Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6 |
IMDb | 5.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Ханс Вестмар |
английское название: |
Hans Westmar |
год: | 1933 |
страна: |
Германия
|
режиссер: | Франц Венцлер |
сценарий: | Ханнс Хайнц Эверс |
продюсер: | Роберт Эрнст |
видеооператор: | Франц Вайхмайр |
композиторы: | Джузеппе Бечче, Ernst Hanfstaengl |
художники: | Отто Эрдманн, Ганс Зонле |
монтаж: | Алиса Людвиг |
жанр: | биография |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 3 октября 1933 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 35 мин |
Фильм, снятый уже почти сто лет назад, представляет интерес как почти документальное свидетельство реалий того непростого времени, когда Германия была охвачена безработицей, бедностью, инфляцией, бурным противостоянием разных политических сил.
Огромные ночлежки для бездомных, бродяг, огромные очереди за пособиями, за скудной социальной помощью. На этом фоне как всегда поднимаются левые движения и в первую очередь коммунисты.
Сто лет назад коммунизм был популярен в Европе почти как... почти как сейчас!
И сейчас в Европе, в Германии если не бездомные, то толпы беженцев, мигрантов, которые тоже ютятся по разным углам.
Один из персонажей фильма приехал из Америки, недосягаемой страны мечты... а сегодня многие из Германии уезжают в Америку, в Северную, в США, а очень многие в Южную, сбегая от вездесущих повесток.
И вокруг Европы опять полыхает...
Причудливо развивается спираль истории!
2 января 2024
Искусство советское и искусство национал-социалистическое при всех сходствах тоталитаризма все же представляют собой две весьма разные эстетические модели. «Ганс Вестмар» относится к произведениям космогоническим в духе «Как закалялась сталь» с изрядной примесью агиографических мотивов. Сюжет священной жертвы — сюжет, цементирующий твердость рядов. Первомученик всегда особо иконографически маркирован, и пресловутый Хорст Вессель (прототипика в фильме и не скрывается) тому пример.
Фильм построен на четкой антитезе национального и интернационального. Интернациональное представлено своеобразной смычкой вроде бы идейных противников — коммунистов и буржуа. Для буржуа это удобно с позиций бизнеса, для коммунистов — это способ взять власть. Неслучайно, и первые, и вторые представлены, в основном, как истинные неарийцы. В рядах коммунистов и евреи, и славяне, и вся их деятельность — сплошной большой заговор против истинных арийцев, которых почти единолично возглавляет сам Вестмар. По сравнению с историческим Весселем, его фигура неправомерно раздута, он выглядит ключевой фигурой фашистского движения, но это необходимо для создания его мифа. Если враги фашизма собирались с миру по нитке, то его друзья сплошь студенты и «вообще хорошие люди», что противостоят как откровенное меньшинство мультикультурным тенденциям. Правда, в фильме совершенно непонятно, почему меньшинством названы весьма многочисленные и почти военизированные бригады с совершенно военным уставом и выправкой. Как и непонятна эволюция героя. Ее на самом деле нет совершенно, Вестмар как герой фактически отсутствует с психологической точки зрения, являясь всего лишь точкой приложения идеологических схем. Советское искусство в этом вопросе было гораздо умелее. Не забывая об идеологии, оно тем не менее талантливо прописывало параметры своего героя, пыталось избежать его откровенной схематизации. А вот в немецком фильме кроме «Фатерлянд» и «Муттер» для героя мало что существует. Такого материала недостаточно, чтобы мы в него могли поверить.
В любом случае этот фильм не биография, а скорее, как уже указывалось, агиография. Дело даже не в том, как обработана реальная судьба Весселя, сколько искажений и сознательного манипулирования фактами допущено по отношению к ней, но как во всей этой биографии интересна сама смерть героя и его посмертная функция — индульгирование «святых» бойцов за немецкое дело в самой реальности. Как и в случае с тамошним «Павликом Морозовым», гитлерюгендовцем Квексом (которому посвящен примерно тогда же еще один фильм), значение образа должно сойти с экрана и влиять на действительность. Только вот отчаянно не повезло кинематографу Третьего Рейха с талантами. Данный фильм весьма слаб в художественном отношении: крупные планы отдают карикатурой или апологией, массовые сцены вообще чаще всего композиционный сумбур. Видимо понимая, что не получается у подведомственного кинохозяйства «выдавать» продукцию лучшего качества, курирующий данную область культуры, как и все остальные, Геббельс далее давал добро в основном на ленты не о современности. В 1933 году до прямого столкновения двух систем было далековато, но в области идеологического кино Советский Союз нанес Германии сокрушительный удар уже тогда.
9 мая 2016