Враг общества
The Public Enemy
7.3
7.6
1931, боевик, драма, криминал
США, 1 ч 23 мин
12+

В ролях: Эдвард Вудс, Дональд Кук, Лесли Фентон, Берил Мерсер, Роберт Эмметт О’Коннор
и другие
1909 год, двое ирландских мальчишек Том и Мэтт взрослеют на «грязных» улицах Саут-Сайда Чикаго, проходя курс обучения преступной жизни у скупщика краденого. Став взрослыми, ребята переходят к ограблениям, в результате убит полицейский. Далее идет бутлеггерство, приходит «успех», они уже живут в апартаментах с двумя блондиночками Мэмю и Китти. Том, более крутой и жестокий, быстрее поднимается по ступенькам гангстерской иерархии, и через какое-то время убийство становится для обоих настолько обыденным, что они убивают даже лошадь. Но расплаты, по законам морали того времени, не избежать.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Враг общества

английское название:

The Public Enemy

год: 1931
страна:
США
слоган: «All his life he took what he wanted...Why not women? (Print Ad- Sarasota Herald, ((Sarasota, Fla.)) 16 June 1931)»
режиссер:
сценаристы: , ,
продюсер:
видеооператор: Деверо Дженнингс
художники: Макс Паркер, Эдвард Стивенсон
монтаж:
жанры: боевик, драма, криминал
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 23 апреля 1931 г.
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 1 ч 23 мин
Другие фильмы этих жанров
боевик, драма, криминал

Видео к фильму «Враг общества», 1931

Видео: Трейлер (Враг общества, 1931) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер

Постеры фильма «Враг общества», 1931

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Враг общества», 1931

Первый лучший гангстерский фильм Голливуда

Том Паверс (Джеймс Кэгни) и его флегматичный дружок-красавчик Мэтт Дойл (Эдвард Вудс) с детства «шли к успеху». В то время как брат Дойла Майк (Дональд Кук) прилежно сидел за учебниками, работал с утра до ночи водителем трамвая, служил в морской пехоте во время войны, Том с Мэттом воровали, затем грабили, а затем и «держали» чикагские районы-кварталы в пивной сфере (как раз и «сухой закон» подоспел). Ребята из нищебродов переросли в репрезентабельных типов с дорогими костюмами, навороченными автомобилями и пригламуренными женщинами. А вопрос, честно ли вкалывать на заводе и дожить до семидесяти, или же прожить 35 лет яркой жизни, и умереть от пули… этот вопрос всегда индивидуален.

Фильм-легенда гангстерского жанра, ни больше, ни меньше. Период начала 30-х в США чем-то напоминал наши 90-е – социальная вакханалия, в которой наиболее отчаянные головы находили отдушину за рамками закона. Кинематограф первым уловил настроения в обществе, и ответил масштабным выбросом в кинотеатры страны целого гангстерского жанра. Вообще, первые потуги таких фильмов выходили на рынок еще в конце 20-х (тот же «Рэкет» Майлстоуна), но первые бандитские фильмы не соответствовали даже близко реалиям жизни. Гангстеры в них изображались исключительно негодяями, а самое главное, глупцами, в то время как главным действующим персонажам неизменно становился «храбрый полицейский» или «бесстрашный журналист».

Уэллмен снял принципиально другое кино. Не то, чтобы он был здесь родоначальником «рыцарства» гангстеров (скорее, здесь нужно вспомнить «Маленького Цезаря» ЛеРоя), к тому же, Уэллмен всячески пытается выпятить аморальный образ жизни бандитского мира, но делает он это настолько эстетски, что поневоле добивается абсолютно противоположного результата – его гангстеры становятся чертовски привлекательными.

Пожалуй, главное достоинство «Врага общества» - это образцовая жизненность представленных в фильме персонажей. Никаких манерных диалогов, неестественных жестов, да и просто, здесь нет «жизни как в кино». Быть может, настоящие гангстеры, смотревшие фильм в 1931 году, и говорили, что в реальной бандитской среде все по-другому, но зритель без криминального опыта поверил Уэллмену на слово. Тому самому Уильму Уэллмену, который поставил «Крылья» - первый «Лучший фильм» в истории «Оскара». Это и есть показатель настоящего американского профессионализма, которого так не хватает нам, русским. Уж если снимать фильм о самолетах, то так, чтобы верилось, что режиссер сам бывший (и настоящий тоже) летчик, а если делать фильмы о гангстерах, то нужно это сделать так, чтобы зритель был убежден – режиссер лично пристрелил пару десятков человек за разбавленное пиво.

