Повесть о плавучей траве
Ukikusa monogatari
7.1
7.6
1934, драма
Япония, 1 ч 26 мин
В ролях: Такэси Сакамото, Тёко Иида, Кодзи Мицуи, Риеко Ягумо, Ёсико Цубоути
и другие
Группа актеров театра кабуки приезжает японский городок. Актриса театра Отака узнает, что у ее любовника Кихачи, руководителя труппы, в городе есть женщина и взрослый сын Шинкичи. Она решает отомстить за предательство. Отака подговоривает молодую актрису театра Отоки, чтобы та соблазнила его сына.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Повесть о плавучей траве

английское название:

Ukikusa monogatari

год: 1934
страна:
Япония
режиссер:
сценаристы: ,
видеооператор: Хидэо Сигэхара
художники: Тацуо Хамада, Yoshio Hino, Синтаро Мисима
монтаж:
жанр: драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 23 ноября 1934 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 26 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Отзыв критика о фильме «Повесть о плавучей траве», 1934

Печальное очарование вещей

Творчество Ясудзиро Одзу, в своё время приоткрывшее миру дверь в душу Японии, при наличии оригинальных черт и самобытности, всё же не избежало некоторых перемен под влиянием времени. Речь идёт не только о неизбежном принятии режиссёром звука и цвета, хотя эти фундаментальные технические категории, в случае Одзу, скорее, вторичны. Как сторонний наблюдатель жизни соотечественников, Одзу мягко внедрялся в их повседневность и фиксировал любые, даже неочевидные изменения в обществе.

Его фильм «Повесть о плавучей траве», вышедший в 1934 году, для самого режиссёра стал, своего рода, переходом в мир японской семьи, который впоследствии превратится в излюбленную тему. Канонический сюжет о людях у Одзу обрастает мощной символикой, когда он обращается к национальной эстетике и извлекает оттуда ukikusa – водоросли, встречающиеся на поверхности водоёмов, спонтанно дрейфующие в воде исключительно за счёт течения и ветра, не имеющие корней, с помощью которых можно прикрепиться к земле. Ukikusa являет собой наглядную метафору мимолётного, неопределённого существования.

Именно такими предстают участники труппы театра кабуки, оказавшиеся в провинциальном японском городке. Работа ведётся ни шатко ни валко, зрителей мало. Пока остальные пытаются убить время, руководитель театра Кихачи Ичикава растягивает его в местной идзакая (трактире), которой управляет его бывшая жена по имени Оцунэ. После двадцати лет расставанья их встреча как глоток свежего воздуха, а тут ещё выясняется, что общий сын Шинкичи уже возмужал и растёт достойным человеком. Эту радость нарушает нынешняя возлюбленная Ичикава – актриса Отака, которой вовсе не по душе прошлое своего благоверного.

Известно, что в фильмографии Одзу встречаются самоотсылки и повторения, не говоря уже о схожести общих тем. В случае «Повести о плавучей траве», вышедшей в 1934 году, режиссёр пошёл ещё дальше, сняв 25 лет спустя фильм под названием «Плавучие травы», фактически ремейк. Причины для этого у режиссёра были сугубо творческие, и не последнюю роль здесь имело влияние национальной киностудии «Daiei Film», в те годы активно продвигавшей японский кинематограф за пределами страны Однако Одзу не был бы собой, если бы пошёл на поводу у коммерсантов от кино, и, отказавшись от предложения сделать что-то в духе дзидайгэки, перезагрузил самого себя.

Истинным ценителям Одзу наверняка понравятся обе версии, однако необходимо признать, что более поздние вставки – это лишь дополнения к той магии, которая укоренилась в безмолвном варианте. И, хотя здесь нет особенной наглядной символики – красочных рекламных баннеров, шествия актёров по засушливым улицам в сопровождении детей и прочих визуальных изысков, именно «Повесть о плавучей траве» с какой-то необыкновенной силой раскрывают изюминку японской культуры – моно но аварэ («печальное очарование вещей»). Этот принцип воплощается как в лице Ичикава, так и в лице его коллег. Ичикава болезненно переживает чувство прошлого, своего личного прошлого, которое, однако, становится всеобщим после разговоров о распаде труппы. Все вместе и каждый в отдельности, так или иначе, осознают свою зависимость от власти обстоятельств и, как водится, хрупкость всего, с чем они связаны. Сам Ичикава, узнав, что сын даже не догадывается о том, кто его отец и считает своего отца умершим, произносит наедине с бывшей женой страшную по своей сути фразу: «Пусть продолжает думать, что его отец мёртв» – не столько от равнодушия, сколько от осознания собственной ничтожности.

Но, как справедливо отмечено критиками Одзу, этот режиссёр не из тех, кому по нраву как излишняя сентиментальность, так и высокий драматизм момента. Поэтому взаимодействие Шинкичи со своим отцом сбалансировано. Пожалуй, лучшая сцена фильма – их совместная рыбалка, и кадры с синхронным забрасыванием удочек. Когда разговор становится уже более откровенным, Одзу делает ставку на беспроигрышное средство в виде житейского юмора: кошелёк Ичикава неожиданно выскальзывает и теряется в быстром течении. Неприятную ситуацию тут же скрашивает шутливо-философское замечание сына, уверенного в пустоте уплывшего кошелька: «Раз не тонет, значит, без монет». Но папаша настроен куда менее оптимистично: «А вдруг он набит купюрами?». И совсем уж на вес золота – ответ сына: «А откуда у тебя купюры?». В этих простых, на первый взгляд, словах и кроется фирменный стиль японского режиссёра.

Возвышенная меланхоличность персонажей «Повести о плавучей траве», словно идущих из ниоткуда в никуда, просты и, одновременно с этим, бесконечно притягательны. Универсальный гуманизм, характерный для всех фильмов Одзу – созерцание мира в его непосредственности, на пересечении тёмного и светлого. И, вероятно, это и есть та самая свобода творчества, когда снова и снова хочется погружаться в тот дивный новый мир японского режиссёра, который вовсе и не новый, всякий раз опасаясь упустить нечто важное.

15 сентября 2025

Драма Повесть о плавучей траве появился на свет в далеком 1934 году, более полувека тому назад, его режиссером является Ясудзиро Одзу. Кто играл в фильме: Такэси Сакамото, Тёко Иида, Кодзи Мицуи, Риеко Ягумо, Ёсико Цубоути, Томио Аоки, Рэйко Тани, Сэидзи Нисимура, Эмико Ягумо, Munenobu Yui, Киёси Сэйно, Марико Аояма, Нагамаса Ямада, Тисю Рю, Mitsumura Ikebe.

Страна производства - Япония. Повесть о плавучей траве — получил среднюю зрительскую оценку от 6,9 до 7,1 балла из 10, что является вполне хорошим результатом.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2025 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.