М убийца
M - Eine Stadt sucht einen Mörder
7.9
8.3
1931, триллер, драма, криминал
Германия, 1 ч 48 мин
18+

В ролях: Эллен Видманн, Инге Ландгут, Отто Вернике, Теодор Лоос, Густаф Грюндгенс
и другие
Маньяк-убийца наводит ужас на жителей Города. Маленькие девочки не успевают домой к обеду и не возвращаются вовсе. Полиция сбилась с ног в поисках преступника, однако все усилия тщетны. Обеспокоенный активностью полицейских преступный мир Города сам объявляет охоту на маньяка.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

М убийца

английское название:

M - Eine Stadt sucht einen Mörder

год: 1931
страна:
Германия
слоган: «IT STAGGERS THE SENSES!...SHOCKS the Imagination - It will leave you Gasping - It is the Sensation of 3 Continents!»
режиссер:
сценаристы: , ,
продюсер:
видеооператор: Фриц Арно Вагнер
художники: Эмиль Хаслер, Карл Фоллбрехт
монтаж:
жанры: триллер, драма, криминал, детектив, фильм-нуар
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 11 мая 1931 г.
на DVD: 7 октября 2008 г.
Дополнительная информация
Возраст: 18+
Длительность: 1 ч 48 мин
Другие фильмы этих жанров
триллер, драма, криминал, детектив, фильм-нуар

Видео: трейлеры и тизеры к фильму «М убийца», 1931

Видео: Трейлер №2 (М убийца, 1931) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер №2
Видео: Трейлер (М убийца, 1931) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер

Постеры фильма «М убийца», 1931

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «М убийца», 1931

Фильм, заслуживающий внимание

'М убийца' - ещё один фильм эпохи немецкого экспрессионизма, подтвердивший статус Фрица Ланга как качественного постановщика после 'Метрополиса'. Эта картина в какой-то степени предсказала все происходящее далее в стране, а именно приход нацистcкого режима. Конечно, фильм также относится к протонуару и повлиял на жанр нуар, развивающийся в Голливуде в 40-е годы. Фильм очень интересно поставлен, даже при знании зрителем кто этот убийца, следить за происходящим все также хочется. Петер Лорре отлично справился с ролью, его герой неоднозначен и даже сложно ответить, он главный злодей, совершающий преступления или главная жертва, не в силах остановиться?.. Особенно хочется выделить финальную сцену с судом, она поставлена и снята просто великолепно, преступники, выбравшие свой путь, судят такого же преступника, явно больного и не способного не убивать, финальный монолог персонажа Петера Лорре обладает невероятной эмоциональной силой, он вызывает отвращение одновременно с сочувствием. Порадовал также монтаж, уже привычный для нас, но необычный для даты выхода, например есть сцена, когда глава полиции отчитывается, что у его работников нет свободной минутки, все заняты поисками, а в этот момент на экране показывают этих самых сотрудников, мирно спящих на своих местах.

По итогу мы имеем отлично сохранившийся фильм и повлиявший на затронутые сферы общества, обстановку в обществе и дальнейшее развитие фильмов-детективов ('Зодиак', 'Семь'...)

8,5 из 10

12 июля 2022

Немецкое зарождение звукового кино

Нуаровский детектив Фрица Ланга погружает нас в мрачный город, в котором происходят похищения девочек. Лента ставит экспозицию с действий, чтобы зритель сразу почувствовал ужас и присутствие проблемы. Эпизоды с ожиданием детей из школы, после прогулок, либо во время похода в магазин — всё навивается преследованием странного мужчины в шляпе. Отлично на этом фоне насвистывается мотив Эдварда Грига «В пещере горного короля», метафорически поясняя за судьбы похищенных.

Режиссёр делает акцент не на множестве преступлений, им уделяются газетные вывески со списками пропавших, а на действия правоохранительных органов. Лента запускает расследование, головоломку, которую тяжело решить. Интерес поступает от проверок, от последствий облав на криминальные верхи города. В мире, где преступность — обычное дело, происходят более опасные вещи, которые даже криминальное общество не одобряет.

К сожалению, за смыслом показать деятельность поиска и последствиями противозаконников: мошенничество, проституция, воровство — картина теряет задор нуара, скатываясь в рутинные разговоры. Понятно, что загадочный убийца мешает всем, но Фриц Ланг делает акцент на осознании происходящего для взрослых, ставит ценности бандитов под подозрение, опросами воров пытается добраться до правды и найти убийцу.

В этом ключе становится понятно, что главный антагонист мешает абсолютно всем в городе. Нужно срочно решать проблему всеми возможными способами и методами. После простоя, который отнял львиную долю хронометража, картина наполняется действиями. Неожиданные совпадения, связанные с вышеупомянутой музыкальной композицией, запускают отличную слежку и дедукцию.

Направление по поимке окунает нас в бегство среди высоких зданий, попытки скрыться в толпе людей оценивают серьёзность преследований. Акцент делается на поимке любой ценой, не смотря на все последствия. Неважно, сколько людей пострадает, неважно какой будет нанесён ущерб — главное поймать того, кто своими действиями мешает всем.

Даже косвенно связанные похищения отыгрываются на криминальном мире, не дают спокойно зарабатывать, создают угрозу бизнесу — это только позиция негодяев, а что думать про отчаянных полицейских и сходящих с ума матерей? Картина меняет направление, сопровождая пояснениями главного злодея. Вот тут выступает чисто юридическая тема: правосудие не может ступить выше писанного закона. А с другой стороны — какое правосудие, если человек убил стольких детей? Ирония в кульминации заключается в открытой концовке, сопровождающейся линчеванием или невменяемостью. Режиссёр будто спрашивает у зрителя: как поступить, и пускает титры.

В целом развязка справляется на ура. Картина выгребается из застоя разговоров, раскрывает драму с убийцей, позволяет узреть истинные мотивы, но в тоже время указывает на преступления. Раздосадованные жертвы потерь и пояснения убийцы. Но что тут можно сказать — вина есть вина! Понимание приходит ко всем персонажам, ставя выбор на совесть зрителя. Удивляет, что на момент выхода картины, немец смог достичь отличных технических новаций. Картина смотрится более современно, не скажешь, что вышла она в 1931 году, когда с цветочком в кармашке и шляпе Чарли Чаплин поражал мелодрамой под «огнями большого города». Фриц Ланг молодец.

4 июля 2021

Период Веймарской республики для немецкого кинематографа было золотым временем. Многие талантливые и известные режиссеры, такие как Фриц Ланг или Фридрих Мурнау, творили настоящие кинопроизведения, которые по сей день остаются образцами тех или иных киновеяний или жанров, заложивших основы для современных направлений в киноискусстве. Одной из знаковых картин того времени является детективный триллер Фрица Ланга «М — убийца», предвосхитивший эстетику голливудского нуара. Почему этот фильм не утратил свою актуальность? Давайте разберемся.

Синопсис В одном крупном немецком городе неизвестный серийный убийца наводит ужас на местных жителей. Несколько маленьких девочек пропало без вести, а их изуродованные тела находят по всему городу спустя какое-то время. Полиция сбилась с ног и не имеет ни малейших зацепок. Сам город охватила паранойя: люди видят маньяка буквально в каждом прохожем, который решится заговорить с любой маленькой девочкой. Постоянные полицейские облавы или нескончаемая атмосфера отчаяния вынуждает местных криминальных авторитетов, терпящих из-за этого убытки, взять в ситуацию в свои руки и самостоятельно найти и наказать душегубца.

Игра актёров На самом деле, в фильме задействовано много актеров, каждый из которых исполнил роль того ил иного персонажа, выполнившего определенную, важную для фильма функцию. Так, одна группа актёров воплотила образ впавшего в паранойю города, по крайней мере, ту его часть, которая пошла на поводу своих страхов, а посему сеяла лишнюю панику, тем самым ухудшая и без того сложную обстановку. Другая группа актеров сыграла роль силовых структур, полиции и детективов, призванных отстаивать и защищать интересы простых граждан. Третья группа, пожалуй, самая интересная — это гангстеры и местный криминальный элемент, сыгравший ключевую роль в поимке преступника, но действовавший не из личных побуждений и жажды справедливости, а скорее, ради процветания бизнеса. Если уж кого из актеров и выделять отдельно, так это Петера Лорре в роли маньяка-убийцы, человека с явными психическими отклонениями, который сам признает, что болен и что никогда не сможет остановиться.

