Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7 |
IMDb | 7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Главная роль |
английское название: |
Competencia oficial |
год: | 2021 |
страны: |
Испания,
Аргентина
|
слоган: | «Poner el arte a competir es atroz.» |
режиссеры: | Мариано Кон, Гастон Дюпра |
сценаристы: | Андрес Дюпра, Мариано Кон, Гастон Дюпра |
продюсеры: | Хауме Роурес, Ева Гарридо, Карлес Монтьель, Вероника Мурта, Антонио Бандерас, Пенелопа Крус, Хавьер Мендес, Мариса Фернандес Арментерос, Хосе Д’Амато, Лаура Фернандес Эспесо, Jimena Hernandez, Оскар Мартинес, Хуан Пабло Миллер, Javier Pons |
видеооператор: | Арнау Вальс Коломер |
композитор: | Эдуардо Крус |
художники: | Ален Байне, Сара Нативидад, Клаудия Гонсалес Карбонелл, Паула Сантос Санторум, Сол Сабан, Ванда Моралес |
монтаж: | Альберто дель Кампо |
жанры: | комедия, драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в России: | $980 267 |
Сборы в США: | $593 790 |
Мировые сборы: | $4 732 405 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 4 сентября 2021 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 55 мин |
Много читок, есть прогоны, начало съёмок. На самом деле перед написанием рецензии, ещё в процессе просмотра фильма или сериала, у меня тоже начинаются мысленные читки и прогоны будущей рецензии, да. Кинорецензионные репетиции - наше всё.
Да, я, как и многие, мечтал сниматься в кино, куда меня не взяли (то есть они там даже не знали о моих мечтах: я всегда думал, что раз ты мечтаешь, то мечты как бы сами реализуются, автоматом). Я даже зашёл как-то очень давно на известную киностудию (сейчас она уже, конечно, не такая известная) с логотипом с медным всадником, но набор даже в массовку там был отменён почему-то... зато в итоге даже был там на экскурсии когда-то. Ну, все, кого не взяли на роль, как водится, коротают жизнь потом, критикуя кино... вслух, про себя или в рецензиях. Вот так я и поступаю. А кино пришлось самому снимать и выкладывать видосики в соцсеть, как это блоггеры делают. Ну да, с одной стороны, блогерство куда веселее: сам себе режиссёр, сам себе актер, сам выбираешь место и время, можешь снимать всё, что хочешь. Хотя не факт, что это будут смотреть по итогу, но некоторым и это не важно. Сам процесс куда занимательней зачастую, чем всё остальное. Некоторые актеры и актрисы, как я узнал, даже собственные фильмы/сериалы не смотрят. Даже режиссеры такие попадаются, то есть они смотрят отснятый материал, монтируют даже, оценивают готовый фильм/сериал, а потом благополучно после проката забывают о своём детище... и не возвращаются к нему (столько киносирот нынче, даже слёзы наворачиваются). Для кого-то это просто работа, просто бизнес. Хотя некоторые так детей и воспитывают, давая всё необходимое до совершеннолетия, а потом: на все четыре стороны извольте прогуляться по миру.
В нашем фильме идёт подготовка к съемкам кино, большого вроде. Есть подбор актёров, то есть условный подбор. Мы сразу почти их видим, этих актеров. Они вроде уже известные, поэтому их и взяли на роль. Вот! Мне надо было сначала стать известным, а потом уже идти сниматься в кино! Эврика! Оранжевая, ты же меня теперь знаешь и можешь взять! Ну, это не важно сейчас, потом перетрём. Мы же видим, как актеры читают сценарий, производят, так называемую читку, то есть задолго до съемок реальных актерская группа собирается, чтобы прочитать весь сценарий так, как это звучало бы при реальной съемке, чтобы во время реальных съемок не тратить время на поиск нужной интонации, нужных эмоций и т.п. То есть читки - это условные репетиции разговорной речи в основном, чтобы всё устаканить, чтобы никто не путался нигде. В нашем случае они координируются, конечно, режиссером. И она - женщина, а они - мужчины.
Два красных рака в кинобокале режиссерского вина. Они сыграют в реальности то, что планировали на экране.
В оригинале фильм переводится как Официальное соревнование.
Из сети:
В свой 80-летний юбилей Умберто Суарес, стареющий мультимиллионер, задается вопросом о своем наследии и подумывает о финансировании строительства моста. Вместо этого он решает профинансировать фильм, чтобы люди с любовью смотрели на его наследие. Режиссером он выбирает лауреата Золотой пальмовой ветви Лолу Куэвас, а сценарий адаптирован из романа Соперничество, получившего Нобелевскую премию, о человеке, который не может простить своего брата за убийство их родителей в результате вождения в нетрезвом виде. Двух братьев сыграют известный театральный актер Иван Торрес и знаменитый актер Феликс Риверо; Иван - актер-метод, который тщательно подготовил прошлое своего персонажа, в то время как Феликс - более популярный голливудский актер, который считает методы Ивана бессмысленными.
Теперь понятно, почему у нас по сюжету и по названию подразумевается состязание, соревнование актерского таланта и обычной, можно сказать, мачо-харизмы. В целом мне это кино напомнило чем-то типичное произведение Вуди Аллена, только у нас нет фактически никакой романтики, хотя и присутствует немного сексуальная тематика.
На самом деле читка сценарная в кинопроизводстве - одна из самых скучных стадий (я много доков об этом смотрел - и все они скучные в эти моменты). Там нет съемок для большого кино, если только для документального фильма о кино. Там актеры и актрисы даже полноценно в образ не входят, то есть и одеваются так, как в обычной жизни, им не наносят грим и т.п. - скука смертная, короче, даже сами актеры умирают от неё, поэтому стараются даже над самыми трагичными сценами хоть немного шутить, как правило, чтобы рассмешить коллег и поднять настроение посреди многочасовой работы читательской. И сделать из этого, из такого процесса целый художественный фильм - это, конечно, работёнка. И, естественно, без иронии такое не снять - никто смотреть не будет. Вот и у нас ироничный фильм, хотя и не смешной в привычном плане/смысле.
В нашем случае режиссерша делает из киномачо и кинодраматурга актеров. То есть они что-то умеют, но их знания одновременно им и мешают. И она лишает их как бы, экстравагантно лишает излишней спеси актерской. Оранжевая, как настоящий режиссёр или дирижёр для кинорецензентов тоже лишает нас многого, обрезает, чтобы мы как киновиноградные лозы давали больше плода, то есть рецензий, каждый в своё время.
Ну как вам? Снялся я в этой рецензии? Стал её главным актером, даже двумя актёрами разных ипостасей, плюс и режиссёром по совместительству? Поставьте мне оскаровый Да! Или предайте забвению Нет. Хотя ещё сначала своё разрешительное зелёное или красное стоп-слово поставит режиссёр КП.
14 марта 2024
Жизнь смеётся над теми, кто оскорбляется
от несправедливости — поскольку вместо
действий, они выбрали скудное зрелище,
в котором сами же играют главную роль.
Фильм не однозначный. В комментариях два противоположных мнения: большинством голосов – тоска и немногие, кто оценивают фильм «не для всех». Знакомая не понаслышке с процессом съёмок, согласна, что монотонность и скука присутствуют и у зрителя, глядящего на репетиции и затем на съёмки и пересъёмки сюжета – оправдана. Актёры трудятся в поте лица раз, за разом шлифуя интонацию, жест, выражение лица соответственно поставленной задачи по воплощению образа, каким видит его не актёр, а режиссёр.
Здесь задача чуть легче тем, что заказчик фильма не вмешивается в процесс съёмок, что осложнило бы репетиции и съёмки в разы. Но и без того постороннему зрителю, «не поймавшему волну», скучно и монотонно. Всем хочется результата, а здесь показан процесс. Экшен, в конце фильма, будто выстрел с глушителем. Не верится, а когда всё же понимаешь случившееся, то. .. вот оно зерно задумки - алчность и тщеславия, кои уже изначально невзначай или намеренно высказаны в процессе общения между актёрами и режиссёром.
Цитата: 'Я далеко не впервые работаю с идиотами'.
Впечатлила игра Пенелопы Крус. Полюбила актрису за роль в фильме «Голова в облаках». И вот фантастическое перевоплощение. На одном вздохе она держала роль, и не хотелось отрываться от её свежего облика, выдержанной и вместе с тем импульсивной грации. Лишь чёрные темного шоколада, умные глаза были её - изумительной, талантливейшей актрисы всех времён и народов. Мужчины... старались. Они достоверно передали нам все муки репетиций, что говорит о несомненном таланте обоих актёров из разных миров.
