Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.5 |
IMDb | 5.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Год рождения |
год: | 2023 |
страна: |
Россия
|
режиссер: | Михаил Местецкий |
сценаристы: | Михаил Местецкий, Алексей Смирнов |
продюсеры: | Сергей Корнихин, Рубен Адамян, Семён Закружный, Сергей Харьков |
видеооператор: | Давид Хайзников |
композиторы: | Михаил Местецкий, Кирилл Белоруссов |
художники: | Эльдар Кархалев, Виктория Ефимова-Шестаковская |
монтаж: | Вадим Красницкий |
жанры: | фэнтези, комедия |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в России: | $54 028 |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 45 мин |
Кто ни разу не переходил с берега «Надо мечтать иначе труба» на берег «Фантазии — это прикольно, но дорого» - отложите просмотр на будущее. У кого же такой переход состоялся – добро пожаловать в теплую ламповую сказку, про то, а что было бы если…
Картина представляет из себя в первую очередь сказку (спасибо за заявленный жанр фентези, легализующий все условности) о трудностях даже не взросления, а переходных этапов, когда как было уже невозможно, а будущее еще пугающе туманно.
Т. к. это сказка, то внутренние причинно-следственные связи, психотипы персонажей и их взаимоотношения имеют полное право не иметь, да и собственно не имеют ничего общего с реальностью.
С технической точки зрения все сделано очень профессионально и даже можно сказать с любовью. Во время просмотра так и хочется пройтись тихим живописным улочкам провинциального Металлогорска и становится очень обидно, что не удалось побывать на андеграундных выступлениях легендарной группы «Яичный свет» в середине 90х! Не припомню более ламповой экранизации провинциального бытия и романтики андеграунда 90х.
Протагонист существует ламповой атмосфере прошлого, где все было зеленее, жирнее, ярче и свободней! Ну и что, что твой герой умер в 28 лет от цирроза, он ушел свободным и на своих условиях! Он вот жил, в отличии от остальных! Как же приятно витать в таких фантазиях да?
Но вот в какой-то момент в этот прекрасный и богатый внутренний мир неожиданно с двух ног врывается объективная реальность и жизнь превращается в один сплошной когнитивный диссонанс. Объективная реальность оказывается просто несовместима с миром грез и ей абсолютно плевать, кто-то об этом думает и что там кому хочется.
Повторюсь – относиться к происходящему можно исключительно как к сказке для взрослых. Не надо пытаться сводить концы с концами, интерпретировать происходящее или развешивать ярлыки исходя из реалий объективного мира.
Просто расслабитесь и отпустите сознание в теплый ламповый мир, где все могло бы быть по-другому и помните – (перефразируя оригинальную цитату на цензурный лад) «у любой ерунды внутри есть музыка»!
10 из 10
21 февраля 2024
Самая абсурдная, но в тоже время и впечатляющая фэнтезийная комедия от отечественного режиссера в этом году. По крайней мере из тех, что были увидены. Это рассказ о соотношении ожиданий и реальности, инфантилизме и взрослении. А еще фильм продолжает эстафету панк-ностальгии, так удачно начатую весной байопиком про всем известный культовый дуэт КиШ.
Филипп (Эльдар Калимулин) - фанат панк-рок группы 'Яичный Свет'. Он ведет подкаст про любимых исполнителей и даже сделал дома целый музей, посвященный им. Его самая большая мечта - организовать фестиваль андеграунданой субкультуры на 200 тысяч человек в своем родном Металлогорске (город и группа вымышленные).
Но внезапно в жизни героя появляется Марина, а затем любовь, всплеск страсти…и вот он уже разрывается между попытками благополучно устроить семейную жизнь и одновременно с этим остаться верным своей ультрафанатской мечте.
Периодически основное повествование о Филиппе прерывается 'архивными видеозаписями' группы, на которых происходит что-то фантастически дикое. Так и сам герой, часто отрывается от реальности, несет бред и 'слишком верит' в свои мечты. Не теряя надежду на организацию фестиваля, Фил упорно пытался в одиночку растрясти весь город, но все просят просто быть повзрослее, имея в виду поиск нормальной работы и ремонт квартиры в ожидании ребенка. Зачастую не понимающий настоящего расклада вещей и не осознающий нелепости своего положения в чужих глазах, герой постоянно маячит инфантильностью и максимальной непрагматичностью, что в какой-то момент кажется уже просто поехавшей крышей, но все равно почему-то не отталкивает.
Удалось ли ему осуществить мечту в финале? И да, и нет.
Но можно с уверенность сказать, что непоколебимая вера в фантастические истории панк рока и надежда на 'металлогорское чудо' всё-таки себя оправдали, хоть и не так, как все ожидали.
