Айта
6.9
6.7
2022, триллер, драма, детектив
Россия, 1 ч 26 мин
18+

В ролях: Иннокентий Луковцев, Андрей Фомин, Георгий Бессонов, Людмила Малыкайцева, Спартак Ларионов
и другие
Айта погибает после вечеринки с одноклассниками, оставив записку с именем человека. Слухи быстро распространяются по округе, и вот уже догадка перерастает в уверенность — виновен сотрудник полиции Афанасий, подвозивший девочку в тот вечер. Вооруженная толпа требует расправы, но следователь намерен докопаться до правды, прежде чем граждане устроят самосуд.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Айта

год: 2022
страна:
Россия
слоган: «Ты запомнишь это имя навсегда»
режиссер:
сценаристы: ,
продюсеры: , , ,
видеооператор: Данила Горюнков
композиторы: ,
художники: Максим Третьяков, Тамара Иванова, Бермет Лазарева
жанры: триллер, драма, детектив
Поделиться
Финансы
Сборы в России: $341 173
Мировые сборы: $319 008
Дополнительная информация
Возраст: 18+
Длительность: 1 ч 26 мин
Другие фильмы этих жанров
триллер, драма, детектив

Видео к фильму «Айта», 2022

Видео: Тизер (Айта, 2022) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Тизер

Постеры фильма «Айта», 2022

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Айта», 2022

Не оправдал ожиданий

Фильм оставил в противоречивых чувствах.

Антагонистами выступают сельские жители. Полиция — хорошая, она за закон и порядок, против кровопролития. В полиции и русские, и якуты, и никаких межнациональной розни, хотя это по идее та идея, ради которой затевался фильм. И все как на подбор подтянутые, молодые. Даже майор — это деятельный персонаж, а не кабинетная вошь. Просто загляденье, а не полиция, такой бы участок в каждую деревню.

Бросается в глаза, что создатели старались не показывать социального расслоения и бедности. В нищей республике сельчане не только не сводят концы с концами, а вполне зажиточно живут, имея у себя дома кучу оружия и техники, но еще и сами управляют своим поселением. Администрация выглядит растерянной, идущей на поводу у «газетчиков» и местной жителей, центра ('меня с шести утра мордуют… оттуда»). Это про какую-то другую страну, но не про Россию. В общем, реализм на три с минусом. Только про деревянные дома и «дороги размыло» — попадание в точку.

Конфликт в фильме — высосанный из пальца. Можно было обыграть тему поинтереснее, а не так прямолинейно, как мне кажется.

Итого минусы:

-слишком вылизанные персонажи (черное/белое);

-нелогичная 'исповедь' в конце (зачем вообще было огород городить?);

- слабая фабула (один твист, да и тот предсказуем с середины фильма);

-обилие темных тонов и слабое освещение (но частично играет на создание атмосферы безнадежности и страха).

Плюсы:

-первый фильм на такую тематику провинциального, не московского производства. Для начала неплохо, по крайней мере, проблема названа и обозначена как критическая для национальных окраин России.

17 сентября 2024

«Айта» — якутский оммаж Быкову и Пон Чжун Хо о хрупкости межнационального баланса в одной отдельно взятой деревне

Вряд ли где-то в России за пределами мастерской Сокурова снимают столь классное региональное кино. Якутия уже освоила жанр этнохоррора ('Иччи'), научилась снимать остросоциальные комедии ('Чувак'), патриотические драмы ('Рядовой Чээрин'), сложные руральные истории ('Нуучча', 'Ыт'), исторические боевики ('Тыгын Дархан'), даже сурвайвалы ('Черный снег').

Теперь благодаря пиару от запретительных прокатных служб вся страна узнала об 'Айте' - хитром подражании сразу и корейским детективам (первым приходит на ум 'Воспоминания об убийстве'), и русской чернухе ('Майор' Быкова), и современным отечественным попыткам поиграть в нуар ('Казнь' Кватании или сериальный 'Фишер')

'Айта' сделана с темпоритмом пикового Финчера, но с полным арсеналом современных операторских и режиссерских приемов. С фантастической легкостью этот фильм можно было продать практически на любой артхаусный фестиваль, при этом при качественном прокате он бы собрал достойную кассу. Степан Бурнашев - еще один режиссер-отличник, который многому учится у великих, по сути, наблюдая за ними не вживую, а через экран. Если хотите еще одну аналогию, то ближайшей мне кажется Хлоя Чжао с ее 'Номадлендом'.

Сама история 'Айты' радикальна своей простотой. В забытом Богом якутском селе случается страшное - изнасилована школьница Айта, она пытается совершить суицид. Девочка в реанимации, балансируя между жизнью и смертью. Ненадежные свидетели в один голос утверждают, что Айту в злосчастный день подвозил русский полицейский Афоня, приехавший на край земли из Воронежа на заработки.

К тому же в предсмертной записке жертва четко пишет имя обидчика, которое, конечно же, совпадает с потенциальным подозреваемым. Дело ясно, вся деревня устраивает травлю семье Афони, а его самого требует выдать на народную расправу.

За этим незамысловатым процедуралом скрывается не просто жесточайшая и всё еще существующая в национальных регионах дихотомия 'свой-чужой', но и безапелляционные рассуждения о человеческой природе. Прописные истины, которые стоило бы давать комплектом с уроками по обретению демократию, что власть и мнение большинства очень часто ведут туда же, куда почти все благие намерения.

'Айта' существует в мире вечного ливня, постоянной тьмы и глубокого психологизма. Имя реального преступника, сама история - всё уходит на второй план (популярный прием для того же Пон Чжун Хо). Прежде всего, мы смотрим фильм о людях, об их мышлении в критические моменты. Как поведет себя человек в ситуации, когда все принципы попраны? Останется верным правилам или поступит по чести?

Одна из самых сильных черт якутских фильмов - их изолированность от больших поток. Застывшее время, точка, куда если и пришел Христос, то лишь чтобы остановиться там на ночлег - бич любого края света. Там, где когда-то существовала мечта об Эльдорадо, всегда следом шло бесправие и дискредитация правил человеческой стаи. Впрочем, говорить о дискредитации чего-либо на материалах 'Айты' могут лишь люди, вероятно, не досмотревшие ее до конца.

Пожалуй, ничто так не сплачивает чужих, как общая боль. За исключением, признания общих ошибок. И здесь 'Айта' выглядит суперклеем, она справляется на уровне больших кинотекстов на сломе эпох. Применительно к нашей стране - 'Ассы', 'Иглы' и прочих околоперестроечных шедевров.

Как итог, 'Айта', как и сам феномен якутского кино, это грандиозный успех моей страны и ее людей. Почему так вышло? Почему искусство дало ростки там, где заканчивается земля? Может быть, когда ты оторван от мира непогодой, географией и кучей часовых поясов, ты нежнее лелеешь мечту о прекрасном.

