Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.1 |
IMDb | 7.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Остров сокровищ |
английское название: |
Treasure Island |
год: | 1934 |
страна: |
США
|
слоган: | «Sail The High Seas Of Adventure Again !» |
режиссер: | Виктор Флеминг |
сценаристы: | Джон Ли Мэхин, Джон Ховард Лосон, Леонард Праскинс, Роберт Льюис Стивенсон |
продюсер: | Хант Стромберг |
видеооператоры: | Клайд Де Винна, Рэй Джун, Гарольд Россон |
композитор: | Херберт Стотхарт |
художники: | Седрик Гиббонс, Дуайт Франклин |
монтаж: | Бланш Сьюэлл |
жанры: | приключения, семейный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 17 августа 1934 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 50 мин |
В сатирическом вестерне про искателей сокровищ остроумно разоблачается миф о военно-морских державах и американской колонизации.
В образах бравых джентльменов и калек-пиратов, превративших все частные дома в кабацкие таверны, наполненные разным сбродом, взявшим себе имена убитых 'на войне' настоящих мужчин, защищавших свои близких и собственность от недобрых 'гостей', показаны скандинавские варвары-оккупанты со своими цыганскими бандами 'героев', ставшие хозяевами чужих земель и обратившие в холопство все оставшееся в живых местное население.
В эпизоде пьяного монолога в исполнении одного из постояльцев «со славным прошлым', который рассказывает дракуловские страшилки про потопленные и разграбленные корабли с богатыми пассажирами, и призывает всех слушателей в честь этих 'подвигов' распивать с ним, великолепно раскрываются исторические события начала прошлого века, связанные с насильственным формированием крестового рейха германцами-балканцами, придумавшими себе в кастовых целях античные родословные наследников великих цивилизаций. А кабацкая песня про ром и мертвецов является пародией на интернационал и государственные гимны.
В фильме хорошо высмеяна пиратская свастика, ставшая основой имперской символики национальных анклавов фашистского мира. Райский остров, где спрятаны богатства, охраняемые дикарем с поведением шпиона, символизирует оружейно-сырьевые арабские базы, замаскированные под экзотические места обитания 'коренных племен', которых изображают солдаты-диверсанты из террористических лагерей, отпугивающие туристов от секретных объектов. Где содержались заложники из числа 'путешественников' и хранилось награбленное из личного имущества людей, оказавшихся в руках у карательных 'освободителей'. Точно показано, из какого ямайского контингента набираются торговые и экспедиционные команды, перевозящие в трюмах с продовольствием и снаряжением оружие и бандитов в африканские республики-зоны.
Артисты хорошо показали, что из себя представляли во времена грозной капитализации-пролетаризации благородные европейские семьи, состоявшие из обнищавших носителей знатных фамилий, воспитанных в криминальных притонах под присмотром своих дворянских опекунов из числа воров и убийц. Приучающих мальчика с детства к тактике распоряжаться жизнями крепостных в интересах промышленных монополистов. И к роли марионеточного владельца фамильного бизнеса, который вырос на культах пиратской доблести и бальной светскости в окружении мошенников и пьяниц.
14 ноября 2022
Идеальной экранизации «Острова сокровищ» нет — это такая же абстракция, как идеальный газ. Но есть ряд хороших экранизаций, несмотря на разные недочеты, и к числу любимых я отношу эту старенькую ленту Флеминга.
Откровенно говоря, я никогда не представляла себе Джима блондином, но Джекки Купер так очарователен с этим своим «bless my soul!», что просто не может не полюбиться. Уже первые несколько персонажей отчетливо демонстрируют замечательную тенденцию почти полного соответствия книге. Неимоверно тонко подобраны детали: сиплый голос Билли Бонса, сабельный шрам и громкое сопение; бледное, землистое лицо Черного Пса и отсутствие двух пальцев; козырек над глазами и лохмотья Пью.
Доктор Ливси — симпатичный щеголь в белоснежном, идеально уложенном парике. Какой резкий контраст с оборванными матросами! Эдакий метросексуал образца 18 века. Трелони может похвастаться черными бровями, выдающими «не злой, но надменный и вспыльчивый нрав», как писал Стивенсон. Смоллетт — образец добропорядочного, хоть и строгого, капитана. Бен Ганн, не упускающий случая ущипнуть Джима за щеку, — обросший и загорелый, да к тому же лишившийся нескольких зубов: глядя на него, охотно веришь, что этот человек три года сушил сухари на необитаемом острове!
А на десерт я оставила Джона Сильвера. Единственный минус — это злополучная нога: опять правая вместо левой. Но вот всё остальное заставляет плясать от восторга: начиная с подпрыгивающей походки и заканчивая, цитирую, «широким, как окорок, плоским и бледным, но умным и веселым лицом». Да, ни один другой Сильвер не был так похож на окорок, точно вам говорю. А уж мимика Уоллеса Бири — это что-то за гранью добра и зла. Между прочим, в двадцатых годах Бири пробовался на роль Израэля Хендса в немой еще тогда экранизации Мориса Турнёра. Моряка он так и не сыграл, но зато спустя четырнадцать лет стал коком-квартирмейстером-капитаном Сильвером.
