Морозко
7.4
7.1
1924, фэнтези, короткометражка
СССР, 40 мин
В ролях: Борис Ливанов, Варвара Массалитинова, Клавдия Еланская, Анатолий Нелидов, Виталий Лазаренко
и другие
История о том, как по наущению злой мачехи старик отвез свою дочку в лес, и как добрый Морозко позаботился о бедной сироте.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Морозко

год: 1924
страна:
СССР
режиссер:
сценарий:
видеооператор: Юрий Желябужский
художники: Сергей Козловский, Виктор Симов
жанры: фэнтези, короткометражка
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 9 апреля 1924 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 40 мин
Другие фильмы этих жанров
фэнтези, короткометражка

Отзывы критиков о фильме «Морозко», 1924

Раннесоветский фильм ужасов: вторая жизнь 'Морозко'

Впервые сказку 'Морозко' экранизировали еще в 1924-м году, но в скором времени ленту убрали из проката. Целый век она пролежала на полке и была переоткрыта совсем недавно. Немое кино эпохи НЭПа сильно контрастирует с цветной экранизацией от Александра Роу, которая появилась на 40 лет позже и к которой большинство из нас привыкло.

Сценарий черно-белого фильма Юрия Желябужского почти слово в слово сделан по двум вариантам сказки из сборника А. Н. Афанасьева и кажется аутентичным. Этот 'Морозко' жестче и трагичней, чем более поздний, и старая и без того не слишком добрая сказка магией кино превращается в фолк-хоррор. Тревожный саундтрек, сделанный специально для отреставрированного фильма Иваном Бортниковым, удивительно осовременивает кино столетней давности и добавляет жути.

Старые фильмы интересно смотреть и ради сравнения: каким был язык кино тогда, на старте этого искусства, и как сильно он переменился сейчас. Чего только стоят наивные спецэффекты вроде грезы бабки о возвращении дочери, когда та уже испустила дух, или трюки Морозко.

Марфуша – здесь так зовут падчерицу, а не бабкину дочку – поначалу режет глаз: красавица эпохи декаданса в антураже избушки. К слову, фильм стоит смотреть хотя бы ради колоритного быта старого времени – того, который уже история. Устройство дома, печь, сани.

В интерпретации создателей черно-белого варианта киносказки Морозко двойственен и внешне: одна его ипостась вполне себе добрый дедушка мороз с подарками, а вот вторая – воплощение страшного владыки холода, который 'с елки на елку поскакивает да пощелкивает', нагоняя стужу, и запросто заморозит до смерти.

8 февраля 2024

Настоящий Морозко.

Не каждый знает что у знаменитой 'Морозко' есть предшественник, одноименный немой черно-белый фильм 1924 года. Сейчас благо есть интернет и хочешь не хочешь при поиске любимой многими зимней сказки наткнёшься на её раннюю версию. Отмечу что лента эта совсем не похожа на детский утренник Роу. Это настоящий атмосферный и психоделический фильм. Очень глубоко копнувший в истоки народных традиций, суеверий и страхов.

Фильм снят без слов, без музыки (её подобрали и подставили в видеоряд уже в новом веке), но несмотря на эти недостатки поставлено и сыграно все на очень высоком уровне. Морозко здесь не тот добрый Дед Мороз из киносказки Роу, а настоящий злобный дух леса. От вида и воя которого леденеет душа. Многих современников удивит и показанный в ленте быт семьи крестьян. Как они жили зимой в одной избе, спали на печи, держали живность прямо в доме.

Фильм считается короткометражкой, идёт около сорока минут и почти полностью повторяет сюжет оригинальной сказки. В более поздней версии просто для хронометража добавили нескольких злодеев и любовную линию. Заканчивается 'Морозко' 1924 года более мрачно и жёстче, чем известный нам фильм.

Время было тогда жестокое. Послевоенные голодные годы, в кино чувствуются отголоски буржуазного кинематографа. Ещё не выработана линия пропаганды в искусстве, вот такой фильм и смог выйти. Конечно, для советских чиновников такое кино было неудобным. Никакой социальной идеи в ленте не было заложено, ещё и показывали крестьян с неприглядной стороны. На долгие годы фильм был предан забвению, пока в век интернета он не вынырнул из небытия.

Первое, что бросается в глаза при просмотре это жутчайшие образы почти всех актёров.

