеет над сюжетом. Но это не делает фильм Вангенхайма хуже, чем он есть. Восхищает искренний интерес режиссёра к судьбам простых людей, убеждённость постановщика в том, что порядочный человек не может поступаться принципами и не замечать творящуюся несправедливость. Возможно, ты не победишь, но главное не оставаться безучастным. Работа Вангенхайма кардинально отличается от ряда советских агиток тех же лет именно этой искренней верой в лучшие черты людей и даже явно идеализированный образ коммуниста Дмитрова не раздражает. Режиссёр верил в справедливое общество, где от каждого по способностям и каждому по потребностям. Для него Советский Союз был некоей утопией, так сказать идеальной реальностью из философии романтизма. Он верил, что именно СССР возглавит борьбу против Гитлера, и прославлял в своём искреннем фильме, прежде всего, справедливый советский строй. С высоты нашего времени можно лишь пожалеть, что его благой призыв остался неуслышанным в Стране Советов, а коммунизм в итоге оказался такой же тоталитарной доктриной, как и нацизм.
«Борцы» тоже своеобразная сказка на политическом материале, как и более поздняя «Клятва» грузинского режиссёра Михаила Чиаурели. Этот фильм чёрно-белый не только по цветовой гамме, но и по содержанию. События происходят здесь и сейчас, словно в соответствии с поздним манифестом неореализма, а битва со злом разворачивается не в душе человека, а в современной режиссёру Германии. Промолчишь — и зло захватит весь мир.
Вангенхайм рано увидел тот змеиный яд, что скрывала в себе социальная программа Гитлера. Он не мог и не хотел приспособиться к изменившейся действительности, как его коллеги Файт Харлан и Лени Рифеншталь. Вангенхайм понимал, что человек труда падёт первой жертвой нацистской воли к власти. Оттого не так уж удивительно, что коммунизм, позиционировавшийся как философия борьбы с притеснением и угнетением рабочего класса, оказался близок режиссёру. И его дебютный фильм стал своеобразным памятником наивной, но искренней веры автора в братство всех трудящихся и в необходимость отстаивать свои права. Он и сейчас, спустя столько лет, захватывает пафосом революционной борьбы масс за светлое будущее, пусть автор и ошибался, как и многие другие иностранцы, относительно райской жизни в коммунистической стране.
Режиссёр предал собственные идеалы, став вдохновенным сексотом НКВД, но зато современный зритель, посмотрев его фильм, сделает правильные выводы о том, что надо бороться за свои права и никогда не сдаваться. Всегда нужны борцы — и при Гитлере, и при Сталине, и при Путине. Ведь жизнь — это борьба, пусть часто мы и забываем эту мудрую фразу стоика Сенеки.
Посвящается Денису, неутомимому исследователю раритетного кино
7 из 10
15 ноября 2017
Густав фон Вангенхайм был одним из ведущих актёров немецкого авангарда, сыграв, в частности, в фильмах Фридриха Вильгельма Мурнау и Фрица Ланга. Он был коммунистом, оттого не мог оставаться в Германии после прихода к власти нацистов, поскольку Гитлер с самого начала объявил коммунизму войну. Убежище Вангенхайм нашёл в Советском Союзе, который казался ему из немецкого далёка сущим раем на земле. Именно в СССР Вангенхайм дебютировал как режиссёр, сняв ныне забытый фильм «Борцы», о деятелях коммунистического подполья, противостоящих расползанию нацизма по стране. Героизация борьбы одиночек против всесильной тоталитарной машины делала фильм интересным не только для тех, кто разделял коммунистическую позицию автора. Его фильм возвышенно-романтичен, по-своему гуманистичен, ведь режиссёр затрагивает тему маленького человека, и приводит зрителя к выводу о неизбежности революции и свержении тоталитарного строя.
Сложно сказать, почему «Борцы» не оказались на передовой социалистического реализма. Возможно, оттого, что спустя некоторое время после окончания съёмок политика в СССР изменилась. Отныне было решено дружить с Гитлером против прогнившей западной демократии. Апофеозом этой дружбы стал секретный пакт Молотова-Риббентропа о разделе влияния в мире, а потому антифашист Вангенхайм оказался в стране победившего социализма нежелательной фигурой. От тюрьмы его спасло только сотрудничество с органами против своих друзей, некоторых из которых навеки поглотил ГУЛАГ.
Осуждать режиссёра дело, конечно, неблагородное. В тех обстоятельствах, в которые умело ставить даже честного человека НКВД, сохранить свою душу было непросто. За спиной маячила бездна, из которой нет возврата в прежний мир, а перед воображением, с умелой подачи сотрудника НКВД, возникали оправдывающие предательство картины. Вот и Вангенхайм поддался искушению жить прежней богатой жизнью, сдав парочку друзей. Он даже получил возможность в ГДР вернуться к режиссуре и вновь отдаться антифашистской теме, благо после войны в официальном советском кино эта тема стала одной из главных.
