Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Иудушка Головлев |
год: | 1933 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Александр Ивановский |
сценаристы: | Михаил Салтыков-Щедрин, Константин Державин, Александр Ивановский |
продюсеры: | Н. Спесивцев, А. Лянцман |
видеооператор: | Василий Симбирцев |
композитор: | Андрей Пащенко |
художник: | Владимир Егоров |
жанры: | драма, история |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 23 января 1934 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 34 мин |
В 1933 году был снят фильм по мотивам известного романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» — «Иудушка Головлев».
Следует отметить, что по сравнению с первоисточником экранизация выглядит немного скудной. Режиссер и сценарист Александр Ивановский из всей книги остановился на фигуре Порфирия Головлева, убрав ряд сцен и героев из романа. В принципе, задача была оправдана и реализация идеи, в целом, показалась мне успешной. Единственное, что хотелось бы добавить, это то, что акцентировав внимание на Порфирии, у Ивановского получился фильм одного актера. К сожалению, все остальные актеры, несмотря на то, что пытаются достойно играть, совершенно мне не запомнились. Даже Анненька в исполнении Татьяны Булах-Гардиной не была столь яркой, как главный герой в исполнении Владимира Гардина.
Когда я впервые прочитал роман «Господа Головлевы», то в моем восприятии Иудушка был именно таким, каким его сумел изобразить Гардин. Именно его актерская работа затмевает остальные и буквально вытягивает эту картину. Начиная от внешнего сходства, кончая особенностью характера, Гардин был как никогда близок к своему литературному персонажу. Даже Евгений Миронов в спектакле Серебренникова хоть и был прекрасен, но Иудушка в его исполнении совершенно другой. А тут, глядя на прищур хитрых глаз Иудушки и слыша его приторно-сладкий голос, зрителю ничего не остается, как ненавидеть этого дворянина, чья «голубая кровь» уже давно выцвела. Поэтому игрой Гардина фильм и силен. Хотя если и выбирать постановки «Господ Головлевых», то я остановился бы на телепостановках 1978 и 2005 гг. Версия 1933 г., к сожалению, им проигрывает.
7 из 10
16 июня 2014
Одна из редких экранизаций Салтыкова-Щедрина за всю историю кино. На мой взгляд, Салтыков-Щедрин недооцененный русский писатель, и «Господа Головлевы» — это абсолютный шедевр мировой литературы.
Экранизация Ивановского оставляет вторую половину книги, посвященную разложению личности помещика Порфирия Владимировича Головлева, он же Иудушка — с этим решением сложно согласиться, т. к. история Арины Петровны (матери Иудушки) раскрывает корень зла. Ведь именно «маменька» делила детей на постылых и любимых, она возвела в культ стяжательство и празднословие, от которых сама и погибла. В книге есть гораздо более драматические и надрывные моменты, чем выбранные для фильма.
Игра актеров в 1933 году, конечно, театральная, поэтому фильм следует воспринимать, как записанный на пленку спектакль — это вообще отличительная черта экранизаций 30-х гг.
Интерьеры, костюмы и детали быта проработаны очень тщательно, поэтому смотреть интересно, создается правдоподобие на экране.
Гораздо интереснее режиссерски решает роман «Господа Головлевы» Кирилл Серебренников в мхатовском спектакле, хотя и длится он более 3 часов.
22 февраля 2010