13 января 2024
Концепция фильма весьма интригующая. Пожилой магнат желает оставить след в истории и снять лучший фильм. Для этого нанимает лучшего режиссера, которая решает нанять лучших актеров, при этом для придания особой пикантности картине решает нанять самого успешного коммерческого актера и лучшего академического.
Ну вау же! Сколько всего можно было выжать из такого синопсиса как в жанре классической драмы, так и комедии. Представьте себе – в Кристофера Нолана бросают деньгами чтобы он снял лучший фильм в истории и на главные роли он нанимает Хуакина Феникса и Дуэйна скалу Джонсона. Сколько всего можно было выжать из такой экспозиции?
Но получилось что-то непонятное. С формальной точки зрения, все компоненты фильма работают, результат смотрибельный, вопросов нет. Но от изначального потенциала не осталось ничего.
Какая разница между топовым коммерческим и академическим актерами? Судя по фильму никакой.
Актерская игра обоих на одинаково высоком уровне. Оба ноют как маленькие девочки, но беспрекословно следуют всем прихотям режиссера. С какой целью режиссер решила нанять противоположностей - не понятно т. к. требует совершенно одно и тоже и получает одинаковый результат.
Почему вспыхивает конфликт между актерами тоже категорически не понятно. 1,5 часа зрителю демонстрируют, как их одинаково мариновали по всем пунктам, и тут вдруг один как истеричка заявляет: «А вот он мне не нравится! Я категорически против!». Что тебе не нравится? Почему ты против? Сценаристу и режиссеру не хватило 1,5 часов камерного повествования чтобы раскрыть преамбулу конфликта, который явно задумывался костяком повествования? Непонятно…
В итоге имеем пример фильма, в основу которого планировалась «глубокая» идея, но в силу каких-то причин на нее не смогли натянуть грамотное оформление и получилась картина, которая пытается выглядеть в глубокую философию, но является легким попсовым контентом.
7 из 10
27 сентября 2023
Сама идея картины довольна занятна, ибо это фильм о фильме, съемки которого вот вот должны начаться. Ну и компания здесь собралась.. Миллионер, не любящий читать и уже не знающий, как бы еще отлить себя в бронзе. Два актера. Один - тщеславный, надменный хлыщ-нарцисс, другой - излишне принципиальный позер. А режиссер - вообще полоумная деваха с непонятной секс ориентацией, небритыми подмышками и экстремальными творческими решениями.
И, хотя по-испански фильм скорее называется «официальное соперничество», а не «главная роль», смысл один. Двое актеров соревнуются, кто же талантливее, и самолюбование тут зашкаливает. Они напоминают то ли двух бодающихся лосей (а в русскоязычном переводе это слово упоминается), то ли петухов, то ли попугаев, то ли павлинов, сошедшихся в битве за самку, и не забывающих распустить свои хвосты. Как женщина, режиссер Лола их вряд ли интересует. Им важно, кого же она предпочтет в профессиональном плане. Обе роли (двух братьев) в снимающемся кино главные, но один из актеров все же постоянно стремится быть главнее другого, и эта борьба не на шутку забавляет, что несомненно является плюсом фильма и приятной неожиданностью. В ходе репетиций они все же переходят некоторую грань, которую должна была предусмотреть режиссер, но она, увы, была занята только своими творческими метаниями. Удивительно, что в этом кинопроцессе каждый занят только самим собой, наивно надеясь, что из апогея индивидуализма может получиться некоторое удобоваримое целое, что и деньги отобьет, и вознесет их на вершину кинематографического Олимпа. Какое великое заблуждение, являющееся квинтэссенцией самоуверенности! Первоисточник максимально трагичен, и актерам не мешало бы абстрагироваться от своих амбиций и стремиться к тому, чтобы сыграть максимально близко к книге, то есть оригиналу, но где уж нам уж.. В своем постоянном стремлении выделиться они забывают, что является их первоначальной задачей.
Лично мне до просмотра казалось, что фильм будет довольно занудным. Как и шведский «Квадрат», «Главная роль» проходится по самому современному искусству в целом, высмеивая претенциозность, которой грешат его создатели, и постоянные, не всегда удачные, попытки зрителей с чем-то идею этого искусства увязать. Думаю, данные попытки проистекают из нахождения зрителя в некоем тупике, когда он не состоянии понять, что же своим искусством хотели сказать создатели, поскольку искусство это странно и не подлежит категоризации или разложению по полочкам.
Что позабавило: не знала, что испанцы, оказывается, такие националисты, что не любят аргентинцев. Это все равно, что англичанам не любить своих потомков австралийцев. Но это уже совсем другая история!
8 из 10
17 сентября 2022
Пенелопа Крус смотрит прямо на вас с ничего не выражающим лицом. Может, в нём есть какой-то вызов или своеобразное заигрывание. Может быть. Ни её роскошная шевелюра, ни голова не помещаются в кадре. Можно пересчитать все веснушки и разглядеть поры на её гладкой коже. Она спокойно дышит, и вы в превосходном качестве можете услышать каждый её отдельный вдох и выдох. Начинаете обращать внимание как задышали точно так же. Вы ненадолго синхронизируетесь с актрисой, находя это несколько неловким. Кажется, что это будет длиться вечно, как и сказала Пенелопа Крус. Но тут она выдыхает с облегчением, а на её лице появляется весьма сдержанная улыбка, затем — финальные титры. То, что начиналось как предсмертные «чтоб все знали» престарелого капиталиста, заканчивается как нечто трансцендентное и претенциозное, а может игривое и ироничное.
Начиная от тщеславных богачей и заканчивая утончёнными интеллектуалами, все здесь получают по шапке. Первые — за абсолютный эгоизм и бездушность, вторые — за сокрытие своих пороков и излишнюю дотошность. Весь фильм кажется, что кто-то из двух актёров перевешивает в идеологическом плане, но редко одна сторона удерживает пальму морального первенства дольше, чем пару уходящих мгновений. Сначала кажется, что герой Бандераса в одну калитку проигрывает концептуальному Оскару Мартинесу, но уже через минуту вы будете открещиваться от каких-либо симпатий в его сторону и лишь насмехаться над его забитостью и лицемерием. Не сказать, что такое противостояние принципиально разных актёрских школ выглядит прям глубоко прописанным конфликтом, но сохранить бытовой интерес кино здесь способно. Относительно динамично, без чрезмерной фальши или реализма. «Главная роль», можно сказать, обо всём и ни о чём одновременно. Впрочем, чего ещё ожидать от фильма-сатиры на кинопроизводство в целом? Оно достаточно декларативно, и не погружается в детали.
В потоке экстремального асмр, откровенной лжи, выдающихся перформансов, чудаковатых концептуальных экспериментов и танцев из Тик-Тока варится режиссёрка картины, почти безукоризненно сыгранная Пенелопой Крус. Она, как человек, который делает что-либо не для того, чтобы все знали, как наш престарелый продюсер, а для того, чтобы проникнуть в суть проблематики, знает об искусстве не понаслышке и имеет специфический подход к своему ремеслу. Точнее, как раз к искусству у неё самый правдивый и правильный подход, но в этой карусели капитала, кинофестивальных наград и баллов критиков она выглядит как-будто не от мира сего.
Нет желания лезть в эту вереницу смыслов и метафор, не хочется применять фильм к самому себе, неохота погружаться в рекурсию... Хотя всё это наверняка можно сделать, независимо от того, что там задумали авторы. Есть лишь порыв констатировать сильную развязку, которая бьёт вполне ожидаемым громом среди ясного неба, примерно как в «Бассейне» (или же «Большом всплеске»). А уже в конце идёт какое-то шизофазическое действие с непонятными интенциями — гештальт закрыт. В итоге довольны (почти) все: престарелый миллиардер, режиссёрка, зритель, пресса. Даже несмотря на то, что задача максимум не была выполнена — кино всё-таки закончилось именно титрами. Но, кажется, никто и не против.
7 из 10
31 августа 2022
У каждого человека есть ген непредсказуемости, как говорят, что ярко демонстрирует трагикомедия «Главная роль» от аргентинских режиссеров Гастона Дюпра и Мариано Кона.
Звездный актерский состав. Пенелопа Крус в роли сумасбродной и талантливой режиссерки многообещающего фильма. Антонио Бандерас с Оскаром Мартинесом играют актеров, участвующих в съемках, а иногда пользующихся своим даром и в жизни. Явные намеки на типажи актерских образов Бандераса и Мартиннеса, такие автокарикатуры на самих себя, исполненные с явным удовольствием.