4 января 2024
В выходных данных фильм уныло обозначен как 'комедия, фэнтези'. А по мне, так это 'феерический трэш-фарс-панк манифест'. - На материале, где уместно и логично смотрелась бы драма об очередной и закономерной победе конформизма над идеалами юности, Местецкий учинил совершенно обесбашенную ромкомину, а на самом деле - хорошо просчитанный манифест о вере в чудо и любовь, как единственные силы, способные торжествовать над серой обыденностью бытия.
Главный герой - житель унылого, навеки совкового Металлогорска и одновременно - фанат местной, давно распавшейся панк-группы, при жизни локально прославившейся не только творчеством и хулиганскими выходками, но и чудесами, включая воскрешение из мёртвых. Его любовь - девушка, максимально далёкая от его идей и прожектов, от природы устремлённая к созданию 'гнёздышка с ребёночком и ремонтом'. Но панк-огонь в его глазах завораживает её настолько, что эти двое не могут ни отлепиться друг от друга для сохранения своих идеалов, ни пожертвовать ими для сохранения отношений.
Постоянно балансируя между весёлой историей любви провинциального панка, и тоскливой нравоучительной драмой о безответственности мужского инфантилизма, Местецкий с помощью запредельно-восхитительных трэш-трюков заставляет своего героя прожить жизнь своих кумиров и тоже, как и они стать чудотворцем.
2 января 2024
'Год рождения' - кино-панк-рок о русской провинции, которую спасут не пацанские слова, а мечтающие задроты.
Где-то в уралосибирье живет обычный инфантил Филипп. Русский Уолтер Митти, у которого тоже есть мечта, но с оговорками. Живет среди убитых остатков панельной цивилизации, вокруг стандартной русской хтони, где обычный путь человека пролегает между облезлым роддомом и мерзлым кладбищем с небольшой остановкой на что-то-там перерабатывающем заводе.
Но есть у Филиппа страсть - он просто двинулся на группе 'Яичный свет', местной андеграундной рок-банде, состоящей целиком из элементов с низкой социальной ответственностью. Парень организовал в доставшейся от бати квартиры музей, чья посещаемость вряд ли превышает количество хороших российских фильмов в год, ведет подкаст на пару слушателей, а еще мечтает устроить фестиваль Месиво - металлогорское синкретическое возрождение.
Филипп, которого играет звезда 'Эпидемии' Эльдар Калимулин, обычный задрот, инфантильно верящий в свою не очень-то воплотимую мечту. Его кумиры - специфичны, но, как мы знаем, не мы их выбираем, а они нас. Но по сути - это все, что есть у Металлогорска. Лидер 'Яичного света' - Сопля (максимально натуральная харизма Юры Борисова) отпиливает себе голову прямо на сцене, а потом Костолом сцепляет ее заново на клей-момент. он же покрывается татухами просто силой мысли. Сплошные чудеса. Других в Металлогорске нет.
В этот задротский и, в целом, слабо граничащий с реальностью взрослых мир приходит девушка. А зовут ее, как по совпадению, Мариной - как героиню единственной рок-баллады 'Яичного света' с ее бессмертными строками 'аллё, марина, подыхаю без тебя'. После вспышки страсти в жизни Филиппа вот-вот начнется новый челлендж - остаться верным своим мечтам или погрузиться в полную бытовухи жизнь с 'нормальной' работой, ремонтом и колясками. Всё в тартарары. Похоже, Месиво уже никогда не состоится.
Режиссер Михаил Местецкий с безграничной любовью исследует мир беззаботной молодости. Игнорирующий заботы взрослых и глупые моральные камертоны тех, кто забыл себя, свои мечты. Это немного мокьюментари в стиле Вайтити, немного хлебниковская отповедь о том, кто все-таки праведник в том самом селе, и даже немного балабановская любовь к тем, кого-то почему-то обрекли юродивыми.
Это прямой конфликт взрослого и детского, выраженный в таком сильном гимне инфантилизму, что в русском кино, пожалуй, совсем не принято. Здесь другие ребята, другие правила. Та самая питерская подворотня.
'Год рождения' - уязвим по куче факторов. Это чисто мужская история, в которой женщина, мать - персонажи если не вторичные, то точно вспомогательные. Да и отрубленные головы, позже пришитые на клей, прием, мягко скажем, кринжовый. А может даже и криповый. Хотя метафора в лоб - 'не теряй головы' - считается тут даже ребенком.
