Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.1 |
IMDb | 7.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Параллельные матери |
английское название: |
Madres paralelas |
год: | 2021 |
страны: |
Испания,
Франция
|
слоган: | «New York Film Festival 59 Closing Night Selection» |
режиссер: | Педро Альмодовар |
сценарий: | Педро Альмодовар |
продюсеры: | Агустин Альмодовар, Эстер Гарсия, Сесар Пардиньяс, Диего Пахуэло, Барбара Пейро Асо |
видеооператор: | Хосе Луис Алькайне |
композитор: | Альберто Иглесиас |
художники: | Винсент Диас, Анчон Гомес, Алехандра Луасо, Паола Торрес |
монтаж: | Тереса Фонт |
жанры: | мелодрама, драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в России: | $171 250 |
Сборы в США: | $2 297 501 |
Мировые сборы: | $23 099 858 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 1 сентября 2021 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 2 ч 3 мин |
На самом деле, я не помню никакого другого фильма Педро Альмодовара, где настолько откровенно был бы представлен product placement. Пространство фильма утопает в фотоаппаратах Fujifilm и Сanon, герои пользуются продуктами Apple, а вода становится горячей только в бледно-розовом чайнике Smeg. Но всё-таки градус фильма создаёт сюжет.
Фильм «Параллельные матери» открывает Венецианский международный кинофестиваль 2021 года, а Пенелопа Крус получает номинацию на премию «Оскар» за лучшую женскую роль. Играет
она, действительно, прекрасно.
Знаменитая картина Малевича, которая уже появлялась в предыдущей работе Альмодовара «Человеческий голос», здесь оказывается в виде магнита на холодильнике и появляется в тот
момент, когда героиня Пенелопы Крус сообщает растерянному любовнику о своей беременности.
Этот фильм о женщинах и для женщин. О том, как удивительно по-разному выглядит первая встреча со своим ребенком для женщины и мужчины. Женщине достаётся боль, крик и кровь. А мужчина видит чистенького ребенка в мягкой пеленке. Тихого и сладко-пахнущего. Смотрит на него и начинает сомневаться в том, его ли это ребенок.
Если вы думаете, что теперь представляете о чём этот фильм, то вы ошибаетесь. Определить главный вектор фильма непросто, потому что довольно быстро в яркие краски современной Испании проникают тени прошлого и история начинает наполняться новыми событиями и людьми. Решая вопросы своей жизни, герои не перестают искать ответы на загадки прошлого. Одно поколение сменяет другое, но тайны семьи (и страны) требуют разгадки.
Альмодовар создаёт ещё один прекрасный фильм, необычный финал которого позволяет каждому зрителю сделать свои выводы. Для меня эта история о том, что прошлое не исчезает и не уходит, а становится частью хаотичного огня жизни.
11 октября 2023
Когда в 2013-ом году на экраны вышла пёстрая ироничная комедия 'Я очень возбуждён', то некоторые поспешили заявить, что классик мирового кинематографа и один из лучших испанских режиссёров за всю историю (а может и лучший) Педро Альмодовар уже не тот. Вернуться в свою колею и постараться реабилитироваться (если он вообще о таком думал) Альмодовар решил с лентой 'Джульетта' (2016). Но, несмотря на множество номинаций на престижные кинонаграды, оценки как критиков, так и зрителей оказались смешанными. Но всё вернуло на круги своя, когда главный автор нетленной классики европейского производства 'Всё о моей матери' (1999), 'Поговори с ней' (2002) и 'Возвращение' (2006), поставил в чём-то личную драму 'Боль и слава' (2019), где главную роль сыграл Антонио Бандерас, одну из лучших за последнее время, за что актёр был номинирован на 'Оскар'. А для драмы 'Параллельные матери', которая вышла на экраны в самом начале осени 2021-го года, Педро Альмодовар позвал одну из главных муз за всё время своего творчества - Пенелопе Круз. И актриса не подвела любимого режиссёра - она тоже стала номинанткой на 'Оскар'.
В основе сюжета 'Параллельных матерей' от самого Альмодовара лежит история знакомства двух совершенно непохожих друг на друга женщин - Джэнис (Круз) и Аны (Милена Смит). Джэнис уже не молода, а Ана ещё считается несовершеннолетней. У Джэнис уже обустроенная жизнь, она успешно работает фотографом и считается одним из лучших мастеров в своей профессии. Ана ещё ничего не видела в этой жизни, а с отцом и матерью у неё далеко не лучшие взаимоотношения. К тому же мать Аны - Тереса (Айтана Санчес-Хихон) - сейчас больше увлечена собой, ведь ей выпал шанс наконец-то заявить о себе как о талантливой актрисе. Судьба сводит Джэнис и Ану в палатах родильного дома, где они начинают дружить, а потом и рожают в один день. После того, как их выписывают, женщины обмениваются контактным данными, но на самом деле пути их расходятся. Каждая из главных героинь по-своему начинает новую жизнь после рождения малышек, но они ещё не знают, что судьба ещё раз их сведёт. И сведёт по совершенно непредсказуемой, но очень драматической причине, которая повлияет на каждую из них...
И снова остаётся только констатировать, что только Педро Альмодовар в своём исключительном авторском стиле способен раскрыть всю глубину драматургии в совершенно, на первый взгляд, обыденных ситуациях. Режиссёр и сценарист 'Параллельных матерей' умело жонглирует всеми нюансами своего сюжета, добавляя в нужный момент остроты и выразительности. Каждый персонаж, каждый диалог, каждое действие в 'Параллельных матерях' имеет своё значение, что делает картину объёмной, но при этом не переходящей рамки. Зритель всецело может ознакомиться с каждым персонажем фильма, чтобы составить для себя определённое мнение, а, между тем, не у каждого из них было достаточно экранного времени, но Альмодовар умеет проникать в зрительское сознание, создавая такие реалистичные и полные жизненного сока истории. Примером этого может служить сюжетная линия, связанная с Джэнис, которая хочет провести археологические раскопки. Вроде эта линия выпадает из общей концепции 'Параллельных матерей', но финал наглядно показывает нам всем философскую нюансировку, подводящую моральный вердикт идеи 'Параллельных матерей'.
Про Пенелопе Круз мы, естественно, ещё поговорим, но хотелось бы вначале упомянуть Милену Смит, сыгравшую Ану. По кинематографическим меркам у неё совсем ещё молодой возраст, поэтому её биография не заполнена многочисленными проектами. Но приглашение сниматься в одной из ведущих ролей у самого Педро Альмодовара - это шанс, за который надо цепляться всем, чем можно. И Милена Смит после череды короткометражек и ленты 'Преступить черту', где актриса снялась с Марио Касасом, вполне воспользовалась предоставленным шансом и сумела раскрыть всю драматическую подноготную своей героини. Очень хотелось бы, чтобы роль Аны стала импульсом к большой карьере для Милены Смит. Убедительно изобразили своих персонажей Айтана Санчес-Хихон, Исраэль Элехальде и Росси де Пальма, которые добавили разнообразия и чувственности, нерва и драматургии 'Параллельным матерям'. А Пенелопе Круз в последнее время выходит на какой-то новый непостижимый уровень. Её игра в 'Параллельных матерях' вызывает восхищение, она умело выдерживает баланс, вызывая самые искренние и волнующие эмоции. Заслуженная номинация на 'Оскар'!
