Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.1 |
IMDb | 6.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Снега больше не будет |
английское название: |
Śniegu już nigdy nie będzie |
год: | 2020 |
страны: |
Германия,
Польша,
Нидерланды
|
слоган: | «Чернобыль — это только начало» |
режиссеры: | Малгожата Шумовская, Михал Энглерт |
сценаристы: | Михал Энглерт, Малгожата Шумовская |
продюсеры: | Агнешка Васяк, Михаэль Вебер, Мариуш Влодарски, Корнелия Акерс, Карлос Герстенхауэр, Марта Гмосиньска, Рафаль Голис, Томаш Карчевский, Биргит Кемпер, Моника Лобкович, Марчин Пясецкий, Анджей Саблиньски, Михал Энглерт, Виола Фюген, Малгожата Шумовская, Анна Спиш, Стефаан Шейдер |
видеооператор: | Михал Энглерт |
художники: | Ягна Яника, Катажина Левинска, Катя Шлёмер, Анна Рымаж |
монтаж: | Агата Черняк, Ярослав Камински |
жанры: | комедия, драма, детектив |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в России: | $22 229 |
Сборы в США: | $15 901 |
Мировые сборы: | $167 977 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 6 сентября 2020 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 56 мин |
Падший ангел Женя, с крыльями, опаленными ядерным взрывом, грустно смотрит на людей, которым хотел помочь — едва встав с массажного стола, они цепляют бокал вина, зажигают сигарету или прибегают к наркотикам. Так же они поступают и с природой — это пройдет белой нитью через название картины, повторяющееся во фразах разных персонажей и разрешающееся в финальном титре: «Последний снегопад накроет Европу в 2025 году».
Тут, конечно, чересчур много общих мест: человек, меняющий повседневный уклад буржуазного общества (сюжет, известный с «Теоремы» Пазолини, а, вероятно, даже раньше), который, к тому же, из другого социального слоя — мигрант, чернобылец; — воспоминания о матери (привет, Зигмунд); Тарковский, считываемый на лету (я расшифровал женские затылки («Зеркало») и телекинез («Сталкер»)). Еще один символ, то ли списанный, то ли случайно совпадший, — это лес как потусторонний мир/мир подсознания; здесь мне приходит на память «Богиня» Литвиновой, хотя по логике локация эта ближе прострации в пиксаровской «Душе». Вообще фильм снят в (хотелось бы надеяться) самоироничной манере, подражающей артхаусу: загадочный отрешенный персонаж, обрывочные диалоги.
Чего нельзя отнять у картины, так это красоты кадра, игры со светом, прекрасного музыкального сопровождения. К тому же, фильм не утомителен — он рассказывает историю, пускай уже, в общем, известную, но придает ей колорит, не последний оттенок в котором играет и юмор. Стоит заметить, что, мало того что «Снег» снят по собственному сценарию режиссера, так он ещё и в большой степени импровизация, что делает его более живым и достоверным.
22 марта 2021
В элитном коттеджном поселке появляется загадочный иммигрант из Украины Женя, предоставляющий скучающим богачам услуги массажиста. Об этом молчаливом и добром здоровяке известно немного — он родом из Припяти, после аварии на Чернобыльской АЭС потерял маму, скончавшуюся от лучевой болезни, утверждает, что говорит на всех языках мира, болеет за донецкий «Шахтер» и иногда хорошо танцует. А еще обладает даром гипноза и почти фантастическими целительскими способностями, когда после сеансов его массажа люди чувствуют, будто заново родились.
После неудачного эксперимента на Западе с чужими сценариями на тему модных социальных веяний, представленного занудной, хотя и красивой драмой «Приди ко мне», Шумовска благоразумно вернулась на родину. В компании с бывшим мужем, сценаристом, продюсером и оператором Михалом Энглертом она сняла одну из своих лучших картин, в которой мы сполна узнаем основные отличительные черты этой весьма небанальной польской постановщицы — нотки магического реализма, легкий ситуативный юмор, едкие зарисовки современного социума и сложная жанровая принадлежность.
Поначалу может показаться, что Шумовска намешала в фильм слишком много всего, и большинство тех самых «чеховских» ружей отказывается стрелять. Но, когда кино подходит к концу, ощущения невнятицы, недосказанности или перегруженности совершенно не наблюдается, хотя четко сформулировать впечатления и мысли от него поначалу несколько сложно. «Снега больше не будет», как и сеансы гипноза клиентов Жени (известный по третьему сезону «Очень странных дел» украинец Алек Утгофф), представленные красивейшими сюрреалистическими мизансценами, когда мы не можем понять, находятся персонажи в лесу, залитом лунным светом, либо это чаща заполнена водой, в которой преломляются лучи, воспринимается прежде всего на подсознательном уровне.
