Китобой (2020)

Страна производитель Россия, Польша, Бельгия
Рейтинг сериала
Кинопоиск 6.7
Описание сериала
оригинальное название:

Китобой

год: 2020
страны:
Россия, Польша, Бельгия
режиссер:
сценарий:
продюсеры: , , , , , ,
видеооператор: Михаил Хурсевич
художник: Георгий Колотыгин
жанры: драма, приключения
Сколько денег потрачено и получено
Бюджет: 50 000 000 руб.
Мировые сборы: $207 853
Дата выхода
Мировая премьера: 5 сентября 2020 г.
Премьера в России: 8 октября 2020 г.
Дополнительная информация
Возраст: 16+
Длительность: 1 ч. 33 мин.
Отзывы о сериале Китобой

Все меняется в жизни юного чукотского охотника Лёшки с появлением в поселке интернета. Он влюбляется - впервые и сильно - в молчаливую девушку из видеочата. Узнав, что она живет в Детройте, Лешка решается на самый отчаянный поступок в своей жизни.

Другие фильмы этих жанров
драма, приключения

Видео к сериалу «Китобой», 2020

Видео: Трейлер №1 (Китобой, 2020) - вся информация о сериале на FilmNavi.ru
Трейлер №1

Постер сериала «Китобой», 2020

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о сериале «Китобой», 2020

Кристина Асмус — вебкамщица или хороший русский фильм

В начале октября 2020 года, который не был на громкие премьеры, вышел фильм «Китобой», который рассказывает историю любви чукотского мальчика к вебкам модели.

Несмотря на довольное пошлое и заурядное описание, фильм получился весьма глубоким и высоконравственным. Зритель, который пришел ради роли Кристины, неожиданно для себя будет впутан в реальную жизненную историю, которая несомненно увлечет его, и он позабудет о своих изначальных низменных позывах.

Не поимев большого успеха в кинотеатрах, по объективным причинам, фильм снискал большой успех на кинофестивалях, в том числе, завоевав статуэтку на Венецианском. Для авторского русского кино это большая победа, хотя за бугром все и так давно знают, что в России снимают достойное кино.

Теперь о фильме. История, которая перед нами разворачивается, повествует о чукотских подростках, единственная отдушина у которых, это интернет. Там они сталкиваются с миром, который никогда не увидишь из окон их одноэтажны хибар, где каждый вечер вырубает свет и приходится зажигать свечи.

И в один из таких моментов, когда герой по своему обычаю выходит в интернет, он натыкается на американскую веб модель, которая кажется ему идеалом красоты, и он влюбляется. Его любовь настолько наивна, что он решается во что бы это не стало завоевать сердце заморской девушки.

Актерский состав, за исключением разве что Кристины Асмус, представляет собой обычных ребят, которые за скромные деньги и PlayStation играют так, как не смог бы никой Петров. Из интервью с режиссёром, где он говорит, что мотивировать ребят было практически невозможно, они постоянно отлынивали от съемок, становится понятно, что именно поэтому фильм и получился таким живым и настоящим, ведь ребята там не играют, а просто живут.

В середине повествования фильм превращается в роад муви, где на пути героя встречаются будто персонажи притчей о том, как просто потерять голову от настойчивой идеи и как легко в ней разочароваться. Здесь любовь и предательство, дружба и ненависть, сострадание и злоба намешаны в такой коктейль, глоток которого отрезвляет и заставляет снять очки, какого цвета бы они не были, и взглянуть на мир под другим углом.

Очень уместно в фильме присутствует юмор, который проявляется в незамысловатых диалогах главных героев и визуальной совокупностью монтажа и операторской работы. По крайней мере, отношения главных героев, двух неразлучных друзей вызывают добрую и искреннюю улыбку.

Не нужно российскому кино подражать Голливуду, ведь именно из-за такого рода фильмов мы понимаем, что какой бы замысловатый сюжет бы не придумали бы Финчер или Нолан, то им никогда не тягаться с жизнью обычных чукотских ребят, для которых простая поездка на мотоцикле по безлюдной дороге уже впечатляющий сюжет.

