Гранит
7.4
5.5
2021, боевик
Россия, 1 ч 40 мин
18+

В ролях: Евгений Терских, Александр Барановский, Марк Гаврилов, Мексес Мабессимо, Олег Чернов
и другие
Кабу-Делгаду, Мозамбик. Боевики «Исламского государства» полностью уничтожают деревню 13-летнего Жозе и его старшего брата Луиша и предлагают парням вступить в их ряды, иначе их постигнет та же участь. Луиш соглашается вопреки возражениям брата. Мозамбик запрашивает у России помощь в борьбе с боевиками, и в страну приезжает спецгруппа во главе с командиром с позывным Гранит. Группа Гранита находит в джунглях Жозе, бежавшего от боевиков. Но мальчик не может отомстить убийцам и раскрыть их местоположение, потому что тогда поставит под удар старшего брата.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Гранит

год: 2021
страна:
Россия
слоган: «Жить или умереть»
режиссер:
сценарий:
продюсеры: , ,
видеооператоры: Дмитрий Арефев, Владимир Шпомер, Александр Полагаев
композитор:
жанр: боевик
Поделиться
Дополнительная информация
Возраст: 18+
Длительность: 1 ч 40 мин
Другие фильмы этих жанров
боевик

Постеры фильма «Гранит», 2021

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Гранит», 2021

Домик маленький, шесть соток, садоводство...

В свое время простой и незамысловатый, но в то же время увлекательный, боевик 'Турист' произвел на меня хорошее впечатление. От 'Гранита' я ожидал того же.

Не дождался. Нет, фильм неплох, он наследник 'Туриста' и имеет все те же минусы, но если ты с ними смирился, то отвращения, как и желания выключить, не возникнет.

Та же трясущаяся камера, такой же простой сюжет, внимание к экипировке и специфический армейский юмор...

Кто-то крикнет - пропаганда! Ну а разве в американских военных фильмах ее нет? Разве та же 'Кавалерия' так уж сильно отличается идеологическим посылом?

Впрочем, оставим идеологию с в кой то веке хорошими русскими и плохими американцами за бортом, мы ведь просто хотим посмотреть 'боевичок на вечерок'? Ну, в таком случае это и получим. Не больше, и не меньше.

Если 'Турист' (боевые сцены) я пересматривал, то 'Гранит' - нет. Не хватает чего-то, сложно сказать чего, не цепляет. И, казалось бы, хоть самого туриста нет (да и невелика потеря, актер этот отнюдь не Крис Хемсворт), но есть и другие, знакомые по предыдущему фильму, колоритные персонажи. Их наличие приятно, но... не то. Недостаточно. Может, потому что они слишком фоновые?

Впрочем, это не мешает мне надеяться на новые фильмы этой серии. Про бойца с позывным 'Кубань' посмотрел бы с интересом.

...Крыша ржавая, сарай из трех досок...

20 февраля 2022

Технически крепкое кино с сильной идеей

Посмотрев «Гранит», я поняла, что просто обязана написать на него рецензию. Не потому, что фильм оказался для меня открытием, а потому, что подобные ленты просто необходимо «объяснять» неподготовленному зрителю. Если смотреть эту картину как стандартную «боевиковую жвачку», то очень легко пропустить мимо себя идею. А это – самая сильная часть данного фильма, которую, вопреки ожиданиям, не подают зрителю на блюдечке.

О героизме, жертвенности и преданности своему делу было сказано уже многое, однако именно на эти моменты следует обращать внимание в «Граните». Для того, чтобы они стали различимы, сценаристы намеренно упростили характеры персонажей, оставив в них только самые яркие и необходимые черты. Однако, в отличии от массового кинематографа, тут персонажи не становятся «функциями». У каждого из них все еще есть свое лицо – а это дорогого стоит.

Персонажи простые и понятные, но от этого следить за их действиями не становится менее интересно. Такой эффект достигается за счет продуманного сценария, который плавно вводит зрителя в курс происходящего.

