Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.2 |
IMDb | 6.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Пиковая дама |
год: | 1916 |
страна: |
Российская империя
|
режиссер: | Яков Протазанов |
сценаристы: | Федор Оцеп, Яков Протазанов, Александр Пушкин |
продюсер: | Иосиф Ермольев |
видеооператор: | Евгений Славинский |
композитор: | Рафаль Розмус |
художники: | Владимир Баллюзек, С. Лилиенберг, Валерий Пшибытневский |
жанры: | ужасы, фэнтези, драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 18 ноября 1917 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 56 мин |
«Пиковая дама» — важное произведение в мировой литературе и по сей день у неё имеется множество различных экранизаций и подражателей-писателей. Спустя практически двести лет оно задевает сердца режиссеров, художников и со временем переосмысляется, показывая на основе одной истории разные проблемы общества. Хорошо, хоть сюжет не выворачивают наизнанку, но неизвестно, что ещё будет.
Что касается фильма 1916 года. Для того времени всё вроде бы вполне естественно: есть литературная основа, в которой уже заложена история, диалоги, описание всего происходящего — это всё надо перенести на плёнку и склеить. Сначала, собственно, и думаешь, что так и делалось, но потом начинаешь присматриваться… и убеждаешься в том, что тебе даже местами интересно наблюдать за некоторыми моментами.
Может, это связано с тем, что я сужу с точки зрения человека 21 века, но мне безумно понравились декорации, костюмы, атмосфера — красота, одним словом! Всё настолько эстетично, живо, что веришь происходящему в экране, несмотря на чёрно-белую пелену и карикатурную игру некоторых актёров с неестественным гримом на лицах(все ведь прекрасно понимают, что это была необходимость тогда, иначе не было бы просто видно лиц). Вообще не воспринимаю жанр «Пиковой дамы» — ужасы, но музыка дала некое настроение, которое, наверно, испытывали люди в начале 20 века.
Теперь о музыке. Понимаю, что изначально, при просмотре с проектора и живой игре, это воспроизводилось иначе, но в конечном итоге на мониторах современных телевизоров она совершенно не состыкуется с картинкой, особенно когда речь идет про важные акценты, которые с завидной редкостью по нынешним меркам выделяются в планах. Из-за этого часовое музыкальное сопровождение практически в первой трети фильма меняет функцию погружения на монотонное подыгрывание со сменяемыми инструментами, что и портит впечатление, несмотря на вышеописанные достоинства.
Отдельно хочется отметить отличные плавные переходы, скомбинированные с прямыми склейками, что позволяет глазу получать удовольствие от находок, которые не присутствуют в более ранних работах современников.
Поставил бы высокую оценку, но с музыкой огромная беда, а без неё сейчас смотреть практически невозможно, такие уж времена, поэтому с горечью на душе оставляю это оценку. Но фильм всё равно остаётся в нашей истории хорошим и вполне достоин того, чтоб о нём разговаривать и рекомендовать к просмотру если не всех друзей, то интересующихся кино и искусством.
8 из 10
28 мая 2021
Мне показалось, что фильм крайне необычен. Весь фильм видна одержимость Германна желанием вступить в игру и выиграть. Это очень ярко показано актерским талантом Мозжухина. Весь показ главный герой как будто не среди окружающих его людей, а больше в себе. Это его состояние полубезумия выражается его глазами, которые окрашены черной тушью не случайно, а для выделения и акцентирования на них внимания зрителя.
Через всю картину мы видим как Германн словно движется между двумя пространствами: пространством реальности и, сначала, пространством его мыслей, затем воображения и, наконец, пространством видений, галлюцинаций. Завершается все это его погружением в реку безумия.
Такое изображение параллельных пространств — мира реального и воображаемого мы видим не только у Германна, но и у графини, в ее воспоминаниях.
Всюду можно видеть параллельные миры — уходящая прислуга как будто в стену, а затем воспоминания графини о своей молодости. А в этих воспоминаниях страсти, нежности, игривости, вдруг появляется темный коридор с белым окном в конце и идущий по нему человек. Как будто попадаешь в какие-то тайные, тихие, темные уголки памяти. Коридор — как проход в глубь времени, в глубину сознания.