Чтобы услышать голоса в завываниях якутского ветра, нужно быть либо гениальным визионером, либо улавливать этот звук поколениями. И очень круто, что эти камлания привели в итоге к расцвету кино, а не чего-то другого, куда более дискредитирующего

10 апреля 2024

Якутский неонуар

Посмотрел 'якутское' кино за авторством Степана Бурнашева и неожиданно остался в восторге. Опять 'мы' смогли. Опять хочется аплодировать стоя и ставить в пример 'наш' кинематограф. Не нужны многомиллионные бюджеты и аляпистые пиу-пиу-спецэффекты, чтобы сделать крепкое жанровое кино с горьковатым послевкусием и пищей для ума. Так почему сложились карты? Удача или хорошая режиссура?

По жанру мы имеем триллер, детектив, драму и, оба-на, нуар. Да-да, на повестке дня вышел чуть ли не первый на моей памяти 'якутский нуар' со всеми вытекающими стилистическими приемами: ночь, улица, фонарь, аптека, дождь, безнадега и криминал. Вот только нет здесь задушевного блюза и томных монологов Роршаха за кадром, что 'этот город боится меня, я видел его истинное лицо'. Зато есть форма как в плане аудио-визуальных решений, так и в плане сценария. Мне понравилось, как фильм выглядит: прекрасная работа оператора, который отлично выбирал планы и ракурсы. Много крупных, в меру средних, мало общих и, бах, съемка сверху вниз, чего в наше время редко увидишь. Последний раз было такое у Гаспара Ноэ, либо я что-то не то смотрю. Вроде бы и ночь, но все прекрасно видно - зачет работе с освещением. Отличный монтаж, хоть и без длинных планов. Я считаю, что если бы снимали на пленку, то был бы вообще отвал всего. Хотя итак вполне на уровне. Знаете, такое чувство, что Финчер со Скорсезе прилетели на отпуск в Якутию и научили местных ребят снимать круто.

На управляющей идее суть презумпции невиновности в декорациях малонаселенного поселка, где закон в принципе не работает и есть только номинально. Кино дает ясно понять, что если твой город - не миллионник, а регион или даже ПГТ, то пиши-пропало: как минимум все застряло в 90-х, как максимум 'человеки' дальше аула не выходили. В этом и вся соль: вроде бы и все друг друга знают, брат за брата, когда все хорошо, но стоит случиться форс-мажору или тем паче горю, то ты один против всех, но не факт, что ты не прав. Кто провинциал, тот поймет, что посмотрел жизу. В очередной раз.

Актерские работы порадовали, хоть и все для меня - ноунеймы, оттого и норм, потому что никто не торгует лицом. Смотрел в оригинале, поэтому готовьтесь вкусить как якутский, так и по минимуму русский языки.

'Айта' - это отличный представитель жанрового кино отечественного розлива. Пир для глаз. Непродолжительный, и оттого увлекательный, хорошо написанный и приторно-горький нуарный триллер, который придется по вкусу всем, кто уважает 'авторский сегмент' среди нашего кино-проката. Мои рекомендации.

8 из 10

22 декабря 2023

Фильм «Айта» я посмотрел весной и хотел написать на него рецензию, но поленился. Сейчас, из-за нашумевшего запрета его Роскомпозором, всё-таки попробую. Кино это мне не понравилось, и вот по какой причине. Он совершенно БЕЗЗУБЫЙ. После просмотра я остался разочарованным – на такой шикарной фактуре создатели фильма умудрились сделать абсолютно проходной материал, осторожно обойдя все острые углы.

Тема национализма это богатый материал. Если бы режиссёр хотел – он бы ввёл в сюжет реальные жёсткие диалоги, конфронтацию, конфликты. Я вырос в такой среде, и не понаслышке знаю, что такое национализм, причём как с одной, так и с другой стороны. Не думаю, что создатели фильма «Айта» не знают, возможно, приезжий исполнитель главной роли не знает, но не он же делает фильм.

Хорошее кино – это острое кино. Если все проблемные места сглаживать, и показать только верхушку айсберга – у зрителя остаётся чувство недосказанности. Хочется сказать: «Не верю!» создателям фильма «Айта», потому что если представить ситуацию, описанную в нём, в реальной жизни всё будет значительно жёстче и страшнее, хотя бы на уровне диалогов персонажей.

Фильм «Айта» сознательно выглажен, вычищен и осторожно-аккуратен. Могу предположить, что это вызвано тем, что снимался он на бюджетные деньги (а платит, тот и танцует). Государству не нужны лишние провокации, вот и получается выхолощенное, бесхребетное, откровенно слабое кино. Но даже в этом варианте РКН умудрился его запретить.

Сегодня с утра я уже услышал: «Раз запретили, значит хорошее кино, надо посмотреть». Боюсь, замах будет на рубль, а удар на копейку. Не получаешь от фильма «Айта» того, чего ожидаешь. Остаётся только верить, что якутский кинематограф когда-нибудь будет иметь не бюджетное финансирование, и будет снимать по-настоящему мощное, жёсткое кино, а не проходняк, в котором действительно серьёзные проблемы задеваются лишь мимоходом, озвучиваются полутонами.

И его, конечно, тоже запретят.

29 сентября 2023

Другой фильм

С первых же минут бросается колоссальное отличие фильма от других отечественных картин.

В фильме нет экшена, взрывающихся на замедленной съёмке автомобилей, закрученных пуль, крутых спецэффектов и прочей яркой и динамичной картинки.

Этот фильм не про это. Этот фильм про забытые идеалы.

Внешне - это обычная история из рабочих будней полицейского из маленького городка. Но внутри всё оказывается намного глубже.

Казалось бы, ведь ничего не предвещало, но автор вдруг поднимает актуальную проблему мирового пространства: истоки и становление национализма, а также его последствия. Кажется привычным, что национализм - это не про нас и нас уж точно не коснётся, но вдруг видится что-то нечто похожее и знакомое во фразах и поведении героев.

Конечная трансформация героев хоть и проходит стремительно, но впечатляет. Мне особенно отложилось ввиду того, что несколько месяцев назад семья друзей пережила похожую утрату.

Фильм совсем не похож на всё то, что снимаю за государственные средства. Думаю, это именно то, что не хватает отечественному кинематографу - смыслов и морали.

28 сентября 2023

Борьба с местечковым национализмом здорового человека

В якутской глубинке вешается школьница Айта. В нехорошем подозревается русский приезжий полицейский Афоня, который её недавно подвозил и имя которого указанно в предсмертной записке. Имя такое во всём городе одно единственное, но прямых доказательств нет, следствие только началось, а люди уже требуют расправы...

Хорошее серьёзное кино про самосуд и местечковый национализм, которое эти вещи прекрасно высвечивает и порицает.

Фильм не пытается быть оригинальным, тема сильно избитая, а нападение линчевателей на полицейский участок обыгрывалось сотни раз. Но у авторов хорошо получается предостеречь и обличить некоторые моменты нашей суровой постдружбанародной действительности. Хотя такой сюжет мог произойти в любой стране, местный колорит чувствуется.

