Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.5 |
IMDb | 6.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Дом Ротшильдов |
английское название: |
The House of Rothschild |
год: | 1934 |
страна: |
США
|
слоган: | «Howling mobs made way for this lone figure, walking with dignity to his mother's house. The House of Rothschild! The house of five brothers, who stood steadfast against all their enemies! (Print Ad- The Gazette, ((Montreal PQ)) 5 May 1934)» |
режиссеры: | Альфред Л. Веркер, Сидней Лэнфилд |
сценаристы: | Джордж Арлисс, Мод Т. Хауэлл, Сэм Минтц, Наннэлли Джонсон, George Hembert Westley |
продюсеры: | Дэррил Ф. Занук, Уильям Гетц, Рэймонд Гриффит |
видеооператор: | Дж. Певерелл Марли |
композитор: | Альфред Ньюман |
художники: | Ричард Дэй, Гвен Вейкинг |
монтаж: | Барбара МакЛин, Аллен МакНил |
жанры: | драма, военный, биография, история |
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 14 марта 1934 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 28 мин |
Старик Майер Ротшильд, проживая в еврейском гетто Франкфурта, умудрился завести чертовски прибыльное банковское дело. А перед смертью он завещал своим многочисленным сыновьям основать банковские дома в разных столицах Европы — Париже, Риме, Вене, ну и в Лондоне. Последняя столица оказалась самой влиятельной из всех остальных фамильных точек Ротшильдов, ну и там засел особо ушлый сынишка Натан. Именно в это время в разгаре были Наполеоновские войны, и Натан мобилизовал все свои банковские ресурсы, чтобы французский коротыш по итогу потерпел неминуемое поражение. Впрочем, главный фронт боев у Натана был не с французским владычеством, и даже не с личным обогащением. Душенька Натан Ротшильд все это время боролся, чтобы еврейский народ стал ровней всем остальным народам Европы. Ну и когда ты самый богатый человек на планете, почему бы тебе не пойти на встречу хоть фельдмаршалу Веллингтону, а то и хоть — черт дери — самой английской королеве?
История становления финансового могущества дома Ротшильдов сама по себе интересна в любом виде — литературном, документальном, публицистическом, ну и, естественно, кино-художественном. К тому же, конъюнктурная основа у фильма была чертовски актуальной. Нет, в Третьем рейхе еще не сняли своих «Ротшильдов» с диаметрально противоположным — естественно, антисемитским — посылом, до этого еще было шесть лет, как и до геббельсовской радости «Еврей Зюсс». Но в 1934-м Третий рейх уже появился, а вместе с ним и дикая антисемитская волна. А потому «Дом Ротшильдов» еще во многом воспринимался, как и «их ответ Чемберлену», пусть у нацистских чемберленов еще и не появилось своего структурированно антисемитского кинематографа. Наконец, в этом фильме главную роль исполняет Джордж Арлисс — без всяких условностей топ-звезда мирового уровня раннего звукового кино и первый британец, заполучивший «Оскар» за лучшую мужскую роль.
Вся эта солянка вроде бы должна делать фильм интересным… должна, но не делает. И причина тому — бездарная режиссура, схематичный сценарий и целый вагон безудержного семитского пафоса. В режиссерское кресло здесь уселись сразу двое из ларца — человек, который всю жизнь снимал низкосортное дерьмецо Альфред Веркер, и парняга, у которого несколько недурственных развлекательных фильмов в карьере таки появится Сидней Лэнфилд. Понятия не имею, за какие конечности киноакадемики подтянули эту работу аж на лучший фильм года (впрочем, в те шальные времена не так уж много нужно было, чтобы получить эту номинацию), но время безвозвратно все расставило по своим местам — работа вышла серой. Да, весьма неплох Джордж Арлисс в роли Натана Ротшильда, и во многом благодаря его исполнению расчетливого, хитрого и одновременно обаятельного банкира, вся эта история как-то еще переваривается. Но постоянные фанфары, в которых Ротшильды ведут «банковскую войну» не только за свободу евреев, но еще и за «свободное человечество», которое почему-то включает свободу этого самого человечества в пределах колониальной Англии — вот это подтачивает любое, даже самое благодушное и некритичное восприятие картины.
И еще пару слов о тех, кто крутился вокруг героя Арлисса. Главного банкира-антисемита с напыщенными качествами подонка отыграл Борис Карлофф, который уже успел сыграть свою коронную роль в «Франкенштейне». Здесь же дочурку Ротшильда сыграла 21-летняя Лоретта Янг, которую впереди ждет изнасилование и рождение ребенка от Кларка Гейбла, а в следующем десятилетии и свой игровой «Оскар». Хотя в этом фильме Лоретта, прямо скажем, особо ничего интересного не показала. Ну а фельдмаршала Веллингтона в фильме отыграл вечный старик эпизодов долговязый С. Обри Смит, которому в 1934-м уже пошел восьмой десяток, а он все равно отлично гарцевал на экране, и так до самой своей смерти.
Из потенциально интересной и актуальной истории горе-режиссеры ничего занимательного вылепить не сумели. Кино не спасает даже интересный актерский состав. Все-таки фильм делают сотни людей, а за успех или провал отвечает всегда режиссер. А здесь отцов неудачи сразу аж двое.
6 из 10
6 марта 2021