Режиссура Фриц Ланг по праву считается одним из величайших кинорежиссеров в рамках мировой киноиндустрии. Он же стал одним из отцов-основателей немецкого киноэкспрессионизма и чьи новаторские идеи нашли свое отражение во многих его уже голливудских картинах. Однако, как ни крути, именно на немецкой земле Ланг творил свои уникальные шедевры, которые изучаются многими начинающими кинематографистами до сих пор. Так, «М — убийца», классический детективный триллер про маньяка убийцу, в какой-то степени предвосхитил развитие этого направления в кино задолго до появления таких знаковых картин, как «Молчание ягнят» или «Зодиак». Ценность этого фильма заключается в демонстрации психологической обстановки, в которую были ввергнуты все жители города. Один человек, совершающий чудовищные поступки, породил эффект звериной толпы, когда жители города нападали на первого попавшегося подозреваемого, даже не пытаясь оперировать фактами. Конечно, наладить обстановку пытается полиция и команда детективов, которым, собственно, удается составить план по выявлению зацепок, позволившим им подобраться ближе к поимке убийцы. Но тут вмешивается третий игрок в лице местной мафии, которая тоже подключается к поимке маньяка, полагаясь на свои не менее действенные методы. И складывается парадоксальная ситуацию, наблюдая за которой и смешно, и грустно, и волнительно. Конечно, психологизм — это не единственное, чем оперирует Ланг. Режиссер не избегает и социально-политического контекста, раздавая глубокие философские манифесты на тему правосудия, презумпции невиновности и вмешательства государства. В общем, и интересно, и умно.

Сценарий Действие происходит в безымянном немецком городе, в котором уже довольно длительное время орудует неизвестный маньяк-убийца, нападающий на маленьких девочек. Полиция и власти уже отчаялись до такой степени, что даже объявили награду в 10 тысяч марок за голову душегубца. Правда девочки как не возвращались к обеду после школы, так и не возвращаются до сих пор. Тут еще убийца решает подерзить и отправляет записку в местную газету, в которой насмехается над бездействием властей и полиции. Для полиции тоже ничего не остается другого, как держать весь город в узде и совершать неожиданные рейды и облавы. Такое положение дел сразу вставляет палки в колеса для бизнеса местной мафии, терпящей серьезные финансовые убытки. На одном из организационных преступники принимают решение о начале совместных действий для самостоятельной поимки маньяка. И далее мы видим, как параллельно и полиция, и мафия пытается отловить убийцу. О пока и те, и другие участвуют в охоте, сам маньяк старается жить жизнью нормального человека, однако донимающие голову мысли и голоса заставляют его приступить к поиску новой невинной жертвы.

Итог «М — убийца» — поистине один из лучших детективных триллеров про маньяков-убийц, который может смело послужить образцом для современного кино. Фильм привлекает внимание со всех сторон: и остросюжетная линия, и психологическая обстановка, и логика расследования, и да и в целом сама идея. По итогу зрителя ждет увлекательное кино, которое по своим качествам может смело тягаться с современными фильмами.

30 октября 2020

Мой кинематограф!

Мне не нужен адвокат! Кто меня будет судить? Вы…

(примерно 100-ая минута фильма)

М убийца

Что такое «М» от Фрица Ланга? Это один из самых первых фильмов про маньяка, который убивал именно детей. Я до сих пор на эмоциях, я до сих пор в шоке, хотя отсмотрел картину несколько дней тому назад — Ланг гений, ребят. Очень сильное кино. Выбивает почву из-под ног. Обожаю кинематограф Фрица.

Небольшой город. Маленькие девочки начинают пропадать одна за другой. Родители плачут. Полиция чешет репу и разводит руками. М, насвистывая Грига себе под нос, пишет в прессу письмо, что-то типа — со мной еще не покончено, ребятушки, я обязательно вернусь за вашими детьми. Люди решают самостоятельно поймать (явно попутавшего все берега) психопата.

Очень важный момент — перед нами дебютный звуковой фильм Ланга. Немое кино и звуковое — разные вещи. Вы ведь знаете, что многие кинематографисты не могли найти себя, терялись (с приходом звука). Перед Лангом стояла дилемма — либо он остается величайшим режиссером именно немой эпохи (Метрополис, Нибелунги, Мабузе и др.) и уходит в прошлое, либо он идет в ногу со временем, меняется.

И вот чтобы там не говорили про яркий стиль и немые фишки Ланга (которые здесь присутствуют, безусловно, зацените само повествование, оно очень необычное), видно невооруженным глазом, Фрицу тяжеловато. Иногда звук вообще пропадает, мы наблюдаем за беготней героев в полной тишине. Иногда Ланг специально затягивает диалогами (хотя их можно было бы сократить, давайте честно, картина ничего не потеряет).

Но, Ланг старается изо всех сил, чтобы твоя челюсть валялась на полу после финала. Положа руку на сердце, у него получилось. Это очень смелое кино. Напоминаю, 1931 год. Американцы испугались бы снимать такое. Блин, показать маньяка, который орет (верней — визжит будто порося) с пеной у рта на толпу — «Кто вы такие? Я же не могу не убивать, я больной!» (примерно, там он много чего кричал). Это ведь автоматически подписать смертельный приговор своей фильмографии.

Ланг ничего не боится. Ланг мастер. Он заставляет задуматься. Устраивая охоту за М — люди нарушают к чертям все законы. Они сами превращаются в кровожадных убийц. М — понимает, что болен, а люди ничего уже не понимают (как толпа из «Франкенштейна» Уэйла только без факелов), хотят крови, хотят мести (которая не вернет им детей). Самое забавное — даже бандиты пускаются в погоню (из-за М копы постоянно устраивают облавы, мы теряем выручку, надо его изловить, а-хи-хи).

Браво! Поклон Лангу по пояс. Есть версия, что Фриц (втихаря) посматривал на Хичкока. Альфред уже к тому времени снимал звуковые фильмы. Правда или ложь, решайте сами. При любом раскладе — «М» от Фрица Ланга даже спустя 90 лет впечатляет. Обязательно к просмотру.

Отдельно про Лорре — за такие роли нужно отдавать Оскар! У него в целом минут 30 экранного времени, но этого хватило, чтобы навсегда войти в историю кино. Помните шикарную сцену перед зеркалом — когда М пальцами грустную улыбку делает, да-да, будто передает пламенный привет Джокеру и всем будущим кино-маньякам…

9 из 10

17 августа 2020

М — город ищет убийцу

Легендарный немецкий режиссер и сценарист Фриц Ланг является культовой личностью в мире кино. Его творчество, а особенно картины снятые в период 1920 — 1930-ых годов оказали огромное влияние на развитие мирового кинематографа и стали источником вдохновения для выдающихся режиссеров последующих времен. Данный фильм признан абсолютным шедевром, который неизменно занимает высокие места во всевозможных рейтингах и списках. Помимо этого картина о страшном маньяке во многом предвосхитила появление жанра нуар. Многие нуаровые традиции нашли своё отражение в этой работе немецкого классика. Немалое влияние фильм оказал и на творчество самого Альфреда Хичкока.

Перед нами один из первых фильмов про серийного убийцу. Фриц Ланг оригинальным образом совмещает напряжённый триллер — детектив с глубокой социальной драмой. В одном из немецких городов орудует страшный маньяк, полиция ведёт тотальное расследование, но не может выйти на след опасного преступника. Город охватывает паника и тогда к поискам подключается организованная преступность. Сюжет фильма навеян реальными историческими событиями, происходившими в немецком городе Дюссельдорф. Однако эта история намного глубже стандартных картин про поиски убийц, чем кажется на первый взгляд. На экране разворачивается сильная психологическая драма.

Фриц Ланг в своей работе поднимает ряд обширных тем. Социальная проблематика имеет ключевое значение. Волна убийств, прокатившаяся по немецким улицам всколыхнула немецкое общество, посеяла панику среди гражданского населения. Граждан охватила паранойя, все начинают подозревать друг друга и готовы устроить самосуд. Убийцей может оказаться каждый и это повышает градус агрессии. Таким образом режиссер предвосхитил политические события, которые скоро придут на его родину. Отлично показана беспомощность полиции и государственной машины, система дала сбой и вот уже преступники берут правосудие в свои руки. И во многом открытый финал ленты не только не даёт всех ответов, а наоборот предоставляет зрителю возможность самому сделать выводы.

