Дон Диего и Пелагея
7
6.8
1927, комедия, драма
СССР, 58 мин
В ролях: Мария Блюменталь-Тамарина, Анатолий Быков, Владимир Михайлов, Елена Тяпкина, Иван Юдин
и другие
Начальник маленькой железнодорожной станции Яков Иванович Головач увлекается чтением рыцарских романов. Отождествляя себя с героем книги - доном Диего, он любит сразиться с воображаемым противником. За этим занятием его застают жительницы окрестных деревень, которые пришли на станцию к прибывающему почтовому поезду с целью продать свои незамысловатые изделия кулинарии. Смех крестьянок приводит Якова Ивановича в бешенство. В ярости он приказывает задержать нарушителей железнодорожных правил, пересекших рельсовый путь. Но попадается только замешкавшаяся старушка Пелагея Демина...
Дополнительные данные
оригинальное название:

Дон Диего и Пелагея

год: 1927
страна:
СССР
режиссер:
сценарий:
видеооператор: Евгений Алексеев
художник: Сергей Козловский
жанры: комедия, драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 24 февраля 1928 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 58 мин
Другие фильмы этих жанров
комедия, драма

Постеры фильма «Дон Диего и Пелагея», 1927

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзыв критика о фильме «Дон Диего и Пелагея», 1927

Воображаемое зло

Название фильма сразу же намекает на комедию, в центре внимания которой просматривается конфликт двух культур: западной и русской, но на самом деле конфликт этот между суеверной патриархальной и набирающей обороты советской Россией.

Сейчас чужую культуру мы воспринимаем лучше, чем свою, а в начале XX в. тяга к европейскому представляла собой комическое неадекватное зрелище, и фильмом «Дон Диего и Пелагея» Яков Протазанов попытался высмеять русского интеллигента, который уж слишком погрузился в западную бесовщину.

Весь фильм пропитан любовью создателей к своему детищу. Сменяющие друг друга кадры деревенской жизни вызывают неподдельное умиление. В каждой детали проявляется теплота и искренность по отношению к человеку рубежа культурной изменчивости, а главным элементом киноязыка выступает светлая лучезарная ирония. Режиссер иронизирует над всеми героями, которые простоваты и наивны в своих поступках. Смешинки вызывает слепок советской власти в кипе забавных деталей. Например, на провинциальной станции развешаны указы для людей, но люди в силу своей безграмотности прочесть их не могут. Сатирически и до жесткости современно изображен чиновничий аппарат, погрязший в бюрократии, но регулярно проводящий заседания на тему бюрократии, результатом которых всегда становится железобетонное заключение, что «бюрократии у нас нет и никогда не будет». Также сценарист не забыл вставить парочку увеселительных штук. С его легкого пера развитие событий картины сопровождают забавные пояснительные реплики, напоминающие сказочный стиль. В плеяде реплик запоминается ругательство: «сво… сво… своевольный человек!»

Главные персонажи картины — типичный кладезь русской традиции — бабушка Пелагея Демина, которой ну как минимум 70 лет. Она представительница патриархальной религиозной России. На старости Пелагее выпали муки пережить смерть привычного бытового уклада. Правда, действие фильма развивается в деревне, где рука советов еще не показала свой голодный кулак. Для Пелагеи нововведения кажутся излишней забавой, и она ведет себя беспечно по отношению к ним, что не может не вызвать улыбку. Единственное, что по-настоящему волнует Пелагею — потеря образка, так как новый образок в советских условиях достать невозможно.

Ее оппонентом выступает молодой интеллигент — начальник провинциальной ЖД-станции Яков Иванович, воспитанный на идеалах буржуазной культуры, но в условиях изменяющейся России он, как хамелеон, облачается в рясу радикального коммуниста. Будучи приверженцем буржуазной культуры, он обожает европейскую литературу, а особенно героического персонажа Дона Диего. В перерывах безделья Яков, как истинный Зорро, фехтует палочкой, по книжному подкручивает себе усы, ну а по характеру он — типичный мечтатель, затерявшийся в воображаемых рыцарских поединках. Зевая на обыденной работе, он жаждет приключений, великих свершений, но, как на зло, вокруг все тихо и мирно. С надеждой на происшествие и встречу с прекрасной дамой он встречает каждый мимо проходящий поезд, чтобы посмотреть на скользящие в окнах силуэты аристократичных незнакомок, а потом с горечью вернуться к обычной рутине. В эти моменты Яков Иванович напоминает ту самую романтичную особу, которую А. Блок описал в стихотворении «Незнакомка».

Действие фильма начинает набирать обороты с того момента, когда в один из радостных дней, ожидая очередной поезд, Яков Иванович увидел вопиющее непотребство — перебегающую ЖД-пути Пелагею, и тут в нем заиграл оркестр, взорвался фейерверк надежд и он понял, что вот его долгожданный злоумышленник появился. Злоумышленник, с помощью которого можно проявить смелость, отвагу и добиться признания прекрасной незнакомки, продвинувшись по служебной лестнице. С этого момента Яков превращается в настоящего Дон Кихота и сражается с произволом старушки, если иронично — с тысячами ветряных мельниц.

Веселье фильма вращается вокруг нарастающего конфликта между Яковом и Пелагеей, молодостью и старостью. Как представитель новой культуры Яков не взирает, что злоумышленница — почтенная старушка, и видит в ней генерального врага. Он забывает о почтенной старости, забывает о воспитании и превращается в настоящего кровопивца-истребителя, а в последствии — идеальную госмашину по изыманию средств и раскулачиванию «зажиточных» крестьян. В его образе просматривается злая завуалированная сатира на советскую культуру, уничтожающую не просто старушку, а Русь-матушку. И очень интересно наблюдать, что же такого новаторского сливала советская культура в привычный жизненный уклад русского человека.

30 марта 2013

Комедия Дон Диего и Пелагея появился на свет в далеком 1927 году, более полувека тому назад, его режиссером является Яков Протазанов. Кто играл в фильме: Мария Блюменталь-Тамарина, Анатолий Быков, Владимир Михайлов, Елена Тяпкина, Иван Юдин, Владимир Попов, Осип Брик, Александр Громов, Михаил Жаров, Иван Пельтцер, Даниил Введенский, Вера Марецкая, И. Левкоева.

Страна производства - СССР. Дон Диего и Пелагея — получил среднюю зрительскую оценку от 6,9 до 7,1 балла из 10, что является вполне хорошим результатом.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.