Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.9 |
IMDb | 5.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Затерянные |
год: | 2024 |
страна: |
Россия
|
режиссер: | Роман Каримов |
сценарий: | Роман Каримов |
продюсеры: | Георгий Шабанов, Иван Капитонов, Святослав Подгаевский, Маргарита Мигранова, Иван Борисов, Александр Киргинцев, Ирина Шамина |
видеооператор: | Иван Бурлаков |
композиторы: | Дмитрий Шпилев, Роман Каримов |
художник: | Елена Окопная |
жанр: | триллер |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в России: | $150 552 |
Мировые сборы: | $151 921 |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 34 мин |
Отодвинем на второй план прекрасный финальный твист фильма 'Затерянные'. Большая часть этого фильма - это путешествие четырех коллег на грани жизни и смерти. Маленький региональный городок становится в своем роде Элизиумом для Андрея, Сергея, Валеры и Аброскина. В этом городе царит понимание, радость, покой. Все люди знают друг друга. И даже в полиции люди разговаривают по-честному, искренне. Элизиум - это в древнегреческой мифологии место, где правил Аид. Это своего рода рай, где нет ни печалей, ни страданий, ни болезней. В Элизиуме находятся Острова блаженных, где у людей есть выбор: остаться или вернуться в мир живых.
Счастье - это субъективная категория, у каждого оно свое. Обретя свое счастье, трое коллег остаются в загробном мире. Власть, друзья и приключения появляются у Аброскина. Любовь - у Валеры. В детство вернулся Сергей, который сильнее всех старался вернуться к жизни. Но он вспомнил свою скорее всего единственную любовь из детства, отца, мопед... Тогда только он был счастлив. Андрей сомневался, он чувствовал то самое спокойствие, которое он видел во снах, о котором мечтал. Но его ждала семья.
И вот Андрей открывает глаза. Он вернулся в наш сомнительный мир суеты и тревоги, бегства за недостижимым. Он единственный, кто остался жив. Кажется, что ему повезло. Но так ли все однозначно? Равна ли жизнь счастью? Эпикур считал, что счастье - это умеренность во всем. Человек может быть счастлив, если он не будет страдать, но и не будет находиться в эйфории.
Умеренность... Когда мы наблюдаем за парадом, за нашими героями, мы не думаем о том, что они спокойны, что они умеренно счастливы. Это настоящая детская радость, безграничная и яркая. Приходит в голову вывод, что, если решил жить, то и не стоит негодовать на то, что все бегут и суетятся. Жизнь - это действия. Жизнь - это механизм, которого не станет, если все люди внутри него остановятся. Остановка механизма жизни - это смерть.
Теперь хочу подробнее остановиться на прототипах основных героев.
Алиса - это собирательный образ Макарии (дочь Аида, богиня блаженной смерти) и Эвредики.
Ее отец - это собирательный образ Аида и Харона.
Валера - Орфей, это подчеркивают его игра на гитаре и пение.
Сергей дает 5000 отцу Алисы, символизирующие медные монеты, которые клали на закрытые глаза мертвеца для оплаты Харону
В фильме очень много греческих имен, что подталкивает нас к теме именно греческой мифологии Даже собаку отца Алисы зовут Афродита, подчеркивая любовную ветку Алисы и Валеры. А вторую собаку зовут Маркиза. Можно предположить, что она охраняет марки, приграничные зоны между жизнью и смертью.
15 ноября 2024
Затерянный провинциальный город не отпускает четверых коллег – амбициозных столичных карьеристов. Он чинит нескончаемые препятствия, манит как наваждение, прельщает неприхотливостью жизни. Разливаются над городом «Кумушки» Ольги Сергеевой как аллюзия на «Ностальгию» Андрея Тарковского, перипетии и встречи отсылают к «Параду планет» Вадима Абдрашитова и «Городу Зеро» Карена Шахназарова. Режиссер Роман Каримов встраивается в контекст отечественного кино, пытаясь осовременить его смыслы и мотивы. Предусматривается ли при этом исторический, социальный контекст? Вопрос дискуссионный. И «Парад планет», и «Город Зеро» насыщеннее и полнее отражают ту реальность, что окружала их создателей. У Каримова трудоголизм и виртуальный ассистент как апофеоз технического прогресса (в наше время уже не только московские моменты) вступают в борьбу с чистым воздухом, сплоченностью и размеренностью.
В основу сюжета легли реальные события: в ходе работы над фильмом «Днюха» режиссер вместе со съемочной группой оказались в глуши без бензина, заряженных телефонов и денег. Абсурдность и комичность происходящего стали импульсом для зарождения новой идеи, а в качестве референса действительно намечалась фантасмагория Шахназарова. Кроме того, для Каримова «Затерянные» представлялись метафорой о людях потерявшихся, утративших связь с родиной. Образом, отсылающим к родной стране, стала фигура отца Алисы. Одновременно с архетипическим, буквально прописавшимся в коллективном бессознательном наставлением «Пока суп не съешь - из-за стола не выйдешь!» мужчина напоминает гостям о существовании традиций, на основе которых выстроена жизнь в городке.
