Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.8 |
IMDb | 5.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Гомункул |
английское название: |
Homunculus |
год: | 2021 |
страна: |
Япония
|
режиссер: | Такаси Симидзу |
сценаристы: | Хидэо Ямамото, Эисукэ Наито, Такаси Симидзу |
продюсеры: | Масами Фурукуса, Хидэо Кацумата, Тикако Накабаяси, Харуэ Миякэ |
видеооператор: | Дзюн Фукумото |
композитор: | Аятакэ Идзаки |
художники: | Ёко Сагаэ, Аюми Танака |
монтаж: | Осаму Судзуки |
жанры: | ужасы, фантастика, фэнтези, драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 2 апреля 2021 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 55 мин |
Японский кинематограф - та ещё 'вещь в себе'. Чтобы по достоинству оценить глубину авторского замысла, нужно хотя бы понимать их менталитет и культуру. Ни тем ни другим похвастаться не могу, поэтому воспринимаю фильмы на уровне рядового зрителя, которому время от времени хочется 'пощекотать нервы' чем-то необычным. Такаси Симидзу в представлении не нуждается, как и манга, по которой снят фильм. Знатоки этой формы изобразительного искусства могли бы внести бОльшую ясность, но перед нами не комикс, а художественный фильм. Завязка истории более чем оригинальная. Мало кто не слышал о гомункуле - по научным представлениям Средневековья и Нового времени, искусственном человеке, которого алхимики хотели создать лабораторным способом.
Режиссёр не стал развивать столь банальную тему, по которой можно снять 'страшилки' только для детей. Он слегка 'углубил' тему, добавив к наработкам средневековых алхимиков современные представления о возможностях человеческого мозга. Дискуссии о том, что все мы живём в воображаемом мире длятся целые века, но это нисколько не мешает миллиардам землян рождаться, жить и умирать. Эти три глагола определяют жизнь каждого из нас, но только не жизнь главного героя Сусуму Накоши в исполнении Го Аяно. Накоши лишён главного, что определяет человеческую личность - он не испытывает эмоций. Аристотель в своё время насчитал у человека 5 чувств: слух, осязание, зрение, обоняние и вкус. Но эмоции не чувства. Они проявляются лишь в переживании ярких ситуаций.
В отличии от чувств, эмоции появились в нашей жизни в процессе эволюции, поэтому они врождённы и становятся видны уже в первые дни после рождения. А Сусуму Накоши лишён всего этого. Если человек не в состоянии испытать радость, гнев, скуку, печаль, то как он может почувствовать вкус жизни?.. Для Накоши этот вопрос остаётся без ответа, пока в его жизнь в буквальном смысле не врывается Манабу Ито (Рё Нарита). Эксцентричный молодой человек, богатый 'папенькин сынок' занимается тем, что 'просто изучает людей'. Безусловно, в человеке есть что изучать. Главное наше богатство - мозг - работает всего на 10%. А как же остальные 90%? Ито без особого труда добивается согласия на эксперимент по трепанации, предрекая Накоши открытие 'третьего глаза, обретение 'шестого чувства' или что-то подобное из перечня экстрасенсорных способностей.
Завязка фильма производит яркое впечатление, особенно в той части, когда у прооперированного Такаси постепенно начинает раскрываться его новый талант. Яркая необычная психоделика. Прекрасная игра Го Аяно. И внутреннее недоумение: 'Почему у фильма такой низкий рейтинг?' Режиссёр не щадит зрителя, и сразу обрушивает на него всю информацию о сегодняшней концепции гомункула. По его представлению это совсем не те крошечные существа, которые, согласно учёным 17 века, находятся в сперматозоидах, гомункул - это то, как человек сам себя видит. Гомункул - это отражение самых сильных душевных травм, оставивших не просто рубцы на сердце, а вдоль и поперёк искромсавших всё тело.
Эротизм голландских учёных 17 века в веке 21 трансформируется в говорящую вагину. Сюрреализм происходящего непроизвольно отсылает к теории Фрейда, что многие детские переживания имеют сексуальную природу. Сцены эти не выглядят инородными, потому что эротизм японского искусства развивался на протяжении столетий, и что для европейца шок, то для японца - обыденность. Если бы режиссёр ограничился демонстрацией возможностей таланта главного героя, и показал бы череду 'разоблачений' в качестве микро эпизодов, это бы значительно упростило фильм и сделало бы его более понятным. Однако Такаси Симидзу решил излить на зрителя все человеческие пороки: обман, самообман, ложь. Вторая половина картины - это постоянное ожидание развязки, потому что ты прекрасно понимаешь: самое яркое и запоминающееся ты уже видел. Осталось узнать, чем всё закончится. А закончилось всё вовсе не жирной точкой, а длинным-длинным многоточием...
16 января 2023