Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.3 |
IMDb | 6.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Одна |
год: | 1931 |
страна: |
СССР
|
режиссеры: | Григорий Козинцев, Леонид Трауберг |
сценаристы: | Григорий Козинцев, Леонид Трауберг |
видеооператор: | Андрей Москвин |
композитор: | Дмитрий Шостакович |
художник: | Евгений Еней |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 10 октября 1931 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 30 мин |
Первые годы. Ей велено отправиться на Алтай. Кажется она и не знает, где он находится. Но вынуждена подчиниться. Работа учителя нелегка. А на Алтае... И шаман странный, и кулак самовлюбленный.. . Но достаточно быстро люди принимают Её. Она не просто учительница - надежда на новую жизнь, связь с новым дивным миром.
- Пиши, что вся беднота просит спасти ее...
Эта лента полна средних планов, подразумевающих множество портретов самых разных персонажей. Благодаря им передается настороженность с которой принимают в новом месте героиню. Вскоре напряжение уйдет и его место займет восхищение. Человечность на первом плане, несмотря на все различия.
Я бы выделил оптимизм и жизнелюбие которыми авторы будто прошили этот фильм. Нам показывают болезни, лишения, весьма сложный быт... Но люди верят в лучшее будущее. И именно эту веру сложно сокрушить.
А еще лента тронула меня весьма колоритными зарисовками: лошади, на лугах у алтайских гор, безумный шаманский танец с бубном, стрижка овец... Во всем этом присутствует заряд бодрости и жизнелюбия. И это с лихвой перекрывает очевидные сюжетные недоработки ленты.
Кончено работа Козинцева и Трауберга никак не может считаться развлекательной. Это скорее артефакт, содержащий визуальные манускрипты о том как жили около века назад.
7 из 10
25 июня 2023
Государь мой, батюшка, Сидор Карпович,
А куда ж ты детушек прикажешь подевать?
«Одна» — картина о двадцатилетней учительнице, Елене Александровне Кузьминой, посланной Наркомпросом на Алтай ликвидировать безграмотность в ойротских селах. Картина отчасти была основана на реальных событиях. В одной из газет была напечатана заметка об учительнице, погибшей в Каракумских песках. Однако, так как подобная история могла произойти где угодно в глубинке, Козинцев и Трауберг перенесли место действия на Алтай.
Главная роль в картине досталась выпускнице основанной режиссерами Козинцевым и Траубергом киномастерской ФЭКС (Фабрика эксцентричного актера) Елене Александровне Кузьминой, полной тезке главной героини. Год рождения героини и актрисы также совпадал. Актриса была удивлена, но Леонид Трауберг объяснил такое поразительное совпадение: «Если бы вас случайно не понесло в кинематограф, вы могли бы очутиться на месте этой мужественной девушки. Мы себе представляем ее именно такой, как вы. Вот и дали ей ваше имя…». После утверждения Козинцев посоветовал Кузьминой не пытаться размышлять о предстоящей роли, ведь героиня ни чем не должна отличаться от актрисы в жизни. Поэтому Елена Кузьмина старалась лучше понять саму себя, училась разнообразнее и правдивее выражать свои собственные чувства. Привело это к тому, что актриса уже не отделяла себя от своей героини. «Я уже даже хожу, как та Кузьмина. Или она ходит, как я. Не знаю», — писала актриса.
Съемки проходили трудно, объезжали близлежащие окрестности (в радиусе 50 километров!) для поиска подходящего места для съемок. И, стоит отметить, что все это было не зря. Получилось красиво, отчасти даже как-то этнографично, учитывая, что снимали настоящее ойротское село, настоящего алтайского шамана. Даже устрашающая шкура лошади на ветру — аутентичная вещь. Картина приобретает даже некоторый оттенок документальности, достоверности.
Пока шла работа над «Одной», постепенно стало приходить время звукового кино. Всерьез это новшество никто не воспринимал. Однако, из министерства пришел приказ: «Одну» нужно озвучить во что бы то ни стало. Музыку к картине написал выдающийся композитор Дмитрий Шостакович, лейтмотивом в «Одной» идет песня «Какая хорошая будет жизнь» (обыгранная несколько иронично). Шостакович после продолжит плодотворное сотрудничество с Козинцевым, напишет музыку к трилогии о Максиме, «Гамлету» и «Королю Лиру».