Разумеется фильм о том, что мечтать нужно, но лишь поняв самого себя и свой внутренний мир, можно понять внешний и обрести счастье.

7 декабря 2020

Начали за здравие, а кончили Минкультом…

Сажусь писать данную рецензию сразу после просмотра, и издав глубокий вздох билингва, вырвавшегося на свое горе из глуши. Так! Присаживайтесь поудобнее, мои маленькие любители свободы. Что удивительно, на протяжении всего фильма не покидало стойкое ощущение, что по традиции нам под красивой, поэтичной оберткой с пейзажами Чукотки, пытаются продать очередную лакрицу «где родился, там и пригодился». Но не будем о грустном, об этом ниже.

Ведь если бы не какая-то невероятная по своей агита- ой, простите, нелогичности концовка, все бы могло быть гораздо лучше, но так деньги, увы, не делаются. Скажу сразу, что в кинематографическом плане фильм хороший. Прекрасный саундтрек, оператор постарался, Чукотка тоже, диалоги далеко не глупые, да и много аллегорий на современную культуру, дескать, посмотрите, какая огромная пропасть между бытом Лёшки и юной вебкамщицы. При другом посыле Китобой мог занять место на пустующей полочке любимых постсоветских фильмов наряду с «Белыми ночами почтальона Алексея Тряпицына», который мне навсегда запал в душу. Но что раздражает, так это гиперболизированность обоих образов.

Далеко не все американки даже в эпоху OnlyFans занимаются софткорпорно, и далеко не все русские парни добродушные работяги, хотя лично я знакома с одним таким простым любителем дам Лёшкой, передаю привет. Случай смешной, ситуация печальная. Поскольку, у меня самой есть пара друзей в штатах, и они открыто говорят что Америке кердык, а Детройт реально дыра. Не буду углубляться, но кто знает, хотя бы, что такое район Скид Роу в Лос Анджелесе вашем любимом, тот поймет. При желании можете глянуть документалочку «Seattle Is Dying» если знание языка позволяет.

«Её не существует, на нее миллионы людей дрючат» — эту цитату можно применить почти ко всему, о чем мы когда-либо мечтали.

Своих проблем, к сожалению, везде хватает, поэтому важно рассчитывать свои силы, и действовать локально, пока можешь.

Если идти в Америкадетройт на веслах, не зная языка, не имея валюты, связей и будучи невостребованным на рынке труда, можно на пути к мечте стать, пардон, бомжом. Такова реальность, материк слезам не верит, я это разжевывала многим товарищам, некоторые вследствие передумали, и иной раз ванильные, на первый взгляд, приключения по свету, при паре просчётов заканчиваются кровью. Все зависит от человека, и его стремлений, я, сколько себя помню, хоть и имела возможность, никогда не хотела уезжать из славянского мира. Что уж там, даже из родного города нехотя выбралась, и так же нехотя живу вдалеке от Азии. С годами сидения на одном месте, всяко порастаешь мхом, и хочется приоткрыть железный занавес. Но когда чуть вырастаешь, начинаешь понимать, что в идеале, условия жизни должны быть такими, чтобы там, где твой дом, тебя ценили, слышали и уважали как личность, а не видели только как рабочую и покупательскую силу. Тогда и новый дом искать не придется.

Авторы лучше бы на эти 50 млн благоустройством занялись, ей богу.

5 из 10

Спасибо за внимание!

29 ноября 2020

86 км

Кино стоит смотреть ради осязаемого ощущения 86 километров Берингового пролива, разделяющего Россию и США. Стоит сесть в лодку, взять курс по компасу и окажешься в стране, где «небоскрёбы в тыщу этажов, макдональдсы и все бабы красивые».

После просмотра фильма кажется, что во всяком новом городе будешь вспоминать радостную улыбку чукотского пацана, шагнувшего на другой континент. Будешь также с удовольствием разглядывать сопки и степи — точно такие же как на родине, но абсолютно чужие, пропитанные лощённостью пограничника и запахом скаутских зефирок мармеллоу. Главное «иди прямо и не промажешь», ведь пленительная Кристина Асмус ждёт тебя в Detroit и уже немного скучает.

