Рейтинг фильма | |
![]() |
7.4 |
![]() |
8.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Я всё ещё здесь |
английское название: |
Ainda estou aqui |
год: | 2024 |
страны: |
Франция,
Бразилия
|
режиссер: | Уолтер Саллес |
сценаристы: | Мурило Хаузер, Марсело Рубенс Пайва, Heitor Lorega |
продюсеры: | Уолтер Саллес, Мария Карлота Фернандес Бруно, Мартин Де Клермон-Тоннер, Родриго Тейшейра, Renata Balthazar, Renata Brando, Juliana Capelini, Тьерри де Клермон Тоннер, Camila Leal Ferreira, Masha Magonova, Лили Ногейра, Лоренцо Сантанна, David Taghioff, Guilherme Terra, Даниэла Томас, Реми Бура, Оливье Пер, Суэли Уэллер |
видеооператор: | Адриан Тейдзидо |
композитор: | Уоррен Эллис |
художники: | Карлос Конти, Helena Byington, Клаудия Копке, Paloma Buquer, Tatiana Stepanenko |
монтаж: | Аффонсо Гонсалвес |
жанры: | драма, биография, история |
Поделиться
|
|
Финансы | |
![]() |
$6 148 126 |
![]() |
$34 931 626 |
Дата выхода | |
![]() |
1 сентября 2024 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
не указано |
![]() |
2 ч 15 мин |
Эта бразильская лента, которая повествует нам историю жизни и борьбы, основанную на реальных событиях, была номинирована на три статуэтки Оскара: «Лучший фильм», «Лучшая женская роль» и «Лучший фильм на иностранном языке». Статуэтку удалось получить лишь в последней номинации.
Фильм расскажет о событиях, которые происходили в Бразилии в семидесятые годы. В стране свирепствует военная диктатура с всеми вытекающими арестами, пытками и казнями. В центре внимания семья – любящий муж, любящая жена и много дружных детей. Однако, в какой-то момент в их жизнь ворвется та самая диктатура, которая приведет к ужасным последствиям.
Эта история основана на реальных событиях и все персонажи в ней (во всяком случае основные) это реальные люди. Когда на экране нам показывают реальную историю – это всегда несколько иное отношение к происходящему на экране. Это даёт более глубокое слияние зрителя с персонажами фильма, на мой взгляд.
Данная картина это, в первую очередь, конечно же гимн борьбы со всеми диктаторами, которые были, есть или будут. И только потом уже про конкретную семью и конкретную трагедию. Лично мне показалось именно так. Потому, что действительно искренне проникаешься трагизмом истории уже к финальным титрам, когда нам начинают показывать реальные фотографии героев.
Впрочем, игра Фернанды Торрес на протяжении всего просмотра всё-таки трогает определенные нотки души, но общей атмосферой не проникаешься, а погружения в историю, как говорится, с концами, почему-то не получается.
Я не могу сказать, что лента держит у экрана или что смотрится этот фильм с большим интересом. Да, здесь есть над чем задуматься, есть на что посмотреть, но киношного волшебства не случается и картина после просмотра остаётся «одной из».
12 марта 2025
Бразильская биографическая лента 'Я всё ещё здесь' 2024 г. - самый скромный номинант на звание 'Лучший фильм года' на прошедшей церемонии Оскар. В итоге главный приз картине не достался, но она завоевала звание лучшего фильма года на иностранном языке.
О чем фильм?
'Я всё ещё здесь' рассказывает историю жизни Юнис Пайвы. Женщина была супругой состоятельного инженера, воспитывала пятерых детей и жила вполне себе благополучной счастливой жизнью. За скобками повествования осталось то, что супруг женщины раньше был депутатом, после военного переворота 1964 года он с семьей покинул Бразилию, но затем вернулся. Несмотря на правление военной диктатуры в стране, семья жила вполне уверенно и строила планы построить для себя большой новый дом.
Демонстрации счастливой жизни семейства Пайва режиссер картины Уолтер Саллес уделяет значительную часть времени. Но все резко меняется - в дом приходят неизвестные представители власти и уводят отца. Юнис Пайва спустя сутки тоже окажется арестована и проведет в тюрьме 12 дней. А затем ее отпустят. И все...
О том, что случилось с ее супругом Юнис Пайве ни военные, ни правительство не сообщали. Лишь благодаря личным знакомствам она спустя время узнала, что ее супруг помогал оппозиционным силам и именно поэтому его арестовали. И ждать его возвращения не стоит - он убит.
