На плечо!
Shoulder Arms
7.8
7.3
1918, комедия, короткометражка, военный
США, 36 мин
В ролях: Эдна Первиэнс, Чарльз Чаплин, Сид Чаплин, Лойал Андервуд, Генри Бергман
и другие
Чарли находится в учебном лагере во взводе новобранцев. Попав во Францию, он не получает писем из дома. Когда же наконец приходит посылка, то в ней оказывается сыр с ужасным запахом. Чарли бросает сыр в немецкую траншею и умудряется захватить тринадцать немцев. С этого момента начинается целая цепь военных подвигов Чарли.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

На плечо!

английское название:

Shoulder Arms

год: 1918
страна:
США
слоган: «A foot bathtub, a rat trap, a phonograph, a cabbage shredder, a drip pan and an egg beater are on Charlie Chaplin's list of equipment needs when he prepares to battle the Huns in his second million dollar picture, "Shoulder Arms" (Print Ad-The Cambridge Times, ((Cambridge, Ohio)) 13 February 1919)»
режиссер:
сценарий:
продюсер:
видеооператор: Роланд Тотеро
композитор:
художник: Чарльз Д. Холл
монтаж:
жанры: комедия, короткометражка, военный
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 20 октября 1918 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 36 мин
Другие фильмы этих жанров
комедия, короткометражка, военный

Постеры фильма «На плечо!», 1918

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «На плечо!», 1918

Бродяжка идёт на войну!

Все военно-пародийные комедии берут своё начало от этого фильма. В нём впервые были соединены, казалось бы абсолютно разные жанровые направления — военное кино и комедия. Причём уклон в одно был сделан без ущерба для другого: все комедийные ситуации были обыграны на бытовой окопной жизни. Смешное рождалось из страшного, тем самым демонстрируя зрителям далеко не радостные будни солдат, в забавном толковании военного абсурда. К тому же снято было кино как раз таки во время самой войны, а не после, как это обычно бывает, когда снимают ретро-комедии о фронтовой жизни. Чарльз Спенсер Чаплин в этом плане личность уникальная. Он снимал фильмы не постфактум, а во время тех или иных социальных, экономических, политических и или военных потрясений. Достаточно вспомнить про-коммунистические «Новые Времена» (1936) — снятые про тяжёлую жизнь простых рабочих во период Великой Депрессии, или «Великого Диктатора» — в котором он высмеял стремящегося к мировому господству, и развязавшему Вторую Мировую войну Адольфа Гитлера. Но во время Первой Мировой, Чаплин не был ещё одним из великих режиссёров, считаясь всего лишь популярным актёром. Хотя один из своих главных шедевров — сентиментального «Малыша» (1921) он создаст незадолго после неё. Как было сказано, Чаплин не был авторитетным кинематографистом, но уже был довольно популярным актёром эксцентрических комедий. В 10 -ых годах вышли такие, достаточно известные его работы как: «Иммигрант», «Искатель Приключений», «Тройные Неприятности» и «Собачья Жизнь». Желая откликнутся на тему бессмысленной, затянувшейся и всем надоевшей войны, он перейдя на студию «First National Pictures» поставит комедию «На Плечо!» (1918). В которой отправит своего знаменитого Бродяжку на фронт новобранцем. Вновь много смешных гегов и приколов, забавных ситуаций и разного рода трюков. Всё это обеспечило картине в своё время кассовый успех. Даже посмотревшие её солдаты не были против такого взгляда на их боевые будни. Ко всему прочему, это не «ура-патриотическая» лента, а анти-военная постановка. Все героические подвиги, которые по ходу сюжета совершает мобилизованный Бродяжка (а это немного не мало — проникновение в тыл к врагу, освобождение боевого товарища, спасение прекрасной девушки и пленение Кайзера, что автоматически ведёт к окончанию войны) — являются в финале, всего лишь его сном в тренировочном лагере, где новобранцев готовят к отправки на фронт. Если не ошибаюсь, Чаплину попрекали, что он потешается над американскими парнями, которые проливают за океаном свою кровь. На что великий комик отвечал, что те, кто так говорит не поняли смысл его картины. Конечно же насмешки над солдатами в фильме не было…

