Собор
7
2021, драма, история
Россия, 49 мин
16+

В ролях: Александр Балуев, Алексей Бардуков, Александр Коршунов, Максим Аверин, Вера Плешанова
и другие
Времена царствования Петра I, самое начало XVIII века. Молодой крепостной парень Иван Старшов безумно влюблён в княжну Марию. Но из-за разницы в социальном положении их брак невозможен. Из-за личной трагедии крепостной теряет веру в бога: что это за бог, который не может связать его с любимой девушкой? Иван покидает родную деревню и поступает в Преображенский полк. Крепостной становится участником больших побед армии и свидетелем глобальных реформ, которые проводит Пётр I. Иван категорически не согласен с тем, что, родившись холопом, он до конца своих дней должен оставаться в этом статусе. Он верит, что способен на большее. И доказывает это, во имя любви.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Собор

год: 2021
страна:
Россия
режиссер:
сценаристы: ,
продюсеры: , , , , , , , ,
видеооператор: Дмитрий Трифонов
композитор:
художники: Жанна Пахомова, Владимир Никифоров, Дмитрий Андреев, Светлана Литвинова
монтаж: , , , , ,
жанры: драма, история
Поделиться
Дополнительная информация
Возраст: 16+
Длительность: 49 мин
Другие фильмы этих жанров
драма, история

Постер сериала «Собор», 2021

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о сериале «Собор», 2021

На фоне...

На фоне выпускаемого в наше время исторического ширпотреба, особенно сталинских времён, паразитирования на героях ВОВ в целях бесконечной пропаганды, сериал выглядит очень неплохо.

В последнее десятилетие считаю просмотр современных исторических фильмов особой формой насилия над своей психикой и мыслительными способностями, поэтому нечасто смотрю подобный жанр.

Многие ищут в сериале историческую правду, как заявляют в рекламах 'Зои', 'Движения вверх' и подобного, хотя от правды в данных фильмах... мда. Однако, сериал не заявляется как 'документальная правда'. Это не о истории, это о людях, о судьбах в антураже петровских времён.

Случайно увидела середину второй серии по телевидению и успела заинтересоваться - снято не халтурно, красиво и при этом не прилизанно. Решила продолжить просмотр уже онлайн и не пожалела. Испытала живые эмоции во время просмотра - печаль, гнев, радость, безысходность, практически полную палитру. И, хотя привязка фильма к религиозной теме мне совершенно не нравится, опустив это, фильм можно посмотреть хотя бы ради игры актёров и погружения в эту атмосферу.

9 октября 2022

Не исторический, но интересный

Не так давно посмотрела этот сериал. Ожидания были следующими: узнать, как был устроен боярский быт и внутрянняя 'кухня' потешного полка Петра I. Ничего другого от сериала не ожидала, возможно, именно поэтому пишу положительную рецензию без оглядки на реальные события того времени.

Начну с того, что можно было все-таки добавить в повествование. Мне не хватило деталей жизни императора: не было показано практически ничего - ни детей, ни любовниц, ни реформ.

Но с дургой стороны, как я написала выше, создатели картины углубились в жизни простых смертных. Ивана и его истории 'из грязи в князи' в прямом смысле и Марии, боярыни и когда-то владелицы судьбы Ивана. Эти персонажи запомнились больше всего.

Иван (Сергей Марин) - влюбленный в боярыню крепостной, во имя любви пробирающийся на верхушку. История не основана на реальных событиях, но как можно судить по биографии Меншикова, вполне вероятная. Мы видим, что даже нищий парень может достичь всего, благодаря усилиям. Но даже самый чистый и добропорядочный человек не обделен падкостью на деньги.

Мария (Светлана Иванова) - боярыня, потерявшая свой титул и честным трудом и смекалкой, с высоко поднятой головой старается завоевать свой титул обратно. Правда здесь есть один момент, о котором не буду писать, так как может стать спойлером.

Мне понравилась игра актеров. Прекрасное перевоплощение Максима Аверина в Петра не оставило меня равнодушной.

Также мне понравилась яркость и динамичность сюжета. Скучать при просмотре не пришлось - наоборот: хотелось смотреть и смотреть, а после концовки тщетно хотелось продолжения.

Также понравились костюмы и грим.

И НЕ МОГУ НЕ ОТМЕТИТЬ игру Александра Ильина. Это было превосходно. Я поверила, испытывала весь спектр эмоций от жалости до ненависти. Браво!!!

