| Рейтинг сериала | |
Кинопоиск
|
7.5 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Этерна |
| год: | 2025 |
| страна: |
Россия
|
| режиссер: | Сергей Трофимов |
| сценаристы: | Сергей Калужанов, Сергей Козин, Евгений Баранов, Вера Камша |
| продюсеры: | Ольга Филипук, Евгений Баранов, Никита Сугаков, Сергей Касатов, Евгений Стржалковский, Михаил Китаев, Сергей Трофимов, Дарья Капля, Надежда Жукова, Валерия Сидоренко, Виктория Тадтаева, Анна Янсоне |
| видеооператор: | Павел Гусев |
| композиторы: | Роман Селиверстов, Наталья Некрасова, Юрий Потеенко |
| художники: | Вячеслав Кишкун, Наталья Белоусова, Александр Арефьев |
| монтаж: | Азамат Ерматов, Анвар Негматов |
| жанры: | фэнтези, приключения |
|
Поделиться
|
|
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
16+ |
Годный качественный сериал. Достоинства многочисленны, крупны и радуют, недостатки - тоже многочисленны, но мелки и не критичны. Надеюсь на второй сезон, охотно буду смотреть и его!
Что хорошо.
Актёры вполне хороши, а Чурсин в роли Алвы совершенно прекрасен, попадание в образ отличное.
Матчасть хорошая, видно, что реконструкторы приложили руку. Костюмы - как минимум, мужские хороши.
Приличная операторская работа, нормальная графика. Техническая реализация спецэффектов вполне себе достойная.
Сюжет по сравнению с книгами упростили, но это сократило количество логических нестыковок.
Фехтование по большей части и хорошо смотрится, и вписано в общий сюжет.
Создатели сериала явно изучали реакцию и комментарии фанатов на книги, пилот и трейлеры, и использовали часть находок и идей.
Что плохо.
Вступление - на мой взгляд, переборщили со спецэффектами, получилось несколько безвкусно. 'Битвы при Ренквахе' очень мало, формат 'пришёл лесник и всех прогнал' не смотрится, ну и герцог Окделл, глава мятежа, приехавший _без собственного отряда_, - ну не бывает так. Сцена дуэли Окделла и Алвы - уже все всё высказали, она пусть и поставлена с отсылками к старинным учебникам фехтования, но все равно смотрится несколько странно.
Ну и темп повествования не очень комфортный, слишком быстрый и ломаный, но это я уже придираюсь.
Что не хорошо и не плохо. Сериал отличается и от книг, и от 'пилота'. Сравнивать с ними его можно и нужно, но считать его хуже или лучше _только_ за отличие не выглядит справедливо.
Многие, насколько вижу, сравнивают 'Этерну' с 'Игрой Престолов' и отмечают, что первая до второй не дотягивает. Ну право слово: первые сезоны ИП задали весьма высокий стандарт, ожидать, что Этерна его сходу превзойдет, странно. Достаточно того, что создатели явно к этому стандарту тянулись - и небезуспешно.
25 сентября 2025
Проектом я заинтересовалась ещё с пилотного фильма 2022. При ряде недостатков, он привлек внимание атмосферой, харизматичными персонажами и качеством 'матчасти': костюмы, оружие, предметы интерьера и бытовые детали сделаны абы не с большей достоверностью, чем во многих современных исторических фильмах. Посему, сериал я очень ждала в надежде, что недостатки будут исправлены, а достоинства подчёркнуты, и не была разочарована - он мне понравился. От пилотного фильма сериал отличается достаточно сильно, но пилот и сериал, на мой взгляд - это разные грани 'хорошо', при том, что недостатки пилота, на которые обращали внимание многие зрители, честно старались исправить. Отличия от книг сюжет сериала тоже имеет, но, на мой взгляд, это как раз к лучшему. Существенные недостатки у 'Этерны' тоже есть, но обо всём по порядку.
Итак, плюсы.
- Погружение в лор. После выхода пилота многие отмечали, что порог вхождения в мир для зрителя очень высок, единовременно подано много информации, и ничего не понятно. На этот раз, создатели сериала, насколько это было возможно, старались 'разжевать' лор, подавая его более-менее постепенно, и максимально понятно показать основных персонажей и причинно-следственные связи их взаимоотношений. Учитывая сложность описанного в книгах мира, не уверена, что можно было бы сделать лучше.
- Эстетика и картинка. Мир 'Этерны' очень красив. Красивы персонажи, локации, костюмы, интерьер. Картинка яркая, сочная, богатая красками. И это, как мне кажется, правильно, поскольку другой, фэнтезийный мир всегда должен отличаться от реального, обращать на себя внимание и манить. В 'Этерне' это есть.
- Внимание к деталям. Как уже писала, в пилоте много внимания уделялось достоверности мира и соответствию его эпохе, которая послужила источником вдохновения - Европе конца 16 - начала 17 века. Сериал также держит марку по матчасти, хотя в некоторых случаях фэнтези побеждает. Впрочем, фэнтезийные элементы мира тоже радуют своей проработкой: светильники, работающие от загадочных кристаллов, которые, судя по всему - дорогое удовольствие и имеются только в зажиточных домах да богатых кварталах; виды локаций, разглядывая которые тоже можно знакомиться с миром. Жаль только, что акцент на эти вещи не сделан, и их может заметить только внимательный зритель, да и то не с первого раза.
- Рокэ Алва в исполнении Юрия Чурсина. Этого персонажа стоит выделить отдельно, хотя и другие герои понравились абы не больше книжных. Несколько жаль, что Алве в сериале уделено не так уж много внимания, зато он существенно утратил книжную сьюшность, став, при этом, более человечным.
- Актёры. Многие смыслы считываются исключительно благодаря актёрской игре. А она здесь на уровне. Среди маститых актёров хочется выделить Юрия Чурсина (Рокэ Алва) и Евгения Стычкина (Енниоль), среди молодых - очень понравились Иван Трушин (Ричард Окдел), Алексей Лукин (Эстебан Колиньяр) и Антон Рогачёв (Альдо Ракан).
-Логика того, как адаптирован сюжет. Дело в том, что книжный цикл пишется уже около 20 лет и до сих пор не закончен. За это время автор несколько раз меняла концепцию развития сюжета, что влекло за собой подчас странное изменение линий развития персонажей, их характеров, а также замену одних смыслов другими и появление новых. В этом плане, сценарий сериала радует своей лаконичностью: да, сюжет и характеры персонажей несколько изменены и упрощены, но сценаристы стараются подать сюжетные повороты и причинно-следственные связи максимально логично и однозначно. Что, опять же, работает на лучшее понимание вселенной.
Теперь о минусах.
Основной и существенный минус, из которого проистекают все остальные - хронометраж. 6 серий по 35-40 минут чистого времени без титров для объемного и визуально богатого фэнтези с кучей персонажей и несколькими сюжетными линиями - это очень мало.
Отсюда вытекает:
- Клиповость и обрывочность повествования. Только начинаешь погружаться в сцену, она тут же меняется на другую, причем смена выглядит достаточно резко. От этого постоянно преследует ощущение незаконченности и того, что какой-то смысл не был раскрыт, что-то осталось за кадром.
- Многие персонажи кажутся недостаточно раскрытыми. Т. е. персонаж представлен и основные вводные даны, но понять его мотивацию и цели достаточно сложно. Только смотреть на игру и строить теории. И дело тут, думаю, не столько в сценарии, сколько в монтаже при попытке втиснуться в хрон. Просто недостаточно экранного времени.
- Очень быстрый темп порождает ощущение спешки и того, что сериал вот-вот сведется только к представлению сюжета. Так и хочется сказать: 'Ребята, вы создали красивый фэнтези-мир, дайте им полюбоваться, погрузиться, не гоните так'. Причём то, как спешка и сумбур сменяются отличными, вызывающими восторг сценами, снова наводит на мысли о монтаже и хроне. Вообще, создаётся впечатление, что вырезали очень много, в том числе, материала, создающего фон и дающего дополнительные, но важные пояснения сюжета. И сериалу, в связи с этим, нужна, даже необходима, расширенная версия, которая позволила бы представить мир и историю более полно, структурировано и спокойно. И дала бы возможность 'позалипать' на нюансы тем, кто их видит и любит.
Однако эти недостатки лично я критическими не считаю, ибо они вполне компенсируются описанными выше достоинствами. И сериал, с его эстетикой, искрой и драйвом всецело рекомендую к просмотру!
К тому же. Чтобы у нас появлялись проекты уровня 'Игры престолов' и подобных ему, нужен не только бюджет, но и увлеченные люди, которые будут делать, пробовать и учиться. У 'Этерны' есть потенциал и есть увлеченная, упорная команда. Возможно, при подготовке второго сезона недостатки учтут, а достоинства подчеркнут. И пусть этот самый второй сезон у 'Этерны' будет!
8 из 10
24 сентября 2025
Я вообще-то из тех счастливых людей, которые книг В. Камши во время оно не читали, и потому им, то есть нам, сейчас не видны расхождения экранизации с сюжетом, характерами и мотивами оригинала. Нам не больно, как литературным фанатам))
В юности как-то не зашла мне вся эта стилизация под европейский «шпагомаг», когда по ТВ шла «Графиня де Монсоро», в доме были Дюма и Дрюон, а в голове глыбились Вальтер Скотт и Шекспир. При любом очевидном сходстве декораций или имён меня тут же ассоциативно сносило в околоисторическую классику, с которой, даже приправленная магической таинственностью, псевдоистория конкурировать не смогла. Да и по языку, которым она рассказывалась, как мне казалось, проигрывала — словно боялась выйти за рамки развлекательного канона.
И вот тут — удача! Киноязык, визуальный язык вместо словесного, старания актёров, монтаж и костюмерный цех позволили мне досмотреть вторую попытку экранизации до конца (первая не понравилась тем же: вот честно, лучше б сценаристам диалогов плоских не писать, пусть актёры, как в прошлом веке, глазами и пластикой тела играют, — так и талант ярче проявится, и урона авторскому тексту меньше).
Как отдельное произведение сериал… Ну, нормальный. И я с удовольствием посмотрела бы документалку о нём, раза в два длиннее самого сериала: с подробными разборами поединков (очень понравилась пара видео Максима Юна), костюмов и работы над ролью, трюком и конкретной сценой. Мне кажется, там будет больше индивидуального и живого, вызывающего уважение к съёмочному процессу, побуждающего зрителей глубже вчитываться в текст книги, вникать в эпоху и её культурные коды, трансформировавшиеся, но ещё хорошо узнаваемые в этом вымышленном мире. Серьёзно.
Что касается перспектив… В головах наших киноделов и зрителей (а также читателей и издателей) прочно сидит мысль, что всё, что на экране, должно быть узнаваемо. Чтоб — формально «как у них»… Вторичность как эталон, как гарантия качества, одобрения (публикой и своим цехом) и залог киносборов. Героиня, вышивающая в момент поединка героя — она палец, конечно, уколет, и кровь непременно запятнает белизну ткани… Красивая, символичная сцена… Избитая, просчитанная, а потому — непременно должна попасть в сценарий. И т.д. И т.п. Да, я в курсе, что нот только семь. И люблю пасхалки, отсылки и оммажи. Но идеологической, фетишизированной вторичности не люблю. Ни в книгах, ни в кино. И в то, что «тьма приведёт к свету» — не очень верю: после Гёте и Булгакова не то что правым, а просто быть убедительным в этом вопросе даже сильному художнику трудно.
Посмотрим, хватит ли дыхания вытянуть второй сезон, или сколько их там запланировано. И вовремя остановиться. Оставив романтическое послевкусие у всех, кто проживает эту историю, отдавая ей искренность своего сердца.
22 сентября 2025
Не повторяйте моих ошибок, не читайте цикл романов до просмотра - или не смотрите сериал после прочтения.
Всё очень плохо.
Кто вообще разрешил в титрах написать 'по циклу романов'? Это 'по мотивам романов', да и то с натягом. Такое ощущение, что сценаристы просто взяли первые две или три книги цикла, бросили в блендер, а потом из этих обрезков обратно сложили в сценарий, и получился какой-то мелькающий калейдоскоп сцен и эпизодов. Периодически я задавалась вопросом 'что это было, а главное зачем?'. Причем, этот вопрос повторялся бы, даже если бы я не читала книг, причем ещё и чаще.