Современному зрителю может показаться, что фильм слегка затянут, однако я так не считаю. Являясь поклонником старой школы кинематографа, я вижу здесь явные оммажи к творчеству Тарковского, фильмы которого также могут показаться медлительными в экспозиции.

При этом нужно отметить, что несмотря на классический подход к повествованию, режиссер решил использовать в киновизуале последние тренды, создав почти что «клиповую» картинку с высокой резкостью и контрастностью, а также применением эффекта «боке» на крупных планах. На экран определенно приятно смотреть – джунгли в приглушенном оранжево-зеленом фильтре выглядят фактурно и сочно.

Не вдаваясь в сюжет, отмечу, что драма главного героя здесь показана на удивление хорошо. Персонаж растет над собой и проходит длинный путь, следуя классическому трех-актовому подходу к повествованию. Итогом этого роста становится драматический финал, вызывающий мурашки.

Конечно, для того, чтобы до конца проникнуться «Гранитом», нужно хорошо понимать, что на самом деле творится в разрываемых войнами странах Африки. Тема не массовая, но от того её популяризация становится только ценнее.

5 января 2022

Не боги горшки обжигают

Непролазные джунгли, огненная картечь и брутальные мужчины в камуфляже – захватывающий сюжет с адреналином, классика жанра боевика. Только это не морские котики, спрыгнувшие с неба. Так уж сложилось, что любой российский боевик воспринимается сегодня через призму американской школы. Во многом зритель оказался заложником заокеанского экшена, отчего нашим режиссерам с большим трудом приходится пробивать дорогу к сердцу зрителя.

И в «Граните» они пошли своим путем. Интересно, что борьба с террористами на севере Мозамбика в итоге сконцентрировалась вокруг судьбы одного мальчика, от которого даже в конечном счете зависел исход этой самой борьбы. Помните, знаменитое из Достоевского, что весь мир не стоит и слезинки ребенка? Русские, как всегда, привлекают внимание задушевностью, с лихвой компенсируя явную нехватку технических спецэффектов.

Не могу назвать себя поклонницей Чернова, которого знаю больше по ментовским сериалам, но здесь актер меня удивил. Он действительно полностью оправдал прозвище Гранит, вынеся на себе весь закрученный сюжет африканской авантюры. А сделать это было непросто, учитывая довольно специфический местный колорит с неприкрытыми отсылками к каменному веку. Процветающий каннибализм, воины в шлепанцах и бутафорские войска с белыми аксельбантами – на таком примитивном фоне любой нормальный мужик в защитном камуфляже будет выглядеть героем, это несложно. Однако Гранит сумел доказать свою мощь и словом, и делом.

Кому-то сюжет с африканским «сыном полка» может показаться банальной литературщиной. Возможно, так бы подумала и я, если бы не контраст с тем же Гранитом. Пронзительный контраст между суровостью и сентиментальностью. Мальчик-сирота неслучайно оказался частью его переживаний. По сути, Гранит такой же, как и негритенок, сирота – воин-одиночка, скитающийся по свету в поисках точки приложения своего недюжинного таланта. Свой час истины Гранит находит на дороге в джунглях под горячим небом Африки.

И здесь раскрывается режиссерская аллегория с богами. Для старого мозамбикца русские (советские) «как боги» - бессмертные добрые воители, принесшие когда-то спасение его забитой и нищей стране. Однако концовка фильма противоречит его идеальным представлениям. Нет, они не боги – они просто порядочные люди, которые порой и сами погибают, но никогда не идут на сделку с совестью. И в этом их сила, поднимающая на действительно божественную высоту, как бы намекает нам Нейманд.

Особенно хочется отметить психологический драматизм картины. Дикие нравы тропической Африки шокируют, а изнывающая жара чувствуется даже через стекло экрана. Однако тяготит не это. Самое тяжелое – это убеждать и терпеть предательство, которым пронизана военная элита далекой африканской страны.

Убедить Гранит смог, и даже вдохновить своим примером подрастающее поколение, для которого советские как были, так и остались «богами». А вот с предательством одним подвигом не разберешься. Но это уже удел самих мозамбикцев, получивших сигнал из метафоричного прошлого.