Педро Альмодовар в который раз уже во всеуслышание заявил, что он - один из лучших действующих европейских режиссёров, который умеет смело снимать фильмы, где раскрывает необыкновенные жизненные события, которые чётко укладываются в рамки логики и реалий. Конечно, не обошлось без присущих Альмодовару тематик, но на самом деле в 'Параллельных матерях' это придаёт фильму изящности, сексапильности и романтики. И вряд ли кто-то кинет за упоминание гомосексуальной темы в Альмодовара камень - настолько утончённо это было введено в сюжет, соответствуя всему развитию действа. А прекрасная актёрская игра Пенелопе Круз и Милены Смит придёт ленте шарма и исключительности. Великолепная работа великого мастера...
9 из 10
2 августа 2022
Современное испанское кино уже не одно десятилетие во всем мире в первую очередь ассоциируется с именем Педро Альмодовара. Яркий и неповторимый стиль этого кинематографиста вместе с невероятно тонкими и сложносочиненными историями, препарирующими женскую психологию, стали знаковым явлением мирового кино.
Педро Альмодовар снял более 20 полнометражных фильмов. В 2019 г. на пороге своего 70-летия он снял полуавтобиографический фильм 'Боль и слава'. А в 2021 г. вернулся к традиционному для себя исследованию женской сущности с фильмом 'Параллельные матери'.
'Параллельные матери' - это история успешной независимой женщины-фотографа. Ей уже почти сорок лет, она встречает мужчину и вступает с ним в связь. Она беременеет и радостно решает родить ребенка для самой себя. Когда героиня попадает в родильное отделение, она знакомится с молодой девушкой. Та тоже забеременела случайно и вовсе не рада своему положению. Но обе они рожают. Обе обожают своих новорожденных детей и полностью посвящают себя материнским заботам. Пути этих параллельных матерей пересекутся и заставят полностью переоценить себя и изменить свою жизнь.
Главные роли блистательно исполнили Пенелопа Крус и Милена Смит. Фильм получил высокие рейтинги (7,1 в Кинопоиске и IMDB), восторженные отзывы критиков и многочисленные номинации кинопремий и фестивалей.
За свою роль в 'Параллельные матери' Пенелопа Крус получила приз в Венеции и номинацию на Оскар. Свою первую номинацию на Оскар актриса получила в 2006 г. за другой фильм Педро Альмодовара - 'Возвращение'. И то, что ее номинировали в этом году выглядит скорее как дежавю, чем признание ее особой работы в новом фильме.
Героиня Пенелопы Крус в 'Параллельные матери' - это некая альтернативная версия героини, которую она уже играла в 'Возвращении' и некоторых других фильмах Педро Альмодовара. Материнский образ в исполнении Пенелопы Крус действительно завораживает. Но... но все это мы уже видели. И не раз.
Педро Альмодовар очень долго удивлял, эпатировал и даже шокировал зрителей своими историями, раздвигающими границы представлений о мужчинах и женщинах. Он уже многократно и многогранно исследовал волнующие его темы взаимоотношений женщины и мужчины, женщины и ее ребенка, женщины и другой женщины, женщины и ее матери. Все, что он хотел и мог сказать, он уже сказал.
'Параллельные матери' все так же пленительны и увлекательны, как любой другой фильм режиссера. Но в нем нет новизны. Ни единой капли новизны.
Но все же 'Параллельные матери' очень важный и нужный фильм для сегодняшнего дня. Как ни странно, главная ценность ленты 'Параллельные матери' заключается в ее консервативности и возвращении к старомодным представлениям о том, что такое хорошо и что такое плохо. Культура последних десятилетий, как и творчество самого Педро Альмодовара, переполнены идеями, раздвигающими границы нормальности. Мужчина может любить мужчину, женщина может любить женщину, дети вовсе не обязательно должны быть родными, женщина может воспитывать ребенка одна. Семьи могут быть разными и все это нормально.
Своим новым фильмом Педро Альмодовар подтверждает 'Да, это нормально'. Но тут же в очередной раз отсылает зрителей к биологии, физиологии, истории и как-бы говорит 'Природу не обмануть, прошлое не изменить'. Мы можем сколько угодно отрицать то, что заложено в нас с рождения. Можем избегать воспоминаний о черных страницах своей биографии. Но законы жизни все расставят по своим местам. Естественный ход вещей всегда победит искусственно созданные конструкции. А чтобы ощущать себя счастливым нужно просто не сопротивляться и принимать жизнь такой, какая она есть. Хотя и эта идея вовсе не нова для творчества Педро Альмодовара и уже не раз была представлена в его фильмах...
28 апреля 2022
Педро Альмодовар в данной картине вернулся к своей, возможно, любимой теме - теме материнства. Однако в этот раз одним материнством он не обошёлся, 'Параллельные матери' - история также о более широких узах - не просто матери и ребёнка, но и о целой памяти поколений (что наверное идёт не совсем в плюс фильму, но об этом потом).
Джанис и Анна родили детей в один день. За время, проведённое в роддоме девушки подружились. Джанис очень хочет ребёнка и готовится стать матерью-одиночкой, ведь забеременела от любовника, у которого есть жена. Анна же не хочет рожать, ведь забеременела случайно. Спустя какое-то время после родов девушку вновь начинают общаться, при этом очень сблизившись. Но в какой-то момент Джанис, из-за слов любовника (того самого, который является отцом её дочери) начинает подозревать что-то неладное, после чего делает два теста на ДНК, дающие понять, что её дочь и дочь Анны перепутали в роддоме.
Казалось бы, ситуация, стандартно используемая в комедиях, однако Альмодовар делает из этого умелую драму, показывая устоявшиеся в канонах подобных историй клише в совсем ином свете. Разгоняет всё это режиссёр динамичным повествованием (по крайней мере до определённого момента), делающим картину бодрой. Живые диалоги и интересные персонажи отлично двигают сюжет вперёд, не выдавая ни одной лишней фразы.
На примере Джанис и Анны, Альмодовар передаёт одну из тем картины - любовь не определяется какими-либо факторами, это безмерное чувство, не подчиняющееся устоявшимся законам природы, в том числе и биологическим. '...пропорции условны, а границы размыты.' - так сказал один знаменитый персонаж, эта фраза наиболее точно раскрывает мысль, которую хотел донести режиссёр. В конце концов он действительно в этом смысле размыл все грани, оставив у героинь единственное, что имеет значение - материнскую любовь, выходящую за любые рамки.
Тем не менее, возвращаясь уже к заявленному в начале, надо сказать, что режиссёр слишком перегрузил ленту. Во-первых, ближе к концу он вводит абсолютно ненужную любовную линию, затягивающую повествование и местами превращающую фильм в какую-то сопливую историю, из-за чего теряется некое благородство его мысли. Во-вторых, сюжетная линия с раскопками, под конец выходящая на передний план, выглядит лишней, ещё более лишней нежели любовная. Я понимаю, что ей хотел сказать Альмодовар, но лично мне кажется, что растягивать историю до такого было не нужно, она выглядит более интересной и трогательной, будучи небольшой и компактной.
Дуэт Пенелопы Крус и Милены Смит радует глаз. Опытность Крус и энергия молодости Смит, смешиваясь на экране дарят отличные перформансы. И если Милена тут показала свой талант, то Пенелопа раскрыла будто по новому, воплотив как безумно любящую, так и запутавшуюся, сломленную женщину, пребывающую в отчаянии. За это Крус наградили в Венеции.
'Параллельные матери' стоящее кино, но наступающая в один момент перегруженность, вызванная желанием поместить ещё один смысл смазывает как сам фильм, так и впечатление от него.
8 из 10
16 апреля 2022
— Нужно смотреть в будущее, а не заниматься расковыриванием старых ран.
…
— Тебе пора осознать в какой стране ты живешь.