Кино про кино, с главными каламбурами кинопроизводства, мемами и проекциями. Здесь вам и эксклюзивные приемы режиссера ввести актера в нужное эмоциональное состояние, и эгоцентричные выверты актерской природы, а еще про читки и чуткие щупальца психологической игры, перетекающей со съемочной площадки в киношную историю и обратно.
Смешно, саркастично, изобретательно и эмоционально. Особенно для тех, кто знает кинопроизводство не понаслышке.
Фильм 2021 года вышел в прокат на наших экранах и ждет любителей интеллектуального юмора и хорошей актерской игры.
26 августа 2022
Когда далёкий от мира искусства миллиардер решает спонсировать фильм, то выбирает всё лучшее — книгу Нобелевского лауреата, модную режиссёршу (Крус), секс-символа (Бандерас) и драматического актёра (Мартинес). Кажется, что с такими ингредиентами картина должна получиться гениальной, но эго и разные взгляды героев на жизнь и творчество приводят к соперничеству и напряжению на съёмочной площадке.
Фильм смотреть интересно из-за традиционных для испанского кино многократных поворотов сюжета и сочного визуала (чего стоят одни интерьеры и эксцентричные наряды героини!). Жанр драмеди подразумевает хороший неглупый юмор, при этом кино не пустое, при желании есть о чём задуматься и что обсудить после просмотра. А ещё вдохновляют яркие и эмоциональные герои в исполнении вечно молодых Крус и Бандероса.
Интересно и живо.
7 из 10
22 августа 2022
СОПЕРНИЧЕСТВО
«Главная роль» ( «Competencia official») реж.М.Кон, Г.Дюпра
В оригинале фильм называется «Официальный конкурс». Если к этому добавить, что роман, который экранизируют герои фильма, носит название «Соперничество», а предыдущая картина режиссера Гастона Дюпра – «Шедевр», то нельзя не заметить: заменив название, российские прокатчики разорвали смысловую цепочку и переставили акценты. Впрочем, «Competencia official» из числа тех произведений, которым жонглирование смыслами только к лицу. Мартинес Кон и Гастон Дюпра – умельцы по части бесконечных подмен: ложь оборачивается правдой, истины не существует вовсе, чепуха определяет важнейшие поступки, фундаментальные убеждения на поверку- только поза и декларация.
На поверхности «Официальный конкурс»- кино про кино. Про то, из какого сора растут стихи, не ведая стыда. Мусора много. Во-первых, своим рождением кинокартина «Соперничество» обязана экзистенциальной тоске 80-летнего мультимиллиардера. Достигшему всего, ему, по выражению поэта « хочется пе…- то ли песен, а то ли печенья». Испанскому фармацевтическому магнату тоже хочется неясно чего, но что бы обессмертило его имя- то ли мост построить, то ли киношедевр снять. По логике большого капитала, равно как и глобального жизненного официального конкурса с острым соперничеством за успех, в конкурентноспособный продукт вкладывается лучшее. В основе- роман- лауреат то ли Пулитцеровской, то ли Нобелевской премии. Режиссер- обладатель «Золотой пальмовой ветви» сильная и независимая Лола Куэвас. В ролях двух главных героев: братьев- соперников, «суперзвезды»- герой гламурных обложек Феликс Риверо и театральный гуру, интеллектуал арт-хаусник Иван Торрес. Взяв на роли Лолы- Пенелопу Крус, Феликса Риверо- Антонио Бандераса, а Ивана Торреса- Оскара Мартинеса, аргентинские режиссеры начинают тонкую самопародийную игру- не других обличаем, про себя снимаем.
Каждый - на гребне славы и успеха. Каждый - заложник того образа, в котором он существует. Каждый должен свою успешность подтверждать. Лола, наводя тень на плетень, требуя по 50 раз произнести служебную фразу «Доброй ночи» с разными интонациями или для психологической правдивости, сажая актеров для репетиции под многотонный камень. В арсенале также тезы, которые ничего не значат, но производят впечатление глубокой и выстраданной мысли: «Нравиться может только понятное, а непонятное – не может. Но среди непонятного- очень много важного». Иван и Феликс- экватор и полюс. Один- витальный, легкий дурак, обладающий животной органикой, обласканный поклонницами и наградами. Второй- сумрачный аргентинский гений, погруженный в глубины психологизма, носящий груз этической и нравственной ответственности за Большое Искусство. Построив этот треугольник, режиссеры просто наслаждаются неизбежным комическим эффектом от столкновения таких разных мировоззрений, объединенных общей работой. Но недолго. Тексты ролей быстро переплетаются с личными репликами- и вот уже неясно где кончается игра и начинается правда.
Неотделимость правды от лжи, позиции от позерства, игры от реальности- это у испанского кино в крови. Помните, как буржуазное семейство у Бунюэля неожиданно оказывается не театральной сцене перед полным зрительным залом? И кто может уверенно сказать, чем завершилась «Кармен» Карлоса Сауры: реальным убийством или имитацией? А альмодоваровские карнавалы с их постоянным переодеванием с лица на изнанку? Искусство и жизнь - это второй слой «Официального конкурса». Что было раньше: экстравагантная Лола намеренно запустила конфликт позиций между Иваном и Феликсом, чтобы достичь экранного эффекта? Или актеры так вжились в образы, что и за пределами репетиций выйти из них уже не могут? Слов много, но они ничего не значат. Слова, как камуфляж для сути. А есть ли суть ?
Перед началом репетиций Иван расскажет об упражнении, которое он проводит со своими студентами. Смысл его в том, чтобы в полной тишине и одиночестве громко позвать самого себя по имени. Иван утверждает: это помогает ему понять себя и свое внутреннее состояние. Поиронизировав над этим доморощенным методом поиска себя, тем не менее и Лола, и Феликс в тишине и одиночестве будут звать себя по имени, подбирать себе характеристики, стучаться к самим себе со страшной силой, но выяснится, что достучаться до небес проще, чем до себя. Кажется, что на небесах кто-то есть, а вот есть ли кто-то живой в тебе самом ?
Оболочка вместо сути. Жестокий метод Лолы: связав своих актеров, она на их глазах отправляет в уничтожитель все их награды: статуэтки «Золотых раковин», кубка Вольпи, премии Гойя. Феликс, у которого перечень не такой внушительный, приносит модель награды, которую ему вручили дети с ограниченными возможностями. Она тоже будет в хлам расплющена железным молохом. Неполиткорректно- на первый взгляд. На второй – неполиткорректно было бы не уничтожить, ведь фактом своей гибели вместе с главными европейскими наградами, детская статуэтка с ними уравнивается. А во-вторых, такого рода награды- это тоже поза, только поза замещения тех, кто мечтает об «Оскарах», а получает инвалидные сувениры. Это тоже официальный конкурс «Жизнь». И Соперничество здесь бывает и в иезуитских формах. Лола так же отправит в механический барабан свою «Пальмовую ветвь». Для чего? Чтобы освободиться от амбиций и гордыни ? Нет. Для того, чтобы получить новую.
Изобразительное решение фильма таково, что наводит на мысль: Мартинес Кон и Гастон Дюпра, почувствовав, что фабула фильма может быть истолкована как пародия на состояние современного кинематографа, композиционно решили намекнуть на то, что перед нами картина не современная, а утопическая. Судя по всему, действие фильма отнесено в недалекое будущее. Огромные хайтековские пространства, в которых происходит действия картины, практически, пусты. Несколько людских фигур теряются в безграничных воздушных массах, которые где-то далеко замыкаются стеклом или серебристым металлом. Люди, творцы с их битвой за Победу, будучи Соперниками в Официальном конкурсе оказываются очень маленькими, несоразмерными этим суперсовременным декорациям жизни. Правда, у кинематографистов есть камера, которая может приблизить лицо, глаза, эмоции. Было бы что приближать. Никакой уверенности в том, что эти глаза не врут, нет. И нет у этого Соперничества в Официальном конкурсе ни начала, ни конца.
Сделав фильм о том, что успех случаен, кино снять нельзя в принципе, Мартинес Кон и Гастон Дюпра опровергли свои же выводы. Фильм они сняли. Причем, фильм, который даже чужое переименование сумел сделать частью своего замысла.
4 августа 2022
Безнадёжно пустой фильм.
Почти 70-80 его процентов – это по сути актёрские мастер-классы (в унылых помещениях). Были бы к тому хоть какие сюжет-интрига или хотя бы реальный конфликт (творческий, любовный, финансовый) – нет, ничего подобного. Были бы у персонажей – мотивации, раскрывающиеся образы, собственные личные (интересно поданные) истории – нет, такое в этом фильме также отсутствует.
