Тот случай, когда я не знаю что сказать. Я уже 4 раза его посмотрела, и в оригинале, и в переводе, и со всех ракурсов, и по нескольку раз отдельные сцены...
Я не знаю, что сказать, кроме того, что подобные фильмы остались в середине 90х- начале 2000х, и тут такое невыносимое, совершенное во всех отношениях чудо!
Тема, диалоги (боже, какие это диалоги - глубина, боль, ирония, сарказм, цинизм, whole lotta love, философия, красивые литературные аллюзии, в том числе и на русскую литературу в полной мере, жизнь, смерть, пустота, свет, тьма... это невыносимо, потому что рвется сердце каждую минуту от восторга, а на дворе конец циничного и в массе бездарного на всех уровнях 2023 года, когда ты уже почти забыл, что кино может быть таким, и оно должно быть именно таким, потому что все вокруг со скоростью света становится пустым, мелким и тусклым.
Я люблю валлийца Дилана Томаса, но нельзя сказать, что хорошо знаю его жизнь и его поэзию, однако видела почти все фильмы последних лет о нем.
Смотрела, разумеется, ради Эванса, это главная причина, потому что актерски он уже давно по-мейерхольдовски синтетичен, всеяден и практически недосягаем, а тут лишний раз все это продемонстрировал. Боже, как прекрасен в каждом жесте, ракурсе, ноте, слове этот валлиец из Пемброкшира, поэт, выпускник Guildhall school of Music and Drama, как и офицер МакГрегор и Дэвид Тьюлис (неплохой цветничок, правда?), билингва... о, это его Lechyd da, gentlemen... И это только он...
А ещё Джон Малкович (какую циничную мразь и как он играет!), Ромола Гэри ( прекрасная как всегда и актерски очень точная, несчастная, любящая и злобно разочарованная Кейтлин Томас), Родриго Санторо (о, боже, он впервые после Hemingway and Gellhorn играет! и играет очень хорошо, очень жёстко, очень тонко (и это на фоне гениального Эванса!), кто-то сказал, что он там похож на Меньшикова в вечной роли им. МихМиха Козакова 'Костик, а Вас к телефону!', но 'Костик' бы такую роль явно не потянул, а Санторо включил все свое актерское мастерство, обаяние и то, что по первому образованию журналист, а в этой роли бартендера?/дьявола-искусителя?/Архангела Гавриила? это крайне важно - и это сработало!)...
Изумительный OST, восхитительный оператор Анталь Штайнбах, в профессии он только с 2008 года, а как работает! боже, эти крупные планы, этот свет (Эйзенштейн? Дзига Вертов? Калатозов/Урусевский? Тарковский/Юсов/Рерберг? Павел Лебешев? Ингмар Бергман? Или любимый Эвансом Элем Климов/Алексей Родионов, который последнее время блестяще снимал с Салли Поттер? французский неореализм? Или все это вместе? Не знаю.
Знаю только что режиссер Стивен Бернштейн - нечто, раз снял такое (однако, учитывая, что это его 2ое большое кино в качестве режиссера/сценариста, а до этого 45 операторских работ, то, полагаю, что недалека от истины, и он знает достаточно про богов и героев по ту сторону камеры ХХ века)...
Cмотреть стоит непременно, ибо это редчайшая из жемчужин в куче... сами решайте чего. Без каких-либо преувеличений.
20 декабря 2023
Если вы прочитали хотя бы только описание к фильму, то уже имеете представление, кто такой Дилан Томас. В его век, расцвет реализма, писать о чём-то абстрактном и не злободневном — значит стать лёгкой мишенью для критики современников. Собственно, фильм с поразительным занудством экранизирует это противостояние формы без содержания и содержания без формы. План был великолепный.
Чисто номинально фильм можно разделить на 2 половины: в одной кино много и претенциозно занудствует и пытается расставить ловушки для зрителя, а в другой уже полностью раскрывается и даже оставляет пищу для размышлений. Начинается всё с того, что Дилан Томас, как можно понять по речи Джона Малковича, умер. Далее идут светлые, яркие и цветные образы, над которыми поэт рефлексирует всю свою жизнь. Их прерывает чёрно-белое изображение, погружающее в жизнь и олицетворяющее реализм, грязь, заблёванный туалет и поверхностных, лживых, неискренних людей, в окружении которых Дилану приходится жить. Иногда романтизм писателя возвращается в картину, но сделать единственную разницу с реальностью — убрать цвет у последней,— это чересчур лениво. Для того, что чтобы мир поэта выглядел впечатляюще и поэтично, режиссёр решил сильно упростить окружающий мир, лишив его красок и операторских изысков, но он не проделал должной работы над областью чувственного — увы, так это не работает.