8 из 10

4 января 2022

Заглянуть за «Гранитную» завесу

Как и многие, видевшие рекламу фильма «Гранит» о приключениях российских инструкторов, я не удержалась от просмотра фильма. Ну что сказать? Фильм неплох, снят добротно и качественно.

Не скажу, чтоб встречались откровенные ляпы – на удивление грамотная матчасть. Лично меня как рядового зрителя некоторые моменты… не то чтобы удивили. Но, как пишут в школьных сочинениях, «тема не совсем раскрыта». Ничего плохого не скажу по сюжету. На мой взгляд, вполне логичный и динамичный. Не «Санта-Барбара», чтоб растягивать на пятьсот серий. Всё главное, что собирались, авторы показали. По сюжету, повторюсь. Музыка подобрана грамотно, кстати, Шнур лично для меня показался с новой стороны.

Для меня центральным героем, что логично, был сам Гранит. Остальной отряд (не знаю, задумали так или просто получилось) играл его, как короля – свита. И весь фильм параллельно с основными событиями я пыталась составить для себя его портрет. Как мужчины, как личности, как бойца. Он мне понравился несуетливым, спокойным мужским поведением. Как командиру – безусловно «верю!». Видно, что Гранит - грамотный профи, разбирается в своей работе, быстро вникает в обстановку, способен построить ленивых африканских парнишек и сковать из них боеспособный отряд. Умеет рисковать и принимать решения. Всё так.

Но.

Я – не военный обозреватель или историк, чтобы прежде всего вникать в перипетии африканских политических конфликтов или анализировать интересы Америки в ЦАР. Я обычная зрительница, которая села посмотреть хороший боевик и которая кое-что не поняла.

Прежде всего меня заинтересовала, как уже сказано, личность Гранита. Но… я её не увидела. Командира – вижу. Бойца – вижу. Сорвиголову, способную рвануть в опасный разведрейд – вижу. А человек где? Понимаю, их специализация не предусматривает полных анкетных данных, но по имени назвать можно хоть раз? Они ж не просто братья по оружию, не в первую командировку вместе едут. Разве не логично хоть иногда по имени называть друг друга, а не одними позывными? Повторюсь, я не военный специалист, сужу с точки зрения обывателя.

Дальше. Немного лирическая линия дружбы Гранита с чернокожим парнишкой сначала заставляет поморщиться от затасканности фигуры сына полка. «Ну сколько можно?» - начинаешь морщиться… и в конце вдруг становится понятно, что привлекло матёрого волчару, опытного бойца в перепуганном пацанёнке. Гранит – сам одиночка. Сирота он или просто остался один на свете, но в конце это наконец раскрывается, по-новому освещая дружбу взрослого мужика и мальчишки. Мне показалось, что в Жозе командир увидел своё отражение – одиночки, лишившегося семьи. Может, поэтому он и опекал маленького негритёнка? Ну вот показалось так.

4 января 2022

Африка не для прогулок

Творческий союз Нейманда с Измайловым привлёк внимание после «Туриста» и пока не огорчал. Первое впечатление от «Гранита» трудно выразить не из-за качества кино и актёрских работ, а из-за ощущения, что у меня в голове зрителя вместо понимания, что за дела на этой территории, чепуха какая-то.

Если просто оценить фильм, как боевик про схватки в Африке, получится, что «Гранит» — крепкий середнячок с упрощённым изображением мотивов профессиональных военных, ещё более упрощённым отношением к переживаниям африканцев и слишком идеализированным отношением сегодняшних аборигенов к понаехавшим колонизаторам и их антиподам.

И вся эта зрительская конструкция отношения к фильму только как к выдумке на некую тему разваливается, если не полениться узнать, почему в Мозамбике всё так странно и не по-людски.