А когда ты замерзнешь, оголодаешь, да и просто надоест топать к твоей самой великой цели, то непроизвольно кто-то в голове скажет «чё-то надоела мне эта Америка», и тут главное закрыть глаза и вспомнить кто ты на самом деле — КитоBOY.

PS Известно, что в конце I тыс. н. э. жители Камчатки строили святилища из китовых скелетов. Однако впоследствии чукотская прото-цивилизация деградировала из-за похолодания и затруднения китобойного промысла. Возможно теперь эта метафора относится ко всем нам.

27 ноября 2020

Чукча жил, чукча жив, чукча будет жить.

Неспешное, кажущееся бытовым, кино. Жизнь среднестатистического чукотского посёлка со всеми заботами, занятиями, однообразным, на наш взгляд, существованием.

Режиссёр время от времени говорит нам о том, что кто-то хочет вырваться из этого круга. В основном в Америку. Но это постоянно печально заканчивается. Вот и наш герой, подросток, живущий, как и многие, в убогом домишке, с дедом, мечтает об Америке. Причём мечтания его объяснимы и понятны всем — девушка. О чём ещё мечтать всерьёз мальчишке в 16 лет.

Вот взрослые, попялившись пять минут в экран, идут по своим делам, а подросток зависает всерьёз и надолго. Причём, ему прощаешь эту «зависимость», потому что режиссёр многими тонкими «мазками» показал нам «детскость», чистоту, незамутнённость и природную наивность жителей чукотского посёлка. Вот взгляд с высоты птичьего полёта на разделку кита, и ты понимаешь, что это их образ жизни, они так жили веками: убивая ради того, чтобы выжить. Нет ни торгашества, ни бессмысленной жестокости. Как мы делимся куском хлеба, так и они — куском китового мяса. Как наши дети играют хлебным мякишем, так и они — кишками кита.

Или ещё один очень «говорящий» эпизод: в посёлке выключилось электричество. Что будет делать горожанин на просторах европ? А здесь продолжается жизнь, все заняты делом: кто-то любовью, кто-то разделкой рыбы, кто-то рисует, а кто-то ест. И вообще, в тундре лето, не замёрзнешь, даже купаться можно, даже переночевать в тундре.

Не буду сравнивать с «Амаркордом» Феллини, хотя, безусловно, отсылки есть.

Подросток, романтизирующий женщину — это прекрасно. Как иначе ему стать тем, кто всю жизнь захочет открывать эту тайну?!

Но у Лёшки, как и у его народа, свой путь взросления.

С упорством, бьющим по голове и в голову играющим гормоном, юный китобой помчится к своей мечте, пройдя испытание предательством соотечественников, безразличием чужеплеменников, попробовав отравленную воду чужбины, натолкнувшись на немой укор кормильцев своего народа, которые не в обиде, а понимают всё и молчаливо хранят в волнах ветра, как и в волнах океана, тайну жизни и смерти. И тогда слова о пустоте и никчемности прежних вожделений прозвучат, как заклинание, подпитанное тоской по дому, по своему, родному, близкому.

И молитва сработает, и умрёт прошлое.

А дед всё так же, как и внук, хочет в тундру. Полежав на холодных травах, он, как северный феникс, вдруг поймёт, что хоть смерть близка, но кушать хочется сильнее.

Лицо мальчишки, расплывающееся в улыбке познанного удовольствия, сменится улыбкой глаз, наполненных любовью и пониманием: пойдём ДОМОЙ.

И чукча будет жить так, как жили его деды. Он переживёт болезни роста. Он дома.

22 октября 2020

Сексуальная объективация — не всегда что-то ужасное

Несмотря на то, что постер фильма навевает ассоциации с «Левиафаном» (2014) Звягинцева, а трейлер и вовсе может создать впечатление, что перед зрителем развернётся приключенческое кино о странноватом чукотском мальчишке, стремящемся найти американскую вебкам-модель, в которую он не на шутку влюблён, всё-таки «чернушности» в фильме довольно мало, как и путешествий. В первую очередь это исследование феномена широко распространившейся популярности вебкам-моделей через призму восприятия людей из чукотской глубинки, не так давно познакомившихся с интернетом. Для тех, кто в танке: вебкам-моделинг — это часть явления интернет-стриминга, которую только недавно начали изучать.