Очень удачно выстроен сюжет ленты: показана окопная жизнь американских и немецких солдат. Германские офицеры (одного из которых сыграл старший брат режиссёра — Сид Чаплин) карикатурны — чопорные дворянского вида хлыщи, маленькие и крикливые (типа как персонажи Луи Де Фюнеса), в подчинении которых состоят верзилы — дебилы. Показано как солдаты ночуют в сырых окопах (рассмешил пароль караула — сегодня сыро — ответ: — всегда сыро): пытаясь заснуть не обращая внимания на плавающих крыс и лягушек. Или как приспосабливаются к затоплению: некоторым повезло спать на верхней кровати, Бродяжка же всячески исхитряется что бы лечь спать по горло в воде — в итоге сжимает в зубах горн и засыпает под водой, дыша через дудку! Смешно было смотреть на то, как герой учится маршировать с винтовкой на плече, или поворачиваться по команде «-Кругом!». Герою постоянно не везёт: выдали походный рюкзак с порядковым номером «13», перед атакой он прикуривает третьим (у солдат это считается плохой приметой), почту из дома ему не доставляют, так как писать для него некому. Здесь Чаплин, как всегда совмещает грустные нотки и комедию. Его соседи по землянке — длинный и толстяк получили посылки, и что то читают или едят, а он грустно вздыхая смотрит на них. Заметив это, сослуживец протягивает ему кусок пирога, но герой улыбнувшись отмахивается, благодарит и говорит, что не голоден… Смешно было когда он читал чужое письмо вместе с каким то солдатом. Живой интерес проявлял получатель письма, и Бродяжка тоже строил удивлённые гримасы, пока солдат не заметил, что кто то стоит у него над душой и не спрятал письмо. Забавный был момент с вонючим сыром лимбургер, который ему передал разносчик почты (очевидно, что тот кому его передали -уже погиб, и дабы посылка не пропала её отдали тому, кто нечего из дома не получил). Герой мигом надел противогаз, а повертев мягкий сыр в руках — запустил во вражеский окоп, точно угодив в лицо произносившему пафосную речь германскому офицеру. Надо видеть какой переполох поднялся в немецкой траншее — солдаты зажимая носы и задыхаясь разбегались в стороны, а их командир с залепленной сыром рожей что то кричал и грозил в сторону американской траншеи кулаками. Так же здорово повеселила беготня в лесу, когда Бродяжка получил задание проникнуть на вражескую территорию для сбора информации о силах противника. Он замаскировался под дерево, и маскарадным образом передвигался по лесу прячась от немецких солдат, и вырубая их по одиночке…

Сценарий наполненный остроумными придумками и постоянным действием, написал сам Чаплин, он же как режиссёр и поставил всю картину, придумав множество трюков и смешных ситуаций. Фильму почти 100 лет, а он до сих пор способен рассмешить зрителя. Это на мой взгляд говорит о гении режиссуры и замечательном чувстве юмора, которыми судьба наградила выдающегося кинематографиста Чарльза Спенсера Чаплина.

10 из 10

16 апреля 2015

Мистер Чаплин в тылу врага

Чаплин пришел в кинематограф в 1914. Это радостное и эпохальное для мирового искусства событие совпало с другой, куда менее счастливой датой — началом Первой Мировой войны. «На плечо!» вышел в прокат в 1918. Почему же так поздно? 4 года гремела война, А Чаплин, по фильмам которого, говорят, можно изучать историю 20-го века, откликнулся на нее лишь под самый конец.

Первый год Чаплин только начинал делать шаги по незнакомой территории, сильно завися от студии «Кистоун» и Мака Сеннета лично, что не давало ему толком расти в творческом плане. Он просто зарабатывал популярность и стремился поскорее отделаться от назойливой однообразности «сеннетовской комедии пощечин». В 1915 он перешел в «Эссеней», где приступил к вырабатыванию того самого трагикомического образа бродяги Чарли, именно тогда появились первые шедевры Чаплина.

Универсальное мастерство его росло с каждым фильмом. На студии «Мьючуэл» артист больше внимания стал обращать на различные пороки общества, все реже появлялись на экране «параллельные» герои, все больше внимания уделялось глубине и характеру образа Бродяги, который приобретал больше трагических черточек, заставляя зрителя задумываться куда чаще, чем просто смеяться.

На студии «Фёст Нэйшнл», куда он перешел в 1918 и где создал фильмы, отмеченные уже печатью истинной гениальности, Чаплин начал смеяться только по делу, и было в его смехе все больше слез, все больше правды, укора, мудрости, понимания происходящего в реальном мире и нежелания уходить от этого в розвощекое голливудское кино, тяготеющее к сусальной романтике и уже сильно отставшее от Чаплина в мастерстве, в развитии и значимости. Начиная с «Собачьей жизни» Чаплин стал снимать «дерзкое» кино, все больше расходясь во мнениях с официальным Голливудом, все меньше нравясь студийным верхушкам, политикам и блюстителям нравственности и все чаще стал раздавать пощечины. Только это были не безобидные пощечины «кистоуновского» периода. Эти крепкие оплеухи имели конкретную цель и били в нее больно, хлестко, обидно.