Атмосфера нервного напряжения изобретательно передаётся зрителю. Мы знаем личность маньяка, здесь нет серьезной детективной интриги. Но сама охота различных социальных групп, таких как преступники, полиция или простые граждане за маньяком держит в постоянном напряжении. Очень сильный эффект создаёт музыкальное сопровождение, одна только мелодия «В пещере горного короля», которую насвистывает маньяк создаёт сильный психологический эффект.

Австрийский актер Петер Лорре показал высочайший класс. Ему удалось создать действительно страшный образ серийного убийцы. И страшен он в первую очередь своей абсолютно не примечательностью. Это маленький и незаметный человек, за маской которого скрывается само зло. Его финальный монолог, исполненный в театральной манере показывает не только помешательство персонажа, но и отлично отражает вечную тему преступления и наказания.

М убийца это настоящая классика мирового кинематографа. Атмосферный, изобретательный и сложный фильм, созданный на стыке психологического триллера — детектива и глубокой социальной драмы. Картина вскрывает проблемы общества, характерные для своего времени и оставляет богатую пищу для размышлений. Возможно в наше время лента и выглядит довольно простой, но с точки зрения истории кино это замечательный образец остросюжетного жанра.

8 из 10

25 марта 2019

Я болен! Это все голос в моей голове!

Один из первых триллеров и детективов в истории кино, и с этой задачей в жанре, Фриц Ланг справился однозначно! Спустя 87 лет, фильм может пощекотать нервишки! Прекрасная игра с тенями и музыкой, точнее свистом. Этот зловещий свист знают все, но мало кто знает откуда он.

В начале фильма (точнее, после показанной нам трагедией), повествование кажется документальным. В связи с тем, что история основана на реальном убийце Петера Кюртена из Дюссельдорфа, ощущение, как будто, государство оправдывается перед народом, через начало этого фильма, что они делали все возможное в тот реальный момент, когда не могли раскрыть пропажу детей. Это лично мое мнение, скорее всего ошибочно, и это режиссер так точно передал мысли всех сторон. Вызвал недоумение кадр, примерно на 16 минуте, где показывают Петера Лорре. Ведь в таком смысле теряется вся суть жанра детектив.

Прекрасная работа оператора. Замечательная актёрская игра. Особенно Петера Лорре. Это нечто!

В фильме используется много новых приёмов съемки, монтажа, актёрской игры. Некоторые из них не новаторские, но используются более грамотно. Особенно, можно отметить сцену проезда камеры через окно. Много смысловых кадров, к примеру пустая тарелка за обеденным столом ожидающая ребенка, кидание мяча в плакат со списком пропавших детей, одиночный воздушный шарик на фоне неба и электрического столба и т. д.

Буду не раз пересматривать этот фильм!

29 октября 2018

Моральный пат от Фрица Ланга

Изюминка «М» в том, что он строится не на фирменной для Ланга неопределенности (когда с помощью «экспрессионистских приемов» мы теряем четкое представление о том, происходит ли действие наяву, во сне, или в фантазии героев), а на амбивалентности этического толка. В «М» формальное торжество закона и справедливости кажется не решением задачи, а ее проблематизацией. Убийца не вызывает ни малейшей симпатии, но нигде не превращается в типажный образ, в символическую мишень для стрел высшей справедливости. Чем быстрее сужается круг, в котором добропорядочные граждане и криминальные элементы вылавливают маньяка, тем скорее это напоминает круг герменевтический, сизифов труд понимания.

Совершенно крамольным и сейчас кажется монтажный рефрен фильма, где постоянно рифмуются богатые и бедные, мафия и городская аристократия. В одной из центральных сцен фильма — в подготовке эффективного и рационального плана поимки детоубийцы — штаб полицейской операции встык монтируется с воровской «малиной». Получается, что префект полиции начинает фразу, а продолжает ее криминальный авторитет. И эти параллели Лангом проводятся так акцентированно и часто, что напоминают своеобразную авторскую диктовку, учительское подчеркивание красным карандашом.

Изображенные в лучшем случае иронично полицейские и воры стоят друг друга, и даже сообразительный и хваткий комиссар Ломани показывается в одной из последних сцен столь нелестным для него ракурсом (камера берет его сидящую фигуру снизу, отчего комиссар превращается сразу в уродливого и самодовольного борова), что сомнений в том, что в этом фильме нет настоящих героев не остается. А если нет героев, нет и антигероев. Потому в сцене пародийного воровского правосудия, обещающего обернуться просто грубой расправой, маньяк-детоубийца Беккерт уже не может вызывать одно лишь отвращение. Его признание и вместе с тем обвинение своим судьям и палачам кажется настоящим моментом истины:

«Что вы об этом знаете? О чем вы говорите? Да кто вы вообще такие? Кто вы? Преступники? Возможно вы гордитесь тем, что можете вскрывать сейфы или тем, что умеете жульничать в карточных играх. Вы могли бы стать честными людьми, если бы у вас была возможность. Если бы вы нашли работу, если бы вы не были такими ленивыми свиньями. Но я… Могу ли я? Могу ли я что-нибудь поделать? Но мое проклятье… Огонь! Этот голос! Это мучение! (…) Я не могу освободиться! Я должен, должен убегать, и постоянно бежать от самого себя! (…) Я убегаю, а вместе со мной бегут призраки, матери и дети. Они не уйдут, они всегда будут рядом со мной. Всегда, всегда, всегда! Кроме того момента, когда я это делаю… Потом я сразу все забываю. Потом я стою перед плакатом и читаю о том, что я сделал. И читаю, читаю… Но что я сделал? Я ничего не помню. Но кто мне поверит? Кто знает, что творится внутри меня? Когда что-то кричит и плачет во мне в момент убийства. Я не хочу. Но я должен, должен! А затем появляется этот голос! Я не могу его слышать! Помогите! Я не могу, я не могу!»

Парадокс в том (и на это обращает внимание воровской «адвокат»), что эта речь является не только признанием, но и оправданием убийцы. Обвинительные речи, а точнее просто реплики в его адрес раздаются от людей (кстати, «председатель» этого судилища сам подозревается в трех убийствах), превративших преступление в профессию, тогда как детоубийца действует по призванию. Его чудовищные, конечно же, преступления — следствие некой мантики, исступления, транса, о чем он совершенно искренне говорит. У него даже нет мотива для убийства, и очень хорошо, что Ланг не дает ни малейшей почвы для вульгарно психоаналитических объяснений (тривиальный в таких случаях сексуальный подтекст в преступлениях никак не проявлен). Несколько кощунствуя можно сказать, что персонаж Питера Лорра совершает поэтического характера преступления (отвлеченные, непрагматические, непрозаические, нерациональные), в то время как его инквизиторы занимаются почти тем же с трезвым расчетом и холодной головой.

Именно эта вопиющая иррациональность преступленний детоубийцы превращает его в «морального монстра», в абсолютно асоциального субъекта. Но скрытая ирония современных правовых норм состоит, по мысли Мишеля Фуко в том, что нерациональность преступного действия и отсутствие мотива полностью выводят его субъекта за пределы юридического поля. Проще говоря, в правовой парадигме XIX-XX веков преступником может считаться не всякий, совершивший преступление человек, но достаточно рациональный, чтобы его осознавать и отвечать за свои поступки. Если в классическом праве акцент делался на «объективных» обстоятельствах дела, то в современной ситуации разбирательство должно касаться и тонкой сферы психического аппарата обвиняемого. Если истинным адресатом наказания в традиционной системе правосудия было само преступление, сам грех (на этом и строилось известное алиби святой инквизиции), то в духе эпохи Просвещения теперь требовалось прежде всего понять резоны преступника, установить, какой именно интерес или страсть направляли его действия:

Эта коллизия правовой и, больше того — этической неопределенности блестяще обыгрывается Лангом в финале фильма «М». Особенно ироничным становится эпизод, когда добрая сотня уголовников, с пафосом произносящих обвинительные речи (в духе «за слезы наших матерей!») вдруг поднимает синхронно руки вверх. Это реакция на появление за кадром «истинных» представителей правопорядка — спасающих детоубийцу от суда Линча полицейских. Однако и приговор «настоящего суда» (обрываемый на первой же фразе, так, что зритель остается в неведении относительно исхода дела) обесценивается репликой несчастной матери: «Это не вернёт наших детей».