Снято бюджетно, но при этом вполне неплохо. Фильм меланхоличный, с долгими планами, бесконечным дождём и нарочито без каких либо красот природы и вообще как будто без фона, максимально концентрируясь на людях, ход спорный, но работающий. Впрочем, ближе к концу уже смотрится чуть ли не на одном дыхании. Можно даже назвать фильм нуаром. Есть простенькие пострелушки. Персонажам вполне сопереживаешь, они очень жизненные без выпячивания чёрного или белого. Главные роли сыграны хорошо, но многим второстепенным этого не скажешь.

Главная проблема фильма в том, что местами есть дубляж, а местами нет. И соответственно местами слышно хорошо, а местами плохо, зачастую в одной сцене. А там ещё весь фильм дождь идёт, так что изредка бывает, что ничего не слышно даже в дубляже. Даже когда герои, блин, орут. Субтитры пришлось включать. И это не их косяк, это косяк всего нашего современного кинематографа ещё с нулевых, когда заново начали учиться снимать после убийства советской школы.

Хорошее независимое кино, поднимающее серьёзные темы, которые нужно поднимать. Интересно было посмотреть что могут якуты и якуты молодцы.

7,5 из 10

27 сентября 2023

РКН вообще фильм смотрел?

Знаете те категории фильмов, которые ты вряд ли бы посмотрел, если бы не общественный резонанс? Это может быть как что-то положительное, вроде мемас, и в результате ты смотришь 'Игру в кальмара'. А может слон, раздутый из мухи в результате ты смотришь 'Матильду'. Данный фильм относится ко второй категории. Я не знаком с якутской частью российского кинематографа и вряд ли бы посмотрел данное произведение. Однако случился общественный резонанс, связанный с удалением этого фильма с площадок по решению Роскомнадзора, ссылаясь на национальную почву и разъединение народов России. Небезызвестный Бэдкамедин напрямую спросил РКН о том, где они обнаружили в этом фильме подобное и в итоге его заблокировали в их паблике во ВК, но позже разблокировали. Собственно, глядя на такой общественный резонанс захотелось посмотреть, что из себя представляет данная картина и справделиво ли удаление в связи с решением РКН.

Сюжет фильма основан на том, что в одном из якутских медвежьих углов убивают школьницу по имени Айта, находят записку, где фигурирует некий Афоня. Таким же именем зовут одного из полицейских и сарафанное интернет-радио сразу начинает подозревать его в убийстве школьницы, в его невиновность слабо верят даже коллеги, расследующие дело. Дальше сюжет развивается по классической схеме противостояние попытки самосуда и свершения правосудия.

Если говорить о положительных моментах, то сразу можно сказать о сюжете. Развивается он динамично и до конца держит в напряжении, чему способствует небольшой хронометраж. Другой плюс - это сеттинг и детали, по ходу просмотра ты понимаешь, что этот конфликт в уникален в данных обстоятельствах и в данной среде. При этом не исключается, что такая история могла произойти и в других регионах с чётким разделением свой-чужой на почве национальность. И главный плюс - это мораль фильма. Я редко апеллирую к уроку, который доносят фильмы, но в данном случае это нельзя не отметить, так как именно на национальную проблему давит запретивший орган.

Мораль в фильме, как раз, сводится к тому, что национальные (якут-русский) и профессиональные (гражданин-полицейский) предрассудки в итоге приводят к неблагоприятным последствия, делая тебе и окружающим хуже. И самое главное, жертва подобных обстоятельств не стала зеркалом своего обидчика, оставшись человеком.

Если говорить о минусах, то показалось, что некоторые линии до конца не доведены, вроде мальчика, которые давал показания. И технический минус, показалось, что звук местами тише, чем в остальном фильме и это не обусловлено картинкой.

В общем, посмотрев фильм, могу сказать, что я считаю претензии РКН необоснованными, а удаление чрезмерным. Поражает и то, что оскорбивший большинство людей 'Непосредственно Каха. Другой фильм' удалили после отзыва лицензии Минкульта России. Здесь резонанса не было, а РКН подчинён Минкульту России, которое лицензию у 'Айты' не отзывала. А если есть разжигание национальной розни, то есть полно фильмов, где та же тема поднимается и жёстче при этом к ним у контролирующих органов вопросов нет, достаточно вспомнить 'Брат' и 'Брат 2'. Надеюсь, что справедливость восторжествует и фильм 'Айта' восстановят на сервисах.

А сам фильм рекомендую тем, кому нравятся криминальные триллеры, фильмы Юрия Быкова и фильмы, которые показывают многонациональный колорит России. И если вы хотите разобраться в ситуации, которая недавно произошло. Это хороший фильм и в принципе этого достаточно.

7 из 10

23 сентября 2023

Погремушка

Главное действующее лицо в этом фильме – поселковый следователь Николай, которого ночным звонком поднимают с постели, сообщая о ЧП местного масштаба, а вскоре к известию о суициде подшивается обвинение в насилии, и всё, о чём в этот момент думает полицейский, так это как бы уберечь подозреваемого от расправы озверевших сельчан.

При этом он даёт им много поводов для сомнений в системе, не исполняя свои непосредственные служебные обязанности по расследованию происшедшего: не допрашивает вдруг объявившихся свидетелей, не проводит обысков с понятыми, не изымает вещественные доказательства, не составляет протоколов. Неужели следователь, как и сам режиссёр, не знаком с Уголовно-процессуальным Кодексом РФ?

Разумеется, режиссёр и не обязан досконально знать правила работы следователя-криминалиста, но для того и существуют консультанты, чтобы «художественный вымысел» не выходил за рамки законом установленных норм, определяющих порядок действий 'гражданина Начальника'. Либо сценаристы осознанно пренебрегли достоверностью в пользу смоделированной ими сюжетной конструкции, где закон – тайга, а власть – своя воля, в чём буквально признаётся главный герой, примеряя чужое несчастья на свою долю. Последовавшая затем осада полицейского участка в таком контексте представляется вполне закономерным результатом бездействия полицейского начальства.

Поражают покрытые трещинами стены, будто пережившей землетрясение, полицейской избушки, на которые с портретов взирает лик министерского начальства. Убитая в хлам служебная «Нива» - это из экономии бюджета картины, чтобы потом её можно было без сожаления сжечь, или продолжение ужасного безденежья и забытья, которое, как чернила, проступает сквозь застилающую пейзаж дождливую пелену - небрежное обращение с фактурой порождает недоверие к открывающемуся к виду на городок и населяющее его сообщество.

Достоверность размывается, оборачиваясь «условной реальностью», где якуты для русских все на одно лицо, а русские для якутов, как посмотреть, все одинаковы, вместо добрососедства – изоляционизм, а вместо суда - круговая порука, в раз превращающая поселян в дикую стаю с мужиками - головорезами во главе, молниеносно впадающими в звериный раж.

Туда же – безумный штурм полицейской цитадели «оборотнем» с ярким налобным фонариком, демаскирующим мишень для естественного отбора в ряды полных идиотов, чей план рассчитан лишь на себе подобных - в пору спохватиться, какой век на дворе, пытаясь понять, почему у современников режиссёра такой туземный образ жизни. Это их выбор, норма или его личные предпочтения? Если всё, конечно, не ради последнего «красного словца» косноязычного прапорщика, обнажающего узость тематического плана авторов этого фильма, для которых глупая заварушка, оказалась превыше смысловых окончаний, на которые у них не хватило ни запала, ни ума, ни смелости.