Фильм показывает не только тяжелые, катастрофические последствия для человека, к которым приводит жажда наживы, легких денег, но и скоротечность и неумолимость хода времени. Что выражено в самой пугающей и мощной по воздействию сцене появления Германна в комнате графини. Когда резко сменяется два мира. И мы попадаем из светлой комнаты с молодой девушкой в темную комнату с темным силуэтом Германна, жуткой старухой и тикающими на стене часами.
Во всем этом что-то демоническое, врубелевское, темное, страшное.
В фильме есть и социальная тема, когда мы видим толпу нищих у входа в дом графини. Кто-то ищет, как сказал Германн, лишних денег, а кому-то не на что существовать.
Интересны моменты с картинами на стенах. Везде видны рамки с силуэтами, в конце концов и галлюцинации Германна возникали на месте такого силуэта. Примечательно, что в комнате Германна тоже висит две рамки, в которых просто белый фон, ничего не изображено. А показаны они на стене, где рядом такие же белые квадраты окон — окон на улицу. Может эти пустые картины показывают пустоту Германна, как человека, но мне кажется — это скорее окно в мир грез, не зря эти картины возникают на месте видений Германна о том, как он выигрывает.
Последние сцены с паутиной отлично выражают состояние главного героя в момент начала его безумия. Он попался в ловушку, которую сам же соорудил.
8 из 10
25 февраля 2017
Экранизация «Пиковой дамы» режиссера Якова Протазанова вышла на экраны в 1916 году и представляет собой немую черно-белую киноленту, в которой ярко и точно переданы мистицизм и сарказм, присущие повести Пушкина.
Преобладание крупных планов героев, на которых читается гиперболизация эмоций, может отталкивать зрителя, казаться ему излишне театральной и фальшивой. Но здесь не стоит забывать о возможностях дореволюционного кинопроизводства, а также о первоначальной связи кино с театром. Из достоинств можно смело выделить интересные ракурсы и приемы операторской работы, которые были в новинку для того времени. Особое впечатление производит сцена безумия Германна, где фактурная внешность актера Ивана Мозжухина на фоне метафоричных декораций передает параноидальность происходящего.
Рекомендую к просмотру тем, кому интересна история нашего кинематографа, с чего она начиналась; тем, кому любопытны дореволюционные фильмы; тем, кто любит мистические веяния в кино.
21 августа 2015
Экранизация удивительно аккуратно следует букве и духу пушкинского текста (пришлось перечитать повесть, чтоб оценить — к стыду своему, я в большей степени помнил оперу, хоть никогда её и не смотрел). Герман в сущности, полубезумен с самого начала — это, пожалуй, единственное значимое отличие от повести. Если у Пушкина он просто предельно фрустрированный социопат (да-да, в нестрогом смысле — я понимаю, что это психиатрический оксюморон), и его одержимость игрой связана только с крайней алчностью, то у Протазанова он явно одержим связанной с картами болезненной манией, которую лишь до поры может сдерживать рациональными доводами. Он постоянно как бы не здесь, вперяется взглядом в пустоту, на других же персонажей не смотрит, находится как-то в стороне от них и даже в кадре неизменно оказывается с краю, никогда почти не попадая в центр композиции. В немом фильме, конечно, эта сюжетная линия должна была неизбежно оказаться урезанной, однако, думается, неслучайно, что Герман почти и не соблазняет Лизу — он лишь приходит и приходит к дому старухи, будто околдованный. Интересен и контраст почти бытовых манер призрака графини и романтической мрачности Германа.
Говоря о графине, надо отметить особо и сцены-флэшбэки (насколько я понимаю, введённое Протазановым новшество), относящиеся к анекдоту о трёх картах. Пушкин даёт тут мало материала, однако в фильме сцена вышла яркой, а образ юной графини — довольно развязной и одновременно нарочито жеманной девушки, — интересным и запоминающимся. Вообще эти сцены, несколько условные, напоминающие пантомиму в большей степени, чем вообще напоминает её всякий немой фильм, интересно решены.
Иван Мозжухин играет Германа точно по тексту — «профиль Наполеона, а душа Мефистофеля»; напряжённое, окаменевшее лицо с сумрачным (что подчёркивается глубокими тёмными тенями вокруг глаз) взглядом оживляется только в финале, когда исступлённая одержимость уступает место буйному уже помешательству.
«Пиковая дама» — прекрасная экранизация и талантливо поставленный фильм с замечательными актёрами.