Ночь, туман, снег – уже заданная атмосфера с усилением мистического звучания, акцентом на изоляции города и отчужденности героев. Черное пальто как ключевая деталь костюма вынуждает поеживаться от холода, в том числе и зрителя (скорее, исключительно зрителя). Сцена с лодкой – пусть и избитое, но свидетельство путешествия в потусторонний мир. Столь же очевидна неоновая вывеска клуба «Сирена». Визуальная конспективность при этом сочетается с неизбитыми диалогами, многослойными высказываниями, подлинный смысл которых станет очевиден лишь в финале и убедит пересмотреть «Затерянных» повторно
26 октября 2024
Российских кинотворцов последнее время очень сильно тянет на мистику с философско-экзистенциальным налетом. Кажется, такому фильму как 'Затерянные' суждено было появиться. Воплотил его в итоге Роман Каримов, снимавший до этого комедии 'Неадекватные люди', 'Гуляй, Вася!' и идеологизированное 'Дыхание'.
'Затерянные' - это история четырех корпоративных московских коллег, которые отправляются в другой город. Там они проводят бурный вечер с китайскими коллегами и добиваются подписания важного контракта. Затем они дружно садятся в авто и направляются обратно в Москву.
Но не доезжают.
Посреди дороги в какой-то провинциальной местности у них заканчивается бензин. Что делать? Конечно же идти искать заправку. Одного пьяного они оставляют в машине, а трое бредут по дороге. Заправку они довольно быстро найдут. Но дальше будет все вовсе не так уж просто.
Жители в этом городке странные и мрачные. Тары нет. Нужно идти искать магазин. Магазин карту не принимает. Нужны наличные... На дворе ночь. Чем дальше будет развиваться сюжет, тем отчетливее для зрителей и для самих героев станет, что речь идет вовсе не об обычном населенном пункте. Это что-то вроде 'Города Зеро'.
Однако если в 1988 г. 'Город Зеро' Карен Шахназаров предрекал крах СССР и погружал зрителей в уникальный мир безвыходности и многозначительности, то 'Затерянные' погружает зрителей скорее в мир покорности и бессмысленности.
Нет, не то чтобы эта киноновинка была совсем уж пустышкой. Но это крайне поверхностная картина. Какие-то элементарные идеи о смысле жизни, о мужественности, о любви к Родине (куда же без этого!), о карьеризме, о счастье, о Боге, о материальных ценностях и прочем 'глобальном' тут щедро разбросаны. Все это соседствует с бессвязными образами о провинциальной России, которую московские кинодеятели воспринимают как какую-то инопланетную жизнь, которую они сами себя и зрителей пытаются насильно заставить любить.
Короче, если вы смотрели 'Человек из Подольска' 2020 г. и 'Быстрее, чем кролики' 2014, то можете представить что вас ждет от просмотра 'Затерянных'. Эти два фильма перемешали, выбросили все намеки на юмор и попытались вспомнить, что они в школе проходили что-то заумное типа Достоевского.
'Затерянные' вроде-как серьезный фильм, размышляющий на важные для любого человека экзистенциальные темы. Но ей-богу, вряд ли вас заденет и запомнится хоть одна фраза из этого фильма. Мне правда запомнилась одна, когда мужик говорит 'Тёлки, тачки, комфорт. Ты же знаешь, что это все не настоящее. Деньги есть, а ценностей в жизни ноль. Осталась ли у тебя душа?' Эдакое попахивающее худшими образцами советских идеологических фильмов, когда критиковали частную собственность и материальные ценности. А-ля 'Серёга, на кой тебе деньги! На кой тебе комфортная жизнь вообще! Да не на кой!'
Короче, искренне надеюсь что 'Затерянные' родился в результате личностных потуг полюбить Родину и переосмыслить свои жизненные ценности в сторону большей духовности. Тогда этот фильм еще можно глянуть.
А вот если он был создан как намеренное впаривание идеологии обесценивания комфортной жизни, то это прям 'фу', 'бяка' и череда матерных дефиниций...
9 октября 2024
Очень хорошо отношусь к творчеству Романа Каримова, но в данном случае случился какой-то сбой матрицы.
Пролог вроде как должен ввести в курс дела, чтобы зритель понимал, кто эти люди и почему они ведут себя именно так, как ведут, но тут вместо хоть сколько формальной экспозиции в декларативной форме показывают 3х из 4х героев, которых отправляют за приключениями. Кто они, зачем они, куда они? Ничего нет, просто ты-ты-и-ты добудьте контракт и вон того захватите.
Герои и их мотивации не прописаны от слова совсем (одного вообще буквально подсаживают в машину в качестве массовки), а такие мелочи, как как внутренний, межличностный и внешний конфликты, в структуре истории отсутствуют в принципе.