И тогда-то Чаплин и обратил внимание на подходящую к концу войну, в которую США вступили только накануне, в 1917. И, конечно, смолчать не мог. Личные убеждения Чарли, ненавидевшего войну, хлынули на экран.

Никто другой не смог бы себе позволить снимать издевательскую пародию на войну в разгар этой самой войны, когда, как известно — «все на фронт!» и «все для победы!». Никто, кроме Чаплина. Его авторитет в кино был уже настолько высок, что противиться съемкам антивоенного памфлета, задуманного Чаплиным, студия не могла. Правда, она в итоге отказалась выпускать фильм в прокат. И Чаплин, еще не имея на тот момент независимого прокатчика и своей собственной киностудии, согласился на существенное сокращение своего пятичастного фильма, вырезав наиболее провокационные куски и оставив 2 части из 5.

Как ни тряслись студийные боссы, контракт с Чаплиным они не расторгли. Ведь, несмотря на свою провокационность, выйдя в прокат, комедия поставила рекорд сборов. Особенно ее хвалили солдаты, которые увидели в ней вовсе не издевку над собой (коей и не было) а издевку над идиотской войной, не нужной никому, кроме далеко от нее находящихся властителей, делящих общие земли и личные доходы, и гротескное изображение своих собственных солдатских будней.

«Я очень горжусь этой картиной. — Скажет Чаплин через 10 лет. — Она возникла в самый разгар самого безумного военного психоза. Она обличает все безобразия и ужасы войны. Это революционная картина, не пацифистская, а революционная, если учесть момент, когда она появилась».

Великий художник оказался прав. «На плечо!» стал первым в истории антивоенным фильмом, где буффонада стремительно пасовала перед призывом закончить бессмысленную до смешного бойню и прекратить грызню из-за уже забытых причин. Этот фильм начисто лишен эпичности, характерной для американских военных лент даже того периода. Чаплин — маленький, щуплый, органически не способный выполнять грубые приказы и совершать геройства — решительно восстает против обоюдной злобы, конфликтов, накопившегося за годы войны разочарования в ней. Герой в шутовском колпаке по-отцовски устраивает порку немецкому офицеру, чем несказанно радует немецких солдат, которым война надоела не меньше, чем американским, превращает в фарс построение и разведку боем, выставляет в карикатурной манере и немецких, и американских солдат.

И при этом остается — в быту или на передовой — прежде всего тем самым маленьким человеком, одиноким отщепенцем, оказавшимся героем поневоле, да и то — во сне. Не забывает Чарли и о точно подмеченных мелочах, выставленных в буфонных, но правдивых и непередаваемо смешных сценах. Крошечные детали, превращающие обычное в смешное — здесь не кажутся лишними, ведь и война — это прежде всего ежедневная жизнь, протекающая по своим, иногда комичным правилам.

Так, добряк-Чаплин хладнокровно и методично отстреливает немцев, оставляя на специальной доске галочку после каждого убитого, и так же невозмутимо стирает ее, когда убитый оказывается жив. А что вы хотели? Война. Никаких чувств и эмоций здесь быть не должно. И это лишь комическое отражение абсолютно реальной бессознательной жестокости солдат на войне.

Этот фильм стал для киноискусства знаковым. Особенно — для жанра военной комедии. Если бросить лишь мимолетный взгляд на дальнейшее развитие кино — сознательное или бессознательное копирование этого фильма наблюдается у Бенни Хилла и Нормана Уиздома, Эрнста Любича и Мэла Брукса, Жерара Ури и Монти Пайтон, братьев Цукер и квартета Шарло. Из этого фильма без каких либо изменений перекочевало и несколько эпизодов в фильм «Иван Васильевич меняет профессию» Гайдая.

Фильм сделан с воодушевлением и оптимизмом, веселым хулиганством и легкими насмешками, однако, в финале, когда оказывается, что все это — включая мечты о скором мире и благополучии — всего лишь сон вырубившегося после мучительных учений солдатика, становится очень грустно. В солдатских мечтах война давно кончилась, он победил, и уже идет навстречу новой мирной жизни, но в жизни не так все легко и его ждут тяжелые будни — сон по шею в воде, ожидание посылок из дома, противный сержант, завтраки под пулями, нежеланные геройства… Но маленький человек должен выжить. Хотя бы для того, чтоб когда-нибудь, в другую войну — еще более страшную — стать «Великим Диктатором» и уже от лица всего мира обратиться к тем, кто не понимает горьких уроков.

