Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.2 |
IMDb | 6.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Одержимая |
английское название: |
Des Teufels Bad |
год: | 2024 |
страны: |
Германия,
Австрия
|
режиссеры: | Северин Фиала, Вероника Франц |
сценаристы: | Северин Фиала, Вероника Франц |
продюсеры: | Георг Ашауэр, Беттина Брокемпер, Карлос Герстенхауэр, Барбара Хёбе, Ульрих Зайдль, Харальд Штайнвендер |
видеооператор: | Мартин Гшлахт |
композитор: | Аня Плашг |
монтаж: | Михаэль Пальм |
жанры: | ужасы, триллер, драма, история |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в России: | $59 997 |
Мировые сборы: | $54 259 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 20 февраля 2024 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 2 ч 1 мин |
Заманить нас на такой фильм можно было легко. Во-первых, приз Берлинале за выдающиеся художественные достижения, а на простом языке это означает, что фильм красиво снят, лепота для глаз. Во-вторых, имена режиссёров для нас всегда были на слуху, 'Сторожку' в своё время посмотрели как никак, плюс крутые родственники самого Ульриха Зайдля. В-третьих, сыгравшая главнейшую роль певица и композитор Аня Пляшг, её проект Soap&Skin имеет приличный такой уровень известности. В общем, шалость удалась, включили фильм и... понеслась.
Лукавить не будем, 'Одержимая' 2024 года не понравилась. Вот не зацепило кино, в нашей внутренней империи да ничего не ёкнуло. И не потому, что новенький проект совсем уж плох, что ищи миксер для глаз или новые глаза, которые не видели это зрелище. В ярком Берлине не ошиблись: фильм снят со вкусом и презентабельно, воссоздали далёкую эпоху мастерски. Хоть и Новое время было, судя по 1750 году, но душок Средневековья чувствовался в кадре. Плюс сюжет основан-то на исторических документах, которые даже были исследованы.
Но вот формат магического слоубёрнера не затянул, эта драма не поглотила нас, а персонажи не взбудоражили сознание. Хоррора так не нашли, одни лишь намёки. Сплошное беспросветное депрессивное состояние, которое засасывает главную героиню. Если уж говорить о сотворении подходящей атмосферы, то фильм остаётся лишь хвалить. Ежели нас интересует наполнение, то здесь ничего цепляющего и агонизирующего. Сидишь, смотришь и да в голову лезут разные мысли, но только не об 'Одержимой'. Ощущение только, чтобы быстрее закончилось.
Что ж, бывает так, когда с конкретным кинопроектом не складываются ярко отношения. Как бы обе стороны ни пытались яро зажечь искру, не получилось. Не сомневаемся, что супруга дяди режиссёра и племянник мужа режиссёра пытались вложить в свой терпкий труд жуткий смысл и серьёзную идею, как никак непонятную похабщину они не снимают. Главное, много времени проводят вместе, разделяют обязанности и стремятся выложиться на 100%. То ли не уровень отличных авторов, готовых пускаться в эксперименты или рассказывать о серьёзных темах.
27 июля 2024
Начнем с того, что оригинальное название фильма — «Des Teufels Bad», что переводится с немецкого как «Дьявольская баня». В нашей локализации он известен как «Одержимая». До просмотра я находил информацию, что это хоррор. Извините, но ни Дьявола, ни хоррора, ни страшных моментов здесь нет.
О чем фильм? Это история молодой религиозной девушки Агнес, которая выходит замуж в Австрии XVIII века. Она очень хочет иметь ребенка, но радужное начало сменяется недопониманием, болью и страданиями, что приводит к странным последствиям.
Этот фильм можно сравнить с «Ведьмой» Роберта Эггерса, но схожесть ограничивается лишь манерой съемок и декорациями. В остальном они совершенно разные. Сначала я хотел написать, что сравнивать их не стоит, потому что «Ведьма» — это хоррор, а «Одержимая» — драма. Хоть КиноПоиск и обозначил фильм как драму, в других источниках указано, что это хоррор. Если смотреть фильм с ожиданием ужасов, возникает лишь недоумение.
