Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.3 |
IMDb | 5.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Учености плоды |
год: | 2021 |
страна: |
Россия
|
режиссер: | Игорь Угольников |
сценаристы: | Евгений Айзикович, Игорь Угольников, Наталья Назарова |
продюсеры: | Павел Смирнов, Эдуард Пичугин, Игорь Угольников, Баграт Челабян, Евгений Айзикович, Елена Белкова, Елена Белкова |
видеооператор: | Андрей Гуркин |
композитор: | Сергей Шустицкий |
художники: | Екатерина Кожевникова, Сергей Стручев |
жанры: | драма, военный |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 209000000 |
Сборы в России: | $44 522 |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 2 ч 48 мин |
Учености плоды - фильм, который я включал в подборку фильмов, которые стоило бы посмотреть в ноябре 2021, но посмотрел я его буквально на днях.
Эта картина не столько про войну и партизанское движение, сколько про любовь, поэзию и про тезис «Пушкин наше все». Создатели явно хотели создать много контрастов, возможно, это отголоски того, что картина снималась не только как полнометражный фильм, но и как сериал (4 серии).
?Что хорошего?
Фильм снят хорошо, действительно добротная картина с хорошим качеством постановки и съемки. Нет пафоса и напыщенности которые свойственны картинам посвященным великой отечественной войне и снимавшихся в последние 2-3 года.
Хорошо и то, что боевика в фильме немного и то что есть сделано хорошо, не считая достаточно средней графики крови. В картине несколько сюжетных линий, которые тесно переплетаются. И главное в фильме - история. В ней есть: жестокость, юмор, жизнь и смерть.
Стоит сказать и о том, что Сергей Безруков действительно замечательный актёр и, по-моему, войдет в историю российского кинематографа в один ряд с лучшими советскими актёрами.
Что в картине плохо?
Он оторван от исторической реальности, картина не погружена во время, она погружена сама в себя и тут, наверное, стоит согласится с критиками в том, что если бы картина была про выдуманную вселенную, она была бы замечательной,. Но номинально она про войну, а фактически про саму себя. При этом фильм жесток, весел, лиричен, а в некоторых сценах тяжёл.
Забавен тот момент, что не образованный герой Безрукова в концовке знает Пушкина, потому что он слышал его стихи по радио. Но на самом деле мы знаем, что он играл Пушкина в «Пушкине», а Есенина в «Есенине» и тут нашего зрителя не проведешь?
9 февраля 2023
Учености плоды - 6.5
На самом деле 6, но почему-то из жалости добавил полбалла. Как нынче модно, фильм сделан в двух вариантах - полный метра на три часа и четырехсерийный сериал. Я смотрел сериал, потому что разом три часа просто не был уверен, что высижу. Очень уважаю Угольникова за спродюсированные им фильмы, но вот режиссер он прямо скажем не самый лучший, увы. История о том, как немецкая фрау Шиллер заботится о музее Пушкина в Михайловском, а потом влюбляется в местного самоделкина Серегу, но между ними встает историческое наследие Пушкина, которое немцы хотят вывезти в Германию, а партизаны и Серега не согласные с этим. Съемки чрезвычайно красивые. И идея хороша. Противоречие между тем, какие немцы культурные и дикари одновременно, а русские - как дети, звероваты, но в своем праве, очень злободневно. Но сам событийный ряд как-то очень уж заштампован и местами излишне прямолинеен. Связать разные события в одно полотно не получилось, они не играют вместе. Много ненужной физиологии. Да и Безруков, которого я тоже очень уважаю, совершенно не попадает в роль неграмотного деревенского самоучки. И рафинированная фрау подпадает под животное обаяние вовсе не мужика Сереги, а бешено энергичного артиста Безрукова, который читать не умеет, а вот Евгения Онегина цитирует полностью с любой строчки. Подача с самого начала какая-то облегченно-оперетточная, бравурный музончик, некоторое комикование - все это сразу настраивает на неверный лад. Артисты так усердно изображают псковской говор, «что ня веришь ничаму». А вот у Сереги почему-то нормальное стандартное литературное произношение. В общем, не зашло мне, увы.
30 марта 2022
Николай Угольников, мастер современного отечественного батального кинематографа, снял новую работу – х/ф «Учёности плоды».
