Знаете, я смог абстрагироваться от чрезвычайно шумной в наши дни темы Трампа и смотрел этот фильм как историю жажды славы и денег, историю карабканья человека наверх. Картину, из серии «Гражданин Кейн» или «Нефть».
Думаю, так и надо смотреть. И не смотря на несомненную политическую ангажированность (конечно, его снимали к президентской гонке), фильм вполне самостоятелен и вполне является широким образом «восходящего человека», шире чем просто Трамп. Вот пройдёт лет пять – пересечёмся и обсудим.
Фильм охватывает начало карьеры Трампа – первые влиятельные знакомые, первые трагедии и трансформации, ревностное соперничество с отцом, первая влюблённость и разочарование. Очень здорово всё стилизовано под 80-е, поразительно похож Трамп, впечатляюще сыграна фигура его наставника и лоббиста адвоката Кона (адвоката, не проигравшего ни одного дела и применяющего любые аморальные средства в своей работе). Щемяще сделаны сцены расплаты и предательства. Просто бизнес, ничего личного. Показано рождение слогана «Сделаем Америку великой снова» и трёх правил Трампа: всегда атакуй, ничего не признавай и говори о победе, даже если проиграл.
Фильм и правда двоякий: с одной стороны, он, разумеется, создавался «к дате» – президентским выборам США (забавно в этом контексте, что какой-то незадачливый «инвестор» вложился в производство, думая что фильм будет восхвалять Трампа). Но по мере того, как росли рейтинги Трампа, все прокатные сети стали отмораживаться от фильма. Даже несмотря на то, что ещё весной на показе в Каннах фильму долго аплодировали. Режиссёру даже пришлось собирать деньги краунфандингом на его прокат. Совершенно «случайно» фильм таки вышел на большие экраны в октябре 24-го, незадолго до выборов. А Трамп охарактеризовал фильм как «дешевую, клеветническую и политически отвратительную грязную работу» и всех, кто в ней участвовал, назвал «человеческими отбросами»… С другой стороны, фильм достаточно самоценен: он здорово сделан и беспристрастно, но точно показывает закулисье дороги восхождения к власти. До упомянутых «Гражданина Кейна» и «Нефти» он не дотягивает, но всё же. Всё же. Давайте попробуем вспомнить о нём через несколько лет.
14 марта 2025
Смею предположить, что данная лента была задумана и снята при поддержке людей, которым нынешний президент США не особенно нравится, поскольку в данной ленте он представлен не с самой положительной стороны. Да и вышла картина аккурат перед выборами. Поэтому, очень сложно смотреть её «вне контекста». Честно говоря, по-другому её смотреть практически невозможно.
Перед нами биографическая (видимо, всё-таки, не без приукрас тёмных тонов) лента о человеке, которого зовут Дональд Трамп. Он обожает сделки и очень любит деньги. В общем-то, суть всей ленты в том, что он, как личность, ставит это во главу угла, по дороге теряя друзей, любовь, здоровье и прочее. Становится неким существом, которое побеждает ради победы.
Несмотря на вышенаписанное пресное описание картины, она весьма динамична, и смотрится с достаточным интересом. Изменение героя чувствуется, хоть и не так уж профессионально и тонко, как могло бы быть. И проблема тут не в игре Себастиана Стэна, сыгравшего Трампа и номинировавшегося на Оскар за лучшую мужскую роль, а скорее в самом сценарии. Как-то очень быстро он становится негативным персонажем. Словно те, кто хотел его таким показать, были ограничены в средствах и времени, поэтому сильно не заморачивались.
В ленте проходит также весьма интересная сюжетная линия отношений Трампа и адвоката Роя Кона, который, по большому счету, становится учителем для молодого предпринимателя. Это достаточно интересная сюжетная линия. Правда, интересна она лишь в начале. Далее всё становится понятно и угадывается по щелчку пальца.