Надо бы отметить не выпяченный, но важный эффект фильма — он депрессивный. Финал производит впечатление открытого, а ощущение, что история только начинается, проявляется не сразу — дни прошли, пока созрело. Потом и вовсе возникли сомнения, что авторы фильма хотели снять боевик. Вместо воинской авантюры или канонического боевика довелось посмотреть современную трагедию.

То, что народ в кадре палит из старых калашей и машет мачете, а по ходу дела полно эпизодов с джихад-мобилями и даже с засланцами в арафатках — не признак военного боевика, а современные тоги да котурны, пейзажи и интерьеры не античные, а натурально африканские. И биографии с географией требуют, чтобы зритель перестал лениво лопать попкорн перед экраном и копнул историю.

Не боевик, а трагедия: угроза геноцида в Мозамбике на взгляд с нашей стороны далеко за гранями драмы и воспринимаются чуть ли не как художественный приём для вовлечения зрителей в переживания, типичные для свидетелей трагедии. А герои сочетают признаки личностей и символов — есть герои-спасители, антигерои-палачи и жертвы. И все основные участники событий погружены в состояние инферно, за десятилетия войны ставшее для местных рутиной.

А для героя, прибывшего с миссией, ад преодолим, потому что он воин по жизни — в полном смысле герой, умеющий превозмочь ужас боя. Ясно, что своеволие героя, изменившего план операции, не объясняется специфической воинской психопатией, и он не впадает в раж, как берсерк.

Как положено в трагедиях, действие обостряется, когда формально главные действующие лица выполнили основную задачу — прибыли, осмотрелись, готовы доложить командованию, что страна почти погибла. А потом перед героем выбор — игнорировать ад или рискнуть и вмешаться.

Всё так понятно в «Трое», когда Ахилл желает славы, вооружён и одет соответственно, а красотки разбавляют резню амурами… Тут же форма трагедии заполнена типичными актами в смеси с хроникой последних десятилетий, репортажами СМИ и телерутиной, приучившей зрителя не столбенеть перед экраном, транслирующим геноцид чуть ли не в online режиме.

Группа российских военных прибыла в места, где помнят, что ад гражданской войны преодолим — о том, как страна на пару десятилетий смогла вырваться из колониального ада, пока не попала в неоколониальный, не забыли хотя бы старики.

В итоге напрашивается вывод, близкий к «туристическому» — нужен «Гранит-2», как нужен и «Турист-2». Второе: это фильм-трагедия, но без следующего фильма эта трагедия не имеет заключительного акта. Если прологом считать катастрофу, погубившую Самору Машела, то всё складывается. А зрителю смысл трагедии станет понятным даже без эпизодов с Эдуарду Мондлане или пастором Уриа Симанго.

Кажется, Нейманду с Измайловым предстоит титанический труд по замене западной развесистой киноклюквы с тарзанами, квотермейнами и пупсами из League of Extraordinary Gentlemen на новое военно-политическое кино в жанре неразвлекательных драм и трагедий.

10 из 10

3 января 2022

Непростой фильм, позволяющий узнать больше о далёком Мозамбике

Африка – не самая популярная тема в боевиках, да и вообще в кинематографе. Поэтому фильмы такого плана достаточно сложно снимать: нужно не только показать зрителю качественный экшен, но и донести до него историю так, чтобы это было понятно. Думаю, с этой задачей фильм «Гранит» справился.

В центре сюжета – Мозамбик. Группировка «Исламское государство» (запрещённая в РФ) уже давно орудует на этой территории. Ритуальные убийства, каннибализм – только часть того, на что способны эти люди. Волею случая к ним попадает один из главных героев – тринадцатилетний Жозе. В то же время для того, чтобы обучить местную армию противостоять ИГ, прибывают наши ребята.

Как я думаю, отношения между бойцами в отряде – это одна из самых сильных линий в этом фильме. Все они понимают, что оказались в центре боевых действий и, по факту, завтра могут уже лежать в земле, но в то же время ценят эту связь и защищают друг друга.