11 сентября 2023

Ошибки современности в диких местах

Фильм с первых минут меня не особенно заинтересовал, несмотря на то, то я пытался раскрыть его для себя и своего восприятия буквально насильно! Так уж я устроен, не могу устоять перед претензией, авторским кино, редкими 'чешскими артхаусными картинами с карликами в чб' и так далее, если вы понимаете, о чем я... кхем.

В общих чертах, уже на двадцатой минуте мне начало нравиться. Русский мужчина в отделённой части России, которую внутри самой себя мало кто считает этой частью. Мелкая деревушка, где все живут по своим нравам и правилам, традициям и обычаям. Говорят на своём языке, а на белого парня все смотрят как на случайного пассажира. Не церемонятся, не делают поблажек, стараются вообще как-то игнорировать его существование. Статистическая погрешность!

И всё бы ничего, если бы не вопиющий случай, который потряс всю деревеньку... вылезло наружу те образы общинного уклада жизни, которые в современном двадцать первом веке считаются 'варварством', 'дикостью' и архаикой. В наше время толерантности и мультикультурализма, такие традиционные общества выглядят вызывающе и маргинально. И в таких обществах свой закон, рабочий и строгий.

Однако закон самосуда и народного собрания никак не вяжется с новым правовым статусом местности, которая пребывает в федеративном статусе всей нашей любимой России. Что поделать? Надо судить как в Москве делають, закон!

Но традиция сильна и даже в моменты, когда фильм показывает её полнейшее вырождение(дети не слушают родителей, залипают в интернетах и по уши погрязли в глобалистской культуре японского аниме). Если старики, которых нам, к слову не показали, чтут и уважают сакральные законы и фундаментальные первопричины бытия своего народа, то поколение 40-летних лбов уже совершенно от этой традиции отпали. Не могут воспитать своих детей, отдавая их на попечение интернету. У следователя Коли дочка не слушает мать и всё время пялится в телефон? Ничего... 'Ты, дочка, не увлекайся...' и дальше пошёл.

Весь случай с девочкой Айтой, из-за которой и началась вся эта неразбериха, и выходит своими корнями из неподготовленности, незрелости и инфантильности. В конце фильма мать героини ясно даёт понять это своим заключением: 'Слишком сильно хотела, чтобы та подросла, а когда подросла, не заметила и упустила...'.

Традиция мертва. Вместо неё кредиты за тракторы и тик-ток. Строгость к детям кажется даже самим жителям деревеньки чем-то варварским. Интеграция новых ценностей прошла успешно, благодаря чему прерываются обычаи воспитания, тонкие моменты гендерной инициации, стадии взросления и таинства переходов между ними. Традиция мертва, а дети не знают, как взрослеть. Ведь их этому никто не научит.

Айта тоже не была научена быть взрослой, потому что её мыть совершила ошибку. Она предпочла новое вечному. И предпочтя церемониться и лишить девочку традиционного народного воспитания, получила... ничего.

Это кино отличный маркер современности. Разложение и пошлость человеческого бытия наступает всюду, даже в самых глубоких, самых запрятанных уголках нашей Родины.

27 июня 2023

Уход большинства крупных иностранных проектов из российского проката заставил кинопрокатчиков обратить пристальное внимание на 'залежи' отечественного кино. И особое внимание на себя обратил якутский кинематограф.

'Айта' стала громким отечественным релизом весны 2023 г., который должен был стать образчиком авторского кино России.

Лента представляет собой мрачный триллер, который начинается как драма, развивается как детектив, заканчивается как экшен, а в финале превращается в морализирующий романтизм.

'Айта' - это история полицейского, который руководит отделением в небольшом якутском поселении. Его вызывают на работу и там он узнает, что девочка-подросток совершила попытку самоубийства после того как ее подвез до дома полицейский.

Для всех практически моментально становится очевидно, что полицейский виновен. К тому же он русский. А значит чужак. Отец девочки и местные жители довольно быстро решают взять правосудие в свои руки и убить русского полицейского до того, как коллеги сумеют его увезти или 'отмазать' от наказания.

'Айта' - действительно достойный просмотра фильм. Он очень красиво и атмосферно снят и хотя очевидно, что это малобюджетная картина, ее качество мало отличимо от лучших мировых образцов жанра.

Но восхищение внешней формой киноленты - это единственное, что она может предложить. Центральная интрига и весь сюжет 'Айты' весьма примитивны. А финал, где все главные герои сидят за столом и разжевывают друг другу 'мораль сей басни' - это просто нелепость.

'Айта' повторяет роковую ошибку большинства российских фильмов. Не уважая зрителя и его умственные способности, создатели ленты решили в конце фильма проговорить и показать абсолютно все, что должно было составлять основу их истории. Причем мотив такого 'разжевывания' абсолютно неясен, ведь сама по себе история не предполагала многозначности и была предельно ясна.

Но если выбросить из внимания эти морализаторствующие последние минуты 'Айты', то этот фильм окажется эстетически прекрасным мрачным зрелищем, предлагающим зрителям увлекательную историю, разворачивающуюся одновременно в неизведанной и очень знакомой России.

1 июня 2023

Прилизанная реальность

Если на историю 'Айки' 2018 у меня нейтральная реакция, как у жителя Сибири и медика, то от истории 'Айты' 2022 молчать не могу, очень взгневила история и её подача.

Много несостыковок: телефон девочки проверили в последний момент, чудом федеральные операторы связи пошли навстречу и отключили связь и подобное. Возмутили напыщенно ненастоящие диалоги полицейских (кто работает с ними, в жизни подобных красивых речей не слышут ), финальная сцена раздражает фальшивостью, ну не говорят такими предложениями люди после пережитой трагедии и в целом в жизни.

История возмущает тем, что как много таких задушенных тираничностью пап с низкой самооценкой и слабых мам, получающих выгоду от своего жертвенного положения в семье, детей, которые не могут довериться родителям и рассказать о случившейся с ними беде, надеюсь, в той семью только один ребёнок.

Так же тяжко было от ощущения одиночества ребёнка в фильме 'Нелюбовь' 2017, не давшему мальчишке жить дальше.

28 мая 2023

О способах усиления вкуса

В невинных грёзах о звёздах Мишлен всякая закусочная норовит состряпать своё фирменное блюдо, которое, даст бог, станет центром притяжения для гастро-туристов из соседних улусов, а там, быть может, и стран. И вот уже недалеко то время, когда рядом со знаменитой точкой общепита начнут строить международный аэропорт… А там, глядишь, и космодром.

На кино-кухнях разных стран и регионов царит похожая суета. Остро востребованы колоритные национальные рецепты/сценарии и — куда без них — всевозможные «пряности» и прочие «усилители вкуса». Их много. Но щедрая щепоть эротизма почти обязательна для кино из Франции. Соус мрачноватой одеревенелости — для скандинавского. Гарнир экзистенциальных тупиков — для русского. А вот амерский герой обычно настоян на крепком до степени идиотии позитиве и его не спутаешь с суховатым, тяжело несущим свою дхарму японским...