Ситуацию не спасает даже неплохой каст на отдельных персонажей и симпатичные декорации и реквизит. Полностью испортили гоганов - от совершенно неподходящего на роль старейшины Стычкина до абсолютно потерянной витиеватости речи. Зачем-то выдвинули второстепенных персонажей вроде Германа, и урезали линии главных. Персонажи едва раскрыты. Мир едва раскрыт. Если зритель не читал книгу, он едва справится с пониманием происходящего. Если зритель знаком с первоисточником, то он расшибет себе лицо фейспалмом от того, как сильно переврали книги.
Казалось бы, формат сериала - идеальный способ рассказывать такие объемные истории, но тут и с этим не справились.
А ещё заставка так и просит, чтобы на нее наложили тему из Игры престолов. Это о многом говорит...
19 августа 2025
Прежде всего сказанного - мне понравилось. Но я собираюсь не только хвалить. Да, я включала первую серию с дикой смесью ожидания и скептицизма, но, увидев, что сюжет всё дальше отходит от книг, приняла правила игры, постаралась абстрагироваться и воспринимать сериал как абсолютно отдельное произведение. И такой опыт полного перекраивания сюжета исходника есть и у нас - дилогия 'Дозоры' и книги Лукьяненко, и за бугром - сериал 'Волшебники' и книги Гроссмана.
Уже три года варюсь в книжных кругах, узнав о цикле Камши после пилота, который нежно люблю, пусть он и был не без греха. Радует, что огрехи пилота исправили: картинка теперь выглядит в разы ярче, приятнее и естественнее, даже там, где есть графика. Но всё же есть ощущение пустоты кадров, нет наполненности пространства, пустой особняк Алвы уже стал мемом фандома, всё ещё ощущается нехватка декораций. Диалоги же (в пилоте они были ужасающе театральными и неживыми) на мой взгляд, подтянули и они теперь не режут слух. Но если в пилоте была какая-то размеренность повествования (не берём начальный экскурс в мир голосом за кадром), то в сериале моя основная претензия даже не к некоторому мискасту актёров - в новых реалиях характеров и бэкграунда персонажей актёры более-менее органичны - моя претензия к абсолютно рваному монтажу, крохотным сценам и в целом небольшому хронометражу серий. Полноценная серия была похожа на трейлер с такой скоростью смены сцен. И для фэнтези серия примерно в 35 минут 'чистого' времени - это таки действительно мало. Не требую час, но даже дополнительные 10 минут - уже было бы благостно.
Сюжет. Он теперь отличается от книг, и в этом всё же есть свой плюс - мне, читавшей первую книгу, одновременно было понятно всё происходящее, но и было любопытно наблюдать за изменёнными линиями. Некоторые моменты всё же вызывали недоумение или фейспалм: методика обучения БЛАГОРОДНЫХ отпрысков у Арамоны, топорное отвлечение внимания у Марианны, сцена между Марианной и Ричардом, сцена бритья прекрасна актёрами и диалогом, но почему в каком-то коридоре, где все слуги (хотя бы Хуан), почему именно бритьё, а не, например, завтрак - нагнетение ради нагнетения? Так много вопросов, так мало ответов. Как будто сюжет упростили, но не до конца продумали, как это будет выглядеть целиком. Хотя, разбор карточной игры я читала - понятно, что делал человек 'в теме', но почему бы не быть настолько дотошным и до остальных сцен? Общая канва теперь - спасение мира, квест по поиску Повелителей - ощущение, что это будет центральный лейтмотив всего сериала, но в таком случае, сколько сезонов он на себе вытащит? Три-четыре? Маловато. Не показано много важнейших конфликтов из книг: старой и новой знати, раскола церквей, политических интриг коснулись вскользь.
Актёры-персонажи. Когда стало известно о рекасте - я расстроилась. Но сейчас, увидев результат, могу сказать, что к образам у меня вопросов нет. Иван Трушин - находка для сериала, с изменённым характером персонажа (что пошло на пользу!) - идеальный Ричард! Илья Виногорский - более тёплый и душевный, но всё ещё заумный и себе на уме Спрут. Арно-Зайфрид более взрослый и ответственный, осознанный, но хотя бы одного старшего брата отчаянно не хватает. Может быть, он будет в Варасте? Надеюсь. Катершванцы всё ещё умиляют и завоёвывают сердечки звонкой песней. Лукин-Эстебан - мальчишка, который пытался в интриги наравне с отцом, но не рассчитал сил. Хорош. Хотя их линию с Айрис я не одобряю. Зато линия отца Германа теперь кардинально отличается и за ней интересно следить, он ещё теперь и проводник всего мистического. К Роберу Чинарёва привыкла - опять же с изменениями характера персонажа образ органичен. Альдо Рогачёва также полюбился - за внешней красотой и некоторой наивностью уже проглядывает нутро с гнильцой. Клемент жуткий и харизматичный, но иногда не понятно, что он говорит... быстро и не очень внятно. Спасибо, что Дьегаррон остался Ханжов - благородство и невозмутимость! Добронравов-Эгмонт тоже не плох, поверишь, что такой лидер мог бы сплотить и повести за собой восстание. Неожиданно прекрасен стал Фердинанд, пересмотр его книжного характера пошёл на пользу, но причёска-доширак сомнительна. 'Наше всё' Чурсин в комментариях не нуждается - по канону влюбляет в себя всех: от девочек до бабушек. Из женского состава влюблена в игру королевы Константиновой, и Мирабелла вышла отменно жуткая, а вот к остальным есть вопросики. И если Матильда теперь не блистает из-за сценария, Марианна из куртизанки-баронессы стала шпионкой-баронессой, то Ляпина и Трейстер - вообще мимо меня. Они обе красивые девушки, но как актрисам я им не верю. И я видела их в проектах до этого - впечатление то же. Особенно расстраивает Ляпина: настолько отвратительную наигранность и фальшивость я не видела давно. Только в шестой серии драматические моменты вытащили её игру. Это 'эффект Петрова' из-за большой занятости? Я не знаю.
Не могу обойти сравнение с 'Игрой Престолов', потому что хочу упомянуть титры и музыку. Реверанс в ту сторону слишком очевиден, хотя мелодия сама по себе бодрая, привязчивая. Музыка же на балу резанула уши слишком сильным оттенком современности. Лично предвзятое мнение: для открывающих титров новую музыку было написать необходимо, узнаваемую и яркую, и это получилось, но для титров после серии ту оркестровую версию 'Тень на стене' можно было бы вернуть, она красивая, благородно и фэнтезийно звучит и фанаты оценили бы.
Нельзя не выказать уважение и восхищение костюмерам - Наталья Белоусова волшебница своего дела. Но парики можно было бы найти и получше.
Итог. Невозможно угодить всем, критиковать сериал будут, но важно достойно принять критику, прислушаться и учесть её в дальнейшей работе. Не стоит оправдываться тем, что 'раньше такого у нас не делали', стоит постараться взять всё лучшее, что было не у нас и адаптировать для себя. Потому что потенциал есть. Увлечённость видна, старание тоже. Буду надеяться на продолжение и ждать, что неогранённый алмаз станет-таки бриллиантом.
10 августа 2025
Сразу скажу, что изначально не была знакома с произведениями В.Камши, ознакомиться –пусть и поверхностно - пришлось уже по мере просмотра сериала, чтобы лучше понимать происходящее и разобраться в хитросплетённых взаимоотношениях персонажей.
Первое знакомство с миром Этерны для меня произошло в далеком 2022 когда вышла «Часть первая» (далее буду называть ее пилотом). Пилот не воодушевил, даже как-то не запомнился, за исключением некоторых моментов.
Итак, годы спустя нам представили перезапуск в виде сериала. Каким же получился первый российский фентези-сериал?
Что ж, создатели проделали ощутимую работу над ошибками, что сделало картину более понятной широкой аудитории (но все равно временами не хватало вводных).
Иван Трушин удивительно органичен в роли Ричарда, за ним приятно наблюдать. Чурсин – хорош чертяка! Химия между этими двумя определенно одна из самых «вкусных» вещей в Этерне. Если на экране эти двое – ты не можешь оторвать взгляд, так интересно наблюдать за взаимоотношениями героев.
Признаюсь, что первые 2 серии внимательно приглядывалась к Илье Виногорскому (очень уж паренек похож на Матвея из «Триггера», все глядела он аль не он). Кстати неплохой вариант на случай, если во втором сезоне нам решат-таки показать историю семейства Приддов подробнее и затронут Джаспера.
Даже Ляпина и Лукин (Мэллит и Эстебан) которые не сходят с экранов и порядком приелись, в данном проекте удивительно к месту.
Да и Стычкин был хорош…
Но есть в Этерне и герои, чей кастинг выглядит менее удачным. Тот же Альдо в пилоте был более фактурным, хотя Рогачёву неплохо удалось показать «темную сторону» принца, так что тут нужно дать шанс актеру раскрыть персонажа.
А вот Эпине – это просто нечто. Не хочется даже комментировать, это уже неоднократно сделано другими.
В целом ветка Агариса мне не особо зашла, ей было уделено откровенно много экранного времени, а я ловила себя на мысли: когда же уже покажут Ричарда с Алвэ… Но это уже вкусовщина
Сюжетка отца Германа – прямое воплощение фразы «за что боролись, на то и напоролись».
Главным недостатком сериала я, пожалуй, назову преступно короткий для подобной истории хронометраж. 35 минут для серии это как-то несерьезно! (Да и кто в наше время выпускает по серии в неделю? Мы, зрители, народ избалованный, мы хотим все серии сразу!).
Если первые 3 эпизода были хороши, хотя временами чувствовался недостаток в 10-15 минутах, чтобы лучше разъяснить происходящее, то 5-6 эпизоды буквально загубил недостаток времени. Слишком много всего было решено впихнуть в последние эпизоды, из-за чего они напоминали какой-то винегрет из различных сцен (особенно безумными скачками между сценами грешит финальный 6 эпизод).
Как зритель, считаю, что Этерна только выиграла бы от того, что к каждой серии добавили бы минут по 10-20 (ну кто снимает фентези с 35 минутными эпизодами, тут хорошо бы в час уложиться). А еще лучше было бы сделать хотя бы 8 серий, но, видимо, бюджет был ограничен и теперь имеет то, что имеем.
Что стоило в 1-2 сериях уделить больше внимания обучению унаров и самим мальчишкам? Так мы бы хоть смогли запомнить, чем Савиньяк отличается от Придда.
В 3 эпизоде неплохо бы смотрелась более длительная сцена с дорогой унаров в столицу. Покажите вы второстепенных персонажей, да пустите закадровый разговор, где парни обсуждают, к кому хотят в оруженосцы. Тема друзей Ричарда прямо просится раскрыться, но нам так толком никого и не показали.
Эпизод с игрой в карты: вот прям негодую из-за того, как нелепо он выглядел при изначально неплохих вводных. В оригинале игра отличалась тем, что в качестве ставки выступала сама Марианна, и это было возмутительно для молодых Окделла и Придда – и ярко демонстрировало столичные нравы. Почему этого не показали в сериале – загадка, ведь сделать это было просто элементарно – добавьте вы разговор в зале или включите в сцену того же Придда…
Сцена с Ричардом и Марианной была настолько неправильно подана, что неудивительно, что словила столько хейта…
И в целом прекрасная девушка, исполняющая роль куртизанки (об этом простому зрителю кстати даже не намекнули), в мир «пера и шпаги» как-то не вписывается, и танцы выглядят странно, учитывая общую картинку.
Про 5-6 эпизоды уже упоминала выше. Они выглядят так, словно из 4 серий нам быстренько на коленке слепили 2, покромсав все, что только можно.
Почему тема с дуэлью так плохо раскрыта? Тут же прям необходимо было показать метания героя, его взросление, принятие того, что он похож на убийцу собственного отца гораздо больше, чем хотелось бы…. Столько драмы… А у них все обошлось двумя сценами «вызов»-«дуэль».
Однако хочется надеяться, что мы-таки увидим продолжение (и не через 5 лет, а как можно раньше), в котором будут учтены ошибки. Первый сезон далеко не идеален, но «Этерна» определенно заслужила шанс быть замеченной.
7 из 10
7 августа 2025
Я очень люблю книжную серию и ждала премьеры, долго ждала. Конечно, я понимала, что изменения будут. Во всех экранизациях они неизбежно присутствуют, поэтому старалась оценивать максимально непредвзято.
