Рейтинг сериала | |
Кинопоиск | 6.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Кресло |
год: | 2023 |
страна: |
Россия
|
режиссер: | Максим Карлышев |
сценаристы: | Геннадий Сорокин, Максим Карлышев |
продюсер: | Юлия Витязева |
видеооператор: | Елена Метла |
художник: | Мария Петрова |
жанр: | комедия |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Для обычного человека нормально хотеть жить если не в идеальном, то хотя бы в комфортном мире, где на улицах и в подъездах чисто, общественный транспорт ходит по расписанию, а горячая вода есть всегда. Часто в ответ на подобное желание поступает предложение начать с себя, скажем, на улице не сорить, что вполне справедливо, или сделать что-то большее, например, принять участие в субботнике, словом, что-то посильное. Действительно, свернуть горы простому обывателю не позволят ни время, ни деньги. Новый сериал «Кресло» пытается фантазировать, что было бы, если бы указанные ограничения были сняты. Однако, увы, неплохая задумка – не залог хорошей реализации, чему «Кресло» - лучший пример.
Концепция «Кресла», заключающаяся в локальном улучшении жизни отдельного микрорайона силами его жителя, нежданно-негаданно получившего много денег, весьма небезнадежна, социальна, и явно направлена на формирование идеи о предпочтительности простого и прямого подхода к повседневности, следовательно, справедливого. Действительно, в качестве своего главного героя «Кресло» выбирает мужчину средних лет, бытовой профессии, мечтающего о понятном, даже не получившего высшее образование – типичного выходца из народа. Однако, для подтверждения центральной мысли обобщенного образа главного героя мало, тем более, что на протяжении большей части сериала он не проявляет особой склонности ни к благотворительности, ни к справедливости в целом, а единственной явно выраженной его чертой является безответность. Кроме того, «Кресло» не демонстрирует поступки своего героя Михаила, но только их последствия, не показывает мотивацию решений и их подоплеку, а также очевидно имевшее место преодоление соблазна больших денег. Словом, сериал проявляет редкое безразличие к центральному персонажу и игнорирует его личность.
Помимо вышеуказанного, сериал умудряется себе противоречить: большие начальники, на которых клейма негде ставить, относятся с уважением к безрассудно прямому жесту Михаила, поступают благородно, что опровергает все сказанное о них ранее. Наконец, в довершение всех бед, «Кресло» предлагает совершенно нелепый финал, во-первых, оставляющий за кадром главное для Михаила испытание, а во-вторых, ввиду финальной фразы героя, демонстрирующий неуместную для ситуации преемственность, показывающую бесполезность и бессмысленность предшествующих событий.
Все в этом «Кресле» нехорошо: и сценарий чудовищен, и режиссура сомнительна. Кажется, что, придумав каркас сюжета, сценаристы не поняли, что делать с ним далее, чем заполнить пустоты; и Михаил очень долго идет навстречу креслу, а после не знает, чем еще себя занять. При подобной затянутости последние серии скомканы, ввиду их перенасыщенности странными, абсурдными событиями. Сопровождающие этот балаган персонажи делают еще меньше, чем главный герой, а происходящие с ними внешне значительные события могут не иметь последствий вовсе. Монтаж «Кресла» ничуть не лучше всего остального, вследствие чего герои запросто обсуждают вопросы, не поднимавшиеся ранее, или тогда еще секретные. «Креслу» характерны и стилистические проблемы, словно его режиссер не мог выбрать, что же ему создать – комедию или притчу, и не получилось ни того, ни другого. Для комедии не хватило юмора, для притчи – глубины. Помимо этого, сериал плохо работает с символикой и совсем не способен использовать киноязык: метафоры поданы прямо и без развития, а подтекст сериала противоречив и непоследователен.
Тем не менее, нельзя сказать, что у сериала совсем нет достоинств. Есть, и имя достоинству – Дмитрий Лысенков – артист, который способен сыграть что угодно. Даже здесь, где играть нечего, он умудряется быть убедительным, настолько, что расшифровка эмоций его героя в отдельных сценах выглядит излишней. В отличие от Дмитрия, остальные частенько переигрывают, вероятно, вследствие слабой режиссуры, а не дурной актерской игры. Главная звезда сериала – Артем Ткаченко – «свадебный генерал», появляется в небольшом эпизоде, а играет так, словно иронизирует над происходящим, куда его занесло по какому-то недоразумению.
Зря сериал назвали «Кресло», лучшее ему имя – «Беспомощность». Зачем подобное вообще снимать, зачем мучить себя и зрителя, если сказать нечего, если нет ни наполнения, ни формы?.. Это совершенно неталантливо, это непрофессионально, это вопиюще…никак. Одно чувство остается от «Кресла» - недоумение и сожаление о напрасно потраченном времени. Даже Дмитрий Лысенков с Артемом Ткаченко подобное спасти не способны.
30 мая 2024