Именитый испанец буквально вернулся к корням: новая картина тяготеет к его классическим работам, как бы минуя череду недавних экспериментов вроде автобиографической «Боли и славы» и моноспектакля Тильды Суинтон «Человеческий голос». Женские судьбы, страсти, эксцентричная картинка — вроде бы привычная схема Альмодовара, но здесь традиционная мелодраматическая основа разбавляется гражданской лирикой. Так, классический для режиссера сюжет оказывается вписанным в исторический контекст.
Параллельный сюжет о травме 1930-х, нанесенной жертвам режима Франко и четырем поколениям после, уже успели пожурить за неровность, но я не увидела явных провисаний. Да, вторая половина фильма больше концентрируется на прошлом, чем на будущем, но история страны изящнейшим образом переплетается с воспоминаниями героев. В итоге частная, национальная и семейная линии сходятся в фигуре матери-одиночки, которую называют самой сложной ролью за всю карьеру Пенелопы Крус. Феномен женщин Альмодовара — «независимых, гордых и чутких, воплотивших идеи феминизма на экране задолго до того, как это слово начали произносить на каждом углу», — здесь находит иное воплощение, и к нему действительно приятно будет обращаться вновь и вновь.
Веду к тому, что тема наследственности и знания своих корней, поданная в форме притчи, всегда будет своевременной, а что до нравоучений, то иногда и они бывают полезными.
Для кого?
Для тех, кто не ленится искать ответы в прошлом.
8 из 10
17 марта 2022
Как всегда у Альмодовара, яркая и эмоциональная картина, но, к сожалению, разваливающаяся на куски.
Во-первых, две сюжетные линии - скажем так, археологическая и интимная, существуют в отрыве друг от друга. Вероятно, конечно, что режиссёр общей мыслью хотел донести до нас, что женщина является связующим звеном между прошлым и будущим, что только женщина - ввиду не только своей эмоциональности, но и того, что чаще остаётся в живых после войн - способна думать о прошлом и сохранять его и зачастую в одиночку воспитывать детей, думая о будущем.
Во-вторых, несмотря на мою, например, личную эмоциональную вовлечённость, сопереживание героям, я ощутил некие важные пробелы в повествовании (как, например, Дженис и Ана нашли общий язык после разлада), алогизмы (безразличие Аны к тому, что Дженис берет у нее мазок) и некоторую картонность диалогов (многочисленные за уши принятые сцены коротких встреч).
В-третьих, странная акцентуация на персонажах: мать Аны, Тереза, в первой половине картины достаточно активно участвует в сюжете, а потом просто исчезает, а героиня Росси де Пальмы вообще чисто формальная.
Складывается впечатление, что материал сырой, что, вероятно, сказалась спешка перед фестивалем, что картину можно было бы дожать. Между тем, хотя Альмодовар и задает приевшиеся вопросы о материнстве (что важнее - рождение или воспитание; нужно ли оставлять нежеланного ребенка), он пытается затронуть в своем творчестве не только экзистенциальные, но и национальные вопросы. Я думаю, что как попытка это неплохо.
19 февраля 2022
Альмодовар всегда был для меня режиссером женским и чисто для женщин. Избитые фразы, смыслы и жизненные коромысла, понятные только тем, кого почему-то принято считать слабым полом. Есть у меня версия, что в реальности вместо Альмодовара в его фильмах транслируются мысли близких ему женщин, прежде всего, горячо любимой мамы
'Параллельные матери' построены на плотно встроенной дихотомии. Дихотомии двух женщин, двух сюжетов, двух миров. Дихотомия через дуализм похожего - не новый прием. Мы видели ее миллион раз: от мрачных гравюр Дюрера до наивных фанфиков о Гарри Поттере. И все же ключевая мысль всего фильма - вообще не про женщин и про какое-то там противостояние. Это фильм о единственно возможном пути трансформации - через понимание любого даже самого не понимаемого.
Естественно в фильме нет мужчин. Есть один антрополог с не особо запоминающейся ролью - исключительно вспомогательный элемент. И хоть этот фильм про женщин, тут напрочь исключена любая фемповестка. Вместо нее средиземноморская реалия, такой слегка законсервированный мир традиций. Да, на материале далеко не самой отсталой в плане модных гендерных свобод и всего остального Испании. Но он не так плох, он работает как пресловутая линза Барлоу, рассеивая свет.
'Параллельные матери' - это, к сожалению, фильм одной актрисы. Пенелопа Крус тут играет с пылкостью, настолько не выраженной с культовой для нее 'Вики Кристины Барселоны'. Она и ритмика фильма, и его фата-моргана. Ну ладно, еще и гарантия маркетингового успеха. Крус - моя фаворитка среди номинантов на мартовский 'Оскар'.
Я уже сказал, что всегда считал Альмодовара - режиссером-подкаблучником. Не надо забывать, что он к тому же и 'маменькин сыночек', тот самый мальчик-зайчик, чью бабочку на шею до самой старости уютно наглаживает старушка-мама. Бесконечный и (уж признаемся) единственный источник истины. Постарайтесь найти у Альмодовара фильм не про маму. Я поискал, быстро расстроился и бросил глупую затею.
Образ матери в фильме выцарапан не только в названии. Есть мать-одиночка, сделавшая ребенка после алко-кутежа. Прощена? Да, нежданный ребенок быстро становится главным смыслом. Есть мать-одиночка с успешной карьерой, но все равно способная на любую жертву. Прощена? Да, она - супергерой в системе координат Альмодовара. А есть третья - театральная актриса, воспринимающая едва дышащий сверток как обузу. Таким Альмодовар мстит. Таких клеймит. Плавит раскаленным киноязыком. Будьте уверены, этот старикан вообще не раскаивается.
Но Альмодовар снимает про Испанию. Про довольно классическую сюжетную Европу. Поэтому фильм зрителям в России не покажется глубоким. Не покажется слишком уж проблемным.
Почему? Отчасти (лишь в какой-то мере!) Россия - пространство умирающего института семьи. И кризис идентичности тут ни при чем.
А еще 'Параллельные матери' - это, конечно, фильм о памяти. Примерно половину хронометража мы отвлекаемся от основного сюжета (а там всего лишь перепутали детей в роддоме) и пытаемся разобраться в сложных вопросах последствий Гражданской войны в Испании. Франко, фалангисты, коммуна и карлисты. Пенелопа Крус очень уж хочет по-человечески похоронить своего прадеда, расстрелянного случайным врагом и брошенного в братскую утерянную могилу.
Даже не буду тут рассуждать о судьбе условного 'Мемориала' (все всё понимают). И заткну сам себя трюизмом, которые любили повторять седовласые преподы на моем горячо любимом истфаке МГУ - 'борьба за будущее начинается с борьбы за прошлое'. Понимаешь эту банальщину в кризисные моменты, а вот бороться начинаешь только в сытые.
И еще раз. Фильм очень комфортный. Вот тебе кости, вот тебе подмена ребенка, вот тебе смерть ребенка. Все подается именно в такой тональности. Без истерик и с попыткой разобраться в любой проблеме. Европа. Нам не сойтись, говорят другие. Ну или просто нужно подождать, говорят еще одни другие. Правда по вопросу 'сколько' прогнозы сильно разнятся.
Наконец. Альмодовар всегда наводит меня мысль. Может стоит все-таки начать запоминать историю не по королям и художникам, а по их матерям, женам и дочкам? Смысла ровно столько же, а вот с причинно-следственными связями все станет сразу понятно.
13 февраля 2022
Наверное, я больше не пойду смотреть новые фильмы Педро Альмодовара.