В самом деле, что делать с этим убийцей? Каким судом и на каких основаниях его судить? Ситуация напомниет известный спор Шарапова и Жеглова в фильме «Место встречи изменить нельзя». Мораль Жеглова — «Вор должен сидеть в тюрьме, и людей не беспокоит, каким способом я его туда упрячу» и мораль Шарапова — «Если закон один раз подмять, потом другой раз, потом начинать им дырки в следствии затыкать, как нам с тобой удобно, то это не закон будет, а кистень» входят в настоящий клинч, метафизический пат. Что здесь важнее — дух или буква закона, мнение «простых людей с улицы», к которым апеллирует Жеглов или представляющего интересы тех же людей «народного суда» — однозначного ответа на вопрос нет.

На амбивалентности формулы и сущности справедливости, на проблематичности всякого однобокого решения этической задачи держатся лучшие фильмы жанра: «Печать зла» Орсона Уэллса, «Догвилль» с «Мандерлеем» Ларса фон Триера и др. Фриц Ланг с его квазижанровыми фильмами «М», «Женщина в окне», «Доктор Мабузе, игрок» и др. находится у истоков такого рефлексивного кино. Как всегда, современность оказывается карликом, стоящим на плечах гигантов.

9 из 10

1 декабря 2017

«М» — значит убийца

С первых же минут повествования Фриц Ланг играет на эмоциональных струнах зрителя, погружая того в свои думы. Это история одного убийцы, которого трудно поймать, во всяком случае так утверждают полиция и германские власти, но с очередным появлением невинной жертвы все становится как никогда серьезнее, до такой степени, что криминальные общества сами решают поймать «монстра», а что потом, самосуд? Несмотря на год выпуска картины, данная лента способна держать в напряжении и по сей день, благодаря великолепной операторской работе и своеобразным дополнениям, присущим именно этому кинофильму. Если бы данный триллер можно было сравнить с человеком, то этот человек вызывал бы ужас своим безмолвием, мрачностью, который вовсю погружен в свои внутренние вопросы, да именно так аллегорично, но не без доли правды можно характеризовать историю, показанную Фрицом Лангом.

Начальная часть повествования напоминает кавардак. После серии ужасных убийств на улицах города настоящий хаос, люди боятся. Боятся, что рядом с ними может оказаться убийца, их пугает мысль о том, что возможно тот, с кем они ходят на работу, сидят в булочной, или же обсуждают новости, может оказаться тем «зверем», за которым давно идет охота. Эти эпизоды режиссер отлично воплощает, хаос происходящего чувствуется, как будто все сошли с ума и подлунная перевернулась, таким образом фильм не теряет своей динамики, чтобы дополнить элементы мрачности, там, где шарики летели и матери ждали свою ребятню, которые, увы, домой не вернулись.

Дальше фильм разделяет своих действующих персонажей (благодаря незатейливому монтажу) на два лагеря, где полиция действует по-своему, а закоренелые преступники действуют по своим «законам», и в данной ситуации преступники действуют более раскованно. Попутно с этой сюжетной линией Фриц Ланг начинает раскрывать персонаж Петера Лорре, хотя всех демонов «М» — убийцы не постичь, такие люди сами не понимают своей цели, или же думают, что понимают, а может понимают, но не до конца.

Гранд финал? И что же он несет за собой и что оставляет после себя? Раздумье. А чего не оставляет? Определенности. Фильм просто тихо уходит и закрывает за собой дверь, оставляя вас в вечных мыслях про жизненные ценности.

1 августа 2016

(весь) Город ищет убийцу

Небеспричинно полагаю, что хвалебных рецензий на это изумительное кинотворение более чем достаточно; интерпретация же происходящего настолько однозначна, что мне остается только продолжить…

В тот самый момент, когда силы на исходе, а любое сознательное действие как будто только усложняет дело, когда человек находится на грани отчаяния и вот-вот начнет совершать фатальные глупости и ошибки — именно в этот момент самое время вспомнить, довериться и дать действовать.. себе.

Именно так, немного перефразировав оригинал, можно воспринять представленную нам далеко не цветную картинку. Город, представленный с одной стороны законопослушными гражданами, а с другой, конечно же — обратной его стороной — гражданами не настолько законопослушными, сталкивается с чем-то неведомым, опасным и пугающим.

Этот новый страх, символический представленный в виде маньяка и убийцы, угрожает и тем, и другим; символика, по-видимому, достаточно очевидна: встреча с новыми вызовами зачастую вызывает растерянность, как минимум, опасения и, возможно, интерес; случается и так, что отработанные механизмы защиты и адаптации дают сбой — и наша сознательные попытки решения (те самые законопослушные бюргеры) оказывается не только бессильны, но и деструктивны. Достаточно ярко показано в первой части фильма беспомощность граждан и тщетность попыток официальных органов «навести порядок» и «устранить угрозу» — ведь все, чего удалось им добиться совместными усилиями — так это только усиление страха, переходящее в паранойю и неизбежное желания видеть чужого даже среди своих — врага там, где….

И именно здесь на выручку сознанию и «сознательным» действиям приходит «темная» сторона — бессознательное, со своими методами и своими подходами, подчас кажущимися нелогичными, неправильными, поистине иррациональными. Но именно эти методы срабатывают и, если не решают возникшую проблему, то однозначно подсказывают новые пути ее решения. Главное — дать ему возможность помочь.

Ровно так преступный мир, вступив в схватку, использует «свои» методы, которые, в итоге, приводят к успеху — через слепых наблюдателей и звуковые ассоциации, через тайные знаки и, вновь, нарушение законов… И преступник-убийца оказывается загнанным в угол, и теперь прячется на чердаке; т. е. враг оказался там, где ему и следует быть уже и метафорически, ведь чердак — это мысли, а страх неизведанного — их продукт; и он, как минимум, не должен проявляться на других уровнях и влиять на жизнь на ее физическом уровне.

И вот, в этот момент, когда бессознательные механизмы сработали настолько четко, насколько могли и локализовали источник проблем, на первый план вновь выходят сознательные мотивы, и вновь — ошибочные, способные испортить все достигнутое…

Развязка этого извечного противостояния — противостояния не с внешним врагом, а между контролирующим сознанием и постоянно избегающим контроля бессознательным, по-видимому, всегда будет оставаться открытой.

Весьма показательно, что преступления по сюжету совершались именно по отношению к детям — в прозрачном контексте символизируя преступление против ребенка внутри.

Несмотря на «легендарную» исповедь, ближе к занавесу картины, важно отметить, что действия врага далеко не случайны и, какими бы не были его попытки убедить нас в его собственном незнании своих замыслов и будущих действий, знаки и послания от него — авторство, как говорится, даже не оспаривается — мы, наше сознание в данном случае, получает — и весьма однозначные. Главное — довериться и дать действовать…себе; каждому «себе».

15 января 2016

В большом четырёхмиллионном немецком городе завёлся маньяк, убивающий маленьких девочек и посылающий в газеты издевательские письма. Население в панике, под подозрение попадает любой человек, посмевший заговорить на улице с ребёнком, полиция в полной растерянности — многодневные поиски не приносят никаких зацепок. Устав от бесконечных «шмонов», боссы организованной преступной сети решают устроить на маньяка свою охоту.

Представьте себе, что Финчер родился в Германии в начале XX века и уже в 31 году снял свой «Зодиак». Получилось бы что-то очень близкое к фильму Фрица Ланга «М Убийца». Вообще, конечно, удивительно сколько кинематографических приёмов и находок берут свои корни в старых фильмах 20-х и 30-х годов. Конкретно в этой картине (между прочим, первой для Ланга сделанной со звуком) он с успехом применил параллельный монтаж сцен, нагнетание саспенса методом первоначального скрытия лица убийцы и даже ввёл звуковую тему отдельного персонажа, сделав её в итоге ключевой деталью сюжета.

Что касается непосредственно сценария, то его можно разделить на три стандартные для драматургии части. Начинается всё с бодрой завязки сюжета с нагнетанием атмосферы страха перед неведомым маньяком-убийцей, которым может оказать любой из жителей, хоть сосед, хоть приятель. Затем следует несколько затянутая и скучноватая часть с двумя параллельными расследованиями: полиции и мафии. Однако все огрехи, без сомнения, искупает развязка фильма, в которой пойманный маньяк предстаёт перед народным судом. Великолепная сцена, которая по праву вошла в анналы истории кинематографа.

Концовка картины мощным рывком поднимает фильм «М Убийца» над уровнем обычного триллера, задав массу острых и до сих пор актуальных вопросов: является ли сумасшествие уважительной причиной для непопадания убийцы в тюрьму, отличаются ли чем-то с моральной точки зрения маньяк-убийца от уравновешенного и «благородного» убийцы-мафиози, имеет ли право простой народ судить своих преступников, или всё-таки для этого нужна государственная «машина». Я уж и не говорю о великолепной актёрской игре, которую продемонстрировал исполнитель роли убийцы Петер Лорре в своём последнем монологе.