Часть 1: Дилан пьёт в баре, давая каждой рюмке символичное имя, знаменующее отдельный этап жизни человека. Он не скупится на поэтичные монологи, работая на публику, которая осторожно, но всё же поддерживает писателя и восхищается его речами. Время от времени загадочный бармен Карлос вкидывает некоторые умные, но отнюдь не всегда фразы, которые производят эффект на Дилана Томаса. Посиделки прерываются рандомными вставками из его выступлений и гастрольной жизни и цветными фрагментами. Кино как-будто живёт вне времени, только чисто номинально идя в одну сторону с течением истории, но переброситься куда-то назад или вперёд без особой логики — не проблема для ленты. Из-за этого она смотрится несколько запутанной, а постоянные фразы общего назначения, претендующие на какой-то смысл, только больше подбешивают своей надоедливостью.
Читается конфликт формы и содержания, который Карлос интересно раскрывает в своём монологе про отца. Помимо этого, имеется Джон Малкович в роли врача, а также приятель, организующий тур по всей стране,— Бриннин, который одновременно восхищается гениальностью поэта и качает из него деньги. В основном персонаж Малковича служит для комических зарисовок и обозначения алкогольных проблем, а Бриннин для того, чтобы вымещать на нём всё душнильство, которое не поместилось в основную линию. Ещё линия со студенткой Пенелопой... В общем, как бы странно это не звучало — здесь слишком много сценарных элементов, направленных исключительно на Дилана Томаса, но не дающих ничего для центрального конфликта, а иногда даже наоборот.
Часть 2: пьянющий Дилан всё больше рефлексирует, всё больше страдает и физически, и духовно, всё больше наглости позволяет себе. Тут толпа, которая до этого 'вырастила' Дилана в пределах одного дня, под чьи одобрительные и восхищённые взгляды он напивался — отворачивается от писателя. Он перешёл черту, и вся его грязь оказывается неприятна для наблюдателя. Одурачен ли зритель? Вряд ли. Бенефис бармена Карлоса, вымещающего на поэте всю критику реалистов — и кажется, что Дилан Томас терпит полный крах. Даже тут, хоть зритель и находится в несколько напряжённом состоянии, всё равно не может полностью поверить в такое разоблачение, потому что очевидно преувеличение. Интересный конфликт, не всегда интересно поданный, завершается тем, что Дилан Томас банально повторяет то, что говорил весь день, не меняя начального смысла и интерпретаций. Вот, парад душнильства подходит к концу, и единственное, что остаётся в голове — это томительное ожидание, когда же всё-таки герой выпьет последнюю рюмку, предварительно назвав её «смертью» и всё наконец закончится.
Часть третья (бонус): сцена после титров, в которой Малкович на каком-то званом вечере рассказывает странную историю из студенческой жизни. Это вообще что было? Хотя она и вправду аморальна, но в меру забавна, однако смысл этой «притчи», вероятно, мне не понять, но должно быть, где-то там есть связь с Диланом Томасом, хотя даже в этом нельзя быть уверенным.
Слегка сюрреалистичное противостояние писателя-реалиста, прозябающего на работе барменом и романтика, который загребает все дамские лавры; реализм против эскапизма; содержание против формы; материализм против идеализма; трезвость против алкогольного опьянения, ещё что угодно похожее — однозначно хороший конфликт, но его так сильно портят прочие лишние фразы, персонажи и сюжетные линии, что аж хочется сказать: «Ну всё. Зануда. Отстань».
5 из 10
7 апреля 2022
… И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен
И влагой терпкой и таинственной
Как я, смирен и оглушен.