'Параллельные матери'... Все очень красиво. Бедные живут наряднее наших богатых. На няню нет, а одеты с обложки. Квартиры набиты произведениями искусства. Немыслимо красивые женщины страдают в невероятно красивых интерьерах. Конечно же, происходит один случай из миллиона – в испанском роддоме перепутали младенцев. С одним из младенцев происходит другой случай, у которого в природе та же частота. Затем стройные как модели актрисы бесконечно готовят блюда с картошкой и литрами льют туда масло. Ну ладно, иногда сбрызгивают вином. Режут морковь в этот раз, не томаты. Спасибо и на том. Имеет место секс между представителями разных и одинаковых гендерных идентичностей. В обоих случаях в майках и под одеялами. Без подробностей и особых страстей. Видимо, сразу готовятся к прокату в самолетах на дальних рейсах. И ведь из фильма в фильм все ждешь, что снова, как прежде, эта пышная пошлость оживет благодаря энергии режиссера, его поэтике. Нет. Вялое, скучное кино, ничего общего с автором фильмов 'Все о моей матери', 'Поговори с ней', 'Закон желания', хотя темы и образы вроде те же. Пенелопа уже бабушкой станет скоро, а декорации и обстоятельства такие же: изнасиловали, подменили, не любили, пожарили, поплакали, простили, оплакали, полюбили.
И вот еще что. В 'Параллельных матерях' есть попытка очень масштабного высказывания: так же важно похоронить своих расстрелянных предков, узнать их имена, проститься с ними, как и назвать своим именем, вернуть родной матери живого или мертвого, но ее младенца. Эта мысль важная, а в России, где к памяти несправедливо осужденных в разные годы относятся без уважения, важная вдвойне. Но черт возьми, чтобы женить такие важные идеи с китчевой мелодрамой нужна, видимо, энергия, которой у Альмодовара больше нет. Фильмы выходят у него то лучше, то хуже, но все кажутся – да, профессионально сделанным, но – лишь напоминанием об ушедшем величии большого мастера.
Грустно.
13 февраля 2022
Девятиминутные овации в Венеции: Роман у Пенелопы и Альмодовара длится целую жизнь. В красно-зелёных тонах бушуют страсти: внебрачный ребёнок у мужика с (естественно!!) умирающей от рака женой, тесты на отцовство, тесты на материнство, объединенные сверхзадачей: локализовать кости бабушки.
Даже если вы просто идете мимо экрана без звука, фильм Альмодовара легко можно узнать по работе костюмера: героиня в красном пальто на фоне зелёных стен будет заливать печаль коньяком, а если глотать таблетки-то исключительно в зелёных штанах на фоне красной лампы. Даже ночные кошмары им будут сниться на зелёных подушкам под обязательным красным одеялом.
«Женский режиссер» знаменит любовью к красивым лицам, крупным предметам и мощным формам, а его площадки выглядят как миланские мебельные салоны.
В глазах его актрис можно утонуть, но также можно погрязнуть и в их нерешаемых проблемах. Альмодовар предлагает решить эту задачу нам: одна не понятно чья дочь, одна запутавшаяся школьница и одна, хватающаяся за последние яйцеклетки, сорокалетняя Пенелопа. Внимание, вопрос: кто отец ребенка? Хотя, если уж совсем точно, кто его мать?
Но не так он линеен, как может показаться на первый взгляд, и даже если кажется, что он ленится, все равно его фильмы не винегрет, а «Наполеон». Немного драмы, немного ностальгии, немного вина и очень много любви, которая и удерживает все это вместе.
11 февраля 2022
«Параллельные матери» Педро Альмодовара производят настолько сильное впечатление, что его сложно разложить на составные части: что воспринимается головой, что сердцем, а что только в их тандеме. Испанский режиссер вновь говорит о том, что мир и искусство невозможно расчленить, а любое препарирование – это разрушение целостности живой жизненной плоти.
Параллельные матери фильма Дженис (Пенелопа Крус) и Ана (Милена Смит) встречаются в роддоме, обе рожают впервые, обе матери-одиночки, обе рожают девочек. Дальше их судьбы вопреки законом евклидовой геометрии будут сближаться и в конце концов пересекутся. В этом фильме мы вновь оказываемся в царстве женщин, и две главные героини рифмуются с другими матерями этой истории: матерью Аны Тересой (Айтана Санчес-Хихон), матерью и бабушкой Дженис. Это мир, в котором быть матерью-одиночкой становится традицией не только для семьи Дженис, но и вообще для современного общества, потому что мужчины постоянно воюют, погибают или просто уходят, их расстреливают и хоронят в безымянных могилах на обочинах дорог. Альмодовар бережно эксгумирует тела отцов и возвращает им имена, восстанавливая гармонию жизни вслед за Дженис, которая с упорством дочери ищет тело своего прадеда – самого близкого ей родственника по мужской линии, связь с которым она сохраняет и через профессию.
Возможно, именно поэтому последние кадры фильма – это не только логическое завершение страстей и перипетий сюжета, но и его главный эмоциональный акцент. Найти могилу самого родного тебе человека, но кого ты никого не знал, - это вернуть его себе на мгновение, восстановить те пустот, что оставляют в судьбе вечные мужские игры, это не бояться рожать сыновей.
Осознание отцовства для испанского художника, прославившегося исследованием материнства, становится тем мотивом, который встраивает «Параллельных матерей» в метатекст альмодоварских фильмов, в созданную им женскую вселенную. Отцы, которых ищут их дети, и отцы, чьи сыновья и дочери родиться не успели, медленно проступают очертаниями в «Параллельных матерях», и последний кадр – это беззвучный крик отчаяния, о том, что мужская игра продолжается.
Второй сюжет фильма – о массовых захоронениях и исторический памяти – вплетается в историю взаимоотношений Дженис и Аны и придает фильму не только политический сюжет – он превращает картину в историческое высказывание, раскрывая межпоколенческую травму испанского общества. Но ХХ век для всего мир был настолько сложным, что референсы на собственные травмы и на неизжитую боль в этом фильме найдет любой житель планеты.
Для испанской культуры коллективная травма Гражданской войны ярко персонифицирована – она воплощается в образе Федерико Гарсиа Лорки, с поиском места захоронения которого у многих ассоциируются и современные общественные дискуссии вокруг закона об исторической памяти. Именно поэтому в «Параллельных матерях» отсылок к образу расстрелянного поэта больше, чем в любом другом фильме Альмодовара: помимо ассоциаций с безымянным захоронением здесь еще и постоянные отсылки к Гранаде – родному городу Лорки, который не сумел уберечь его от ареста. И самый яркий референс – введение в ткань фильма текста пьесы «Донья Росита, девица, или Язык цветов», который произносит со сцены Тереса.
Мы словно наблюдаем за диалогом двух великих испанских художников, во многом определяющих образ своей культуры для остального мира, и он расширяет смысловое пространство фильма «Параллельные матери». И этот диалог оттеняет высокую лирическую ноту картины. Педро Альмодовару удавалось быть лиричным даже в гротеске, нагромождении жанров и постмодернистской игре, он умел дойти до поэтической сердцевины истории и именно ее подарить зрителю как главное впечатление. Но в «Параллельных матерях» поэтичность особого рода – она уже не прячется ни за чем. И эта незамутненная поэзия жизни – итог прожитых семидесяти двух лет (почти пятьдесят из них – в кино) жизни прекрасного человека из Ла-Манчи.
10 февраля 2022
Разговор о связи поколений, о материнстве, взаимопонимании и непредательстве Альмодовар ведёт ещё в 'Всё о моей матери', в «Возвращении». Восхищение тем, какими сильными сделала нежных и ранимых женщин современная жизнь, пронизывает каждый его фильм.
