Рейтинг фильма | |
![]() |
5.5 |
![]() |
5.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Неспокойной ночи |
английское название: |
Nightman |
год: | 2023 |
страны: |
Бельгия,
Ирландия
|
режиссер: | Мелани Деллой |
сценаристы: | Эльза Марпо, Мелани Деллой |
продюсеры: | Себастьен Деллуа, Нур Садар, Франсуа Тувед, Хэйзел Каллен, Брайан Дин |
видеооператор: | Леонардо Д’Антони |
композитор: | Александр де ла Буме |
художник: | Клодин Тишон |
монтаж: | Эдгар Аллендер |
жанры: | ужасы, триллер |
|
|
Дата выхода | |
![]() |
2 июля 2023 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
18+ |
![]() |
1 ч 41 мин |
Неоднозначное вышло кино. Перед нами триллер, рассказывающий нам о девушке по имени Алекс, которая переехала со своим мужем Дэмиеном жить в дом его матери, которая потеряла рассудок в связи с быстроразвивающейся деменцией и посему переехала жить в больницу. Чем дольше они там живут, тем больше странностей героиня замечает за своим мужем, а у него же начинает не по - детски рвать кукуху. Что из этого вышло?
А вышел из этого весьма средний триллер, сюжет которого полностью показан в трейлере. По сути фильм не внес абсолютно ничего нового уже в показанное, просто картина вышла на 120 минут дольше. История ровно такая, какой она кажется на первый взгляд. Если же вдруг вы чего - то не поняли в этой очевидной истории, антагонист любезно расскажет о чем история в самом начале фильма в формате легенды. И да, я не шучу. Буквально на пятой минуте фильма главгад рассказывает сюжет от начала до конца.
Для меня так и осталось непонятным, какой картину хочет видеть в итоге - драмой о домашнем насилии или же триллером про маньяка и жертву в стиле кошек - мышек. Для первого - слишком слабый лор. По сути, нам вообще не рассказывают об отношениях пары до переезда, мы не знаем был ли Дэмиан такой же странным или на него так повлиял сам дом. Также достаточно забавным выглядит то, что если смотреть на сюжет со стороны главной героини, то получается, что она вообще ничего не знала о своем муже. Понятия не имела где он учился, почему у него плохие отношения с матерью (и плохие ли вообще?), где он учился, куда делась его сестра, которая раньше была, а сейчас ее нет. Понятно, что мы как зрители узнаем об этом в течение фильма, ведь для нас это должна быть интрига. Но она с ним столько лет живет, почему она эту информацию слышит первый раз в жизни? Подобных вопросов за фильм возникает много, что наталкивает на мысль, что драма создана искусственно, ведь по сути Дэмиан и Алекс чужие друг другу люди.
Для триллера же не хватает напряжения. Сюжет развивается крайне линейно, помимо этого он растянут до невозможного. За больше чем полтора часа хронометража событий не происходит практически вообще, а весь замес сосредоточен на последних 15 минутах фильма.
Отдельно хочу отметить количество чеховских ружей, которые так и не выстрелили. Интересно, авторы картины не до конца понимают что это такое? Они должны выстрелить, это их концепция. Здесь они просто висят.
Я бы описала этот фильм как наблюдательный триллер. Когда зритель может быть не особо вовлечен в сюжет, не особо переживать за персонажей, а просто расслабиться и посмотреть кино. Любителям насыщенных триллеров с неожиданными поворотами стоит пройти мимо.
7 декабря 2024
Начать стоит с того, что это чистокровный триллер, который пугает жесткостью людей, безнадёжностью обстоятельств, но никак не привычными приёмами, которых ждёшь, включая фильм ужасов. Речь не столько об отсутствии мистики, сколько об эмоциональных акцентах. Даже детективная линия здесь превалирует над хоррорной. Поэтому «Неспокойной ночи» всё ещё способен украсить ваш вечер переживаниями, размышлениями, но никак не испугом.
С первых кадров становится понятно, что оператор умеет держать камеру, монтажёр отрезать ненужное, а режиссёр — всем этим руководить. В последнее время даже такого уровня достаточно, чтобы похвалить работу.
Однако тут и в сюжете имеются любопытные повороты, поднимаются достаточно нетривиальные вопросы касаемо природы зла и генетической порочности. Об этом было интересно поразмышлять. Кино неторопливое, при этом напряжение в нём стремится вверх почти идеально ровной линией, что неизбежно приводит к эмоциональному катарсису в финале.