«Китобой» — кино, скорее, не о самом стриминге, а о ключевой его составляющей — зрителе. Конечно же, чаще всего зрители секс-видеочатов — это мужчины, которые любят (чего греха таить) онанировать на девушек, находящихся, как правило, на огромном расстоянии от них. И занимаются этим делом чаще всего отстранённо, объективируя женщин на экране. Но всё чаще и чаще появляются люди, которые всё-таки привязываются к объектам своего сексуального влечения. Как мы видим из фильма — это явление добралось и до Крайнего Севера.

Разумеется, режиссёр критически рассматривает феномен нездоровых привязанностей зрителей секс-видеочатов. Но всё-таки не скатывается в морализаторство и довольно интересно приходит к разрешению проблемы через принятие себя и своей окружающей действительности и через провозглашение любви к жизни. Также большую роль здесь играет ироничное, но при этом совершенно незлобное отношение к чукотской (шире — российской) действительности. Мало кому удаётся так точно ухватить нерв современной эпохи в нашей стране контрастов.

Отдельно хочется отметить интересное музыкальное сопровождение. Уже на уровне звукового ряда очевидно стремление главных героев куда-то вовне, за пределы привычного уклада вещей — в США. При этом современная американская музыка вроде бы тут совсем не звучит — мы слышим в основном хиты 60—80-х (например, «Rockin» Back Inside My Heart» (1989) Анджело Бадаламенти и Дэвида Линча в исполнении Джули Круз или «Only The Lonely» (1960) Роя Орбисона и Джо Мелсона). Словно Чукотка, безнадёжно отстав от прогрессивного человечества лет на 100, предпринимает отчаянные попытки сократить временной разрыв хотя бы на несколько десятилетий.

7 из 10

18 октября 2020

Не идеальная, но стоящая драма

Данный фильм противоречив, он, с одной стороны, является довольно эпатажной картиной, что вызвало определённый резонанс в интернете, но, при этом, это глубокая и весьма философская драма.

У фильма имеются недостатки, и начну я, пожалуй, с картинки, которая действительно далека от идеала: цвета на экране нередко такие, что картинка, во многих моментах, не очень приятна глазу, чему также способствует не всегда хорошее освещение.

Движение и расположение камеры зачастую примитивное, и, мягко говоря, не вызывает восторга. Хотя есть моменты, когда операторская работа действительно вызвала восхищение, но, увы, их слишком мало.

Что касается звука — его мало. Во многих местах не хватало музыки, а молчаливые сцены — излишне напрягали. При этом, в некоторых моментах, звуки предметов были, наоборот, громче, чем нужно.

Сюжет является своеобразным рубежом, разделяющим недостатки и достоинства фильма, так как он, с одной стороны, не следует туда, куда «хочется» зрителю в плане развития сюжетных линий, но, при этом, является непредсказуемым, что является преимуществом, и незаметно и правильно погружает в себя зрителя, окружая его нужными мыслями и эмоциями.

Актёрская игра и сам актёрский состав весьма хороши: у личностей персонажей понятные типажи, их внешность соответствует их мыслям, а эти самые мысли хорошо передаются через экран, причём, нередко, даже без слов. У персонажа Владимира Онохова — главного героя фильма — всё было написано на лице, а тот факт, что исполнителем роли модели является модель — Кристина Асмус, точно достоин отдельной похвалы.

У фильма немало недостатков, но их полностью перевешивает его главное достоинство — философская составляющая сюжета, которая является основой поведения персонажей, и заключается в особенностях восприятия внешнего мира через призму внутреннего. Размышления, с которыми оставляет фильм зрителя после просмотра, настолько глубоки и интересны, что такой фильм точно стоит посмотреть.