Это военная драма. Великая Отечественная. Оккупированная немцами территория. Дом-музей Александра Сергеевича Пушкина. В этот музей, в пушкинскую усадьбу приезжает фрау Шиллер, немецкая профессор, филолог, специалист по творчеству нашего Александра Сергеевича, а также сотрудник министерства пропаганды III рейха. Она должна навести в усадьбе полный арийский ордунг, а также показать местным жителям что оккупировавшие их боши – люди цивилизованные, а не «вандалы». Скажу сразу, что данная картина в чём-то напоминает замечательный фильм «Поп» (с Маковецким, по мотивам отличного романа Александра Сегеня).
Перед нами развёртывается противостояние (но в чём-то и контакт на почве конфликта) двух культур. И даже более, ведь под нацистским знаменем осталась культура германская, о чём говорит и фамилия приехавшей немки, а советская культура уже успела напитаться живительными соками ещё недавно «барской» поэзии классиков золотой поры нашей литературы. Надо сказать всёж спасибо Сталину, это он остановил некогда разграбление леваками Эрмитажа и других наших музеев, при нём вернулись патриотизм и русская классическая литература, вернулись имена наших великих полководцев и даже само преподавание истории как отдельного предмета. И это очень помогло в грядущей войне. Русская культура, русская литература тоже помогала уничтожать пришедшего на нашу землю врага. Да, были Эренбург и Твардовский. Но были и строки из «Клеветникам России» великого нашего всё, гражданина, поэта империи (Отечества) и свободы. И это отлично показано в фильме. Пусть некоторые сценки и не для нынешних излишне толерантных кисейных барышень обоего пола (скажем, эпизоды с мальчишкой-партизаном. Сразу рассказ Богомолова вспомнился…). Кстати, партизаны показаны очень хорошо. И их командир, в исполнении Фёдора Бондарчука, зело даже неплох. Ну да я всегда говорил что Федя – отличный продюсер и неплохой актёр, а он всё в режиссёры лезет…
Сильно показали и местных полицаев. Упырей, как ёмко охарактеризовал их герой Безрукова.
А вот теперь о главном. Точнее, о главных. Исполнителях двух центральных образов данной картины – Сергее Безрукове и Настасье Керберген. Они были просто великолепны! Как бы простой русский мужик, человек с «золотыми руками» и холёная немецкая фрау. Их игра сделала весь этот фильм. Безруков тут вообще просто молодчина. Как он сыграл! Браво!!!
А ещё – великолепнейшие виды чисто русского пейзажа. Словно на картинах передвижников. Некоторые кадры хоть распечатывай и сразу в рамку на стену вешай.
Отмечу ещё пару хороших образов – немолодых хранителей музей. Одну из этих ролей сыграл сам режиссёр фильма.
Это хорошее кино. Военная драма, мелодрама… Рассказ о людях из разных миров и разных культур – но именно что людях. Носителях великих русской и германской цивилизаций. Которые при желании могут понять друг друга. Это понимали немецкие профессора былых времён, понимали Блюхер и Клаузевец с Бисмарком, но не поняли новые «вандалы» навроде здешнего командира немецкого гарнизона.
Хорошее и красивое получилось кино. С одним лишь, похоже, недостатком. Некоторым зрителям оно может показаться слишком уж затянутым.
Короче, рекомендую.
27 октября 2021
Семьдесят шесть лет прошло с тех пор, как закончилась Великая Отечественная война, но военная тема до сих пор остаётся актуальной в искусстве и животрепещущей в восприятии исторических фактов и их художественных отражений.
Игорь Угольников снял кинофильм, о котором ещё на стадии синопсиса было ясно, что это будет нетривиальный сюжет для военных фильмов, создаваемых у нас в последние годы. Жизнь советских людей в оккупации в годы Великой Отечественной войны, история сохранения знаковых культурных ценностей нашего народа, любовь немки и русского. Я ждала этот фильм, и вот он вышел на большие экраны.
Начиная с первых кадров идиллической природы Пушкиногорья, особой – тёплой и солнечной цветовой гаммы изображения, «Учёности плоды» погружают тебя в неспешный рассказ о событиях 1943 года в окрестностях Музея-заповедника Александра Сергеевича Пушкина в Михайловском. Но эта деревенская красота и безмятежность обманчивы, и тем сильнее и ошеломительнее будут зрительские потрясения по ходу развития сюжета.
