Шона Пенна просили так не делать, но он никого не послушал. Взял, да и снова сел в режиссерское кресло после пятилетней паузы. А ведь именно тогда критики в пух и прах разнесли его драму об африканской революции “Последнее лицо” с Хавьером Бардемом и Николь Кидман. Она, как и “Фальшивомонетчик”, тоже была показана на Каннском кинофестивале в основном конкурсе. И это не единственное сходство между ними. Критики с удвоенной силой стали ругать и новый фильм Пенна, не стесняясь в выражениях, не обращая абсолютно никакого внимания на два, когда-то, заработанных “Оскара”. Вы же знаете, как в киноиндустрии всё очень быстро можно потерять с такими оценками? Правы ли критики, громя “Фальшивомонетчика”? Давайте разберем.
Во-первых, никакого упоминания про фальшивомонетчика в оригинале у фильма нет. Называется он “Flag Day”, и перевести его каждый из вас сможет незамедлительно. Вокруг этого названия и строится вся история картины: Джон Фогель /Шон Пенн/ родился 14 июня, в День Американского флага, и прямо-таки жил американской мечтой. Как говорит его мать - “Именно такие ругают приезжих из-за нехватки работы”. Это довольно точное определение, ведь работать Джон никогда не хотел, несмотря на наличие двоих маленьких детей, молодую жену и ежемесячные счета за новый дом. Он хотел вырваться с нуля, и, как вы видите по названию, сделал это. Правда, не совсем законным путем. Кстати, зачем локализаторы дали такой жирнющий спойлер в заголовке, для меня загадка.
Во-вторых, картина основана на реальных событиях, и снята по одноименной автобиографической книге журналистки Дженнифер Фогель. Как мы знаем, нечасто экранизация становится лучше, чем первоисточник. Я, естественно, книгу не читал, фильм смотрел, и уверен, что это правило снова сработало. Однако, суть не в этом.
В-третьих, “День Флага” не о Джоне. Рассказ идет от имени его дочери Дженнифер, и окунает с головой в ее воспоминания о детстве с отцом, аккуратно проходя все этапы взросления. И тут кроется та самая разгадка! Пенн взял на эту роль свою дочь Дилан, а на роль сына /еще помните, что у настоящего Джона было двое детей?/ - своего сына Хоппера. Таким образом получается настоящее семейное кино, в котором режиссеру не нужно во что бы то ни стало добиться от зрителя признания. Он сам признается о своей жизни, внутри фильма, своим же детям. Да, иногда сумбурно и нелепо. Но по большей части фильма, Дилан вытаскивает сцены своей харизмой и эмоциональностью. А еще эта картина стала для нее хорошей рекламой - она уже снимается сразу в четырех новых фильмах на ведущих ролях.
Поэтому смотрите всегда шире. Фильм - это не только картинка на вашем экране. Зачастую это выходящая за его рамки чья-то, настоящая, жизнь.
14 января 2022
...Известно, детям без отцов
Так не хватает леденцов,
И мама — вечно пьяная домой...
Драма, где семейная лодка разбилась вдребезги при первых штормах и родитель-отец, оставив возлюбленную с двумя детьми 'на шеи', тихо отвалил в самостоятельный дрейф. Вы тут, дальше, как-нибудь, без меня. Увы и ах, наши пути-дорожки - теперь всё по врозь. Не обессудьте. Так бывает. Так случается. В отношениях мужчина-женщина это сплошь и рядом... И денег нет. Перспектив нет. Тоска и грусть в обнимку с печалью от раннего утра до поздней ночи. Девочка, деточка делится откровениями об американском счастье: детство, юность, взросление.
Отцы прощелыги, не в диковинку ныне. Лицемер, лжец, мошенник - дозированным коктейлем набора качеств. Реальная история в основе сюжета.
Самое привлекательное в этом фильме это экранная презентация: Папа - дочка. Шон Пенн и Дилан Пенн. Успешные американцы ведут трогательный разговор об американцах с обочины жизни. Не у всех безоблачное небо над головой в этом мире. Не у всех сладкий кусок пирога во рту от заботливых родителей... Хорошо влезть в шкуры люмпенов (ну, почти) на неполных два часа и 'покуролесить' от души, слезу на чело пустив. Э-э-э-х...