Новоявленное якутское кино также ищет, чем таким особенным пощекотать вкусовые рецепторы избалованной публики. Рецепт местного «кари» уже почти определился. Главный ингредиент — простоватая грубость нравов на фоне метеорологических проблем.

Пострадала девочка. Подозревается оказавшийся рядом мужчина. Над ним нависла угроза расправы. Прозрачный, как якутский алмаз, сюжет лишён перипетий. Он прост до степени небрежности и банален, как тот же углерод в природе. Но именно в силу своей избитости подобная детективная фабула давно отложилась в подсознании зрителя соответствующим «стандартным протоколом» следствия. И потому у него возникают вопросы.

Почему результаты осмотра потерпевшей и её одежды не легли на стол «шерифа» через полчаса после её госпитализации? Это бы сразу развернуло ход следствия. Почему место предполагаемого преступления — полицейская «Нива» - никому не интересно? Почему обыск комнаты девочки проводится как необязательная обзорная экскурсия через несколько часов после происшествия? Почему смарт девочки, который давно стал для подростков ещё одним, добавочным органом тела, заинтересовал полицию лишь в последнюю очередь?

Эпизод с обличающей запиской, найденной у девочки, с точки зрения русской ономастики столь же небрежен. Имя «Афанасий» может принимать просторечную форму «Афоня», но она имеет оттенок насмешливо-ласкательный. Девочка не может так называть взрослого мужчину 35-ти лет, если они не близкие родственники, особенно в текущих обстоятельствах.

Несколько слов о социальной психологии. По тому, как хайпово и отлаженно отреагировали сети на случай предполагаемой педофилии, можно полагать, что такое там не впервой. Повторяемость побуждает делать обобщения. Хотя бы и неосознанно.

А теперь представим. Небольшое селение. Медвежий угол. Патриархальные нравы. Все всех знают и к тому же вооружены. Но «чужак» при исполнении и при свидетелях берётся отвести девочку домой, глупо подставляется фиктивной распиской и всё же находит этот момент удобным, чтобы совершить некое насилие над ней. Конечно, всё бывает, но не во всё с одинаковой легкостью верится. Немудрящие селяне поверили все и враз. Включая «шерифа». Фильм действительно отражает бытующие у аборигенов обобщения/установки в части профиля «типичного» педофила? Тогда для меня именно это становится главной и при том нераскрытой темой кинодрамы.

Отдельно доставляет отмороженность доморощенного «ку-клукс-клана», который открывает военные действия против полиции, зная что та вооружена. Причём, не скрывая своих лиц. Серьёзно? Готовы были положить своих же сельчан-полицейских? Допускали, что погибнут сами? Типа, так всё достало. Может, мы чего-то не знаем?

Финал не подводит. Он столь же «колоритный». Замордованный экс-подозреваемый произносит душеспасительный спич, в котором всех прощает и даже благодарит. Впрочем, зря старался - никто особенно и не каялся, за исключением незадачливого отца-мстителя.

Есть во всём этом какая-то нарочитая поддутость и фальшь. Точно вместо органичных пряностей нам в качестве усилителя вкуса скармливают глутамат натрия. Осторожно! Это вредно!

5 мая 2023

Трудности перевода

Дождливой ночью следователя из отдалённого села вызывают в отделение из-за попытки самоубийства местной школьницы. Здесь все знают друг друга, поэтому событие раскручивает клубок насилия и нетерпимости среди местных жителей. Так мог бы начинаться брутальный корейский триллер - но речь про «Айту» Степана Бурнашева - новый якутский хит, уже успевший стать самым кассовым фильмом в истории республики.

Про современное якутское кино уже было написано и сказано многое. Оно с завидной регулярностью становится плодородной почвой для самых разных жанров - и на этот раз в фокусе оказалась детективная драма. «Айта», основанная на реальных событиях, берет не неожиданными поворотами. Не стоит ждать от фильма лихо закрученной интриги - в первую очередь, это крепко сбитое кино, которое держит в напряжении все полтора часа своего хронометража. Атмосферу суровой глубинки на экране довершает беспроигрышный коктейль из впечатляющего электронного саундтрека и, в дань нуару, нескончаемого дождя, который становится завесой, отгораживающей это место от внешнего мира - а заодно и героев друг от друга.

Главный герой в исполнении Иннокентия Луковцева должен докопаться до правды и понять, кто есть кто. Именно оппозиция свои/чужие становится одной из центральных для фильма. Самоубийство Айты раздувает угли межнациональной розни: главным подозреваемым становится малоприятный полицейский Афоня в исполнении Андрея Фомина. Русский по происхождению, Афоня смотрит на местных свысока - да что там, презирает эту глушь и тех, кто в нем живет, позволяя себе ксенофобные высказывания в их адрес. Как мы выясним позже, он приехал сюда только ради заработка и, очевидно, ощущает себя своего рода колонизатором, носителем власти по преимуществу не только перед гражданскими, но даже перед лицом сослуживцев-якутов. Нужен был лишь веский повод, трагическое событие, чтобы этот чужак, стоящий поперёк горла у всех в округе, стал козлом отпущения. В этих обстоятельствах заключение неожиданно станет для Афони спасительным, ведь на него уже открыта охота.

В этом краю размытых дорог главный герой оказывается на перепутье между служебным долгом охранять подозреваемого - и той частью себя, которая призывает отдать Афоню на самосуд вооруженной группе местных во главе с безутешным отцом девушки - и изредка застилает ему глаза отчётливыми видениями. В них (подобно тому, как это было в «Иччи» Костаса Марсаана - достойном якутском экзерсисе в жанре фолк-хоррора) персонажей обтекает неоново-красный свет, отражающий нечто тёмное и первобытное внутри героев.

В мире «Айты» этот свет не появляется случайно. Каждый раз он словно намекает зрителю, что грядёт беда: может, хладнокровный следователь потеряет самоконтроль и решит отдать Афоню тем, кто осадил полицейский участок; а может, свои поднимут оружие на своих. Для этих отчаянных вендетта любой ценой оказывается единственным возможным вариантом наказать подозреваемого, ведь «менты всегда своих отмажут». Эта ментальная установка русского человека оказывается сильна даже в якутской глуши с ее собственными представлениями о справедливости.

После просмотра трудно избавиться от ощущения, что «Айта» могла бы быть еще лучше. В диалогах герои простодушно проговаривают все для зрителя, актёр Фомин нещадно переигрывает почти в каждой сцене, а основной конфликт скомканно завершается претенциозно-прямолинейной моралью уровня «давайте жить дружно», кажущейся приветом из кино эпохи «застоя». Но несмотря на внешнюю недвусмысленность фильма, в нем кроется кое-что еще.

В финале Бурнашев приходит к заключению, что виновного всегда очень легко найти - да что там, он найдётся сам. Гораздо сложнее оказывается по-настоящему узнать другого - даже если этот другой - твоя собственная дочь. За завесой дождя или за простым четырехзначным паролем может скрываться целая жизнь. И лишь этот иллюзорный барьер мешает нам наконец заговорить на одном языке - и избежать трагических последствий разобщённости.