По описанию может показаться, что 'Я всё ещё здесь' - это суровый политический триллер. Но на самом деле этот фильм в первую очередь семейная драма. И хотя Юнис Пайва впоследствии стала юристом и яркой активисткой, этот фильм - ода о женщине как матери и жене. Это история о сильной женщине, которая пережила потерю своего супруга, ужасы неизвестности будущего и страха перед государственной властью, потерю материального благополучия. И все это она переживала, сохраняя функции заботливой матери для всех своих детей и ведя борьбу за справедливость для своего мужа.
Хотя история, рассказанная в 'Я всё ещё здесь', достойна внимания и без сомнения не оставит никого из зрителей равнодушным, как художественное произведение он не представляет из себя что-то особенное и выделяющееся. Многочисленные номинации и награды этой ленте очевидно базируются на силе реальной истории о зверствах военной диктатуры и славе режиссера Уолтера Саллеса (этот бразильский режиссер давно завоевал особе место в Голливуде, снимая такие ленты как 'На дороге', 'Че Гевара: Дневники мотоциклиста', 'Центральный вокзал' и пр.).
Тематически 'Я всё ещё здесь' очень близок изобличающим лентам, которые снимал легендарный Коста-Гарвас ('Дзета', 'Пропавший без вести', 'Признание'). А вот стилистически эта лента больше похожа на 'Рома' Альфонсо Куарона. В 'Я всё ещё здесь' нет импульса, вызывающего бурю негодования и революционный настрой у зрителя по отношению к власти. Это созерцательное кино, делящееся печалью воспоминаний о несправедливостях прошлого, и предлагающее не забывать былое.
Хороший фильм. Безусловно достойный просмотра и зрительского внимания. Однако оценки в 8,6 баллов в IMDB и 97% из 100 на Rotten Tomatoes выглядят незаслуженно благосклонными. Это тривиальное биографическое кино, которое не оставит следа в истории кино и забудется также быстро, как несколько лет назад забылась восхваляемая 'Рома'. Успех этой картины скорее свидетельствует просто о появлении нового поколения зрителей, которое с ужасом узнаёт о подобных эпизодах в мировой истории.
10 марта 2025
Представьте себе Бразилию: Рио-де-Жанейро, бескрайний золотистый пляж, тепло солнца заливает всё пространство, а волны мерно накатывают на песчаный берег. Представили? Хорошо, правда? Также всё хорошо у семьи бывшего политика Рубенса Пайвы: большая дружная семья, огромный светлый дом на первой линии, уже куплен участок под новый, еще более шикарный, непосредственно у подножья горы со знаменитой статуей Христа. Одно «но» – на дворе 1971 год, в стране правит военная диктатура, а Рубенс бывший член Бразильской рабочей партии, то есть пособник коммунизма. Добавим контекст, который отсутствует в фильме.
Революция в Бразилии стала следствием борьбы главного демократического гегемона против красной угрозы, включала в себя материальную и логистическую поддержку бразильских военных, экономическое и политическое давление США на Бразилию, а также план военного вторжения в страну с целью свержения режима, если вдруг вооружённое восстание потерпит фиаско. В итоге, бразильские вояки справились своими силами. Естественно, всех коммунистов взяли на карандаш и при малейшем чихе работали с ними по тайным методичкам КГБ: арест, допрос, пытки, смерть. 20 лет понадобилась народу Бразилии, чтобы сбросить с себя диктатуру военных. Теперь возвращаемся к фильму.
Хоть Рубенс вышел из партии, но тайно помогать подполью не перестал. А потому оставалось вопросом времени, когда счастью семьи Пайвы придётся пройти непростую проверку, а у жены Рубенса, её играет Фернанда Торрес, прилично добавится забот.
Дальше свой рассказ я хотел бы сосредоточить вокруг фигуры персонажа Торрес. Режиссёр практически сразу заявляет ее как умного, рассудительного, волевого человека. Несмотря на то, что за финансы в семье отвечает муж, решения принимаются коллегиально. Когда дом оккупируют военные, герой Фернанда Торрес кормит их практически против воли, так как понимает, что сытый вояка – добрый вояка. Не теряется, оказавшись в тюрьме и на допросе, борется юридически за правду о муже и за счастье внутри семьи. Когда встаёт вопрос благополучия детей, принимает сложные, но необходимые решения: продаёт земельный участок, на котором планировали построить новый дом, устраивает переезд к родственникам в тесную квартиру, чтобы сдавать освободившуюся площадь, а также решает восстановится в качестве студентки колледжа. Её усилиями удаётся уберечь детей от страшной правды и сохранить ощущение семьи, а также добиться справедливости.