Актерам пришлось произнести всего по несколько фраз. Мария Бабанова спела замечательнейшую колыбельную «Сидор Карпович». Тяжелее всего пришлось актрисе, исполнившей главную роль. «Ну, Лелище, придется открыть рот и кое-что произнести», — сказал Козинцев Кузьминой, всю жизнь тренировавшейся, чтобы во время игры не проскакивало даже дыхание. Голос у Кузьминой был тонкий, даже к телефону, когда она отвечала на звонок, просили позвать кого-нибудь из взрослых. Кузьминой пришлось произнести всего несколько фраз («Он режет на мясо ваших баранов», «Я буду жаловаться!» и «А я поеду»), но это далось ей тяжело. После этого актриса начала серьезно работать над своим голосом, брала уроки пения, благодаря чему исполняла драматические роли в театре и кино. Хотя сначала Кузьмина решила, что переход к звуковому кино — это завершение ее актерской карьеры.
Да, «Одна» — далеко не самая известная сейчас работа Козинцева и Трауберга, но она очень достойная и заслуживает внимания. Она отразила переходный этап в кинематографе: первые произнесенные на экране слова, зарождение авторской музыки в кино, новшества в операторской работе (Андрей Москвин использует «фильтры» из разной плотности и разного цвета чулок, носков). Рекомендую к просмотру.
1 мая 2018
Данная картина, созданная в далёком 1931-м году, имеет определённое историческое значение. Например, «Одна» — один из первых звуковых фильмов в СССР и первая звуковая картина Ленфильма. Изначально создававшийся как немой, фильм сразу по завершении частично (не полностью!) переделали под звуковой. Музыку к фильму написал выдающийся композитор Д. Д. Шостакович, для которого эта работа стала одной из первых в кино.
Картина рассматривается кинокритиками, как переход Козинцева и Трауберга к реализму. В самом деле, сюжет прост и последователен: молодая девушка по фамилии Кузьмина (забавно, но роль исполняет актриса Елена Кузьмина!) заканчивает в Ленинграде педагогический техникум, она полна энтузиазма и устремлений, мечтает работать в одной из школ родного города, но как обухом по голове звучит для Кузьминой результат распределения — она направляется учить детей на… Алтай!
Вы замечали, что в немом кино — а фильм, как уже сказано, озвучен лишь частично — игра актёров смотрится на экране несколько выразительнее, чем в кино звуковом? Впрочем, это легко объяснимо: в наши дни вопросы исполнительского мастерства зачастую решаются техническими средствами, в немом же кино всё зависело исключительно от способности актёра к перевоплощению, его умению выразить мимикой целую гамму чувств без возможности быть вербально услышанным. В этом смысле, исполнители главных ролей Елена Кузьмина и Петр Соболевский выглядят безупречно. Но особенно меня впечатлил Сергей Апполинарьевич Герасимов — великий советский кинорежиссёр в будущем, а на то время рядовой актёр, снявшийся у Козинцева/Трауберга в роли председателя сельсовета. Герасимов очень убедителен!
Авторы на примере молодой учительницы Кузьминой рисуют образ сознательного члена общества, способного поступиться своими личными проблемами и мечтами во имя ОБЩЕЙ идеи. Помните у В. Маяковского: «Единица — вздор, единица — ноль!» — точно так же в жертву всему социалистическому обществу приносится индивидуальность ОДНОЙ (именно отсюда название фильма) отдельно взятой учительницы. Правда, всё это подаётся, как момент позитивный, тем более, что Кузьмина на Алтае не отбывает свой номер, а смело вступает в схватку с несправедливостью (вот каких людей воспитывает партия и правительство!), но мы с вами вправе оценивать ситуацию без оглядки на идеалогическую пропаганду 30-х годов. Кстати, через весь фильм рефреном проходит строчка из песни «Какая хорошая будет жизнь!», и поневоле заражаешься этим позитивом.
К сожалению, заключительная 6-я часть фильма была утрачена, поэтому концовка обрывается. Впрочем, непринципиально, так как к этому моменту практически уже всё ясно. «Одна» сделала всё, как надо — другого от неё нельзя было и ожидать.
7 из 10
9 августа 2012