А что там есть? – ну, персонажи, которые вводятся в сюжет (и вываливаются оттуда) внезапно и без каких бы то ни было подводок. Скажем, родственница миллионера нужна была только для сцены смачных поцелуев, да? А сам миллионер? Он вообще продюсер или как? Под его «финансовым руководством» режиссёрка и актёры творят какой-то беспредел – а ему всё равно? С таким отношением к деньгам – какой же он бизнесмен-то? Нелогично.
Впрочем, логике тут вообще взяться неоткуда. Персонажи ни друг с другом, ни с окружающей средой практически не взаимодействуют.
Что там есть ещё? – ну, допустим, сатира на пред-продакшн. Только это всё очень далеко от реального пред-продакшна. Сколько людей в съёмочной группе? Режиссёрка, её ассистентка, два (основных) актёра, актриса в двух эпизодах, один оператор – и всё? Какой бюджет у этих съёмок? 500 евро, что ли? Опять нелогично и даже уже совсем не смешно.
Полагаю, что такой – могла бы быть ЗАЯВКА НА ФИЛЬМ, где актёры разной степени таланта – просто начитывают на камеру текст и разыгрывают отдельные(!) этюды-мизансцены. То есть, как ютуб-видосы (или как пилот сериала) «Competencia oficial» – ОК, бывает. Но как полнометражный игровой художественный фильм – увы, нет.
11 июля 2022
По свежим впечатлениям после просмотра фильма, ощущение хорошее, посмеялась, получила качественное зрелище. Кажется, что история камерная: из-за ограниченного количества участников и большого количества павильонных съемок в первой половине 'Главной роли' размаха не получилось. Хотелось немного большего: больше юмора, абсурда или разнообразия.
Если говорить по тому, что есть, получилось симпатично и иронично. Наверное, массовому зрителю сильно хохотать не придется. Но некоторые точно подмеченные моменты в поведении и реакциях киношников могут вызвать искренний заливистый смех. В целом, скорее всего, фильм будет вытягивать харизма медийных актеров, которые еще очень даже.
Не упустили возможность показать красоту и подтянутость Пенелопы Крус и 'мачизм' Антонио Бандероса. Радует, что актер способен относиться к себе с самоиронией и не выжимать 'самца' до последнего.
Сюжет напомнил пьесы, обнажающие пороки. Очевидно, что Бандерос олицетворяет невежество и неразборчивость, склонность к излишеству, Оскар Мартинес - высокомерие и зависть, гнев. Героиня Пенелопы Крус представлена более стихийной, мечется между гармонией и хаосом, заключая сделки со своей совестью - все видит и понимает, но готова играть по правилам индустрии.
Финальная часть фильма уже больше склоняется к жанру французской комедии, где нет места по-настоящему драматичным событиям, сбивающим фильм с жанра комедии в драму.
Общее впечатление от истории как от продуманной, легкой и остроумной, правда, немного буксующей в первой половине фильма. К просмотру бы рекомендовала и сама бы могла посмотреть еще раз.
8 июля 2022
Фильм матрешка, фильм лук, фильм пирог. Или придумайте какое-нибудь испано-аргентинское блюдо, чтобы описать его многослойность.
Первый слой:
Если не вдаваться в подробности, то это история о том, как взбалмошная, модная в киносреде обладательница всевозможных наград Лола (Пенелопа Крус) снимает фильм о противостоянии двух братьев.
Основная часть действия — это по сути репетиция съёмок. Зачем и почему она это делает, оставлю за скобками, не буду отнимать у вас радость удивления.
Второй слой
Без этого слоя не было бы никакого конфликта. На роли братьев Лола берет двух противоположностей, актеров с полярными мировоззрениями и отношением к работе. В лице голливудской супер-звезды Феликса (Антонио Бандерас) и приверженца классической школы, легендарного маэстро Ивана (Оскар Мартинес) на съемочной площадке сталкиваются массовое и элитарное искусство. А вместе с ними два гигантских, необъятных эго. Ни одно из них не готово уступать сопернику.
Получается треугольник, борьба в котором происходит не за сердце женщины, а за признание своего таланта — отсюда и название фильма «Главная роль».
Третий слой
Этот слой самый глубокий, и к нему надо пробираться сквозь перипетии сюжета и характеры персонажей. Так как «Главная роль» — все-таки трагикомедия, авторы постоянно иронизируют над героями, прохаживаясь по их высокомерию, самовлюбленности, уверенности в своей правоте. Но внимательный зритель может поймать себя на мысли, а не высмеивают ли в этот момент его самого.
Вот нам показывают героя со всеми его слабостями, нас это веселит. Но вдруг этой сценой авторы фильма хотели посмеяться не над персонажем, а над зрительской гордыней, зрительским ощущением своего превосходства? А, может быть, автор этой рецензии решил, что он все понял, а, на самом деле, вовсе ничего он не понял. Ведь не просто так Лола произносит фразу: «Нравиться может только понятное, а непонятное не может. Но среди того что непонятно — очень много важного». В этой недосказанности и заключается вся притягательность картины. Можно думать, фантазировать и трактовать происходящее так, как хочется.
Ну ладно, не только в недосказанности. Есть ещё много всего: божественная игра актеров (по мне так, это одна из лучших ролей Пенелопы Крус), операторская работа, костюмы, художественные решения. Эти моменты хороши как в рамках фильма, так и по-отдельности — хоть бери и разбирай на музейные экспонаты или, о ужас, нарезку в TikTok.
Несмотря на многослойность и богатство смыслов, все в этом фильме легко и приятно.
И даже на последних минутах, когда уже должны начаться титры, хочется, чтобы он продлился хотя бы ещё чуть-чуть.
6 июля 2022
'Главная роль' - отличное кино для поклонников авторского творения в жанре трагикомедии, где авторы высмеивают некоторые аспекты киноиндустрии и в то же время говорят о личностных переживаниях.
По сюжету пожилой миллиардер, пожелавший оставить свой след в истории, решил профинансировать великое кино. Он покупает авторские права на получившую Пулитцеровскую премию книгу, приглашает модную режиссерку-лесбиянку и утверждает самых популярных местных кинозвезд, один из которых олицетворяет старую школу, а другой - казалось бы пустышка, но почему-то снимается во всех блокбастерах страны. И все бы ничего, но во время репетиций, начинают происходить конфликты. Актеры не слышат друг друга и начинают мериться талантами, а режиссерка так крута, что круче только горы. Каждый делится своим взглядом на жизнь через призму киноискусства, усердно доказывая свою правоту. Герои спорят, ругаются, плачут и даже совершают крайне неоднозначные поступки для достижения поставленной цели. Во время споров затрагиваются темы актёрского мастерства, значимости международных кинофестивалей и озабоченности различными кинонаградами. Кто и на что готов пойти настоящий творец, узнают те, кто досмотрит фильм до конца, но сразу стоит быть готовым к тому, что финал некоторых зрителей может удивить или даже шокировать.
По своей структуре фильм напоминает телеспектакль. Практически все события происходят в интерьерах, где главные герои встречаются на читке сценария с режиссером. Что-то похожее было в японском оскароносном фильме 'Сядь за руль моей машины', где герои готовились к спектаклю, но там все было максимально серьезно и монотонно, а в испанском фильме весь трагизм показан через контраст и сатиру из серии 'Всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно' (М. Ю. Лермонтов).
Стоит отметить, что за сценарий и постановку отвечают Мариано Кон и Гастон Дюпра, подарившие миру замечательный фильм 'Почетный гражданин'.
В общем, если вы любите кино о кино и фестивальный формат авторской подачи вам по душе, то однозначно рекомендую к просмотру.
6 июля 2022
Бывает, что фильм прикидывается чем-то простым, обманывая, заманивает зрителя, но затем говорит с ним о серьезных вещах. «Главную роль» отличает именно это: за ширмой веселой комедии прячется рассуждение сразу на несколько не теряющих своей актуальности тем, а достаточно заковыристый для линейной истории создания кино сюжет умеет заинтересовать, не позволяя отвлекаться от начатого не столь простого разговора.