Теперь перестану ругать обертку и перейду к начинке из кожи и костей. Авторы пытаются передать безысходность того времени, как тяжело жили крестьяне. Они полностью посвящали себя вере и тяжелой работе, даже женщины. (Хоррор? Нет. История.) Нам показывают, как детей сбрасывают со скалы, спасибо, что без подробностей. Но наказание за это показано во всей красе с долгими акцентами на каждом участке тела, за это не спасибо. (Хоррор? Нет. Трэш.) В процессе мы видим, как Агнес погружается в самую настоящую депрессию, и если сейчас это страшное состояние, из которого сложно выбраться, то в XVIII веке это смертельная вещь. Нам четко показывают психологическое падение девушки, которая просто хотела семью. (Хоррор? Нет. Психологическая драма, неплохая.) Психоделические вставки и всего пара жутких моментов дают ощущение ужаса, но это так мимолетно и незаметно, что, увы, не успеваешь проникнуться этим состоянием.
После просмотра фильма у меня осталось впечатление, что авторы сами не решили, что именно они хотят снять, и напихали туда всего и понемногу, что привело к странному коктейлю. За последнюю сцену могу сказать, что такой «коктейль» вообще непонятно зачем добавили, и это максимально тошнотворная сцена, которая не несет в себе никакого смысла.
Конечно, некоторые будут искать смысл в каждом кадре и каждом движении героев, ведь «автор хотел передать...». Для каждого человека автор говорит по-своему. Мне авторы передали, что сняли авторский кинотрэш с уклоном в фольклор, который вообще не стоит потраченного времени.
Возможно, фильм без «мяса» смотрелся бы лучше, и я бы не был так категоричен, но это ультранасилие здесь не несет вообще никакого смысла. Показывать, как летят головы с плеч без склеек, — это не показатель вершины киноискусства. Даже первые части «Пилы» имели больше смысла, хотя там было именно «мясо».
Плюсы в этом фильме есть, но они в глаза совсем не бросаются. Это актеры и местная природа. Ну, еще завязка, которая могла бы сделать фильм действительно хорошим хоррором, потенциал явно был.
P. S. Фильм основан на исследованиях историка. Не буду спойлерить, но он так же 'основан на реальных фактах', как и «Паранормальное явление», где просто взяли историю одной семьи и приписали демона. В конце «Одержимой» не пропустите описание исследования, чтобы понять — все, что вы сейчас посмотрели, вообще бессмысленно потраченное время.
26 июля 2024
1750 год. Агнес вышла замуж за Вульфа из соседней деревни. И вроде все у них хорошо. Вот только всё у них плохо. Но вера не дает наложить на себя руки - а вот если кого-то убить...
'Одержимая' (в оригинале 'Дьявольская баня') попала у меня в редкую категорию хороших фильмов, которые я не буду, пожалуй, рекомендовать. Нет, если вы хотите погрузиться в депрессию, добро пожаловать. Фильм практически без лучика солнца - яркий свет в нем можно увидеть лишь в начале, в сцене свадьбы. Глухой серый лес. Чёрные воды и мёртвые глаза рыбин. Освежеванные туши и неупокоенные покойники. Убийства детей... Слушайте, вот после таких фильмов я ещё сильнее люблю слэшеры - по сравнению с мертвенностью 'Одержимой' там просто карнавал жизни!
И ведь не сказать, что героиня фильма подвергается каким-то запредельным испытаниям. Ужас истории в том, что у неё обычная - по меркам XVIII века - жизнь. Едва затихнет шум свадьбы - и ты уже не можешь вернуться в родной дом - тебя отдали в дом мужа, как вещь. Будешь работать ежедневно и тяжело. А вот если муж будет недоволен, то может отнести тебя назад - как мы бы сдали сломанный холодильник.
