Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Тайна дома № 5 |
год: | 1912 |
страна: |
Российская империя
|
режиссер: | Кай Ганзен |
видеооператоры: | Александр Левицкий, Жозеф-Луи Мундвилер |
художник: | Чеслав Сабинский |
жанры: | ужасы, драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
![]() |
1 декабря 1912 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
не указано |
Не думал, что в ближайшем будущем увижу этот фильм, но недавно он появился в общественном доступе и я его естественно посмотрел (за что спасибо тем, кто поделился данным раритетом). Дело в том, что я являюсь любителем фильма «Васса Железнова» 1953-го года выпуска, преимущественно из-за Веры Пашенной, которая замечательно там сыграла. Да и сам фильм («Васса» 53) считаю сделанным в духе голливудских «интерьерных мелодрам» (как я их называю) с надрывом и истериками. Я такое очень ценю. «Васса» 53 мог бы стать неиссякаемым источником вдохновения для драг-квинов, например. «Чем можно тронуть дикий ваш разум? Звериное сердце?». «ОПЯТЬ звериное??!»(ц). Интересная работа, как ни крути.
В фильме «Тайна дома номер 5» (1912) московского филиала «Братьев Пате» Вера сыграла одну из первых своих ролей в кино. При просмотре чувствуется театральная школа актрисы: Вера очень подвижна, активно артикулирует, пытаясь голосом взаимодействовать с партнерами по кадру. Это серьезное испытание для театрального актера: быть лишенным голоса. Особенно в случае с Верой, которая покоряла зрителя не в последнюю очередь именно благодаря голосу. Но исходя из увиденного можно заключить, что кинематограф молодой Вере скорее поддался, чем нет, т. к. у нее получилось создать цельный образ. И это видно даже невзирая на то, что копия неполная (отсутствует финал), а надписи не сохранились. В фильме ощущается влияние датских картин с участием Асты Нильсен, которое (влияние) в то время было повсеместным. «Тайну дома» часто относят к жанру хоррор, указывая на наличие в нем неких вампиров. Не знаю, что именно имел в виду автор Джон Мелтон в своей «Энциклопедии вампиров», когда упоминал об этой картине, но вполне возможно, что он имел в виду женщину-вамп, роковую женщину.
Образ не вполне типичный для советского кино по понятным (идеологическим и цензурным) причинам, но вполне приемлемый для раннего российского кино. В качестве своеобразного американского аналога можно, например, вспомнить вышедший в 1915 году «Жил-был дурак», в котором играла Теда Бара. Кроме того, в «Тайне дома» присутствуют зачатки экспрессионизма. Чуть позднее это доведет до ума Евгений Бауэр в «После смерти» и «Умирающем лебеде». Перед просмотром лучше ознакомиться с синопсисом, ибо (как я уже упоминал ранее) в фильме нет надписей. Сюжет сводится к мести любовнику со стороны ревнивой куртизанки Эльзы. Последствием этой самой мести становится смерть любовника, но ее мы не видим из-за неполноты(?) финала.
У фильма нет музыкальной дорожки. Лично я смотрел с двумя треками — «Танцем смерти» Сен-Санса и «Ночью на Лысой горе» Мусоргского. Легло на видеоряд замечательно, как по мне.
7,5 из 10
24 ноября 2023