Образ Одиссея проделал внушительный путь через культуру, от 'Иллиады' великого Гомера до нынешнего фильма Уберто Пазолини. На сей раз это не сказочная история с богами и монстрами, а военная драма о старом солдате, уставшем от жизни. Ему не помогают боги - их просто нет. Есть только груз прошлого и безрадостное настоящее, где родной остров Итака разорён бандитами, жена Пенелопа стала пленницей в собственном доме, а родной сын Телемах и вовсе не знает его. Те, кто читал древнегреческие мифы, знает всю историю, но никто не знает, что было на душе у её героя. Пазолини попытался это изобразить. Одиссей - 'потерянный солдат', который образно так и не вернулся с войны. А на Итаке женихи со всех концов Греции жаждут занять его место, посему пытаются убить его родного сына Телемаха и забрать себе Пенелопу. Со всем этим может справиться только солдат, поэтому Одиссею приходится вновь взяться за оружие. Сыгравший его Рэйф Файнс превосходно изобразил человека, уставшего от скитаний и войн, но обречённого снова проливать кровь. Жюльет Бинош так же отлично сыграла до конца верную жену Одиссея. К прочим персонажам нарекания нет, хоть они чисто для фона. И, главное, никаких сказочных существ - здесь только люди. Всем этим 'Возвращение Одиссея' выделяется на фоне прочих экранизаций древнегреческих мифов и делает сказку ближе к нам.
7 из 10
11 марта 2025
Кино сильно отличается от современных экшенов. Медлительность и неспешность повествования местами вымораживают, но постепенно создают правильное состояние созерцателя. Когда не хочется торопить события жизни и принимаешь неизбежное.
Ветеран войны за Трою, видевший жизнь без прикрас, о чем свидетельствует шрамы на теле, выползает на берег родного острова Итаки. Убивавший сам и в любой момент готовый погибнуть, Одиссей Лаэртович предстает жалким и беспомощным бомжом, на фоне величественных скал, теплого моря и зеленеющей природы. Сам он выглядит, как пища для собак. Собаки чуют еду и одна его едва не поедает, но вовремя появляется безвольный раб свинопас Евмей.
Приключение среди мифических чудовищ здесь заменяет взгляд в бездну внутри себя.
Бездна смотрит на тебя и это самый лютый страх. Терзания Рейфа Файнса прекрасны - 'Тварь ли я дрожащая или право имею?' Но это вроде из другого романа.
Кто ты? Царь? Воин? И ничем не можешь помочь своим близким? Оставил без родни кучу людей. Заставил страдать и терпеть унижение свой народ. Да и сына, даже не спасти - вызвать его понимание не способен.
Сынку Телемах тут узкоплечий длинноволосый хипстер истеричка хоть и бородач, но уж очень нестабилен. Но по тихому выбирает нужный жизненный план, одним махом отсекает бошку одному из неудавшихся папаш. Другому, который его люто ненавидел и гнобил, просто пыряет в пузо и задумчиво смотрит в э... лицо, затем веселый отбывает в плавание. Но это позже, пока же 'циклопы' лютуют, не дают мирному населению влачить своё жалкое существование. Все годные 'сирены' ублажают 'циклопов', остальные безмолвными тенями прячутся в жалких лачугах за своими половинами, до поры до времени.
Что тут мифические чудовища? Когда древние греческие боги ведут войну в твоем сердце, кровавую и беспощадную.
В склепе отца Лаэрта Одиссей признается:
'Мы не знали, что повезло тем, кто умер. Я выжил, но внутри у меня ничего не осталось'.
Так или иначе герой встает перед выбором пройти между 'Сциллой и Харибдой', либо уйти с этого богом забытого острова, оставить всё как есть.
Свинопас опять приходит на помощь! Отсутствие выбора очень упрощает выбор.
И бомж разительно преображается в античную статую без страха и упрека. Делай, что должен и будь, что будет. Погнали!
'И согласитесь, какая прелесть,
Мгновенно в яблочко попасть, почти не целясь'©
Дело плевое, натянуть тетиву на старом луке Одиссея и пустить стрелу сквозь отверстия для обуха 12-ти в ряд поставленных топоров. Делов то.