Агнес мечтает о ребёнке, но муж (по никак не объясненным причинам) не исполняет супружеский долг, предпочитая по-быстрому передернуть и уснуть - завтра очередной день тяжёлой работы. У молодой семьи свой дом, вросший в землю, тёмный и мрачный, да еще и свекровь наводит там свои порядки. А Агнес... Агнес и правда немного не от мира сего. Возится с бабочками и блестяшками. Бродит по лесам в поисках покоя. Молится, пока другие работают. Сегодня ей могли бы диагностировать расстройство аутистического спектра. И уж точно могли бы диагностировать депрессию. Прописать антидепрессанты и всё такое. Вот только в XVIII веке не до антидепрессантов. Максимум, что сделает 'лекарь' - проткнет тебе шею иголкой - поболит и душа успокоится! Ведёшь себя странно? Ненормальная! Огрызаешься? Одержимая! И буквально инструкцию про то, что 'убийство лучше, чем самоубийство' героине зачитывают прямо в церкви. Свинцовые мерзости!
Снято все это... поэтично. У меня почему-то возникла ассоциация с 'Антихристом' Ларса фон Триера, хотя это, разумеется, очень разные фильмы. Их роднит внутренняя депрессия персонажей, помноженная на безвыходность глухого леса. Агнес окружает потусторонняя красота, будто она не на Земле, а в каком-то чистилище или круге ада.
Это кино не оставляет никакой надежды. Потому что если освобождение героини было возможно такой ценой... стоило ли ей вообще жить? Конечно, это не хоррор. Но это один из самых страшных фильмов, которые я смотрел за последнее время.
23 июля 2024
Очень хорошее и максимально страшное, пробирающее до костей кино тем временем сейчас идет в кинотеатрах. 'Одержимая' от продюсера и студии великого австрийского режиссера Ульриха Зайдля, но давайте мы не будем путать этот мощнейший фильм с картиной Жулавского, любимым моим фильмом ever, тем более, что идущая нынче в прокате 'Одержимая' про средневековую девушку — на Берлинале 74 назвалась 'Дьявольская баня', и это название гораздо удачнее.
Фильм, скажу коротко, такого уровня кинематографического мастерства ('Серебряный медведь' за операторскую работу), что манипуляции ужасом, киноприемами — трупами, червями, атмосферой средневековой душноты, убийств (в том числе детей), самоуйбийств, обезглавливаний, морока, депрессии, сумасшествия — настолько хороши и действенны, что я под впечатлением уже сутки, а я искушенный зритель, но вчера ночью возвращался из кинотеатра будто облитый омерзением от увиденного и от ужаса бледный. А такой уровень работы фильма над психикой — это признак большого, великого кино.
Срочно идите в кино. Я думаю второй раз пойти. В оболочке хоррора историческое исследование и реальные факты депрессий и самоубийств женщин в средние века. В оболочке хоррора — социальная драма об отношениях, о том, как девочка оказалась пронзительно слабой и не выдержала замужества, и ее вернули домой к маме, и есть совершенно пронзительные кадры-шедевры, как муж ее умывает, и со злостью возит рукой по лицу, и бессильно восклицает, да что с тобой такое? Но кроме грубоватой заботы этой у него нет для несчастной девочки ничего. #гончпросмотр
22 июля 2024
На дворе 1705 год. Сказ про девицу Агнес, которая только недавно выскочила замуж, но тот не желает исполнять супружеский долг. К тому же приходится каждый день вкалывать на работе, да еще и гнидоподобная свекровь постоянно снует по дому и наводит свои порядки. Деву одолеваю темные мысли и постепенно накатывает депрессия.
Мрачный и визуально красивый слоубернер, постепенно окутывающий зрителя душевным мраком, тяжелыми нависающими ветвями деревьев и сдавливающими социальными рамками. Идея действительно актуальная во все времена: жуткое влияние социума на индивида - что одобрено обществом должно безоговорочно соблюдаться, иначе человек попадает в статус изгоя, сумасшедшего или одержимого. С подобным давлением сталкивались раньше, сталкиваются сейчас.
Главная героиня пребывает в глубокой депрессии и бесконечной бытовухе, сама того не осознавая. Это тонкое психологическое исследование «причин», которые трансформируются в дальнейшем в «последствия». Это глубокая ужасающая драма одного человека, оказавшегося в безвыходной ситуации, истощенной эмоционально, без желания жить дальше.
