Рейтинг сериала | |
Кинопоиск | 7.2 |
IMDb | 5.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Листьев. Новый взгляд |
год: | 2020 |
страна: |
Россия
|
режиссер: | Родион Чепель |
сценарий: | Родион Чепель |
продюсеры: | Полина Шевченко, Анастасия Семёнова, Александр Уржанов, Родион Чепель, Анна Шинкарецкая, Мария Серпионова, Игорь Садреев |
видеооператоры: | Михаил Оркин, Дмитрий Крылов, Евгений Митрушкин, Антон Пестов, Артур Бергарт, Егор Коваль, Вадим Чаюков |
монтаж: | Ринат Халеков |
жанр: | биография |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Я люблю документалистику и журналисткие расследования.
Учился на ист. факе и к просмотру документалистики и расследованию я подхожу с определенным багажом и понятием, что такое факты и источники.
В нынешней повестке дня у нас Сталин — исключительно кровавый тиран, а СССР — самое плохое, что изобрело человечество, а 90-е исключительно «святые». И я опасался, чтоб этот фильм не вышел в парадигме нынешней пропаганды, а Листьев не был использован для громкого повода прожевать эту повестку снова. Однако все не так и на общем фоне нынешних «разоблачителей» фильм смотрится интересно. Хотя бы по тому, что не идет апеллирование к эмоциям и у нас не появляются «девочки, сосланных в лагеря за мороженное».
Отличная завязка и небольшой экскурс в это время, но своевременное возвращение к теме. Большое количество мнений от очевидцев тех событий, что позволяет осветить личность Листьева как можно четче и понятней. Понравилось, как перешли с помощью информации от «человека с добрыми глазами» к весьма стандартному человеку с понятными для того времени действиями и кругу общения.
Родион в фильме смотрится хорошо, действительно нейтрально и не мешает гостям излагать мысль. Не клонит в свою догадку и не переходит к закрытым вопросам (да/нет).
Что не хватило этому фильму. Считаю, что автор сам в конце запутался. Крупные планы его лица и стены не несут уже смысла, а отражают агонию и усталость от всех данных, что удалось узнать. Поступательные движения и четкий «шаг» расследования сменяется поиском крутого поворота для некой сенсации и сюжетного разворота. Однако по моему мнению он не случился. Я очень бы хотел увидеть дела следователей и кто их вел. Что стало с этими людьми? Номера уголовных дел, какие-то накладные из налоговых по тем денежным средствам, что упоминаются в фильме. Дело Листьева было заведено, у него же есть номер. Что от него осталось, как оно сейчас выглядит и из каких производств состоит? Показалось, что были какие-то «блокеры» расследования. Предположу, что опасность не миновала и многие опасаются за свое здоровье. Может так. Записки в конце так же не помогли. Картинка — сок, но не хватило графиков и структур для зрителя. Стена превращается в хаос, в котором сам автор похоже тоже запутался.
Что в целом? Родион сделал интересный фильм. Смотрится достаточно свежо и бойко. Не пытался склонять гостей к ранее задуманным ответам и цели. Есть ощущение, что начал все ради истины. Слушал разные правды (которая как известно у каждого своя) и пытался приблизиться к истине.
Рекомендую, путь расследования интересный, хоть и не такой длинный, а жаль.
5 марта 2020
В этом году исполняется ровно 25 лет, как убили одного из самых популярных и любимых телеведущих нации первой половины 90-х Владислава Листьева. Никто ни до ни после Листьева не имел такого оглушительного успеха. Как однажды правильно сказал Константин Эрнст: «Было много телезвезд и после Влада, но вот всенародно любимых уже не было».
По опросам 1994 года Листьев наравне с тогдашним Патриархом Всея Руси Алексием II возглавлял первые две строчки рейтинга доверия среди населения большой страны. И его смерть 1 марта 1995 года действительно стала шоком похлеще экономических реформ 90-х.
Фильм «Листьев. Новый взгляд» снял мой ровесник Родион Чепель. Мне в 95-м 12 февраля исполнилось 9 лет, а автору фильма в последний день зимы накануне 1 марта исполнилось 11. Чепель на протяжении почти 120 минут хронометража, наравне с поставленной задачей — ответить на вопрос «Кто убил Влада?», пытается разгадать феномен его популярности. Ведь тогда не было интернета и все новости и развлечения народ черпал из телевизора. А имя Влада Листьева, как автора и продюсера, в титрах многих программ было своего рода брендом качества! Я в то время обожал, как наварное и многие, смотреть «Звездный час» с Сергеем Супоневым, который тоже придумал Влад.
В самом начале Родион признается: «Самое важное — впервые историю рассказывает сверстник героев тех лет, то есть я. Это фильм для 30-летних о том, как и чем жили 30-летние 30 лет назад, сделанный такими же 30-летними. О том, какие у того поколения были надежды, чем они обернулись, — и как получилось, что главное преступление того времени и того поколения осталось нераскрытым».
Родион Чепель почти целый год собирал версии, взял 70 интервью. Получил вдвое больше отказов. Изучил сотни документов. В ходе расследования составил целую схему, наглядно показывающую, как был устроен тогда рекламный бизнес на ТВ и какие именно бизнес-мотивы могли привести Влада Листьева к трагическому финалу.
Главное отличие фильма Чепеля от всех других, снятых за эти годы, то что он впервые за 25 лет называет и другие, помимо растиражированной в СМИ «рекламной» версии, возможные мотивы убийства Владислава Листьева.
Коллеги Влада сходятся во мнении, что «За что бы он не брался, это было обречено на успех», «В душе он был авантюристом, в хорошем смысле слова, и это только еще больше подкрепляло его популярность», «Влад вышел на первые позиции и его реально невозможно было заменить. Его реально можно было только убить».
Поразило своей откровенностью и признание бывшего следователя Петра Трибоя о том, что расследованию всячески мешали на самом высоком уровне вплоть до информирования подозреваемых лиц о том, что они находятся в разработке по «делу Листьева».
В конце Чепель предложил спикерам написать анонимно на бумажках имя предполагаемого заказчика убийства. Конечно наивно было бы полагать, что фильм прольет свет на имя настоящего заказчика благодаря детской идее с записками. Фильм Чепеля завесу тайны так и не открыл, но само художественное исполнение фильма получись довольно неплохим: кадры частной жизни самого автора фильма гармонично сочетаются с кадрами основных событий происходивших в стране на момент перестройки, что в полной мере позволяет вновь «окунуться» в прошлое. Но основная задача, поставленная изначально автором фильма, так и осталась нераскрытой. Но вместе с этим Родион Чепель справился с задачей донести до зрителей другую сторону жизнедеятельности телекумира, оставив открытым финал.
После просмотра я вспомнил финальную сцену блокбастера Питера Джексона «Кинг-Конг», где герой в исполнении Джека Блэка произносит фразу: «Чудовище убила красота!», перефразируя ее можно сказать и про Влада: «Любимца нации убил успех…»
10 из 10
28 февраля 2020