Конечно, «Главная роль» - кино о кино, и тематика искусства в ней сильна, но под ее прикрытием прячется, возможно, даже более серьезная идея. Режиссером создаваемого в «Главной роли» фильма совсем не случайно становится женщина, тогда как актерами – мужчины. Хотя женщиной в режиссерском кресле сегодня никого не удивишь, а актеры Феликс и Иван – это абсолютно современные люди с адекватным мышлением, в некоторой степени представленная ситуация на подсознательном уровне для них противоестественна, и то, что власть при создании картины над ними получает не режиссер, а режиссерка, в обоих вызывает достаточно сильное противодействие, даже если ни тот, ни другой не осознают истинной тому причины. Возможно, героиня этой причины тоже не осознает, но реализуя свои методы – упражнения – она не только доносит до актеров свое видение, не только демонстрирует данную ей как режиссеру власть, но и – подсознательно – борется за свое место как женщины в обществе в целом. Только принятые законы, только механизмы их реализации способны сделать людей людьми, способны обеспечить реальное равенство мужчин и женщин, поскольку природное, традиционное начало в людях сильно, даже если они современны и адекватны.
Впрочем, мужское начало в «Главной роли» выражено не только неким противостоянием актеров и режиссерки, но и актеров между собой. Конфликт Ивана и Феликса не мог бы возникнуть, будь один из них женщиной, поскольку в таком случае эти двое выстраивали бы взаимодействие там, где возникла конкуренция. Их соперничество только на первый взгляд носит исключительно профессиональный характер, на самом деле, профессия – лишь деталь, лишь что-то очевидно общее, где один может объективно превзойти другого. Обычно в природе животные конкурируют за самку или за какую-то добычу, словом, впереди всегда маячит понятная цель, но мужчины, переняв саму суть состязания, ее извратили, борясь за сам факт превосходства, а не за плоды его достижения. Таким образом, мужчины в «Главной роли» незрелы, подвержены биологическим инстинктам, и этот факт никак не зависит ни от возраста, ни от положения в обществе, ни от так называемой мудрости. Но следовать животным позывам в современной цивилизации как-то не комильфо, и то, что Лола своим никак не следует, подводит к мысли, что мужчины по определению проще, чем женщины, и увеличивающаяся в последние десятилетия роль вторых есть не просто достижение современной цивилизации, а самый что ни на есть естественный ход вещей.
Нельзя забывать, что при всех своих социальных рассуждениях «Главная роль» остается фильмом о творчестве и творцах. Создаваемый режиссеркой и актерами фильм есть результат их противостояния, следовательно, творчество как явление – не что иное, как борьба. Кроме того, хотя фильм – результат совместной деятельности, «Главная роль» точно расставляет акценты, выделяя, что для его создания первостепенно, а что – нет. Хотя Феликс и, особенно, Иван пытаются привнести в героев что-то свое, в конечном итоге они оба – лишь инструмент в руках режиссера, воплощающего на экране свое видение, чего бы не хотели задействованные актеры. Только режиссера в конкретном фильме нельзя заменить, поскольку только он играет сразу все роли, а не одну-единственную, представляет все сцены, а не отдельные. Только ему видна картина в целом. Кто именно воплотит тот или иной образ – важно лишь условно, лишь с точки зрения качества производства, актеры заменяемы, а режиссер – нет. Да, фильм – результат совместной деятельности, но творчества - режиссера. То, что на Лолу оказывают влияние предложения ее актеров, указанную идею не меняет и не опровергает.
Локации «Главной роли» ограничены, чаще это какие-то помещения, нежели свежий воздух, и этот прием намеренный: у зрителя должно сложиться впечатление не только о фильме реальном, но и воображаемом. Вместе с тем, яркие актеры делают фильм ярким и эмоциональным, и, вопреки бесцветному заднему плану, тройка героев выглядит и ведет себя почти вызывающе. То, что создаваемый героями фильм в той или иной степени начинает отражаться на их реальной жизни, здесь не столько идея о внушаемости людей творческих профессий, сколько эффектный прием иронии судьбы, который должны бы оценить все досмотревшие «Главную роль» зрители. Необходимо также сказать, что, несмотря на содержащуюся в картине идею, что кино – детище, в первую очередь, режиссера, сама «Главная роль» держится в не меньшей степени на актерах, игра и образы которых не менее интересны, чем сюжет, картинка и построение сцен.
Наконец-то в нашем прокате нашелся по-настоящему хороший фильм, который, вне зависимости от конкуренции, достоин просмотра в кинотеатре. «Главная роль», несмотря на кажущуюся поверхностность, порождает рой мыслей, что кружатся в голове, а используемые «Ролью» приемы заставляют их разгадывать минута за минутой. В принципе, один из своих главных вопросов фильм формулирует прямо в названии, поскольку ищет ответ, кто играет ту самую главную роль при создании кино. Примечательно, что находит.
4 июля 2022
Фильм вызвал множество разных ощущений.
Это очень яркий коктейль из очень ярких персонажей. Обычно в картине есть хоть кто-то адекватный, здесь же все крайне… своеобразные. И именно на столкновении этих своеобразностей закручивается лихой и эмоциональный сюжет.
Безбашенная режиссёр, не останавливающаяся ни перед чем, чтобы выразить свою идею, готовая разрушать материальное и эмоциональное во имя искусства. Замечательный актёр, так зацикленный на собственной элитарности, что перестаёт замечать реальный мир и чувства других людей и сосредотачивается только на том, как бы ещё подчеркнуть собственную непопсовость и значимость для искусства. Любимец миллионов, который плевать хотел и на других, и на само искусство, лишь бы доказать, что он - лучший из лучших: талант, звезда, любовник, богач и актёр.
Именно этих людей объединяет съёмка фильма, снять который захотел старый миллиардер. Для него это - просто каприз, ничего не значащий, кроме удовлетворения чувства собственной значимости. Для них же - настоящая жизнь, в которой идёт борьба на выбывание. Но, как бы ни выложились они в своей работе, миллиардер наиграется, отбросит эту «игрушку» и возьмёт следующую, будто ничего не произошло.
А герои по уши увязают в хитросплетении собственных жизней с сюжетом нового фильма. Наблюдать за ними интересно: при всей неоднозначности каждого персонажа, каждый же крайне занимателен, и пытаться понять, что им движет - интересная задача для зрителя. Этих героев не требуется любить. Они - оригинальный материал для наблюдения и размышления.
Актёрская игра в фильме на уровне гениальности, каждая сцена получается эмоциональной, причём эмоции быстро меняются по ходу картины, и человеку с эмпатией смотреть порой просто невозможно (в хорошем смысле слова). То смешно, то больно, то стыдно за героя, то хочется кого-то прибить…
В целом: необычно, бодряще и совсем не бессмысленно. Фильм подойдёт и широкой аудитории, и любителям нишевых жанров: просто каждый увидит в нём своё.
30 июня 2022
В прошлом году картину обсуждали в основном конкурсе Венецианского фестиваля, и, как ни странно, в переводе фильм так и называется «Основной конкурс». Иронизируя на тему противостояния авторского и популярного кино, «Главная роль» раздает приветы фестивалям, актерам и культовым режиссерам в лицах Пенелопы Круз, Антонио Бандераса и Оскара Мартнеса.
«Главная роль» даёт возможность понаблюдать за творчеством гениев кинематографа. Здесь авторское кино рождается подобно процессу изготовления стекла – из жидкого, вязкого вещества превращается в твердое, но хрупкое произведение искусства.
По сюжету богатый бизнесмен Умберто планирует оставить после смерти напоминание о себе. Ему предлагают построить мост для города, но старик решает снять самый лучший фильм. Завладев правами на книгу, удостоенную Нобелевки, он нанимает культового режиссера, обладателя множества престижных наград, Лолу Куэвас (Пенелопа Круз). Самобытный автор готов по семь часов ломать голову над выбором подходящих штор для сцены, репетировать весь день одну реплику и кошмарить артистов изощренными приемами.
Кино снимают о двух братьях: замкнутом Мануэле и властном Педро. На роли главных героев выбраны два талантливейших артиста, которые должны впервые встретиться на большом экране. Антонио Бандерас играет Феликса Ривейро – успешного актера популярных фильмов и ловеласа. Оскар Мартинес – в роли Ивана Торреса, мастодонта авторского кино, преподавателя актерского мастерства и невыносимого сноба. И герои, и артисты абсолютно разные, но судьбы их неразрывно связаны. О том, как именно, нам и предстоит узнать.
В процессе подготовки к съемкам мы видим не только остроумные, а порой, хладнокровные методы режиссера, но и ощущаем философию искусства: тут и там рассуждения о противостоянии массового кино и авторского, о невежестве зрителей, о борьбе мастерства и успеха.