В общем и целом, кино гармонично. Где надо подбросит новых (правда, весьма статичных) героев истории, где требуется – подкрутит немного напряжения или повысит динамичность в сценах со всякими переговорами. Кино смотрится, но, вряд ли останется в памяти надолго. Неплохая, достаточно типичная по структуре, биографическая история.
17 февраля 2025
Фильм «Ученик. Восхождение Трампа» режиссёра Али Аббаси — это смелый взгляд на ранние годы Дональда Трампа, сфокусированный на его отношениях с Роем Коном, адвокатом, чьё влияние сформировало будущего президента. Картина балансирует между захватывающим нарративом и моментами, где динамика неумолимо ослабевает, но в целом остаётся достойным представителем жанра биографической драмы. Фильм демонстрирует впечатляющие достижения в актёрской игре и визуальной эстетике, однако периодически спотыкается о собственные амбиции.
Первое, что бросается в глаза, — это тщательно воссозданная атмосфера Нью-Йорка 1970-80-х. Фильм пропитан духом эпохи, где роскошь соседствует с грязью мегаполиса, а алчность становится двигателем прогресса. Оператор Каспер Туксен мастерски играет с цветокоррекцией: приглушённые тона коричневых костюмов, золотистые отсветы неоновых вывесок и холодные оттенки стеклянных небоскрёбов создают эффект «живой фотографии». Кадры часто напоминают репортажные снимки из журналов того времени, что добавляет документальной достоверности.
Особенно хороши фильтры, имитирующие зернистость плёнки, и ракурсы, которые то подчёркивают клаустрофобию кабинетов, то разворачивают панорамы города как символ безграничных возможностей. Динамичные сцены переговоров или судебных залов сняты с энергией, близкой к триллерам, но когда действие смещается в камерные диалоги, операторская работа иногда теряет изобретательность, полагаясь на статичные планы.
Себастьян Стэн в роли Трампа — это не просто имитация, а глубокое погружение в персонажа. Его грим (достойный отдельных оваций) точно передаёт узнаваемые черты, но главное — актёр ухватил суть молодого Трампа: напористость, жажду признания и ту самую «агрессивную уверенность», которая позже станет его визитной карточкой. Стэн избегает карикатурности, показывая, как амбиции и комплекс отца превращают наивного наследника в хладнокровного игрока.
Джереми Стронг в роли Роя Кона — идеальный антипод. Его Коэн — хищный, циничный, но обаятельный манипулятор. Стронг, известный по «Наследникам», здесь демонстрирует, как можно сыграть силу через уязвимость: за каждым саркастичным замечанием или угрозой скрывается страх потерять контроль. Химия между Стэном и Стронгом заряжает экран, особенно в сценах, где Коэн учит Трампа искусству «побеждать любой ценой».
Сценарий делает ставку на контрасте: взлёта и падения. Первая половина фильма динамична почти как криминальная драма — сделки, суды, политические интриги. Монтаж резкий, диалоги отточены, а моральные дилеммы поданы без излишнего морализаторства. Однако к середине ритм начинает сбоить. Эпизоды, посвящённые личной жизни Трампа, выглядят вставными и нарушают напряжение. Чрезмерное внимание к деталям вроде переговоров о недвижимости или судебных тяжб иногда превращает кино в учебник по бизнесу, что снижает вовлечённость.
Серьёзность, которая вначале работала на атмосферу, позже оборачивается недостатком: юмор, уместный в первых актах, почти исчезает, и зритель остаётся один на один с мрачными диалогами.
Фильм исследует, как аморальность становится инструментом успеха. Кон, говорящий «не защищай правду, защищай победу», — это голос эпохи, где этика отступила перед прибылью. Однако режиссёрский выбор сделать Трампа скорее продуктом среды, чем злодеем от природы, вызывает вопросы. С одной стороны, это добавляет глубины, показывая, как система поощряет жестокость. С другой — критика его методов слишком прямолинейна, словно зрителю навязывают определённое мнение, не оставляя пространства для интерпретации.