Ну ок, допустим такой пролог часть задумки и дальше всё будет, но опять же нет. По прибытию на место основного действия, люди частично незнакомые буквально 10 минут назад и активно конкурирующие 5 минут назад, вдруг начинаются вести как старые друзья, причем очень тупые старые друзья, т. к. далее начинается откровенный треш, работающий на том, что в каждом происходящем событии если что-то может пойти не так, то будет не так, а если даже в теории «не так» произойти не может, то герои начинают тупить и скандалить с удвоенной силой, чтобы любой ценой сесть в лужу на ровном месте.
Вот чисто для понимания уровня проработки сценария — в малый провинциальный город герои прибывают, когда уже алкоголь не продают, т.е. после 22:00, при этом жизнь в этом городке кипит такая, что некоторые мегаполисы позавидуют. Жизнь эта раскидана по сюжетным локациям, между которыми герои перемещаются закадровыми прыжками и представляет из себя цепь бессвязных сюжетов, на идиотизм которых местами больно смотреть.
Когда товарищи умудрились разделиться при посадке на автобус я бы честно говоря остановил просмотр, если бы в режиссерах значился кто-то неизвестный, т. к. вся цепочка событий на структурном уровне как до, так и после данной сцены — это дно драматургии. Причем, когда начинает казаться, что хуже уже быть не может, повествование разбавляется врезками с детскими флешбеками, которые настолько прямолинейны и нелепы, что до полного счастья не хватает озвучивания мыслей персонажей закадровым голосом.
Ближе к концу (минут за 10-15 до титров) абсурд резко разбавляется тяжелой философией, которая никак не бьется с происходящими до нее событиями, и сама по себе является набором клише, в стиле «лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным».
В результате после полутора часов бессмысленной беготни и демагогии, когда наконец зрителю раскрывают сюжетный твист ничего из увиденного ранее абсурда не обретает смысл.
По сути данная лента является экранизацией натягивания метафоричной сюжетной совы, на не мене метафоричный глобус «оригинальной задумки». Для начинающего режиссера — это было бы никак, но для Романа Каримова — это полный провал.
3 из 10
P.S. Если таки осилили фильм, и концепция понравилась, то посмотрите «Живите долго» (2021), там сюжет отлично ложится на управляющую идею.
4 октября 2024
Интересный проект с необычной завязкой. Четверо коллег отправляются для подписания договора в провинциальный городок, а после того, как заключают сделку, возвращаются домой. Как вдруг на их пути возникает множество препятствий, которые не дают им уехать из города, будто нечто извне не хочет их отсюда отпускать...
Фильм носит жанр «триллер», но это лишь малая часть того, во что нас по итогу погружает картина по части жанров. Это и чёрная комедия, и психологическая драма, и даже арт-хаус в какой-то степени. При этом всё мастерски взаимодополняет друг друга, и не создаёт ощущения, будто нас просто закидывают невнятными образами без подноготной
До попадания в мистический город, наши герои предстают типичными клерками, которые жаждут перемен, но не очень понимают, что для этого нужно менять, условия жизни или самих себя. Один вымотан гонками за повышением, другой на всех напирает и оправдывает это верным рабочим настроем, третий и четвёртый будто бы до сих пор ищут себя. В это время картина держится на актёрской игре и уместном обсуждении будней между персонажами. Всё начинает набирать нужный градус ближе к эпизоду с заветной сделкой и отправлению нашего квартета домой за наградой от начальника
Действо в фильме трактуется планомерно. В начале городок, в котором застревают главные герои, не сулит ничего странного, но чем дальше мы будем продвигаться по его окрестностям и взаимодействовать с местными жителями, тем необычнее будет выглядеть всё вокруг. В какой-то момент происходящее начинает напоминать фильм Дэвида Линча. Вот, например, небольшая сцена, где-то из середины картины: глубокая ночь в региональном захолустье (!), опушка то ли посреди парка, то ли посреди леса. На ней играют джазмены, а вокруг них танцуют разные люди. Настоящий сон при температуре тридцать-девять, что называется, но не спешите с выводами. Ведь этот и другие сюрреалистичные моменты заиграют абсолютно другими красками после концовки
Самое лучшее в этом фильме — его финальный аккорд. В первые секунды немного разочаровываешься в таком решении, но когда в дело вступает диалог двух героев, вдруг понимаешь, о чем был фильм всё это время. По-новому станут звучать слова «Да я же не хотел воровать байк, я просто покататься на нём хотел» от какого-то молодого парня из полицейского отделения. По-новому будет звучать «Наш городок небольшой, но очень дружный». И чем больше моментов из фильма вы будете вспоминать, тем больше необычных эмоций это вызовет
Отдельно хочется похвалить фильм за визуал. Почти монотонный визуальный код, рождающийся из мрачных ландшафтов и жёлтых фонарей, лишь изредка окрашивается другими оттенками и тем самым обращает наше внимание на выбивающиеся из общей палитры сцены. Как, например, сцена во время туманного утра или в самом финале. Чуткая динамика в операторской работе, много крупных планов, показывающих эмоции героев, или сцен с демонстрацией окружения, помогающих влиться в этот городок, будто мы гуляем по нему вместе с главными героями. После просмотра действительно чувствуешь, что тебе подарили удивительную и красочную историю, и это дорогого стоит!
8 из 10
5 сентября 2024