Рейтинг мультфильма | |
Кинопоиск | 6.6 |
IMDb | 6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Призрак Сонной горы |
английское название: |
The Ghost of Slumber Mountain |
год: | 1918 |
страна: |
США
|
слоган: | «The crowning triumph of the motion picture.» |
режиссер: | Уиллис Х. О’Брайэн |
сценаристы: | Херберт М. Доули, Уиллис Х. О’Брайэн |
продюсер: | Херберт М. Доули |
видеооператор: | Уиллис Х. О’Брайэн |
жанры: | фантастика, фэнтези, мультфильм, короткометражка |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 3000 |
Сборы в США: | $100 000 |
Мировые сборы: | $100 000 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 17 ноября 1918 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 19 мин |
Именно отсюда начинается кинематографическая ода доисторическому миру. Конечно, ленты о вымерших животных снимались и раньше, но это были очень несерьёзные произведения типа «Грубой силы» или «Динозавра и недостающего звена». Первым же фильмом, в котором исчезнувшие виды представлены величественными и сильными, стал «Призрак Сонной горы».
Главным героем становится уже не первобытный дикарь, а человек из цивилизованного XX века. Рассказывая детям приключенческую историю, автор переносится к загадочной горе, испарения которой убаюкивают гостей, а в воображении видятся всевозможные вымершие животные. Любопытно, что «Призрак Сонной горы» ловко уклоняется от анахронизмов, которые нередко досаждают тем зрителям, которые хорошо знакомы с палеонтологией. Всё дело в том, что персонаж использует уникальный прибор, ценность которого лишь слегка не дотягивает до машины времени. Этим и объясняется, почему герой видит животных из совершенно разных периодов: неогенового, мелового, юрского. К слову, проверочный вопрос: сколько видов динозавров показано в этом фильме? Не забывайте, что согласно кладистике форускакос — тоже полноценный динозавр. Как и все прочие птицы.
Уиллис О’Брайен — человек, благодаря которому появились такие фильмы как «Затерянный мир» и «Кинг-Конг», предвосхитил свой будущий успех, показав впервые в истории кино схватки животных, которые действительно сталкивались друг с другом более шестидесяти пяти миллионов лет назад — трицератопсы и тираннозавр. Причём, что касается первых, то даже по сегодняшним меркам реконструированы они вполне достоверно. Тираннозавр ожидаемо ходит с высоко поднятой шеей и волочит по земле хвост, но зато его голова очень детально воссоздана. Скорее всего, О’Брайен взял за основу настоящий череп. Кукольная анимация, особенно в 1918 году, оставалась делом очень утомительным. Из-за практически полного отсутствия других образцов для сравнений первые опыты наподобие «Призрака Сонной горы» служили показателем того, к чему следует стремиться. Главной целью была плавность движений, которой смогла достичь только компьютерная графика уже на закате второго тысячелетия. Но только подумайте, в какое изумление впали первые зрители, увидев двигающихся животных размером с деревья!
Следующим этапом для подобных фильмов стало совмещение реальных и кукольных объектов в одном кадре. Но до этого ещё как минимум семь лет. А пока что у нас первый приключенческий фильм, посвящённый самим животным.
10 из 10
2 октября 2021
Великий аниматор и постановщик спецэффектов Уиллис О’Брайэн начинал со съёмок короткометражных комедий с участием динозавров и первобытных людей. «Призрак Сонной горы» — его первый некомедийный фильм про динозавров. Фильм по большей части неизвестен. Изначально он длился 30 минут. До нас дошла версия длинной всего 11 минут. В этот хронометраж уместилась история, которую дядя Холмс рассказывает своим племянникам. Он рассказывает о том, как во время путешествия по реке нашёл заброшенный дом безумного Дика и среди рисунков и скульптур доисторических животных нашёл прибор, похожий на телескоп. Поглядев сквозь него на ближайшую гору, он увидел сцены из далёкого прошлого. Он увидел, как бронтозавр спускается к воде, как птица диатрима ловит змею, как сражаются два трицератопса, а потом один из них подвергается нападению тираннозавра. Внезапно он обнаруживает, что тираннозавр каким-то образом попал в наше время и гонится за ним. Но это был всего лишь сон…
Фильм был прокатным хитом и собрал около $100,000 при бюджете в $3,000. Также он заложил основу традиций в фильмах о динозаврах. Это первый фильм, в котором появляется тираннозавр, которого мы увидим в «Затерянном мире» и «Кинг-Конге», над которыми тоже работал Уиллис О’Брайэн, в «Неизведанном острове», в «Неизвестной земле», в «Планете динозавров», в «Карнозавре» и, конечно же, в «Парке Юрского периода». Сцена схватки тираннозавра с трицератопсом также впоследствии не раз обыгрывалась в кино. Через семь лет О’Брайэн создаст похожую сцены битв тираннозавра с агатаумом и аллозавра с трицератопсом в «Затерянном мире». Нечто подобное мы увидим намного позже уже в исполнении ученика О’Брайэна Рэя Харрихаузена в фильмах «Миллион лет до нашей эры» и «Долина Гванги». Стоит ли говорить, что на первый взгляд простенький фильм снимать было трудно и долго? Анимация — кропотливая работа, требующая терпения за съёмкой и передвиганием кукол каждый раз аккуратно на миллиметр и снова их снимая. И так в течении нескольких месяцев, а потом ещё монтаж вручную. Фильм уже предвосхищал «Затерянный мир» и «Кинг-Конга», а труд Уиллиса О’Брайэна будут помнить ещё многие, и на нём будут учиться ещё поколения постановщиков спецэффектов.
10 из 10
2 ноября 2011