Рейтинг фильма | |
![]() |
7.3 |
![]() |
7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Человек из ресторана |
год: | 1927 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Яков Протазанов |
сценаристы: | Олег Леонидов, Яков Протазанов, Иван Шмелёв |
видеооператоры: | Анатолий Головня, Константин Вентц |
художник: | Сергей Козловский |
жанр: | драма |
|
|
Дата выхода | |
![]() |
12 августа 1927 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
не указано |
![]() |
1 ч 2 мин |
Фильм несколько карикатурный, в чем-то прямолинейный, но он пронизан таким трагизмом, таким сочувствием героям, что и сегодняшний зритель следит за судьбой официанта и искренне переживает за него и за его семью. Да, пусть это будет сказка, но в нее так хочется верить!
Прекрасные образы создали Михаил Чехов и Вера Малиновская. Веришь им во всем. Веришь каждому повороту головы.
Наверное, если бы не артисты, то фильм бы не получился, так как в самой истории есть какая-то притянутая за уши правда. Но подробная актерская игра, подробные, проработанные сцены, акценты на деталях — все работает на историю, на драматургию фильма.
Да, тут конечно же присутствует пропаганда, сразу же нам говорят, кто хороший, кто плохой, сразу не дается никакой альтернативы. Но это фильм своего времени, за это его нельзя осуждать, тем более, что пропаганда здесь такая человечная, если можно так выразиться, что пропускаешь эту пропаганду мимо ушей и просто сочувствуешь героям. И видишь вполне конкретный корень зла, который все еще существует в нашем мире — бедность и незащищенность от богатых.
18 ноября 2020
Самая большая загадка этого фильма — чем же так не устроил сюжет повести Шмелева создателей «Человека из ресторана»? Если кто не читал произведение, советую начать именно с него, потому что происходящее на экране мало чем напоминает литературную основу, герои переделаны, переставлены местами; два персонажа сливаются в один, сюжетные ходы легко изменяются и трансформируются ит. п. Конечно же, ответ на вопрос в начале рецензии дать можно. С одной стороны, Протазанов использует классический ход социально-пропагандистского кино, давая резкую антитезу «масок» господствующего класса и «лиц» всех остальных, «униженных и оскорбленных». В самом начале фильма мы видим по-эйзенштейновски эффектную презентацию сильных мира сего, где физиогномические особенности иногда доведены почти до гротеска, и их подчиненных, обладающих более-менее естественными чертами. Правда, героя Михаила Чехова явно лепили по канону гоголевского Башмачкина: вместо думающего, непростого и поднимающегося до обобщений литературного характера в фильме дан скорее «тип» лакея (это подчеркнуто и визуально), лишь к концу фильма усложненный до определенного уровня. И это существенная ошибка режиссера, ведь происходящее на экране больше напоминает скрещение идеологического популизма в духе 1920-х годов с авантюрно-мелодраматическими ходами еще из кино 1910-х. Именно поэтому, несмотря на все актуальные до того времени мотивы переплетаются с очевидно старомодным решением интерпретации литературного текста.
Но, как ни странно, с другой стороны, картины этим и выигрывает. Понятно, что средствами немого кино было крайне сложно передать своеобразие замысла Шмелева, и выпрямив и упростив сюжетные контуры, режиссер все же добился эффекта «старого» мира на грани его чрезвычайной развращенности (читай упадка).
«Человек из ресторана» — тот самый случай, когда применив весьма рискованную интерпретанту, создатели фильма все же пришли к достаточно убедительным кинематографическим результатам.
6 февраля 2014