Гомункулус
Homunculus, 1. Teil
6.8
5.8
1916, ужасы, фантастика
Германия, 1 ч 9 мин
18+

В ролях: Олаф Фонсс, Эрнст Людвиг, Адольф Пауль, Альберт Пол, Лоре Рюкерт
и другие
Гомункулус — существо искусственное. Выращенный в реторте знаменитым ученым профессором Гансеном и его ассистентом Родином, он превращается в человека редкостного интеллекта и несгибаемой воли. Однако, узнав тайну своего происхождения, он чувствует себя отщепенцем и тоскует по любви, чтобы избавиться от рокового одиночества. Неодолимое желание любви гонит его в далекие страны, где никто не знает тайну его рождения, но правда всплывает наружу, и сколько ни старается Гомункулус склонить к дружбе человеческие сердца, люди в ужасе отшатываются от него, крича: «Это Гомункулус, человек без души, прислужник дьявола, чудовище!» Когда они убивают его собаку, безутешный Гомункулус проникается таким презрением к человечеству, что даже единственный друг Родин не в состоянии его переубедить.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Гомункулус

английское название:

Homunculus, 1. Teil

год: 1916
страна:
Германия
слоган: «The Perfect Man...Without Soul!»
режиссер:
сценарий:
продюсер:
видеооператор: Карл Хоффманн
художник: Роберт А. Дитрих
жанры: ужасы, фантастика
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 18 августа 1916 г.
Дополнительная информация
Возраст: 18+
Длительность: 1 ч 9 мин
Другие фильмы этих жанров
ужасы, фантастика

Постеры фильма «Гомункулус», 1916

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзыв критика о фильме «Гомункулус», 1916

Руинированный топос «великого немого» доносит до нас в фрагментах гротескные образы своих созданий. Это я не старюсь стилистически сблизиться с началами немецкого киноэкспрессионизма, просто от Гомункула до нас дошла как раз малая часть. Запрет на германские фильмы во время Первой мировой привел к тому, что многие ленты остались неизвестными широкому зрителю, тем не менее эффект их отложенный, отразившийся в гораздо более известных фильмах.

Про влияние на немецкое кино и говорить не приходится. Гомункул — ближайший родственник Голема и гораздо более — Франкенштейна. Его рождение практически не обеспечено никакими спецэффектами, а интересно фрейдистской коллизией отца и сына. Правда, сын лишен главного человеческого начала — души, поэтому его характер решен в ультраромантической манере уничтожающего антагонизма ненависти и презрения к людям и желания (неизвестно, снятся ли гомункулам овцы, но желаний у них хоть отбавляй) познать любовь. Если вспомнить про нашего Демона, данный антагонизм отечественному зрителю становится понятнее: Гомункул — товар штучный, а не поточный, ему некуда транслировать свою инаковость, поэтому недоступно познание как таковое, а не просто его элементы и атрибуты. Отсюда и желание одного уничтожить всех, и изумление, как в живых людях может сочетаться ничтожное и возвышенное. Сам Гомункул этого лишен. он всегда пафосен (и это не просто тогдашняя актерская манера, тут все глубже) и принципиально, масштабно серьезен в своем поведении трикстера-разрушителя. По Фрейду, это экспликация Танатоса, из которого только Гомункул и состоит. Не ведая либидо, он лишен витальности и обречен на фатальность.

А уж о других мотивах нужно говорить еще дольше. Визуальность Гомункула продолжилась и в плаще Дракулы, и в гриме Сомнамбулы. Провокаторство то ли человека, то ли машины указывает прямо на ключевой мотив Метрополиса, и так далее.

Не буду превращать рецензию в каталог мотивов и образов как влияния на последующий кинематограф. Но только отмечу, что Гомункул едва ли не первым стоит в ряду знаменитых гротескных образов 1910—30-х годов. Можно сказать, что именно волшебное зеркало этого искусства сумело точнее всего репрезентировать ситуацию культурного шока от реального, а не мыслимого 20 века с его технологиями, которые задумывались как позитивные, но быстро стали из орудий прогресса оружием массового поражения. ХХ веку как некоему Гомункулу тоже не было возможности сравнить и сопоставить себя с чем-то еще, свою инаковость он переживал по всем законам доминанты Танатоса всю первую свою половину, что потребовалось сублимировать процессами сексуальной революции и им подобными во второй половине. Хлынувшие на экраны чудовища делали это не на потребу массовым вкусам, как позднее, тем более, что тогда их в кино еще толком не сформировалось, нужен был звук, чтобы низвести богов и чудовищ с немого экрана. Поэтому Гомункул и текст, и претекст. Он почти восхитителен и в рамках сохранившегося материала, и в своих интертекстуальных поползновениях в последующие десятилетия.

8 из 10

22 августа 2017

Ужасы Гомункулус появился на свет в далеком 1916 году, более полувека тому назад, его режиссером является Отто Рипперт. Кто играл в фильме: Олаф Фонсс, Эрнст Людвиг, Адольф Пауль, Альберт Пол, Лоре Рюкерт, Макс Рухбек, Лиа Борре, Фридрих Кюне, Теодор Лоос, Мехтхильдис Тейн, Од Эйгед Нишен, Josef Bunzl, Ферн Андра, Мария Карми, Люпу Пик.

Страна производства - Германия. Гомункулус — заслуживает внимания, его рейтинг по Кинопоиску равен примерно 6,8 из 10 баллов, это довольно хороший результат на мировой арене кино. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 18 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.