Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7 |
IMDb | 6.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Юность Максима |
год: | 1934 |
страна: |
СССР
|
режиссеры: | Григорий Козинцев, Леонид Трауберг |
сценаристы: | Леонид Трауберг, Григорий Козинцев |
видеооператор: | Андрей Москвин |
композитор: | Дмитрий Шостакович |
художник: | Евгений Еней |
жанры: | драма, военный, история |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 27 января 1935 г. |
на DVD: | 17 марта 2005 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 32 мин |
Фильм наполненный больше, чем живыми людьми — фильм сотканный из индивидуальностей. Не типами людей, а людьми par excellence — уникальными, запоминающимися на всю жизнь. В каждом кадре. Фильм связанный гением музыки народа и Дмитрия Шостаковича.
Трилогия, что рождалась духом времени. Что рождалась через 20 лет после Революции, что все эти 20 лет непрерывно горела в душах — будила души от сна обыденности. Своей небывалостью. Невозможностью свершаемого. Вопреки всему, вопреки противостоянию не на жизнь, а на смерть.
Фильм снимался в самые страшные годы всё еще длящейся гражданской войны. Когда уже построенный новый мир вывернул частью своей в нетуда — в смерть. В массовые аресты и расстрелы. Им нет оправдания. Но они понимаемы.
Страх и смерти конца 30-х годов. Человечность в каждом из нас и каждом из живших тогда хотела бы чтобы их не было. Чтобы не было, то что было. Но оно было. Маховик войны людей за власть, за маленькое своё — не обрывается сказочным заклинанием. Путь в новый мир свернул не туда. В темень, в смерть. Но остановился. И не разрушил главное. Потому что мечта, зажженная ярчайшим светом за 20 лет до того была слишком сильна и ей жил весь живой народ.
Фильм пропитан правдой мечты; правдой памяти, которая питала выстраивание небывалого; правдой воспоминаний об обстоятельствах рождения, что никто из нас никогда не проживал в своем сознании, но что входит в нашу кровь и плоть через прожитую нами из года в год нашу жизнь — нашу с самого первого мгновения, нами — семьей, товарищами, страной, человечеством…
* * *
Юность.
Единство своего мира. Уверенность в друге. Принадлежность. Не одиночество. Не заброшенность. Совместность проживания жизни. Тяжелой жизни. Требующей физического усилия каждый день.
Радость сил, бродящих в тебе. В молодом тебе. Упоение трудом. Физическим усилием. Упоение голосом, мотивом, словами песни. Позыв ко всем таким желанным девушкам, барышням.
«Крутится вертится шар голубой, крутится вертится над головой…»
Понимание, что рядом такой же как ты, тождественный тебе в самом главном. Понимание, что ты в единстве с другом. Уверенность в существовании. Радость от мира…
Юность молодого рабочего, погруженного в жизнь среди тысяч таких же как он. Юность Максима.
А потом удар смертью. Смертью и несправедливостью. И ложью. И равнодушием. И презрение к тебе со всем твоим чудом и твоей открытостью, и твоей радостью. Убийство друга — части тебя, убийство равнодушием, кромсание твоего сердца пустотой, лишенной песен. Навсегда…
Мрак порядка, который, ведь это же и есть самое ужасное и невыносимое, создается людьми. Ничтожными людьми. Которые делают эту такую прекрасную жизнь невыносимой. И не в шутку. А до конца. До уничтожения всего, что тебе дорого. До низведения тебя в грязь. Тебя и твоих друзей. Твоего мира. Мира, который честен в своей трудной жизни. Который должен быть совсем иным.
Но каким мир должен быть? Он должен быть другим!
Старый мир, где мрак душит светлое, должен быть разрушен. Нужно бороться. Нужно мстить, нужно убирать всех кто служит и охраняет людоедский порядок.
Порядок ломает жизнь, пускает её в подполье. Но там теперь и есть свет. Самые светлые люди теперь именно вне — вне громады внешнего устройства. Они светят внутри, они дают тепло друг другу, они знают себя как тех, кто может взорвать эту бесчеловечную машинерию государства лжи, равнодушия, наживы на жизнях малых сих. Они знают себя как несущее лучшее будущее. Они чувствует в своих сердцах этот жар. Они питают друг друга. Они партия.
Каждый из них — апостол. Он пойдет один в дальний город, где творят своей работой жизнь уже познавшие свое единство, свое тождество, свою могучую силу люди. Рабочие. Пролетариат. Он пойдет один. Одного достаточно. Потому, что сердца уже горят. Достаточно соединить их огонь с огнем других сердец, в других городах. Достаточно донести Искру единства. Пламя Правды.
И мир будет изменен.
19 марта 2021
Именно так. Эта историческая киноповесть начинается с этой самой песни. Она звучит из уст главного героя, который, напевая её, постепенно с улыбкой на лице появляется в кадре. Кстати, по идее, в тексте песни задумывалось слово «шарф», но «ф» куда-то утерялась.