17 октября 2020

Для мореплавателя земля гораздо опаснее океана(с) Ален Бомбар

Я с зимы не была в кинотеатрах, соскучилась нереально, ведь «из всех искусств для нас важнейшим является кино». Сначала все заведения для отдыха закрыли, потом, после летнего открытия ввели какие-то сложные правила посещения. В общем, не хотелось заморачиваться.

Но в октябре я увидела постер «Китобоя»: одинокий, потерянный парень стоит где-то посреди туманной тундры, а за ним величественно, но мёртво возвышаются кости гиганта. Это меня заинтриговало, и отправилась «в кино».

На тот момент я не знала о фильме ничего, ни того, что он победил в программе авторского кино на Венецианском фестивале, ни того, что на «Кинотавре» награды получили как режиссер «Китобоя» Филипп Юрьев, так и исполнитель главной роли Владимир Онохов, при этом будучи непрофессиональным актёром. Хотя нет, кое-что о киноленте я слышала — где-то по краю сознания прошлась информация о новой роли Кристины Асмус, мол «снова разврат и падение на дно актерской карьеры» (спойлер — это не так).

Фильм получился невероятно красивым, практически в любом момент можно было ставить его на паузу и скринить для фотообоев на рабочий стол. Он повествует о простой, но очень сложной жизни жителей небольшого поселка, расположенного на чукотском побережье. Здесь располагается община китобоев, которые охотятся на морского зверя теми же способами, что и их предки — при помощи гарпунов, к концу которых привязаны ярко-красные буи. Занятие опасное, но такой способ добычи китового мяса уравнивает шансы охотника и жертвы, ведь киту ничего не стоит перевернуть легкие катера и лодки.

В этом поселке вековых традиций живет простой парень Лешка. Юный, жаждущий новых впечатлений, но при этом работящий и влекущий неторопливое существование в тягучем быте чукотских охотников. Он не знает другой жизни, лишь расплывчатые рассказы о том, что кто-то решил сбежать в Америку и сгинул. Так бы все и продолжалось в жизни Лешки, согласно сценарию его предков, но в поселок провели скоростной интернет.

В сети он увидел молчаливую красотку, вебкам-модель, и… влюбился, ведь до этого он никогда не видел таких как она: с русыми волосами, белой кожей, макияжем и томным взглядом.

Лешка не понимает, что она его не видит, он думает, что у них контакт. Возможно, ее молчаливость только подкрепила эту иллюзию. И здесь хочется отметить профессионализм Асмус, которая одним взмахом ресниц могла ответить на все вопросы тысяч мужчин по ту сторону экрана. Лично для меня Кристина раскрылась в этой роли как прекрасная актриса, и я очень рада, что весь хейт, обрушившийся на нее после фильма «Текст» за откровенные сцены, не помешал ее решению об участии в съемках.

Остальные роли исполнили местные жители, например исполнитель роли Лешки, Владимир Онохин, жил в соседней деревне, и многие актеры фильма являлись ему родственниками. Режиссер не раз говорил, что работа была трудная, Владимир неоднократно бойкотировал съемочный процесс. Но когда понял идею будущей киноленты, ее посыл, он проникся, и съемки пошли легче.

В итоге фильм получился очень честный и прямолинейный, несмотря на схожесть с линчевским стилем повествования, узнавание которого подкреплено музыкальным сопровождением. Музыка также добавляет силы в противопоставление серости существования на краю земли и яркости картинок американского Детройта. Однако это не вычурный арт-хаус, это фильм о простом парне, о его буднях, о его мечтах.

Мне кажется, это отличный пример самобытного русского кино, основанного на многообразии населения России, его традициях и быте. Нам не нужно копировать голливудские сюжеты, ибо наша жизнь сама по себе впечатляющий сюжет.

17 октября 2020

Сказка в жанре сурового реализма

Поначалу я шёл на данный фильм, ожидая увидеть некое авторское высказывание на тему того, как важно идти к своей цели, несмотря на то, что все вокруг тебе говорят о несбыточности данной мечты. Получилось не совсем то, чего я ожидал.