22 марта 2014
Молодой офицер Герман, услышав однажды вечером, во время карточной игры, от своего знакомого историю о том, что его бабка — графиня, в молодости получила от известного авантюриста Сен — Жермена секрет трех карт, выигрывающих кряду. С этого дня ум молодого человека затуманила идея легкой наживы и несметного богатства, которое он мог бы получить, раздобудь он этот самый секрет «трех карт». И вот, он разузнал, что у старухи — графине есть молоденькая барышня — ее воспитанница Лиза. Он решил втереться к ней в доверие, прикинувшись влюбленным. И все это только ради того, что бы проникнуть в дом и выведать у старухи ее секрет…
«А в ненастные дни собирались они часто, гнули -Бог их прости, от пятидесяти на сто, и выигрывали, и отписывали мелом. Так в ненастные дни, занимались они делом».
А. С. Пушкин.
Я много лестного слышал и читал про «дореволюционную» постановку Якова Протазанова, по мотивам известной повести русского классика. Что и говорить, о том, что я очень желал ознакомиться с этой картиной. Так как фильм и в правду очень старый (снят он был аж в 1916-ом году),нет не чего удивительного в том, что его нет на DVD, и том, что его практически не крутят по ТВ.
Но весной прошлого года мне повезло, «Пиковую Даму» Протазанова показали по каналу «Культура». И конечно же, я воспользовался столь благоприятным случаем, и с интересом посмотрел эту легендарную, немую нетленку.
Да, фильм очень устарел. К тому же в отвратительном качестве (ведать больше нечего поделать нельзя), пленка трещит, рябит и вся в каких то пятнах. Но так как хронометраж у ленты не велик (всего, что — то около часа), я без особых мучений досмотрел ее до конца. И должен признать фильм меня разочаровал. Разумеется дело не в его плохом качестве (то есть не фильма как такого-го, а сохранившейся пленке), и даже не в продолжительности (ее для подобного не затейливого сюжета хватает с лихвой). Не знаю в чем уж дело, но я ожидал гораздо большего. Возможно все от того, что самым первым фильмом от авторства этого постановщика, с которым я ознакомился был шедевральный «Отец Сергий»? То действительно великая русская — немая картина, с множеством потрясающих и застревающих в памяти кадров, и увлекательным повествованием. В отличии от его «Пиковой Дамы».
Действие несколько скомкано, и слишком мало времени уделено ухаживанием Германа за Лизой, их переписки и тайным отношениям. А в повести Пушкина это целая глава!Поэтому абсолютно не вызывает не каких эмоций ночной приход «убийцы» в спальню Лизы, и его (в некотором роде) покаяние. А это важный момент в книге. А тут он испорчен этой скомканностью. И зачем то показывается молодость старухи — графини. А этого вообще нет у Пушкина. Это проговаривается в монологе Томского, в паре реплик. А у Протазанова занимает долгие и нудные минуты. Тем более в нынешнем, плачевном состоянии картины, это и вовсе смотреть неинтересно. А фантазии Германа о «трех магических картах», мучившие его разум все время развития сюжета, появляются лишь в финале, когда Герман оказывается в психиатрической лечебнице…
Наверное все это жалкие придирки, к тому же, фильму уже почти — 100 лет (!),и нужно делать в таких случаях скидку на «почтенный возраст»,и не судить очень строго. Да, пожалуй. Но все же, фильм меня разочаровал. Не могу, правда сказать, что он мне совсем не понравился. Там есть любопытные находки. Как чисто актерские (страстная игра и передача эмоций одними глазами, без лишний «театральности»),так и режиссерские (касается работы с освещением и постановкой камеры). Можно конечно подумать, что технические новшества это заслуга съемочной группы. Отчасти так. Но они не когда бы не были бы осуществлены без разрешения режиссера-безусловно самого главного человека на площадке (после продюсера, разумеется). Тем более тогда, когда кинематограф только вылез из пеленок, и начинал различные эксперименты. Многие из которых придумали как раз режиссеры…
Если откровенно, то лично я (ознакомившись с творчеством «немого» постановщика), считаю Якова Протазанова, режиссером довольно средних способностей. На ряду с одним шедевром, и парочкой вполне удачных картин (одной из которых является и наша «Пиковая Дама»), он наснимал очень много, если не сказать обидного слова -халтуры, то уж точно- совершенно проходных кинокартин, о которых уже забыли бы не выйди они в свое время из — под его «пера»…