Рекомендую к просмотру! Особенно тем, кто ищет в сериале спокойствия души, а не пытается почерпнуть исторические факты, которые можно легко найти в книгах по истории или разборах на видеохостингах и форумах.

7 из 10

8 мая 2022

когда сказка перерастает историю и становится былью…

Начало сериала было слишком лубочным, слишком неправдоподобным, слишком сказочным. Смотрела с большой степенью иронии и подумывала забросить просмотр после серии 2-ой. Осталась из-за ряда прекрасных актёров, которые снялись в сериале. Прежде всего, это прекрасные актёрские работы А. Балуева, М. Аверина, Я. Цапника, Д. Куличкова, Ю. Чурсина, А. Бухарова, М. Петренко, А. Коршунова, А. Финягина, Н. Тарасова, С. Барковского, Н. Манец, Д. Милютиной, Ю. Елагина, Н. Парашкиной, А. Шевченкова, Д. Сутырина...

Но с серии 3-ей, постепенно, сериал перестал быть красочной базарной сказкой, а стал почти настоящей исторической правдой, конечно, со множеством оговорок, которые для меня не имели никакого решающего значения. Мне понравился и конец фильма, хотя он опять получился, в достаточной мере, сказочным, но уже очень теперь хотелось сказки - слишком сильно я начала сопереживать главным героям и центральным персонажам фильма.

Хочу особенно отметить блистательные актёрские работы С. Ивановой, С. Марина, А. Бардукова, А. Ильина мл., П. Чернышовой, А. Верткова, С. Евстигнеевой, Ю. Снигирь... Их игра была непередаваемой, в лучших традициях старой актёрской русской школы - когда персонажу веришь сразу и безоговорочно. Игра лёгкая, тонкая и точная, которая была совсем незаметной даже в крупных и широких мазках заданного сюжета и общей атмосферы картины, настолько ты невольно проникаешься ею, впитываешь в себя мельчайшие штрихи к портрету персонажа, врастаешь в канву рассказанной истории.

В общем, сериал вызывал целую гамму эмоций и переживаний от сочувствия главным героям до желания заплакать в самом конце (хотя я совсем не сентиментальна), т. к. сериал смог затронуть самые тонкие и чувствительные струны души, связанные с родиной, верой и стойкостью в жизненных обстоятельствах, которых с избытком хватает каждому из нас и в обычной жизни...

Это хороший сериал. Без излишнего пафоса, без излишней патетики, немного сказочный и добрый, хотя крови там проливается достаточно. Сказка переросла историческую основу и стала побасенкой-былью...

Спасибо всем создателям, авторам и актёрам!!!

Может, даже и пересмотрю как-нибудь. В любом случае, сделаю это с интересом - здесь есть над чем поразмышлять лишний раз, несмотря на некоторую чрезмерность использования клише и исторических штампов.

9 из 10

Хочется особо отметить работу художника по костюмам - наряды и причёски были сделаны на высшем уровне! Смотришь и наслаждаешься! Браво!

16 февраля 2022

Ждём продолжения!!! ОЧЕНЬ!!!

Жаль, что Кинопоиск не опубликовал мой предыдущий отзыв, по загадочным причинам, но попробую его вновь воспроизвести...

Первый раз я смотрела этот сериал в моменты выхода, по серии раз в неделю. Сейчас идёт непростой момент в моей жизни и сегодня я пересмотрела этот сериал в 3-й раз - все 12 серий подряд. И задалась вопросом - почему мне хочется его ещё раз посмотреть? И знаете - потому, что он мотивирует. Герои из серии в серии справляются с проблемами куда сложней, чем у меня сейчас, да на экране, да по сценарию... но справляются, не опускают руки, с достоинством, не всегда удачно, но всегда встают. Этого я не уловила в своем первом впечатлении от просмотра.

Герои еще и растут и меняются из серии в серию, причем многие из героев. Посмотрите Ивана в первой, в 4-5 и в 11-12 – это 3 разных человека!!!

Пожалуйста, не меняйте сценаристов. Потрясающий сюжет, событийность, герои, всё продуманно. Из неуловимых мелочей и получаются потрясающие вещи... Да, порой кажется - не может быть, но сколько раз мы говорим эту фразу про свои или соседские события за жизнь? А сколько чудес - мы сами не замечаем или приписываем этому иное происхождение?

