По удивительному и совершенно случайному стечению обстоятельств в середине октября (разгар выборов в США) в мировых кинотеатрах появился «Ученик. Восхождение Трампа». Это частично основанный на реальных событиях фильм о «тернистом» и весьма спорном пути Дональда Трампа. Кино охватывает временные рамки с начала 70-ых до середины 80-ых и во многом рассказывает историю становления личности Трампа через призму его взаимоотношений с Роем Коном – влиятельным провокационным адвокатом и духовным наставником Дональда. Отсюда и оригинальное название фильма The Apprentice – Ученик.
Конечно не случайно, что фильм вышел в мировой прокат в преддверие выборов президента США. Впервые «The Apprentice» был показан в мае на Каннском кинофестивале (где не получил призов), исходя из этого факта вспоминается другой, очень похожий случай, произошедший 20 лет назад. На том же Каннском кинофестивале в 2004 году был показан «Фаренгейт 9/11» – документальный фильм, критикующий и обвиняющий во всех грехах действующего на тот момент президента США (важно, что тоже республиканца) Джорджа Буша младшего, планирующего переизбираться на второй срок. Какого было удивление публики, когда жюри во главе с аполитичным Квентином Тарантино отдало главный приз не поразившему всех «Олдбою», а «Фаренгейту 9/11». Многие до сих пор считают это самым крупным политизированным решением в истории фестиваля и подозревают, что на Тарантино было оказано давление других американских членов жюри, посчитавших, что эта победа поможет в «кампании по свержению президента». В итоге вполне естественно, что ни кино, ни его победа не смогли помешать Бушу переизбраться на второй срок.
Эта историческая справка приведена в качестве параллели, уж слишком много общего – даже итог. Вполне возможно, что «Ученик» – агитационный продукт настроенных против Трампа кинодеятелей, коих сейчас подавляющее большинство в индустрии. Очень интересно, конечно, перед выборами снять и выпустить разоблачающий портрет Трампа. Но любопытно, что из этой сомнительной идеи создатели фильма собрали более менее неплохой байопик с хорошими работами двух главных актеров и интересными формальными решениями.
Если рассматривать это кино вне контекста (что, конечно, абсолютно невозможно), то это качественная динамичная картина о человеке, постепенно теряющем себя прежнего и переходящем в статус «акулы-убийцы» – скользкого подлеца, готового на все уловки, хитрости и популистские высказывания ради достижения цели. Но получается, что кино не выполняет свою цель (если всё-таки таковая цель стояла) по однобокому разоблачению и очернению Трампа и противоречит само себе – своей основной идеи. Его герой, плавно переходящий в статус антигероя, оставляет за собой исключительно противоречивые эмоции без четкой (негативной) авторской оценки личности Трампа – феноменального человека, к которому невозможно относиться однозначно, уж слишком объемна его биография. Авторы всего лишь покопались в грязном белье и не нашли в нем ничего кроме грязного белья, которое есть у каждого. К тому же, еще бОльшую бесполезность фильма подтверждают итоги выборов и то количество десятков миллионов американцев, отдавших свой голос за Дональда Трампа.
16 ноября 2024