Что мне понравилось — это визуал и большая часть каста: Роке, Катари, все Окделлы, унары, Арамона, гоганы (хоть и претерпели некоторые изменения) смотрятся прекрасно. Чего не скажешь о Робере и Мариане. Первые серии воспринимались даже как-то положительно, ну подумаешь, тут чуток убрали, там немного заменили. Но чем дальше в лес — тем толще партизаны. Из «звезды Олларии», прекрасной баронессы, сделали что-то несуразное, махающее ногами и не способное соблазнить юношу в отсутствии каких-то запрещенных веществ. Сериальный Робер мало того, что не соответствует себе книжному, так еще и явно имеет проблемы с логикой. Штанцлер и Сильвестр стали просто какими-то мелькающими в кадре дедами, а ведь это ключевые фигуры в политическом мире Олларии. Диалоги упростили, характеры не раскрыли. В итоге все персонажи выглядят какими-то безликими и не цепляют. Мистическая линия, которая в книге присутствовала ненавязчиво, стала почему-то во главу сюжета. Давайте вспомним, какие ужасы получают хорошие отзывы и высокие рейтинги? Те, где где начинает происходить что-то необъяснимое, жуткое, загадочное, и зритель раскрывает эту загадку по ходу сюжета. Тут же нам с первых серий начинают кричать о конце света. Это не пугает, это к концу сериала просто раздражает. Смотрела я вместе с мужем, который книг не читал, и старалась держать рот закрытым. После просмотра 6 серии спросила: «Ну как?». Ответ был коротким и прекрасно описал всё то, что в итоге получилось — «Никак». Если брать все изменения по отдельности, то они не кажутся критичными, но собрав всё воедино, мы получаем что-то пресное и неинтересное. Вся глубина и интрига ушла. Поклонникам книг сериал не будет интересен из-за дикого изменения ЛОРа, поклонникам фэнтези — тоже, ведь сериалу нечем зацепить, всё вышло слишком банально. Так на какую целевую аудиторию был расчет? Разве что на тик-ток поколение (не самая хорошая ставка, ибо забудут его через месяц. То, что популярно в сети, популярно недолго). У меня сложилось ощущение, что к съемкам приступали с душой (ну ведь хорошо же подобраны визуальные образы! Прекрасно поставлены сцены фехтования), а потом пришел некий «эффективный менеджер» и начал вносить свои корректировки. Грустно и обидно, ведь всё могло получится просто великолепно.
6 августа 2025
Был обычный будний вечер, один из тех, когда вы хотите расслабиться после трудового дня и провести время со своей второй половинкой за просмотром сериальчика. Все запланированное уже просмотрено, и тут я решил зайти с козырей и предложил: 'А хочешь посмотреть русскую Игру престолов?' От такого предложения любимая отказаться не смогла и мы начали смотреть Этерну...
Нужно ли знать первоисточник? О том, что у сериала есть первоисточник, я знал уже после начала просмотра. Изначально создавалось впечатление, что это сценаристы задумали фанфик по Трем мушкетерам Дюма. Однако ЛОР в сериале подается неплохо и для опытных людей достаточно для понимания происходящего и вселенной, тем более, что события разворачиваются достаточно банально. Еще бы, ведь Этерна изначально является продуктом влияния других произведений, поэтому все что вы видите на экране вызывает стойкое ощущение дежавю и вряд ли сможет вас удивить.
Мир. Очень обидно за костюмеров, художников и строителей декораций. При всем видимом вложенном труде и красоте, мир абсолютно пустой и неатмосферный. На любой локации в кадре ничего не происходит кроме диалогов. Здесь нет длинных кадров. Оттого все происходящее видится абсолютно искусственным и поддельным. Графика не впечатляет, архитектура городов никак не используется. Если в той же Игре престолов ты понимал, как выстроен город, комнаты и помещения замков, как расположены дома, города, то здесь полное ощущение изоляции локаций.
Диалоги, игра актеров и режиссура. В очередной раз ловлю себя на мысли, что ситкомы полностью убили игру актеров. Каст молодой, набран из сериалов для молодежи. Вписываются в происходящее только актеры возрастные, молодежь, мягко говоря, критики не выдерживает. Подкрепляется все неестественными книжными диалогами на мертвом языке с кучей лишних фраз, люди так не разговаривают, и дерганым монтажом. Камера не задерживается на персонаже более 5 секунд, 2 персонажа в кадре - большая редкость, длинных кадров практически нет. Из-за этого актеры всегда говорят с пустотой и неуместно гримасничают. Создается ощущения театральности - пустые декорации, в них актер и его мысли, только с отвратительной игрой и бестолковым текстом. Понятно, что делали по книге, но адаптация должна быть, необязательно проговаривать все что происходит на экране, вы и так это показываете. Не хватает импровизации для большей естественности. Повествование подается скомкано, персонажи получаются картонными, у них вроде есть история, но все действие происходит ради действия, не видно сквозной линии поведения, ключевые сюжетные моменты (например смерть персонажа) могут быть показаны за несколько секунд, потом очередная склейка и все. Ну помер и помер, танцуем дальше. Хотя до этого бессмысленный диалог длился секунд 10 с фирменным рваным монтажом по 3 секунды. Из-за этого ты просто не сопереживаешь. Я книгу не чиал, но у меня есть полное ощущение мискаста. Как нынешний король смог узурпировать власть, его образ и поведение полностью расходятся со сценарием. Решения там прописаны достаточно жесткие, при этом король выглядит и ведет себя мягко и истерично. Как он вообще смог поднять людей на мятеж. Местный Нед Старк описывается как мудрый и благородный правитель, однако просирает дело всей своей жизни в бессмысленной дуэли. Наследник в изгнании вообще создает ощущение недалекого недоросля, которого, кстати, ребенок играет лучше чем взрослы актер. Ему все клянутся в преданности и дружбе, считают что он будет хорошим правителем, но он сам никаких намеков на это не делает. После просмотра я даже не могу вспомнить ни одной его фразы и сцены с ним подробно. И таких персонажей очень много.
По итогу. Для меня сериал показался неплохим. Хочется досмотреть историю до конца. Но во время просмотра ты постоянно ловишь себя на мысли, какую же большую работу проделали реквизиторы и архитекторы и как ее похерили режиссер и актеры. Целостного впечатления от просмотра нет. Самую точную характеристику сериалу дала моя жена: Попроси меня пересказать, что я сейчас посмотрела - я не смогу. И это ощущение остается все шоу. Информация здесь подается настолько рвано, что ее приходится собирать. Постоянные вопросы - а это кто такой? а зачем он это делает? а где это он? И ты объясняешь, что это вот этот персонаж. В первой серии про него 5 секунд рассказали, во второй серии ему дали квест, в третьей он на 5 секунд забежал к другому персонажу и так далее. То есть вся арка персонажа минут на 10 за весь сериал, но в такой пестрой мозаике ты просто не можешь на нем сосредоточиться. Почему не делать хорошие длинные сцены для глубокого погружения - непонятно. Например: кто-то приезжает в город. Тебе показывают прибытие корабля. Потом проходит время, тебя возвращают, показывают его представление, опять смена. Опять другие события. Потом возвращают, происходит диалог. И ты не можешь понять: прошла секунда, день, год? Почему нельзя просто задержаться в локации и показать все сразу, ведь в хронологии все происходит последовательно и непрерывно, а не раздергивать постоянно событиями с разных концов мира.
Надеюсь, это было что-то типа пилота и дальше уже будет более вдумчивое и атмосферное продолжение. Иначе Этерна канет в историю, как очередная неудачная попытка отечественных киноделов замахнуться на масштабный эпик.
6 из 10
6 августа 2025
Рецензия после первого сезона.
Сериал повествует об очередном катаклизме в фентезийном мире и о попытке его спасти.
Первый сезон сериала только дал экспозицию: кто есть кто, где происходит действие и что ожидать от развития сюжета.
История интересная, неочевидные повороты сюжета в наличии. Сеттинг фентези в пороховой эпохе интересен вдвойне - очень мало проектов рискуют совмещать магию и порох на экране.
Костюмы и музыка прямо на высоте. У сериала есть свой неповторимый стиль, а заглавная тема вполне запоминается.
Актёры в главных ролях (за исключением молодых Оккделов) играют вполне убедительно. У молодых Оккделов противоположные проблемы. Иван Трушин будучи одним из центральных героев просто никакой: ни мимики, ни какой-то манеры говорить, ничего. Похож на молодого Паттинсона. Ксения Трейсер наоборот, пытается играть, но совершенно беспардонное по меркам сеттинга поведение и очень 'современная' речь её героини сильно портит образ.
Каких-то косяков актёрской игры у второстепенных персонажей я не заметил, но и каких-то откровений не было. У них просто очень мало экранного времени.
Вообще это одна из бед первого сезона сериала - очень много информации втиснули в 6 серий. Поэтому плохо ощущаются интриги королевского двора Талига, обучение Унар в Лаик и взаимоотношения между церквями Единого: всё упомянуто, но на раскрытие экранного времени не хватило.
Компьютерная графика, в среднем, не плохая. Спецэффекты вокруг основных персонажей смотрятся неплохо. Заставку нарисовали лучше, чем у Дома Дракона. CGI и задние планы...если не акцентировать на этом внимание, то приемлемо.
Дуэли поставлены прекрасно. Групповые баталии (массовыми их язык не повернётся назвать) - сильно хуже. И если бой королевских войск и мятежников даже несмотря на неподобающий масштаб поставлен вполне неплохо, то конфликт гоганов и Ордена Истины поставлен слабо.
Отдельная боль - это монтаж. Иногда он очень рваный, что мешает воспринимать действие, особенно грешат этим в экшен-сценах.
По итогу поставил сериалу 9 баллов, но надо понимать, что это - аванс и только для того чтобы хейтеры не роняли проекту рейтинг просто потому, что он российский и не дотягивает до Игры Престолов на пике своей популярности.
Очень надеюсь, что на следующий сезон дадут больше денег и команда создателей и актёров сможет шире развернуться. Жду продолжения сериала и надеюсь, что рейтингов хватит для того, чтобы показать целостную историю.
5 августа 2025
Что ж, давно ждал экранизации. Благо материал очень располагает. Книги читал, но не до конца, пилотную полнометражку тоже. Наконец вышел полный сериал.
В целом впечатления хорошие, но... зачем еще дальше от книги отошли? Авторы сами потом в противоречиях не запутаются?
Ну, со старта - почему-то убрали сцену как Ричарда отправили на беседу к Штанцлеру, чтобы правильно идеологически зарядить напоследок. Само обучение в Лаик кастрировали до предела. Могли бы растянуть на 2-3 серии. Арамону сделали более противным, но не настолько каким он был в книгах. Это был прямо эталонный мерзкий мелочный дорвавшийся до локальной власти околовоенный чиновник. Туповатый, жадный и держащийся за свое место до последнего. Убрали все шутки над ним, как и похоже вообще всю сюжетную линию про таинственного шутника. А жаль.
Дальше, король Фердинанд. Что в пилотнике, что в сериале - какого черта его сделали таким... нормальным. Он по книге был ну совсем никаким - безвольным, безразличным к правлению и т.д. А тут он что-то из себя даже представляет. Зато принизили роль кардинала Олларианской церкви, который в общем и являлся фактическим правителем.
Политическая и социальная составляющая знати вообще практически в ноль задавлена - кардинала задвинули как фонового персонажа, тема противостояния старой и новой знати вообще не упоминается, а это чуть ли не одна из основ сюжета.
Едем дальше. Опять, как и в пилотнике очень сомнительный момент с раной Ричарда. Какие-то высосанные из пальца причины - то он витраж разбил и порезался, то поранился в учебной дуэли (ага, и нету ни врача, ни какого-то базового медицинского обслуживания в учебном заведении для ЗНАТИ). Черт возьми, в книге его совсем уже перед выпуском укусила КРЫСА. И логично, что очень быстро начался сепсис и прочие прелести. Алва потом вылечив рану даже прокомментировал, мол 'у Арамоны даже крысы ядовитые'.
Сцена с бритьем Алвы и намеком, что Ричард мог бы попытаться убить его вот прямо сейчас - это ужас какой-то. Зачем сделали - не ясно.
Сюжет с приглашением сестры Ричарда ко двору изрядно 'ускорили', но... в целом смотрится органично. Ощущается явное ускорение событий по сравнению с книгами. Много вопросов к покушению на королеву и этим 'зомбированным'.