В фильме почти нет политики, хотя аллюзии на ряд событий настоящего легко додумываются. Стоит ли напоминать, что существует не одна альтернатива миру традиционных ценностей, та самая с разными цветами спектра. И персонаж Калимулина, плоть от плоти поколенческий, вызов куда более естественный, даже скажу так - еще более традиционный.
Так или иначе, 'Год рождения' - это оригинальный и тонкий взгляд на силу русской провинции. Погрязшей в сеттинге Крыжовника, серости и обыденности, но выживающей до тех пора, пока в ней будут рождаться задроты. Гиками сильна земля русская, а рождать их она будет постоянно. Как там абракадабрически пел герой Калимулина - 'макака родил исака, исака родил иака, иака родил тупака, тупака надул животу и тоже родил кого-то'.
16 декабря 2023
«Год рождения» новая картина Михаила Местецкого, которая по панковски провалилась в прокате, а как иначе, если фильм про мечтателя, грезящего в своём родном Металлогорске провести рок-фестиваль.
Мне, как человеку, который в этом году безутешно рассылал сценарную заявку на сериал с названием «Русский андеграунд», такая картина просто не могла не понравиться.
Но дело даже не в моей заявке, просто в каждом провинциальном городе есть такая легендарная группа, а где-то и ни одна. Скорей всего она развалилась ещё до того, как вы вытащили из своего лица последний пирсинг, но в сердце она уже поселилась навсегда.
Фанатом одной из таких групп является главный герой Филипп. Он посветил ей музей, подкаст и свои мечты. Марина чувствует и поддерживает Филиппа, но при этом крепко стоит на ногах и заземляет героя.
Филипп и Марина - две части каждого взрослеющего человека, ты долго и мучительно пытаешься делать всё, потом где-то ломаешься, отказываешься от любимых занятий, где-то ломают тебя, собираешься по частям и решаешь с чем идти дальше.
И вот в такие моменты пересборки нужно услышать музыку, ту самую музыку, которая есть у любой херни, как заявляют нам в фильме. Без чуда или хотя бы претензии на маленькое волшебство, восстать из пепла не получится.
А вот на чудеса картина не скупится, начиная с таких чудес, как маленькие Radiohead в гараже по соседству, заканчивая отпиленной головой, пророчески говорящим младенцем и прочими библейскими спецэффектами.
В фильме просто отличный юмор, не глупый и слегка долбанутый, как я люблю и при этом куча трогательных моментов. Схожие ощущения у меня вызывали фильмы «Как разговаривать с девушками на вечеринках» и любимый «Скотт Пилигрим».
Панк-фэнтази «Год рождения» для тех, кому хватило мозгов повзрослеть и не опопсеть, уверена, найдёт своего зрителя! Всем яичный свет! Аве, Марина, Аве Михаил, Аве Эльдар и все кто работали над фильмом.
22 ноября 2023
К слову «фантасмагория» намертво приклеены эпитеты «мрачная», «суровая», «апокалиптическая», «дьвольская». Михаил Местецкий исхитрился добавить в этот ряд прилагательные « светлая» и « свободная». Конфликт поколений в нашем кино, как правило, какой? Правильно: непримиримый, извечный, беспощадный. У Местецкого он еще и легкий, и решаемый, и компромиссный. Любовная лодка разбивается о быт? Еще как! Но так же легко и склеивается заново. И вновь плывет по волнам Моря Любви. Жизнь в российском моногороде на рубеже 20-го и 21-го веков? Бессмысленная, депрессивная, безнадежная. В «Годе рождения» малодуховный антураж совершенно естественно рождает любовь, мечту и надежду. 90-е годы прошлого века иначе, как «лихими» никто и не называет. Режиссер и не спорит: конечно, лихие. И добавляет: а еще отвязные, безбашенные, свободные. «Год рождения» - это фильм поперек всех ожиданий и клише. Режиссер сделал помесь «Вия» с «Я шагаю по Москве». Сказать, что мрачные фантазмы органично сплелись с витальной силой молодости, однозначно нельзя. Разные эпизоды случаются. И на ровном то месте споткнуться легко, а в пространстве, где отрезанная голова отца сама по себе катится в роддом, чтобы вдохнуть жизнь в уже замершее сердце еще нерожденного младенца - на таких горках можно вообще шею свернуть. Но у Местецкого в кармане есть клей, которым любую отрезанную голову можно к туловищу назад приклеить.