Отдельно хотелось бы отметить то, как со своей работой справляется режиссёр и вся его команда. Заметен подход к качеству. Несмотря на не самые «голливудские» бюджеты, любовь режиссёра к своему делу читается буквально в каждом кадре. Особенно это заметно по атмосфере, которую навевает фильм. Кажется, что привлекли действительно толковых консультантов и полностью отразили культуру Мозамбика. Ты будто погружаешься в африканскую культуру вместе со всеми её экзотическими деталями.

Внимания заслуживает и то, какими Денис Нейманд изобразил наших бойцов. В отличие от многих других фильмов (не только голливудского, но и отечественного «происхождения»), здесь вы не найдёте персонажей без страха и упрёка. Каждый из них хоть и смел по натуре, но испытывает настоящие человеческие чувства. Сам Гранит, резкий и бескомпромиссный, определённо заслуживает оваций. Отдельное спасибо кастинг-менеджеру за то, что выбрал такого аутентичного актёра.

Если же говорить о других персонажах, тут тоже ни одной «картонки». У каждого свой путь и свой конфликт, который решается в ходе фильма. Разве что, как по мне, предводитель боевиков получился немного карикатурным. Однако то, как просто он отдаёт приказы расстрелять людей, хорошо показывает жестокость нравов.

Ещё одна важная составляющая – умение держать баланс на протяжении всего повествования. Тут вам не только напряжённые сцены расстрелов и драки бравых парней, но и элементы драмы. Как по мне, один из самых сильных моментов – это те минуты, когда мать и отец Жозе говорят о будущем, в самом начале.

Однако, есть в фильме, на мой взгляд, и минус. Некоторые боевые сцены, как мне кажется, лишены реализма и не передают полную картину последствий.

Тем не менее, остальное сделано на высшем уровне. Да, в нём есть несущественные минусы, но в целом на это можно закрыть глаза, ведь вокруг так много деталей, которые заставляют тебя погрузиться в сюжет. В целом, лично меня фильм не только развлёк, но и заставил изучить что-то новое о Мозамбике. А, согласитесь, в наше время редко какому фильму удаётся затянуть тебя в неизвестную тебе тематику.

3 января 2022

Apocalypse Now и вчера

Чтобы вспомнить, что за страна Мозамбик, надо заглянуть в справочники. У жителей этой части Африки и формальная независимость-то только с 1975 года всего, а с времён португальской колонизации и ранее арабской, страну полтысячелетия как хотели, так и имели. И опять насилуют, чтобы из португало-африканской мутировала в игиловскую…

Если сравнивать с «Туристом», легко сообразить, что ЦАР — это ещё цветочки, а беспредел в Мозамбике — вот это уж такие кровавые «ягодки», что мама не горюй…

Глянем на фон для военных авантюр. Почему операция подразделения военной организации прошла так сумбурно, догадаться не сложно.

В фильме показали версию одной из крупнейших африканских авиакатастроф. Эта беда унесла десятки жизней, сбросила с пути развития страну, только-только начавшую выкарабкиваться из колониальной депрессии.

Наши специалисты прибыли оценить обстановку на территорию с почти уничтоженным государством, разобщённым народом, который явно погружают в новое колониальное рабство террором, геноцидом и тотальной неграмотностью в комбинации с принуждением к обособленности по родоплеменному признаку — трибализации.

Осмотреться в Мозамбик прилетело маленькое подразделение с опытным командиром. Позывной Гранит можно сразу отнести к говорящим именам. Хорошо, что создатели фильма отказались использовать сентиментально-показушные голливудские клише и показали невыносимую обстановку: коррумпированную столицу с режимом, располагающим властью с опорой на штыки в центре да нескольких портовых городах, может, ещё в фортах с более-менее подконтрольными гарнизонами. А для группы российских инструкторов остальная территория — terra incognita в прямом смысле.

Для зрителя и трагедия мозамбикской «хатыни», и авантюра рекогносцировки, и ад, в котором десятилетиями выживает без надежд двадцатимиллионная провинция, становятся фоном — наскоро в эпизодах сказано о приглашении инструкторов, но в сведениях о приглашающей стороне столько мути, что нам по нашу сторону экрана ясно: военные специалисты отправляются в неизвестность.