Даже второплановые персонажи у Флеминга подобраны идеально: хитрые и злобные О’Брайен и Израэль Хендс, подтянутый Хантер, похожий на Богарта (на самом деле, это Фрэнк Данн)… Хоть фильм и черно-белый, я уверена, что даже попугай Сильвера был на самом деле зеленым.
С сожалением отмечаю недостаток, свойственный, однако, всем экранизациям «Острова сокровищ» — вместо шхуны мы имеем трехмачтовый корабль с полностью прямым парусным вооружением, если не считать контр-бизани. Не исключено, кстати, что последователи повторяли за Флемингом, полагая, что он-то наверняка знал, что делал. Ну да ладно, как говорится, «зато красивая».
Сам остров сокровищ экзотичен донельзя: дендрарий и зоопарк в одном лице. С момента высадки экипажа начинаешь ощутимо жалеть об отсутствии цвета (с другой стороны, уж лучше монохром, чем такой «Техниколор», как в «Волшебнике из страны Оз» того же Флеминга). Скалы, пещеры, вечнозеленая растительность — всё на своих местах. Форт, как и положено, бревенчатый, окружен частоколом. А как хороши сокровища! Создатели картины слегка пофантазировали на тему скромной «груды золотых монет и слитков», и надо сказать, получилось здорово.
Чтобы рецензия не была совсем елейной, поговорим о недостатках. Джим получился слишком эмоциональным — разводит влагу по поводу и без. Конечно, предательство Сильвера оказалось неприятным сюрпризом, но стоит вспомнить, что изначально Джим коку не доверял, и в общем говоря, печальная правда не должна была шокировать сообразительного парня, умеющего сложить два и два.
А еще не понравилось отсутствие сцены с черной меткой Сильвера, где он должен был продемонстрировать свое чувство юмора и умение владеть собой. Сцена важная, и присутствует почти во всех экранизациях. Ладно бы хронометраж не позволял, но, как показывает практика, уж двух-то часов достаточно для довольно подробного пересказа книги…
Тем не менее, несмотря на расхождения с книгой, порой доходящие до размера существенных, версия Флеминга заслуженно считается (не только мной, разумеется) одной из лучших адаптаций «Острова сокровищ» Стивенсона.
10 апреля 2013
Итак, пересмотры зарубежных воплощений «Острова сокровищ» начал с американской экранизации 1934 года, фильм был снят Виктором Флемингом, между прочим одним из будущих режиссёров оскароносных «Волшебника страны Оз» и «Унесённых ветром», также в актёрском составе оказалось немало заслуженных и премированных деятелей. Ну и в целом фильм мне понравился. Отступления от книги минимальные, добавления того, чего в книге не было (попросту — отсебятины) тоже не смертельные. А в итоге получилось довольно органично вместить всё повествование в удобные сто минут экранного времени. При этом избежали сумбурности, которая была в нашей экранизации 71-го года, и в тоже время фильм сделали живеньким, пролетает, как говорится, на одном дыхании.
По персоналиям. Джим здесь десяти-двенадцатилетний мальчик, ровесник Джима имени Фёдора Стукова отечественной трёхсерийки. Мальчик производит впечатление весьма наивного и достаточно эмоционального типа. Пару раз он даже пускат слезу, что впрочем не кажется чем-то неестественным, особенно в трогательной финальной сцене прощания с Сильвером.
Сам Сильвер сыгран Уоллесом Бири, который также являлся к тому времени лауреатом премии Оскар, а впоследствии ещё получил медаль на, не последнем по своему статусу, Венецианском кинофестивале за роль в фильме одногодке «Острова». Сыгран надо заметить прекрасно и почти блестяще. Богатая мимика, постоянно меняющееся выражение лица, ярко передаваемые эмоции. Сейчас может показаться несколько театрально, но в целом живо и вдохновенно.
Также довольно экспрессивно исполнен персонаж Билли Бонса, сыгран он ещё одним оскароносником — Лайонелом Бэрримором. Исполнен на ура, его Бонс наводит в трактире шороху в соответствии с текстом Стивенсона, Он пугает постояльцев своим напором, криком, заставляет распевать с ним песни, надирается и так далее. Ещё одна сверхэмоциональная роль. Остальные в принципе особо не выделялись, но и из ансамбля не выпадали.
Ещё пара моментов. Понравилась смерть слепого Пью, которого не только красиво сшибли (спасибо каскадёру за жёсткую сцену), но и крупным планом переехали каретой. Весьма откровенно, тем более для фильма 34-го года. Бен Ганн опять какой-то придурок, я понимаю, что три года одиночества накладывают отпечаток, но не до такой же степени. И опять отсутствует отец Джима. Я, наверное, так его нигде и не увижу.
Ну и подводя итог, хочу сказать, что актёры в фильме могут показаться сильно переигрывающими, а кое-где и кривляющимися. Тут нужно иметь в виду, что в 34 году звук только совсем недавно проник в кино и актёры в основном там были те, кто начинал свою экранную жизнь в кино ещё немом, где в отсутствии речи эмоции нужно было передавать, чем осталось, т. е. мимикой, жестами, позами. Навыки игру соответственно были теми же. Так что не следует данное кино за это ругать.
6 января 2011