На вопрос, что же для зрителя лучше – высокое искусство или развлечение – каждый рассуждает по-своему. Феликс считает, что важнейшая цель кино – вызвать эмоции. Иван убежден, что истинное кино доступно только для просвещенных людей. Лола, отвечая на этот вопрос, говорит: «Нравиться может только понятное, а непонятное не может. Но среди того, что не понятно – очень много важного».
С уверенностью можно сказать, что «Главная роль» — понятное кино, в котором есть что-то непонятное, но от этого не менее важное. Остается заглянуть в зеркало и понять, какой вы зритель.
30 июня 2022
Сказала Лола, героиня актрисы Пенелопы Крус, и это та мысль, которую следует держать в голове, если вы попали на премьеру данной картины по стечению обстоятельств, а не пришли намеренно. «Главная Роль» — участник Венецианского фестиваля, а фильмы, попадающие на подобные мероприятия, далеко не для всех, но, как по мне, именно эту работу будет интересно посмотреть многим. Довольно удачно в работе Мариано Кона и Гастона Дюпра сочетаются южный юмор, нетривиальный сюжет и даже некоторая толика экшена, если таковым можно назвать несколько минут в самой развязке картины. И пускай начало кажется немного растянутым, но позже становится ясно, что это время необходимо для осознания всей идеи, что пытается донести фильм. Это становится очевидным не сразу, однако по мере продвижения по хронометражу, всё яснее становится основная идея, которая ненавязчиво, но неизбежно показывает зрителю очевидные параллели.
Сюжет довольно прост, как и сама его подача, но именно этот факт позволяет уделить внимание деталям — персонажам. Раскрыть их в полной мере, показать зрителю, что кроется за каждым из них, кто чем живёт, с кем живёт и как живёт. И как-то сама собой эта многогранность героев выстраивает сюжет. Не персонажи вплетаются в него, а он создаётся из них.
Вообще жанр, где показывают фильм внутри фильма всегда интересен. Актёры играют актёров. Такие своеобразные фильмы-матрёшки: настоящему актёру необходимо создать новую личность, которая в свою очередь тоже является актёром, и которой тоже необходимо создать ещё одну личность в фильме внутри фильма. И почему-то эта идея необыкновенно завораживает. Начинаешь задумываться: каково, например, Антонио Бандерасу играть актёра, которому надо сыграть кого-то ещё. И одновременно поражаешься таланту.
Правда, для Бандераса и Мартинеса задача была несколько упрощена, потому что в какой-то момент зритель просто не сможет не заметить, как сильно перекликаются характеры персонажей в создаваемом фильме с их актёрами. Феликс и Иван, чьи роли соответственно играют роль Бандераса и Мартинеса — актёры. И им в свою очередь предстоит исполнить роль двух братьев. И тот факт, что Ивана, серьёзного театрального артиста, берут на роль ответственного старшего брата, а Феликса - голливудский секс-символ — на роль младшего и разгульного, делает сюжет на порядок более интригующим. Стараешься в процессе повествования отследить мельчайшие параллели и понять, как сильно судьба актёров будет следовать за судьбой персонажей, что им предстоит сыграть.
Концовка точно не оставит никого равнодушным, да и надо признаться, что с середины фильма, сюжет набирает всё больше оборотов и уже тяжелее становится оторваться от экрана. И это настроение лёгкого напряжения, когда история близится к логической развязке, хорошо прослеживается в общей картине.
Фильм однозначно заслуживает внимания. Да, это не очередной потоковый блокбастер или летняя комедия, но это работа высокого уровня, которая, несмотря на глубину подачи, всё ещё способна заинтересовать обширную зрительскую аудиторию. Хотя бы потому, что Пенелопа Крус здесь выступает в совершенно новом амплуа, и, пожалуй, эту роль можно назвать одной из лучших её ролей. Про Бандераса и говорить не стоит — он давно любимец публики, а последние его работы собрали неплохую кассу в прокате.
29 июня 2022
Вы заметили, что за последние два или три года, что продолжалась пандемия, на больших экранах не появлялось ничего серьёзнее фильмов про очередную акулу или комедий весьма посредственного качества? И как раз в тот момент, когда изголодавшиеся по качественному кино зрители обратились за помощью к кинотеатрам, на экраны вышла испанско-аргентинская сатира, которая ещё тёплой досталась нам от Венецианского кинофестиваля. На этом моменте все ценители хорошего кино должны выдохнуть, потому что с Венецианского фестиваля, как показывают практика и многолетний опыт, приходит только самое лучшее.
И это самое лучшее начинается с именитых Антонио Бандераса и Пенелопы Крус, которые в «Главной Роли» берут на себя доселе незнакомые образы. И если Бандерас, в целом, был нам знаком по самым разным жанрам, то наблюдать за Крус в качестве эксцентричного режиссёра — что-то новенькое. И будьте уверены, что персонаж Пенелопы ещё успеет удивить вас своими соло-сценами, где Крус, кажется, раскрыла себя с совершенно новой стороны и показала миру, если не пределы, то уж точно одну из наивысших точек своего актерского таланта.
Бандерас тоже не отстал и отыграл свою роль на весь заплаченный гонорар и даже больше. Было интересно наблюдать за тем, как актёру, знакомому нашему поколению с детства по таким фильмам как «Зорро» и «Дети Шпионов» приходится играть на большом экране не очередного героя со шпагой или отца супер-детей, а… актёра. И становится любопытно: а много ли из своей актёрской жизни он вложил в своего персонажа, который тоже промышляет актёрской деятельностью. Сколько в его герое Феликсе от него самого? Пробует ли он те же методы в подготовке к роли, что показаны в фильме? Наверное, именно потому подобные картины всегда вызывают интерес. Зрителям как бы показывают закулисье актёрской жизни: рабочий процесс, где они живут, с кем спят, как проводят свободное время и даже на какие поступки идут ради одобрения публики.
Нельзя обойти и стороной Оскара Мартинеса, которому досталась ещё одна из ведущих ролей. И его персонаж, большой театральный деятель Иван, буквально единственный, кому хочется симпатизировать в фильме. Он сдержанный, образованный, приятный мужчина. Профессионал своего дела. На контрасте с ним состоятельный гуляка Феликс, который не Бог весть как построил свою актёрскую карьеру, ощущается чем-то очень шумным и нецелостным, создаётся впечатление, будто наблюдаешь со стороны за мелким воришкой.
Этот контраст между главными героями, в который время от времени встревает Лола, героиня Пенелопы Крус, был как нельзя лучше подан режиссёрами Кон и Дюпра. За разворачивающимися на экране событиями интересно наблюдать. Герои, во много благодаря именитому и талантливому актёрскому составу, получились целостными, живыми и выдающими настоящие эмоции, пускай и не всегда положительные. Но даже если это раздражение или негодование по отношению к герою, и если актёру через персонажа удалось вызвать подобные эмоции, значит, можно считать, что фильм удался.
29 июня 2022
Такие работы, как «Главная Роль» обязательно нужно смотреть. Они показывают, что в индустрии кино существуют работы серьёзнее и глубже, чем очередной фильм про погоню на машинах или малобюджетная комедия, сюжет которой забудется через пару дней, а имена героев и актёров вы не вспомните уже через час после окончания сеанса. Это фильмы другого уровня, которые при контакте с нужным зрителем, открывают в нём новые грани личности, создают новые мысли, новые идеи и заставляют задуматься о более масштабных, важных вопросах.
И пускай первые 20-30-40 минут фильма выглядят как сатира, чем фильм по сути и является, но между действительно комичными ситуациями прослеживаются серьёзные разговоры, поднимаются важные темы, и где-то ближе к концу сатира превращается в некоторую драму. При всём этом фильм сохраняет лёгкие настроения, не ощущается какой-то неизбежной трагедии, скорее ждёшь, ощущая на инстинктивном уровне, что конец — на самом деле не конец. И последние минуты фильма держат в неподдельном любопытствующем напряжении.
Весь фильм, начиная диалогами и заканчивая цветовой гаммой, наполненностью картины — ода минимализму. Ни лишних декораций, ни лишних сочетаний цветов. Словно всё, от образов героев в целом до практически отсутствующего музыкального сопровождения, выдержано в единой, невидимой цветовой гамме. И, наверное, тот факт, что мы неизбежно привыкли к обязательным саундтрекам в кино, но исключённых из данной картины, делают её одновременно удивительно тихой и удивительно громкой. Тихой, потому что нет привычного уху звука музыкальных инструментов. Громкой, потому что картины, участвующие в Венецианском фестивале просто не могут таковыми не быть. В них всегда гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. Это фильмы, которые, как правило, открывают актёрам двери к новым уровням своего таланта.