Главная героиня Марфуша просто ходячий труп, от одного её взгляда мороз по коже. Да и её подружки довольно подозрительные. Явно видно, что ухоженные дамы с современными для 20-х годов прическам и и макияжем надели платки и изображают селянок. При чем они выглядят в кадре словно вампиры готовые вот-вот растерзать жертву. Возможно общий мрачный тон картины и придаёт образам актёров какое-то дьявольское очарование. Или тот факт, что все эти люди уже умерли в жизни и мы видим их посмертное видео, которое выполнено в довольно устрашающем стиле. И стечение всех этих факторов приводит к тому что фильм смотрится не как сказка, а как настоящий фильм ужасов. Так что не 'Вий' первый советский хоррор, в именно 'Морозко'.

Музыка в ленте очень мрачная и атмосферная, но она мне мешала сосредоточиться на фильме. Я её выключил и смотрел далее без звука.

Впервые я увидел это кино днем, в зале полном людей. Но этот 'Морозко' навел на меня такого страха, что сравнимо разве что с каким-нибудь 'Звонком'.

Очень жалко что советское кино после 'Морозко' пошло не тем путем. Этнические мотивы и реализм было велено свыше убирать и снимать совсем другое. Чтобы полуголодные селяне и рабочие видели на экране шикарных и богатых 'Кубанских козаков', аккуратную и трудолюбивую 'Золушку', одухотворенную и политически правильную Любовь Орлову. А не антисоциального взлохмаченного деда, пугающего прохожих и не семью крестьян живущих в антисанитарийных условиях. Фильм даже позже постарались переснять, сгладив в нем острые углы и окончательно отправив раннюю версию 'Морозко' в утиль истории.

Среди актёрского ансамбля выделяется Варвара Мессалинова, патриарх кино и театра сыгравшая старуху. Очень сильная характерная актриса, многим зрителям родом из СССР она знакома по роли бабушки Максима Горького в экранизациях его биографических повестей.

9 из 10

Достойный отечественный ответ ранним американским немым фильмам ужасов.

31 декабря 2023

Тепло ли тебе, девица?

Русская сказка закрепилась в советском кинематографе благодаря работам режиссеров Александра Роу и Александра Птушко. Вместе с тем, еще в 1924 году Юрий Желябужский предпринял попытку перенести на экран народный сюжет. Работа над «Морозко» в первой половине 1920-х годов – решение смелое. После революции в стране осуществлялись систематические нападки на сказку: она, мол, распространяет языческие суеверия и мешает воспитанию ребенка в духе интернационализма. Согласно суровой пролетарской логике, выходило, что место фольклора где-то рядом с классической литературой, отброшенной русскими футуристами. Если в литературе право детей на нужные книги и пьянящие строки отстаивал Максим Горький, то в кинематографе именно Желябужский успевает провести сказку на «Пароход Современности» (пусть и на птичьих правах, как безбилетного пассажира).

«Морозко» стал первым фильмом киностудии «Межрабпом-Русь» (в один год с ним вышла фантастическая «Аэлита»). Режиссер (одновременно выступивший в роли оператора и сценариста) снимает картину в реалистической манере, пригласив для работы над декорациями и костюмами художников МХАТ. Выразительны заснеженные пейзажи. Если в 1960-е годы Морозко походил скорее на хорошо знакомого советским детям Деда Мороза, то в фильме 1924 года он предстает в образе хтонического (во всяком случае, пугающего) лесного духа, скачущего по деревьям повелителя холода. Только после того, как героиня проходит проверку Морозко, он является ей в виде доброжелательного седовласого старца. Так, Желябужский смог отразить двойственность характера, когда властитель мороза – одновременно карающее лесное божество и одаряющий богатствами старик.

Отказываясь от значительной адаптации или упрощения сюжета, режиссер остается верен фольклорной основе. Падчерица успешно проходит обряд инициации, пока мачеха печет блины на поминки и посылает старика в лес за косточками девушки. Если Александр Роу несколько облегчает сюжет для детской аудитории, то Желябужский не просто сохраняет исходный нарратив, но отбирает один из наиболее ранних, архаичных вариантов сказки.

7 сентября 2023

Фэнтези Морозко появился на свет в далеком 1924 году, более полувека тому назад, его режиссером является Юрий Желябужский. Кто играл в фильме: Борис Ливанов, Варвара Массалитинова, Клавдия Еланская, Анатолий Нелидов, Виталий Лазаренко, Галина Громова, Василий Топорков.

Страна производства - СССР. Морозко — имеет достойный рейтинг, более 7 баллов из 10, обязательно посмотрите, если еще не успели.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.