В компьютерных играх такие территории называют «нераскрытыми картами», а военные веками описывали ситуацию словами «туман войны» (по-немецки — Nebel des Krieges, по-английски — Fog of war).

К достоинству фильма как раз и относится то, что «туман войны» показан кинозалу во всей неприглядности — в этом тумане не куклы и не кибер-боты, а живые люди, жертвы бесчеловечной эксплуатации, за 600 лет сформировавшей характер жителей этой части Африки.

Их надежды после падения самолёта с первым президентом освободившейся страны умерли, в городах и селениях около тридцати миллионов жителей не чувствуют себя гражданами страны. Где народу погуще, уклад сложился в коррупционно-криминальную пародию на государство, а вдали от портов и столицы хуже феодализма — правят мачете и пули…

К последним кадрам фильма, как кажется, большая часть зрителей должна испытывать оторопь. Гранит ведет себя нетипично для кроваво-сентиментальных военных драм типа «Слёз солнца», зрителя не развлекают блокбастерными приёмами в стиле Black Hawk Down и не выжимают слезу, как в Soldiers of Benghazi. Нам показали африканскую Хатынь и не приукрасили трагедию художественными приёмами.

После просмотра такого немарвеловского шоу не будет ни комфорта, ни ощущения, что вы, отдохнув на диванчике, можете теперь переключиться на чаёк или ещё что-то, что осталось после новогоднего пира. Кажется, история наших в Африке и история двух подростков — не развлечение со скуки в новогодние каникулы, а приглашение в свирепую реальность 2022 года. Да, актёры, представившие нам тройку основных героев художественного фильма, играли для нас роли, только это не развлекательное кино.

Кажется, «Гранит» — произведение с сюжетом, ведущим к катастрофическому исходу. Как в энциклопедии: трагедия отмечена суровой серьёзностью, изображает действительность заострённо, как сгусток противоречий, вскрывает конфликты реальности в напряжённой форме, обретающей значение художественного символа…

С тем, что древние греки называли symbolon, в фильме всё на своём месте. Образ, взятый в аспекте своей знаковости, и знак, наделённый многозначностью образа — образ воина с позывным, отражающим его душевные свойства. Знак: это крепко — гранит. И это человек, а не сказочный супергерой из Pulp Fiction.

Вывод: архив военного реализма пополнился ещё одним фильмом. Кто хотел только развлечься, тот зря хотел. Кому желанно кино для ума и сердца, тому Денис Нейманд по сценарию Измайлова такое кино дал. Актёры сделали хорошую работу, а что зрители оставят в своих душах… Ну, это вопрос уже к нам.

10 из 10

3 января 2022

Делали наспех, а сделали на смех

Мега-кроссовер, включающий трилогию про Шугалея, Солнцепек и Турист заценили многие. Надо сразу оговориться, все фильмы этой линейки -стопроцентная и неприкрытая про-па-ган-да, так что я не буду их оценивать с идеологической точки зрения, но вот чисто как развлекательное кино... Трилогия 'Шугалей' -среднего пошиба телевизионная поделка, 'Турист' -годный боевик, ну и лучший - Солнцепек. Для всех этих фильмов сценарий написал некий Владимир Измайлов и должен заметить, при всей идеологизированности оных, сценарист имеет действительно интересный талант -прописывать персонажей, их мотивы, сооружать конструкции из диалогов, в результате чего болванки оживают, так что тут Измайлову только плюсануть. И да, сюжеты тоже ровные, вменяемые, нет какого-то выпирающего идиотизма.