Нельзя не сказать, как сильно роль Пенелопы Крус отличается от всех её предыдущих ролей. Как по-новому она заиграла и раскрылась в этом фильме. Сцены, где есть только её героиня Лола, будто бы специи для всего сюжета, которые многократно усиливают вкус. И местами, возможно, слегка затянутый сюжет сменяется её соло-партиями, от которых тяжело оторваться. Именно персонаж Пенелопы Крус до самых титров остаётся самым загадочным и самым любопытным, неоднозначным. На протяжении всего фильма не оставляет ощущение, будто она и есть рассказчица, кто-то вроде демиурга, создателя этой вселенной. Она не только режиссёр, который создаёт фильм по книге Нобелевского лауреата, но и кто-то выше этого. Именно поэтому сцены с участием Крус, где камера остаётся только в её власти, создаёт впечатление, что нам позволяют наблюдать за жизнью сверх существа, за его внутренним миром, за его переживаниями, за тем, как он контролирует людей вокруг себя. В какой-то момент начинаешь задумываться, о ком действительно это кино, кто главный герой. Некоторые сцены не так однозначны и однобоки, как может показаться. И уверена, если пересмотреть фильм, если смотреть немного глубже, нырнуть чуть дальше, то можно открыть в нём те грани, которые не ожидал увидеть. В этом главное отличие потокового кино от таких работ, как «Главная Роль». Они не плоские, в них много углов, это фильмы-лабиринты, и какими они запомнятся зрителю, сколько он сможет в них разглядеть, зависит только от него самого.
29 июня 2022
Если вы изголодались по качественному большому кино уровня и масштаба “Фаворитки” и всего Вуди Аллена (маэстро, когда ждать новую киноленту?), последний фильм, которого, кстати, тоже посвящен теме фестивального кино и особенностям творческих личностей, то стоит уделить внимание “наследникам” Альмодовара – аргентинцам Кону и Дюпра. Вообще в последнее время режиссеры часто показывают нам изнанку своей работы: “Фестиваль Рифкина” Вуди Аллена, “Однажды в Голливуде” Квентина Тарантино, “Да здравствует Цезарь” Итана и Джоэла Коэнов. Примечательно то, что во всех трех фильмах прослеживается явная сатира на индустрию и тех ее представителей, которые трясутся над каждой своей наградой, рвутся к славе здесь и сейчас, боятся быть забытыми и выйти в тираж.
Отчасти этим же вопрос занят и первый, кого мы видим в “Главной роли” – миллиардер, которому после всех достижений покой и не снится, а снится слава и увековечивание собственного имени. Например в виде фильма.
Что нужно взять, чтобы получился шедевр любого кинофестиваля?
Роман-лауреат Нобелевской премии. Женщину-режиссера, которая ответит на запрос общества на феминизм и равноправие. Самого популярного актера, чье лицо не сходит с обложек журналов и застраховано от любого прикосновения. Актера-отшельника, ратующего за чистоту искусства кино, за его элитарность. Смотреть, как эта ядерная смесь любуется собой, язвит, тренируется в сарказме и взаимных шпильках.
Фильм, который снимает эта неординарная компания, называется “Соперничество”. И соперничество здесь абсолютно все – взаимоотношения всех героев и ситуаций: помощников Лолы и Феликса, Феликса и Ивана, режиссера и актеров, всего процесса подготовки к съемкам и пресс-конференции, посвященной его выходу. А точнее речи героини Крус, которая указывает на излишнюю требовательность зрителя к кино, на то, что в ней хотят видеть вторую Грету Гервиг, хотя она вне любого манифеста, а фильм “есть вещь в себе”. Лола отрицает, что создала фильм под гнетом внешних условий и запросов на исключительность и особенность, эксклюзивность. Но кроме этого, в ее деятельности ничего и нет.
Интересно то, что такой рискованный в рамках жанра и посыла фильм – откровенная сатира, пародия на современных кинематографистов, стремящихся отделиться от индустрии и быть вне ее, прогреметь на международных фестивалях и запомниться, подобный фильм становится номинантом на престижные премии и находит признание. Возможно, по-настоящему умному, интеллектуальному, но в то же время простому кино есть место в сегодняшнем дне.
Послушайте героиню Крус, отнеситесь к картине как можно проще, не ждите от нее откровений, просветлений и открытия чакр. Насладитесь шикарным актерским составом: Пенелопа Крус полгода назад блистала на экранах в новом творении Педро Альмодовара “Параллельные матери”, Антонио Бандерас с возрастом все больше удивляет своим талантом, умением отбросить амплуа типичного голливудского героя и как будто даже посмеяться над самим собой – над тем образом, который мог сложиться о нем у его публики.
29 июня 2022
О, мон дье!
Хоть что-то новое, действительно свежее и премьерное в кино, а не “верните мой 2007-й!”.
Пенелопа Крус и Антонио Бандерас – испанский огненный дуэт, рожденный Альмодоваром и показывающий себя с каждым фильмом все интереснее.
Итак.
Аргентинские режиссеры Мариано Кон и Гастон Дюпра в формате авторского кино снимают сатиру на авторское же фестивальное кино. Саркастично, иронично, любопытно. Но кто сказал, что это запрещено? Мы привыкли видеть авторское кино именно таким, как его снимает героиня Пенелопы Крус – претенциозным, странным, непонятным, чокнутым. Таким, какой сама себя описывает героиня в одной из сцен. Кон и Дюпра показывают другое. И просят относиться к искусству проще, не искать во всем скрытый смысл, манифеста и явной четкой позиции создателя, которую он должен транслировать через своих героев.
Сюжет “Главной роли” (или “Основной конкурс”) рассказывает о миллиардере, который только что отпраздновал свое 80-летие и задался вопросом, как ему увековечить себя в памяти потомков. Решил снять фильм, который обязан был стать шедевром всех времен.
Фильм должны снять: фестивальный модный режиссер – Пенелопа Крус, популярнейший среди публики актер-повеса, стремящийся пополнить список своих наград Оскаром, опытный актер, предпочитающий кино и искусство в целом не для всех, преподающий студентам свое видение актерского мастерства. Гремучая смесь, которая обещает либо создать что-то поистине гениальное, либо катастрофу..
В финальных сценах фильма видим, что каждый герой остался при своем, не вышел за рамки привычного комфорта, лишь бы в собственных глазах быть правым. Героиня Пенелопы Крус – поступилась честью, лишь бы и дальше продолжать быть модной, эпатажной, яркой, снимать кино, которое на каждом фестивале будет включено в основной конкурс. Это ее манифест.
Герой Антонио Бандераса остался лучшим в своем деле – популярный актер, который только свою публику может убедить в том, что он талантлив и гениален, способен сыграть в адаптации романа нобелевского лауреата, а сразу после – американского астронавта.
Герой Оскара Мартинеса сохранил все свои принципы, свою гордыню и всем своим положением доказал, кто тут лучший актер, кто придерживается образа до конца.
А продюсер-миллиардер увековечил свое имя в чем только мог, еще и дочери открыл дверь в вечность.
Потрясающая стагнация в искусстве, где каждый призван расти над собой ежедневно!
28 июня 2022
Отметивший своё 80-тилетие миллиардер Умберто Суарез (его играет Хосе Луис Гомес) беспокоится о том, что после своей смерти ничем не запомнится в глазах общественности. После перечисления возможных вариантов наследия, он решает проспонсировать авторское кино, но не абы какое, а создать настоящий шедевр. В основе сценария пусть будет книга, получившая Нобелевскую премию, права на которую Умберто готов купить даже по завышенной цене. В качестве постановщика приглашает самую ультрамодную режиссёрку, завоевавшую множество престижных кинонаград - Лолу Куэвас (в исполнении Пенелопы Крус). На главные роли - только самые популярные и виртуозные профессионалы своего дела - Феликс Риверо и Иван Торрес (Антонио Бандерас и Оскар Мартинес, соответственно). Как говорится, любой каприз за ваши деньги!
Эксцентричный режиссёр Лола оказывается чрезмерно увлеченной своей профессией, и для достижения своих высоких результатов, она готова пойти на любые самые безумные поступки. Популярный актёр Феликс, оказывается высокомерным снобом, не стесняющимся без зазрения совести просто отрабатывать гонорар. В дуэте с ним, театральный артист Иван, преподаватель актёрского мастерства и чтущий традиции профессии, он не достиг популярности, но умело скрывает, что его это не беспокоит. Несмотря на то, что они разные и каждый по-особенному выделяется, их объединяет любовь к кино.