И теперь Пенелопа Круз с высоты своего возраста и жизненного опыта, который она много лет накапливала в тесной связке с Альмадоваром, озвучивает главный вопрос фильма к зрителю: насколько ты взрослый, чтобы понять, какую роль играет память о своём роде, о предках для становления тебя, как преданность этой памяти делает тебя матерью, другом, любимой, человеком.
Всё, что сказано выше звучит выспренно по сравнению с тем, как незаметно это делает режиссёр, оборачивая мелодраматичную по сути историю двух матерей в обложку семейного фотоальбома. Кажущаяся простота, начиная с нарочито прямого названия фильма, отвлекает зрителя «младых ногтей», пеленает европейским лесбийским искусом, ослепляет глянцевостью поз, обстановки, интерьеров. Дженис – фотограф, для которой всё это должно было стать жизнью, - богатой, успешной и притягательной. Работать для обложек журналов, создавать бренды – равносильно самой принадлежать этому.
Быть избалованной богатой жизнью и в определённый момент сделать свой выбор. Для одной из героинь – осознанный, для другой – нет. Каждая будет пожинать плоды и черпать потом из этого жизненного опыта силы для совершения Поступков, оценивать которые нам – зрителям, тем самым тоже делать свой выбор.
«Да, нет, другое» - отвечает на вопросы всё без исключения женское «население» фильма (это ж Альмадовар!): мать Аны – быть актрисой или матерью, Ана – оставить ли «такого» ребёнка, иметь ли исключительное право на ребёнка, Дженис – пройти сквозь уверенность и обрести сомнения, пройти сквозь сомнения и потерять самое драгоценное, потерять и найти жизнь через смерть. Параллельно мужчины делают свой выбор. И этот выбор симметричен или он создаст линии, обречённые никогда больше не пересечься.
Можно ли ворошить могилы? Нужно ли копаться в прошлом? На могилах, смертях и рвущих душу воспоминаниях и решениях возможно будущее? Дженис произнесёт ключевые слова: «Ты ещё маленькая, чтобы понимать», из чего можно взять силы и мужество, способность говорить правду и следовать ей, даже если это страшно тяжело.
И больше не прозвучит ни одной надрывной фразы, вместо них будут мелодраматические страсти, сверх актуальные постельные сцены и другие мелочи (фаланга, берцовая кость), которые на совсем небольшой момент времени обретут плоть, чтобы показаться /показать тем, кто над ними, что нет высоты лет, опыта, прогресса, глянца, богатства, а есть только желание или нежелание понять, простить, помнить, знать того, кто рядом или далеко. Можно жить и в одном времени, но быть параллельным и не пересекаться нигде, ни в дружбе, ни в материнстве, ни в любви, ни в Вечности.
9 февраля 2022
Новый фильм Альмадовара как всегда о женщинах, как всегда с Пенелопой Круз. Режиссер не изменяет традициям, 'Параллельные матери' следуют всем заветам режиссера - солнечная Испания, красный цвет, нервозная героиня. Жаль, что со временем в фильмах все меньше яркого, самобытного юмора (смешные моменты есть, но в них не чувствуется былой задор).
В фильме две сюжетные линии - непосредственно о материнстве и о поисках отца главной героини, которые по мере развития сюжета пересекаются и срастаются в одну, главную - тему семьи. Семьи во всех ее проявлениях - памяти, жертвенности, чувственности, искренности -как самого важного во все времена.
И в общих чертах фильм удался - это, безусловно, не главный фильм режиссера, но его приятно смотреть. На мой взгляд, будь теме отца главной героини уделено больше времени, получилось бы еще лучше, цельнее. И побольше Росси де Пальмы.
8 февраля 2022
Знаменитый испанский кинохулиган Педро Альмодовар всегда любил мелодраматические сюжеты и открыто издевался над патриархальными устоями, что не только приносило ему заслуженные мировые кинопремии, но и рождало на свет яркие, эмоциональные и глубокие человеческие истории. Однако его новая работа, «Параллельные матери», очень хорошо иллюстрирует губительное влияние тенденциозности на искусство, когда и без того феминоцентричный режиссер вдруг решает втиснуться в новомодные манифестационные рамки, играя по заданным правилам и моментально превращает свою фирменную страстную искренность и естественность в банальное и надуманно-слезливое мыло.
Рассказывая историю двух женщин, обиженных представителями мужского пола с непременной оглядкой на MeToo, Альмодовар внезапно начинает мямлить и демонстрирует, что ему, собственно, нечего сказать, кроме облачения главной героини в футболку с надписью «мы все должны быть феминистками», внезапного гомосексуального романа «от безвыходности», бесконечных тестов ДНК и еще более обильных слез и объятий с сантиментами. С самого начала он пытается сделать кино сложнее, чем оно кажется на самом деле при помощи сюжетной линии относительно важности генетической памяти, но это выглядит как-то неубедительно, особенно в надрывном и достаточно пафосном финале, резко диссонирующим с показанными ранее событиями сериального уровня.
Нет спору, Педро умеет преподносить повседневность и быт так, что смотреть его картины ничуть не скучно – кадр сочен и красив, нарратив приятен, исполнительницы ведущих ролей играют превосходно. Ведь именно Альмодовар смог показать миру, насколько Пенелопа Крус прекрасна, как актриса, в отличие от едва не утопившего её поначалу Голливуда – и «Параллельные матери» снова держатся исключительно на её хрупких плечах. Но даже Пе не в силах справиться с откровенно слабым материалом единолично: уже к середине актриса заметно устает, поскольку играть ей приходится одно и то же, включая слезы, охи-вздохи и ласки с партнерами обоих полов и от этого переживания Джанис становятся вымученными. Вдобавок Альмодовар преподносит все без своего фирменного огонька, предпочитая пресную рутину, особенно это касается лесби-романа, в котором героини лишь скучно спорят, кто с кем встречался, бросая прочие дежурные реплики, отчего пара кажется еще зануднее любой традиционной ячейки общества, находящейся пару десятков лет в браке. И уж тем более странен заключительный переход от столь квелого и малосодержательного мелодраматизма к пафосно-обобщающему финалу, пытающемуся подвести клубок мыльных страстей к сложносочиненной притче о том, что все мы – дети прежде всего своей страны и не надо об этом забывать.
7 февраля 2022
Вчера мне посчастливилось побывать на предпоказе фильма Педро Альмодовара «Параллельные матери», хотелось бы поделиться впечатлениями о данной ленте. Предупреждаю на берегу: спойлеры будут, без них никак. Сразу оговорюсь, что не являюсь знатоком жанра и экспертом киноработ этого режиссера. Таким образом, данная рецензия написана исключительно на основании впечатлений о фильме, а не в результате глубокого анализа всей фильмографии Альмодовара.
Общее впечатление:
Фильм оставил положительные впечатления, несмотря на ряд нюансов, которые смутили и оставили в недоумении. Структура фильма напоминает матрешку, которая раскрывается от большей к меньшей через три основные составляющие: «родина» - «семья» - «женщина». Основной акцент режиссер делает на женском начале этих составляющих: женщина - хранительница памяти о погибших за родину; женщина - хранительница семьи и домашнего очага; женщина - мать. Кроме того, что образ женщины рассматривается не только в функциональной плоскости через её деятельность и предназначение, но и во временной плоскости – через её взаимодействие со старшим и младшим поколением. Поразительно то, что Альмодовар, которого называют enfant terrible, очень точно отразил широкий эмоциональный спектр состояний современной женщины, при этом максимально исключив из сюжета мужчин. Далее о том, как данный подход отразился на сюжете фильма.