В связи со всем вышесказанным, ждал Гранит как часть 'мультивселенной' (пропагандирующей ЧВК 'Вагнер', чего уж тут). Думал будет добротный боевик, а на самом деле получилась нереально скучная шняга. Огромный плюс -снимали в 'родных' местах, как Туриста -в ЦАР так и Гранит -в Мозамбике. Но фильм разочаровывает с самого начала и тотально во всем. Плюс однозначный -выбор Олега Чернова на главную роль. У Олега сложился образ такого стопроцентно концентрированного мужицкого мужика, до мозга костей, он и сыграл такого персонажа, так что вот именно к нему претензий ноль. А все остальное... плохо, парни, просто плохо. Такое ощущение что фильм снимали впопыхах сценарий сумбурный, а действие размазано так неравномерно что хрустит челюсть от зевков между боевыми эпизодами. Зато озвучили факт того, что СССР помогал Анголе - вроде чего такого, все логично, но в Союзе как будто реально стеснялись об этом говорить и снимать кино, так тут об этом напоминает пара эпизодов - мол, ребята, гордитесь... то, что в принципе помощь СССР и России имеет разные цели - естественно плевать с высокой башни, лишь бы подать сигнал о добродетели.

Боевые действия скучные. В 'Туристе' был интересный и неожиданно даже комичный момент боя под песню группы Ленинград. Тут пытались повторить пройденное, но получилась именно дешевая эксплуатация. Боевые действия сняты настолько лениво, что можно было бы футажи вместо них вставить, а бюджет пробухать. Да, иногда что-то приличное прорывается, но такое ощущение что снимали лишь бы закончить и 10 разных режиссеров, а потом кое-как смонтировали (я его слепила из того что было) и выкинули -нате смотрите.

Нет, кино не ужасное, примерно на уровне трилогии про Шугалея, но вообще...могли бы и лучше. И да, в кои-то веки научитесь уже пропаганду маскировать получше, че так в лоб-то?

1 января 2022

Русские музыканты на гастролях в Юго-Восточной Африке.

Нет никого? Так я первым буду.

О том, что фильм - духовный (и сюжетный) спин-офф 'Туриста', думаю, говорить не стоит. Солнцепек в это трио, в отличие от многих, я бы не включал, хоть там и была весьма недвусмысленная отсылка. Все же, эти два фильма немного про другое.

Во многом 'Гранит' после 'Туриста' (уж простите, без сравнения этих двух относительно новых картин, я не обойдусь) - выглядит как работа над ошибками. Добавили мастистых актеров - полюбившихся всем в роли героев боевиков. Это позволило добавить реалистичности фильма немного качественно более отшлифованной и артистичной актерской игры.

На 'ура' отработала операторская команда. После 'Туриста' - любо-дорого смотреть. Картинка насыщенная, динамичная, без постоянных дерганий и раскачиваний.

Сюжетно фильм оценивать сложно. История с мальчиком, наверное, все-таки сделана для того, чтобы хоть как-то дать реализацию актерскому таланту 'Бате а. к. а. Граниту'. И в принципе, это фильму только добавляет. Если не логики - то идеологическо-нравственной составляющей. В конце концов, зачем брать именитого актера боевиков на главную роль, если он не будет спасать чернокожих детей?

Постановка сцен - отменная. Как человеку, имеющему отношению к войскам, любо-дорого смотреть на грамотную работу специалистов, а не штурмы в стиле 'Рэмбо' или других аналогичных произведений. Никакого супергеройства - строгий, не слишком вычурно-эффектный эпизод из работы псов войны.

Музыка тоже более чем на уровне, и поддерживает видеоряд как нельзя гармонично. Живой язык героев радует слух.

Сравнительно с 'Туристом', 'Гранит' избавился от множества болячек, в части касающейся просадки динамики повествования. Несмотря на небольшое количество батальных сцен (бюджеты, видимо, все еще не хватают с неба звезд) смотреть интересно, динамично развивающийся сюжет не дает заскучать по ходу дела.

Фильм не идеален, отнюдь. Спецэффектов можно было сделать больше и краше, актерская игра близка к реалистичной но недостаточно хороша непосредственно с точки зрения уровня актерского мастерства. Слабо раскрыты характеры, образы очень обобщенно-плоские. Есть недочеты, но мелкие, как говорится, на результат не влияющие.

