Рейтинг фильма | |
![]() |
6.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Край надломленной луны |
год: | 2022 |
страна: |
Россия
|
режиссер: | Светлана Самошина |
сценарий: | Наталия Мещанинова |
продюсеры: | Александр Котелевский, Андрей Новиков, Максим Поташников, Татьяна Лобанова, Виолетта Пронина |
видеооператор: | Яна Риц |
художники: | Дмитрий Малич, Лера Рыскина |
монтаж: | Сергей Иванов |
жанр: | драма |
|
|
Финансы | |
![]() |
$12 035 |
Дополнительная информация | |
![]() |
18+ |
![]() |
1 ч 39 мин |
Понятно, что бульдозер - папа елозит гусеницами по родному детёнышу совсем не так, как бульдозер - мама, но и в том и в другом случае образуется месиво, которому потом жить. Понятно, что у покрывшегося рубцами детёныша - не важно сколько ему лет: 15, 30 или 75 - претензии к маме и папе принципиально разные. Неправда, что принципиально разные они у сыновей и дочек.
В последние годы у нас случился целый вал фильмов, осмысляющих тему родительской любви как способе высвобождения убийственной энергии эгоизма на тех, кто не способен к сопротивлению как по причине малости своей, так и в силу природно заложенного НЛП на безусловную любовь к родителям. Практически все они сняты женщинами (отдельная тема для размышлений - почему так), значительная часть из них снята с тем или иным участием Натальи Мещаниновой, и в частности 'Край...' снят по её сценарию.
Формально сюжет стартует с того, что мать объявляет младшей дочери о смерти отца, который с ними давно уже не живёт, после чего девочка сбегает из дома, а её старшей сестре приходится подключиться к поискам. Здесь классический конфликт дочки с матерью отягощён наличием младшей сестры, которая на глазах старшей в свои 15 становится новой жертвой той самой матери, связь с которой старшей не удаётся разорвать и в свои 30.
Почему эта связь не рвётся? - От слабости? От запрограммированности самой природой на любовь к маме? Потому что по надмирной природе своей душа - христианка? Но как не рвать её, если через пуповину, по которой раньше в тебя вливалась жизнь, тобой теперь пытаются управлять и манипулировать. Ради чего даже лишают тебя отца, чтобы не мешал.
Авторы (в т. ч. режиссирующая Светлана Самошина) рассказывают свою историю тонко, аккуратно обходя возможные капканы жанрового кино.
P.S. Продюсеры и режиссёры! Перестаньте снимать замечательную Викторию Толстоганову в роли матери - стервы, безжалостно любящей своих детей до смерти! Остановитесь! Этот образ уже ни с кем другим не ассоциируется!
5 ноября 2024
Фильм получился какой-то на удивление французский.
Это они так любят тыкать друг в друга палочкой до истерики, обморока и изнеможения, составляя захватывающие истории из одних диалогов и ещё немного ветра. У воды, да. Понятно, что сублимация слез.
Бесконечно мне близка авторская манера сценариста Мещаниновой, когда нет правых и виноватых. Есть покалеченные друг другом, несчастные и несчастливые, только и умеющие что делать друг другу больно. Любя! Но вот поди ж ты.
И настоящий кайф тут не в отсутствии четкого акцента, а в том, что ты погружаешься в их мир, этих героев (потому что — а как не?), и просто примеряешь ситуацию на себя. Что, я бы сделал и смог? А ну как нет? То-то и оно, брат, то-то и оно.
И ещё, как бы ни банально прозвучало, но режиссеру удалось невероятным образом оркестровать (применимо?) довольно разнородный ансамбль. И вообще нет ощущения кино. Только жизни. И только хорошей истории.
19 декабря 2023
Даже в слабом конкурсе 'Русских премьер' ММКФ-2023 это была далеко не лучшая картина. К примеру, 'Единица Монтевидео' явно сильнее во всех киноаспектах, но почему-то именно 'Краю надломленной луны...' дали главный приз этого блока фестиваля.
Даже не вглядываясь в титры, можно было сразу угадать, что фильм написала женщина и сняла женщина. Никакого сексизма - всего лишь интуиция. Сценаристом выступила Наталья Мещанинова, режиссёром - Светлана Самошина. Обе работали без чьей-либо помощи. Увы, слишком самонадеянно с их стороны.
Столичная журналистка Саша (Анна Шепелева) сапсаном совершает путешествие из Москвы в Петербург, откладывая дела рабочие ради дел семейных. Вся её семья - это, собственно, токсичная мать (Толстоганова) и младшая сестра (Маша Лобанова) пубертатного возраста. Конфликт матерей и детей всегда заканчивается бегством последних. В этой ситуации без помощи Саши не обойтись - ведь у них с сестрой пропасть между поколениями ещё не огромного масштаба, уровень доверия куда выше.
После такой завязки у сценариста Мещаниновой был огромный выбор развития ситуации. Но в каждой поворотной точке сюжета ею выбирается самая скучная дорога.
Триллер/детектив о поиске пропавшего ребёнка с вкраплениями семейных дрязг? Нет, это слишком форматно, банально (по мнению Мещаниновой), не 'фестивально'. Лучше мы семейные дрязги и личные женские боли выставим на первый план, а о зрителе подумаем в последнюю очередь. Вся завязка работает лишь на идею окончательно выяснить отношения и расставить точки над и в семейной драме, причём у старшей с матерью незакрытых гештальтов ещё больше.
Даже мелодраматичной линии между героиней Шепелевой и брутальным героем Артёма Быстрова толком не получилось. Все страсти роковые чрезвычайно вульгарны, Мещанинова упорно пытается не скатиться в телеканал Домашний, но и альтернативу предложить не может. Герой Быстрова, сосед на все руки мастер - герой-функция. Его дело искать младшенькую, утешать (но не любить) старшенькую, а дальше в этом мире женских разборок и исповедей ему совсем не место.
Ещё одной линией могло бы стать путешествие младшенькой к 'американскому папе', о смерти которого мать ей врала. Но это был бы уже совсем другой фильм: совсем другого масштаба и совсем другого бюджета. Слишком большого для победителя Русских Премьер ММКФ. А финал 'Луны...' же, может, через какое-то время будет преподаваться в различных киношколах, в качестве примера того, как нельзя писать финалы. Вытягивают здесь разве что актёрские работы, причём не столько Шепелевой, сколько Виктории Толстогановой.
5 из 10
9 ноября 2023