А вот актеры сыгравшие в картине меня порадовали. Это одна из тех причин, по каким я буду этот фильм пересматривать в будущем. Если Мозжухин мне был знаком и до роли в этой картине (к слову — впервые я лицезрел его в «Отце Сергии», все того же Протазанова),а его Герман и впрямь получился каким — то… книжным, что ли, как у Пушкина. В военном мундире, в пальто и треуголке, с одержимым взглядом — вообщем таким я и видел главного героя, когда читал повесть. То, остальные актеры мне были не известны. Неплохо сыграла Вера Орлова (но ее роль испортили скомканным «любовным романом в письмах»,и не дали раскрыться, блеснуть на экране, об этом я уже писал), а вот старая актриса игравшая графиню — Елизавета Шебуева, так же как и Иван Мозжухин, смогла создать не забываемый образ именно книжной, ворчливой и неприятной старухи, с отталкивающей внешностью. Особенно зловеще она выглядела в «покойницком» гриме, когда привидением навещала сонного и пьяного Германа в его каморке. Получилась эта сцена, даже немного жуткой. Ну, а остальные сыграли тоже на высоком уровне, хотя не чего сверх — естественного своей игрой и не показали. Впрочем, кроме этих троих-все остальные только фон…
Как итог — «Пиковая Дама» Якова Пратозанова, сильно перехваленная «немая» картина, интересная в первую очередь хорошими актерскими работами, и некоторыми кинематографическими «фишками», которые, впрочем сегодня уже не так важны как 100 лет назад, и представляют интерес только специалистам — киноведам. А всем тем, кто не смотрел не одну картину этого постановщика и желал бы ознакомится с его творчеством, я бы рекомендовал не слабенькую «Пиковую Даму», а его подлинный шедевр, экранизацию повести Толстого -» Отца Сергия»…
7 из 10
P.S. Хочу от себя, и уверен, многих подлинных киноманов, поблагодарить телеканал «Культура»,за то, что он не смотря не на что продолжает показывать эти «старые- при старые» легенды Великого Немого…
12 февраля 2013
Фильм Пиковая дама был снят в 1916 году известным ранним режиссером Яковом Протазановым. Этак картина была снята в первое десятилетие его творчества. Ранее мне уже приходилось сталкиваться с немым кино, и вот в который раз я убедилась в том, что фильм не содержащий ни единого слова может рассказать очень много.
Фильм является второй экранизацией одноименного произведения Пушкина. И надо сказать, нисколько не уступает книжному слову. Мне кажется это один из первых серьезных толчков в российском кинематографе.
С первых кадров зритель понимает, что главный герой картины — Герман, достаточно немногословный, может быть даже замкнутый в себе. Эту роль исполняет Иван Мозжухин, на счету которого к 1916 году был уже не один фильм. Он застенчиво курит трубку и даже не подходит к своим товарищам, которые тем временем играют в карты. Хозяин дома, Нарумов, начинается рассказывать историю о том, как его бабушка-графиня отчаянно обыграла всех в игру, благодаря тому, что знала тайные три карты. Герман становится одержим идеей узнать, что же это за чудо такое. В следующих кадрах зритель видит общение Германа с племянницей графини Лизой, роль которой исполняет Вера Орлова. Надо сказать, она очень выразительно преподнесла свою игру. Она этакая недотрога, милая девушка, которая на самом деле тайно переписывается с мужчиной и ждет с ним встречи. Но Германа интересует совсем не Лиза, ему нужна старуха-графиня, со своим несущим успех секретом. В моей памяти очень запечатлились кадры, в которых мы видим графиню молодой. Она очень грациозная, важная, уважаемая. С этой ролью прекрасно справилась Татьяна Дуван, для которой съемки в «Пиковой даме» были дебютными.
Отдельного внимания заслуживает графиня в старости, ведь именно эта женщина становится символом фильма. Ее сыграла Елизавета Шебуева. Она уже не та, которая была в молодости: кокетливая, дружелюбная. Теперь она стала требовательной, ворчливой. В пример можно привести сцену, в которой она ну никак не хотела открывать секрет Герману.