Сюжет:
О чем, собственно, фильм «Параллельные матери» можно прочитать в превью. Но что раскрывается за этим коротким описанием? Перипетии судьбы нескольких испанских женщин в разных поколениях:
1. Тереза: мать несовершеннолетней беременной девочки. Она всю жизнь мечтала о признании и главных ролях в театре. Мечтала настолько сильно, что пожертвовала семейным счастьем во имя карьерных амбиций;
2, Ана: несовершеннолетняя девочка, которая не была по-настоящему любима и нужна своим родителям, и которая забеременела в результате шантажа и изнасилования со стороны трех парней из школы. В результате ошибки в роддоме получила ребенка другой женщины и с трудом перенесла его смерть вследствие СВДС. Стала няней собственного ребенка;
3. Дженис: успешная фотограф среднего возраста, случайно забеременевшая от женатого археолога, при этом искренне желавшая стать матерью. В роддоме получила ребенка Аны вместо своего. Была вынуждена отказаться от любимого ребенка после раскрытия правды о подмене.
Несмотря на всю разницу между судьбами женщин, оказывается, что их действительно многое объединяет: одиночество, боль, необходимость быть сильными и идти вперед при любых обстоятельствах. Меня до глубины души зацепил момент, когда Дженис рассказывает Ане о том, что её родной ребенок жив, и она готова его отдать. Невероятная сила женщины, её жертвы и её роли в жизни ребенка были отражены поразительно точно. Также очень тронул сердце монолог Дженис о ценности памяти о прошлом, в котором она рассказывает молодой Ане, почему важно помнить своих предков и их историю, сохранять их могилы, передавать воспоминания молодому поколению. Это все более или менее понятно. Мне был совершенно непонятен лесбийский секс Аны и Дженис в середине фильма в контексте их «дружбы»: напомнило чеховское ружье без контекста и дальнейшего развития. Думаю, это дань нынешней голливудской моде на толерантность. Или стеб режиссера со званием «испорченный ребенок». Или его попытка проверить, не заснул ли зритель в середине ленты.
Актеры/герои:
Говорят, что роль Дженис - это бенефис неподражаемой Пенелопы Крус, и закончится он для неё Оскаром. Вполне вероятно. После «Вики Кристина Барселона» мне казалось, что прыгнуть выше нельзя. Помните накал эмоций и страстей Марии Елены? Уууух! Но Пенелопа взяла новую высоту: эмоции её героини в фильме составляют полный и законченный спектр от счастливой радости материнства до отказа от любимого ребенка и новой беременности; от любви к работе до любви к семье и возврат к успешной карьере. Несмотря на цикличность происходящих в жизни Дженис изменений её выбор и приоритеты не являются спонтанными, её не штормит от одного решения к другому. Дженис подстраивается под изменения в жизни, пытаясь оседлать волну. Иногда её накрывает с головой, но она возвращается из глубины и начинает сначала. Актерская игра Крус выше всяких похвал. Ближе к концу фильма я рыдала вместе с её героиней. И еще с половиной кинозала.
Что же касается второй главной героини Аны и актрисы, её сыгравшей, Милены Смит, мне показалось, что чего-то не хватает. Интересная задумка, но образ не раскрыт. Были сцены, заслуживающие внимания: Ана, которая подслушивает разговор родителей о том, что она никому из них не нужна; Ана, которая рассказывает Дженис о смерти своего ребенка. Были сцены откровенно топорные: Ана выстригается и выкрашивается в стиле Кристен Стюарт и залезает в постель к своей подруге/работодательнице/временной матери её ребенка; Ана, которая спокойно рассказывает об эмоциональной травме из-за её изнасилования со стороны друзей её парня. Хотелось эмоционального накала, конфликта, хотелось увидеть эмоциональный рост. Но что-то не сложилось.
Росси де Пальма, бессменная муза режиссера, выступила в эпизодической роли подруги и начальницы Дженис. Хотя сцен с её участием было мало, Елена в её исполнении оказалась правдоподобной и запоминающейся: она оказывается поддержку, помогает, сопровождает, разделяет проблемы. В какой-то момент мне так и хотелось закричать на весь кинозал: «Дженис! Кому ты, твою мать, звонишь там?! Звони Елене! Она все решит!». Нет, не закричала, сдержалась. Но порыв был, за что режиссеру отдельное спасибо.
В отношении мужских ролей и персонажей сказать можно немного, так как их, во-первых, немного, а во-вторых, они сознательно отодвинуты на второй план. Возможно, для мужчин фильм покажется исключительно феминистическим. И возможно, они окажутся правы.
Музыкальное сопровождение:
О музыке не нужно говорить, музыку нужно чувствовать. Никогда ранее не сталкивалась с произведениями Альберто Инглесиаса, но после просмотра «Параллельные матери» убедилась, что его 3 номинации на Оскар за саундтреки к другим фильмам Альмодовара абсолютно оправданы. Четвертая номинация близко.
Фон:
Удивительно, как во всех фильмах Альмодовара окружающая персонажей обстановка добавляет уюта, особой теплой и семейной атмосферы. Столько нюансов и деталей создают настроение фильму: яркие цвета интерьеров и посуды с отсылкой к Гауди; теплые кардиганы главных героинь, их подушки и пледы, добавляющие чего-то домашнего и знакомого. Платья Дженис – выше всякий похвал: героине они подошли и по возрасту и по фигуре. Сейчас это редкость.
Таким образом, в качестве короткого вывода: рекомендую фильм к просмотру томным зимним вечером, когда хочется подумать и пострадать. И порыдать тоже хочется, но повод найти сложно. Фильм Педро Альмодовара «Параллельные матери» даст пищу для размышлений.
3 февраля 2022
Альмодовар, пожалуй, единственный режиссер, так тонко чувствующий женщин и так пламенно воспевающий оных в любых проявлениях и ипостасях: будь то мать или дочь, жена или любовница, святая или падшая, юная или повидавшая свое, молодая или обрамленная морщинами, чувственно-пылкая или ригидная, полная невероятных надежд или искореженная обыденной реальностью, веселая или грустная, наивная прелестница или умудренная гранд-дама. На протяжении четырех десятков лет испанский Пигмалион не перестает с кипучей режиссерской энергией и страстью переизобретать свою Галатею, придавая ей все новые формы и образы, вкладывая непрерывно трансформирующиеся с годами смыслы и ощущение жизни.
Эту занимательную одиссею с Альмодоваром совершает, бесспорно, его главная муза- невероятная в своей актерской экспрессивности Пенелопа Крус, на протяжении 8-ми совместных работ прошедшая путь от неопытной и растерянной сестры Розы, нечаянно забеременевшей от «блудного» отца, («Все о моей матери») до самодостаточного и профессионального фотографа, так же застигнутой врасплох неожиданной беременностью. Круг замкнулся. Пенелопа заслуженно получила за столь мощную и пронзительную драматическую роль на последнем Венецианском кинофестивале «Кубок Вольпи» за лучшую женскую роль.
Успешная фотограф Джанис и напуганный подросток Ана (прекрасный актерский перформанс очаровательной Милены Смит) знакомятся в родильной палате. Между женщинами, по-разному относящимися к своей незапланированной беременности, зарождается сильная эмоциональная связь. И пока матери будут растить своих детей, время, обстоятельства и дружба изменят их.
«ПМ»- классический Альмодовар, не растерявший навыков в гармоничном сочетании мыльнооперной фабульной гиперболизации и проникновенной эмоциональности высокой драматургии. Действие картины традиционно втиснуто в рамки театральной условности, замкнутое пространство четырёхстенья большую часть повествования удерживает кипучую событийную энергетику в пределах тройки локаций, расцвеченных фирменными всполохами ярко-красного и зеленого.