В фильме точно больше 5 романтических линия, но главная - самая, конечно, поучительная и «вкусная». Вот в моменты, когда вот-вот могло у них получиться - я задавалась вопросом, а вот если бы получилось, что бы было у них дальше? И на примере героев понимала в чём они не дозрели и были в те моменты и правда не совсем готовы, хотя не понимали этого. И вот даже если, не получилось бы потом того рядом, что они получили в итоге. И полезно задаться вопросом – а почему он так повёл себя, а она… и свои ответы на это — это тоже важно, это про гордыню. Так, что прописан и продуман фильм просто - БРАВО!!! А последние сцены, когда после 12 серий накала, самое остается на фантазию зрителя, на экране лишь отражена сюжетная направляющая.

Актёры - идеальное попадание!!! Они смогли раскрыть персонажей. Главный герой - не влюбиться нельзя, т. к. в жизни таких мужчин просто нет, а должны быть! Аверин - Пётр I, я никогда бы не смогла его представить себе в этой роли, а тут знаете... а вот почему бы и да. Да, он не похож на Петра, которого мы видели раньше (в кино, в книгах), но он мог быть и таким. И Актёр его прекрасно сыграл. Или Меньшиков — вот шок, неожиданно! Это не состыкуется, но этим и интересно. А потом ты его принимаешь... он органичен в сюжете, с другими героями.

В отношении исторической точности — это художественный фильм, у которого есть цель, сюжет и бюджет - и не все они сводятся к реконструкции. За плюсы фильма, я согласна была не заметить и не критиковать это. Костюмы потрясающие!!! Да, Меньшиков в Юсуповском дворце, барин-князь, не портретные формы лица, туман... я считаю - кто критикует за это, тому просто не понравился фильм в чём-то другом.

Фильм не примитивен – он для думающего зрителя, способного задавать вопросы себе, сопереживать, находить, поглощать эстетику. А не только прямое поглощение с экрана, когда разжевали и сказали, как надо понять.

Забытие сейчас на тренингах - честь и совесть, сила воли, характер, юмор и порядочность оживают тут через героев – напоминая сюжеты советских картин.

Как и в жизни не всё, что показано зрителю, в итоге раскрывается героям (и это непривычно для сериалов) - и это, как и в жизни. Иван так и не узнал про пожар и что же там было, героиня Снегирь, что Андрей всё же возвращался и хотел сдержать слово и т.п. Наверно, так намекают задумать на то, что не судите - вы можете чего-то не знать.

Вот из таких мелочей не видных сразу бревном и состоит простое и гениальное. Поэтому оно и цепляет.

История и герой Федор вызвали отвращение, но вот после 3го пересмотра и вопросов себе -типа - почему же так это отвратительно, ведь и его понять можно… перестало хотеться перемотать сюжеты с ним.

Единственное вот музыка мне не везде казалась идеально подходящей и органичной. Но личное мнение- не более.

Я пересматривала 3 раза и возможно посмотрю ещё не раз. Потому, что хочется. Но я очень жду продолжения. Герои раскрыты, любовная линия прописана и пока я ей не насладилась до конца, зритель в сюжете — это всё было частью, но не всем сериала, поэтому хочется продолжения и что бы оно не разочаровало!!! После просмотра, полезла изучать, как снимали, кто, где, биографии актеров. Смотря сколько, снимали первый сезон, понимаешь, что даже не в этом году, если и будет – а жаль. Давно я не смотрела чего-то, что бы хотелось пересмотреть.

Спасибо!!! Молодцы!!! Надеюсь, после выхода на ТВ, массовый зритель оценит этот фильм намного выше, чем я вижу рейтинг тут и продолжение 2 и 3 сезон всё же будет!

Я - точно тот зритель, для которого это сняли.

14 февраля 2022

Из грязи - в князи и обратно. Лубочная псевдоистория.

Несмотря на то, что рассказанная история привлекательна и вполне смотрибельна, всё же качество кинофильма оставляет желать лучшего. Да, выбран крайне важный период в жизни Российской Империи(рубеж 17-18 веков, правление Петра I), кратко охвачены многие реальные персоны и значимые события, однако, выглядит сериал дёшево и временами - лубочно. Довольно карикатурно показанный быт, какие-то нескладные костюмы и игра части задействованных актёров, не убедительны. Одним словом - атмосфера напоминает продукт из цикла 'В гостях у сказки'. Малобюджетность бросается в глаза! Жанр исторической драмы не выносит экономии финансов и утопических допущений со стороны сценария. В фильме образовалось большое число смысловых нестыковок, хронологических разбалансировок и значительных ситуационных глупостей, которые предстают трагикомичным фарсом.