Из хитрости лишь, что все 'кабанчики' претенденты пытались натягивать тетиву на холодную, а Одиссей предварительно разогрел лук на огне. И вуаля.
Далее остаток стрел из колчана коварно пуляет по претендентам на руку и сердце его жены.
Затем всё выливается в кровавую резню в зале без бензопилы. Циничную и размеренно некрасивую, кто сильнее тот и должен жить и заполучить царицу. Нет соплей, нет сожаления и нет суеты, все четко по делу.
Изрядно поношенное тело в итоге омывается царицей. Прощен, но не понят, остается царствовать.
Пенелопа - тетя со странностями. Верит, надеется и ждёт. Любит ли мужа - не понять, чего хочет тоже не ясно. Ходит взад назад и лицом изображает всякие страдания. В бомже законного супруга отказывается признавать, что и не удивительно. Тут и Афины не надо, чтобы заколдовывать, 20 лет приключений отлично меняют образ. Но вопросы Пенелопа задает правильные, а правильно поставленный вопрос - это, как известно, 80% к пониманию его решения:
'Почему мужчинам не сидится на месте? Почему они стремятся уплыть за море, чтобы уничтожить чужой город? Зачем великая слава, если она нас не прокормит?'
Фильм мне понравился и зайдет не всем. Одиссею Гомера не плохо бы перечитать, так как наряду с Гёте и Данте, и ещё может парочкой произведений, составляет базис всех сюжетных линий созданных после литературных произведений. Как сказал другой автор, тоже черпавших вдохновения у пионэров литературы:
'Ничто не вечно под луной. Но жизнь
Бессмертна эстафетой поколений.
Коль этим даром, друг мой, дорожишь,
Оставь свой след, отбросив яд сомнений.'©
10 марта 2025
Плюсы: мифологический сюжет, красивые пейзажи острова, психологизм
Минусы: затянутость, унылость, неприятные герои и нелогичные поступки
Я обожаю древнегреческую мифологию, поэтому побежала на этот фильм, как только узнала про него. Но - увы и ах - ожиданий он не оправдал.
Первое разочарование: показан исключительно период после возвращения Одиссея на Итаку. Ни единой сцены ни из Троянской войны, ни из многолетних странствий! Могли бы показать хотя бы парочку воспоминаний - а то так совсем сухо.
Сценаристы как следует поиздевались над всеми героями. Видимо, они задумывали преподнести известный сюжет нестандартно и показать мрачную изнанку легендарного Одиссея и всей его истории. Что ж, намерение само по себе неплохое. Но нужно знать меру!
Здесь же сценаристы слишком увлеклись. В результате абсолютно все персонажи получились странными и неприятными. Самая нормальная - Пенелопа, да и та не всегда. Прямо не фильм, а наглядная иллюстрация для учебника по психотерапии!
Телемаху, сыну Одиссея и Пенелопы, не меньше 20 лет - но он словно застрял в подростковом возрасте, в разгаре пубертатного кризиса. Психует на ровном месте, хамит родителям и всем, внезапно срывается и куда-то убегает, ни слова не говоря.
Одиссей - мямля и тюфяк, не имеющий ничего общего с каноном. Ни смелости, ни ума. Он весь фильм прятался от Пенелопы по углам, как таракан. Либо он трус, либо дурак, либо вообще уже давно не любит Пенелопу и не рад, что вернулся. В любом случае, смотреть на него было противно.
Одиссей, как в болоте, захлёбывается в комплексе вины выжившего. Он объясняет свою нерешительность тем, что боится посмотреть в глазам родным своих погибших товарищей. И поэтому обрекает на страдания собственную жену. Великолепно!
Но на самом деле его, скорее всего, никто и не думал бы обвинять - наоборот, люди были бы рады, что вернулся царь и наконец-то на Итаке будет порядок. Так что эта отговорка звучит совсем неубедительно, даже странно.