Во-первых, меня с самого начала немного покоробила надпись «При поддержке министерства культуры» в самом начале фильма. Ну то есть, неужели государство выделит деньги на фильм с таким достаточно свободолюбивым и нетрадиционным содержанием (Краткое напоминание о завязке сюжета — Мальчик с Чукотки влюбляется в вебкам модель, и для того, чтобы быть с ней он отправляется в Америку)?

Скепсис оставил меня, когда я увидел первые кадры. В этой рецензии я буду критиковать достаточно много аспектов фильма, но к чему у меня вопросов не будет — так это к операторской работе и операторским решениям. Смотреть этот фильм очень приятно! Глаза не нарадуются, когда ты смотришь на эти достаточно серые, но очень живописные пейзажи Чукотки. За это авторам фильма жирнющий плюс. Также порадовала музыкальная составляющая, которая добавляет атмосферности происходящему.

А вот ко всему остальному есть достаточно много вопросов. Основной недостаток главного фильма — это главный герой. Очень много от того, понравится тебе фильм или нет зависит от того, можешь ли ты ассоциировать себя с главным персонажем. И в данном фильме с этим есть большие проблемы. Парень, которому на вид лет 16—17, действует как 10-летний ребёнок. То есть, смотря фильм, у вас возникает такой когнитивный диссонанс, что вы не можете полностью погрузиться в картину, так как вы видите все те нелогичные действия персонажа, которые спокойно можно было бы избежать, если бы главный герой хоть чуть-чуть задумывался над своими действиями. Возможно, подобным инфантилизмом режиссер хотел показать «чуткую натуру» главного героя и тд, но в фильме это выглядит максимально топорно и негармонично.

Сам сюжет — он немного затянут, что особенно плохо, учитывая, что фильм идёт всего полтора часа — то есть сюжет фильма раскрывается минут за 30, а всё остальное время — это просто длиннющая экспозиция, которая пытается создать драму главного героя. Но как я и говорил ранее, ты не проникаешься главным героем, и поэтому почти вся экспозиция просто-напросто смазывается.

Актёрская игра. Здесь, я так думаю, всё будет максимально субъективно. Мне не показалась выдающейся игра главного героя, его лучшего друга и его дедушки. Они выглядят гармонично, но не более того. Огромное уважение у меня вызвала игра Кристины Асмус, потому что почти при полном отсутствии реплик, в моменты, когда главный герой «разговаривает» с героиней Асмус, она своим поведением как будто правда разговаривает и заигрывает с ним, и плюс ко всему это органично выглядит и в контексте того, что она находится сейчас в веб-чате. Игра Асмус — это очень круто. Также хотелось бы выделить роль Арье Вортхальтера, который сыграл американского пограничника. Его появление очень сильно оживило картину, и то время, которое он был на экране я правда получал какое-то внутреннее удовлетворение от происходящего.

Конец картины. Фуууф, ну тут пожалуй очень красиво ляжет название заголовка моей рецензии. Если без спойлеров к Китобою, то просто представьте, если бы в Титанике, к умирающим Джеку и Розе в конце фильма подлетел бы дракон и увёз бы их в далёкое и счастливое будущее. Звучит как бред? Режиссёру фильма Китобой так не кажется.

Подводя итог, я хочу сказать, что фильм сам по себе неплох. Я не ушёл из зала кинотеатра с мыслями «Что вообще за чушь я только что посмотрел?». Просто обидно, что такой многообещащий проект оказался немного недожатым, из-за чего и конечное впечатление очень смазано.

5 из 10

За отличную завязку, достаточно неплохой, хоть и очень затянувшийся сюжет до последний десятиминутки и прекрасную операторскую работу

16 октября 2020

Америка, Детройт!

Наконец-то мы получили весьма неплохой фильм, к тому же и нашего производства.

Уже как — то начинало надоедать, когда ты идёшь в кинотеатр, и там идут фильмы по типу «Мулан» или «Львица». Что это такое, кто на это ходит, и самое главное для кого вы это снимаете?

Конечно год пока не закончился, но я с уверенностью могу сказать, что это лучшая картина, которую снимали в России за этот год.

Что меня впечатлило в фильме:

Режиссерская и сценарная работа:

Очень душевная, добрая и оригинальная история была написана и снята.