Стоит подробнее остановиться на подборе актёров, на некоторые позиции... Ну, во-первых, Максим Аверин даже отдалённо не подходит на роль Петра! При всём уважении, это не его амплуа - ни эмоционально, ни психологически. Кто увидел в нём императора?! Вопрос... Ян Цапник - отличный жанровый актёр, типаж и его внутренняя сила поражает, Меншиков из него вышел колоритный, но... позвольте: Петру Алексеевичу и Александру Даниловичу на момент 1700 года было 28 и 27 лет соответственно! Максиму Аверину - 46, Яну Цапнику - 53... Нельзя относиться к зрителям, как к всеядной, дремучей толпе! Если режиссёр - художник, который 'так видит мир', то ему необходимы очки.

Вообще, если уж принимается решение о привлечении возрастных актёров на роли значительно более молодых персонажей, то используется в съёмках: либо грим, либо компьютерная графика. Играть людей во временных рамках примерно 30 лет одними и теми же лицами - ну это, как минимум, неприлично.

Основная идея сюжета не слишком оригинальна, но красива. Прежде всего, своим христианским православным посылом - пройдя испытания, обрети храм для души своей! Удачной получилась и воплощённая на экране условная 'жизненная лестница', по которой можно подняться вверх, равно как и скатиться вниз... 'Из грязи - в князи и обратно'! Если бы ещё происходили эти движения 'вверх-вниз' с более проработанным детальным подходом к судьбам - было бы значительно солиднее.

Назвать результат работы над проектом 'Собор' хорошим - сложно. Скорее он условно приемлемый. Мы получили псевдоисторическую драму с хорошим зачином, слабым основным действием и неказистым финалом. У меня сложилось впечатление, что авторы использовали в своей работе частичное заимствование из таких картин как: 'Табачный капитан', 'Россия молодая', 'Юность Петра', 'Сказ про то, как царь Пётр арапа женил', но не сумели создать, хотя бы отчасти, ту атмосферу и тон, которые присущи перечисленным источникам! Взгляд на прошлое получился слишком 'осовремененный', плохо стилизованный, скупо украшенный.

23 января 2022

Невозможное возможно

Сериал в целом захватывающий, интересный, позитивный, хотя в нем слишком много неоправданного крика, очень грубый стиль общения, как среди благородных, так и неблагородных слоев общества. Тон у всех одинаковый большей частью- властный, манипулирующий, угрожающий. Это перебор. Также слишком много драк, убийств, морального и физического насилия, в том числе, над женщинами. Посоветовала бы режиссеру на будущее подумать над более адекватной манерой игры актеров, так как этим эмоциональным перебором страдают многие современные фильмы, увы. Чрезмерность злости, ненависти, гнева, фальшивые любовные чувства и неумеренная сексуальная страсть неприятно ошеломляют зрителя. Ну я, к слову, вообще не верю в такую «любовь», которая настойчиво витает в мыслях героя, а зрителю приказано в неё поверить.

Фильм даёт повод ещё раз поразмышлять над российскими социальными лифтами, как они работают, как люди строят свою жизнь и личное счастье, сталкиваясь с незнакомой никому государственной иерархией, с бытовой разрухой соотечественников, с разной социальной средой общества. Это отлично показано.

Надо отдать должное красивым костюмам, аккуратным прическам, гриму, постановочной части, операторской работе, режиссуре. Спасибо за прекрасное зрелище. Отличное качество съемки, свет, музыка, хорошая игра актеров. Кроме Светланы Ивановой, которая не совсем подходит на эту роль. Расхождение её мимики и слов, статичная пластика, вечно пустые выпученные глаза, создают контрастное впечатление, и оно не работало в плюс образа княжны. Неплохо справился с ролью Сергей Марин, хотя слишком много «поспешал» и походу часто не доигрывал, существовал как-то сам по себе.

Кстати, то, что холопы в Российской империи перестали называться холопами произошло именно в царствовании Петра Первого,- своим указом царь запретил холопство. Для многих невозможное долгое время стало возможным в петровские времена, но какими силами? Невозможное было и есть очень невозможно тяжелым делом. Невозможна, увы, и такая любовная катавасия.

Особое зрительское внимание приковано, конечно, к Государю императору России -Петру Первому, которого очень достойно и трогательно сыграл Максим Аверин.

Благодарю всех создателей исторического сериала. Желаю им дальнейших удач в творчестве.

7 января 2022

Не так и легко, снять исторический сериал.

Это моя первая рецензия, так что прошу простить, если что не так и если я буду в чем-то неточен.

