Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.1 |
IMDb | 7.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Человек из Арана |
английское название: |
Man of Aran |
год: | 1934 |
страна: |
Великобритания
|
режиссер: | Роберт Дж. Флаэрти |
сценарий: | Роберт Дж. Флаэрти |
продюсер: | Майкл Бэлкон |
видеооператор: | Роберт Дж. Флаэрти |
композитор: | Джон Гринвуд |
монтаж: | Джон Монк |
жанр: | документальный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 25 апреля 1934 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 16 мин |
Не стану лукавить, если сразу скажу, что фильм не доставляет особого удовольствия и не обладает так называемым катарсисом. Он даже докучает и невольно у зрителя смыкаются глаза — ну это и есть нужный эффект, эффект, который и хотел внести в картину Роберто Флаэрти. Все очень просто: показана тихая мирная жизнь людей, живущих вдалеке от цивилизации и незнающие — что такое война и что такое современный мир. Для них не существует временных рамок, а существуют нравственные принципы, моральный кодекс, национальные традиции. Сегодня эта картина как нельзя кстати актуальна.
Эта кинолента в чистом виде документалистика со смешением различных жанров. Но точный жанр «Человека из Арана», по-моему, притча, при чем невероятно глубокая. Режиссер проявил себя, еще раз повторюсь, как глубокий и обширный философ, все эти съемки бушующих и свирепых волн, предстающих в роли судей этих людей, похожи и в чем-то конгениальны с фильмом Александра Довженко «Земля», когда великий режиссер показывал плоды яблонь и обширные поля деревни в период коллективизации.
Интересен тот факт, что режиссура такого неоднозначного проекта была на удивление сильна. Идея снимать море и через него показывать как живется всем этим людям на этом острове и как тяжело и в то же время радостно добывать себе необходимые вещи — заслуживает особенной похвалы. Смотря этот фильм, сразу вспоминаешь гениальную повесть Эрнеста Хемингуэя «Старик и море», в которой тоже рассматриваются подобные проблемы. Например тот мальчик, сын человека из Арана, стремящийся помогать мужчинам по хозяйству, невероятно похож на Маноло из «Старика и море», который тоже мечтает когда-нибудь отправится в море и ловить большие рыбы. Но суть не в этом.
Глубина повествования содержится здесь чуть ли не в каждом моменте, и, надо отметить, что здесь фильм является не прозаичным не сконструированным. Здесь режиссер выступает поэтом, воспевая жизнь на маленьком острове, где сохранились истинные человеческие отношения и древние традиции своего народа.
9 из 10
26 декабря 2013
История фильма Флоренти «человек из Арана», основана на подлинной реальности, на глубоком художественном размышлении, на внимательном наблюдении за жизнью.
Съемки фильма разворачиваются на немноголюдном острове, у западного побережья Ирландии. Именно здесь, живут люди, изолированные от остального мира и сохранившие свои обычаи и культуру. Именно здесь, где трудные жизненные условия, суровая природа, человек вынужден вести непрерывную борьбу за существование. Но в нехватке комфорта он обретает гораздо больше, его взгляд на мир становиться неизмеримо шире, философия глубже и отчетливее, а сила духа — совершеннее и богаче.
Флаэрти, прежде всего он стремился проникнуться образом мыслей своих героев, их отношением к жизни, их философией. Фильм глубоко психологичен изнутри: нам не говорят, нам показывают, дают понять, как относится герой к природе, к жизни, к семье; как он мыслит, выражая свои мысли не словами, а поступками и действием; как он силен, мужествен, вынослив, неприхотлив в быту; как он чувствует себя свободным и независимым в холодном безлюдном краю.
«Человек из Арана» это история человека в борьбе с морем и вечного женского ожидания возвращения мужа-рыбака. Сюжет фильма знаменателен, ибо меняются времена, но неизменными остаются храбрость и мужество человека в борьбе с силами природы.
Флаэрти в фильме часто прибегает к параллельному монтажу: многие сцены у него одновременно развиваются то на суше, то на море. Море всегда связано с сушей, суша — с морем. Море — это стихия, опасность, риск: ради поддержания жизни на суше, огня в домашнем очаге. Тема семьи, крова, очага как сердца семьи является в фильме одной из главных. Очаг выступает эпицентром всех действий, он словно манит, притягивает к себе ушедшего в море рыбака, это маяк его души, в самую трудную минуту он указывает его сердцу верный путь, освещает разум надеждой. Именно здесь, у очага, как бы сталкиваются две силы — силы человека и силы природы
Ритм картины о Кольмане Кинге и его семье — ритм жизни моря, с его затишьями и бурями, приливами и отливами. Этому ритму подчинен монтаж, подчинен до такой степени, что когда, например, на экране охота на акулу достигает своего апогея, то зритель физически — вместе с рыбаками в лодке — начинает ощущать все те рывки и толчки, все то напряжение, которое создает мечущаяся в воде загарпуненная рыба. Ритм не придумывается режиссером, а как бы передается им на экран непосредственно с островов Арана. Как шум прибоя, как крик чаек…
В этом произведении Флаэрти использовал все возможности не только зрительного, но и звукового сопровождения. Звук в фильме полон живой выразительности, естественности, художественной полноты.
Тщательно отобранные подробности быта немногочисленного населения острова, лаконичные кинопортреты, изумительное изображение неба, моря — все это создало на экране целостную, впечатляющую картину.
7 марта 2012