Теперь небольшой разбор актерского состава. Спустя каких-то пять лет критики скажут, что Уэллмен собрал в фильме голливудскую россыпь звезд. Собрать-то собрал, но в 1931-м россыпи еще не было. Исключительно неогранённые алмазы. Более того, для многих фильм Уэллмена так и стал вершиной их карьеры, как, например, для Эдварда Вудса – очень красивого актера, который так толком больше нигде не раскрылся. То же самое можно сказать о еще об одном красавчике-гангстере «Гвозде» Нэтане в исполнении Лесли Фентона. Убежден, тысячи американских мальчишек увидев тогда его 100% улыбку, дорогой костюм и голливудскую внешность, решили, что гангстерский мир куда привлекательнее реальных нищебродских будней.

Впрочем, «Враг общества» не получился бы настолько блестящим, если бы не фантастическая игра молодого и только-только начинающего актера Джеймса Кэгни. Именно после этого фильма взошла и уже до самой смерти не заходила настоящая голливудская звезда «Коротышки» Кэгни. Нужно отдать должное Уэллмену, который в этом невзрачном пареньке разглядел невероятно харизматичного актера, для которого роль Тома Паверса (Powers – власть, сила – Уэллмен большинству персонажей дал говорящие имена, как и в случае с Гвоздем (Nails) Нэтаном) подошла просто идеально. Одна манера сжимать кулак и по-дружески при прощении касаться им кого бы то ни было – от гангстера-коллеги, до девушки или даже матери, стоит охренеть сколько баксов. Кэгни в фильме великолепен от повадок до диалогов. «Хотел бы я, чтобы ты была колодцем желания. Привязал бы к тебе ведро и утопил». Это слова Тома своей девушке. Ну как после таких закидонов не полюбить этого актера?

И, к слову, о девушках. Вот именно они в фильме особо не впечатляют, хотя Уэллмен на тот момент подбирал лучшее с проезжей части. Во-первых, в фильме была задействована одна из самых дорогих актрис времен Великой депрессии Джоан Блонделл – бывшая модель, и вполне состоявшаяся актриса. Правда, роль у нее в фильме была достаточно второстепенной, и выглядела она больше для мебели. А во-вторых (хотя это и была самая главная «фишка» по задумке режиссера) в фильме задействована любовница Говарда Хьюза, а в дальнейшем и сожительница настоящих американских гангстеров, Джин Харлоу в роли, конечно же, роковой девушки-вамп. И знаете, смотрю уже второй фильм с участием Харлоу, и второй раз не вижу в ней абсолютно ничего особенного и даже просто запоминающегося. Абсолютно ничего. Пиар – большое дело, и быть может, мы бы и не акцентировали внимание на этой актрисе, если бы она не умерла в 27 лет. А теперь кинокритики дружным хором взяли за хорошее правило разбирать каждую ее эпизодическую роль во всех немногочисленных фильмах, где она играла. Но совсем уж поносить Джин не буду – сыграла и сыграла, для своего времени она, видимо, была хороша.

Вердикт. Один из лучших гангстерских фильмов в 30-е, да и в целом, вообще в жанре. Если ты, дружочек, строишь из себя дока в гангстерском кино и начинаешь заливать о «Крестном отце», но так и не посмотрел «Врага общества», не обижайся, но ты всего лишь невежественное лошье.

8 из 10

7 июня 2023

Ганстеры. От Хейса до нового Голливуда. Часть 3. Культовый враг.

«Враг общества» — наверное самый известный и захваленная картина, из всего обилия определяющих жанр фильмов 30-ых. Лента — совершившая настоящий фурор в новом жанре. В сущности, это первый по-настоящему культовый гангстерский фильм, почитаемый и цитируемый в различных произведениях на тему и по сей день. Это и неудивительно, ведь именно режиссёр Уильям Уэллман, на пару с автором первоисточника, книги «Пиво и кровь. Джоном Брайтом, представили принципиально новый, углублённый взгляд на образ гангстера и общую концепцию организованной преступности в Америке. «Враг общества» — это первый в истории своеобразный гангстерский эпос, описывающий путь главных героев от детский шалостей и возвышения на Олимп, до неизбежного падения на дно. Этот же принцип, в последствии будет использован гораздо более ранними представителями жанра, таким как: «Однажды в Америке» или «Славные парни».

Кино ведёт рассказ о двух ирландских друзьях детства, Томме и Мэтте юность которых, пришлась на годы колоссальных социально-политических изменений страны. Будучи мальчиками бедных районов, оба уяснили с детства, что единенный путь для таких, как они стать кем-то — это преступность. Начиная с мелких поручений и дорастая до первого крупного задания, друзья постепенно становятся всё более и более матёрыми уголовниками. Режиссер на пару со сценаристами, рисует перед нами типичный образ «героев своего времени» — людей появившихся на свет, в неудачное время и неудачном месте. Брошенных обществом, отвергнутых, привыкших решать все проблемы мечом и брать силой что хочется, тех самых «Врагов общества», порожденных самим обществом.