«Борцы» намеренно коммунистическое по духу полотно, где рабочие фабрики противостоят заговору нацистов. Карл Маркс и В. И. Ленин не зря считали рабочий класс прогрессивным — он действительно способен объединиться ради общего дела и бесстрашно вступить в бой. Гибель товарища никем не забыта. И неважно, что у нацистов влияние — осознание своей правоты и крепкое плечо товарища наделяют человека недюжинной смелостью, так что не способно выстоять никакое зло. И особенно важен пафос борьбы за правое дело, которым проникнута буквальна каждая сцена дебюта советского немца. Победа зла возможна только при условии бездействия добра — эта знаменитая фраза Эдмунда Бёрка как никогда актуальна. Нацизм победил, по мысли Вангенхайма, именно потому, что как европейские, так и страны социалистического блока находили политическую волю фюрера прогрессивной, не замечая преступлений. Подобно как приход Гитлера к власти ознаменовался поджогом рейхстага, так и расцвет его правления вылился в кровопролитную войну. И косвенная вина в миллионах погибших, как на полях Европы, так и на нашей собственной земле, лежит, безусловно, и на Сталине, до последнего убеждённого в дружеских чувствах Гитлера относительно СССР.
«Борцы», безусловно, идеологическое кино, поскольку публицистичность и декларативность лозунгов довлеет над сюжетом. Но это не делает фильм Вангенхайма хуже, чем он есть. Восхищает искренний интерес режиссёра к судьбам простых людей, убеждённость постановщика в том, что порядочный человек не может поступаться принципами и не замечать творящуюся несправедливость. Возможно, ты не победишь, но главное не оставаться безучастным. Работа Вангенхайма кардинально отличается от ряда советских агиток тех же лет именно этой искренней верой в лучшие черты людей и даже явно идеализированный образ коммуниста Дмитрова не раздражает. Режиссёр верил в справедливое общество, где от каждого по способностям и каждому по потребностям. Для него Советский Союз был некоей утопией, так сказать идеальной реальностью из философии романтизма. Он верил, что именно СССР возглавит борьбу против Гитлера, и прославлял в своём искреннем фильме, прежде всего, справедливый советский строй. С высоты нашего времени можно лишь пожалеть, что его благой призыв остался неуслышанным в Стране Советов, а коммунизм в итоге оказался такой же тоталитарной доктриной, как и нацизм.
«Борцы» тоже своеобразная сказка на политическом материале, как и более поздняя «Клятва» грузинского режиссёра Михаила Чиаурели. Этот фильм чёрно-белый не только по цветовой гамме, но и по содержанию. События происходят здесь и сейчас, словно в соответствии с поздним манифестом неореализма, а битва со злом разворачивается не в душе человека, а в современной режиссёру Германии. Промолчишь — и зло захватит весь мир.
Вангенхайм рано увидел тот змеиный яд, что скрывала в себе социальная программа Гитлера. Он не мог и не хотел приспособиться к изменившейся действительности, как его коллеги Файт Харлан и Лени Рифеншталь. Вангенхайм понимал, что человек труда падёт первой жертвой нацистской воли к власти. Оттого не так уж удивительно, что коммунизм, позиционировавшийся как философия борьбы с притеснением и угнетением рабочего класса, оказался близок режиссёру. И его дебютный фильм стал своеобразным памятником наивной, но искренней веры автора в братство всех трудящихся и в необходимость отстаивать свои права. Он и сейчас, спустя столько лет, захватывает пафосом революционной борьбы масс за светлое будущее, пусть автор и ошибался, как и многие другие иностранцы, относительно райской жизни в коммунистической стране.
Режиссёр предал собственные идеалы, став вдохновенным сексотом НКВД, но зато современный зритель, посмотрев его фильм, сделает правильные выводы о том, что надо бороться за свои права и никогда не сдаваться. Всегда нужны борцы — и при Гитлере, и при Сталине, и при Путине. Ведь жизнь — это борьба, пусть часто мы и забываем эту мудрую фразу стоика Сенеки.
Посвящается Денису, неутомимому исследователю раритетного кино
7 из 10
12 ноября 2017
Сама жизнь барона Инго Клеменса Густава Адольфа фон Вангенхайма: потомственного аристократа и актера, театрального деятеля, режиссера, драматурга, партийного функционера, близкого друга таких разных людей, как Фритц Ланг и Вильгельм Пик — уже представляет собой готовый сценарий для фильма. Антифашист и сталинист; искренне верящий в торжество коммунизма фанатик, и сибарит в личной жизни; человек, непосредственно принявший участие в становлении легендарного немецкого киноэкспрессионизма и художник, предпочитающий упрощенные плакатные формы… В этой фигуре словно сплелись и перемешались сразу несколько личностей, некоторые из которых спустя годы выглядят не самым привлекательным образом: например, та, что писала доносы в НКВД на своих друзей и соратников. Другие, как та, что снималась в главных ролях у Мурнау и Ланга, а затем уходила из кино ради того, чтобы создать с нуля свой собственный театр — совсем иначе. И где-то посередине между ними потерявший приставку «фон» Густав Вангенхайм, снимающий в Москве с помощью труппы немецких актеров-эмигрантов агитационно-пропагандистский лубок «Kaempfer».