На мой взгляд, «М Убийца» — одна из тех картин, которой практически удалось пройти проверку временем. Если бы не слегка затянутая середина фильма, то темп и ритм полностью бы соответствовал современным стандартам. Любителям кино также, без сомнения, будет приятно обнаружить в этой ленте практически все современные приёмы жанра «триллер». Ну и финал, конечно, на века.

8 из 10

17 июня 2015

За детьми до 40 лет надо присматривать

- Прекрасные девушки, может, и развратны, но бизнес есть бизнес. Поверьте, в каждой из них сидит мать, сержант!

(С)

Смотрела на немецком языке с субтитрами. Слух устал, очень грубый немецкий, резкий, как будто лают. Когда я учила язык в 10 и 11 классе лицея при РГГУ, нам давали австрийский немецкий, у которого произношение намного мягче и мелодичнее. Я привыкла к плавной речи. А тут — взрыв мозга. И ещё все герои много курят. Гасят один бычок, и тут же прикуривают новую сигарету. В некоторых кадрах фильма дыма столько, что хоть топор вешай. Непривычно.

Теперь о сюжете. Как оказалось, про сексуальных маньяков снимали фильмы уже в 1931 году! Здесь у нас извращенец, охотящийся за маленькими девочками. Сюжет фильма основан на реальных событиях дела маньяка-убийцы Петера Кюртена из Дюссельдорфа, убившего 68 человек.

Фильм входит в сотню шедевров мирового кинематографа, рекомендованных нашим Министерством культуры. Интересно, что главный герой сам рассказывает, почему он убивает, как это с ним происходит, что он чувствует. Много психологии. Очень интересно было смотреть немецкий фильм, снятый до гитлеровского режима. Показана жизнь простых немцев, литровые кружки с пивом, жареные баварские колбаски, кислая капуста, белобрысые детишки… Мирная жизнь. Криминальный мир с интеллигентными медвежатниками, культурными убийцами, организованными попрошайками, аккуратными карманниками — красиво снято. Я с удовольствием посмотрела.

Экшена не ждите. Нет его в старом кино. Ты смотришь и чувствуешь себя частью совсем другой жизни, с её ритмом и временем. И это удивительно. Потому что только благодаря этим движущимся картинкам мы можем ощутить то время.

5 апреля 2015

Обманутые ожидания

Первый фильм о серийном маньяке. Острая социальная тема. Лента, научившая нуар быть нуаром. И при всем этом — такая скука. Действие бесконечно растянуто, иногда раздражающе замедленно, забито бессмысленными деталями. Для того времени сама тема фильма была достаточно шокирующей, одно это предопределило значимость ленты.

Действие часто расслаивается на одинаково неинтересные под-линии. Развитие сюжета, подобно сонной мухе и спотыкается на каждой мелочи, герои «ходют туда, ходют сюда», накала страстей не происходит, раскрытия каких-либо характеров — тоже. Мы так ничего и не узнаем об убийце. Естественно, он хочет спастись, естественно, его склонность глубока и сильна — и это все, что мы знаем. Герой не вызывает ни сочувствия, ни интереса, ни отвращения. До него просто нет дела. Питер Лорре всю дорогу играет выпученными до крайности глазами и истерическими вскриками на высоких нотах. В сцене суда несколько удачней. Даже со скидкой на манерность игры, характерной для того периода. Ничего мы не узнаем и о жертвах. Да и вообще ни о ком. Все очень безлично. Логика действий персонажей оставляет желать лучшего. И третья, и четвертая жертвы, как ни в чем не бывало, таскаются по улицам, общаются с незнакомыми дяденьками и с удовольствием принимают от них подарки. Очень странно, особенно — на фоне истерии, охватившей город. Родители одновременно жаждут расправы и не чешутся контролировать детей. Комиссару полиции звонит министр, но комендантский час никто не вводит. Люди бросаются на всех подряд, кто заговаривает с детьми, но маньяк с четвертой жертвой преспокойно тусуются на улице и в кондитерской лавке до вечера, и никто не обращает внимания. Мать третьей жертвы показана работающей на дому, сокрушающейся о безопасности детей — но встретить ребенка из школы даже не подумает. И прочее, и прочее… В финале одна из героинь с надрывом сообщает «позаботиться о наших детях должен… кто-то… ТЫ». Бесценная мысль.

Вообще, самыми сообразительными и адекватными предстают криминальные элементы. Они его и вычисляют, и ловят, и способны вполне складно и логично обосновать свою позицию. Их поведение и разумно, и обоснованно, в отличие от остальных «групп населения». Лидер преступного сообщества — просто квинтэссенция здравого смысла. Надо полагать, режиссер хотел показать уродство незаконного суда, ярость и зверство линчевателей, что заметно по манере съемки. Однако его стремление ничем не поддерживается. Жаждущие смерти убийцы горожане не только вполне в своем уме, но и вызывают понимание.

Удачно: параллельный монтаж совещаний полиции и криминального сообщества;

показ нарастающей истерии в обществе и первых ее жертв;

представление убийцы с помощью характерной мелодии;

образ слепого продавца — единственный, вызывающий какие-то эмоции и запоминающийся.

5 из 10

16 сентября 2014

Граждане, будьте бдительны!

Каждый увидит в этом фильме свою историю. Кто-то — предвестие охоты на ведьм в тоталитарной стране. Иные — дискуссию о необходимости адекватного наказания для убийцы, вне зависимости от его психического состояния. Сам же Ланг уверял, что своим фильмом хотел предупредить родителей о недопустимости невнимательного отношения к детям.

По маленькому немецкому городку разгуливает маньяк, убивающий девочек. Его тщетно ищет полиция, проводя тотальные облавы. От такой прыти начинает страдать весь преступный мир, и тогда бандиты включаются в гонку. Простые же горожане не хотят ни с кем сотрудничать, предпочитая подозревать соседей. У Ланга было два названия фильма. Первое — «Убийца среди нас», больше подходит для описания позиции обывателей. Финальное — «М: город ищет убийцу», для описания позиции полицейский и бандитов.

В «М» свою первую роль в кино исполнил Питер Лорре, за которым прочно закрепится образ злодея. Но вскоре после премьеры актеру, чье настоящее имя Ладислав Левенштайн, самому придется бежать из Германии, спасаться в Англии от всё той же тотальной облавы. На Британских островах он встретится с Хичкоком, что предопределит дальнейшую звездную карьеру Лорре.

Маска прагматичного комиссара полиции прирастет к Отто Вернике, который вскоре появится в еще одном шедевре Фрица Ланга — «Завещание доктора Мабузе». ационального и прагматичного комиссара полиции. Во времена нацистской Германии Вернике, женатый на еврейке, получит особое разрешение на спокойную работу от руководства рейха, правда заплатит за него съемками в пропагандистских фильмах.

Ланг отказывался переделать свой фильм на английском, уверяя, что для этого нет никаких причин: всё, что хотелось сказать, сказано. Далее — дело зрителей как и что понимать.

9 из 10

17 ноября 2012

Как человек, живущий уже в 21 веке, я скептически отношусь к фильмам начала и середины прошлого столетия. Потому что сомневаюсь, что там будет что-то интересное. Это нормально. Если фильм скучен и банален, то каким бы прорывом тогда он не был — факт есть факт: фильм скучен. Потому что всему своё время.

Но вместе с этим не могу не признать, что с художественной точки зрения фильм «М» выглядит впечатляюще. Это правда. Сюжет завязывается с первых минут, операторская работа и режиссёрские придумки насыщают кинокартину. Ну и отдельно стоит сказать об актёрской игре Петера Лорре. Я не люблю такие старые фильмы ещё и потому, что актёры там слишком вычурно играют. Чтобы показать отчаяние актриса должна с гримасой сотрясать воздух руками над головой, чтобы зритель понял — ага, что-то у ней на душе неспокойно. Это всё так глупо смотрится. Но в данном фильме Петер Лорре действительно восхитил. Сыграл забитого, испуганного маньяка на отлично.