«Ученик» — это крепкий биографический фильм, который впечатляет работами актёров и визуальной стилистикой, но страдает от неравномерного ритма и излишней дидактичности. Его сила — в деталях: как Стэн копирует смех Трампа, как Стронг произносит «это не личное, это бизнес» с ледяным спокойствием, как камера ловит отражение небоскрёбов в глазах героев. Слабость — в желании объять необъятное, из-за чего некоторые сюжетные линии остаются недоработанными.
Если вы готовы к тому, что фильм временами будет напоминать роскошный, но затянутый документальный сериал, — это стоящий опыт.
31 января 2025
«Ученик», к которому отечественные локализаторы пристегнули еще для пущей ясности подзаголовок «Восхождение Трампа» всех обломал – на выборы не повлиял, в западном прокате провалился, а в РФ и вовсе на экраны не вышел. Почему? Он оказался слишком хорош для всего вот этого дерьма.
Я могу предположить на что рассчитывали создатели «Ученика», вышедшего в большой американо-европейской копродукции – выборы на носу (премьера прошла в за полгода до них), публика прогрета донельзя, формат баойопика с пропагандистским уклоном отработан, сценарист вроде бы в теме – журналист Габриэль Шерман активно работал на выборной кампании 2016-го года.
А вот с режиссером вышел прокол. Иранец Али Аббаси вот уже 20 лет мотается по Европам, и снимает неторопливое авторское кино со скандинавским душком. Дебютный мистический хоррор «Шелли» номинировали на Берлиналле, фэнтези-детектив «На границе миров» получил «Особый взгляд» в Каннах, за социальную драму «Убийца «Священный паук» стражи исламской революции пообещали ему всяческих кар. А что иранец, наверное подумали продюсеры, так это даже хорошо, перед героем фильма у него ни особого трепета, ни моральных обязательств нет, сделает как надо – зловеще и предостерегающе. Не получилось ни того, ни другого. А что же все-таки получилось?
История свежеизбранного президента США ограничивается в фильме периодом 70-80-х годов, от того момента, когда он начал свою карьеру в фирме отца, владельца доходных домов не самых приглядных районов Нью-Йорка, до первых громких успехов на ниве небоскребостроительного бизнеса. Эдакая история успеха по-американски.
Где-то тут надо было поставить иронические кавычки, но фильм этому сопротивляется – серьезный тот задан с самого начала. Вот Трамп-пока-младший собирает квартплату тупо поквартирным обходом, вот он решает проблемы с инвесторами на задворках Большого Яблока (Нью-Йорк времен отставки Никсона был чем-то и вправду похож на Готэм), вот он по стеночке, с неловкой улыбкой новичка просачивается в элитный бизнес-клуб. Тут и происходит судьбоносная встреча с Роем Коном – знаковым персонажем той эпохи. На публике это махровый консерватор, безжалостный циничный юрист, посадивший в свое время Розенбергов на электрический стул, обеспечивший идеологическую базу маккартизма, не чурающийся шантажа и подкупа. Он берет юного Трампа под свою опеку, помогает разобраться с несколькими делами в суде, попутно объясняя ему как на самом деле надо вести дела, если хочешь прийти к успешному успеху.
И дальше начинается действительно восхождение, в общем-то не сильно содержательно отличающееся от того, что можно прочесть в википедии или в мотивационной книге самого Трампа «Искусство заключать сделки»: бей первым, все отрицай, никогда не признавай поражения. Как Трамп применяет эти навыки в публичной политике мы видели. Теперь можем увидеть, как он применял их не только в бизнесе, но и в жизни. Даже сам прототип не стал судиться с создателями фильма, как хотел поначалу. Самые неприятные детали его биографии уже обсосаны в судебных процессах и в периодике, никаких тайн «Ученик» не открыл. Даже название – прямая отсылка к шоу, которое он вел в начале нулевых.