24 октября 2024
Начинается кино мрачной неоготической атмосферой. Простоватая девушка с суровым и слегка нервным мужем приезжают в особняк, где тот провёл детство. Особняк опустел, т. к. мать попала в лечебницу. Дом и окружение странно и тревожно влияют на поведение мужа, который становится ещё более нервным и грубым и начинает ходить во сне по ночам. За всем этим скрывается какая-то тайна и это до какого-то момента будоражит. Но потом, за 5 минут объясняют причины происходящего и начинается триллер, в котором не хватает динамики. Из-за этой тормознутости происходящее выглядит предсказуемо. Режиссёр упивается деталями и игрой, но сюжет слишком очевидный, пропадает интрига и из-за этого скучно, а психологического и идейного подтекста тоже не происходит. К тому же, нет сопереживания героям, потому что характеры не достаточно хорошо раскрыты. Вернее, не раскрыты у тех, кому стоило бы переживать. Сам финал, который связан с началом и контекстом, тоже слишком предсказуем, хотя и цепляет атмосферностью.
Сделано хорошо, игра норм, атмосфера погружает, но затянуто, простоватый сценарий и просела динамика в финале. Фольклорная тема, тоже получилась поверхностной и из-за этого не хватило мистицизма, который возможно смог бы оправдать неоготическими элементами размеренность повествования.
Не могу всем рекомендовать и тем более любителям коммерческих слешеров. Психологический созерцательный триллер.
21 августа 2024
Семейная пара - беременная Алекс и её муж Дэмиен - переезжают в дом матери Дэмиена, которую отправили в дом престарелых из-за деменции. На новом месте Алекс беспокойно - муж начинает ходить по ночам и вести себя странно...
То, что за милым фасадом крепкой европейской традиционной семьи могут крыться настоящие демоны, нам известно по многим европейским хоррорам - Ханеке и другие. И правда, у героев столько психотравм, что ещё немного, и это превратилось бы в фарс: у Алекс в детстве отец убил мать, а у Дэмиена в родословной вообще жуткая притча с участием ведьмы-банши, детоубийства и самоубийства (привет ещё идущей в прокате 'Одержимой'). К счастью, у авторов хватает отстраненного такта, чтобы показать эту дикую историю в максимально приглушенных тонах, где все герои пытаются вести себя 'прилично' - до поры до времени.
Хороша и исполнительница роли Алекс - Зара Дэвлин - в ней сочетается и детская непосредственность (в первой сцене с психологом она сосёт чупа-чупс), и жертвенная уязвимость, и - в какой-то момент - способность сопротивляться. Глядя на неё кажется, что ничего плохого с ней случиться не может - она и сама так думает о себе, да и мы так думаем о себе тоже, верно? Вот только, как говаривал старина Стивен Кинг, 'Плохие вещи случаются и с хорошими людьми'.
Центральной темой фильма, безусловно, является тема домашнего насилия, вот только разворачивается драма не в пустынном отеле, как в 'Сиянии', а фактически у всех на виду - рядом с врачами, полицейскими, посетителями ресторана. В этом и есть ужас домашнего насилия - некуда бежать, когда главный страх ждёт тебя дома, и никто не поможет. Мистика, как в том же 'Сиянии', тут только помешала бы - хотя необъяснимых и пугающих событий тут хватает. Чеховских ружей, буквально развешенных по стенам семейного гнездышка, вполне достаточно для кровавой развязки.
И, несмотря на весь морок и ужас происходящего, не могу не отметить сцену из хосписа для пациентов с деменцией - обратите внимание, какая там мебель, и как относится к пациентам персонал. Вот ведь какое странное сочетание заботы о ближнем - в хосписе - и страха перед самыми близкими - в собственном доме.
Хорош и эпилог, изящно возвращающий нас к легенде о предке Дэмиена. Так что же есть эта самая 'абсолютная порочность'? Передаётся ли насилие по наследству, и всегда ли это дело рук мужчин? Столько вопросов, что 'спокойной ночи' после фильма явно не предвидится.
6 августа 2024
Глухая деревня с живописным поместьем, трагическая история семейства, не совсем ясные отношения мужа со своей женой. С первых кадров зрителю кажется, что перед нами какая-то забытая работа Альфреда Хичкока, но начиненная европейским флером и антуражем.
Вдохновлялась уже явно опытная постановщица, побеждавшая кстати со своими артхаусными фильмам на нескольких международных фестивалях, не только картинами мастера ужасов. Многие вспомнят и 'Сияние' Стэнли Кубрика. Уже очень завязка напоминает ту семейную драму, которая произошла в отеле Оверлук. Отчасти они будут правы, учитывая абьюзивные отношения, которые стоят во главе угла обеих картин.
Саспенс с каждой минутой фильма не только не уступает, а давит все новой информацией, начиная от фотографий, случайных разговоров, заканчивая внушающей ужас историей о ирландской фее, которая ворует детей и ставит родителей перед невыполнимым выбором. В дальнейшем эта байка сыграет свою роль.
Опуская мистическую составляющую, впереди все-таки история психологически забитой девушки, которая страдает от низкой самооценки, эмоционального насилия и снижения жизненного тонуса. Все это накладывается на беременность, а также проблему сомнамбулизма одного из персонажей – собственно, что и постановщица вынесла в оглавление всего рассказа. Погружаясь в пучину такого невидимого врага, героиня Алекс начинает свое расследование, а история плавно перетекает в небольшой детектив.