По итогу медленный, вдумчивый пост-хоррор, завораживающий сногсшибательными пейзажами, аутентичной деревушкой, ее фриковатыми жителями и безысходностью бытия.
Мораль: если ваши родители требуют от вас внуков, а вы не хотите заводить детей, то подкиньте им цыганских младенцев под дверь - пускай мечты сбываются.
18 июля 2024
Очень грустное и тяжёлое кино. Нескончаемый и с каждой минутой усиливающийся поток страданий. Это не хоррор. Жёсткая психологическая драма в антураже австрийской деревни эпохи просвещения, больше смахивающей на средневековье. Инквизиция, кстати тоже всё ещё была в силе, хотя лютовала она в Австрии намного раньше. Но богобоязненность была на высоком уровне, а грех самоубийства в христианстве считается более тяжким, чем убийство.
Сюжет фильма основан на исторических фактах, с чего повествование и начинается. Сотни женщин, которые не могли справиться с тяжким бытом и депрессией убивали детей (потому что тем проще попасть в рай), а перед казнью исповедовались, т. к. это очищало их от греха.
Главная героиня - молодая девушка, вступающая в замужество и семейный быт, ощущает на себе не жестокость, но скажем так, не готовность принять некоторую несправедливость взрослой жизни. Краеугольным камнем становится вопрос материнства. Девушка всё сильнее переживает происходящее и всё быстрее скатывается в омут отчаяния.
Актёрская игра очень хорошая. Но динамика медленная, тягучая, а атмосфера давящая и скорее созерцательная. Кино вытягивает эмоции и силы, как топь, которая символично присутствует в фильме. А финальный катарсис главной героини (Аня Пляшг великолепна) заставляет испытать жёсткие эмоциональные качели, когда не понимаешь, радоваться или рыдать.
Серьёзное трудное кино. Что бы смотреть, советую эмоционально подготовиться, как к испытанию. Не для всех, однозначно.
Оператор Мартин Гишлахт получил Серебряный Медведь за выдающиеся художественные достижения.
15 июля 2024
Категорически не согласен с определением КП этого фильма, как 'ужасы'. Это драма, драма и трагедия трёхсотлетней давности, имевшая место быть, к ужасу (и вот тут, действительно К УЖАСУ).
Конец 18 века, глубинка Европы, Габсбургская монархия, включавшая в себя тогда целый компот нынешних народов: и немцы, и хорваты, и итальянцы, и венгры. Это важно понимать в контексте представленных в этом фильме обычаев, нравов, веры и суеверий одновременно этих социокультурных обществ.
Выданная замуж Агнес из своей деревни после свадебного пиршества отправляется в дом мужа Вольфа (волк?), некого подкаблучника своей матушки - властной зажиточной фермерши, которая (вместе с Вольфом) владеет озером, от которого кормиться вся деревня, вылавливая в нём рыбу, и получая от господ по куску ржаного хлеба за труд. Муженёк не очень то к жене настроен, ибо мм...(сейчас надо ведь быть аккуратным) больше спьяну с молодыми красавцами гож танцевать.
Вот таков задел истории. А повествуется о тяжелейшем внутреннем конфликте Агнес, которую не очень принимают в новом доме, которая по выше указанным обстоятельствам не может родить, но желая этого хранит отрезанный палец (хорор?) казнённой детоубийцы. Тут надо немного знать мифологию, фольклор, суеверия и особенности религиозности смешанных на той территории народов. Что значат бабочки, постоянно перебирающие лапками по рукам и лицу героини, что значит постоянно демонстрируемая рыба, как живая, так и мёртвая.
История постепенно всё удручается. Вот именно так. Реальность в голове Агнес постепенно смешивается с галлюцинациями. Добродушный, но холодный к её телу муж не знает, что делать, нося безвольную 'тушку' жены из одной деревни в другую...
Красивейшие пейзажи природы одновременно действуют очень угнетающе на зрителя, что несомненно является заслугой оператора, возможно отчасти из за работы которого фильм и получил Серебряного Медведя за 'выдающиеся художественные достижения', коих я кроме этой работы, честно признаться не увидел.