Очень интересным мне показался тот момент, что зритель видит сразу два времени. В современном кино это не является новинкой, а вот для кинотворчества начала ХХ века это существенный прорыв. Что же касается самих съемок, новизну внес оператор Евгений Славинский, который впервые придумал подвижные съемки. Отдельное слово музыке. В этом фильме она прекрасна. В некоторых моментах она настолько мелодична, что даже отвлекаешься от нагрузок сюжета.
Фильм смотреть стоит, развиваться еще никому не было вредным!
7 из 10
8 декабря 2011
Фильм Якова Протазанова вышел на экраны в 1916 году. Сюжет фильма основывается на одноименном произведении А. С. Пушкина и особых изменений, по сравнению с повестью, не притерпел. Поэтому, останавливаться на сюжетных перипетиях, честно говоря, не хочется — здесь все предельно ясно.
Для себя из фильма стоит почерпнуть характерную особенность кинематографа того времени — это, безусловно, театрализованность, то есть характерные движения, мимика, выделяющийся грим. Экспрессия, присущая главным героям, в данном случае крайне необходима, ведь фильм «немой», а передавать свои внутренние переживания актерам необходимо.
Стоит отметить работу театрального актера Ивана Мозжухина, сыгравшего в фильме главную роль. Роль эта, надо сказать, достаточно непростая, потому что Германн, как мне кажется, герой все-таки отрицательный. Он преследует свою корыстную цель и переживания девушки, влюбленной в него ему не важны. В конце картины он сходит с ума — что добавляет роли трагизма. Так или иначе, считаю что Мозжухин выглядит фильме убедительно и органично.
В фильме так же был применен ряд новых приемов съемки, один из них — это съемка движущейся камерой (эпизод, когда Германн идет по дому графини). Это говорит о том, что уже в то время создатели задумывались, как о структуре кадра, так и о том, чтобы действие внутри него не было статичным.
Конечно, сейчас, по прошествии лет, картина Протазанова может казаться местами комичной и даже странной, но это объяснимо, ведь кинематограф за это время сильно изменился, шагнув вперед. Сейчас на экранах демонстрируется совсем другое кино. Но своим существованием оно во многом обязано людям, создававшим киноиндустрию в начале двадцатого века. Поэтому стоит отдать должное создателям и актерам фильма «Пиковая дама».
5 декабря 2010
«Пиковая дама» Якова Протозанова, вторая по счету экранизация одноименной повести Пушкина, считается одним из шедевров российского раннего кинематографа. Если первая экранизация в 1910 году Петра Чардынина считается экранизацией не самой повести, а балета имена Чайковского «Пиковая дама». Протозанов же глубоко проник в философию Пушкина и гениальностью поставил одну из самых мистических литературных произведений.
Фильм смотреть очень интересно. Если раньше я никогда не смотрела произведения раннего кинематографа, то в этот раз «Пиковую даму» посмотреть мне пришлось. И я ничуть не жалею. В фильме очень интересный сюжет, хороший монтаж. Да и вообще для понимания развития кинематографа в целом такое кино смотреть просто необходимо.
Немного конечно смущает чересчур театрализированная манера игры актеров — выпученные глаза, заломленные руки, какие-то безумные жесты. Такое ощущение складывается — что это снятая на камеру театральная постановка. А с другой стороны, понимаешь, что игра актеров несет в себе нечто более глубокое — какой-то психологический аспект, что ли. Актеры видимо глубоко прочувствовали своих героев, до самого нутра. И не смотря ни на что, ты им веришь. Веришь в муки Германа, все пытающегося разгадать загадку трех карт, верх старухе в его воспоминания о кокетливой молодости.
Фильм, если можно так выразиться, «цепляет». Не оставляет некоего неприятно послевкусия, а наоборот, вызывают массу положительных эмоций. Снят фильм, по моему мнению, для своего времени просто великолепно — двойная экспозиция, чередования крупных планов, отличное освещение. То есть манера снимать у Протозанова была не обычной, а именно авторской, какой-то экспрессионистской что — ли. Протозанов внес огромный вклад в развитие российского кинематографа, и «Пиковая дама» является одним из его величайших вкладов. И с этим никак не поспоришь.
Молодой человек, Герман, с первых же кадров картины предстает перед нами как некий романтический герой, из серии «весь в себе». Он задумчиво курит трубку и стоит в стороне от играющих в карте товарищей. Но вот, из уст одного из парней, он слышит историю о бабушке оного. И слышит историю трех карт. Глаза Германа загораются. И с того момента он одержим одной лишь идеей завладеть этой тайной.