Вся эта идея с охотой на человека, рассуждения о том, чего с таким маньяком делать и прочие мысли, меня, честно говоря, не затронули, не заинтересовали. Если индивид бесправно лишает жизни других, то чего тут рассусоливать. И, на мой взгляд, финальная мысль о том, что детей не вернуть — она лишняя. Выглядит так, словно у режиссёра фильм уже заканчивается, а на вентилятор ещё не все тезисы вброшены и он за две секунды до затемнения экрана набрасывает ещё одну идею для зрительского глубокого осмысления. Фух, успел, а то экран совсем вон затемнился. В общем, как-то несерьёзно это выглядело.

В целом, фильм и правда можно порекомендовать. Для своего возраста он вполне ещё может впечатлить какими-то ходами. Например, уловка с буквой «М» на руке — интересно придумано, находчиво, мне понравилось. Но вместе с тем, да, это фильм начала 30-х годов, не для каждого современного человека он будет настолько велик, что аж «не имею права оценивать этот фильм». Я право имею. Оценю.

7 из 10

30 сентября 2012

«Чего Вы тень на плетень наводите?!»

Мне не понравился этот фильм. На мой взгляд, автор злоупотребил своим «служебным положением» и намеренно попытался внести в умы и сердца зрителей сумятицу там, где ей по определению нет и не может быть места.

Я абсолютно убежден в том, что тема детоубийства не должна использоваться в качестве площадки для дебатов об эффективности и/или допустимости смертной казни, целесообразности принудительных мер медицинского характера, порочности практики гражданского самосуда и т. п.

Глубоко вторичным представляется и вопрос об истинных намерениях лиц, участвующих в поиске преступника. В ситуации, когда злоумышленник находится на свободе и представляет реальную угрозу жизни и здоровью граждан, любая помощь в его поимке, надежной изоляции от общества или даже уничтожении может и должна рассматриваться исключительно как благо, чем бы она ни была обусловлена. К сожалению, приходится констатировать тот факт, что автор придерживается иной точки зрения, убедительно аргументировать которую ему очевидно не удается.

Неподдельной иронией, а то и сарказмом наполнены кадры параллельно проводимых совещаний руководителей правоохранительных органов и главарей преступного мира. Неуместной, я полагаю, иронией. Особенно в свете достигнутого результата, который, представляется, в данном конкретном случае должен быть мерилом всего.

Однако автор идет еще дальше и провоцирует зрителя все больше и больше. Невменяемость как обстоятельство, исключающее уголовную ответственность лица, — очередная стандартно разыгрываемая в подобных ситуациях карта. Стандартно неубедительно, я бы сказал. В этом плане лучшим ответом демагогам любого пошиба является фрагмент диалога из фильма: «Этот человек… — Это не человек!» Точка.

Финальный аккорд — осознанное искусственное возвеличивание значение факта принципиальной невозможности восстановления статус-кво: возвращения к жизни невинно убиенных. Совершенно бессмысленное, что и говорить. Дешёвка!

Таким образом, по сути, мы имеем дело с аморальной картиной. Картиной, в которой чрезмерное внимание неоправданно уделяется вещам, не способным ни в коей мере сравниться с тем единственным, что по-настоящему заслуживает оценки и предметного обсуждения.

4 из 10

22 августа 2012

Кто будет судить меня? Вы?

Когда речь заходит о картине Фрица Ланга «М», обычно о ней говорят в двух аспектах: как о первом звуковом фильме Ланга и как о первом триллере о серийном маньяке.

Речь в фильме идёт о человеке, убивающим маленьких девочек. Одно только это заставляет зрителя напрячься. Однако за таким простым и страшным синопсисом кроется множество параллельных линий и смысловых нагрузок. Девочки пропадают. Затем последовательно находятся их трупы. Убийцу никак не могут найти. Город паникует. Родители не могут уследить за своими отпрысками. Наконец, сам убийца пишет анонимные письма в полицию и в газету, обещая новых жертв. Полиция, не зная, что предпринять, устраивает облавы на всех подряд, надеясь на авось. Различные аналитики пытаются составить психологический портрет маньяка, надеясь, что это хоть как-то поможет его поймать. Простые граждане, в свою очередь, видят убийцу в каждом случайном (и не только) встречном. Начинают подозревать даже знакомых, стремясь устроить суд Линча над каждым, кто показался подозрительным, над любым, заговорившим на улице с маленькой девочкой. На поимку одного человека направлены уже все возможные ресурсы: даже преступные синдикаты начинают объединяться, чтобы поймать убийцу — ведь от постоянных полицейских облав страдает их бизнес. К делу подключается даже дно попавшего в западню общества: толпа попрошаек, беспризорников, проституток — людей, способных незаметно следить за любым прохожим.

Во всей этой панической мельтешне раскрывается масса социально-культурных и иных смысловых поддекстов. Насколько беспомощной оказывается до сих пор слаженно работающая «надёжная» система перед одним единственным человеком — неспособным контролировать себя нездоровым человеком, сумасшедшим убийцей, оказавшимся членом этого общества! Насколько страшно становится жить в этом обществе каждому его члену! Различные госструктуры атакуют друг друга, обвиняя в некомпетентности, в том, что они недостаточно делают для поимки этого чудовища в человечьем обличье. И, слушая их доводы и аргументы, понимаешь, что каждый из них по-своему прав. И именно поэтому они никогда не поймут и не услышат друг друга. Каждому есть в чём обвинить друг друга и каждому есть что сказать в своё оправдание. И, несмотря на весь ужас происходящих вокруг событий, Ланг с иронией вскрывает это несовершенство государственной системы, искусно комбинируя споры в кабинетах с дискуссиями в штабах преступных группировок.

Что же касается главного героя этой истории, то он появляется на экране лишь спустя полчаса после начала фильма, а активно начинает принимать участие в действии и то ближе к середине картины. Мы видим перед собой совершенно безумного человека, гениально сыгранного великолепным Петером Лорре. Его страсть к убийствам маленьких девочек сродни болезни: как только он видит девочку, он уже перестаёт себя контролировать и полностью отдаётся своему чудовищному пороку.

Поскольку это, как уже было сказано, первая звуковая картина корифея немецкого немого кино Фрица Ланга, он много экспериментирует со звуком, делая его одним из ключевых художественных средств воздействия на зрителя. Так, один из основных сюжетных поворотов, связанный с поимкой злодея, основан именно на звуке. Операторская работа, игра со светом и яркая жестово-мимическая актёрская игра родом всё ещё из немого кино. В двухчасовом фильме много немых сцен, не сопровождаемых вообще никакими звуками, что, вкупе с основным, неторопливым, но невероятно напряжённым, завораживающим действом оказывает особое воздействие на зрителя.

«М» интересен ещё и тем, что это, грубо говоря, триллер про серийного маньяка (хотя, если быть честным, жанр картины определить довольно трудно), в котором не проливается ни капли крови, здесь нет ни одной погони и нет виртуозного сыщика, распутывающего клубок загадок. Средства, которые использует Ланг, просты и минималистичны. Маленькая девочка. Мячик. Тень человека в шляпе. Насвистывание за кадром Эдварда Грига. И вот от девочки остался только мячик. И становится по-настоящему страшно.

Наш убийца — а у него, кстати, есть имя: Ханс Беккерт — представляет собой один большой порок, он ужасен в свой абсолютной нравственной монотонности. Он — абсолютное, глубинное, безжалостное, неподконтрольное зло, зло, живущее в каждом из нас, но, в случае с Беккертом, целиком заполнившее его душу и разум. Интересно, что, при наличии антогониста, в фильме отсутствует протагонист. Или протагонистом можно назвать его же — Беккерта, убийцу?

Без преувеличений гениальный финал поднимает главный нравственный вопрос картины: кто имеет право судить этого человека? Воры и убийцы? Слуги закона? Матери погибших девочек? Кто сможет вернуть им дочерей? И какой кары он заслуживает? На эти (и ещё множество других неозвученных мной) вопросы гер Ланг предлагает нам ответить самостоятельно, уводя картину в никуда.

«М» Фрица Ланга — абсолютный шедевр, обязательный к просмотру всем и каждому. И к такому нельзя быть готовым. Фильм много раз бьёт вас по голове и, в конце концов, уводит в нокаут.

10 из 10

5 марта 2012

Ищут пожарные, ищет милиция…

Трудно решить по каким критериям оценивать фильм, вышедший в свет 80 лет назад. Здесь нет ни спецэффектов, ни порой даже звука. Остается надеяться на сюжет, режиссерские находки и актерскую игру. И здесь, за исключением, быть может, сюжета, надежды оправдываются сполна.