Проблема (если это проблема) в том, что фильм нам показывает не антигероя, попирающего законы Божьи и человеческие, а мир, который сам не признает их за первооснову, мир, в котором мерилом является стабильно конвертируемый успех, собственно, от мир в котором мы живем (ну, или жили до недавнего времени – тут мнения могут разделиться). Так и в нашем кино, смотреть бизнес-тренинг или злую сатиру – решать придется зрителю, каждому за себя.
Вот эта неоднозначность трактовки – большая заслуга актеров (недаром оба номинированы на ближайший Оскар). Себастиан Стэн в роли Трампа играет не только хорошо узнаваемый внешний напор, апломб и бесцеремонность, но и глубоко скрытую рефлексию человека, полностью подчинившего себя тем же жестоким требованиям, которые он предъявляет к окружающим. Джереми Стронг дает объемный образ циника и негодяя, умело прятавшего (и в реальной жизни тоже) свою ущербность и слабость. И болгарская актриса Мария Бакалова в роли первой жены Трампа Иванки тоже хороша (хоть и номинации не получила) – хищную хватку ее персонажа можно легко оправдать.
Манера съемки тоже отличает фильм в выгодную сторону от ширпотреба. Костюмы, декорации – это само собой. Но тут классическая пленка 35 мм, вдобавок умеренно и грамотно состаренная, обилие натурной съемки и полудокументальных приемов, включающих ручную камеру, временами дают странный эффект – как будто на экране и впрямь ранний Скорцезе.
А иранец Али Аббаси смотрит на эту историю взглядом человека, в багаже которого не только современное европейское образование, но и история древнейшей цивилизации (можем более привычно назвать это «культурный код»). Американская цивилизация в этом контексте – неотесанные провинциалы и дикари, а отсутствие вкуса и меры – грех. «Эстетика – мать этики», как сказал бы Бродский.
В общем, как элемент предвыборной компании «Ученик» не удался. Сторонники Трампа его игнорировали, противники ожидаемо улюлюкали, а неопределившиеся попросту не поняли. Но, попытавшись выйти за сиюминутные конъюнктурные рамки, фильм получил возможность остаться в зрительской памяти, как минимум честным портретом времени и нравов. Рекомендую вам тоже дать ему этот шанс.
24 января 2025
Скандинавский иранец Али Аббаси не может из принципа симпатизировать Трампу. Да и республиканцам. Да и правым вообще. Автор 'Убийцы Священного паука' - базовый электорат синей партии с ослом на эмблеме, пусть и живущий в Европе. Его фильм, хоть и показанный в Каннах, был изначально заточен под выход в прокат перед американскими выборами. Пусть пятерых сомневающихся, но он мог переубедить. Тем более, мастерить истории про иллюзии власти Аббаси умеет искусно
'Ученик' лишь мельком касается биографии Трампа. По сути, это переложение всего лишь одного сюжета из жизни нынешнего хозяина Америки - его отношений с гуру и учителем Роем Коном. Поймав случайное знакомство назойливого, но стеснительного паренька из Куинса, гуру адвокатуры из США 1970-х занялся проектом Трампа, пока тот не перерос наставника. 'Ученик' - переосмысление еще античного тропа об учителе и подопечном, вечная трагедия столкновения таланта с еще большим талантом
Жизнь по Рою Кону, латентного гомосексуалиста, устроившего в Америке самую жестокую из недавних охоту на ведьм, кроется в соблюдении трех правил. Всегда атакуй. Всё отрицай. Никогда не признавай поражения. В фильме почти геббельсовские принципы успешно мимикрируют под право сильного, законы рынка и прочие смыслы из любой книжки Айн Рэнд. 'Мораль - конструкт, придуманный людьми' звучит тут, если и не как приговор всем будущим сторонникам Трампа, то как несложный этический выбор уж точно
Трамп быстро учится, играет в кошки-мышки с конкурентами, не особо мелочится с близкими. Аббаси по понятному нарративу рисует образ человека делового, талантливого, но, прежде всего, жестокого и прагматичного. Умудряется иранец сыграть даже на лобовом стебе маккартизма - от фразы про 'Советы, вот где сила' до целого спича, что в политику идут лишь неудачники. Впрочем, назвать Трампа неудачником сложно даже, если воспринимать буквально кадры с операции по липосакции или пересадки волос. Там, где из будущего президента окончательно вынимают душу