Ну и само собой, просто несказанно радует выбранная тематика. Пусть и посредством 'инструкторов' мы снова перестали стыдиться своих героев, выполняющих задачи по наведению порядка в тех местах, где кровь льется рекой уже многие десятилетия. С точки зрения идеологического осмысления работы наших специалистов, и ухода от постоянного ощущения виновности - фильм, равно как и предшественники, в моих глазах крайне ценен.

8 из 10

31 декабря 2021

Делом, а не словом

Фильм «Гранит» получился хорошим, захватывающим боевиком. Актеры играют очень хорошо, и будто сам переносишься в Мозамбик. Во время просмотра искренне переживаешь за российских парней и местных жителей. Но давайте обо всём по порядку.

Если говорить о сюжете, он хороший, но в нём нет чего-то новаторского. Есть плохие парни, готовые любыми методами удовлетворить свои личные интересы, есть страдающие из-за этого мирные жители, и есть российские инструкторы. Интересно, что в отличие от голливудских фильмов главные герои «Гранита» не окрашены чисто в «белый», даже если для самих мозамбикцев они словно «боги». Да, они по праву могут зваться героями, так как не лишены чести, благородства и желания защищать слабых, но в то же время они изображены обычными людьми. У них есть свои страхи, и неубиваемыми их тоже не назвать. Это не тот случай, когда главный герой бежит в чистом поле, а десять человек не могут попасть по нему из гранатомётов. В «Граните» показана жизнь: суровая, кровавая и до боли реальная.

И тут есть очень интересная деталь – главный антагонист фильма не позволяет себе недооценивать российских парней. Наоборот, он прекрасно осознаёт их подготовленность и опасность, и пытается донести это до «коллег». Не припомню, чтобы я ещё где-то видел подобный ход.

Ну и конечно, ни один боевик не обходится без мочилова. Его тут предостаточно в различных вариациях. Перестрелки, взрывы и натуралистичные кадры отрезания голов. Последнее, конечно, может оттолкнуть неподготовленного зрителя, но по мне уж лучше так, чем наматывать сопли на кулак. Чай не на пикник выехали.

Это поняли и актёры. На роль главного героя – командира группы с позывным Гранит – взяли Олега Чернова. Ему предстояло сыграть главного «борца за справедливость» в фильме, но при этом сделать его «живым» и интересным. И это ему удалось на сто процентов. За решениями и мыслительным процессом героя было действительно интересно наблюдать. Хотелось бы узнать о нём больше, например, его жизненную историю, но тогда фокус бы сместился с помощи мирным гражданам на развитие персонажа, а это не совсем соответствовало задумке создателей картины.

Все остальные актёры тоже не подкачали, причём очень порадовало, что африканцам было уделено экранного времени не меньше, чем россиянам. Режиссёр попытался вместить в картину всё: как боевики выживают в лесу и как работают переводчики. Из таких деталей сложилась полноценная картина, тем не менее не перегруженная фактами и не растянутая по хронометражу. Полтора часа, по-моему, идеально.

Но больше всего мне импонирует, что создатели решили отказаться от «зелёных экранов» и графики и отправиться в настоящие джунгли. Даже не представляю, сколько денег было в это вбухано, но зато видно, что фильм снят с душой и знанием дела. Определённо рекомендую к просмотру. Единственное, сравнение «советских» с «богами» (тем более два раза) меня немного покоробило.

9 из 10

31 декабря 2021

Боевик Гранит на большом экране с 2021 года, его режиссером является Денис Нейманд. Кто снимался в кино, актерский состав: Евгений Терских, Александр Барановский, Марк Гаврилов, Мексес Мабессимо, Олег Чернов, Игорь Филиппов, Евгений Добряков, Андрей Курбатов, Глеб Темнов, Михаил Богданов, Артур Федынко, Евгений Васильев, Константин Снегов, Дмитрий Корепин, Андрей Суберу.

Страна производства - Россия. Гранит — имеет достойный рейтинг, более 7 баллов из 10, обязательно посмотрите, если еще не успели. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 18 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.