Теперь перейдём к деталям, которые могли скрыться от глаз зрителя. Перед тем, как героев фильма останавливает военная полиция, звучит композиции «Jimmy, Renda-se» бразильского музыканта Тома Зе (Tom Ze), название которой можно перевести как «Джимми, сдавайся».
В сцене обсуждения будущего семьи в спальне родителей, когда персонажи собирались поцеловаться перед сном, звонит телефон, прерывая их. Это первый «звоночек», сообщающий зрителям, что их совместное будущее не будет гладким.
Семья Рубенса в начале фильма подбирает уличного щенка, который был никому не нужен – это олицетворение их надежды на светлое беззаботное будущее, противопоставление жестокости мира. Далее, после того как отца семейства похищают вояки, и судьба его становится неизвестна, песик попадает под машину и гибнет. Это и метафора необратимости грядущих событий, и символ конца иллюзий и надежд. Жестокий мир не даёт им шанса на счастливый конец.
В сцене переезда мать с дочкой оказываются на пляже перед бескрайним водным пространством – им приходится мирится с силами, которые превыше их, переезжая из огромного частного дома, в стеснённые условия городской квартиры. В следующем кадре вся семья скукожена в границах их авто, отправляясь к новому месту их жительства.
Что по итогу – фильм отважно балансирует между политическим высказыванием и драмой о семейных ценностях. При этом из нас не пытаются выдавить слезу любыми способами, фильм, наоборот, подчеркнуто светлый, говорящий, как важно в любой жизненной ситуации сохранять то, чем дорожишь: своих близких, свою родню. Фернанда Торрес отлично справилась со своей ролью, а её персонаж защитника домашнего очага и борца за права угнетённых по-настоящему восхищает. Наконец-то хоть какой-то фильм из Оскаровских номинантов можно посоветовать к просмотру без каких-либо оговорок.
2 марта 2025
Фильм, который одной левой уделывает других оскаровских номинантов – «Бруталиста», «Эмилию Перес», «Конклав» и «Мальчишек из Никеля» со всей их вычурностью. Последние озабочены больше тем, как, а не что именно они хотят сказать. Да, стильно, изобретательно где-то сработали. Но «Я все еще здесь» ощущается чем-то более жизненным и искренним, не выпячивая себя как особое фестивальное кино. И делая больше акцент на игре Фернанды Торрес и ее матери Фернанды Монтенегро, чем на экспериментах постановки.
Память человека – это не просто домашняя съемка на видеокамеру, записи которой из начала 1970-х будут напоминать о другой жизни одной большой бразильской семьи не раз. Нельзя просто сказать кому-то, что ничего не было – не было счастливой полной семьи, не было ее главы, не было его исчезновения после полутайного ареста прислужниками диктатуры. Память может быть настолько сильна, что подчинит всю жизнь человека борьбе за свое подтверждение, и даже когда личность начнет угасать, центральные ее мотивы отразятся на безучастном минуту назад лице.
Режиссер Уолтер Саллес издавна посвящает свои работы жизненным историям, связанным с поисками справедливости. Несмотря на внешнюю простоту, он неизменно получал за них признание на больших кинофестивалях. Все потому, что показать важные эмоции и не перегнуть палку дорогого стоит. Тем более в условиях латиноамериканских традиций. Сразу же приходят на ум мыльные оперы или недавняя «Эмилия Перес», которая тоже затрагивает вопрос исчезновения людей в другой близкой по духу стране – Мексике. И для самих мексиканцев в итоге смотрится развесистой клюквой.
Бразилия тоже переживала тяжелые времена под властью диктатуры. Для тех, кто не высовывался, все это могло остаться где-то в стороне. Но стоило хотя бы посочувствовать, не вступая в открытое сопротивление, вскоре можно было присоединиться к ряду исчезнувших. А до того, как все это произойдет, быт большой семьи в этой далекой стране удивительно напомнит любой другой из тех времен. Отец – бывший конгрессмен, который теперь имеет другую работу в области архитектуры и какие-то еще дела, которые остаются вне семьи, в кругу которой он всегда остается внимательным и добродушным. Дети имеют все, что им нужно для счастья – атмосферу заботы, прогулки с друзьями и собственные мечты. Тревожные звоночки однажды начинают звучать громче, но теплится надежда, что ничто постороннее не проникнет в этот сплоченный мирок.