Дуэль Ричарда сразу с тремя как по мне испортили. Могли бы более 'по книжному' сделать - там просто узнав про дуэль Алва пришел чтобы выступить на стороне оруженосца, т. к. по всем понятиям чести сражаться 1 против 3 - не дело и он имел право выступить на его стороне и собственно быстренько вырезал всех троих имея подавляющее преимущество в опыте и умении. Ричарду же высказал некоторое уважение - 'Я в ваши годы сразу троих на дуэль не вызывал' ну и в целом эта дуэль для него была поводом убить Эстебана, которого как он сказал 'лучше убить пока молодой - вырастет из него редкая гадина'. Ну и собственно, никакой Айрис и её отношений с Эстебаном - не было вообще. Её на тот момент еще не пригласили ко двору.
Ну, вроде со столичными событиями все. Поехали в Агарис. Там еще больше расхождений с книгой.
Ритуал с Мэллит - ну, тут вопросов нету. Все так и было. А вот к эсператистской церкви много вопросов. Во-первых - вообще практически упущены малейшие упоминания, что кроме Истинны есть другие ордена. С точки зрения зрителя не читавшего книгу может вообще создастся впечатление, что вся эсператистская церковь - это 'истинники', которые как бы очень отличаются от остальных орденов. Ох уж этот орден Истинны. В сериале их превратили практически в какой-то орден черных магов с 'зомби' прислужниками. Это СОВСЕМ не по книге. Магическая составляющая по книге была там крайне тонкая и на уровне 'что-то мне почудилось', 'что-то у меня странное ощущение'. Но тем не менее - магнус Истинны вышел просто великолепным. Образ крайне вписывается в то каким сделали орден. Короче, Клемент - едва ли не самый яркий персонаж вышел в сериале. Кардинал Сильвестр должен быт таким же ярким персонажем, но его что-то 'забыли'. Ах да, Адгемар насколько помню сам согласился - 'терапию' от Клемента ему не пришлось на себе испытывать. Но это я уже может мелочи такие из книги позабыл. Анти-гоганский погром - это тоже изрядное 'ускорение' сюжета, но в целом вписывается в глобальную картину.
Отношения Альдо и Мэллит изрядно перекроили. В книге там был эдакий любовный треугольник - в Мэллит без ума влюбился Робер, Мэллит в Альдо. Альдо было в целом на неё плевать. Этот недоделанный королек был наглухо пришиблен своими желаниями получить трон и 'обычные', не высшей знати женщины для него были не более чем развлечениями на одну ночь. Ох чую потом из этого выкроят сопливо-сахарный сюжетный поворот о том что кого-то спасет любоффь.
Ну и напоследок - 'магия' мира и глобальный сеттинг.
Тут вот вообще не понятно что думать. Похоже у сериала будет практически свой сюжет в этом плане. Наверное отчасти потому что книги то еще не закончены. Из-за этого могут начаться много противоречий. Ну во-первых - понятно что из Германа сделали эдакого 'проводника по тайнам мира'. НО! А это не ломает сюжет? Если раньше была какая-то логика типа - 'чтобы получить некую силу - надо чтобы это было даровано волей истинного правителя в виде Ракана'. Но... какой смысл в этом, когда вот прямо совсем человек со стороны в виде Германа залез в эти руины и спокойно активировал там какую-то явно магическую активность. Что мешало богатым гоганам нанять людей и перекопать там все в тихую? Никаких препятствий же не было. Ладно, 'будем посмотреть'.
Великие дома. Вот тут все по своему тоже перекрутили. В книгах про четыре великих дома всем было в целом известно и кто является их лидерами не для кого не было тайной. Алва - Ветер, Окделлы - Скалы, Придды - Волны, Эпинэ - Молнии. Это как бы всем было известно и титуловать текущего главу дома как 'повелитель' было нормой. На основании этого был раскол знати - 'древней' и 'новой'. В сериале это не затронуто вообще.
Алва - спаситель мира. Нуу... Тут тоже изрядное изменение сюжета. Да, Алва побольше остальных разбирался в древней истории и тайных знаниях, но прямо так вот в лоб собирать 'команду спасения мира' он точно даже и не думал. У него в целом отношение к этому было наплевательское, по крайней мере при взгляде со стороны.
Вот как-то так выходит. Склоняюсь таки к нейтральной оценке. Нужно увидеть что будет дальше.
5 августа 2025
Смотреть сериал можно.
Наши пытались снять темное фентези и у них почти получилось.
Сразу скажу, что книгу не читал, поэтому в мир погружался только по сериалу.
А мир, оказывается, весьма неплох, с удовольствием следил за его историей и героям.
А героев там несколько, не совсем понятно кто из них прям главный-главный, так же как и антигероев. В полном восторге от героя Юрия Чурчина (Рокэ Алва) и его истории. Если в первой серии он вышел блеклым, несмотря на его действия, то в последующем он прям раскрылся, с удовольствием смотря арку с оруженосцем.
Также запомнился герой Евгения Стычкина ( Енниоль). Понятно с какой расы его писали, но он прям хорошо в нее влился. А вот Валентина Ляпина, играющая его дочь, по моим личным впечатлениям не дотянула. Чувствуется некая наигранность.
Два молодых человека, которые типа, ГГ, пока особо себя не раскрыли, тут ничего о них сказать не могу.
Дальше пойдут претензии.
Костюмы. Костюмы шикарные, но они все с иглолочки! Чистенькие и отутюженные. И если на благородных, всяких графьях и королях это еще смотрится, то... В последней серии показывают тюрьму и пленника, на ногах которого идеальные башмаки, а на голове чистейшая шапка. Это ни разу не погружает в историю.
Не чувствуется масштаб. Большинство сцен снято в помещениях, а открытые пространства чаще всего ограничены либо лесом, либо какими- то тканями, стенами и тд.
Размаха не чувствуется. Вроде эпичное фентези, а вот не дотянули. массовки почти нет, битва в лесу выглядит откровенно убого из - за всего пары десятков воинов.
Графика. Ох, это больнее всего. Часть спецэффектов весьма неплоха, но все что связано с общими планами это просто рукалицо.
В 6 серии, когда войско отправляется на войну, есть общий план, как оно уходит в даль. И это кошмар. Тут надо однозначно поработать.
Так что еще раз повторюсь - сериал не идеальный, но смотреть можно.
4 августа 2025
Можно ли сделать хорошее кино из плохой книги? Да можно. История кино это не раз доказывала. Но в этом случае команда по ощущениям вообще не заморочилась в части адаптации материала.
По сути книга госпожи Камши типичный пример графомании, что признано многими специалистами. Вдобавок, она скрестила «Игру престолов» с «Тремя мушкетерами» по принципу бульдог-носорог. Что-то при желании можно увидеть и от Дюны: местный религиозный орден имеет амбиции а ля Бене-Гессерит. Причем нейминг «Огдел», «Алва» или «Эпине» не наводит на мысль, что нейронки были изобретены давным-давно, а вызывает только гомерический хохот. Это очень-очень нишевый продукт на большого любителя: почему было выбрано именно это произведение? Ведь есть же другие отечественные фэнтези написанные гораздо более интересно с прекрасным лором и героями. Тот же Лукьяненко, за которого вроде как уже взялись. И там действительно что не мир то грамотно продуманная структура с интересные герои, а не винегрет чужих концепций и потока сознания.
И ведь была возможность превратить данный «шедевр» в нечто хотя бы удобоваримое, но нет! Мы имеем перевернутые линии Старков и К, дотракийцев, сектантов и далее, далее. Плюс, примитивные диалоги, поединки и около, потуги на саспенс и прочую дичь. Да это все идет на фоне симпатичной картинки, который пытается показать, что «дорого-богато» и деньги были. Но простите — а почему опять на сценарий и режиссера не хватило? Важность этого такая базированная база, но почему господа продюсеры решили тупо взять довольно сомнительный материал и слово в слово его экранизировать. Еще раз — зрители халтуру видят и высосанные из пальца истории уже никому не интересны. А тут снова видим проигравших и мерзких победителей с хромающей мотивацией и не вызывающим у тебя никакой эмпатии.
Отдельно по актерам. Это что за реклама зубной пасты? Режиссер команду давал «Улыбаемся и машем!»? Ну как то получилось (сейчас чтобы никого не оскорбить) как у крокодилов. А дальше полная импровизация. И ладно Стычкин и компания, но молодых то жалко — подставили их капитально. Ну или сами ребята виноваты, что так себя преподнесли. Ну и к режиссеру вопрос — а какую задачу то ставили? Просто зайти в кадр и покрасоваться? Это просто ужасно и забивает финальный гвоздь и рушит какой либо потенциал.
Одним словом — очередное феноменальное фиаско +Студии и пустая трата огромного бюджета. Единственное, что роднит «шедевральный первоисточник» с ПЛИО Мартина, так то, что он не завершен. Как по мне — лучше было б его и не начинать. Повторюсь - это очень 'нишевый' продукт не имеющий под собой ни фанбазу, ни популярности.
4 августа 2025
Посмотрела сериал, правда осилила пока всего 3 серии.
Впечатления у меня неоднозначные. С одной стороны неплохие костюмы и визуал, с другой... Ну титры ребята, что называется не спи...ли, а вдохновились Игрой престолов и Домом дракона, хотя, на мой взгляд, у Этерны атмосфера сильно отличается, но титры имеют место быть, ладно.
Однако если визуальную составляющую наши киношники подтянули (опять-таки моё личное мнение) то со сценариями беда: сюжетная линия с Ренквахой откровенно разочаровала. В книге упор на то, что Алва сделал невозможное: провёл армию через условно непроходимые болота и ударил там, где мятежники не ожидали, армию, которая была изначально больше армии мятежников, и вообще сам мятеж выглядит безнадёжным изначально из-за соотношения сил. Он делает то, что считает нужным, давая время и шанс уцелеть отдельным людям, но не оставляя его мятежу в целом.
В сериале Алва непонятно зачем проходит 'непроходимые' болота (прямо ехать раз уж мятежники подходили к столице, видимо понты не позволили), чтобы вызвать на дуэль Эгмонта Окделла, который тут вполне себе неплохой боец, который считает, что может победить... Про линию церковников и отца Германа, который похоже освоил искусство телепортации, потому что каждую серию умудряется оказаться то в Агарисе, то в Талиге после смерти Адриана, даже писать не хочется. Карта огромного мира из-за таких вывертов сразу сжимается до расстояния между двумя соседними сёлами Верхние и Нижние Жопки, а ощущение масштабности происходящего теряется. Как и про кардинала Сильвестра, что за первые три серии, как минимум никакого влияния на государство, которым неофициально правит, не оказывает вообще.
И да, я прекрасно понимаю, что у кино и книги разные языки и средства выразительности. Я спокойно могу воспринимать экранизации по книгам, которые прочла до просмотра, некоторые мне даже нравятся больше книги (самый последний пример Доктор Сон - книжка откровенно слабее Сияния, которое продолжает, а экранизация в разы лучше книги).
Теперь о мотивации характерах персонажей: Мирабелла, просящая Ричарда улыбнуться взорвала мне мозг. После их прощания, разговор младших Окделлов выглядит максимально странно и непонятно, почему дочь называет мать сумасшедшей. Хотя Мирабелла потом вполне неплохо одержимость местью отыгрывает, но это потом, а в начале кажется, что дочка на неё наговаривает.
Робер выставлен каким-то не понятно почему преданным Раканам солдафоном, готовым сложить жизнь (и положить своих людей, что точно не в характере Робера книжного) 'за царя и отечество'. Сериальный Робер скорбит в Агарисе о том, что у него нет родины, книжный помимо родины потерял в тех болотах отца и братьев, которые были ему дороги. К слову о братьях, тут даже каких-то специальных эффектов не надо было, чтобы объяснить почему актёр за прошедшие после разгрома в Ренквахе восемь лет визуально не изменился. Ричард в Сагранне и Катарина при встрече принимают Робера за его погибшего старшего брата, буквально говорят 'Вы с ним на одно лицо'. Так назовите персонажа, что участвовал в восстании не Робером, а Мишелем (или Морисом на отца Робер тоже должен был быть похож), причешите по-другому, и всё станет понятно, и потеря героя станет более личной, и его отказ от верности Альдо в дальнейшем объяснить будет легче, особенно если вовремя вставить воспоминания о службе в Торке и пару намёков о том, что Робер в восстании участвовал, потому что так решили за него (или киношники не надеются зайти так далеко?).
К Альдо у меня, к слову, вопросов нет, в отличие от Матильды, которая просто никакая в отличие от своего яркого книжного прототипа, и я сейчас не про внешность, а про всё тот же характер.
Алва, ну как я могла обойти 'наше фсё', ну он не Алва, а просто какой-то мужик один из многих, почему за ним идут - не ясно, по крайней мере пока.