Когда душе требуется не пустого кино, коим под завязку набит современный кинематограф, на помощь запросто могут прийти именно такие фильмы. Остановить может только год выпуска. И остановить может даже любителей классики и почитателей всего советского. Так, лично я долго настраивался на просмотр, думая заочно, что качество изображения и звука могут меня «изувечить». Но плёнку отреставрировали в 1965-м, так что мои опасения благо, не оправдались.
Зато оправдались ожидания от этой картины. И оправдались с лихвой! «Юность Максима» является первой частью трилогии. Другие две это «Возвращение Максима» и «Выборгская сторона».
Повествование пойдёт о рабочих Путиловского завода. С акцентом на молодом работнике Максиме. При знакомстве его со зрителями, нам показывают позитивный настрой Максима и его друзей. Надолго ли этот настрой? Ведь в прологе нам уже показали как от преследования удаётся укрыться революционеру-подпольщику Поливанову.
Кстати, просмотр становится удобен тем, что на экране, как на страницах книги, идут текстовые склейки между долгими событиями.
И если показанную в прологе подпольщицу Наташу сводят с Максимом сотоварищи вскоре после начала основной части, то мне было интересно: как, когда и при каких обстоятельствах сведут Поливанова (он же Седой, он же Минин).
Не хочется всего рассказывать (иначе есть риск убить желание к просмотру), но события, как это водится, наслаиваются одни на другие. Да такой оборот они принимают, что едва ли у Максима есть другой путь, кроме как ступить на верную дорогу, товарищи!
Краями тема коснётся и РСДРП, и Ленина…
В роли Максима Борис Чирков. И это большой мастер. По лицу исполнителя главной роли можно прочесть, кажется, многое. Поливанова сыграл Михаил Тарханов. А Наташу — Валентина Кибардина. Это главные персонажи картины.
И заканчивается всё так, что с нетерпением ждёшь продолжения. В некоторых местах мне фильм показался чуточку переигранным. Но кое-где — очень сильным в эмоциональном плане (когда, например, вся тюрьма пела: «Вихри враждебные веют над нами»). Этот фильм носит исторический характер. История начала прошлого века. История, которая, все мы прекрасно знаем, чем обернётся.
А я перехожу ко второй части…
9 из 10
20 апреля 2019
1910-ый. В Российской Империи, после провала первой революции большевики-подпольщики всячески стараются поднять народ на вторую, дабы скинуть царский режим и установить на одной шестой суши советскую, рабоче-крестьянскую власть. Один из спецов революционного дела -товарищ Паливанов (он же Седой), во время рабочего митинга среди прочих был арестован и оказался в тюрьме. Где и познакомился с молодым рабочем завода -весёлым пареньком Максимом. У того до этого по вине цехового мастера погиб друг, а второго друга вот-вот расстреляют, так как он тоже неволей оказался среди бастующих рабочих. И старый партийный лидер, предлагает герою встать на благородный, но опасный путь. Стать профессиональным революционером. И Максим соглашается. Тем более, он влюбился в девушку-большевичку Наташу, состоящую в команде Паливанова, а та вроде как отвечает ему взаимностью…
«-Получай паспорт, Максим. И запомни, Максим -ты больше не Максим а Павел.» (с)
В 1933-ем году два молодых, но уже прошедших опыт немого кино, режиссёра Леонид Трауберг и Григорий Козинцев — написали сценарий «Большевик». Это была история русского революционера, прошедшего путь от весёлого рабочего паренька с Нарвской заставы до профессионального деятеля революции, в последствии ставшего одним из первых советских министров. Для авторов -в прошлом пользовавшихся шумным успехом, как организаторов «Фабрики Эксцентрического Актёра» («ФЭКС»)-данная работа означала крутой поворот в их творчестве. Так как, после стилизаторских фильмов («СВД», «Шинель» и самая известная их картина- «Новый Вавилон») — «напарники» обращались к реалистическому методу. К тому же, ставили свою первую звуковую картину.
Поэтому режиссёры очень ответственно подошли к работе над фильмом. И всех исполнителей тщательно отсматривали прежде чем окончательно утвердить на роли. Артиста «Театра Юных Зрителей» Бориса Чиркова — поначалу хотели взять на небольшую роль друга героя- рабочего Дёмы. Но Трауберг увидел в нём самого Максима. И что бы не знакомый с физическим трудом и жизнью рабочих актёр лучше вжился в свою роль, его отправили на завод. И он долго ходил работать у станка, следил за рабочими, перенимал их манеру говорить, двигаться. Сейчас вот так вот, по методу Станиславского практически некто из нынешней молодёжи не готовиться к роли. А раньше это было нормой!
Так же случайно была утверждена на роль учительницы рабочих, а по совместительству- революционерки Наташи, и неизвестная театральная актриса Валентина Кибардина. До того пробовавшаяся на эпизодическую роль девицы в которую влюблены три товарища.