А Пенелопа в его помощи нуждалась ещё как! Её дворец осаждала толпа женихов. Они показаны кончеными отморозками - все до одного! Заключённые колоний строгого режима нервно курят в сторонке.
Получилось слишком гротескно, опять неправдоподобно. Не могло же всё мужское население Итаки полностью состоять из таких бешеных дикарей! Ведь к царице, по идее, должны были свататься лучшие. Если вот ЭТО - лучшие, то худших даже представить не могу. Наверно, они бегают уже на четвереньках. Потому что этих женихов даже назвать людьми язык не поворачивается.
В общем, фильм весь напичкан нелогичностями. Но ближе к концу становится лучше. Некоторые сцены получились очень даже душевными. Но общее впечатление всё равно скорее отрицательное.
4 из 10
17 декабря 2024
Шел 21-й год отсутствия героического Одиссея. Его родная Итака погрязла в разбое и бандитизме. Верная Пенелопа вместе с сыном Телемахом, который никогда не видел отца, всё еще ждут белые паруса в местной гавани, но пока туда прибывают лишь многочисленные женихи, жаждущие богатства вдовствующей царицы. Верность хранят только пастух Эвмей, преданный пёс и служанка Эвриклея. Хрупкий мир на острове вот-вот падет.
За плотным комплексом мифа, версии которого разошлись по миру со скоростью той самой стрелы сквозь 12 колец, скрывается драма возвращения. К ней прикасались Джойс, Грин, Звягинцев и Тарковский. Теперь настала очередь Уберто Пазолини, больше продюсера, чем режиссера, но отнюдь не профана в мире греческих легенд. Уже слоган фильма говорит многое о мыслях про ревизионизм - more than myths.
Мир этого 'Одиссея' уже видел кровь и бессмысленность Троянской войны, поэтому на фоне ее безумия молчаливо скрывает подвиги своего героя. Какой толк в обмане циклопа Полифема, если домой Одиссей вернулся один, погубив весь цвет итакской нации. Пазолини буквально сразу же ставит краеугольный и явно не античный, а скорее христианский вопрос - как Одиссей посмотрит в глаза женам и матерям. Да, этот Улисс, которого играет Райф Фейнс, это прежде всего рефлексирующий ветеран ненужных войн, старик с ПТСР, а не привычный герой-трикстер, ловко обманывающий сильных мира сего. Когда-то с Одиссея списали Индиану Джонса, с этого же - разве что героя социальной рекламы сытой старости.
Ловко подражая корпусу мифа, Пазолини создает очень плотную ткань фильма. Тягучую как тетиву эпирского лука и размеренную как восприятие времени древними эллинами. По сути следуя нарративу, 'Возвращение Одиссея' отказывается от преднамеренных искажений сюжета, покадрово экранизирую стихи мифического слепого старца. Зона ревизионизма лежит в другом, в пространстве интерпретаций.
Тяжело представить, чтобы Пенелопа Гомера предъявляла вернувшемуся мужу за кровь и запах войны. Как и непросто поверить в столь прогрессивное общество Эллады. Укрощая античность и зачем-то пытаясь ее инкрустировать в лакуны актуального, Пазолини резко рвет с мифом в моменты, когда подражание необходимо. Одиссей Фейнса почему-то похож на христианского паломника куда больше, чем на героя равного Гераклу. Этот персонаж слишком далек от своего времени, он бы наверняка взял ипотеку и стоял бы в очереди за солью на лепту дешевле
Сильно валятся и композитные части фильма. Перебор магрибских актеров, барбершопные бороды у нищих и модный хай-фейд у арийского жениха-красавца убивают атмосферность, вредят архаики, но и не работают на пользу концептуальности. Работа художника-постановщика напоминает халтуру столь часто, что сложно понять, где же тут замысел, а где безвкусие. Отдельная история - тотальный мискаст на роль Телемаха, которого сыграл какой-то англоязычный Егор Крид.
Еще в мире нового 'Одиссея' нет богов. Совсем. Нет мудрой Афины, скрывшей героя от чужих глаз, нет ловкой Артемиды, подарившей ему колчан с бесконечными стрелами. Древние греки в этой интерпретации покинуты богами. Возможно, потому что им не нужны, а возможно, потому что перестали в них верить. Не обращается к ним и Одиссей. Так же, как и не гордится своими подвигами, а скорее стыдится их.