Не всегда большие 3-х часовые эпики вершат историю кино. Иногда важнее время, когда будет сказано слово, смелость, с коей оно будет сказано и мастерство, благодаря которому оно будет слышно спустя сотню лет! Не в последнюю очередь благодаря этому фильму Чаплин попал в высшую режиссерскую лигу — великих мастеров — и стал первым — и главным! — прогрессивным деятелем в киноискусстве 20-го века.

10 из 10

9 марта 2012

Герой войны

Первая мировая война стала серьезным потрясением для всего человечества. Продлившись четыре года, она породила своих героев и извергов. Разрушение, опустошение, смерти и несчастья стали неотъемлемой частью жизни солдат, которые рисковали собой ради спасения своих семей, они боролись за свободу и справедливость. Они прекрасно знали, что для них все может закончиться завтра, но не унывали и не отчаивались, ведь где-то там за широкими просторами, дома, где спокойно и тихо, солдат ждут любящие жены, дети и родители. Потому они искренне хотели выжить и вернутся домой, где осталось их счастье.

Чарльз Чаплин выбрал для своего нового фильма тему войны. Метраж был расширен, что позволило Чаплину рассказать подробную историю о буднях и подвигах солдат. Главный герой кинокартины — все тот же одинокий бродяга, который сделал отважный шаг, пополнив лавы армии. Его навыки оставляют желать лучшего, а порядковый номер (13!) и вообще не оставляет надежды на благополучное возвращение домой. Но храбрости и находчивости ему не занимать.

В нескольких эпизодах появляется персонаж безутешной девушки, потерявшей все благодаря войне. Актриса Эдна Пурвинс — единственная, кто представляет в фильме гражданских людей. Но этот образ очень впечатляет масштабами своего горя и показывает, сколько безжалостно забирает кровопролитная борьба.

Атмосфера кинокартины отнюдь не комедийная, а скорее вдохновляющая. Те подвиги, которые удается совершить персонажу Чарли, заслуживают множества медалей. Это доказывает, что героем может быть даже невысокий паренек со смешной походкой, главное, что в его душе горит желание стать освободителем и закончить войну.

Ситуации, происходящие на экране, вызывают много противоречивых эмоций — безграничную симпатию и сочувствие к бродяге-солдату, жалость к бедной девушке и отвращение к немецким солдатам. Этими чувствами пропитана и восхитительная музыка, создающая дополнительное напряжение в самые захватывающие моменты.

Фильм затрагивает очень серьезную тему, и Чаплин талантливо воплощает ее на экран, придавая больше оптимистических нот. Ведь во время войны людям как никогда нужно помнить о чем-то светлом и добром.

Война — ужасный период лишений и горя. Но подвиги простых солдат помогают прогнать пришедшее зло и вернуть драгоценный мир, который в такое время начинаешь ценить больше всего.

18 ноября 2010

Смех до слез. 8 часть

Студия FIRST NATIONAL представляет фильм Чарльза Чаплина…

НА ПЛЕЧО! (я люблю этот фильм)

Этот фильм настоящий шедевр Чарли Чаплина. Можно даже сказать, что это один из самых лучших короткометражных фильмов Чарли. Этот фильм идет всего 36 минут. Кто-то скажет, что это очень мало для гениального фильма. Но я все равно буду считать этот фильм настоящим шедевром.

На этот раз маленький бродяга записался добровольцем в учебный военный лагерь. Спустя некоторое время его взвод отправили во Францию, в самое пекло войны. Но наш бродяга никогда и нигде не пропадал. Здесь с ним произойдут очень смешные и грустные истории. Их бесполезно рассказывать. Это просто надо видеть своими глазами.

Вообще война не очень смешное зрелище. Но когда я посмотрел этот фильм, у меня была улыбка на лице. Чаплин был великим комиком. Он сумел найти положительные моменты в невеселое время. Ведь Чаплин учил всегда идти по жизни с улыбкой. Так жить легче, он говорил. И он был прав.

А за момент с деревом ему отдельное спасибо. Смешная настоящая классика. В любом случаи я советую обязательно ознакомиться с этим фильмом. Это кино на все времена. Даже сейчас этот фильм смотрится на одном дыхании. Это удивительно.

Спасибо.