В итоге Дёму сыграл Степан Каюков -прирождённый комик, да ещё с любовью к простому, «народному» -грубоватому юмору. А парня на роль третьего друга-Андрея (что гибнет в цеху из-за неисправной машины) нашли прямо на улице! И таких вот случайных «находок» в картине было не мало. Например актёра на роль неприятного директора завода был найден в антикварной лавке. А заводского мастера сыграл -директор цирка!
Важную для сюжета роль- большевика Паливанова, сыграл Михаил Тарханов. И это стала самая известная его работа на экране…
Борис Чирков хорошо исполнял песни и умел играть на гитаре. Именно он уговорил режиссёров вставить в фильм несколько песен (в последствии ушедших навсегда в массы, и ставших по истине народными). А центральная музыкальная тема фильма, на песню «Крутится, вертится шар голубой, крутится, вертится над головой…» была найдена совершенно случайно. Её как то во время перерыва затянул выпивший гармонист. В этой песне, и в словах и в напеве, режиссёрам открылся тот самый истинный и искренний лиризм чего то «копеечного», что определяло весь фильм…
Художник ленты Евгений Еней создал аутентичные декорации передающие простой, дореволюционный быт начала 1910-ых. А оператор Андрей Москвин снял картину в запоминающихся ракурсах. Не всегда правда удачно, но в целом- его работа тоже не вызывает нареканий. Ровно как и работа мастеров по озвучке и перезаписи звука. Ведь «Юность Максима» -первый опыт Трауберга и Козинцева в звуковом кино. Да и с учётом того, что фильму почти 80 -некоторые «шероховатости» в звуковом оформлении ему простить вполне можно.
Фильм приняли как партийные чиновники (картина понравилась лично Сталину), так и простые зрители. И фильм занял в год выхода (1934) второе место в советском кино-прокате, уступив первенство лишь вышедшему тогда же «Чапаеву» братьев Васильевых. С которым в будущем году разделил главный приз первого ММКФ. Впоследствии, картина стала первым советским фильмом, породившим трилогию. На волне небывалого успеха фильма Трауберга и Козинцева, ими же были сняты (как сейчас модно говорить) два сиквела -«Возвращение Максима» (1937) и «Выборгская Сторона» (1939)…
Сегодня «Юность Максима» -одна из лучших картин, «сталинской эпохи», и яркий пример сочетания увлекательного, остросюжетного и пропагандистского советского кино. Моя оценка:
8 из 10
30 июля 2013
… потому что ему предстоит действовать в двух последующих фильмах кинотрилогии. И, насколько мне известно, это первый (1934 г.) в отечественном кинематографе масштабный опыт создания «кино с продолжением» (Как там, бишь, это по-нынешнему, по-новомодному, по-ученому зовётся? С приквелами, что ли?).
Не хочется рецензировать «давным давно» киноклассику. Разве что обращу внимание на некоторые моменты, некоторые из которых (это я специально так выразился!) очень даже актуальны. А именно- на истинное мужество и самоотверженность питерских рабочих образца 1910-го года, стремившихся к одному- к свободе. Жили они тяжело, работали от зари до зари и погибали не за грош «на рабочем месте» (вспомните современных шахтёров, которых ежегодно хоронят…). И за свои права шли в бой так же тяжело, надвинув засаленные кепки на глаза, и, избитые и изувеченные, потом шли на смерть в тюрьмах, на каторге… Это были настоящие борцы. А вот вам нынешние изнеженные белоручки из «несистемной» оппозиции (да и «системная»- того же поля ягода!). Как-то одного из них заперли на 15 суток, так об этом завопили на весь мир и объявили чуть ли не героем-мучеником… И это при том, что современные «застенки»- не тогдашние. Так что, господа-товарищи, ежели желаете за что-то круто бороться, посмотрите-ка сперва «Юность Максима» да поучитесь на историческом опыте «масс», абстрагировавшись от «большевизма».
Теперь о не глобальном. Вот вопрос, на который фильм не может ответить: скажите на милость, кем же всё-таки на заводе работал Максим и его друзья? Нет ни кадра, где бы он стоял за станком или вообще что-то «крушил-брушил». Только песни пел да по территории (в рабочее время!) шлялся. А ведь тогда строго было- вовремя не заработал- штраф или увольнение! Получается, работник он был «непыльный». Как раз для революционной борьбы.
О музыке, звучащей в фильме (общую написал «некто» Шостакович). Обратите внимание- в титрах указан солист на баяне (!), тогдашний виртуоз. На экране же играют на гармонях, у которых совсем другие тембры и вообще «не та система». А везде звучит баян. И это в то время (выхода фильма), когда вся страна знала толк в обоих инструментах. Как прошла такая лажа, просто удивительно.
7 из 10
7 февраля 2012