Легкую химию создает воссозданный из пепла дуэт Фейнса и Бинош, но и ее мало для полноценного авторского высказывания. Пазолини весь фильм пытается ввернуть античность в окружающий нас мир, совершая страшную ошибку, замаскированную даже в названии. Зачем возвращать Античность, если она никуда не уходила?
Ведь 'вернуться - значит состариться вместе, состариться друзьями', подводят финал 20-летних странствий Одиссея герои фильма. Может быть в этом и есть логичный итог всей эпопеи. Хотя нам как вечным детям Античности, хочется верить, что Одиссей не состарился. А если и состарился, то точно умер не в теплой постели, а где-то в горах Эпира, сражаясь с очередной гидрой.
7 декабря 2024
Мы привыкли, что древнегреческие мифы перед нами предстают как монументальные произведения о безумном фантазии. Боги, молнии, циклопы, сирены, Харибда — сколько удивительных историй нам подарила одиссея итакского царя.
«Возвращение Одиссея» представляет вольную, но при этом очень реалистичную экранизацию последних глав гомеровских приключений. Здесь нет никаких божественных вмешательств или мифических существ. Все настолько приземленно и обыденно, будто смотришь не «Илиаду», а древнегреческий исторический фильм.
Одиссей здесь — забитый Троянской войной ветеран. Пенелопа — все еще верная жена, но которая ставит под сомнение правильность выбора своего мужа. Телемах — беспомощный сын, который не может выгнать гостей-женихов из дворца.
Итака больше не процветающий остров, а умирающий от нищеты и голода край бедняков. Странно, почему тогда к Пенелопе так рвались женихи?
Райф Файнс нам показывает Одиссея не великим полководцем и уничтожителем Трои, а страдающим от ПТСР стариком.
Даже сама Пенелопа в лице авторов фильма задает риторический вопрос: «Почему мужчинам не сидится на месте? Почему они стремятся уплыть за море, чтобы уничтожить чужой город? Зачем великая слава, если она нас не прокормит?»
И это даже не шекспировская трагедия или философские размышления о сущности жестокости. Здесь кроется более глубинный вопрос, что боимся мы задавать себе иногда: что нами движет, когда мы хотим совершать великие дела?
Покорить Трою, получить в невесту красавицу, стать сильным воином — зачем это нам все, если в итоге все превращается в прах?
«Возвращение Одиссея» — это не героическое полотно о царском величии, а экзистенциальная драма о меланхолии жизни.
Сюжет повторяет «Илиаду» (кроме мифологической составляющей) в очень интересной интерпретации. Например, героическая бойня любви, которая у Гомера выставлена как кульминация, здесь подвергается настоящей анафеме и критике. Повторяя мысли Пенелопы: «Что ты хотел этим доказать?»
Фильм стоит смотреть не ради любимого воина и его приключений, а чтобы взглянуть на его историю с другой стороны. И, возможно, познать, что Одиссей — не такой уж и герой.
Кому советовать: для тех, кто любит театральные драмы, в корне меняющие смысл классических произведений.
6 из 10
6 декабря 2024
Любите ли вы Одиссею так как люблю ее я? Если нет, то новая версия возвращения домой итакского царя Одиссея после 20 лет странствий, возможно, вам и понравится. Если же вы ждете интересного переосмысления Одиссеи, то вы будете глубокого разочарованы, поскольку не найдёте в этом опусе ни капли той энергии, отличающую Одиссея от остальных героев мифологии Древней Греции. Здесь не будет стремительности, цельности и драйвовости натуры хитроумного царя Итаки, ни ее фантастических метаморфоз и противоречий. Вы не увидите адреналинового путешественника, хитроумного и плутоватого героя, не увидите автора Троянского коня и победителя, который прогневал богов тем, что возомнил себя равным им. Здесь все тяжело, устало и вяло, так словно авторы выдохлись еще до того, как начали снимать.