Сцену принесения присяги слили максимально: с площади перенесли в зал, в котором зрителей раз, два и обчёлся, а ведь как книжный Ричард переживал о том, что его никто не выберет на глазах у всего города.
Возможно, я слишком придираюсь, да и вообще проблема с мотивацией персонажей в киноадаптациях проблема не только отечественных киноделов (привет 'трогательной' встрече Геральта и Цири в нетфликсовском Ведьмаке).
Много букв получилось, но это я ещё урезала) Вывод: визуальный ряд в целом неплох, но хоть в кино, хоть в литературе, хоть в мультфильме, для меня самое главное - история и сюжет, история киноадаптации может не совпадать с книжной или отходить от неё, но она должна выглядеть логично и цеплять, в сериальной Этерне я этого не увидела, увы.
3 августа 2025
Посмотрел все серии, и теперь могу поделиться мнением.
С самого начала, сериал заставил громко рассмеяться - на экране появился QR код, который приглашал познакомиться с миром Этерны.
Сразу стало понятно, что создатели сериала и сами понимают - стройного самостоятельного произведения - у них не получилось.
Сам мир - странный, и признаюсь - я такого не видел даже в плохих сериалах. Тайные ордены, семьи, интриги. И всё это - совсем не касается народа. Куда бы ни пошли главные герои - все вокруг сытые, и занимаются своими делами. Почему король или герцог - плохие? В сериале вы не найдете ответов.
Поэтому весь сериал воспринимается как очень личные разборки воинской аристократии, Причем из-за каких то личных мотивов, которые для зрителей остаются загадкой. Сам мир - вообще никак не вовлечен в их разборки. Народ как жил так и живет.
Актерская игра - если вы видели людей которые просто сыпят в друг друга репликами, и считаете что это нормально - вам понравится. Мне не понравилось.
Картинка - хорошая, глаз ничего не режет, но это в основном маленькие помещения, или дальние планы.
Сюжет - если вы поняли что для героев изменилось или как изменились герои за сезон, круто. Но я не понял.
В целом - попытка хорошая, но пока что - не получилось.
3 августа 2025
Сериал невероятно крутой, герои интересные, за ними приятно наблюдать, за них переживаешь, а размеренные сцены резко прерываются чем-то неожиданным или эпичным.
Меня порадовал Ричард Окделл, эмоциональный, стойкий, несломимый персонаж, готовый защищать тех, кого любит, и старающийся делать то, что должно. Также меня впечатлил невероятный Рокэ Алва, Юрию Чурсину очень удалась эта роль, роль достаточно хитрого, кажущегося подлым, но умного, и на самом деле достаточно честного и благородного человека. А ещё меня очаровала, как она сделала это с Ричардом, королева Катари – красивая, утончённая, очень милая… Но пока совершенно непонятно, маска этот её образ или же нет, искренне она ищет защиты или нет.
Альдо Ракан, наследный принц, который оказывается достаточно подлым и на многое готовым ради своей цели, Мэллит, влюблённая в этого подлеца, наивная и добрая девочка из закрытой общины, её невероятно жалко, но я уверена, что она сыграет немаленькую роль в грядущих событиях, и её интеллект или очень поможет Альдо, или же, если он обидит юную гоганскую девушку, очень навредит. Робер, который старается поступать честно, в меру своих принципов, и, в отличие от Альдо, не готов жертвовать моралью ради цели.
Эстебан, которого хочется ударить. Очень раздражающий персонаж, очень хорошо сыгран, потому что он и должен раздражать, но это не отменяет того, что на протяжении всего сериала его хотелось ударить. Мелкий гад, вроде тех задир, которых встречали многие, но имеющий формальный повод задирать Ричарда, и негласное одобрение некоторых взрослых вокруг.
За взаимодействиями персонажей интересно наблюдать. И за теми, что уже были, и за теми, что, скорее всего, будут, например, хотелось бы взаимодействия Альдо и Ричарда, так как Альдо ещё в детстве сказали, что Окделлы всегда были преданы Раканам – и, думаю, Альдо это запомнит. Интересно, какие взаимоотношения будут дальше у Альдо и Мэллит, а также у Альдо с Робером. Во что трансформируются и трансформируются ли взаимоотношения Ричарда и Алвы, всё так же Ричард будет хотеть отомстить убийце отца или же его пыл поугаснет. Получится ли у Алвы то, что он задумал, как будут развиваться события дальше.
Также очень интересная часть с магией, пока не до конца понятно, как она работает, и что значат все эти загорающиеся символы, но очень хотелось бы узнать, увидеть магию в действии, так как то, что показали, очень интригует. Хотя я часть с магией и старыми тайнами, честно говоря, не до конца поняла.
Сериал потрясающе атмосферный, что-то вроде мушкетёрского романа – дуэли, прекрасные дамы, влюблённые в них кавалеры – и истории про дружбу, про взросление и переосмысление, а также поверх всего этого нам по частям открывают древние тайны, рассказывают про то, как работает этот мир и магия в нём, которой не так много, но она впечатляет.
Не согласна с мнением о том, что это «Игра Престолов» - мне кажется, что это что-то совершенно иное, но не хуже. Просто другое, и по атмосфере, и по ощущениям, менее мрачное, более позитивное. И я надеюсь, что оно и останется более позитивным, хотя сказкой я «Этерну» назвать тоже не могу. Приключенческое кино со своим, продуманным и не очень простым для понимания, но интересным миром, и персонажами, у каждого из которых есть свои цели, свои переживания, свои душевные метания… И не каждого из них получается сразу разгадать полностью.
Балы, дуэли, фехтование – всё прекрасно и атмосферно, очень приятно, мне понравились костюмы, понравилось музыкальное сопровождение… В этот мир окунаешься, глядя словно со стороны, но при этом ощущая это, переживая за судьбу Талига и персонажей.
Я очень жду второй сезон, мне интересно, куда сюжет заведёт героев, что ждёт их (и нас вместе с ними) дальше и буду счастлива наблюдать за дальнейшими приключениями этих персонажей.
2 августа 2025
Рецепт прост. Возьмите первоисточник, выкиньте из него почти всё: интригу, героев, душу, атмосферу и проч. Оставшееся нарядите в очень неплохие костюмы, добавьте низкий бюджет и вуаля! Этерна на экране.
Первое что раздражает меня - отсутствие людей на экране. Где слуги? Где камердинер Альвы, почему герцога, одного из богатейших людей страны (по сюжету от содержит гарнизон столицы) бреет оруженосец? Где придворные и сплетники во дворце? Горожане на улицах, рынки, где все жители большого средневекового города.
Где сам город наконец. У нас нынче нехватка натуры? Доехать хоть до Питера или Алупки не судьба?
Второе, почему все ведут себя одинаково? Что это за истерящие венценосцы в кадре? С чего начал вопить Агдемар, по праву носящий имя Лис. Режиссёр, вы бы хоть 'Балладу о доблестном рыцаре Айвенго посмотрели' или 'Пиратов Карибского моря' для выяснения как положено разговаривать.
Ричард Окделл недалекий юноша из провинции, которым крутят все кому не лень, превращен в какой-то манекен из серии 'кто я, где я?'
Логика в сериале регулярно покидает чат. Вот Альдо отправляет Робера на встречу с Агдемаром, ибо королю не к лицу просить подаяние. В следующем кадре они оба встречаются с Агдемаром.
Я молчу про открыто колдующего по любому поводу кардинала Климента (а он кстати вообще нормальный? Проповеди у него прямо скажем...) и про Орден Славы. Какие одержимые? Откуда? До них восемь томов первоисточника.
Да, ещё у них там телепортация видимо есть, вот Герман в Лаик наставничает, а через пять минут в Агарисе, до которого 2 недели пути.
И так далее и тому подобное.
Реплики даже уже и не капустник, а спектакль в школе, где сценарист учитель физкультуры. Бедные актёры которые это произносят.
В плюс можно записать, хорошие костюмы и общий антураж. Неплохой кастинг и актёрскую игру. Фехтование опять же.
В целом сериал на твёрдую троечку. Смотреть можно, но вопрос нужно ли.
30 июля 2025
Разве что вы — фанат фантастики с телевидения России нулевых. И да, всё действительно так просто. На этом можно было бы закончить, сказать «ореуар» и разойтись, но давайте разберёмся — почему же всё настолько… никак.
Часто сравнивают Этерну с Игрой престолов. Привычка, понятное дело. Обе — фэнтезийные саги с множеством героев, семей, интриг, параллельных линий. Но это сравнение — как сопоставить школьную театральную постановку «Гамлета» с Макбетом Куросавы. Формально сходство есть, но по сути — это разные планеты. Поэтому отбросим HBO и Мартина, и посмотрим на Этерну просто как на фэнтези.
А что вообще фэнтези? Это не только мечи, магия и мантии. Это — атмосфера. Это тот самый плотный воздух замковых залов, запах сена и крови на турнирных полях, потные крики стражников, шум таверн, разврат, грязь, героика, трагедия и… кони. Много коней.
Так было у Толкина, у Джорджа Мартина, в Викингах, даже в Пиратах Карибского моря. А что у нас?
В Этерне — удивительная стерильность. Как будто снято в павильоне IKEA. Замки — будто декорации детского утренника. Свет — не из факелов, а из каких-то гелиевых LED-ламп, стражников — нет, разврата — нет, напряжения — нет. Вместо погружения — ощущение экскурсии по новому шоуруму Мосфильма.
Типично для отечественных сериалов — обилие широких планов. Только здесь они работают против себя: красивые, пустые, бессмысленные. Панорамы не живут, они просто есть — как screensaver. Музыка? Саундтрек будто сбежал из рекламного ролика о криптобирже. Когда на экране средневековая драма, а в ухе бит на 120 BPM — это уже не фэнтези, это TikTok-готика.
Окей, допустим, визуал не удался. Может, зацепимся за диалоги? Увы. Сценаристы, кажется, остались на уровне «восемь вечеров D&D и одна тетрадка с бэкграундом». Реплики деревянные, словно списаны с генератора «драматичных фраз для героев», а актёры, особенно молодые, мучаются — и зритель вместе с ними. Выйти из эмоции «удивление» не может почти никто.
И вот мы подходим к сюжету. Он есть. Но как и всё остальное — в черновом, «пробном» состоянии. Слишком сложный, чтобы быть захватывающим, и слишком банальный, чтобы быть многослойным. Он путается в собственных интригах, как юный бард в шёлковых плащах, и тянет за собой на дно весь сериал.
И это даже не говоря о технических проблемах: постановка без акцентов, свет — плоский, грим — театральный, монтаж — с резкими склейками, звук — без нюансов. Камера почти никогда не работает как рассказчик. Никакой кинодраматургии, просто последовательность кадров.
Вердикт
Этерна — это, к сожалению, очень посредственный продукт. Смотреть его стоит только в учебных целях: чтобы понять, как не стоит делать фэнтези в XXI веке.
Тем не менее, я искренне желаю команде выдержать тот шквал критики, который, без сомнения, уже летит. И пусть это будет не крах, а переломный момент. Над ошибками можно и нужно работать. Но для этого придётся выйти из этой стерильной зоны комфорта и действительно погрузиться в кино — настоящее, живое, драматургичное.
22 июля 2025
Очевидно, что у Этерны есть определённый замах на Игру Престолов в отечественном исполнении, посему ней мы и будем сравнивать сериал.
И, как ни странно, я с удовольствием отмечу те матчи, в которых гол на нашей стороне:
1)Костюмы, доспехи, оружие, реквизит. Создателям - мой поклон, всё на высшем уровне. Игра Престолов, где все носили странные кожаные фуфайки с ремнями, не менее странные пародии на рыцарские латы (особенно в режиме 24/7, как мундир), а северяне облачались в рваные меха, стоит в плане материальной культуры далеко позади. Тут нет такого, что дворянин одного из сильнейших Домов Вестероса (Фреи) одеты в ватник цвета грязи и кожаный чепчик;
2)Поединки. Видно, что ставили спецы из артистического фехтования и HEMA. Снова балл Этерне, особенно вспоминая ИП, где любой бой был абсолютно нелепым: либо 'ведьмачий' град ударов, который режиссёры подсмотрели в РПГ-играх, либо взмахи 'ыыыть!'. В Этерне актёры, видно, и в жизни не без спорта, двигаются хорошо, что молодёжь, что взрослые - камень в огород совершенно деревянных Пса, Бриенны, Неда Старка и многих других.
Теперь минусы.