В конце всегда я очень долго смеюсь.

10 из 10

8 сентября 2009

К бою готов!

И снова неподражаемый комик всех времён и народов, замечательный Чарли Чаплин, радует зрителя своим появлением на экранах. На этот раз борцу за справедливость и честь придётся сражаться с целой армией немцев, а так как действия картины ссылаются на период Первой Мировой, то об актуальнсти и весомости событий и говорить не приходится.

Чарли Чаплин опять берётся за своё — высмеивает и выставляет далеко не в лучшем свете все происходившие во время Первой Мировой войны события, указывая на ложь, лицемерие и неправдивость многих глав государства, многих политиков и чиновников, пытающихся во имя своих целей отхватить кусок от разделяемых территорий и вступить в вооружённый конфликт с прочими странами. Чарли Чаплин, как и всегда, с долей юмора, частицей сарказма и иронией проливает свет на все события, со смехом и весельем, присущим зрителю во время просмотра этой ленты; однако же, как и завелось, Чаплин за всей кутерьмой и образностью ставит существенную, актуальную для того времени проблему. В данном фильме он как бы задаёт вопрос, обращается к публике:

«Так зачем всё это было нужно? Зачем нам была нужна эта война?»

И снова, попадая не в бровь, а в глаз, Чаплин изобличает, высмеивает и поднимает на всеобщее обозрение былые события, ныне уже нуждающиеся в переосмыслении и даче должного великому комику, изобличающему, ищущему и находящему злобу дня и корень проблемы. Несомненно, под аккомпанемент смеха, припадков и безостановочной тряски, от которой начинают слезиться глаза и болеть живот, Чарли Чаплин добивается своей цели — он входит в доверие зрителя, демонстрируя ему своё, наиболее правильное и чётко сформулированное видение ситуации, которое, пусть и не будет идеалом мышления и указанием для многих людей, но, по крайней мере, нуждающееся в рассмотрении, осознании и осмыслении.

«На плечо» — замечательно спланированная, разработанная и поставленная комедия-короткометражка известного лицедея и пересмешника, который жил, живёт и будет жить вечно, пока жива память о нём и теплится огонёк в душах многих людей, преданных и верных зрителей, почитателей таланта и творчества Маленького бродяги. Данная картина самым что ни на есть полным образом доказывает, подчёркивает и демонстрирует всем-всем, что Чаплин не просто умеет смешить, радовать и веселить, но и избирателен, искусен во многих сведущих вопросах политического, экономического и социального характера. И, находя способ переплетать духовное с материальным, составляя несоставимое, Чаплин предстаёт перед зрителем каждый раз всё в новом амплуа и каждый раз веселит, смешит и трогает до глубины души, запоминаясь своей открытостью, честностью и добротой, оставляя в памяти шлейф и целый океан эмоций, веселья и ярких моментов, которые никогда не забываешь…

Памяти Чарли Чаплина и чести Дня его рождения посвящается. Чаплин не забыт, творчество и успех его явны, память чиста и свежа, непоколебима и ярка. Это неоспоримо и не нуждается в излишних доводах, не так ли, Чарли?..

20 апреля 2009

На плечо!

Фильм, выпущен во время Первой Мировой войны. В нём Чарли — американский солдат, воюющий во Франции.

Чарли совершает героические поступки один за другим: то он захватит в плен 13 немцев, то спасёт товарища, а то и вообще кайзера пленит!

Уникальный фильм. Он, пожалуй, единственный в мире фильм о войне, который смешной. Смешное там всё! Взять например солдат, которые постоянно ведут себя спокойно, хотя за их спинами разрываются снаряды. Или самого Чарли, которому постоянно говорят не выворачивать ступни…

Чаплин в этом фильме не только показал талантливую игру, но так же и отличную режиссуру, сценарий.

Спасибо ему огромное за замечательный фильм.

10 из 10

26 марта 2009

Комедия На плечо! появился на свет в далеком 1918 году, более полувека тому назад, его режиссером является Чарльз Чаплин. Кто играл в фильме: Эдна Первиэнс, Чарльз Чаплин, Сид Чаплин, Лойал Андервуд, Генри Бергман, Том Уилсон, Альберт Остин, Джек Уилсон, W.J. Allen, Л.А. Блэйсделл, А.Д. Блейк, Клифф Броувер, Э. Бракер, Ф.С. Колби, Слим Коул.

Страна производства - США. На плечо! — заслуживает зрительского внимания, его рейтинг более 7.7 баллов из 10 является отличным результатом.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2022 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.