| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
5.9 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Узлы |
| год: | 2021 |
| страна: |
Россия
|
| режиссер: | Олег Хамоков |
| сценарий: | Зарина Канукова |
| продюсеры: | Наталья Смагина, Николай Янкин |
| видеооператор: | Дмитрий Петренко |
| композитор: | Мурат Кабардоков |
| художники: | Мадина Саральп, Дмитрий Целиков |
| монтаж: | Олег Хамоков, Сергей Кальварский |
| жанр: | драма |
|
Поделиться
|
|
| Финансы | |
Сборы в России:
|
$5 615 |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
18+ |
Длительность:
|
1 ч 23 мин |
В этой семейной драме ученика Сокурова Олега Хамокова исследуются, так сказать, границы патриархальных ценностей. Российский Кавказ у учеников Сокурова предстает не как место свободы, а скорее как место угнетения, достаточно вспомнить фильм «Клетка ищет птицу». Здесь не просто трудно жить, отсюда хочется по-настоящему бежать. «Узлы» тоже посвящены этой трагедии. Жизнь невыносима, но традиции не позволяют её изменить.
Начинается все с того, что немолодой дальнобойщик Берд берет в жены совсем юную девушку, фактически школьницу Дину. Берд в родном селе строит дом, да не просто дом, а такой, чтобы соседи завидовали — самый большой, высокий и красивый. Сексуального интереса к жене-школьнице он поначалу не проявляет, что позволяет предположить его высокие моральные качества. Но это впечатление обманчиво, потому что быстро становится понятно, что Берд домашний тиран. Во время своих отъездов в рейсы он запрещает Дине приводить кого бы то ни было в дом, даже родственников, запрещает общаться с одноклассниками и вообще выходить из дома — чтобы соседи не болтали. Он сразу ставит жене условие: в жены я тебя взял, посмотрим теперь, будешь ли ты достойна моего дома. То есть для Дины свадьба превращается в экзамен. А девушка, несмотря на юный возраст, показывает себя с лучшей стороны. Она любит и боится мужа одновременно, такое отношение у человека может быть только к Богу. Весь вопрос теперь в том, возможно ли счастье в такой семье. Можно ли вечно жить в клетке или захочется ее сломать?
«Узлы» показывают, что система традиционных ценностей российского Кавказа, по мнению режиссера, глубоко порочна. Бесправная женщина, живущая в подчинении у деспота-мужа, может быть только несчастна. Именно она, а не муж автоматически виновата во всех проблемах. Если, например, в семье не получается ребенок, то никому не придет в голову обвинять мужчину. При этом мужчине позволено все — и упреки, и побои, и даже измены. Дина становится заложницей в собственном доме, на нее давят условности и традиции, и обратиться за помощью не к кому, потому что никто не поймет. Берд же человек своевольный и слепой к потребностям других. Его проблема в том, что он не допускает, что кто-то может быть лучше него, тем более жена. Он настолько нелюдим, эгоистичен и скуп на чувства, что кажется достойным наказания и расплаты. Хотя что, казалось бы, мешает ему быть счастливым? Прекрасная жена, прекрасный дом, в семье достаток. Но нет, он полон подозрений и стремления что-то доказать другим. Его желание построить красивый дом не плохо. Плохо, что это желание требует жертв со стороны других людей. И в этом доме, ради которого было потрачено столько усилий, Дина медленно варится в котле своих переживаний. Эмоции угнетают ее, а выпустить злую энергию некуда. Жизнь для нее пытка, хотя многого она не просит — просто чуть больше свободы и общения.
«Узлы» поражают мастерской работой оператора, который нашел новые выразительные средств для передачи эмоций Дины и того угнетенного состояния, в которое её погрузила жизнь в доме Берда. Очень сильная картина на тяжелую тему несвободы женщины в традиционных обществах.
4 июня 2025
Фильм приятно удивил во всех отношениях и оставил после просмотра много разных эмоций и вопросов.
Операторская работа, звук, костюмы, сюжет, актерская игра … все было продумано до мелочей и реализовано филигранно. Смотреть фильм такого качества на родном языке – одно удовольствие.
Описывать сюжет не будем, чтобы не спойлерить. Скажем только, что фильм можно и нужно смотреть. Да, его реальная категория не 16+. Она выше. Насколько? Зависит от зрителя.
Понимание и восприятие фильма у разного зрителя (по возрасту, полу, национальности) будет неодинаковым. Сюжет соткан из противоречий и неоднозначностей, множества гордиевых узлов (может быть отсюда и название), которые не дают сделать однозначного ответа на поднятые в фильме вопросы. Один из них - кем является главный герой: деспотом, тираном или жертвой той среды, в которой он рос и концентрированным проявлением которой он по итогу стал?
Сюжет фильма сложен на основе истории об Адиюх из Нартского эпоса и потому здесь не мало отсылок к адыгской культуре. В фильме много вещей, которые поймет и оценит только адыгский зритель. Нюансы, которые русский или любой другой зритель, возможно, не заметит, но которые будут бросаться в глаза тем, кто вырос тут. Их много и от некоторых порой становится тошно. В особенности то, что является смыслом жизни для многих (если не большинства) из нас – построить дом, но не простой, а выше и больше, чем у соседей. В итоге показывается бессмысленность такой цели и что настоящее счастье и смысл жизни совсем в других вещах.
Молодое поколение, воспитанное на современных идеях феминизма, увидят в фильме абьюз (модное сегодня слово), домашнее насилие, мужчину-тирана и т.д. В этом смысле режиссеру пришлось пойти на уступки существующим трендам, но сделал он это очень аккуратно, на грани фола, поверхностно. По-настоящему это фильм о тяжелой судьбе двух изначально несчастных людей, которые не знали, что такое любовь, доверие, забота…
Спасибо всем причастным за эту работу. Получилось по-настоящему национальное достояние.
20 июня 2023