Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.5 |
IMDb | 6.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Мелодия мира |
английское название: |
Melodie der Welt |
год: | 1929 |
страна: |
Германия
|
режиссер: | Вальтер Руттман |
сценаристы: | Вольфганг Рутман, Alfons Paquet |
видеооператоры: | Карл Бродмеркел, Пауль Хольцки, Раймар Кунце, Adolf Jansen |
композитор: | Вольфганг Целлер |
художник: | Эрих Червонски |
монтаж: | Erna Hlzel, Вальтер Руттман |
жанры: | документальный, короткометражка |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 12 марта 1929 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 40 мин |
За 60 лет до знаменитой метафизической трилогии фильмов Годфри Реджио, на закате эпохи великого немого, прогрессивные творцы движущихся картинок, пользуясь магией синематографа, создавали дивные экспериментальные работы. Одним из таких людей был немец Вальтер Руттманн.
Он занимался живописью и черпал вдохновение их произведений дадаизма и кубизма. Первые его абстрактные короткометражные ленты были попытками создания кино без драматургии и актёров, используя только визуальные образы, меняющих свою форму в пространстве, геометрических фигур.
В 1927 году Руттманн снимает новаторский документальный фильм «Берлин: Симфония большого города», в котором режиссер с помощью ассоциативного монтажа создает необыкновенную атмосферу промышленного города-муравейника. Эта лента в последствие станет самым известным произведением режиссера.
В документальной картине «Мелодия мира» автор продолжает эксперименты в области киноколлажа. Однако этот незаурядный фильм менее известен и почитаем, чем его собрат «Берлин: Симфония большого города». Хотя, «Мелодия мира» более масштабный по замыслу проект. Руттманн в этом фильме пытался показать, как живут и взаимодействуют на одной большой планете люди разных рас и религий.
Синтезировав пространство экрана из кадров снятых разными операторами в разных точках мира, режиссер, мастерски вплетает разношерстный визуальный ряд в музыку написанную Вольфгангом Целлером. Благодаря этому, Руттманн конструирует особую ритмическую структуру, которая гипнотическим образом воздействует на восприятия зрителя.
Картина начинается как типичный документально-публицистический фильм тех лет. Режиссер вводит в фильм игрового персонажа — молодого моряка. В начале фильма герой, попрощавшись со своей возлюбленной, уходит в плаванье, на огромном мощном немецком судне. Однако, после такой довольно тривиальной завязки, Руттманн, пускается в эксперименты с формой. И вскоре введенный в повествование актер, под напором образов и ритмических модулей, формирующих киноязык режиссера, постепенно убирается на второй план.
Кадры хроники, объединённые музыкой и эффектом Кулешова, показывают планету Земля как единый организм, в котором каждый человек всего лишь биологическая клетка. А вид Homo sapiens, придумавший множество изобретений от колеса до атомной бомбы, является частью этого глобального механизма.
Не имеет значения, какого цвета кожа человека, неважно, где он обитает и чем занимается. Каждый индивидуум лишь винтик в огромной системе, живущей по изначально заданным законам природы. Государство — это орган, выполняющий свою функцию и кооперирующийся с другими частями целого. Даже сам фильм, является микроорганизмом, который состоит из разрозненных эпизодов, собранных в неразрывный клубок творцом (режиссёром).
Показав в своей картине тонкую взаимосвязь всех вещей в природе, Вальтер Руттманн, дал пищу для ума будущим авангардным авторам. Упомянутый мной выше Годфри Реджио, а так же Грегори Колбер и Рон Фрике — продолжают исследовать в своем творчестве взаимосвязь человека и окружающей среды.
6 октября 2013