1)Диалоги. Вы куда-то торопитесь? Сериал на то и сериал, чтобы каждый разговор был обстоятельным, весомым. Тут же пауз между фразами почти нет, они не всегда связаны между собой логично, мимика слабая, жестикуляция слабая, эмоционального посыла в разговоре нет. 'Идите сюда и налейте вина - не хочу - это приказ - кто она была? - вы свободны'.
Сравните это с любым, простейшим диалогом из Престолов, где тона, полутона разговора, игра глазами, намёки, подколы - дух захватывает. Тут просто обмен информацией, метафизики у разговора нет.
2)Актёрская игра. Ну, сносно играет Рокэ Алва, хотя эмоциональная насыщенность его роли невелика. Молодёжь и женские роли все в разной степени слабые. Нет ни одного, кто дотягивал бы до уровня Робба, Джейме, Сансы, я уже не говорю про тигров актёрской игры Тайвина, Вариса, Серсеи, Мизинца.
3)Два более-менее вовлекающих героя: Алва и Эпинэ. Первый объект обожания автора Веры Камши, посему она вложилась в его образ. Второй усталый боевой офицер, тоже как то понятно. Остальные - скорее б уже друг-друга перебили и не маячили на экране.
4)Интриги. Вроде есть, но какие-то вялые, детские. Сравните это с тем, что породил талант Мартина - настоящая придворная резня саблезубых политиканов, всё закручено так, что дух захватывает. Не знаю, может, в книге это было подано как то более с огоньком, но пока и близко ничего нет.
5)Непонятное распределение экранного времени. Почему бодрый быт пацанского коллектива Лаик показан скомкано и галопом, а сцены переговоров с гоганами тянутся без конца и края? Зритель ищет смысловое зерно в происходящем, что толку от кучи абстрактных фраз и отсылок к пока неизвестным географическим терминам? Мы поняли, что кто-то хочет заручиться чьей-то поддержкой, а за это придётся платить, это не такая сложная загадка, чтобы тянуть её из серии в серию.
Не делаю рецензию отрицательной, потому что видно, что старались. Для отечественного сериала хорошо и добротно. Но всё, что нематериальная культура в кадре, надо оттачивать и улучшать.
22 июля 2025
+
В отличии от экранизации 2022г. здесь ясно читается суть происходящего. Сюжет очень динамичный, не даёт расслабиться.
Некоторые актеры идеально попали в тираж, например фанатичная мать Ричарда играет отлично.
Хорошо показано обучение, особенно азарт юных парней во время преодоления трудностей.
Очень красивые костюмы, интерьеры, пейзажи и актеры.
Сцена первой исповеди жестокая, но очень впечатляющая.
Разнообразные локации, одежда и образы персонажей, массовки - видно, что старались и приятно погружаться в такой мир.
-
Зачем заменили Робера Эпине?!!! Он был великолепен!
Повествование четкое и максимально ёмкое, от чего создаётся впечатление не художественного произведения, а доклада отличника у доски.
Балы у авторов получаются намного хуже сцен битвы. Вроде всё хорошо: интерьеры, костюмы, прически, НО... что это было в 4 серии?! Это какая-то пародия на средневековый танец в ускоренной перемотке. Почему все засвечено искусственным светом, отчего костюмы смотрятся дешёвой синтетикой. Про платье королевы в день рожденья я промолчу, по какому веку художники по костюмам его лепили - непонятно.
Почему сестра Ричарда разговаривает так современно? Понятно, что это бунт против матери, но подбор слов и стиль повествования не похож на средневековый.
С нетерпением жду выхода следующих серий, спасибо за работу всем участникам проекта!
19 июля 2025
Не знаком с первоисточником.
В целом редко смотрю наши фильмы. Но было столько рекламы, что я, как любитель фэнтези, не мог пройти мимо.
Увы и ах, не понравилось ничего.
Во-первых, абсолютно всё стерильно и натужно. Костюмы, парики и декорации выглядят как ляпистая бутафория. Нет фактуры, нет ощущения, что это одежда и реально используемые предметы. Есть ощущение, что это именно 'костюмы' и 'реквизит'. Как-будто очень дорогая сценка в скетч-шоу.
Во-вторых, сколько графики нам надо? ДА!
Слишком 'выпирающая' графика. Местами вообще видны чуть ли не стоковые шаблоны, по которым отрисовывали частицы, лайтлики и т.п. Заставка отвратительная, извините.
Далее актерская игра, диалоги, персонажи и сюжет. Чрезмерно пафосно, чрезмерно пусто и совершенно не цепляет. 'Диалоги о песке' и то казались органичнее. Картонные персонажи без харизмы.
И последнее, картинка. Работа со светом очень неоднородная. Где-то очень красивый и атмосферный свет, а где-то, особенно в сценах с графикой свет не дружит сам с собой. Цветокор такой же. Да и резкости не пожалели.
Как бы не был плох Ведьмак от Нетфликс, он смотрится гораздо лучше. А если сравнивать с мэтрами жанра в полном метре и тв (ВК и ИП), то проигрыш по всем фронтам.
5 из 10
16 июля 2025
Возможно, это проблема первоисточника, что намешано всего из Дюны, Игры Престолов, Дюма и тд.
Но, вместо того, чтобы делать вторичное и скопированное, неплохо бы взять любой интересный исторический период (как автор Игры Престолов и делал) и создать новую и интересную сагу.
В экранизации видно, что старались учесть ошибки предыдущей попытки... но опять наворотили: постоянные прыжки во времени в течении одной серии (обычно в сериалах такое грамотно вставляют в разные серии, а тут каша мала).
Музыка... фэнтези сериал с какими-то электронными и бит-перебивками это точно минус вайб и атмосфера (возможно вдохновлялись Дюной, но Дюна не фэнтези и музыка там на порядки лучше, а тут как будто первокурсник нагенерил в нейронке).
Часть париков как будто из одного места или уволили художника по костюмам. Плюс что молодых ребят живых взяли.
Диалоги(возможно в книге такие же я не знаю) это просто что-то уровня 'автор тудей'(из низа списка). Максимально натужные и высокопарные.
Герцог атрейдес... ой то есть старший Огдел что-то прямо очень быстро сливается и опять по детски как-то (можно было чуть подраскрыть, а то выглядит как импульсивный юнец, которого на слабо взяли).
Введение в сюжет - ну можно делать не как в книге, а все таки киноязык использовать... А то с первых кадров куча имен, которые знают только фанаты и никто не запомнит (даже статью уже авторы выпустили с объяснением кто есть кто).
Из плюсов - видно что графика и костюмы на уровне.
Монтаж уже лучше: поединки можно смотреть (в отличие от предыдущей экранизации и эпилептичного монтажа).
Но часть реквизита явно нулевая и новая, особенно 'древний' фамильный кинжал - как только из мастерской, без фактуры.
Хорошо что взяли много молодых актеров, которые стараются играть.
Не совсем понятно какой в итоге жанр они хотят показать? Сначала зачем то планеты и космос (Дюна вайбы), потом магия и древние ритуалы (Фэнтези).
Если в третий перезапуск сделают еще одну работу над новыми ошибками - должно быть годно.
Пока смотреть сложно, если не фоном.
16 июля 2025
При просмотре первой серии Этерны появилось стойкое впечатление, что я смотрю первую серию Игры престолов. Я, как человек, который смотрел этот сериал еще до того, как смотреть его стало мейнстримом, могу сказать, что ощущения от просмотра этих сериалов очень похожи.
До просмотра Этерны я ознакомился с несколькими отзывами и комментариями с жалобами о том, что смотреть Этерну трудно из-за того, что повествование слишком насыщено разными именами и географическими названиями. Пожалуй, я не соглашусь с данным утверждением. Да, новых и неизвестных ранее имен и названий много, но не слишком много. Их вполне можно запомнить. Плюс ко всему авторы при показе новых локаций любезно подписывают их, что также способствует усвоению нового материала.
Еще одна из жалоб связана с тем, что Этерна пытается тягаться с Игрой престолов, но не дотягивает. Меньше масштаб, меньше бюджет. Как человек, неоднократно пересматривавший Игру престолов с самого первого сезона, я знаю как выглядит Игра престолов в первом сезоне и в последних сезонах. Разница в уровне ощутимая. Не пытайтесь сравнивать последние сезоны Игры престолов и первые серии Этерны. Это неверный подход. Уверен, что в случае успеха, со временем Этерна обрастет более большим бюджетом и мы сможем увидеть более масштабные и эпические битвы и сцены наподобие Битвы бастардов.
Из того, что мне понравилось могу отметить отличные декорации и костюмы, хорошую музыку. В Этерне хорошая операторская работа, много красивых кадров. Актеры играют прилично, не раздражают.
Из минусов, пожалуй, могу отметить, что хотелось бы увидеть более детальное повествование. Как будто бы не хватает некоторых сцен для полностью комфортного просмотра. Например, в первой серии после гибели одного из персонажей не показали как от него отвернулись его сторонники и как все организованное им движение рухнуло. Да, домыслить можно, но хотелось бы, чтобы это было не в мыслях, а на экране.
Из пожеланий хочу предложить авторам добавить больше перчинки. Например, все та же сцена гибели одного из персонажей в первой серии. Зритель заранее предполагает, что он погибнет, так как это флешбэк. Было бы лучше, если бы это был шоковый момент. Например, как в Игре престолов, когда зрителя подводят к тому, что одного из персонажей помилуют и освободят, но неожиданного его казнят. Нужно больше таких моментов в Этерне. Зрителям это понравится и они будут это обсуждать друг с другом.
В общем и целом, подводя итоги, могу сказать, что Этерну интересно смотреть и, что самое главное, хочется узнать, что же будет дальше.
13 июля 2025
Сразу оговорюсь, что я люблю фэнтези (и книги, и фильмы, и сериалы), и с уверенной долей вероятности могу сказать, что отличу хорошее произведение от плохого.
Так вот, «Этерна» — это плохой фэнтези-сериал. Я не читала оригинальные книги Камши, и, в целом, не собираюсь, поэтому рассматриваю «Этерну» исключительно как кинопроизведение.
Вселенную сериала очень сложно понять. Это происходит и из-за абсолютно странных сложных имен (и количества этих имен на 5 минут хрона), и из-за очень обрывочного монтажа и нелинейного повествования, и из-за одинаковости актеров.
Больше всего меня впечатляет, сколько материалов по миру сериала уже выпустил КП, видимо, понимая, что без мини-сериала, подкаста, словаря, тут не разберешься. Это говорит не о хорошей маркетинговой стратегии, а очень скудных сценарных способностях. Зрителю не дают влиться эмоционально ни в одну из сюжетных линий, мы перескакиваем из одного сложновыговариваемого царства в другое, потом обратно и на 400 лет назад, а потом снова в наше время. И первые две часовые серии нас просто знакомят с лором мира вместо внятного сюжета, и знакомят так, что ничего не понятно в итоге!
Про схожесть с «Игрой престолов» надо поговорить отдельно. Начиная от визуального стиля заставки, закоса в саундтреке на Рамина Джавади и заканчивая персонажем Антона Рогачева aka Дейнерис российского розлива, — все выглядит подделкой с алиэкспресс. На это даже немного стыдно смотреть, потому что видна огромная разница в смелости и неожиданной откровенности «Игры престолов» с натужными попытками повторить это все создателями «Этерны».
Актеры, кажется, неплохие, но называть их «крашами» (как в описании сериала) — достаточно сложно. Ни у одного героя нет харизмы, нет сильного (или слабого) характера, нет четкой мотивации кроме как «он убил моего батю, пойду убью его в ответ, потому что мама так сказала». Дружба унаров очень выдуманна, натужна. К слову, в сцене когда унаров наказывают за вольность в защите Ричарда, был очень дурацкий момент — герои вслух при наставнике повторяют «Как же хорошо что мы запрятали там вино». Да твою налево, мы видели это 5 минут назад, не надо это повторять вслух и в лоб зрителю повторно! Гораздо сильнее и изящнее это выглядит, когда зритель все сам понимает и никто ему не объясняет такие моменты.
Женские персонажи. Их просто практически нет. Почему не сделать хоть несколько сильных женских персонажей? Балом правят мужики, и на это очень грустно смотреть в 2025 году, где как будто бы уже научились прописывать смелых, коварных, отважных, сексуальных, мужественных героинь. Зато парней навалом — и все никакущие.
Внешность всех персонажей очень безликая, и дело тут не в физической красоте или некрасоте. Все очень вылизаны, с идеальными укладками, в идеальных костюмах, с чистой кожей, с ровными зубами. Мы же находимся в Средневековье, ну сделайте вы фактурных мужчин с шрамами, неаккуратных подростков-унаров. Король выглядит очень карикатурно, нефактурно.