Фильмы на историческую тему (тем более сериалы) очень сложны для их создателя. Надо показать что-то максимально похожее на правду того времени, при том быть также увлекательным и понятным для современников. Это редко кому удаётся. Всегда будут историки нашедшие неточности в разговорах, костюмах, отношениях тех или иных исторических персонажей. При всем этом, менее требовательному к деталям зрителю, покажется скучным та истинная, сермяжная правда той эпохи.

Поэтому мы и приходим к той золотой середине которая и нравится и не нравится всем.

Новый сериал 'Собор' ещё не закончивший свой показ, оставляет приятное впечатление, даже несмотря на некоторые недочёты. Особенно интересно прописаны герои (как главные, так и второстепенные) их достаточно сложные судьбы, их внутренняя борьба за жизнь, за своё счастье.

Очень необычны судьбы главного героя Ивана и его брата Фёдора. Их путь от бога и к богу. Если Иван не верил, то его жизнь привела к принятию силы божьей. И наоборот с Фёдором, который вначале всеми силами старался стать истинно верующим но все идёт не совсем так как он рассчитывал. Центральный момент - Фёдор примеряет своё место на деревянном кресте, смотрит в небо. Оба брата близки к богу.

Сериал интересен и любовной линией. Стремлением добиться почти невозможного - стать из крепостных, князем. Получить в жёны боярскую дочь. Невероятно, но возможно в эпоху Петра первого.

Испытания выпадают на долю всех героев, несмотря на титулы и звания. Всё полностью меняется по ходу повествования.

Особенно хочется отметить, что общий ход исторических событий, персонажей, идей того времени - передан максимально правильно, даже при всех возможных недочётах. Сражение под Нарвой (кажется, впервые показанное полностью в кинематографе), Полтавская битва и начало строительства Санкт-Петербурга. Всё это большой пласт времени показанный в 12 сериях.

Я думаю, что концовка будет также хороша как и стремительно набирающие сюжетные обороты последних серий.

8.5 из 10

1 января 2022

Что-то в этом есть…

Судя по отзывам историков и очевидцев тех дней в нашей стране много... Я люблю исторические сериалы, но последние не очень радуют. А вот этот... взошёл. Вначале как-то отношение - 'очередное', к середине соседствовали 'ну прям, ага... сказочники' и 'а что там дальше', а под конец - 'не пересмотреть ли', а '2 сезон будет?'.

Да, сказочно, нереально, не по учебнику, Меньшиков - совсем не с портрета или из старого доброго советского варианта... Петр тоже непривычный ракурс, но это художественная история. (Меня тоже местами коробило - барин и князь и мешанина из этого, но ведь главное в фильме не это, а сюжет, герои и как это отзывается внутри самого). Красивая история, актеры молодцы - вытянули!!! За главного героя (попадание в яблочко с исполнителем) переживаешь, восхищаешься, героиню местами хочется критиковать и сопереживать. И вот под конец сериала понимаешь, что полностью погрузилась, внутри есть отзыв - а это главное в кино, на мой взгляд. Кому нужна история - документальные фильмы никто не отменял. Костюмы, герои, их истории, изменения, события очень органичны переплетены. И после просмотра сериала внутри хорошее состояние и настроение, как после старого доброго кино, которые делали раньше! Пошлости не так и много, резни, модной сейчас, тоже, а из чего сделать выводы и подумать - есть, можно и с подростком посмотреть.

Спасибо всем, благодаря кому вышел сериал, хорошая работа, вы молодцы!!!

Это явно не самый худший сериал из последних вышедших на экраны и такие низкие рейтинги...

30 декабря 2021

Художественное воплощение истории

Итак, видел уже 10 серий. Сериал великолепен. Конечно, много авторского художественного вымысла, но основа имеет реальную зацепку в истории. Меня всегда восхищала художественно-историческая тема России 14- 18 веков, и фильм полностью отвечает моим потребностям, как зрителя. Очень правдиво передан дух времени, переход от допетровской Руси к Российской империи. Все это просматривается в деталях и одежды (меняется обмундирование и оружие солдат и высшего сословия, хотя атрибутика и нравы простых жителей долго еще остаются в русле старины). Даже монеты, которые используются - петровского времени. Не берусь судить о рублях - здесь возможны новоделы, но медные копейки того времени настоящие. Жаль не показали чешую, она еще долго была в обороте.