Этот уникальный клей режиссер делает по собственному рецепту. И в основе чувство непрерывности жизни. «Исайя родил Исака, Исака родил Иака, Иака родил Тупака….» - текст рок-композиции, который мучает молодого жителя Металлогорска Филиппа только кажется абракадабрическим. Над всем пространством унылого Металлогорска с безнадежно серым небом это заклинание висит напоминанием: начало цепочки жизней теряется во мраке ветхозаветных времен. А конца вообще не видно. А в середине этой цепи здесь и сейчас Филипп и Марина. Молодые люди того возраста, когда солнцем полна голова, когда родители кажутся смирившимися и проигравшими свою жизнь. А новые, еще непоявившиеся жизни, уже толкают их объятия друг друга. И уже выдвигают свои требования. Молодость – это всегда между прошлым и будущим. Молодые – они не первые и не последние.
Еще в свой клей Местецкий добавляет крепкий стабилизатор, который уравнивает в правах абсолютную фантастику с реальным бредом жизни. Головы, отрезанные рокерами в экстазе творчества, и «уандер-элемент», который дает услышать как звучат предметы и люди - не более фантасмагорические явления, чем занятия в школе для беременных, замшелый местный краеведческий музей, «открытый всему новому» и городской праздник «Русский студень» с продвижением либо «алкашки», либо власти. На этом фоне – разговор с «пузожителем» уже не кажется бредом сумасшедшего – вся обстановка подталкивает к творческому переосмыслению будничного опыта.
Обязательный химический элемент в рецептуре – немного солнца. В «Годе рождения» она материализовалась в лицах актеров. Эльдара Калимулина и Анастасию Талызину новыми лицами в кино не назовешь, но именно « Год рождения » дал им не новизну, а свежесть. Такими молодыми, наивными, влюбленными – их не видел ни один режиссер. И родилась та самая формула любви. Между ними – химия – это про Филиппа и Марину.
Клей Местецкого не прозрачный. Он имеет цвет. Его дал оператор Давид Хайзников. Серые «хрущевки» и «брежневки» он поместил в антураж скромной и смирной северной природы, добавив серебристого цвета от низкого неба и украсив яркими блестючками мечтаний о будущих грандиозных фестивалях в честь чуда местного рока.
Один из главных элементов в том, что держит всю картину вместе – крепкое противоядие. «Год рождени » - из числа тех редких сегодня фильмов, который не сеет вражду. У каждого героя, у каждой группы, у каждого поколения в этом фильме – своя правда. Эти правды порой кажутся безумными, выморочными, дурацкими. Но ни в одном эпизоде у этих правд нет агрессии. Даже если молотком по айпаду в припадке ссоры вдарили и разошлись навсегда – так это «навсегда» длится пару недель. Михаил Местецкий напомнил о тех недавних временах, когда творцы избегали искушения давать оценки и клеить ярлыки. Группа «Яичный свет», которая для Филиппа – легенда и свет в окошке, в реальности – сборище отмороженных местных упырей. Отмороженных, зато творческих и верящих в чудо. Мечта Филиппа о грандиозном рок-фестивале снижается уже названием проекта «Месиво» («Металлогорское синкретическое возрождение»).
И, самое главное: в этот творческий клей никто не плюнул: ни в прошлое, которое кажется странным, ни в будущее, которое представляется ненадежным. Среди эсхатологических ожиданий конца света, которыми живет планета, режиссер дал надежду на продолжение истории. Ему за это уже многие попеняли – лживые надежды. Но в ситуации, когда надежда стала редкой гостьей, ценна даже лживая. Хотя надежда по определению не может быть ложной. На то она и надежда.
Финал у цепочки «Исайя родил Исака…» будет самый неожиданный. Филиппа тоже родил. Но кого? Спойлерить не будем. Синкретизм на то есть синкретизм, что сплавляет воедино абсолютно разнородные элементы. И главное в этом искусстве – клей.
14 ноября 2023
Михаил Местецкий - пожалуй, самый неординарный из современных отечественных кинематографистов. Я обожаю его короткие метры, я остался в полном восторге от 'Тряпичного союза', и, разумеется, я очень ждал его новый полнометражный фильм.
Местецкий не разочаровал!
'Год рождения' - идейное продолжение 'Тряпсоюза'. Если 'Тряпсоюз' был про конец детства и наступлению юности, когда у тебя случается первая любовь, ты находишь первых настоящих друзей, и в тебе столько энергии, что кажется, что ты вот-вот перевернёшь мир - ты пока не знаешь, как именно, но у тебя есть верный отряд, самые крутые пацаны, и вы-то точно справитесь! - то 'Год рождения' - это про наступление взрослой жизни.
Прожекты по переустройству мира попадают под нож редакторов и продюсеров, преобразовываясь и извращаясь до неузнаваемости. Старые кумиры, которых ты боготворил, оказываются алкоголиками и маргиналами. Деньги не материализуются из воздуха, и надо устраиваться на абсолютно не интересную тебе работу, чтобы просто как-то выживать.