25 апреля 2023

'Это имя ты запомнишь навсегда'

Боль и напряжение – чувства, которые не покидали меня в течение просмотра.

Трагедия школьницы Айты, покончившей жизнь самоубийством, так или иначе отражается во всех героях фильма как в зеркале, высвечивая их страхи и глубинные обиды.

Фильм о том, как мало мы знаем, что происходит с нашими близкими, о том, как хрупка человеческая жизнь, которая может оборваться в любой момент, о том, как легко очернить и уничтожить человека, о том, как ловко нами манипулируют посредством интернета и, самое страшное, что мы не сопротивляемся этим манипуляциям. Мы позволяем нами управлять.

И так ли мы правы, стараясь оградить от жизни детей, скрыть от них теневую сторону? Ведь в итоге, встретившись с этой тенью, дети попросту оказываются не в силах справиться и выстоять.

Фильм, в котором сострадаешь не только Айте, ее родителям и Афоне, но и всем, кто в кадре.

Озлобленным женщинам, затравившим сожительницу подозреваемого, сельчанам, взявшим в руки оружие, чтобы помочь другу, даже школьнику, бросившему молодую неопытную девочку. Все они носят внутри себя страх, заставляющий их встать на сторону зла. Все они разучились любить и верить, а может никогда и не умели.

Дождь. Дождь – тоже один из главных героев картины. Дождь выстраивает сюжетную линию, дождь выступает символом безнадеги и беспросветной тоски. Дождь заставил маленький якутский поселок стать зеркалом мира, в котором все разобщены, в котором люди копят в себе обиды и злость и сидят каждый в своем углу. Как в библейском Вавилоне.

Кстати, тотемное дерево имени Айта – ель. Дерево с колючей «листвой». Этот символизм метко отражает важную часть характера обладательницы имени — она не боится говорить людям правду в лицо, а ее мысли, выражения и доводы отличаются особой прямолинейностью.

Вот и фильм стал полем битвы между правдой и ложью, между добром и злом, между любовью и ненавистью, между человечностью и звериной жаждой убить.

После просмотра хочется крикнуть: «Люди, опомнитесь! Будьте добрее друг к другу! Не заменяйте жизнь интернетом! Не просто слушайте своих близких, а СЛЫШЬТЕ их!».

13 апреля 2023

История начинается с новости о попытке самоубийства юной школьницы из-за неразделенной любви, и подозрение падает на сотрудника полиции Афоню, который является вдобавок ко всему еще и «чужаком» в якутских краях отдаленной деревеньки. Слухи быстро распространяются по округе и местные заочно признают Афоню виновным, решив устроить тому самосуд...

Якутский нуарный драматичный триллер, поднимающий массу актуальных тем в отдаленных глубинках. Сразу несколько факторов сошлись в одной точке и выдали мощный заряд агрессии и ненависти, рвущийся наружу. Самосуд, устраиваемый убитым горем отцом, неуважение к сотрудникам полиции и скепсис в отношение судебной системы - это максимально ярко отражает действительность в регионах, до сих пор живущих по законам 90-ых. Одним из главных действующих лиц в ленте является бесконечный проливной дождь, выступающий не только преградой покинуть опасную деревушку из-за размытых дорог, но и зеркально отражающий внутренние переживания родителей девочки.

Кроме криминальной составляющей, явно прослеживается и психологическая подоплека между строк: разгневанный отец, чувствуя свою вину, фанатично бросается на первого же подозреваемого, наивно полагая что тем самым сможет накормить свою боль. Сюда же подключаются и местные, недолюбливающие русского и априори уверенные, что от него исходит зло.

Сюжет органичен и остросоциален, чем напомнило ранние работы Быкова, в частности, фильм «Майор». А при таком мизерном бюджете режиссеру удалось снять самобытное и сильное кино, где многое держится на динамике и поджимающих временных рамках.

В итоге захватывающий триллер про слепую ярость и месть, при этом с понятной и поучительной моралью в финале.

8 из 10

6 апреля 2023

Захватывающий и интересный киноопыт

Хорошее кино, возможно без чего-то выдающегося, но смотреть за происходящим на экране явно было не скучно. Весь сюжет концентрируется вокруг записки погибшей Айты, в которой упомянуто имя недавно приехавшего в село русского полицейского Афони. И кажется все просто, другие Афони под подозрение не попадают, так чего ждать суда, ведь его отмажут - так думают почти все жители. Но не начальник Николай, который хоть и в чем-то согласен с народом, но не готов отдать своего сотрудника на растерзание народу без доказательств.

Мне картина напомнила «Ярость» Фрица Ланга, где героя также по стечению обстоятельств арестовывают, а народ, благодаря распространяющимся слухам, превращает его из человека, что-то знающего про преступление в непосредственного участника банды. И там, как и в «Айте», народ уже не остановить, они не готовы ждать приговора, ведь все и так понятно - виновен. И эта черта очень пугает, ведь люди в такой массе не имеют стопора, каждый начинает чувствовать себя безнаказанным, и пусть в сегодняшнем фильме размах поменьше, да и идут за Афоней буквально несколько мужчин, но то как уверенно они собираются с оружием в участок, а женщины уже проклинают жену героя - за этим неподдельно страшно смотреть.

С технической стороны сложно придраться, постоянный дождь, нагнетающая обстановка и музыка - все это помогает полностью погрузиться в атмосферу, не отвлекаясь от просмотра. Снято очень красиво, большинство времени мы проводим именно в полицейском участке либо возле него, лишь иногда заглядывая в пару домов героев и хороший показатель, что такие казалось бы обычные локации создателям удалось показать возможно с новой стороны и превратить их в полноценное место действия. К актёрам также не возникает вопросов, все на своих местах и хорошо передают своих персонажей.

По итогу получился, возможно не идеальный, но однозначно качественный фильм, как нельзя лучше подходящий для знакомства с якутским кино (коим он для меня и стал), напряженная атмосфера, захватывающая и тревожащая история сочетаются в единое целое.

7,2 из 10

3 апреля 2023

Школьница Айта после вечеринки у друзей кончает жизнь самоубийством. В ее кармане обнаруживают предсмертную записку, в которой она упоминает имя возможного обидчика – Афоню. Обезумевшие от горя родители и жители поселка обвиняют во всем приезжего полицейского Афанасия, который неоднократно подвозил девочку до дома. Слухи и догадки растут как снежный ком и жители готовы совершить самосуд над чужаком, невзирая на презумпцию невиновности, о которой постоянно напоминают колеблющиеся блюстители порядка.