Актуальная проблема эксплуатации в семейных отношениях показана в фильме в полной мере. Непонимание сути проблемы, внутренние противоречия, жестокость и психологическое давление – то, с чем сталкиваются многие женщины. Учитывая 'Род мужской' от студии А24, проблема все так же будет актуальна и востребована современными режиссерами еще не один год.
'Неспокойной ночи' - картина не идеальная, но в ней хватает саспенса, а в конце ждет интригующая развязка. Может, эта история даже воодушевит какие-то пары начать разбираться в своих конфликтах, о которых вы боялись сказать, а не замалчивать, что приводит к таким трагичным ситуациям.
31 июля 2024
Бельгийский ужастик, наполненный саспенсом и прекрасной цветовой палитрой, знакомит нас с семейной парой, которая приезжает в старое поместье. Девушка Алекс предстаёт перед нами, как загнанный зверёк, который уже с экспозиции раскрывает некоторые факты своей жизни. Постановщик Мелани Деллой вводит напряжение постепенно, позволяя зрителям насладиться природой, мистическим домом и странными звуками.
Всё в картине вызывает определённые вопросы. Сюжет сохраняет саспенс постоянно. Днём приглушённые тона природы, ночью весьма странное поведение мужа. Мы ещё не осознаём всего происходящего, а психологическое напряжение уже нарастает. Отношения между Алекс и Дэмиеном сразу бросаются в глаза, показывая загнанную тихоню женщину и агрессивного мужчину. Странные разговоры, построения диалогов сразу показывают зрителю, что в этой семье внутренние проблемы.
Абьюзивные отношения постепенно доходят до определённой кондиции, поясняя, для чего был эпизод в экспозиции. Ночью же всё меняется. Фильм поднимает вопросы внутренних страхов, неконтролируемых действий и делает акцент на мелких деталях, которые подстёгивают страх Алекс и её попытки во всём разобраться. Выстрелы охотников, временные исчезновения мужа, постоянные его упрёки днём и гнетущая борьба за своё место в этом доме. Давление Дэмиена иногда переходит границы, иногда смягчается, но тут в картину постепенно вплетают «призраков прошлого».
Поместье – место, где рос Дэмиен. Рядом с ним находится академия, в которой он учился. Но что скрывает заброшенное место? Приятно видеть, что сбор данных из прошлого олицетворяется постоянными зацепками. Будь то знакомая в магазине или визит в дом престарелых. Каждый новый для Алекс человек раскрывает что-то иное в истории прошлого её мужа. Его поведение не поддаётся характеристики, так как нам представляют человека с травмой детства, при этом строя вокруг него шатёр мрака.
Но поступки и ночные кошмары говорят сами за себя. Лента специально путает зрителя, добавляет некоторые детали, показывая, как человек живёт в страхе, как он боится признать правду. Героиня сталкивается с уликами, с причастностью антагониста к некоторым преступлениям, но не может признаться сама себе. Фильм показывает, как человек ведёт себя, постоянно находясь в зловещей среде.
Отлично, что картина не затрагивает фэнтезийный подтекст, а показывает реальные проблемы, которые могут быть у окружающих. Зритель видит корень зла, который постепенно даёт разгадку. Ты строишь теории, даёшь новую оценку поступкам, при этом третий акт повествования раскрывает жёсткую правду о Дэмиене. В этом и прелесть картины, так как она пугает и вызывает напряжение от всего происходящего. Даже положительные персонажи на первый взгляд хранят какую-то тайну, узнав которую повествование уже чётко показывает, что тут происходит, кто виноват в происходящем.
Эта история показывает, как люди сходят с ума. Но одно дело, когда на это есть предрасположенность, вызванная фактами из детства, а другое дело, когда это провоцирует происходящее события. Таким образом, лента выделяется постоянным страхом перед неизведанным, скрытым и страшным. Другой вопрос, если Алекс видит, что происходит, то, где её логические выводы. Ответ на такие вопросы спокойно даёт всё та же открытая экспозиция.
Данная картина прекрасно сочетает в себе напряжение, саспенс и интересное раскрытие персонажа. Зритель меняет своё мнение постепенно, докапываясь до сути вместе с главными героями. Много тайн, много того, что люди не договаривают, что выливается в сомнение реальности и раскрытии страшной правды. Кульминация у ленты впечатляет, потому что сюжет расставляет все датели перед самыми титрами. Ты до последнего не веришь тому, что происходит, поэтому и финал выдаёт неожиданный поворот.
«Неспокойной ночи» – это отличный триллер, который поднимает внутренние проблемы человека, раскрывает последствия детских травм и даёт отличное представление сомнамбулизма без доктора Калигари.
11 июля 2024