Картинка вроде бы и красивая, но к каждому моменту так и хочется придраться, потому что постоянно возникают логические ошибки, несостыковки, какая-то сальность и клишированность.
Мне очень хотелось бы увидеть крутой российский фэнтези-сериал, но, к сожалению, сделать просто симпатичную картинку — недостаточно. Оказывается, нужен очень крепкий сценарий, умение рассказывать историю линейно, фактурные персонажи. И ради бога, нужны женские персонажи! Смотреть в очередной раз, как кучка подростков-парней сражается за королеву и за двор, ну это уже просто очень плохо. Дайте наконец-то российскому зрителю нормальных героев и нормальные сюжеты.
12 июля 2025
Благодаря кинофильму Этерна погружаешься в самобытный мир, где благоденствующие замки с дворянами возвышаются над поселениями, кишащими людом с рынками и трущобами. В города прибывают караваны с товарами, а хитрые гоганы вершат торговые сделки и странные ритуалы, закрепляют их кровью. В этом мире династии сталкивают армии в борьбе за трон. И этот мир судя по легенде, находится на изломе эпох, то есть он обречен к разрушению, а значит краски будут максимально яркими, судьбы драматичными.
Повествование в фильме идет для меня идеально. Сюжетные линии развиваются постепенно. Нельзя сказать, что я прям чувствую напряжение от сюжета, но повествование увлекательно, изобилует интересными моментами. Я доверяю сценаристам, которые не станут, как американские кинематографы для НВО, вломить в лоб зрителя очередную порцию натуралистичной жестокости и грубости. «Этерна» прекрасна и цепляет другим – хорошим сюжетом, красивым предметным миром, тайной и магией. Еще «Этерна» близка мне своим бережным отношением к героям. Пускание в расход ярких персонажей, бессмысленные смерти полюбившихся героев - это все, что оттолкнуло меня от просмотра «Игры престолов». Этерна – это, конечно, не уютный мир, но очень красивое и разумное, эпичное фэнтези.
В фильме подсвечиваются архетипы, наполненные символами и сюжетами, универсальными для разных культур. Есть мудрец, ментор в школе Лаик и священник олларианства, отец Герман (Иван Добронравов), стремящийся докопаться до истины, так как видит знаки апокалипсиса.
Есть Маг, священник и монах, невероятный Магнус Клемент, явно обладающий темными знаниями, выходящими за грань реальности. Мага играет невероятно пластичный и экспрессивный Антон Адасинский.
Жертва-изгой Робер Эпинэ (Павел Чинарёв) пассивный, рефлексирующий образ, очень осторожный и терпеливый. Этот воин стоял и смотрел, как истекает кровью убитый в поединке Эгмонт Окделл. Да, он продолжил сражаться за бунтарей, не сбежал. Он благороден, но нерешителен. Он и сам говорит, что мог бы героически погибнуть, но его оставили в живых и выселили из родных мест, куда он никогда больше не попадет.
Жертвенность чувствуется в образе юной и красивой Мэллит из рода гоганов (Валентина Ляпина). Неужели ей не будет суждено быть любимой, иметь семью. Она умрет?
Нет блеклых героев. В каждом герое узнаешь уникальный сплав архетипов. Очень интересно наблюдать, размышлять над поступками героев.
Первые серии начинаются с того, что нам предстоит наблюдать за обучением и возмужанием юных дворян, унаров, воспитанников школы оруженосцев Лаик. Капитан Арнольд Арамона готовит для парней испытания и провоцирует стычки между задиристым Эстебаном Колиньяр (Алексей Лукин) и подавленным смертью отца, и тем, что он считается мятежником, предателем Короля, Ричардом Окделл (Иван Трушин).
Живучего и упитанного капитана Арнольда Арамона (Виталий Коваленко) хочется отправить на войну оттачивать боевые навыки фехтования!
Из всех героев очень привлекает образ Рокэ Алва (Юрий Чурсин). Этот воин-правитель обладает острым умом, склонностью к риску и принимает решения, которые усиливают его власть. Думаю, что с этим героем будут происходить самые интересные события в истории. Юрий Чурсин, глубокий актер с магнетизмом, прекрасно играет эту роль.
Итак, мы имеем открытый конфликт интересов за трон между королем Фердинандом Олларом и юным Альдо Раканом. Скрытый и потенциальный конфликт интересов за трон между наследниками остальных шести великих родов. Разные силы при дворе устраивают дворцовые интриги, чтобы продвинуться поближе к власти, получить звание и должность при дворе получше. Имеем зарождающуюся дружбу и вражду между юными унарами. Имеем разное видение духовенства на судьбы мира. Есть тайны вокруг интересов правителя гоганов Енниоля (Евгений Стычкин) к таинственной Гальтаре.
Сериал мне пока очень нравится, все сделано с большим вкусом и бережным отношением к зрителям.
12 июля 2025
Сначала субъективное мнение: отношение к недостаткам этого фильма многократно умножается из-за навязчивой рекламы, пропихиваемой с надоедливым усердием ребенка, тычущего папе свою картинку: 'Смотри, смотри, - я нарисовал!'. Только вот речь идет не о ребенке, а о тех, кто должен был быть профессионалом, и кто потратил на эту 'картинку' сотни миллионов, надо думать, денег. Хорошо если рублей.
Я искренне попытался дать этому сериалу шанс, отбросив весь скепсис и пообещав себе, что не буду проводить прямых параллелей и сравнивать с другими известными фэнтези-сериалами о псевдо-средневековье. Но сериал сам откровенно глумится над попытками оправдать его и посмотреть непредвзято.
Начиная с самой завязки, самой идеи - боги, конфликты, пророчества и т.д. Кисломолочные шаблоны, которые начали вызывать у меня тошноту еще в 90-х, когда хлынул поток низкопробной писанины, гордо именуемой - фэнтези. Ты, хочешь - не хочешь, но возвращаешься к сравнению с интересными историями, где глобальная судьба мира открывается постепенно через рассказ о судьбе одного или нескольких героев.
Отдельным минусом для старшего поколения стала неприкрытая пародия (именно, - пародия) на 'Гардемаринов'. Только вот пафосная блажь горящих юных взглядов из фильма Дружининой была естественна, понятна, оправдано и, в целом, соответствовала нашим представлениям об идеалистах-дворянах. В 'Этерне' попытки сыграть в честь, отвагу, дружбу выглядят просто нелепо. Ну разве кто-то из вас, кто смотрел, или из тех, кто будет смотреть, смог понять на чем построен дурацкий конфликт, основанный на предвзятости к 'сыну предателя'? А если вы смогли, если даже не объяснить, то хотя бы прочувствовать его эмоционально, то как, прости Господи, вы объясните появление самоотверженных 'в доску', вплоть до отчисления, друзей?
А что вы скажете о мотивации главного бунтовщика и согласии на дуэль? И дело даже не в том, что нам его подали как великолепного стратега и тактика, а том, что за некоторое время до этой самой дуэли он прямым текстом рассказывал, что без него рухнет все восстание. Надо взять эту тактику на вооружение, и в шахматах обязательно разменивать ферзя на любые фигуры, авось противник испугается и сдастся.
Визуальная часть тоже откровенно плоха своей идеальной компьютерной лубочностью. Гладковыбритые, белозубые, в белоснежных рубашках независимо от погодных и полевых условий... Любо-дорого посмотреть.
Главное. Фильм ничему не учит, не задает загадок, не ставит вопросов и, даже, не развлекает. Нет даже намека на любопытство: 'А что будет дальше?'. Потому что на солдатиков в компьютерной игре нам, по сути, - плевать.
12 июля 2025
Мы строили-строили и наконец построили! Даже не верится. Пятого июля, – предлагаю, кстати, наречь эту дату Этерновым днем, – вышел сериал, которого так долго ждали все, кто верил в этот проект. В том числе и я. Достаточно сказать, что я посмотрела две серии в кино, затем почти сразу же пересмотрела их на одном дыхании на стриминге дома. Думаю, не имеет смысла отдельно проговаривать, что мне очень понравилось. Это было прекрасно (ах, виконт Валме, а ну прекращайте со своим этим самым)!
Да, в сериале многое изменили по сравнению с книгами, переложив на киноязык, но по духу это наши «Отблески…», лично у меня в этом нет сомнений. Конечно, как у человека, прочитавшего все книги, у меня не могло не возникнуть вопросов к некоторым сюжетным решениям, но на итоговое первое впечатление от просмотренного они повлияли незначительно. Посмотрим, как обыграют самое существенное изменение, связанное с обстоятельствами убийства Эгмонта Окделла в ходе восстания. В остальном не вижу смысла скрупулезно подсчитывать отличия от книги. Было ясно, что они будут. Лучше просто насладиться сериалом, поэтому я стремлюсь к тому, чтобы оценивать его, отделяя свои эмоции насчет книги (но сразу оговорюсь, что не даю сценаристам карт-бланш на любые изменения в сюжете и в характерах, однако уповаю на наличие у них вкуса и определенного чутья), и уж тем более без ненужных сравнений с пилотным эпизодом.
Первая серия вводная, создатели берут быка за рога и сходу демонстрируют, с чем может столкнуться этот мир, а затем дается местная система координат, краеугольным камнем в которой выступает одно событие недавних лет, – восстание против короля, разделившее жизни вовлеченных в него на «до» и «после». Со второй серии уже начинает закручиваться основной сюжет.
События разворачиваются в визуально богатом мире «плаща и шпаги», во многом совпадающего со стилистикой Западной Европы 16 века, и ставят героев перед сложным моральным выбором. Апокалиптическая фэнтезийная составляющая следит за надвигающейся угрозой, о которой осведомлены лишь немногие хранящие обрывки древних знаний, а основная масса человечества все позабыла, тем самым лишив себя защиты. «Все это скоро не будет иметь никакого значения».
В дальнейшем нас ждет больше деталей и локаций, я в предвкушении, но уже сейчас мир «Этерны» хочется рассматривать. Особенно пока впечатлил «город контрастов» Агарис. Вызвали любопытство причудливые осветительные приборы и песня, ненавязчиво раскрывающая детали мироустройства. Возможно, великолепным костюмам действительно не хватило натуралистичных потертостей, но мне подумалось, что постановщикам, вероятно, попросту стало жаль их портить. Хотелось бы, возможно, добавить немного непринужденности, юмора, чтобы картинка стала чуть менее вышколенной и одновременно более взрослой. Хочется сказать создателям сериала: расслабьтесь! Все классно, выдыхайте. Дальше просто нужно «разыграться».
Кто-то метко назвал «Этерну» густонаселенным сериалом и то ли еще будет! Каким-то образом здесь удалось собрать актерский ансамбль, в котором каждый на своем месте и прекрасно подходит на роль. Какие-то небольшие киноработы, конечно, менее яркие, но все задействованные на данный момент главные герои чудо как хороши. При этом книжные персонажи предстают в новом свете, их характеры приобрели иные грани.
Поняла, что Иван Трушин с лихвой отыграл тот огромный и при этом, подумайте только, заочный кредит доверия, который я ему «выдала», увидев первые фотографии со съемочной площадки. Еще тогда я поняла, что он тот самый Ричард, мой любимый персонаж «Отблесков», каким я все это время его представляла. Спасибо всем причастным! Он чудесный! Точнее, они оба, и Иван, и его Ричард.
Также я под большим впечатлением от работы Юрия Чурсина. У меня после пилота, признаюсь, нет-нет, да и появлялись сомнения, совладает ли он с нашим строптивым Кэналлийским Вороном, но теперь они в прошлом. Его Рокэ Алва обладает невероятной, сногсшибательной энергетикой, я не уверена, что можно было исполнить эту роль лучше. А какой он в сцене дуэли… я пересмотрела эти кадры уже раз сто: сперва кошки-мышки, а затем ррраз… «синие глаза больше не смеялись». Очень жду следующих появлений Монсеньора в сериале, уже в «настоящем времени» и их взаимодействий с Ричардом.
Антон Рогачев каноничнейший Альдо! Светлокудрый ангелок с хитреньким прищуром и, эээ, с весьма примечательными вкусами в одежде, он застоялся в бездействии и ему не терпится изменить свою жизнь.