Сюжет довольно незамысловатый, порой даже наивный, но приходится делать скидку на возраст ленты. К середине фильма стало скучно. Радовали только отдельные кадры и сцены, казалось, выверенные до миллиметра, вызывающие восхищение, но ситуацию в целом не спасавшие. Заставил себя смотреть дальше — и не пожалел. С появлением в кадре маньяка, дело пошло на лад. Сюжет стал развиваться динамичнее, а к восхитительным сценам добавилась ещё и гениальная игра Петера Лорре, от которой невозможно было отвести глаз. И, наконец, я был полностью захвачен фильмом во время сцены суда, которую без преувеличений можно назвать гениальной.

И если бы большие белые буквы «ENDE» появились сразу после руки, опустившейся на плечо маньяка со словами «именем закона», я бы не раздумывая поставил фильму высшую оценку. Но этого не случилось. А конец, предложенный режиссером, как-то смазал общее впечатление, поэтому только 9.

Как бы то ни было, фильм настоятельно рекомендую, дам только один маленький совет: оцените его не как кино, а как произведение искусства.

9 из 10

3 января 2011

Первый серийный убийца на экране

Наверное, первый в мире триллер про серийного маньяка убийцу. Довольно интересно было посмотреть, как смотрели на это люди в 30-х годах, да и еще в Германии.

При просмотре я испытал шок — настолько меня поразил фильм. Это не простой триллер про маньяка — это прежде всего, как бы это сказать, взгляд общественности на подобные деяние. Ведь сам убийца основательно появляется на экране только во второй половине фильма, а до этого мы видим, что люди говорят об убийце, как себя поступают, какие качества у них проявляются. Например, отличные кадры в самом начале, когда на ни в чем не повинного старика, который просто поддержал разговор с маленькой девочкой, обрушивается гнев народа, а через несколько секунд нам показывают как поймали еще одного случайного «убийцу», т. е., в момент опасности мы готовы подозревать кого угодно и в чем угодно, чтобы хоть как то обезопасить себя.

Отдельного слова заслуживает Питер Лорре, который исполнил главную роль. Жаль, что он на экране присутствует не очень долго, но он отыграл свое время на все сто! Смотришь на него и прям видишь в его глазах, то ли бешенство, то ли страх, то ли ужас, или все сразу. И его объяснения перед судом кажутся очень убедительными не из-за красивых слов, а именно из-за его неподражаемой харизмы. Не самая лучшая его роль, но явно, что одна из лучших.

10 из 10

20 апреля 2010

«Кто будет судить меня? Вы? Вы будете судить?»

Отличный фильм, давно признанный классическим и одним из лучших у Фрица Ланга наряду с его «Метрополисом», представляющий собой смесь нескольких жанров: социальной драмы, триллера, детектива и нуара для более лучшего воздействия авторского замысла на сознание кинозрителей.

Убежден, что данная лента будет актуальна во все времена, потому что в ней подробно и с поразительной точностью в деталях поднимается и рассматривается множество важнейших вопросов, среди которых стоит выделить тему Личности против Системы, Демократии против Фашизма, сумасшествия и многие другие. Образ маньяка-шизофреника в блестящем исполнении Петера Лорре выступает лишь как зеркало, отражающее душу распадающегося социального организма Германии того период времени (однако, это актуально для любой страны и в любое время истории).

Режиссер указывает на все аспекты разложения всколыхнувшегося общества из-за поимки убийцы, все мгновенно встающие острые противоречия социальных слоев, все безнравственные методы борьбы против преступника. Финальная сцена самосуда над маньяком не может не оставить впечатление даже на самого искушенного киномана

Фриц Ланг, словно опытный психолог, не выносит приговора ни одной из сторон, а лишь показывает сам процесс травли преступника, чтобы зритель смог решить сам кто прав, а кто виноват.

Вердикт: для улекающихся киноманов, интересующихся историей кино, фильм будет просто отличным подарком.

8,5 из 10

3 апреля 2010

Не поленитесь — посмотрите.

Следя за новинками кинопроката, не поленитесь иногда обращать внимание на старое кино. Вас удивит его качество и актуальность. И вас удивит, что в 30-е годы, когда Хичкок еще не снял свой знаменитый «Психо», уже был сделан выдающийся фильм про маньяка, до которого упомянутому «Психо», при всех его достоинствах, далеко.

Это — не только нестареющий шедевр, это мощнейший психологический триллер, который может шокировать и современного зрителя. Нет, вы не увидите в кадре ни одного убийства — зато вы увидите, как преступники судят преступника. Другого, не такого, как они. Они, все эти воры, проститутки и сутенеры, могут жить по-другому, они просто выбрали такой путь а он, маньяк-убийца, не может не убивать. Его речь на суде, когда этого изверга становится даже жалко — способна потрясти любого.

Поиски преступника, когда полицейские и воры не помогают друг другу, а стараются, в этом своем вынужденном объединении, друг друга терпеть, держат зрителя в напряжении. Здесь нет главных и второстепенных героев — здесь есть Город, все его стороны, объединившиеся против настоящего зла.

Не имею права оценивать этот фильм.

Просто — рекомендую.

27 марта 2010

Особенности национальной охоты

Где-то посередине между экспрессионизмом и нуаром, между двух мировых войн родился один из самых значительных и увлекательных фильмов мирового кино.

Гипнотическое действие «М», в результате чего от фильма просто невозможно оторваться, сродни страшному воздействию серийных убийств на жителей Берлина. Четырехмиллионный город объят страхом и ненавистью. Паника, охватившая население, парализует общественную жизнь.

Однако свято любящая «орднунг» немецкая душа не терпит нарушений порядка. В стране, униженной внешним противником, измученной голодом и разрухой, жаждущие сильной руки люди особенно восприимчивы до борьбы с врагом внутренним — и великий фильм Ланга во многом пророческий — но пока темной берлинской ночью в густых клубах сигаретного дыма лучшие умы полицейского и преступного мира разрабатывают детальный план дальнейших действий. Потрясающий параллельный монтаж усиливает напряженность событий, но противопоставлены друг другу вовсе не полиция с воровской малиной, — это целый Город, главное действующее лицо фильма, начинает настоящую охоту за убийцей.

Германским миром правит Система, поэтому так удивительно важен протокол и порядок, и даже в профсоюзе нищих «все ходы записаны». С достойной восхищения методичностью полиция и мафия прочесывают улицы и кварталы огромного города, казалось бы, не оставляя преступнику ни единого шанса, а жители, и это одна из наиболее характерных национальных немецких черт, готовы стучать на каждого, кто вызывает малейшее подозрение. Система сильнее индивидуума — поэтому все более крепнет уверенность, что убийца будет неизбежно пойман.

Как известно, в случае убийства следует использовать букву «М», и воровской мир справляется с этой задачей чуть быстрее. Но имеют ли право преступники судить преступника? Ведь второе название фильма — «Убийцы среди нас» можно трактовать как минимум двояко — в неуверенном в своем будущем обществе всегда готова появиться сила, готовая примерить на себя роль Высшего суда. Оставалось всего два года до прихода к власти нацистов в Германии…

Кто этот мятущийся, эгоцентричный господин с пухлыми ручками и душой испорченного ребенка, респектабельный бюргер, вежливо обращающийся к своим жертвам, а затем совершающий акт убийства? Он главный негодяй или может, главная жертва? Великолепно сыгранный Петером Лорре, маньяк не в силах справиться с неведомой силой, заставляющей его вновь и вновь убивать, но оказывается способен на потрясающей эмоциональной силы монолог в финальной сцене. И вызывает он одновременно с отвращением сочувствие, только на первый взгляд кажущееся парадоксальным.

Первый звуковой фильм Ланга обладает лучшими чертами, присущими немому и звуковому кино: в нем используются лучшие визуальные приемы немого экспрессионизма, игра актеров необычайно выразительна, а кадры кинематографически идеальны, и в то же время — мастерски используется звук, который в фильме включается периодами, словно концентрированными дозами. Интересно, что даже сюжетно режиссер подчеркивает важность звука как изобразительного средства — когда визуальные средства бессильны, звук примет участие в обнаружении убийцы. Насвистываемый героем Лорре мотив «Пер Гюнт» часто опережает изображение. И этот свист, еще до появления убийцы, эти символы преступления — заплутавшие в проводах шарики и одинокая пустая тарелка, потрясают… Действительно, весь дьявол — в мелочах, отточенных Лангом до предела.

Экранизовав одну из самых страшных историй в немецкой криминалистике, Фриц Ланг снял замечательный многослойный шедевр, который является гораздо большим, чем просто одним из первых триллеров о маньяках.