Очень понравилась игра актеров, причем всех без исключения. Аверин в роли Петра великолепен. Петр, как известно, был человеком настроения - от жесточайшего, зверского тирана, до добродушного балагура. Хорош в роли Марин - человек с принципами и сильнейшей волей. Ничего не имею против и Светланы Ивановой. Ян Цапник тоже хорошо играет Меньшикова. Понравилась и игра других актеров. Есть моменты, которые, по моему мнению, можно было бы улучшить. Например, когда Фёдор слегка придушил на рынка солдата, тот сразу же задохнулся. Что-то слишком субтильным солдат оказался! Или можно было бы вложить в уста Петра его знаменитую речь во время Полтавской битвы (которая, кстати, воспроизводится в средненьком фильме 'Слуга государев'). Эти слова Петра цитируются в исторических источниках. Но нет, в фильме Пётр немногословен перед тем, как идти в атаку!

Фильм не пустой, в нем есть идея верности своей философии, верности царю и стране, разбирается подноготная возникновения предательства и подлости и постепенного морального выздоровления, а также фанатизма и человеческого падения. В центре фильма присутствует элемент мелодрамы - хотя немного избитый жанр, но как же иначе привлечь женскую половину аудитории!? Так что воплощенный сценарий - как предмет для большого школьного сочинения о путях человеческой жизни и её превращениях, что даже роднит его с великими произведениями русской классики. Несмотря на богатый художественный вымысел, хочется узнать побольше об исторической основе сценария.

Несмотря на все возможные недостатки, этот фильм - образец лучших исторических российских лент.

21 декабря 2021

О жизни, о самом интересном приключении, которое людям дано испытать.

Почти каждый год, российские кинематографисты радуют масштабными историческими сериалами. Были 'София', 'Годунов', 'Грозный' – теперь рядом с ними занял достойное место «Собор».

Действие происходит в начале XVIII века, в царствование Петра I. Известных исторических личностей увидим много, но что приятно радует, главный герой этой саги - простой парень – крепостной, влюбленный в дочь своего барина…

Желание быть с ней настолько сильное, что он идет на бунт, рискуя жизнью, лбом пробивая бреши в социальных барьерах. Это хорошо рифмуется с тогдашней эпохой – эпохой перемен, когда вчерашний продавец пирожков мог стать фельдмаршалом (Меншиков). Россия становилась Империй, опуская в небытие старое инертное боярство и поднимая вверх активных и смелых простолюдинов.

Герой завораживает своей экзистенциональной силой. За поцелуй любимой ставит на кон жизнь. Перед нами классическая история успеха, щедро сдобренная важными историческими событиями той эпохи и пестрыми реальными персонажами. Перипетия судеб героев приобретает весьма неожиданные повороты и от серии к серии только усиливает интерес к просмотру. Тут должен признаться, что сериал набирает силу к середине… Привыкаешь, что обычно в сериалах первые серии презентационные, а вот потом «устают» и к финалу порой выдыхаются. В Соборе история становится только сильнее, только набирает обороты. Это радует…

События, происходящие с героями, кажущие на первый взгляд личной драмой, становятся исповедью перед собственной совестью и Богом. Вообще отношения с высшим (Господом, Источником, Вселенной – как угодно, вне конфессий) в этой саге занимает особое место. Удивляет, как ненавязчиво и легко, я бы даже сказал, без обычного, для подобных историй, пафоса, сага говорит о важных для человека вещах. О его месте в Мире, о любви к себе, к женщине (мужчине), к близким, к Богу (вернее, мы же все эгоисты, герои вопрошают любит ли он их, а не оборот). Есть хороший диалог, между приговоренным к смерти героем и батюшкой, собирающегося его исповедовать. Священник уговаривает просить у Господа жизнь. Герой отвечает… что же вы у него только все просите и просите, сами-то хоть что-нибудь ему дали? А ведь правда….

История подана достаточно современно, порой даже чуть пренебрегая историческими деталями, но это пошло даже в плюс. Когда начинал смотреть, думал увижу непролазную грязь, лапти, закопченные избы и нечесаные бороды – как обычно рисует «житие» крестьян прошлых эпох наше кино. Тут сочная, яркая картинка, акцентирующая внимание на главном… В начале истории герой – конюх, брит, что удивило историческим несоответствием, а потом стало понятно – он лакей у сына князя, наивного проевропейского сторонника царя-реформатора. Брить тогда бороды – это тоже вызов. В сериале почти все вызов – и социуму, и судьбе, и даже Богу. Смело и интересно решаются завязанные конфликты. Очень плотный событийный ряд, нет пустых сцен, все действие эмоционально правдиво и увлекательно.