Во время просмотра не было к чему привязаться.

Операторская работа:

Я точно не предполагаю для чего весь фильм нужно было делать в формате 4:3, но выглядело это очень симпатично.

Актерский состав:

Скажите, где вы их нашли?! Почему главный герой, которого сыграл Владимир Онохов «который причем не играл ни в одном фильме» оставил больше впечатлений. нежели чем Кристина Асмус. Остальные актёры тоже оставили хорошее впечатление, несмотря на то, что их не было практически ни в одном известном фильме

Данная картина в основе рассказывает не о любви об этой так называемой пары, а о самих чукотских жителях. В основе об их проблемах: в плане очень малом количестве еды, охота на китов в море, интересах в музыке, настольных играх, и тому подобное. Об отце, который курит сигару на протяжении всего вечера уходящего дня, и тем временем проводя время на кухне с сыном, играя в карты.

В фильме очень хорошо показано, насколько чукотское общество деградирующие в отличии от нашего. Они в принципе не знают, что такое веб — чаты и для чего они нужны.

Незнающие отличий словосочетаний «Английский» от «Американский».

В этой картине скептически показана любовь «между главными героями», но что немало важное в ней играет, так это дружба и прощение. Самые главные черты в людях для того чтобы общество не перегрызло друг — друга. Дружба может быть всегда крепкая и оставаться на века, а любовь может потеряться или разбиться в любой момент навсегда…

15 октября 2020

Безрассудство для самых коренных

Короче, я посмотрел «Китобой».

Насколько бы классическим и всем знакомым ни был сюжет о влюбленных людях, ставивших на кон свою судьбу ради воссоединения с объектами обожания, его всегда можно необычно и красиво обыграть, особенно если это не главная идея и сюжетная ветвь, а скорее сопровождение для истории о взрослении, дружбе и определении ценностей. Так и было сделано в первой полнометражной работе Филиппа Юрьева, в которой чукотского юнца зов сердца влечет куда-то в светлые дали: в Детройт, в Америку.

Полтора часа подряд «Китобой» погружает зрителя в искусно запечатленные пейзажи Чукотки и Аляски, которые простираются на широком экране бесконечными серыми мшистыми степями с темно-серыми пятнами валунов. Вся эта суровая красота звучит не только шумом океана и скрипом маленьких усталых домов чукотского поселка, но и очень приятным и атмосферным саундтреком, который регулярно появляется в самые необходимые моменты. Аудиовизуально фильм создает самое подходящее настроение для происходящих в нем событий.

Ожидаемый мною изначально роуд-муви оказывается скорее притчей о том, как просто потерять голову от великой идеи и как легко в ней разочароваться. Очень уместно в фильме присутствует здоровый юмор, который умело выражается через оригинальный и находчивый монтаж и диалоги, преимущественно главного героя и его друга — Лешки и Коляна. Этим двум товарищам стоит отдать должное: между ними показана простая и понятная подростковая дружба, и отыгранная химия между персонажами нисколько не дает усомниться в их отношениях. Их дружба становится также одной из ключевых тем, идущей бок о бок с любовью главного героя к безмолвной девушке на экране компьютера.

В «Китобое» есть немало символизма и метафор, которые приятно разгадывать и интерпретировать: в этом ключе наиболее впечатляющим моментом является финал, который ставит жирную точку в истории взросления главного героя и соединяет воедино все сюжетные нити.

Говоря короче, это был хороший и красивый пересказ классической истории на новый лад. Единственное, что меня смутило — это то, что компьютерной неграмотности Лешки было уделено слишком много времени, за которое его персонаж раскрылся совсем чуть-чуть. И это-то при наличии у них в деревне смартфонов, что было видно в одном из кадров.