Действие фильма происходит в маленьком якутском поселке, который оказывается оторванным от внешнего мира из-за проливного дождя, размывшего дороги до ближайшего города. Местные жители и полиция становятся заложниками обстоятельств. История разворачивается настолько стремительно, что зритель не успевает перевести дух и разобраться в том, кто прав, а кто виноват. Не раздумывая, мы принимаем сторону воинствующих жителей поселка, которые уверены в том, что они не дождутся правосудия, потому что обвиняемый – сотрудник правоохранительных органов. Они готовы пойти на преступление ради того, чтобы восстановить справедливость. Только профессионализм и холодный разум сотрудников полиции поселка в состоянии отрезвить разъяренных жителей и расставить все на свои места до того, как случится непоправимое.

Сюжет «Айты» временами перекликается с «Охотой» Томаса Винтерберга, где герой Мадса Миккельсена становится изгоем в обществе, после необоснованного обвинения в домогательствах. Эмоции берут верх над разумом родителей и сочувствующих жителей маленькой датской деревушки, которые готовы стереть в порошок воспитателя детского сада, несмотря на отсутствие улик в деле. В обоих фильмах зритель склонен сочувствовать обвиняемому, хотя в «Айте» мы до самого конца не уверены виноват Афанасий в случившемся или нет. Мы мало знаем о герое, чтобы составить картину происходящего. Он недавно приехал из Воронежской области на заработки и его приняли на службу только из-за нехватки кадров. Другие полицейские рисуют не самый радужный портрет сослуживца, а маленький мальчик, мечтающий стать сыщиком только подливает масла в огонь внезапно появляясь на пороге полицейского участка со скандальными обвинениями в адрес горе-полицейского.

Б?льшая часть фильма снята на якутском языке, но тут даже субтитры не нужны, чтобы понять то, что происходит, настолько актеры вживаются в образы и с надрывом пропускают через себя трагическую историю фильма.

Днями напролет идет непрекращающийся ливень, который как горькие слезы матери оплакивает смерть девочки. Фильм пропитан горем и безысходностью, а фоновый шум дождя сводит с ума и не дает выдохнуть и сосредоточиться героям.

Цветовая гамма фильма в приглушенных темных синих тонах только нагнетает и без того сложную ситуацию. Иногда на экране появляются красные и малиновые пятна, которые призывают зрителя не расслабляться и предостерегают о надвигающейся опасности.

Тревожные нотки музыки отдаются эхом в ушах как быстро бьющееся от страха сердце в груди. Саундтрек заслуживает отдельного внимания. Музыка чутко подсвечивает те или иные моменты в фильме, являясь полноценным героем повествования.

Фильм поднимает тему нетерпимости к чужому и незнакомому. Русский полицейский Афанасий вызывает подозрение у якутских жителей поселка, потому что он неместный и несмотря на занимаемую им должность он проявляет к якутам неуважение, не желая учить их язык и говоря, что в поселке все на одно лицо. Местные жители называют его «мутным типом» и «маньяком», только потому что он русский. «Айта» подчеркивает проблему, на которую многие в нашей стране закрывают глаза. Барьер кажется непреодолим, но фильм пытается вывести нас на неудобный разговор и найти общий язык невзирая на наши различия.

Высокопарные размышления о том, что хорошо, а что плохо в финале превращают фильм в поучительную историю со страниц школьного учебника, словно закрепляя пройденный материал, но невзирая на это «Айта» держит зрителя в напряжении до последних кадров, не давая ни на секунду отвлечься и заскучать.

2 апреля 2023

Однажды в якутии

Якутское кино очень напоминает симпатичную девчушку- подростка, которая весь свой гардероб перед зеркалом уже перемеряла, мамины платья и наряды подружек тоже, теперь вот до платьев и юбок соседки добралась. Якутские кинематографисты уже поняли: больше всего к лицу им хоррор и мистика - все-таки дикие пространства, тайга, шаманы, легенды и сказания очень к этому располагают. Фильмы про выживание в условиях суровой природы тоже не выглядят снятыми с чужого плеча: морозы, топи, сумасшедшие расстояния делают их адаптацию предельно-легкой. С социальной драмой и мелодрамой пока дела не сильно клеятся: это одежды из гардероба даже не соседки, а дамы, попавшей в здешние края в результате невероятной командировки. Кое-что удается пошить индивидуально. Я убежден, что по сию пору лучший якутский фильм «Нет бога, кроме меня», сделанный не по ширпотребным лекалам, а скроенный по индивидуальным меркам, и аналогов себе не имеющий. Степан Бурнашев в «Айте» пересадил на якутскую почву типичный вестерн. Причем, настолько типичный, что фабула почти в точности повторяет какой-нибудь «Террор линчевателя» или «Вздерни их повыше!». И уж умолчим о том, что единственная фабульная линия «Айты» является точной копией одной из центральных линий романа Харпер Ли «Убить пересмешника» и его экранизации.

Единственное отличие от классического вестерна: у якутов дело происходит в наши дни. Понятно, ситуация, в которой небольшой поселок оказывается полностью отрезанным от внешнего мира банальным осенним дождем, в современности возможна только в Якутии. Итак, жители предоставлены сами себе. Никуда не уедешь, с Большой земли помощи ждать не приходится. Законы есть, но следит за их соблюдением один шериф, в то время как подавляющее большинство жителей выступает за самосуд, не веря в справедливость законов, написанных где-то там, куда не доберешься. Типичный вестерн. Вместо дикого Запада с бескрайними прериями – дикий Восток с не менее дикими тайгой и болотами. Дороги дождем размыло. Лодки течением унесло. Вместо лошадей - полицейская «Нива» и трактор «Беларусь». Вместо кольтов - табельное оружие полиции, да охотничьи карабины – а они в Якутии в каждом доме вместе с официальным разрешением. Жители поселка требуют отдать им на расправу одного из полицейских по имени Афанасий потому, что юная девушка Айта повесилась, оставив записку « Ненавижу тебя, Афоня ». Отец и его друзья хотят растерзать подлеца-полицейского. Начальник местного отделения полиции Николай пытается расправы не допустить. Ситуация накаляется за считанные часы. И вот уже Николай вместе с личным составом отстреливаются из ветхого здания полицейского участка от своих соседей. Только губной гармошки не хватает - а так: костюм вестерна сидит как влитой.

А теперь от вестерна в сторону «Убить пересмешника». Адвокат Аттикус Финч охраняет от озверевшей толпы чернокожего Тома Робинсона. Горожане уверены: Том виноват в изнасиловании просто потому, что он - черный. Аттикус твердо убежден в его невиновности. Николай защищает от самосуда полицейского Афанасия, совсем не будучи уверенным в его невиновности, просто потому, что стоит на страже закона. А жители поселка, напротив, уверены в том, что Афанасий виноват. Во-первых, имя совпало. А во-вторых, Ба-бам!!!: Афанасий - русский. Такого поворота еще не было. Русский полицейский в роли «понаехавшего» в якутскую глухомань за длинным рублем и ранней пенсией. И априори виновного. Русские и якуты в этих местах живут бок о бок давным-давно. Традиции и культуры попритерлись друг к другу, все ко всем привыкли. Законы цивилизованного общежития соблюдаются легко и гармонично. Больше того, лучшие якутские фильмы снял Дмитрий Давыдов (он, кстати, появится в эпизоде и в «Айте»), который прямо-таки символ дружбы народов - наполовину якут, наполовину славянин). Но Степан Бурнашев в «Айте» дает сигнал тревоги. Боязнь чужого, древние легенды и предания, обычаи никуда не исчезли - они живут в подсознании. Уберите условия главенства общегражданского закона, залейте дождем дороги, и подсознательное вылезет наружу. Это гражданскому закону едва 100 лет исполнилось, а обычаи здесь имеют многовековую историю.