Мне «Собор» кажется похожим на конфету. Обертка-фантик из ярких и понятных истории успеха и мелодрамы. А в центре спрятана сложная метафорическая притча о вечный ценностях и человеческих страстях…

18 декабря 2021

А мне понравилось.

Сама удивилась, честно. Не люблю российские сериалы, за безликость. Но где-то с 3 серии поняла, что 'Собор' выбивается повыше оценки 'Так, средненько'. Чем выбивается?

Конечно, время выбрали такое, петровская эпоха, вечно нам живая. И не стану я придираться к историческим неточностям, (коих много), а стоит, потому что любой нормальный русский интересуется этим временем, знает о нем многое, имеет свое видение и справедливо раздражается всеми неточностями. (Так что, господа сценаристы, Вы уж старайтесь, пожалуйста). Но, повторюсь, время интересное, возможностей для фантазии на основе строгих исторических фактов - море, флаг Вам в руки!

Кстати, о флагах: был бы слоган - зритель бы знал, как держать нос по ветру. И достоинств видел бы больше.

К достоинствам я бы отнесла пока заявленную в названии тему 'Собор'. Пока конфликт Ивана с верой только заявлен, грубо, прямо и лоб. На мой взгляд, не убедительно. Не говорит пока Иван тех слов, которые зритель услышал бы.(Такие слова когда-то звучали в фильме 'Дато Туташхия'. В 'Расколе' об этом говорят). Конечно, можно покрутиться вокруг того, что рушится собор старой жизни, строится новый... НО: пустой человек, без нравственного стержня -это интересно? Иван пока держится на злости, этого мало.

В первых сериях герои много, привычно, громко кричат, обо всем, главным образом о ратных делах.

А интересно - чтобы о себе, чтобы свои пути в жизни искали, с себя спрашивали, себя судили.

Не хочу и не буду спойлерить, но такие места стали попадаться все чаще. Эпоха не через эпохальные события, а через быт, через образ жизни, через мелочи. Мне показалось, или актеры действительно обживают историческое пространство? Важно успеть показать частную жизнь русских, самим показать, а то светит нам взгляд через 'Великую' и вопль 'Хузан!!!', оно нам надо?

Если все получится, можно и о себе, о своих корнях-стержнях подумать, о том, как люди новую жизнь принимали, ее создавали, становились ее частью, на всех уровнях, от царя и бояр до холопов.

Невероятное было время, и наши предки свой шанс не упустили.

Виват, Россия!

7 из 10

22 ноября 2021

Сказка не имеющая ничего общего с историей Руси

Вообще, исторические фильмы тема сложная. Режиссеру и автору сценария (да и всей группе, даже включая актеров) надо изучать быт, исторические факты и события. Пользоваться реальными источниками. Художникам погружаться во все нюансы быта, костюма, причесок, хроник и документов. Все это требует средств и времени. Темой 18 века интересуюсь, как историк, последние лет 10. Говоря о 'Соборе', отмечу, если художники весьма неплохо постарались и нареканий не так много, то с режиссурой, сценарием, достоверностью исторических событий в сериале царит 'полный швах'.

Главного критического удара заслуживает прежде всего совершенно недостоверное изображение исторических событий, внешнее несходство Петра Первого (а чего с ростом-то 103 см?), Карла 12 (не ходил в походах в парике) и Меншикова (какой-то мордоворот, а не 'смазливый лицом и быстрый умом'). Но чтобы не быть голословным приведу несколько примеров. Из глобальных событий: битва при Нарве показана, как вообще непонятно что. Может режиссер пересмотрел в детстве каких-то советских фильмов про фашистов, но факты говорят за себя. Итак первое: была зима (битва состоялась в день с 30 ноября и в ночь на 1 декабря 1700г.) и немаловажную роль сыграла сильнейшая метель, дувшая в лица русским, (а не туман, как это показано в сериале), что полностью дезориентировала и ослепила наших солдат. Именно это и позволило шведом, мало того, что подойти вплотную к русским укреплениям, но и начать штурм, не выдавая реальной своей численности. Русские на военном совете отказались от плана Шереметева выйти в поле, полагая, что перед ними 30 тысячное войско, а не 10 тысяч солдат, с которыми в реальности переправился Карл, поэтому встречали врага с помощью укреплений. В итоге шведы прорвали укрепления в трех местах и в русской армии началась паника. Прозвучавшие крики 'Офицеры-немцы изменили!', привели к убийству всех офицеров иностранцев русскими солдатами, что еще более усугубило ситуацию. Второе: шведы никогда не ходили в 'психическую атаку' разрозненным образом, как показано в сериале 'Собор'. (тем более пешие шведские солдаты не ходили в ботфортах с отворотами, как это нам преподнесено создателями 'Собора' в паре кадров. Ботфорты носили исключительно конные солдаты и офицеры). К укреплению шли сомкнутым строем и лишь после общего залпа штурмовали позиции бегом. К чести, трех русских полков: Семеновского, Преображенского и Лефортовского (именно полков, а не взвода из 30 человек, как показано в сериале) они не подались общей паники, а отгородившись рогатками и обозами, стойко держали оборону. Потом Петр введет красные чулки в форму этих полков - 'Посколе сражались оне по колено в крови'. В-третьих: не шведы предложили русским капитуляцию, а князь Яков Долгорукий договорился о выходе трех полков со знаменами и оружием (кроме пушек). Шведам это было на руку: ночью, во время грабежа русского лагеря два шведских полка перепились и приняв своих же за русских принялись палить друг в друга, чем внесли еще большую неразбериху в общей катавасии.