Лишь под конец история вырывается за пределы тесных городских квартир, выплёскиваясь на просторы испанской провинции: так замысел режиссера неожиданно перетекает из частного к тревожащему общему, взывая к исторической памяти, без которой не возможно отрефлексировать настоящее. И это удивительным образом роднит картину легендарного испанца с нашей действительностью- такой же страной «параллельных матерей», где не одно поколение было воспитано матерями, бабушками и сёстрами, а вот с трагическим прошлым у нас всё намного сложнее: ужасающая в своей нелепой глупости, неадекватности и преступности недавняя история с ликвидацией «Мемориала», внесенное Минюстом в реестр НКО-иностранных агентов, в очередной раз ярко иллюстрирует пугающую мысль о рьяном нежелании понять, переосмыслить, перепрожить и принять своё нелицеприятное прошлое. До тех пор мы будем все так же слепо и глупо барахтаться в противоречиво-мрачном настоящем.
Вердикт: Кулик хвалит это болото!
2 февраля 2022
В новую картину 'Параллельные матери' Педро Альмодовар в очередной раз пригласил на главную роль свою музу - Пенелопу Крус. Как и в предыдущих фильмах режиссера, Пенелопа и здесь играет роль сильной независимой женщины, способной справиться с любой проблемой. Надо признать, такие роли очень ей идут, и Альмодовар умеет это передать на экране, полностью притягивая внимание зрителей.
Сюжет фильма логически разделен на две составляющие: основную- материнство двух женщин, и второстепенную - поиск захоронений времен гражданской войны в Испании. И если за основной составляющей наблюдать интересно, то второстепенная линия показалась мне лишней и затягивающей хронометраж.
В основе фильма жизнь двух героинь: Дженис (в исполнении Пенелопы Крус) и Аны (Милена Смит). Они знакомятся в роддоме, когда им вот-вот предстоит родить.
Дженис около 40 лет, она успешно реализовала себя в качестве фотографа и ждет ребенка от любимого мужчины, т.е. ребенок желанный.
Ана же, наоборот испытывает волнения по поводу предстоящего материнства. И ее можно понять: несовершеннолетняя девушка, кто отец ребенка неизвестно, да и собственным родителям Аны до нее нет дела.
После рождения дочек, Дженис и Ана живут своими жизнями, не пересекаясь, до одного очень значимого события. С этого момента, их судьбы вновь переплетаются, и зрители вместе в персонажами погружаются в сильные эмоции: тревогу, отчаяние, страх. Наверное, женщинам-матерям этот фильм будет особенно трудно, но тем не менее интересно смотреть, ибо материнский инстинкт в фильме показан поразительно.
Конечно же, во-многом фильм держит в фокусе за счет потрясающей игры Пенелопы Крус, которая очень тонко смогла передать гамму материнских эмоций. Остальные актеры также хорошо справились, но все же находились в тени Пенелопы.
В целом 'Параллельные матери' достаточно хорошая работа. Хотя до предыдущих работ Альмодовара фильм, конечно, не дотягивает из-за некоей непроработанности сюжета и лишних деталей, но тем не менее смотреть его интересно, и плюс это еще одна прекрасная роль в копилке Пенелопы Крус.
7 из 10
26 января 2022
Это невероятно чудесный фильм. Необыкновенный. Это – Киноакадемия ФИЛОСОФИИ и КИНОДИЗАЙНА от АЛЬМОДОВАРА.
У этого режиссёра 23 полнометражных фильма. Для меня это его 5-й шедевр:
- Живая плоть (Carne tr?mula) 1997
- Поговори с ней (Hable con ella) 2002
- Возвращение (Volver) 2006
- Кожа, в которой я живу (La piel que habito) 2011
И вот теперь ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ МАТЕРИ (Madres paralelas) 2021
И что-то БОЖЕСТВЕННОЕ подаёт сигнал, что в этом кино режиссёр поднялся над облаками.
В КИНО, как и во всяком другом искусстве – литературе, живописи, театре и проч. – всё всегда строится на конфликте. Как неотъемлемом элементе жизни человека. И реакция на конфликт передаёт эмоции, поведение и характер персонажей, которые и привлекают зрителя.
Тот, кто придумывает истории, просто из кожи лезет вон, чтобы как можно ярче придумать конфликт, как можно безумнее сфантазировать отражение реакции на него своих героев, чтобы привлечь внимание зрителя. Это система приёмов, которую использует рассказчик. Чтобы лучше продавалось.
Героя не плохо бы ещё пропустить через полосу препятствий, ‘сквозь строй’, не важно – реальный или психологический – чтобы виражи покруче, чтобы следы от ударов на теле или душе – покровавей, а уровни прохождения посложней.
А вот рассказать историю без конфликта, без взлётов и падений и без нажатия на болевые точки, и просто передать красоту мира – да так, чтобы зрителя/читателя не оторвать от произведения – это заоблачный пилотаж!
Ну, вот, действительно, кому будет интересен обыкновенный водитель автобуса, который просто крутит баранку и свою башку в городе, в котором ничего не происходит? Вот если бы вдруг авария! Да вдребезги! С перевёртыванием! Да все, кто мог, вдруг ринулись спасать! Да ещё себя в первую голову! А наш водитель бросился бы спасать других – вот это сюжет! И топливо вдруг капает, и рядом огонь, и взрыв возможен в любую секунду – вот это интрига с саспенсом.
А если вдруг это обычный водитель, но у него фамилия ПАТЕРСОН, и он последний романтик и складывает стихи для своей жены из всего, что видит вокруг! И встречает поэтов повсюду и красоту. Вообще без конфликта! Да если ещё рассказчик ДЖАРМУШ! Это за облаками.
Или если пара неприметных монахов живёт в плавучей хижине на горном озере. А смена времён года наполняет их души энергией. ВЕСНА, ЛЕТО, ОСЕНЬ, ЗИМА И СНОВА ВЕСНА. А жизнь – это желание, а желание – это страдание, а страдание можно прекратить – избавившись от желания. И это аскетизм. Да если рассказчик КИМ КИ ДУК. То есть показать историю не через конфликт, а через гармонию и красоту мира. Это за облаками.
Так же и Альмодовар. Рассказывает нам историю гармонии человеческих отношений. И заставляет задуматься над смыслом окружающей действительности. А это есть ФИЛОСОФИЯ.
И то, какими красками показывает нам историю Альмодовар – за облаками. За облаками эмоций и кинодизайна.
Первые минуты фильма герои на экране разговаривают. Они разговаривают о серьёзных вещах, а я ловлю себя на мысли, как режиссёр меня притягивает к этим героям. Как их симпатия друг к другу действует и на меня. И я проникаюсь симпатией к ним.
Как чередует он их разговор на разных планах и в разных локациях. Работают и крупные, и средние, и дальние планы. И проход героев сквозь арку. Это всё разные кадры одного разговора. А сшиты невидимыми стежками, как будто бы одним кадром снято.
Ритм монтажа великолепен, каждый кадр подхватывается другим. Можно метроном включать и ритм визуальной картинки на экране будет точным.
И, конечно, дизайн.
Альмодовару в каждом кадре важна колористика. Если на героине тёмно-бордовая кофточка, то кофемашина в кадре тоже будет тёмно-бордовой. И в этом же кадре, если у героя водолазка коричневая, то кирпичная стена, на фоне которой происходит диалог, будет коричневой.
Если в экстерьере на главной героине тёмно-бордовое пальто, то и отделка фасада Школы Бальных Танцев, мимо которой идут герои, будет тёмно-бордовой. И на среднем плане прохода героев через арку в далеке будут работать створки окон тёмно-бордового цвета. Даже если все остальные окна в доме белые.