Именно язык ассоциаций, аллюзий и иносказаний позволяет понять, что энигматичный герой может трактоваться как след, оставленный на этой Земле травмой прошлого, и пока элитное общество, запутавшееся в своих комплексах и желаниях, стремится превратиться в картинную западную буржуазию, эдакий польский Степфорд, как раз только Женя, кого коснулась всемирная трагедия (как шутит один из героев, «ты теперь радиоактивный?»), пришел в этот пластмассовый мир не ради злобы и мести, а ради исцеления душ.
Это кино — словно фон Триер, из которого убрали эпатаж, и Тарковский, в которого добавили легкости и юмора. Такие вещи вряд ли собирают полные кинозалы, но хочется думать, что фильм все же найдет своего зрителя, поскольку он наполняет экран какой-то необъяснимой магией, иррациональностью, душевностью и особой притягательностью, когда после финальной фразы «последний снег в Европе выпадет в 2025 году» не возникает неприятного WTF-чувства, будто твой мозг в очередной раз поимели снобы-фестивальщики, а остается томное послевкусие, заставляющее вспоминать, осмыслять и анализировать увиденное.
6 февраля 2021
«Снега больше не будет» — до мозга костей фестивальное кино, снятое четырёхкратным призёром Берлинского кинофестиваля, польским режиссёром Малгожатой Шумовской в соавторстве с Михалом Энглертом. И если сравнивать «Снег» с предыдущими работами Шумовской, как-то по-особенному выделить его в её фильмографии нельзя. Видно, что как режиссёр Шумовская растёт от проекта к проекту — работа с кадром становится глубже, а формулирование целей и задач для актёров становится увереннее и чётче. Однако в творческом плане Шумовская всё ещё находится в поисках собственного визуального стиля и способов повествования, из-за чего режиссёр из раза в раз ссылается на Андрея Тарковского, цитируя его труды покадрово.
В этом плане «Снег» возводит своего вдохновителя в абсолют, стараясь подражать «Сталкеру» и «Зеркалу» одновременно через известные всем поклонникам Тарковского образы и нарративы. Шумовская постоянно ссылается на зеркала, показывая через них дуализм человека, присущий всем действующим лицам в её фильме, а тема поисков Бога метафорично переплетается с вопросами о том, что такое смерть, жизнь, где одно заканчивается, а другое начинается. И, к сожалению, из-за всего этого лента Шумовской становится заложником чужого видения — картине попросту нечего предложить, кроме бесконечных ссылок режиссёра на великое.
В центре сюжета молодой и талантливый массажист по имени Женя, в глубоком детстве переживший трагедию в Чернобыле. Радиация наделила его сверхспособностью — исцелять людей снаружи и внутри при помощи тактильного контакта. Как сам Женя говорит, он всегда отождествляет себя с супергероем, пытающимся помочь остальным. Поэтому он и стал массажистом, которого богатые и успешные люди пускают в самые интимные закоулки своей души. Женя не просит ничего взамен — он помогает людям, потому что больше некому. Некому настолько, что самому Жене никто помочь не в силах, поэтому режиссёр и рисует из персонажа образ постсоветского супергероя: защищающего, но уязвимого супергероя.
Однако фильм Шумовской вовсе не про супергероя, а про путь человека в этом мире. Женя исцеляет людей от болезней, невзгод и плохих мыслей, но это не помогает — окружающие его личности продолжают чувствовать себя ужасно, болеть и горевать. И проблема здесь не в способностях Жени, а в самих людях. Главный герой действительно способен исцелять людей одними лишь руками, вот только человек у Шумовской движется всегда в одном направлении. «Снег» отражает (буквально) сущность человека, всю свою жизнь идущего к смерти, стагнируя по пути, убивая себя самостоятельно при помощи вредных привычек, отсутствия желания жить и прогрессировать.
Подчёркивает всё это режиссёр как содержательно, так и визуально. Все персонажи Шумовской, в том числе и Женя, всегда движутся справа налево, то есть регрессируя. «Снега больше не будет» строит из всего этого мономиф о герое, «рожденного» в эпицентре смерти, из-за чего он никогда и не начинал жить. Женя — лишний человек, ему нет места как среди живых, так и мёртвых — он скиталец, способный найти покой лишь под лучами солнца и фонящей от радиации атмосферы меланхолии среди пепла. Радиоактивный пепел заменяет герою снег, что легко рифмуется с основной темой фильма: из-за человечества снег перестанет выпадать, его заменит пепел — потому что иначе человек не может, он разрушает, потому что не может иначе удовлетворить свои желания.
Украинский актёр Алек Утгофф, которого зрители могли видеть в «Очень странных делах», играет изумительно. В арсенале его персонажа не так уж и много эмоций, однако Утгофф смог органично вписаться в образ таинственного волшебника, скрывающего огромную дыру в его сердце, не позволяющую ему нормально спать по ночам. Женя не открывается даже зрителю, благодаря чему его образ отчасти становится даже зловещим, а его механическая манера двигаться, словно он заведённая марионетка, одновременно и пугает, и завораживает. Что у Утгоффа не отнять — так это врождённого очарования, которым он наделил и своего героя, помогающим ему входить в доверие.
