«Доктор Геббельс, без сомнения, уверен, что Салли стремительно подрывает моральный дух американских пехотинцев. Я полагаю, что эффект прямо противоположен. Мы получаем от неё огромное удовольствие. Мы её обожаем»
Эдвард ван Дайн, капрал ВВС США, 1944
Итак, Axis Sally - «осевая Салли». Так в Штатах во время Второй Мировой войны называли женщин, работавших на пропагандистских радиостанциях стран Оси - Милдред Гилларс («Берлинская сучка», «Берлинская детка», «Ольга») в Германии, Рита Зукка (собственно «Салли») в Италии, Ива Тогури («Токийская роза») в Японии. Возможно, это прозвище исходит от самой Гилларс, которая в одной из программ сказала о себе: «Я типичная ирландка, настоящая Салли».
Фильм основан на реальной истории Милдред Гилларс. В 1929 году она переехала из Штатов в Германию. К началу 1941 года Госдепартамент уже настоятельно рекомендовал гражданам США покинуть территорию Германии и стран, находящихся в зоне германского влияния. Милдред предпочла к рекомендациям не прислушаться, потому что её жених Пауль Карлсон, натурализованный немец, заявил, что никогда на ней не женится, если она вернётся в США. Вскоре после этого он был мобилизован и отправлен на восточный фронт, где и погиб.
Начиная с 1940 года, Гилларс работает на Reichs-Rundfunk-Gesellschaft (RRG), германском национальном радио в качестве ведущей. Начиная с 1942 года с лёгкой руки программного директора американской зоны RRG Макса Отто, нет, не фон Штирлица, а Койшвица, Милдред начинает вести программу, ориентированную на американских солдат - «Дом, милый дом».
Собственно, фильм и рассказывает об этом периоде жизни «Салли» и о судебном процессе над ней в Америке в 1948 году. Милдред (Мэдоу Уильямс) по личной инициативе доктора Геббельса (немецкий актёр Томас Кречманн) начинает вести программу «Дом, милый дом», пропагандистскую программу, рассчитанную прежде всего на американских G.I.*
Салли использует задушевные интонации для общения с «мальчиками», как она называет своих слушателей-солдат. «Знаете, мальчики, я хочу вам сказать: «Засуньте свои беды в старый вещмешок, но я понимаю, что он слишком мал, чтобы вместить все ваши страдания». Она не занимается лобовой пропагандой, за что иногда получает нагоняи от Геббельса, сопровождающиеся сексуальным насилием (здесь, конечно, создатели фильма несколько перегнули палку, да, Геббельс был монстром, но отнюдь не поэтому). Но тем не менее, она провоцирует солдат в своих эфирах: «А вы знаете, с кем сейчас ваши жёны и подруги, пока вы тут воюете? И останутся ли они с вами, когда вы вернётесь домой покалеченными?». Одной из главных задач была провокация ностальгии и подрыв морального духа. И, конечно, не обходилось без нападок на Рузвельта («ваш президент, моральный, духовный и физический инвалид») и антисемитской риторики.
Макс Койшвиц (датский актёр Карстен Нёргор) становится опекуном, продюсером, автором текстов и, разумеется, по законам жанра, любовником Милдред. Койшвиц умер в 1944 от туберкулёза.
Надо сказать, и в этом создатели фильма не погрешили против истины, что популярность Салли была огромной - её слушали миллионы. Ещё и потому, что после D Day** она брала интервью у пленных американских солдат, что было для их родственников знаком того, что их сын, отец или брат живы.
Но вот война окончена, последний эфир Салли был 6 мая сорок пятого, и в 1948 году Милдред предстаёт перед судом присяжных по обвинению в госизмене. Эта сюжетная линия подаётся параллельно с военной историей. Защиту Милдред обеспечивает матёрый адвокат Джеймс Лафлин. Играет его великий Аль Пачино, и как играет! В свои 81 мэтр в отличной форме. Будь то его работа в суде, общение с подзащитной, наставления своему стажеру Билли (Свен Кеммел, знакомый нам по «Дню курка» и сериалу «Касл») - игра Мастера безупречна.
Собственно, основная тема фильма в чём-то сродни теме «Чтеца» Стивена Долдри. Какова степень вины Милдред? Что ей двигало? Истинные симпатии к наци? Страх за свою жизнь? И, как говорит адвокат Маклафлин, обращаясь к присяжным: «Поставьте себя на её место. Как бы поступили вы?». Ибо легко быть убеждённым антифашистом, не находясь в тех обстоятельствах, в которых оказались многие люди в период Второй Мировой.
Так что, если вы готовы поразмышлять на тему войн, вины и роли пропаганды в военное время - посмотрите «Американскую предательницу».
P.S. Маленький спойлер: Милдред Гилларс вышла из тюрьмы, где она приняла католицизм, в 1961 году, вернулась в родной Коламбус, Огайо и преподавала немецкий и французский в католическом колледже Святого Иосифа. Умерла от рака в 1988 году.
* G.I. (galvanized iron, Government Issue, Ground Infantry) - обиходное сокращённое именование американских солдат
** D Day - день высадки союзников в Нормандии
17 мая 2022
Льва Рубина судьба сплела с Германией и ветвями мира и прутьями войны.