Конец фильма закольцован вот прям ровно с его началом, объясняя зрителям страшную историческую драму женщин ещё не Австро-Венгрии, но Австрии, которые попадая под гнёт чужого рода-дома-обычая отчаивались в своей жизни, желая свести её с концами, но из-за религиозных предрассудков выбирая для этого жуткое преступление.
Религия, язычество и невежество в одном флаконе-- суть кровавой пляски этого сюжета. Имхо.
Не судите строго.
1 июля 2024
Третий полнометражный фильм австрийского дуэта Вероники Франц и её племянника Северина Фиалы. Начали они свою карьеру с высоко оцененного критиками психологического хоррора 'Спокойной ночи, мамочка' (2014), затем был сегмент 'Грешные женщины Хелфолла' для хоррор-антологии 'Справочник зла' (2018), затем 'Сторожка' (2019), ещё один психологический хоррор снятый для западной аудитории. После их приметил М. Найт Шьямалан и позвал в свой сериал 'Дом с прислугой' (2019 -2023), где они поставили два эпизода, включая финальный.
Не видел их дебютную работу 'Спокойной ночи, мамочка', но вот 'Сторожка' как-то особо не зашла, сейчас уже и с трудом вспомню о чём вообще был этот фильм, хотя и особых негативных впечатлений не оставил. Также незаметно прошёл и 'Справочник зла' (2018) со всеми его историями. Так что и от этой их работы ничего особо не ждал, но всё-таки интуиция подсказала его глянуть. И вновь, вопреки моему предосудительному отношению к европейскому кино, она не подвела.
Наше официальное название, как и в подавляющем большинстве случаев в последнее время не имеет ничего общего с оригинальным. Немецкое 'Des Teufels Bad' дословно можно перевести как 'дьявольская ванна' или 'дьявольский поток', на последнее недвусмысленно намекает открывающая фильм сцена, и судя по всему служит отсылкой к старинной германской пословице 'Das Kind mit dem Bade ausschutten' (досл. выплеснуть с водой ребёнка), что очень хорошо передаёт смысл всего фильма.
Это никакой не фильм ужасов, хотя мерзкие и кровавые сцены тут присутствуют, по факту это драма о неприятии окружающей действительности и поисков путей примирения с нею - насколько это было возможно по мнению авторов фильма зрителю и предстоит выяснить.
Мне фильм открылся как история об одиночестве и непонимании со стороны окружающих. И дело тут совершенно не в суровой средневековой жизни, с её примитивным и физически изматывающим бытом, а в полном отсутствии хоть малейшего проблеска счастья в жизни её героини, Агнессы. Она отчаянно хочет найти хоть какое-то взаимопонимание от её мужа, свекрови и других жителей деревни, но все они уже давно приняли существующий уклад жизни за норму и их это вполне устраивает. Более чувствительная по своей природе Агнесса пытается тоже подстроится под окружающую её действительность, но её тонкая душевная организация наотрез отказывается это делать.
Это типичный слоубёрнер, который добрые две трети своей двухчасовой продолжительности погружает нас в непростую жизнь главной героини, при этом какого-либо сюжета и его развития практически не наблюдается. Но погружение это сделано очень мастерски - дома, одежда, предметы быта - всё это на мой непрофессиональный взгляд, выглядело очень достоверно. Но больше всего меня завораживали старые деревенские традиции, обычаи и обряды, то как жители себя ведут, как крестятся, как готовят еду и т.д. - видно, что создатели очень тщательно подошли к вопросу исторической достоверности в своём фильме. Особенно позабавила игра с бедным петухом (на всякий случай уточню - речь о птице).
Но в середине фильм начал немного провисать, и вот когда эта скука достигает своего пика, начинается шокирующий третий акт, выводящий зрителя из полусонного состояния. В принципе за эти последние минут 20 его вполне можно и к хоррору отнести, к психологическому как минимум.
Не из тех фильмов, которые я пересмотрю в будущем, но впечатления он оставил довольно мощные.
8 из 10
30 июня 2024