«Снега больше не будет» — фильм простой, но его на фундаментальном уровне портят попытки режиссёра сделать умное кино. Лента Шумовской лишь старается казаться чем-то глубоким, неординарным и высоким, однако из-за своей содержательной простоты ближе к середине «Снег» превращается в претенциозную драму. Здесь и томные взгляды героев в пустоту и друг на друга, и давящая на зрителя атмосфера одиночества, и классический образ умершей женщины во главе внутреннего конфликта главного героя. Картина Шумовской могла бы работать как идеально выдержанная притча о стагнации человечества, только желание режиссёра равняться на великих, в особенности на Андрея Тарковского, сыграло с ней злую шутку.
Смерть — порождает жизнь, жизнь — смерть, желание — не родня величию. Цикл у Шумовской не запустился, из-за чего лента работает лишь эпизодами, а не как цельное произведение.
6 из 10
2 февраля 2021
Частая гостья европейских кинофестивалей Шумовска и в этот раз готова удивить и сценарием, и видеорядом и музыкой. На главную роль режиссёр позвала Алека Уотгофа. Думаю, где я его уже видела? Точно, в «Очень странных делах». Актёр родом из Киева, отлично говорит по-русски, польски и, вероятнее всего, по-английски. В фильме «Снега больше не будет» у него главная роль. Его герой — молодой человек по имени Женя, работает он массажистом, среди клиентов — люди с достатком из элитного района. Пока ничего удивительного, но Женя по сюжету родился в Чернобыле ровно за семь лет до аварии на ЧАЭС и в момент катастрофы был там. Все его пациенты в курсе, откуда он родом, что он вынужден работать в Польше, чтобы подзаработать. Но то волшебство, которое происходит во время его сеансов, стоит даже больше, чем ему платят. То ли чернобыльская авария, то ли ещё что, но Женя обладает телекинезом и умеет гипнотизировать. Плюс сильные руки, нужные слова поддержки, ароматические масла и человек на массажной кушетке — в нирване. Именно это им и нужно, богатым, пресыщенным, скучающим и, в подавляющем большинстве одиноким, несмотря на наличие жён, мужей, детей, собак и всего остального… Извечная проблема. Но Ангел-целитель душ Женя не может быть всегда с каждым из них, клиенты должны и в силах жить гармонично и без Жени. И думал ли кто-то из них, что ему самому требуется порой хотя бы моральная помощь. Волшебник Женя, массажист, философ, психолог, танцующий балет, легко очаровывает зрителя, а неспешное повествование почти гипнотизирует. А снег обязательно ещё будет…
8 из 10
2 февраля 2021
Основные действия картины происходят в небольшом польском городке. В городке этом живут исключительно обеспеченные люди. Их одинаковые и богатые дома уже визуально могут вогнать в тоску. При этом создаётся впечатление, что сами по себе жители не живут в настоящем, будто убегают от реальных проблем. Они заглядывают в будущие, идеализируя его донельзя, например, желая увидеть своего ребёнка в роли истинного интеллигента, когда тот вырастет, мать заставляет сына учить французский, хотя сама им не обладает и не представляет не для чего он нужен в принципе. Все эти дома, будто с картинки, в полной мере отражают желание людей с помощью визуальной оболочки показать окружающим, да и себе тоже, что они люди состоятельные, почти идеальные.
Но тут в таком буржуазном обществе появляется простой паренёк по имени Женя. Он без особого труда прорывается через визуальные оболочки людей, с помощью своего дара. Помимо умения делать мастерский массаж, Женя способен проникать во внутреннюю подноготную человека, вываливая на стол все его скелеты в шкафу. Благодаря этому загадочному украинскому иммигранту, люди наконец-то способны столкнуться со своими переживаниями лицом к лицу и справиться с ними. Но не успевают жители городка приноровиться к местному волшебнику, как он таинственно исчезает, также как и появился. Это можно связать с тем, что режиссёр использует Женю скорее как абстрактный образ, ключ, который может открыть дверь к любому человеку. Используя такой приём, Малгожата Шумовска демонстрирует нам всю подноготную польской элиты. Думаю тут уместна параллель с Воландом из романа «мастер и маргарита». Только если там персонаж наказывает провинившихся за их проступки, то здесь Женя наоборот оказывает помощь и поддержку.
По технической части всё также сделано неплохо. Продолжительные, красивые кадры умело погружает нас в атмосферу происходящего. Актёры +- играют неплохо, явных нареканий у меня никто не вызвал, а Алек Утгофф прекрасно передал нам образ молчаливого, загадочного парня. Фильм уже в выдвинут в качестве официальной заявки Польши на предстоящую премию «Оскар» и это решение мне кажется более чем оправданным.
8 из 10
12 января 2021