Сама история главного героя высосана из пальца. За подобное вольное отношение с молодой боярыней, он через 10 минут сидел бы на колу посреди двора. Существование женской и мужской половины в боярских домах, делали невозможным все то, что нам показывают в фильме в отношениях дочери и отца, отца и девицы и т.д (бояре-вдовцы не держали девушек при себе для услуг, так как это считалось грехом, были молодые парни 'половые', кто обслуживал хозяев. Призвать девку в палаты — это на себя и на нее наложить клеймо прелюбодея.) Отсутствие знания быта и отношений сословий в Петровской Руси не оставила шансов режиссеру и сценаристу сделать хоть что-то отдаленно напоминающее ту эпоху, за которую они взялись. Разбойники 'Собора' вызвали смех.

Видимо, А. Бухаров из 'Слуги государева' до этого еще и послужил в команде Джека Воробья и подался, как был, в пиратском прикиде, в Россию к мужикам, что шалили по лесам. Это камень в огород костюмному цеху. Я все понимаю, мы все любим пиратов за их романтический вид, но в 1700 году, в России разбойники так 'по-пиратски' не одевались. Вообще все, что понапридумывали по передвижению и действиям главного героя не тянет даже на сказку. Это настолько недостоверно, нелепо и нереально, что просто горько. Очень грустно осознавать, что достоверность в кино уходит на дальний план. Продюсеры творят, что хотят. Формула 'зритель схавает и так' работает во всю. Наступила эра продюсерского кино, а ведь зачастую эти люди даже без профильного образования, весьма отдаленно понимающие, как такое кино делается, как оно должно готовиться. С эрой 'дилетанта' вас!

16 ноября 2021

То чего не было

Очень люблю исторические сериалы. В них отражаются все современные комплексы, которые мы экстраполируем на прошлое.

Холоп, влюбившийся в княжну. Ребята вы серьезно?

Перенести историю начала 18 века на современные реалии это круто. Этакая влюбленность выходца из Бутово или Бескудниково в обитательницу Рублевки.

Это прекрасно. Правда теперь на Рублевском шоссе в качестве холопов работают выходцы из Средней Азии, но ведь это не важно. Главное красивость выдумки.

И конечно дружба этого холопа с князем. Ну как же, у каждого крестьянина должен быть свой патрон. С которым они потом поменяются местами. Такая надуманная социальная лестница.

И этот отчаянный крик молодого князя 'Будет свобода'... Ребята вы серьезно?

Спасибо за отчаянную попытку описать невозможную историю современности в антураже трех вековой давности.

К слову, там в реальности царь сына казнил просто потому, что ему не очень хотелось, чтобы он оставался наследником. Ну а холопу из глубинки, конечно, все карты в руки, иди добивайся своей мечты. Правда мечтой у этого героя было скорее всего просто наестся досыта.

13 ноября 2021

Драма Собор на большом экране с 2021 года, его режиссером является Сергей Гинзбург. Кто снимался в кино, актерский состав: Александр Балуев, Алексей Бардуков, Александр Коршунов, Максим Аверин, Вера Плешанова, Вилен Бабичев, Марк-Малик Мурашкин, Юрий Жаравин, Александр Какуев, Иван Киренков, Юрий Скулябин, Александр Сетейкин, Никита Манец, Антон Кузнецов, Алексей Иванков.

Страна производства - Россия. Собор — получил среднюю зрительскую оценку от 6,9 до 7,1 балла из 10, что является вполне хорошим результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 16 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.