К сожалению, современные экранизации мифов полностью освобождают этот древний мир от всесильных греческих богов, определявших поведение, образ мыслей и поступков героев, но маниакально насыщают его несвойственной грекам христианской моралью, которая выражается либо в нескончаемой рефлексии, либо в полной анархии, когда никто, включая героев фильма, не понимают причин своего поведения и оно выглядит бессмысленным хаосом или плоским пафосом.
Вялые и крайне убогие в сценарном плане попытки в диалогах персонажей как-то оживить прошлое Одиссея и тем самым показать некую историю героя (фильм предваряется двумя строками о его отсутствии в течение долгого времени), скатываются в рефлексию троянской войны. Рассказы не о путешествиях и приключениях Одиссея, которыми он не так давно развлекал царя Алкиноя, а мрачные воспоминания о взятии Трои, которые по мнению сценаристов, явно не входят в ярчайшие страницы портфолио главного героя.
Верный свинопас Евмей, как и остальные домашние, вяло поддерживают беседу, но вы понимаете, что не эти передающиеся из уст в уста рассказы о странствиях героев были одной из самых интересных времяпрепровождений, а, судя по всему, чтение утренних итакских газет.
И в этой мрачной атмосфере острова Одиссей Лаэртид всего лишь странник, старый, уставший, словно замученный жизнью каторжник, согбенная фигура которого с вечно нечёсанными бородой и волосами выглядят так, словно он пришёл в дом престарелых только с одной целью - наконец хорошенько выспаться. Но и тут все не слава Зевсу. Всюду на Итаке молодёжь и она сильно бесит. И даже понятно почему.
Итак, молодежь. Это вторая проблема сценария фильма - молодые женихи Пенелопы. Ассамблея ООН из представителей всех континентов, о которых в Древней Греции и не подозревали, а если и знали, то явно в ином качестве, представлена здесь бандой головорезов с интеллектом и воображением улиток. При этом вся эта шайка-лейка просто люди неоткуда, у них нет имен, родины, сути. Они только разбойничают. Особенно лихо смотрятся двое представителей этого дикого племени - молодой блондин ака истинный ариец, характер нордический выдержанный, ну вы знаете, с модной стрижкой, и его конкурент по несчастью с не менее креативным фасоном под горшок. Все носят шарфики на шее с голым торсом, по всей видимости последний писк итакской моды. Все они официально претендуют на руку Пенелопы, правда без особого энтузиазма. И только самый интеллигентный из женихов, поименованный высокий арабского вида Антиной, единственный, кто пытается придать коллективу некое подобие лирики, но тщетно.
Еще одна проблема — это туповатый как рыбка Гуппи великовозрастный Телемах, сын Одиссея и Пенелопы, который одновременно дерзит родителям, но при этом не отстаёт ни на шаг от материной туники. Его попытка побыть взрослым и решительным выглядит как каприз маленького мальчика, решившего самостоятельно сходить в магазин за хлебом. Итог похода - облегчение - жив и ладно.
А теперь немного о плюсах картины. Из несомненных достоинств это работа Рейфа Файнса, актёра как известно, архиталантливого и добросовестного. Моменты, когда Одиссей распрямляется и становится тем самым Героем, вы видите в нем отголосок знаменитой статуи воина из Риаче, и это одна из лучших визуальных находок фильма. Интересно смотреть на игру Жульетт Бинош-Пенелопы, героиня которой не узнает постаревшего мужа (просто постаревшего, поскольку здесь нет Афины, которая заколдовала его от любопытных взглядов) и это очень странно, поскольку она вроде бы должна узнать того, кого так любит и ждёт, по одному только повороту головы. Но потом вы понимаете, что 20 лет ожидания, фантазий, желания и горя заместили реального человека миражом. И момент узнавания и осмысления прожитого и реальности отлично удался этой чудесной актрисе.
И кажется, что получи фильм хоть немного будоражащего драйва и интонации гомеровской поэмы, как в финальной встрече Одиссея с женихами, то можно было бы почувствовать хотя бы отзвук самого грандиозного приключения в мире.
6 декабря 2024