10 из 10

28 февраля 2010

Та-та-ра-та, та-та-та…

Кем надо быть, чтобы в мультик «Незнайка в Луне» вплести мелодию, до этого использованную, в частности, в данном фильме? Фильме о маньяке, убивающем маленьких детей? Неожиданный вопрос повисает без ответа…

Наверное, один из первых фильмов в истории кино, поднимающий тему маньяка-серийного убийцы.

Невзирая на весь ужас описываемой ситуации, фильм затягивает постепенно, окуная с головой в концовке.

В начале мы видим, как идет оперативная работа: изучаются улики, проводятся экспертизы отпечатков, составляется психологический портрет убийцы, проводятся массовые облавы. Итогом этих облав становится сходка главарей преступного мира, которые решают своими силами найти и обезвредить убийцу, чтобы обезопасить свой «бизнес», страдающий в результате розыскных действий. Сеть информаторов этого «дна» человеческого общества вычисляет маньяка. В конце концов его окружают и из-под носа полиции забирают для свершения суда «по понятиям». Организуется подобие суда, где у обвиняемого присутствует даже адвокат.

И вот здесь, после монолога главного антигероя, признающегося в своей невозможности противостоять внутреннему голосу, заставляющему его идти на кошмарные преступления, и задается главный вопрос фильма: «Что надо делать с подобными людьми? Убивать без пощады? Или изолировать от общества и принудительно лечить? А что потом? Выпускать их на свободу? Чтобы они продолжали сеять смерть и несчастья?»

Убийца в своем роли душевнобольного маньяка более чем убедителен — обычный человек из толпы, в то же время расчетливый и хладнокровный. Покаянный монолог — это что-то (сыграно убедительно)…

Хорошо (если в данном случае можно применить это слово), что в те годы кровь не лилась с экрана. Хоть этим в какой-то мере щадили чувства зрителей. Лишь упавший мячик да одиноко улетающий воздушный шарик… Ждите «Пилу 6».

18 сентября 2009

Не могу перестать удивляться, насколько в действительности удивительным бывает старое кино, которое, кажется, заслужило культовый статус лишь за выслугу лет. Появившийся в 1931-ом году, этот фильм ничуть не состарился, лишь приобрёл благородную монохромную седину.

В центре превосходно воплощённого сюжета — человек, ведомый психическим недугом и убивающий по его воле совсем юных девочек. Убийца оказывается между двух огней — с одной стороны волнующиеся за своих детей горожане и полиция, устраивающая облавы каждый день; с другой — преступное сообщество, которому излишняя активность полиции сильно вредит, а значит им вредит причина этой активности — убийца.

Однако, не смотря на всю опасность, убийца не в силах совладать с собой. Он по-настоящему болен и не способен справиться со своим недугом. Он попадает в руки преступников, готовых судить его самостоятельно, без участия полиции, и признаёт, что должен убивать, что у него нет выбора. Но ведь люди, перед которыми он предстал — воры и убийцы, которые сплотились в отдельное общество, и потому считают, что их деяния не столь ужасны (ведь за ними стоит множество таких же преступников как они, а значит, их поведение — норма). Устами убийцы, которому нет оправдания, выносится приговор преступному сообществу — у них есть выбор, но когда представлялся случай, они не шли работать, а промышляли разбоем.

Главный «судья» на этом странном процессе — тоже убийца, но его жертвы не считаются столь существенными, хоть их он убивал осознанно, это был его выбор. Да и праведный гнев всех судей и присяжных выглядит несколько странным, ведь этот судебный процесс имеет место лишь потому, что убийства девочек мешали бандитам продолжать свою «работу». «Убить его! Убить!» — кричат разбойники, словно этим убийством они искупят свои грехи.

Убийца не может не убивать, но имеет ли он право жить? Должно ли общество изолировать его или же просто уничтожить? Как справиться с этим злом, как смириться с ним? На этот вопрос не находится ответа.

«Надо лучше заботиться о своих детях» — произносит мать одной из погибших девочек, давая понять, что мы сами способны справиться с недугом, поражающим нас и наших близких.

Фильм потрясает и гладкостью повествования, и отличной актёрской игрой, совершенно лишённой театральной чрезмерности — лишь качество плёнки выдаёт возраст фильма (но этим и не делает его хуже).

Этот фильм — необходимая часть общекультурного образования и по-настоящему увлекательное времяпрепровождение.

11 августа 2009

Город захлестнула паника. Маньяк убивает маленьких девочек. Полиция бессильна. И вот теперь преступный мир, обеспокоенный постоянными облавами решает выследить убийцу…

Казалось бы, с первого взгляда, Фриц Ланг поставил простой и незатейливый триллер о маньяке-убице. Да, так оно и есть. Но что отличает фильм из череды подобных — это в первую очередь не просто констатация хроники преступления, а переплетение детективной истории, с психологической и социальной драмой и при этом вкрапления доли юмора (вот персонаж Лоре кривляется перед зеркалом или полицейская сводка о поиске конфетного фантика). А так же некоторые новаторские ходы. Надо заметить, что «М» первый звуковой фильм Ланга и он умело вплел в повествование мелодию из «Пер Гюнта» Эдварда Грига, когда убийца ассоциируется со знаменитой мелодией, которую он насвистывает и уж только затем зритель увидит лицо душегуба. Надо отметить, что Питер Лоре не только идеально подошел на роль по внешним признакам, но и показал мастер класс, когда его героя «поймали».

Основываясь на реально произошедших событиях Ланг поднимает проблему — заслуживает ли жизни человек, который забрал жизни ни в чем не повинных детей и кто должен его судить и подсуден ли он вообще. Преступление и наказание — этот вопрос постоянно вызывает споры.

10 из 10

28 июня 2009

Буква «М» как бренд, оставила свой след истории кино.

Классика мирового кино, первый звуковой фильм знаменитого немецкого режиссера Фрица Ланга, к тому времени прославившегося в немом кино экспрессионистскими, неоромантическими и эпическими работами («Усталая смерть», «Доктор Мабузе, игрок», «Нибелунги», «Метрополис»).

На первый взгляд, это обычная уголовная история в пограничье между драмой, детективом и триллером, обыгрывающая потрясшее всю Германию дело «дюссельдорфского вампира». Подобного рода лент в кино, особенно голливудском, великое множество, и, кажется, не о чем было бы говорить (разве что помянуть режиссера в качестве открывателя киножанра), если бы не великое профессиональное мастерство автора и не великий его, фильма, гуманистический подтекст.

1) Сюжет ------------ 10

2) Постановка --------- 10

3) Актерская игра 1п ---- 10

4) Актерская игра 2п ---- 9

5) Жанр:

Триллер -----10

Криминал----10

Общая -----------10

6) Подбор актеров 2п ----10

7) Подбор актеров 1п ---- 9

8) Динамика ----------10

9) Концовка фильма -----10

10) Спецэффекты -------- х

11) Музыка ------------ х

Общая оценка: 9,77

Исповедь маньяка-убийцы в исполнении Питера Лорра — лучшая актерская игра которую я когда-либо видел. Пересматриваю раз за разом и не перестаю восхищаться.

10 из 10

3 января 2009

Лучший и самый структурированный фильм Ланга, в котором главную роль исполняют сардельковые пальцы Лорре под насвистанный аккомпанимент Грига. В отличие от того же Метрополиса, оторваться от экрана невозможно физически. Удивляет непривычный для «маньячных» фильмов нехилый сатирический элемент в изображении жизни большого города.

Понял, что у Ланга тем фильмы лучше, чем более они похожи на сериал «Место встречи изменить нельзя». Ежели пондравилось также шибко, как мне, советую «Министерство страха» и «Пока город спит» того же режиссёра, особливо упомянутый последним.

19 марта 2006

Триллер М убийца появился на свет в далеком 1931 году, более полувека тому назад, его режиссером является Фриц Ланг. Кто играл в фильме: Эллен Видманн, Инге Ландгут, Отто Вернике, Теодор Лоос, Густаф Грюндгенс, Фридрих Гнасс, Фриц Одемар, Пауль Кемп, Тео Линген, Рудольф Блюмнер, Георг Джон, Франц Штайн, Эрнст Шталь-Нахбаур, Герхард Бинерт, Карл Платен.

Страна производства - Германия. М убийца — заслуживает зрительского внимания, его рейтинг более 7.7 баллов из 10 является отличным результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 18 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.