Может ли взрослый человек сохранить свою мечту, пронеся её через эту рутину? Михаил Местецкий говорит - не просто может, но и должен! Ведь все мы хотим, чтобы наши дети росли в лучшем мире - а разве может мир стать лучше, если не прикладывать к этому никаких усилий? И пусть это очень маленькое усилие и очень маленькая мечта - именно из этого складываются чудеса.
'Поднять со дна водохранилища хорошего парня - в наше время достаточно трудная задача. И в этом смысле мы неплохо поработали' (с) 'Тряпичный союз'
'В каждой хрени звучит своя музыка' (с) 'Год рождения'
12 ноября 2023
Несколько месяцев назад в кинотеатре меня зацепил трейлер фильма «Год рождения». Правда немного пугала мелодраматичность истории и что она скатится в пустую любовную драму.
В итоге ушла очарованной. Мрачная, абсурдная и яркая история о проблемах взросления, столкновения с реальностью и необходимостью ее принятия. Главный герой похож на Уолтера Митти, полностью погруженный в мир собственных иллюзий и фанатского обожания группы «Яичный свет», ведет подкаст и грезит о собственном фестивале с дирижаблями, софитами и огромной голограммой солиста группы на сцене.
Жесткое столкновение о реальность на какое-то время заставляет отбросить назад все мечты, но пройдя через этот конфликт он совершит настоящее «Металлогорское чудо».
Магический реализм, абсурдный юмор, как если бы “Сто лет одиночества» случились в России, но закончились хорошо. Рекомендую тем кто хочет посмеяться над абсурдностью жизни и хоть немного любит андеграунд из 90-х.
11 ноября 2023
И пусть твоя мечта осуществится,
Реальную приняв, земную плоть,
Пусть лучшее с тобой еще случится,
С мечтою трудность сможешь побороть!
©Варникова Оксана
Металлогорск. Местечко, где происходили чудесные возвращения музыкантов из мёртвых. Когда-то там расцветал местный бэнд под названием Яичный свет, а руководил им Сопля. С годами эти чудеса пропали. В том же городе молодой парень Филипп - ярый фанат Яичного света - ежедневно напоминает Металлогорску о своих идолах, чтобы те не забыли. У парня есть мечта — когда-нибудь организовать фестиваль. Всё меняется, когда в его жизни появляется трезвая Марина. Постепенно герой начинает вести взрослую жизнь, в то время пока мечта отходит на задворки.
Актёры: совместный тандем Эльдара Калимуллина (знакомый мне по Днюхе, а опытному зрителю по сериалу Эпидемия) и Анастасия Талызина (от которой невозможно отвести взгляда в Кентавра) превосходно исполнили роли пары. История начинается с мечты одинокого, но довольного Филлипа, преследующий заветную цель о создании фестиваля в честь своих кумиров мечту. Рад, что по итогу герой становится рок-исполнителем, выше крыши. К, слову об актёре. За эту очаровательную роль Калимуллин получил награду на фестивале Маяк, где и прошла премьера ленты.
Хорошо, что в истории появляется Юра Борисов. Пускай его герой напрямую не связан с героиней Талызиной. Всё равно приятно видеть обоих в кадре после недавно нашумевшего Кентавра.
Не менее интересной показалась Талызина, исполняющая Марину. Её чуткая и понимающая героиня мыслит по-взрослому. На своего мечтательного парня лишний раз не давит. Идеал чистой воды. Но это не значит, что между их героями нету химии. Она есть. Марина старается поддерживать его взгляды, а он готовиться к ответственности за содержание семьи. Может показаться, что она немного наивная, но это ей даже к лицу.
Всё остальное: В картине поднимается тема взросления, каково взять на себя бремя ответственности. Если раньше герою не нужны были деньги, то после положения Марины, Филлип осознаёт важность денег. Только енот взгляды расходятся с истинными желаниями, которые разъедают его изнутри.
Эта необычная панк-сказка о взрослении открыла фестиваль Маяк в Геленджике. Михаил Местецкий снял очень глубокое кино о личном. Во-первых о вечных ценностях, вроде подросткового бунта, а также противопоставлении всего молодого и живого всему старому и тоскливому. Поколения сменяют друг друга, и все идёт по одной и той же колее.
Авторы сценария уносят нас в мир без изъянов, где возможно всё, но не подводит ГГ к тому, чтобы сделать реальный шаг вперёд.
Между прочим говоря о музыкальной теме, то она неплохо написана самим автором Тряпичного союза.
Впечатления: очень интересная сказочная история про взросление поколения и возвращению к мечте.
10 ноября 2023