Следующие моменты фильма посвящены в основном томному переглядыванию Германа и племянницы графини. Герман на заснеженной улицы в своем длинном черном пальто, характерный взгляд его. Он смотрит на девушку, но мысли его устремлены в покои графини. Особенно радуют ярко подведенные глаза Ивана Мозжухина. Не могла не отметить.
Сцены графини в молодости безумно интересны. Так и хочется узнать побольше о её молодости, о её парижской жизни, о его любовнике и непутевом муже. Зритель как бы полностью погружается в атмосферу того времени. Постаревшая же графиня внушает какую-то не приязнь — глаза на выкате, чрезмерный пафос, излишняя требовательность к окружающим её людям. А с какой старческой злостью не хотела он открывать секрет Герману.
Конечно, Германа осуждаешь за чрезмерное давление оказанное им на графиню. Но смерть графини, сочувствие к ней самой не вызывает. Скорее эта смерть вызывает сочувствие к Герману, который оказался один на один со своею тайной и своими страхами. Из игры Мозжухина была ясно, что Герман испугался своего секрета — с какой напряженностью он предаётся игре в карты, с каким страхом, читающимся в его глазах, он заглядывает в имеющиеся на руках карты.
И Герман сходит с ума. Как-то все это естественно и само собой разумеющееся. Глубокая актерская игра и красивая съемка делают этот фильм драгоценным наследием российского кинематографа ранних лет.
17 мая 2010
Конечно, с 1916-го, когда Я. Протазанов снял «Пиковую Даму», в кинематографе многое изменилось и, соответственно, требования зрителя к нему возросли, поэтому нельзя сказать, что смотреть данную картину очень увлекательно. Особенно, если знаком еще и пушкинский сюжет этой истории.
Однако, этот фильм выделяется среди прочих фильмов своего времени.
Из старых традиций осталась в основном статичная камера, театральный грим с очень темными глазами и светлой верхней частью носа, в основном средние планы актеров, а также представление актеров отдельным кадром до их появления в действии.
Из нового — интересный монтаж отрывков, когда кадр не просто сменяется новым кадром, а старый кадр как-будто растворяется в новом. Также был использован и прием разреза кадра на 2 половины — в одной герой мечтает, а в другой — то, о чем он мечтает. Сырость и новизна этого приема заметна в том, что кадры не ровно склеены друг с другом, а между ними темная, достаточно толстая, полоса — звуковая дорожка. Она, конечно, была не нужна тогда мечтающему актеру, т. к. кино было немым.
В фильме снимались знаменитый уже тогда Иван Мозжухин (Герман), сменивший амплуа театрального актера на актера кино и молодая актриса МХТ Вера Орлова (воспитанница графини Анны Федотовны).
Так что если есть желание познакомиться с первыми шагами российского кинематографа, Пиковая Дама может многое поведать…
12 сентября 2009
Экранизация произведения А. С. Пушкина «Пиковая дама» 1916 г. — один из самых первых немых российских фильмов. Сценарий писал сам Яков Протазанов, который и был режиссером фильма.
В основе фильма лежит история Германа, никогда не садившегося за игровой стол. Одним из вечеров он услышал историю одного из офицеров про свою престарелую бабушку, которая знала секрет трех карт, выигрывающих кряду. Герман загорается идеей узнать этот секрет. Он знакомится и влюбляет в себя воспитанницу графини, которая дает ему ключ от дома.
Однако графиня не только не рассказывает секрет, но и умирает. Ночью к Герману приходит призрак графини, и она называет ему три карты — тройка, семерка, туз.
Герман выигрывает два раза, но в третий раз, поставив все свое состояние на кон, он проигрывает, вытягивая не туза, а пиковую даму. Он сходит с ума, в палате к нему являются призраки графини и этих карт. Финита.
В фильме того времени уже присутствовали так называемые спецэффекты. К примеру, призрак старухи, явившейся Герману в ночь после убийства. Ну, или когда на карте появляется профиль усмехающейся старухи. «Пиковая дама» — немое кино, с соответствующими субтитрами, ярко выраженными накрашенными глазами (у главных героев). Т. к. кино было немым, эмоции передавались с помощью мимики. Конечно, для современного зрителя это непривычно и необычно. Многие движения сейчас кажутся смешными и неуместными.
23 апреля 2009