Эмоции без надрыва – главная особенность фильма. Семья, оставшаяся без важного ее члена, учится улыбаться вопреки. Улыбка появится на лице посвятившей всю жизнь поискам мужа Юнис в момент, когда, казалось бы, этому совсем не место. Но это некоторая черта в долгой истории. Горе едва проявляется, сдерживается ради семьи, чтобы она продолжала жить и бороться за лучшее. И только по отдельным взглядам, лелеемым воспоминаниям мы чувствуем, насколько оно глубоко. Ведь это то, ради чего и нужно искусство, не так ли? Чтобы мы могли лучше почувствовать.
8 из 10
1 марта 2025
Кинодержавой Бразилию не назовешь, хотя почетных имен и любимых лент даже в моей фильмотеке хватает. Уолтер Саллес там никогда не был. Я всегда смотрел на него, как на очень дотошного, но стерильного автора. 'Я все еще здесь', посвященная жизни страны под военной диктатурой в прошлом веке, имеет шанс скинуть эти душные цепи. Во всяком случае боль здесь Саллес насыпает за край. И делает это руками Фернанды Торрес.
Рио-де-Жанейро 1970-х. У власти крайне правые радикалы. Страна погружается в военщину, а бывшие члены коммунистической партии пропадают средь бела дня буквально по пути домой. Холод и мрак. В семье инженера Рубенса наоборот свет и тепло. Вместе с женой Юнис он обустраивает дом мечты, где они будут жить с пятью детьми. Уже через вечер после очередного семейного празднества Рубенса крадут странные люди с оружием. Велик шанс, что семья больше никогда не увидит папу.
'Я все еще здесь' - максимально лаконичный фильм. Он крадет кадры исключительно актерской игрой Фернанды Торрес. Ее Юнис, безусловно, лучшее, что есть в фильме. Это и трансформация из хранительницы очага в суровую воительницу за свою семью на поле сложных решений. И история взросления. И конечно, человеческое лицо левого мифа о жутких репрессиях всех правых режимов. Главную эмоцию в игре Торрес выделить сложно, ее фишка в многогранности и кадрах, куда так жестоко вовлекается зритель.
Сугубо бразильская история здесь подана как универсальная. В этом смысле 'Я все еще здесь' - близкая родня почти выигравшему 'Оскар' фильму про Аргентину 1985-го. Разница - охват истории. Если в аргентинском материале не было центрального персонажа, а трагедия была раскидана по личным историям с разных концов хрона, то в Бразилии всё сосредотачивается на одной семье, на одном разрушении.
В 'Я все еще здесь' немного путанная система временных прыжков. Не очень понятно, зачем история разделена на три пласта. Что дает нам финальная точка фильма - намек на цикличность истории здесь так же размазан, как и способность людей к регенерации ран. Ясно одно, Саллес видит в любом политическом вмешательстве в одну отдельную жизнь - преступление. Собственно, оно неизбежно ведет к пеплу и стиранию личных границ, а там дальше и личности. К этому кино нас давно приучило
Банальная триада 'трагедия-борьба-победа/поражение' здесь лишена среднего звена. 'Я все еще здесь' глубоко ножевым ранением проникает под ребра тем, кто эмпатирует людям с экрана. Здесь есть вайбы 'Ромы' Куарона, определенные намеки (хотя и сильно приглушенные) на Франко и его 'Новый порядок'. Саллес в конце концов пишет новую историю своей страны. Имеет право.
Как итог, 'Я все еще здесь' - несомненный успех бразильского кино. Если откинуться в кресле и посмотреть на латиноамериканский муравейник с высока, то ничего нового в жанре фильм не создает. Фернандо Торрес - богиня грустных монологов. А ее героиня - та самая тайна склеенных страниц старого-старого альбома.
Кажется, ключевая сцена - это, когда уже пожилая Юнис перебирает пыльные фотки. Вот оно шумное счастье, а вот тихое горе. И там, и там она была. А теперь будет все еще здесь даже после смерти (все персонажи фильма - реальные люди). В отличие от забытых диктаторов. Это магия кино, господа.
28 февраля 2025