На удивление понравились Евгений Зайфрид, Валентина Ляпина (ах, эта маленькая деталь, платье из пилота у нее в руках… но хорошо, что не стала надевать), Павел Чинарев и Иван Добронравов. У меня была достаточная доля скепсиса в отношении всех перечисленных, но теперь он благополучно развеян. Особенно мне понравился Робер, персонаж экспонирован очень грамотно и это внушает оптимизм. Михаил Тройник симпатичен в роли нервного короля Фердинанда, а персонаж Любови Константиновой в первое же свое появление на экране наглядно демонстрирует свою действительную сущность.
Пока мне грустно только от образа принцессы Матильды, такое ощущение, что потенциал Оксаны Базилевич не задействован в полной мере. Почему? Также немного жаль, что вне основной «компании» мальчишки-унары так и остались массовкой (мои мечты увидеть на экране Берто Салину так и остались мечтами), но я, пожалуй, это переживу. Все равно линия с Лаик наименее интересна для меня в первой книге (хорошо, но столичная жизнь и появление монсеньора Рокэ – лучше). Эх, ну почему всего шесть серий, почему хотя бы не восемь, по стандарту?!
Кстати, в кино на первые две серии со мной ходили друзья, которые не читали книг, и они сказали, что сюжет им показался вполне понятным. Это к слову про упоминавшиеся особенности таймлайна, быстрый темп и множество подробностей. Вероятно, если внимательно смотреть, то все будет доступно. При этом перемещения во времени удобно снабжены отметками с названием локации и временем действия, а детали значительно упрощены для понимания. Подруга, кстати, даже взялась книгу читать! А друг, который пошел с нами скорее за компанию, удивился, что мы смотрели отечественный сериал, и впоследствии отмечал различные детали, задавал уточняющие вопросы по лору.
Я же, при том, что читала книги, поймала себя на искреннем интересе, что будет дальше!.. Видимо, запланирован пусть и основанный на книжном цикле, но оригинальный сюжет.
Кстати, из моего читавшего окружения (ни много ни мало пятнадцать человек, чем не фокус-группа) сериал пока нравится абсолютно всем, в градации. И у нас большие надежды… Я очень хочу, чтобы «Этерна» зашла широкой публике, – выражаю надежду то, что зритель сможет разделить ценности людей иной эпохи, мира, – и мы бы увидели продолжение! Так хочется в дальнейшем получить полноценную историю.
9 июля 2025
С первых минут сериала авторы пытаются заинтересовать нас новым миром с магией и интригами. И первые минуты действительно заинтересуют, ты не знаешь, кто это, что вообще происходит, но понимаешь, что грядет некое «Великое зло»!
Только к сожалению первые интересные кадры абсолютно обманчивы, ведь дальше нас ждут хаотичные вставки сюжета: то восстание, то какой-то истинный король, то этот же человек, но уже взрослый - ничего не поясняется. Вас сходу запихнут в гущу событий, при этом абсолютно не объясняя, что вообще происходит и кто перед тобой.
Сам сериал будто и не до конца понимает, чем он хочет быть. Вот вроде нас пытаются погрузить в конфликт за корону, ты начинаешь вливаться в эту атмосферу войны за престол. Но вдруг это все обрывается и нас убеждают, что этот мир скоро будет уничтожен, грядет «Великое зло».
Не поймите неправильно, все это действительно интригует, но когда нам пытаются это объяснить, в голове каша, потому что это делают не последовательно, а накидывают информацию кучей.
Отсутствует какое-либо нормальное знакомство с главными героями. В большинстве своем нам просто говорят: «вот его зовут так, у него такая-то цель». Ты просто не успеваешь просмотреть, что это за персонаж, не успеваешь его оценить. Их мотивация высказана на словах, но ты не понимаешь, это точно ли их мотивация?
Во второй серии Ричард развлекается с друзьями, после чего происходит милая и красивая сцена, где они его защищают, но как они стали друзьями?! Есть такое ощущение, что часть снятого просто была вырезана из общего контекста происходящего. Ты просто не понимаешь, что, как и почему тут происходит.
В общем и целом это многообещающе, но есть много вопросов касательно визуального повествования. Хаотичные вставки сюжета, иногда даже не соотносящиеся по временным линиям. События, которые происходят просто потому что. Все время есть стойкое ощущение, что без прочтения первоисточника, ты вообще ничего не поймешь, что огромный минус для зрителей, которые хотят познакомиться с этим миром впервые.
Примеров возьмем Аркейн, где вы все равно понимаете, что и как происходит, даже без знакомства с лором игры, ведь нам это поясняют.
Я буду надеяться, что в следующих сериях авторы все таки постараются адаптировать сериал не только для фанатов, но и для новых зрителей, а так же займутся детальной проработкой персонажей и их целей. Будем ждать.
9 июля 2025
Я фанат книг. Перечитывала дважды весь цикл и все еще надеюсь на его завершение.
Первая попытка экранизировать серию вызывала детский восторг просто от того, что кто-то решил взяться за этот титанический труд. Но все таки было много вопросов к декорациям, сценарию, театральщине.
Вторая попытка мне в целом понравилась больше. Тут самое главное приглушить в себе голос читателя и постараться абстрагироваться. И еще принять тот факт, что фильмы и сериалы по книгам чаще всего снимают не для фанатов этих книг. Сравнения с ВК или Дюной в этом плане не считаю удачными. Это скорее исключения из правил. Чаще же все уходит в сторону упрощения, урезания, переделок. Просто потому что погрузить в мир так, как это делают книги, задача архисложная. Что сделали с Колесом времени, думаю, не стоит напоминать. Тут пока все в разы лучше.
Алва - 10 из 10. Насколько сложно в принципе подобрать актера под этого персонажа (если это не молодой Домогаров), настолько Юрий с этим и справился.
Оба Окделла в новой версии - 10 из 10.
Придд, к сожалению, совсем мимо. Может и раскроется, но пока достаточно безликий и никак не отражает сути персонажа.
Эпине... Очень странное прочтение персонажа, на мой взгляд. От характера до парика.
Альдо — отличное попадание. И тут получается забавный реверс. В первой версии сериала Эпине был прекрасен, к Ракану вопросы. Теперь наоборот.
Сильвестр и Адриан - 10 из 10.
Ениоль.. Надо смотреть дальше. Стычкин — достаточно необычный выбор. Но играет интересно.
Мэллит, Катершванцы, Эстебан, АРАМОНА (вот он 12 из 10). Даже новая Матильда - оч хорошо.
Если в целом про сюжет - по ощущениям, стало намного проще понять, что происходит. Первая версия сериала была сильно перегружена. Теперь все достаточно понятно и логично - тут сценаристы молодцы.
Картинка мне понравилась, выглядит отлично. Костюмы - в большинстве своем тоже.
Забавная начальная заставка. Эдакое алаверды ИП) Выглядит круто.
По итогу я скорее довольна. Авторы взвалили на себя огромнейший мир. Я понятия не имею, как они все это будут умещать в формат сериала, но желаю им сил, терпения.
9 июля 2025
Сериал «Этерна» захватил меня с первых же секунд, и дальше уже невозможно было оторваться. В сериале есть всё, что мне нравится: красивые натурные съёмки, динамичное повествование, фехтование и верховая езда, интересные взаимоотношения между героями, приключения, интриги, дружба и любовь. Каждая сцена в сериале снята настолько интересно и захватывающе, что можно пересматривать по несколько раз. Мне очень понравился язык повествования: без перегрузки, кратко, и в то же время предельно ёмко.
Хочу отметить прекрасно подобранный актерский состав, все актеры играют очень достойно.
Виктор Добронравов убедительно играет благородного дворянина Эгмонта Окделла, с рыцарскими представлениями о чести и справедливости. Его взаимоотношения с маленьким сыном Ричардом показаны очень трогательно, Добронравов играет доброго и чуткого отца.
Юлия Марченко (Мирабелла Окделл) в нескольких коротких сценах прекрасно передает характер своей героини: и любовь к мужу, и сумасшествие, когда она то ласкова, то проявляет холодность и жесткость по отношению к детям. А как Юлия играет глазами! Когда муж Мирабеллы уезжал на войну, у неё был такой взгляд, что она вот-вот бросится за ним бежать.
Робер Эпинэ, которого играет Павел Чинарёв, понравился мне с первого своего появления – хороший друг и соратник, с отчаянной смелостью сражающийся до самого конца. Павел Чинарёв очень харизматично исполнил эту роль.
Особенно хочу отметить Юрия Чурсина, его актерская игра превзошла все мои ожидания, его герой Рокэ Алва потрясающий! Такой ироничный «кошкин сын» с кошачьей грацией, который не так прост, как кажется на первый взгляд.
Дуэль Алвы и Эгмонта очень динамично, напряженно и зрелищно показана, я смотрела, затаив дыхание. Мне очень понравилось, что во время дуэли также показывали реакцию секундантов – Робера и Хорхе. И как меняется настроение Алвы в ходе дуэли, и какой Алва до и после дуэли - Чурсин очень хорошо это сыграл.
Сцены в школе оруженосцев Лаик очень запоминающиеся. Молодые актеры играют хорошо, их юношеская искренность, энтузиазм и задор очень подкупают. Мне понравилось, как через совместное преодоление препятствий показано зарождение дружбы между юными унарами.
Иван Трушин – настоящий Ричард! Я всегда представляла себе Ричарда именно так. Его понимаешь, ему сочувствуешь, и он очень трогательный.
С первых серий уже становится интересно, как будут развиваться отношения Альдо (Антон Рогачёв) и Мэллит (Валентина Ляпина), актёры прекрасно смотрятся вместе. Юная Мэллит хочет выйти замуж по любви, но отец выбрал для неё иной путь. Мне понравилась игра Валентины Ляпиной, это было убедительно и вызывало сопереживание.
Каждый новый герой вводится в сюжет яркими, запоминающимися штрихами. Характер королевы (Любовь Константинова) – сильной и решительной женщины, несмотря на хрупкий внешний вид, показан с первой сцены, в которой появляется эта героиня.
Очень понравился король, которого играет Михаил Тройник – это неоднозначный герой, слабый правитель, впадающий в истерику и не знающий, как противостоять мятежникам, но при этом необыкновенно обаятельный.
Также в сериале интересна линия отца Германа в исполнении Ивана Добронравова, который занимается разгадыванием древних тайн.
Сюжет интригует с первых серий, хочется узнать, что будет дальше. Рекомендую сериал всем любителям интересных приключенческих сюжетов и красивого кино с хорошо играющими актерами. И с нетерпением жду следующей серии!
8 июля 2025
Мать моя женщина, это что за театральный капустник? Почему все актеры смотрят в камеру как люди, cтрадающие хроническим запором, и давят из себя пафосные реплики, не связанные между собой никакой логикой?
Почему вся эта театральщина существует вне контекста, и мне для понимания сути происходящего надо быль многолетним членом фандома произведений Камши?
Почему в альтернативном средневековье все до последнего оруженосца носят модельные стрижки со следами геля для укладки и белоснежные рубашки/куртки, и прочий реквизит, который почти в 100 процентах случаев выглядит новым, даже если ему по сюжету 300 лет в обед?
Почему местного “Неда Старка” подошвы сапог в сцене смерти резиновые?
Почему костюмированный мюзикл про Д,Артаньяна из 80-х в плане костюмов и реквизита выглядит достовернее эпического фэнтези 2025-го года выпуска?
Да в том же “Дуэлянте” 2016-го достоверности больше и реквизит фактурирован лучше. Он там вообще в принципе фактурирован, а не как здесь.
Я, кстати, не поленился, полез в первоисточник, у Камши тоже каждый Архварзавропод Эйяфьятлайокудль-оглы Николаевич пафосно декламирует свой текст что твой древнегреческий актер.
Имена персонажей Камшa, похоже, собирала, кидая кубик для D&D на букварь, и приговаривая «плевала я на эту вашу фонетику», но блин, это ведь в сценарии можно было бы и пофиксить.
Ужасно играющие дети, ужасно мыльный и избыточный графон, ужасно выстроенное повествование, и это я только первую серию заставил себя посмотреть.
И ведь видно, что актерский состав приятный, есть много умеющие “старички” типа Чурсина и Вержбицкого, но работа режиссера и сценариста просто ужасает.
Еще видно, что снято очень дёшево: массовки катастрофически не хватает, а потому локации неживые, и это сильно мешает погружению. И какое же всё пластмассовое, боже ж ты мой…
Фандому, наверное, зайдет. Но это объективно значительно хуже даже провального “Ведьмака” от Нетфликса.
В общем, отечественное фэнтези снова столкнулось с двумя отечественными же проблемами: нет денег и нет кадров.
Очень обидно.
8 июля 2025