История плавно ведёт зрителей через временные отрезки, описывая отдельные этапы развития криминальной деятельности героев. Именно этот способ повествования, выгодно отличает «врага» от остальных со-жанровых произведении того времени, которые по большей части фокусировались лишь на отдельном временном отрезке из жизни героя. Тут же, всего за полтора часа экранного времени, рассказывается целая жизнь. С одной стороны, история лишена ненужного и успешно фокусируется лишь на важном. С другой, именно деталей и большего раскрытие отдельных тем и конфликтов ей и не хватает. В сценарий будто нарочно разбросаны крючки, призванные цеплять зрителей, но в итоге обрывающихся на полуслове. Не сильной любовной линий, не должного описания дружбы персонажей тут нет. Что в истории действительно сделано хорошо и до конца — так это отношения Тома со своей семьёй, в частности с братом и матерью. Именно брат главного героя создаёт тот самый столь необходимый контраст закона и беззакония, чести и трусости. Брат героя будучи убеждённым патриотом — отправляется на фронт, в то время как сам Том выбирает путь преступника. Именно этим конфликтом, создатели рисуют перед нами отчётливые архетипы негодяя и героя. Модель, к которой нужно стремиться, и та что следует обходить стороной.

Главный герой получился неоднозначным. Частично у создателей удалось сделать его образ более сложным, за счёт показа девства и отношений с семьёй, но лишь частично. Как я уже писал выше — сценарию не хватает деталей, чувствуется недосказанность и неполное раскрытие многих моментов. Блистательный Джеймс Кэгни отыгрывает на все пять с плюсом, в его глазах одновременно виднеется вся сила и злость, одновременно и слабость персонажа Пауэрса. Именно эта роль стала для Кэгни определяющей почти на всю последующая карьеру. Печально что сценарий недостаточно помогает его игре. Остальные актёры также не плохи, но особо не выделяются, особенно на фоне Кэгни. Главная особенность Тома Пауэрса — это его грубость. Он груб со всеми: с матерью, с другом, с женщинами и с самим собой. Он способен нежность, но он не знает, как выразить свой чувства, кроме как грубостью.

Снят фильм вполне обычно для своего времени. Есть неплохие операторские решения, как например план семейного ужина с бочонком нелегального пива в середине кадра. Порадовало что у главных героев есть свои отличительные фишки на которых делается акцент по ходу действия. Также стоит отметить неплохие декорации и живую массовку. Разумеется, не стоит ждать от фильма перестрелок и зрелищного экшена, 1931 год как-никак. Однако всё что связано с экранным насилием, в фильме выполнено хорошо и даже художественно. Одна только культовая сцена под дождём чего стоит. А какие смачные удары по лицу в этих старых фильмах…какие звуки. Сейчас такого уже не встретишь.

Итог: Все проблемы «Врага общества» по большей части в сценарий. Отделаться от ощущения недосказанности и какой-то сырости, не получается при всем желании. Но несмотря на это фильм всё же заслуживает внимания. Это первая, хоть и не самая удачная, но попытка, представить гангстера, как человека и показать, что толкает таких Том Пауэрс на путь преступности. Жаль лишь, что даже карикатурный Рико из «Маленького цезаря», на поверку кажется куда более самодостаточным и цельным персонажем нежели Пауэрс.

7 из 10

P.S. Дэвид Чейз — создатель культового сериала «Клан сопрано», не раз заявлял, что именно «Враг общества», в своё время, произвёл на него наибольшее впечатление.

10 сентября 2020

Кэгни — Враг общества

С этого фильма началась голливудская одиссея Джеймса Кэгни, как крупной кинозвезды растянувшаяся не на один десяток лент. Именно эта лента стала одним из базисных фильмов для жанра гангстерского кино. Именно этот фильм нередко включают во все сборники и топы лучших фильмов. Но, на мой вкус в данном случае имеет место некоторый конформизм.

Все дело в том, что лента Уильяма Уэллмена была чистого рода пропагандой. Не удивлюсь, если выяснится, что Гувер лично отдавал распоряжения о создании фильма ставшего составной частью по созданию информационного фона о борьбе государства с организованной преступностью. Образ молодого и приятного во всех отношениях мужчины пошедшего не той дорогой приклеился к Кэгни на долгие годы. Кстати, позже не раз его гангстеры не будут стесняться близких эмоциональных связей матерью (в «Белой горячке» это дойдет почти до фарса). На эту роль не подошел бы тот же Богарт, нужен был неприкаянный образ, сильный простак не слишком задумывающийся о последствиях. Кэгни был всем понятен.