На экране зритель наблюдает за ходом репетиций перед началом съёмок. Девять безумных дней, приправленные сатирическим юмором, по-доброму заигрывающие с критиками и миром фестивального кино. Для полного погружения необязательно быть в контексте, большинство вещей закулисья многие могут знать из «жёлтой прессы», о чём также намекают и высмеивают авторы. Постепенно репетиционный этап перерастает в откровенное соперничество. Герои практически готовы перейти на личности, но их сдерживает собственное достоинство, отчего они вынуждены скрывать свою зависть. В какой-то момент это начинает напоминать конкурс по самолюбованию, чего явно добивались создатели.
Мариано Кон и Гастон Дюпра (режиссёры фильма) рассуждают о закулисье авторских фильмов, через призму самоиронии. Снимая фильмы в тандеме и показывая их на различных кинофестивалях, они знают о внутренней «кухне» не понаслышке. Подшучивая над критиками и журналистами, они делают это по-доброму, не опускаясь до чрезмерного оскорбительного высмеивания, не забывая при этом подколоть также авторов и актёров подобных фильмов, иногда срываясь на их тщеславие и покушаясь на ценные призы.
После приятных забав и подколок в сторону критиков, главная шутка направлена в адрес зрителя, который в данный момент смотрит кино на экране. Все давно привыкли считать, что фестивальное кино обязательно должно обладать двойным, а то и тройным смыслом, что авторы, будь то режиссёры или сценаристы, а чаще всего совмещающие эти амплуа в одном, снимают фильм с высказыванием. Но на самом деле, всё порой далеко не так.
Повышая ставки по ходу сюжета, дуэт режиссёров фильма «Главная роль», даёт понять, что несмотря на все завышенные ожидания, всё, в конце концов, складывается от нашего собственного восприятия и наших ограниченных устоявшихся вкусов, о чём также открыто заявляет главная героиня. Порой мы слишком много требуем от кинофильмов, но кино, равно как любое другое искусство, никому ничего не должно и не обязано доказывать.
В фильме «Главная роль» прослеживается одна едва уловимая деталь. Несмотря на то, что создатели добросердечно подшучивают над индустрией, в общем и целом, это можно расценивать как признание в любви к кино как искусству. И пусть они делают вид, что призы в кино не важны, подобный соревновательный эффект всегда добавляет остроты, без которого станет скучно.
Неважно сколько денег было потрачено на кинокартину. Был ли в основе сценария роман, получивший Нобелевскую премию. Фильму будет суждено стать шедевром, если он этого заслуживает. Пожалуй, это один из основных понятных тезисов данной картины. В конце концов, если с фильмом не получилось всегда есть вариант построить мост.
28 июня 2022
По-хорошему старомодная трагикомедия, тяготеющая к классическому аргентинскому кино с традицией фарса и черного юмора, — то, что нужно для беззаботного летнего вечера.
Новое произведение режиссерского дуэта Мариано Кона и Гастона Дюпра дословно переводится как «официальный конкурс» или, если не уходить от контекста кинофестивалей, как «основной конкурс», и это кажется явной издевкой над киноиндустрией и шоу-бизнесом в целом. Однако забавные подмигивания премиям и бесконечные отсылки «для своих» не превращают ленту в фестивальный междусобойчик. Битва здесь ведется не между деньгами и искусством, а между честолюбием мужчин, принадлежащих разным актерским традициям и разным подходам к жизни вообще.
Шаблонные типажи с гипертрофированными характерами — ловелас и высоколобый сноб под руководством эксцентричной постановщицы — соревнуются на ярмарке тщеславия. Эго каждого под угрозой, а потому каждому нужна победа. Так, играющие пародии на самих себя Антонио Бандерас и Оскар Мартинес превращают конкурентную борьбу двух актеров в почти автобиографический триллер, филигранно управляет которым Пенелопа Крус в образе Педро Альмодовара.
Почти все эпизоды с репетициями выдающихся актеров можно было бы запросто растащить на короткометражки. Но нужно ли репетировать, если неясно, искусство имитирует жизнь или жизнь — искусство? И стоит ли состязание «голов», когда любые сравнения в искусстве абсурдны?
Смотреть тем, кто соскучился по хорошему смешному кино.
27 июня 2022
Пожилой миллиардер на старости лет хочет оставить след в искусстве. Он решает проспонсировать съёмки фильма и по ему одному понятным причинам выбирает экранизацию романа о соперничестве братьев. Режиссировать картину будет Лола Куэвас (Пенелопа Крус), а главные роли исполняют большая звезда глянцевых фильмов и мыльных опер Феликс Риверо (Антонио Бандерас) и малоизвестный театральный артист с верой в профессию Иван Торрес (Оскар Мартинес).
Конечно же, в случае «Главной роли» на фильм заставляют обратить внимание лица на постере. Пенелопа Крус и Антонио Бандерас — главные испанские актёры девяностых и нулевых — вместе снимаются в одной картине! Учитывая, что оба являются любимчиками Альмодовара, можно ожидать, что у них десяток совместных ролей. На самом же деле у Крус и Бандераса есть только небольшой эпизод в «Я очень возбужден», а в «Боли и славе» герои жили параллельными жизнями. Так что их большая совместная работа — уже праздник.
Третий актёр на постере — Оскар Мартинес. Вообще-то, тоже прекрасный артист. Достаточно только посмотреть фильм всё тех же Гастона Дюпра и Мариано Кона под названием «Почётный гражданин». Это упоительно смешное кино, которое незаслуженно обошли вниманием.
Если вдруг вы сомневались, что у Бандераса и Крус недюжинный комедийный талант, «Главная роль» — прекрасный способ убедиться в том, что они любят и умеют валять дурака. И если Крус взяла эпатажные элементы и в манере одеваться, и в поведении от многих режиссёров, с которыми работала, то Бандерас играет пародию на самого себя. Оба получают видимое удовольствие.
«Главная роль» — едкая сатира на мир современного искусства и подтрунивание над высоколобыми и эксцентричными гениями. Это одновременно неглупое и в то же время понятное кино. Активно рекомендуется как любителям фестивальных фильмов, так и тем, кто ищет непошлые и смешные комедии.
22 июня 2022
В 'Главной роли' снялись Пенелопа Крус, Антонио Бандерас и аргентинец Оскар Мартинес (известный вам по лентам 'Дикие истории' и 'Короли интриги'). Пенелопа Крус - это сумасбродный кинорежиссер, творящий фестивальное авторское кино. Антонио Бандерас - это поверхностный, но очень популярный актер. А Оскар Мартинес - мастер актерского искусства, прославленный, но далеко не популярный.
Вместе их объединяют съемки фильма. Празднуя свое 80-летие миллионер, владеющий фармацевтической компанией, задумался о вечном. Какой след в истории и умах людей он оставит после себя? Нужно создать что-то, что будет жить вечно и воспевать его имя. Что это может быть? Можно построить мост и назвать в честь себя. Или... Или спонсировать создание великого фильма. Хорошая идея, думает он и так стартуют съемки фильма. Будущего великого хита.
Кинематографисты очень любят рефлексировать над своей собственной деятельностью. Поэтому фильмов, которые препарируют смысл творческой деятельности, искусства, конкуренции и признания выходят на экраны постоянно. 'Главная роль' - один из таких фильмов. Но вовсе не тривиальный.
Лента в юмористическом и довольно неожиданном ключе затрагивает такие вечные вопросы как дублирование искусством жизни, а жизни искусством. Как непреодолимая пропасть между популярным творчеством и элитарным. Как вечный конфликт между желанием самовыражения и получения признания.
'Главная роль' рассказывает две истории, которые переплетаются друг с другом - мы видим двух очень разных актеров, которые репетируют историю о двух очень разных конфликтующих братьях. Несмотря ни на что фильм все же будет снят. А когда режиссеру укажут, что лента продублировала реальность, она однозначно и жестко ответит 'Нет'. А за этим нет она скроет секрет - фильм не просто продублировал реальность, он ее создал...
'Главная роль' - далеко не идеальная лента. В ней самой есть неразрешенная конкуренция между тем что рассказали его создатели - то ли это комедия, то ли драма. То ли развлекательное кино, то ли заумный артхаус. Но в любом случае это достойная просмотра лента. К тому же Антонио Бандерас тут неожиданно и невероятно хорош - оказывается он отлично способен перевоплощаться в образ самовлюбленного идиота, тупость которого настолько обезоруживает окружающих, что лишь служит его славе и богатству.
26 мая 2022