Героиня Настасьи Кербенген – фрау Мария Шиллер, присланная из Берлина новый директор Музея-заповедника появляется в кадре, как дива, как звезда «Золотого века Голливуда». С самого первого её появления в фильме камера откровенно любуется её женской красотой, хрупкостью и утончённостью. Молодая фрау-филолог восхищается Пушкиным и, можно сказать, даже боготворит его, считая при этом, что тёмный и духовно не развитый русский народ в лице местных крестьян не достоин своего поэтического гения. Фрау Шиллер пытается держаться в стороне от действий военного коменданта майора Занглера, занимаясь сугубо музейными вопросами.
Своё внимание на неё обращает местный житель Сергей Трофимов – талантливый мастер-самоучка и «первый парень на деревне». Человек сложной трагической судьбы, он перенёс тяжёлое ранение и контузию, но при этом облечён неодолимым обаянием и сокрушительной харизмой исполняющего эту роль Сергея Безрукова.
Линия развития отношений между двумя главными героями вплетена в богатую событиями и яркими персонажами киноисторию фильма. Здесь будет линия и бывшего директора музея Антипова (его играет режиссёр картины Игорь Угольников), будет тема партизанского отряда, являющаяся референсом к ленте Алексея Германа «Проверка на дорогах», будет история цыганского табора…
И при этом всё происходящее будет прямо или косвенно связано с именем и творчеством Александра Сергеевича Пушкина. Всё, и даже любовь, страсть, вспыхнувшая между главными героями здесь не пошлая интрижка, которая могла бы вызвать негодование ханжей: «Вот, влюбился в фашистку!» Нет, это отклик души, душ таких разных во всём и по всему людей, которых соединил гений Пушкина. Недаром же сцена их духовного и физического влечения начинается со стихов великого русского поэта, которые звучат посреди залитых солнцем лугов Михайловского.
Очень сильное впечатление производят в картине актёрские работы. В первую очередь, это конечно поразительная работа Сергея Безрукова, роль которого построена на эмоциональных контрастах и содержит духовно-нравственное развитие героя. Его жизненная позиция меняется от «моя хата с краю…» до осознанного самоотверженного поступка. Душевный надлом сменяется духовным возрождением и осознанием истинности принятого решения. В образе Трофимова есть всё от комического до высокого трагического. И Сергей Безруков блистателен в этой роли.
Дуэт Безрукова и Настасьи Кербенген полон жизни. Настасья очень интересная актриса и хочется и дальше видеть её в таких глубоких, сложных и мастерски сыгранных образах.
В целом, большинство актёров в картине играют так, что им веришь и сопереживаешь, или негодуешь. Особо хочется отметить Андрея Некрасова (брат Анисьи), Анастасию Буткову (Анисья), Андрея Горбачёва (полицай Юпатов), Анастасию Мельникову (жена Антипова) и Константина Фисенко (партизан Дёма).
Картина очень красиво снята, и красота Михайловского и его окрестностей, показанная, как на крупных планах, так и с высоты птичьего полёта, попадает прямо в душу, ты проникаешься уникальной атмосферой и красотой тех мест. Браво оператору и художнику фильма. А ещё в «Учёностях плоды» звучит замечательная музыка Сергея Шустицкого.
Мне понравился финал картины, относящийся к послевоенному времени. Не буду спойлерить, но он дарит утешение и позволяет закончить рассказанную историю на пронзительной, но светлой ноте.
В завершение я хочу привести слова режиссёра Алексея Германа о своей киноленте «Проверка на дорогах»: «Эта картина — дань нашей любви к людям, о которых мы взялись рассказать, наша признательность их подвигу, наш им памятник. Это наша любовь к России, наша вера и понимание того, что страну эту завоевать нельзя; какие бы орды на неё ни обрушились, всё равно не им быть хозяевами этой земли».
И я считаю, что сказанное можно в полной мере отнести и к фильму Игоря Угольникова «Учёности плоды».
Большое спасибо за «Учёности плоды»! Я рекомендую к просмотру.
21 октября 2021