Тот, кто в пятнадцать лет убежал из дома,
Вряд ли поймет того, кто учился в спецшколе.
Тот, у кого есть хороший жизненный план,
Вряд ли будет думать о чем-то другом.
М-м-м, Бошентумай, м-м-м, Бошентумай...
Номинация на Золотую пальмовую ветвь в Каннах? Адекватно ли это масштабу данной работы? Производной задумке. Или это дань уважения к шестидесяти однолетнему актёру-режиссёру? Похоже на то. 'Медалист' Канн, Берлина, Венеции, Парижа, обладатель 'Оскара', 'Золотого Глобуса' - символ успеха. И взять его работу в плей-лист никогда не зазорно, всё ещё не зазорно...
Но картина не оправдывает многих ожиданий зрителей. Экшн-фабула крайне скудна и скромна. И если питать себя надеждой об откровениях с потрясающими сценами погонь, преследований, грабежей, можно попасть пальцем в небо. Этого 'добра' тут по самому минимуму. Доминированием - пение оперяющейся пташки в разбросе лет аж с 1975 по 1992 годы - где был папа, что делал папа, как проводили время с папой в редкие минуты общего досуга. Ну, и без папы ряд сцен. С мамой - соответственно... И чего? Пресно. Сухо. Провинциальная мука, одним словом. Таких историй по миру - миллионы сегодня. Чем нас хотели удивить? Что хотели показать? Будни необразованных? Будни невостребованных? Будни низов? Так они ныне, описаны-показаны от и до. Бывает и 'позабористей'. Разве нет?
Лиричность музыкальных композиций обволакивающей пеленой. Грусть отчаяния - невозможностью что-либо изменить. Остаётся лишь понять, простить, принять. Подтекст? Папа Пенн, дочку Пенн погулять на широкую публику вывел.
5 из 10
5 ноября 2021
Новая режиссёрская (и актёрская) работа Шона Пенна, показанная в Каннах по словам многих критиков стала чуть ли не самым главным разочарованием кинофестиваля. И это действительно так. Ну, то есть, не знаю, как там с главным разочарованием, ведь это пока первый фильм от туда, до которого я добрался, но разочарование определённо.
Главный герой фильма Джон Фогель, как раз-таки Шон Пенн — фальшивомонетчик, у него проблемы с женой, от которой он в итоге уходит, но при этом не забывает о детях (относительно не забывает). В общем, практически всё внимание здесь будет сосредоточено на взаимоотношениях Фогеля с его дочерью Дженнифер.
Во взаимоотношениях и кроется основная проблема фильма. Персонажи абсолютно неинтересные, картонные, пресные и неживые. Да ещё есть и ненужный для сюжета герой Джоша Бролина, которого лента заявляет, как важного для сюжета, но у него хронометража от силы две минуты. Я не увидел в персонажах людей — лишь роли, которые сыграли актёры. В следствии этого, отношения между ними такого же уровня, такие же пресные, картонные, безынтересные и искусственные. В итоге из всего этого мы получаем то, что большинство сцен в картине попросту не работает, в том числе и финал, кажущийся очень уж пафосным. Там, где нужно вызвать эмоции у зрителя, лента не вызывает абсолютно ничего, кроме неимоверной скуки. Кстати, по поводу скуки, фильм нереально затянут, смотреть его действительно испытание, причём, труднопреодолимое — растянутые сцены, скудные диалоги.
Насчёт стези отца, а именно фальшивомонетничества. Нам вообще не раскрывают его деятельность, отгораживаясь парой сцен, где героя вяжут и он в тюрьме. А зачем он это делал, какова была его мотивация? Видимо, создатели посчитали, что нам не нужно этого знать.
На самом деле, про этот фильм нельзя особо много сказать — скудное зрелище со скудным сценарием, персонажами. Картина моментально выветривается из головы и слава богу, ведь помнить это не особо-то и хочется. Один из худших фильмов года наравне с «Чёрной вдовой».
4 из 10
11 сентября 2021