В интерьере квартиры главной героини, если в кадре будет надета тёмно-бордовая кофточка, то и кухонные фасады будут тёмно-бордовыми. Если красная – поддержка элементов интерьера будет красная. Если мятно-бирюзовая, то покраска стен в кадре будет мятно-бирюзовая.
Если три полоски костюмчика ADIDAS у второй героини ярко-красные, то рамки фотографий на стене будут ярко-красные. На фоне коричневой земли жилетка главного героя конечно будет коричневой.
Это не просто прихоть Альмодовара. Это его стиль. Во-первых, это красиво. И это гармония. А во-вторых, и в главных, психологическое воздействие цвета на человека уже доказано.
Разноцветные леденцы монпансье или шоколадные конфетки M&M’s заставляют выделять больше слюны. Заявленные пятна красного цвета побуждают к жизнеутверждению, проявление волевого характера. Да и концентрация внимания – не последнее дело в кинематографе. В создании образов.
Образ, который создал СПИЛБЕРГ в СПИСКЕ ШИНДЛЕРА считается гениальной режиссёрской находкой. Если вы помните появление девочки в красном пальто в краковском гетто! Цветовая концентрация внимания не последнее дело не только в кинематографе.
Например, американская хард-рок-группа Van Halen в середине перечня своих условий и требований к организаторам концертов требовала тарелку разноцветных шоколадных конфеток M&M’s на столе. Но без коричневого цвета конфеток. В противном случае музыканты не выйдут на сцену.
Блажь, подумает любой не искушённый обыватель. Не блажь! Van Halen на все выступления таскали десяток грузовиков сложного оборудования сцены. И однажды некачественно закреплённая балка чуть не убила кого-то из персонала. То есть плохо были прочитаны условия технических требований к прочности.
Тогда музыканты внесли в свой райдер разноцветные конфетки. Не сложно купить несколько пачек этих армейских конфеток и убрать драже коричневого цвета. А если они видят в тарелке M&M’s присутствие конфеток коричневого цвета – это значит организаторы концерта недобросовестно прочитали и все остальные пункты, и технические требования. И надо заставить всё перепроверить. Это цветовой капкан для концентрации внимания.
Возможно, Альмодовар использует цветовую колористику, чтобы зритель слюни начал пускать от вожделения? Кто знает?
А уж как играют все актёры у Альмодовара – даже на восемнадцатых ролях бабушки! Не говоря уже о Пенелопе Круз. И Хавьеру Бардему найден достойный заменитель – Исраэль Элехальде. Очень симпатичный и возбуждающий актёр.
Альмодовар в этом фильме поднялся над облаками в показе красоты человека и его взаимоотношений!
Чтоб мне всю жизнь отдыхать в здравницах Крыма и требовать долива пива после отстоя пены!
10 из 10
20 декабря 2021
Мама - первое слово, главное слово
В каждой судьбе.
Мама жизнь подарила, мир подарила
Мне и тебе
Две дамы знакомятся в роддоме. Обе - 'вот-вот'. И жизнь их на ближайшие годы, тесно переплетается. Всё. Всё? Почти.
Магия этого кино - присутствие Пенелопы Крус. Мега Звезда в свои 47 лет выглядит шикарно, обворожительно. Она в каждом кадре. Она в каждой сцене. Почти. Дарит нам себя, очаровывает, восхищает. Осанка, фигура - дай Бог каждому. Лицо - без признаков старения, дурноты, утомлённости. Глаз не оторвать - это про неё нынешнюю. Хороша. Очень даже хороша. Игра в 'дочки-матери' - беспроигрышной партией актрисы в нынешнем кино. Чуть-чуть нахмуриться, чуть-чуть улыбнуться, чуть-чуть задуматься, чуть-чуть... и всё в порядке. Всё вновь в порядке. Под обаяние чёрных глаз попало и Венецианское жюри на кинофестивале нынешнего года. Приз за лучшую женскую роль - конечно же ей. Заслужила.
А если 'изъять' Мадонну из этой фильмы? Что останется? Кто останется? Если на её место призвать менее глянцевое лицо? Насколько прочен фундамент самого творения? Увы, весь этот сентиментальный пазл разрушится до основания. По одному щелчку. В минуту. Вся 'подтанцовка', вся 'массовка' второсортна, без изысков, откровенно скучна. Самостоятельность - нулевая. Диапазон частот - в шумах примы. Что дитя-подросток, родами озадачившая всех, что матушка её на излёте лет ищущая себя, что горе отец-любовник от женщины к женщине мечущийся... Бледные тени. Фанерные персоны. Картонность их, так очевидна. Зацепиться в них - не за что. 'Ни рожи, ни кожи', - говорят русские? Это, несколько грубовато, конечно. А вот, к примеру - 'ни уму, ни сердцу' - как раз в точку. Проходимцы.
Да, перед нами сентиментальное кино. Я бы даже сказал - 'топорное', без изюминки, без изыска. Сценарий у Педро Альмодавара, написанный Педро Альмодаваром, сырой. Оттого то и режиссёру Педру Альмодавару не с кого спросить за подкинутую халтуру. Ну, разве что с того самого Педро Альмодавара... - ты чего написал старик ныне? Опять за своё... Как к 'кину' отнесётся женская аудитория от 30+? Зрелая, критично мыслящая. История ведь тут достаточно проста, а интрига где две мамы с двумя детьми зрителю преподнесены изначально, угадывается без ясновидения. Глупцом нужно быть, дабы не понять очевидности. Проникнутся ли ею массы? Возможно. Но ведь это, опять же таки, благодаря титулованной испанской актрисе, с 2016 года на протяжении последних шести лет пополняющую личную копилку призами статуэток или с завидным постоянством выдвигающуюся на их соискание.
Драма? Наверное. Но где бессонные ночи? Где рыдания малышей с зубной болью, коликами в животике, грудным молоком, смесями, пелёнками, памперсами и так далее и так далее. Отчего фильм не раскрашен материнским страданием за чадо? Он вообще выстроен по принципу: мать-кукушка; мать-видеонаблюдатель; мать-соседка... Чему тут сопереживать? Так, 'вершки' без 'корешков'. Поверхностно.
Упрочением шаткой конструкции сценария, на мой взгляд, выглядит и перенос на тему 'испанской реакции' 30-40-х годов прошлого века. Всё аврально. Всё стремительно. Как будто бы для режиссёра отпущенное время тает, а успеть втиснуть хочется ещё и это... Не растревожило, не взволновало.
Педро Альмодавару 72 года. Многовато? Исписался ли мэтр? 'Издумался' ли? Похоже на то. 'Боль и слава'(2019) была также скучна, так же бледна 'вчера' как 'Параллельные матери' сейчас. Драматургия - тоска и грусть. А украсили тогда сценарий Педро Альмодавара, режиссёра Педро Альмодавара, сопродюсера Педро Альмодавара нынешняя 'жемчужина' - Пенелопа Крус и знаковый Антонио Бандерас. 'Дети' Педро Альмодавара спасают в старости 'отца'. Благодарят за путёвки в жизнь выписанные в своё время модным режиссёром. Но тонет, тонет древняя шхуна... Да, кому-то из публики даже удалось замылить глаза. Кто-то в привдыхе, не разбираясь, заглатывает, будучи рьяным фанатом пироги автора 'Свяжи меня'(1989), 'Кика'(1993), 'Живая плоть'(1997), 'Всё о моей матери'(1999)..., но время неумолимо. Неумолимо даже к великим.
5 из 10
21 ноября 2021