А рядом у соседних столиков
Лакеи сонные торчат,
И пьяницы с глазами кроликов
«In vino veritas!»* кричат…
Вы знаете Дилана? Ну, конечно, что за вопрос. Кто ж из ныне живущих не соприкасался с песенным творчеством американского мэтра? Восемьдесят ему в этом году, но всё ещё кряхтит дед, скрипит голосом. Поэт, композитор, гитарист… Ещё в 60-х его провозгласили «голосом поколения»! Да у него наград столько, сколько было у Великого полководца Второй мировой войны Георгия Жукова на мундире. Личность! Легенда при жизни! Фигура, одним словом.
Нет, я о другом Дилане. О Томасе. Одном из самых значительных поэтов Великобритании ХХ века. Валиец, в 39 лет распрощавшийся с миром живых. Орнамент его стихотворного почерка потрясающе удивителен
Не уходи смиренно, в сумрак вечной тьмы,
Пусть тлеет бесконечность в яростном закате.
Пылает гнев на то, как гаснет смертный мир,
Пусть мудрецы твердят, что прав лишь тьмы покой.
И не разжечь уж тлеющий костёр.
Не уходи смиренно в сумрак вечной тьмы…
«Last Call» или «Последний монолог» — это биографическая драма сказителя слова. Поэтический талант позволил «оригиналу» выступать в радиопрограммах ВВС, путешествовать с турами по США. Со сцены одаривая публику художественными текстами. Увы, увы, век телевидения тогда ещё не наступил. Родившись в 1914 году, в 1953 — он уже ушёл от нас. Жизнь гения во всей красе в двухчасовом эссе.
Мы имеем дело не со скупой констатацией вех, не с перекинутыми мостками от рождения до смерти, не с набором высоты этой птицы, а с последними мгновениями отблеска жизни. Режиссёр словно взвешивает на весах истории этого странного человека. Давая возможность нам, зрителям, приобщиться к наследию творчества и вместе с тем поразмыслить над порочностью натуры безбашенного непутя. Да, он был именно таким. Отчасти эгоистичная, вздорная личность. Жена, трое детей и жизнь впроголодь. Для них. А гонорары, деньги, наш малый спускал у стойки кабаков. Расточительность, шокирующая. Жестокосердие в полном безразличии. Пил по-чёрному…
И смерть над ними не властна.
Нагие почившие станут одним
С ветром в поле, и с полной луной;
Когда кость обнажится, и кость пропадет,
В ногах и челе у них будет звезда…
… И смерть над ними не властна…
Две стороны медали с экрана — туда-сюда, туда-сюда. Величайшее красноречие с даром гипнотического стиха слова в красоте виртуозного владения и, — потакание собственному демону Бахуса — до ужрачки, до рвоты, до блевотины. Туалетная тошнота ежедневной процедурой отторжения организмом забрасываемых в себя рюмок. Девицы переполненные восторгом от соловьиной трели голоса этого волшебника, готовые благоговейно исполнять любые прихоти лишь позови и слезливые гневные тирады супруги письмами отчаяния — вышли нам денег, не на что накормить детей, они голодают…
А он уже «глюками» тумана, от перепоя сотрясаем. Что явь, что сон? Бредит белой горячкой в полутёмном баре упиваясь собственной декламацией. Оттошнило в унитаз — пора вновь к станку призвания…
… И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна…
Несёт, несёт эту лодку по бренной жизни. Раскачивает туда-сюда под взглядами собутыльников, импресарио, медицинского светоча, бармена-философа, жены, случаем посланных, волной прибитых к его борту. Тут всякие. И молча взирающие, и упрёками переполненные, и насмешкой глаз выдающие своё отношение, разные. Алмаз среди навоза. Может быть это, именно это и заставляло его «чертыхаться»? Собственная гордыня? Понимание лилипутства окружения? Высокомерие в собственности величия и различие с этими двуногими маломерками…
… И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.
Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено,
И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино…
Чёрно-белое кино в сумрачном прибежище для души демонстрирует нам автор идеи. Кабак, лишь два тона признающий — тьму и свет. Таков же мир этого гения и у микрофона — лишь «то» и «это» навеянностью образов, печатью формулировок, журчанием потока изречённого. Роняемые словно капли — слова. А вот истинные чувства, а вот любимая Кэтлин радужной оболочкой цвета окрашена. Яркие софиты здесь. Так что, закрома? Кладезь? Погреба личности? Сокровенное? Или это только показалось…
… В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.
7 из 10
14 июня 2021