В миру он был филолог-германист, разговаривал на безупречном современном hoch-Deutsch… О маленьких городках из Рейна рассказывал так, как если б хаживал не раз их умытыми тенистыми улочками… А побывал он — только в Пруссии, и то — с фронтом.
Он был майором «отдела по разложению войск противника». Из лагерей военнопленных он выуживал тех немцев, которые не хотели оставаться за колючей проволокой и соглашались ему помогать. Он отбирал их оттуда и безбедно содержал в особой школе. Одних он перепускал через фронт… Они могли подрывать мосты… С другими он говорил о Гёте, Шиллере, обсуждал для машин-«звуковок» уговорные тексты, чтоб воюющие братья обернули оружие против Гитлера…
А. Солженицын. В круге первом.
У войны, как известно, много лиц. И в этом нет ничего удивительного. Народа, вовлечённого в процесс — великая масса. Миллионы по обе стороны траншей. Те и эти. Убитым, раздавленным, покалеченным можно быть в любой миг, в любую минуту. И внутренний посыл каждого прост и понятен. Выжить. Уцелеть. Себя сохранить. Инстинкт заложенный природой оберегом внутренних ограничений. Жить! Жить хочу!
«Американский предатель: Испытание Салли Оси» — это тема Второй мировой войны. Реальная история американской эмигрантки Милдред Гилларс, вовлечённой ведомством Йозефа Геббельса в нацистскую пропаганду. Телевизоров в те времена не было. Люди проводили свой досуг вблизи радио. Новости, музыка, передачи, проглатывались словно горячие пирожки. На ура! Аудитория, колоссальная. И вот дама, милейшим и нежнейшим голосом из Германии, из Берлина обращается к «своим братьям и сёстрам» от имени Салли Оси — хватит воевать, немцы Вам не враги. Подумайте, кто сейчас утешает Ваших подруг, пока Вы в окопах. Кто согревает их в холодных постелях? Несокрушимая мощь на Вашем пути! Бойтесь! Страшитесь! Погибните! Ну, и так далее…
А потом крах Рейха. А потом конец войне. А потом арест и суд в США. Виновна? Безвинна? Кто эта женщина? Предатель? Изменник? Жертва обстоятельств? Как к ней относиться? Как её воспринимать? Все «за» и все «против» необходимо взвесить. Так может быть ей орден или медаль на грудь? А чего? Обвинение, оно ведь всегда неистовствует. А защита адвокатуры — обеляет до слёзной сентиментальности. Суд Присяжных эмоционален по своей сути. Сердца людские необходимо расшевелить. Чья возьмёт?
Без малого два часа на сюжетные хитросплетения для осмысления. Режиссёр перемещает зрителя то в духоту тюремного каземата где вчерашняя прима коротает время до судебных слушаний, то переносит нас в благополучный мир свастики. Воспоминания женщины, активно агитирующей-разлагающей противника, отношения с власть имущими, специфика работы, личная жизнь. Всё как на киноплёнке перед эшафотом истории. Чётко. Доступно для понимания. И мрачно-мрачно-мрачно…
Да, именно мрачно. Всё в этом кино в серо-чёрных оттенках. Такова задумка автора? Возможно. Наверное так. Именно так. Ведь радоваться и веселиться здесь явно не к месту. Судьба человека решается. А потому комнаты-комнаты-комнаты. И залы-залы-залы. Аудитории в различность нагромождения стен, мебели. Узость света. Тусклая приглушённость.
А «Буревестником» над всем этим реет Аль Пачино(Джеймс Лафлин). Адвокат. Защита дамы. Сгусток красноречия и ума. Вот уж поистине:
Над седой равниной моря ветер тучи собирает. Между тучами и морем гордо реет Буревестник, черной молнии подобный.
То крылом волны касаясь, то стрелой взмывая к тучам, он кричит, и — тучи слышат радость в смелом крике птицы.
В этом крике — жажда бури! Силу гнева, пламя страсти и уверенность в победе слышат тучи в этом крике.
Чайки стонут перед бурей, — стонут, мечутся над морем и на дно его готовы спрятать ужас свой пред бурей.
И гагары тоже стонут, — им, гагарам, недоступно наслажденье битвой жизни: гром ударов их пугает…
Игра «звезды» как всегда по самым высоким стандартам. Немного его в этой картине. Он наблюдатель. Он созерцатель. Он мыслитель. Но когда уж настало его время — палит «из всех орудий». Красноречие — вещь величайшая. И даже на некоторое время проникаешься, и даже подпадаешь под чары «этого мага». Однако мгновение-другое спустя, твое здравое, анализирующее «я» камня на камне не оставляет от подобного фокуса.
Впрочем, так случилось со мной. А каков будет Ваш вердикт? Сюжету кино. И конечно же Милдред Гилларс 10 марта 1949 года выслушавшей вердикт Присяжных заседателей.
Кино для любителей судебных слушаний, судебных заседаний. Что ещё? Актёры? Да, стараются, «плещутся», но, до «небесной выси» им, увы, далеко. Примечательного, запоминающегося, мало. Лишь Аль Пачино, благодаря харизме хоть как-то разбавляет эту сумрачную усталость, опускающуюся саваном печали, отчаяния на плечи.
6 из 10
1 июня 2021