Дональд Трамп в фильме может сколько угодно брезговать неудачами брата, пусть и потом едва сдерживать слезы в постели с женой, или жестко насиловать ту же Ивану (первая супруга) посреди гостиной. Он плоть от плоти симптом американской мечты, фронтирности счастья этой нации. И увидеть в Трампе героя исключительно отрицательного в 'Ученике' может зритель, отказывающийся мыслить свободно. 'Зарабатывать это искусство' рассуждает Трамп, сравнивая себя с Да Винчи. Он мифотворец и проводник национальных истин. Он - сын Америки, нравится вам или нет. И даже Аббаси это с прискорбием признает
'Таким надо родиться, это врожденное' - еще один конструкт Трампа, выдающий в нем бесконечные комплексы по поводу происхождения. Он такой родился, несмотря на тирана-отца, коммивояжёр на пути к американскому культа успеха. Победителями рождаются - это еще один хороший слоган на выборах. Хотя феноменально простые make america great again в фильме тоже звучат. И тут Аббаси работает уже не на очернение образа Трампа, а на его обожествление
Главная фишка в этой почти марвеловской истории становления суперзлодея - дуэт Себастьяна Стэна и Джереми Стронга. Оба наработали на оскаровские номинации, а что особенно ценно не скатились в пародии. Трамп в 'Ученике' пусть и не досконально похож на себя самого, но и не фетишизирует персонажные пороки, не превращается в политический стенд-ап.
Мимика, скулы, конечно, волосы - это всё в Стэне от реального Трампа, а значит, как часто говорит старина Дональд big deal was done. И хотя байопик о Трампе вряд ли войдет в истории, разве, что почти великая финальная сцена за столом, но Нью-Йорк его Готэм, а он в нем если не Джокер, то как минимум Пингвин
Как итог, 'Ученик' - это почти антология американы, делающая из байопика о злодее его национальный доппельгангер. Аббаси задумал подснять момента восхождение зла, но увлекшись героем, воздвиг монумент государственного масштаба. Каким Трамп пару дней назад во второй раз и стал.
Спасибо Аббаси, что мы теперь точно знаем о том, что у Дональда в голове. Всегда атакуй. Всё отрицай. Никогда не признавай поражения
22 января 2025
Хороших байопиков немного на мой вкус. Часто они бывают приторно красивыми, стандартно-голливудскими, традиционными. В том году был очень неплохой фильм про Элвиса режиссера Софии Копполы. Наш анализант на удивление похож с ним по настроению и основным ходам: первые часы славы, отношения с невестой, коллегами, друзьями, первые кризисы. Мы наблюдаем становление неоднозначной персоны. Кумира в свете и негодяя за кулисами. Как протекает эта эволюция, реконструкция, деструкция, эманация, рассказано в фильме 'Ученик. Восхождение Трампа'.
Режиссер али Абасси хорошо зарекомендовал себя в работе 'Убийца ночной паук'. И понимая, что автор может сделать крепкий независимый триллер, я приступил к просмотру. И мое внимание картина зацепила с самого начала и держала волнение до финальных титров. Хотя это ведь не триллер, тут нет какой-то особенной интриги. В фильме не происходит ничего такого, что нельзя пропустить, уйдя на перекур. В любой момент, каждая сцена сама по себе прекрасный образец кино. Восхитительная актерская игра Себастиана Стэна и Джереми Стронга, их яркие и жесткие диалоги. Музыка 80-х, нежно переносящая нас в ту эпоху. Ручная камера и ретро-объективы, формат 4:3 просто создают ощущение, что мы смотрим 'бэкстейдж' некого наблюдателя, находящегося рядом с Трампом в те мгновения. Это снимает и балансирует пафос большой исторической фигуры, делая его в первую очередь живым человеком, а не идолом. Это очень подкупает, создает интимную атмосферу, сближает нас с персонажами. Неприятными, порой отвратительными, мы наблюдаем их циничные поступки, ссоры, панику и просто тихую жизнь, печали и радости. Богатые тоже плачут, банально и правдиво.