Учитывая прошлое бывшего барона, его вовлеченность в становление фирменного стиля немецкого кинематографа, участие в его дебютной режиссерской картине настоящих и будущих звезд германского кино Александра Гранаха и Лотты Лёбингер, фильм мог получиться совсем иным. Вот только нужно ли было это Вангенхайму? Ведь он к середине 30-х годов XX-го века давно уже успел разочароваться в многочисленных художественных течениях и уверенно пришел к мысли, что с простым и не очень грамотным зрителем (а именно к таким он предпочитал обращаться в своем творчестве) противопоказано разговаривать усложненным языком. Площадное искусство Средневековья, христианские мистерии пополам с буффонадой, святочный вертеп с легко читаемой моралью — вот те ориентиры, по которым сверялся «пролетарский» автор с совсем «непролетарским» происхождением. Иконой для него был Владимир Маяковский, и даже Бертольд Брехт казался барону слишком сложным и «оппортунистическим», пусть даже одна из главных героинь его дебютной картины и напоминает поначалу мамашу Кураж.
На самом деле матушка Лемке (ее ни разу в фильме не назовут по имени) — это полный антипод брехтовского персонажа. Скорее это, если говорить современным языком, «прокачанный» образ Ниловны из «Матери» Горького, которая вместо того, чтобы следовать за своим сыном, ведет его за собой, вовлекая в справедливую априори борьбу за «свет» против «мрака». В «Kaempfer» именно сын является ведомым, следующим в фарватере могучего корабля своей матери. Именно она побуждает Фритца вылезти из своей уютной футбольной норы, в которой он готовит себя к карьере великого игрока, и оглянуться вокруг, чтобы увидеть надвигающееся торжество черных сил, уже забравших с собой жизнь его брата и не собирающихся останавливаться перед новыми преступлениями. Матушка Лемке готова пожертвовать и своим оставшимся сыном, и будущей невесткой, и самой собой — ради того, чтобы другим матерям не пришлось нести на алтарь Молоха своих детей. Посыл фон Вангенхайма прямолинеен, дальше некуда — но он ведь и не собирался ничего усложнять. А Лотта Лёбингер передает это послание с экрана со страстью и убежденностью прирожденного агитатора.
На фоне мощной работы актрисы остальные положительные персонажи остаются в тени, зато на передний план выходят карикатурные образы отрицательных героев. Особенно старается Роберт Трёш в роли патологического предателя Отто Отто. Он настолько не жалеет красок, чтобы выставить своего персонажа на всеобщее посмешище, что это даже не кажется переигрыванием — просто элементом авторского стиля, в котором дуэт этого самого дважды Отто с комиссаром штурмовиков Айкхофом выглядит клоунадой настолько злой, что даже у самого толстокожего зрителя должно проснуться чувство брезгливости. Это уже не люди — мерзкие насекомые, давить которых желательно на стадии личинок.
Вангенхайм снимал плакат, используя для этого самые наглядные образы. И ход с переплетением двух сюжетных линий: реального процесса над Георгием Димитровым и выдуманного дела о поджоге парфюмерной фабрики — выглядит если и не гениальным, то во всяком случае идеально отвечающим целям и задачам, которые режиссер перед собой ставил. Хроникальные кадры создают эффект полной достоверности, а фикшн-стори позволяет достучаться до сердец далеких от политики людей, заставить их поверить в то, что показанное на экране — не частный случай, а система, с которой нельзя мириться. Другое дело, что взамен фон Вангенхайм и ему подобные предлагали мало чем отличающуюся систему, в которой сцены в концентрационном лагере для некоторых участников съемки вскоре стали реальностью не без помощи самого заботившегося о собственном благополучии и куске хлеба с икрой барона.
В мире же, что остался за финальными титрами, концлагеря существуют только в Германии, но и их ворота вот-вот раскроются, когда матушка Лемке со своим сыном, его невестой и его друзьями выйдут на улицы и снесут мрачные фашистские силы, пройдя очищающей волной по Александер-Платц. Вот только пока снимать антифашистские демонстрации приходится на Васильевском спуске возле Кремля, а не успеет фильм выйти на экраны, как его посыл станет неудобен властям, заключившим союз с теми, кто совсем недавно был, а вскоре опять будет — их злейшим врагом. Фон Вангенхайм сразу станет не нужен и неудобен, его планы по созданию немецкой киностудии в Москве похоронены, и только начавшаяся война вернет его из творческого небытия. Но, как говорит один известный актер в популярной телепередаче — «это уже совсем другая история».
17 сентября 2017