Сам по себе фильм структурно совершенно прост и бесхитростен. Звездная Джин Харлоу проводит на экране достаточно ограниченное время и ничем не выделяется. А события после того, как мы понимаем, что главный персонаж не намерен сворачивать с криминального пути, практически не развиваются. Криминальные будни не могут довести до добра — к этому выводу нас начинают подводить практически с самого начала. Оттого и блестяще сделанный финал с долгим ожиданием и последующим печальным сюрпризом теряет свою привлекательность. Всеобщая известность фильма вследствие административного ресурса сделали его структуру одной из базовых моделей для других гангстерских лент. Используемые в ленте образы также активно использовались в киноискусстве. Например, белокурая Джин Харлоу очевидно является прообразом персонажа Тьюсди Уэлд из «Однажды в Америке». Но тем не менее, на фоне более поздних похожих работ, фильм явно не выглядит лидерским. Взять к примеру «Джименов» или «Ревущие двадцатые» на пару с «Ангелами с грязными лицами» — все они похожи, но последующие ленты пусть и не так известны, но явно эффектнее и зрелищнее. А по сути — все об одном и том же.

6 из 10

31 мая 2015

Говорят, что это один из классических экземпляров гангстерских голливудских фильмов. Верю, все-таки начало 30-х годов ХХ века.

Честно скажу, поначалу смотреть было скучновато, но до тех пор, пока в памяти не всплывали сцены из других фильмов, словно скопированные отсюда — и «Однажды в Америке», и «Лицо со шрамом» с Аль Пачино, и из последних «Враг государства N 1» вместе с Венсаном Касселем.

Очень понравилось рассматривать костюмную часть, дамы в шикарных манто, мужчины в классических шляпах. Все-таки черно-белое кино весьма удачно подчеркивало красоту простых вещей и преувеличивало блеск шикарных нарядов.

6 из 10

6 марта 2010

Классика

Этот фильм — классический гангстерский фильм начала века.

Фильм шикарный. Эталон гангстерского кино!

Джеймс Кэгни великолепен! Он играет выше всяких похвал. Его герой получился более привлекательный, чем отпугивающий. Плюс ко всему ему подобрал Платиновую блондинку в пару — Джин Харлоу. Играет она не так много, но ее сразу заметно.

Больше всего запомнилось начало этого фильма! Титры, где говорится о том, что фильм не пропагандирует преступность, и не поддерживает негодяев. К сожалению в российском кинематографе такого нет. Нет актеров как Джеймс Кэгни, нет атмосферы, а все чаще и чаще кажется, что режиссеры хотят навязать преступность.

Одним словом Шедевр!

10 из 10

17 июня 2009

Где же Джин?

Посмотрела на днях фильм «Враг общества». Я не в восторге! Данный фильм, безусловно, классика, очень стильное винтажное, гангстерское кино. Однако, фильм скучный. Я думала, что Джин Харлоу играет в этом фильме одну из главных ролей, но, оказалось, что Джин снялась лишь в крошечном эпизоде! Несмотря на это, её имя указывается вторым в титрах. Главного героя играет Джеймс Кэгни. Ну что я могу о нём сказать? Я об этом актёре слышу второй раз в жизни! Скажу только, что он внешне немного похож на Леонардо ДиКаприо.

В фильме нет никаких особо страшных сцен убийства, спецэффектов тоже нет, всё очень тихо. Судя по названию, я думала, что это будет такой крутой по тем временам боевик, но нет. Иногда у меня возникало желание выключить фильм на середине, т. к. Джин, всё не появлялась на экране. В фильме также снялась Джоан Блонделл. Про эту актрису я знаю только по её знаменитой цитате о Кларке Гейбле. Сама она мне не понравилась. Играла она никак, да и внешность у неё скорее отпугивающая. Эти огромные глаза, как у Веры Холодной…

Концовка фильма меня жутко напугала! Вот это, пожалуй, один из самых страшных эпизодов за всю историю кино! Как вспомнишь, так вздрогнешь! После такой жуткой концовки я знаю точно, что мне вряд ли захочется смотреть фильм ещё раз! Не стала бы я рисковать здоровьем. Не знаю, возможно, фильм «Враг общества» и положил основу для многих других американских блокбастеров, но меня данный фильм, за исключением концовки, как — то не впечатлил. Оценка будет не самой высокой.

7 из 10

12 января 2009

Боевик Враг общества появился на свет в далеком 1931 году, более полувека тому назад, его режиссером является Уильям А. Уэллмен. Кто играл в фильме: Эдвард Вудс, Дональд Кук, Лесли Фентон, Берил Мерсер, Роберт Эмметт О’Коннор, Мюррэй Киннелл, Мэй Кларк, Фрэнк Когхлан мл., Джордж Дэйли, Шнитц Эдвардс, Рита Флинн, Дороти Ги, Дуглас Джеррард, Дороти Грэй, Бен Хендрикс мл..

Страна производства - США. Враг общества — получил среднюю зрительскую оценку (7,1-7,3 балла), что является вполне отличным результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.