Еще один точно названный социальный акцент. Никакие самые расцифровые и сверхсовременные технологии одержать верх над народным подсознанием не могут. Больше того, это Обычай предков легко берет в плен Интернет. И вот уже воинственный танец исполняется чуть ли не каждым жителем поселка в комментариях под постом о смерти Айты. «Убить, кастрировать, порезать на куски»- с каждым новым комментарием ненависть набирает градус. И ведь одета-то в одежду справедливости, а в реальности - она едва прикрыта тремя фиговыми листочками – Тупостью, Глухотой и Агрессией. Она, как вирус, проносится по глухому поселку, инфицируя едва ли не всех.

Кажется, Степан Бурнашев и сам испугался того, что может случиться и как его картину можно прочитать. Финал смикширован и неоправданно оптимистичен. Ошибки осознаны. Все покаялись. Но фраза Николая: «Я боюсь, что после этого все будет по-другому», сказанная в момент когда торжество справедливости представлялось весьма сомнительным, в памяти осталась.

Бурнашев к вестерну привил еще и нуар. Ливень не прекращается ни на секунду. При ясном солнце ничего не происходит: все события либо глухой ночью, либо в сумерках. Тьма поступает к поселку со всех сторон. Азиатская сдержанная мимика не показывает ничего определенного: то ли просто поговорить хотят, то ли горло перерезать - загадка. И еще фраза, сказанная другому русскому- полицейскому (его как раз и играет Дмитрий Давыдов): «Вы, русские, все на одно лицо» - это и перевертыш русского стереотипа про якутов, и еще один сигнал о том, что до полного узнавания и понимания еще очень далеко. В этом контексте самая большая художественная проблема фильма - это актер Андрей Фомин в роли Афанасия. Вероятно, режиссер хотел в противовес якутской сдержанности, прописать в лице Афанасия ту самую простоту, которая хуже воровства. Но получилась явная передержка. Фомин изо всех сил мастерит и наигрывает. В русском театре, вероятно, это не было бы заметно. В якутском бросается в глаза.

Фильм назван именем девушки, которую мы увидим всего в двух кадрах. Тот самый эпизодический персонаж, судьба которого дает старт драматическим событиям, но сам в них не участвует. Что имел в виду Степан Бурнашев, называя фильм не «Николай», не «Айаал» (отец Айты), не «Афанасий», сказать трудно. Как версия: Айта - образ якутского кино события происходят не по его воле, но начало положено именно им. Но это, конечно, за уши притянуто.

1 апреля 2023

Фильм, заставляющий глубоко задуматься о собственной жизни

Когда увидела анонс этого триллера, твёрдо решила, что не в коем случае не пропущу премьеру. Интуиция подсказывала мне, что это будет история, глубоко разбивающая сердце и переворачивающая душу. И она меня не подвела.

Происходящее в экшене действие держит в напряжении до самого конца. Смотрела, затаив дыхание и не шевелясь. И не только я. Такой тишины в зале давно не слышала. Беспросветный мир глухой якутской деревушки с в конец убитыми дорогами и с бесчувственными людьми... Девочка-подросток не вернулась домой после вечеринки, а потом была найдена без сознания с говорящей запиской в кармане.

Этого было достаточно, чтобы обвинить чужака, молодого полицейского, во всех грехах. Очередной раз можно было оценить силу недоверия и жажды мести озлобленного общества одновременно и к силовым структурам, и к людям другой национальности. Спасти полицейского могло только чудо, или слово Айты. Но она умерла, не приходя в себя. И вместе с ней, казалось бы, умерла надежда на примирение, прощение и просветление человеческих душ, навсегда отступавшихся во власти подлой лжи.

Но все не так однозначно, и финал перевернет все. Сложно забыть и пересилить натиск эмоций, усиленных мелодией фильма и звучащей апофеозом трагедии современного общества. Айта… И вся жизнь на дальних окраинах нашей родины перед глазами.

30 марта 2023

Остался доволен просмотром.

Неужели у нас появился достойный фильм в жанре детективного триллера?

Да, похоже, это он.

Новый фильм плодовитого якутского режиссера Степана Бурнашева обладает всеми достоинствами жанра: здесь крепко сбитый сюжет, повороты которого не дают расслабиться, отличный ритм и саспенс, детективная загадка, которая будет разрешена в лучших традициях на последних минутах, уместный и нестыдный экшн, атмосфера нуара (тут постоянно идет дождь, как в фильме «Семь»), универсальная история, которой можно сопереживать, неидеальные герои, каждый со своей правдой.

Чего еще почему-то никто не ожидает от нашего кино – хорошей игры актеров. Тут каждый на своем месте, а Луковцев, вышедший из амплуа комика, так хорош в роли сурового следователя Николая, что получил за роль приз на фестивале «Зимний» в прошлом году. Режиссер, к слову, тоже получил приз на том же фестивале за этот фильм, но отдельно бы стоило наградить оператора Данилу Горюнкова, настолько круто этот авторский фильм со скромным бюджетом снят.

Здорово, что конфликт, заложенный в сюжете, выходит за рамки частного – тут поднимаются и проблемы взаимоотношений родителей и детей, и мощное влияние социальных сетей, в которых непроверенная информация распространяется, как лесной пожар; и болезненная тема ксенофобии, и недоверие к сотрудникам правоохранительных структур.

Фильм похож на «Нападение на 13-й участок» режиссёра Джона Карпентера, но дышит подлинностью реальной истории – так и есть, фильм основан на реальных событиях.

Финал, вокруг которого разворачиваются главные споры в сети, действительно выглядит немного вставной челюстью, но сшибает с ног искренним примиряющих всем посылом. Именно поэтому наверное фильм о, вообще-то, тяжелой трагедии, не оставляет ощущения мрака и безысходности. Если, конечно, найти силы в себе прощать даже самые страшные грехи.

Однозначно могу порекомендовать посмотреть всем любителям жанра, не пожалеете.

30 марта 2023

Триллер Айта на большом экране с 2022 года, его режиссером является Степан Бурнашев. Кто снимался в кино, актерский состав: Иннокентий Луковцев, Андрей Фомин, Георгий Бессонов, Людмила Малыкайцева, Спартак Ларионов, Айталина Цыпандина, Айталыына Яковлева, Александра Сивцева, Екатерина Хоютанова, Степан Бурнашев ст., Никита Новгородов, Николай Солдатов, Дарина Стручкова, Василий Спиридонов, Ильяна Павлова.

В то время как во всем мире собрано 319,008 долларов. Страна производства - Россия. Айта — заслуживает внимания, его рейтинг по Кинопоиску равен примерно 6,8 из 10 баллов, это довольно хороший результат на мировой арене кино. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 18 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.