Я не собираюсь делать выводы относительно самой фигуры Трампа. Кто-то его ненавидит или почитает. Я не почувствовал в задаче режиссера наглухо очернить или обелить репутацию Дональда. Тут этого ровно на кончике ножа. За счет отсутствия рассказчика мы сами можем решить, на чью сторону встать. И вообще для меня это не так важно. Главное в кино это замысел истории, темп, энергия, нетривиальность подхода, стиль и изображение. С этими параметрами тут всё потрясающе хорошо. Неожиданный бриллиант в лентах прошлого года.
20 января 2025
По удивительному и совершенно случайному стечению обстоятельств в середине октября (разгар выборов в США) в мировых кинотеатрах появился «Ученик. Восхождение Трампа». Это частично основанный на реальных событиях фильм о «тернистом» и весьма спорном пути Дональда Трампа. Кино охватывает временные рамки с начала 70-ых до середины 80-ых и во многом рассказывает историю становления личности Трампа через призму его взаимоотношений с Роем Коном – влиятельным провокационным адвокатом и духовным наставником Дональда. Отсюда и оригинальное название фильма The Apprentice – Ученик.
Конечно не случайно, что фильм вышел в мировой прокат в преддверие выборов президента США. Впервые «The Apprentice» был показан в мае на Каннском кинофестивале (где не получил призов), исходя из этого факта вспоминается другой, очень похожий случай, произошедший 20 лет назад. На том же Каннском кинофестивале в 2004 году был показан «Фаренгейт 9/11» – документальный фильм, критикующий и обвиняющий во всех грехах действующего на тот момент президента США (важно, что тоже республиканца) Джорджа Буша младшего, планирующего переизбираться на второй срок. Какого было удивление публики, когда жюри во главе с аполитичным Квентином Тарантино отдало главный приз не поразившему всех «Олдбою», а «Фаренгейту 9/11». Многие до сих пор считают это самым крупным политизированным решением в истории фестиваля и подозревают, что на Тарантино было оказано давление других американских членов жюри, посчитавших, что эта победа поможет в «кампании по свержению президента». В итоге вполне естественно, что ни кино, ни его победа не смогли помешать Бушу переизбраться на второй срок.
Эта историческая справка приведена в качестве параллели, уж слишком много общего – даже итог. Вполне возможно, что «Ученик» – агитационный продукт настроенных против Трампа кинодеятелей, коих сейчас подавляющее большинство в индустрии. Очень интересно, конечно, перед выборами снять и выпустить разоблачающий портрет Трампа. Но любопытно, что из этой сомнительной идеи создатели фильма собрали более менее неплохой байопик с хорошими работами двух главных актеров и интересными формальными решениями.
Если рассматривать это кино вне контекста (что, конечно, абсолютно невозможно), то это качественная динамичная картина о человеке, постепенно теряющем себя прежнего и переходящем в статус «акулы-убийцы» – скользкого подлеца, готового на все уловки, хитрости и популистские высказывания ради достижения цели. Но получается, что кино не выполняет свою цель (если всё-таки таковая цель стояла) по однобокому разоблачению и очернению Трампа и противоречит само себе – своей основной идеи. Его герой, плавно переходящий в статус антигероя, оставляет за собой исключительно противоречивые эмоции без четкой (негативной) авторской оценки личности Трампа – феноменального человека, к которому невозможно относиться однозначно, уж слишком объемна его биография. Авторы всего лишь покопались в грязном белье и не нашли в нем ничего кроме грязного белья, которое есть у каждого. К тому же, еще бОльшую бесполезность фильма подтверждают итоги выборов и то количество десятков миллионов американцев, отдавших свой голос за Дональда Трампа.
16 ноября 2024