7 из 10

12 октября 2020

Россия — страна огромная, отличающаяся пестрым разнообразием ландшафтов, природных пейзажей и культуры. Но в каком бы уголке страны не жил человек, везде он нуждается в простых общечеловеческих взаимоотношениях и любви. Кому-то может повезти, и этот человек обретает настоящую любовь прямо под боком. А кто-то, прожив всю жизнь в ограниченном мирке, полагает, что настоящая жизнь и любовь где-то там, а не здесь. По различным причинам человек может оставить свой дом и ринуться на туманные поиски счастья. Так поступает главный герой трагикомедийной драмы Филиппа Юрьева «Kitoboy».

Синопсис Обычный чукотский подросток Лёшка всю жизнь прожил в небольшом поселке, уклад жизни которого исключительно составляет китобойный промысел. Да и особых развлечений здесь нет. Однажды в поселок проводят Интернет, и Лёшка становится заядлым посетителем эротического сайта, на котором влюбляется в американскую вебкам-модель под ником Hollysweet_999. Юноша не может и дня прожить без мысли о девушке и в порыве чувств решает переплыть через Берингов пролив.

Игра актёров Художественная особенность картины заключается в том, что в фильме задействованы исключительно непрофессиональные актеры, которых создатели отобрали из местных жителей. При всё при этом игра исполнителя главной роли Лёшки Владимира Онохова была высоко оценена кинокритиками во время смотра киноленты на «Кинотавре», по итогу которого актер был удостоен награды за лучшую мужскую роль. Действительно, актёру удалось передать ту плеяду переживаний, которую может испытывать молодой человек, всю жизнь проживший на отшибе мира, по большому счету его по-настоящему не видавший, а посему для которого эта мнимая «любовь» стала не просто бабочками в животе, а глотком долгожданной свободы. Говорить об игре Кристины Асмус не приходится, потому что её персонаж лишь функция, о которой мы знаем только лишь то, что она работает в специальном борделе для вебкам-моделей.

Режиссура Для Филиппа Юрьева «Kitoboy» стал первой полнометражной картинно, хотя режиссер уже имеет опыт в съемках короткого метра, за который даже был удостоен приза на фестивале «Сандэнс». Сам Юрьев приходится учеником знаменитого российского кинорежиссера Алексея Учителя, что не могло не наложить отпечаток на творчестве молодого человека. Возможно, именно влияние Учителя отразилось на «Kitoboy», потому что эту картину однозначно можно назвать исключительно авторским кино. При этом легкость подачи материала вкупе с документальной передачи живописной атмосферы сурового севера. Собственно на протяжении всей картины мы видим противостояние жестоких реалий крайнего севера и юной человеческой души, жаждущей настоящей любви. Главный герой Лёшка вырос в среде китобоев. Он привык выходить с односельчанами в холодные воды моря, охотиться на китов, а потом безжалостно разделывать его тушу, играя с его внутренностями. Однако Лёшка оказывается добродушным, хотя и наивным мальчиком, чья любовь к компьютерной деве вскружила ему голову до такой степени, что в порыве эмоций юноша просто решает сбежать. Конечно, дорога принесет ему массу страданий, неожиданных мистических встреч и долгожданного осознания своего места в этом мире.

Сценарий Действие сюжета происходит в Богом забытом чукотском поселке, где местные жители, несмотря на наличие деревянных домов, печей, магазинов продуктов и безвкусной китайской одежды, привыкли вести традиционный уклад жизни. Как минимум, раз в неделю они группой выбираются в море, откуда потом привозят целого кита, тушу которого потом поровну делят между собой. Всё меняется, когда в поселок проводят интернет. Прежде всего, перемены происходят в жизни молодых ребят, включая 16-летнего паренька Лёшку, который подсел на просмотр эротического видеочата. Однако Лёшку интересует не просмотр женских прелестей, лишь таинственная пользовательница с голубыми глазами под ником Hollysweet_999. Не разбираясь в технике, да и в Интернете в целом, юноша начинает общаться с экраном, уверенный, что девушка отвечает ему взаимностью, и вскоре влюбляется по-настоящему. Одержимость красоткой доходит до того, что Лёшка ворует учебники по английскому языку для младших классов, ссорится с единственным другом и в итоге решает сбежать из дома и пересечь Берингов пролив, дабы попасть на Аляску, а оттуда к своей «любимой». В итоге Лёшка реально пускается на поиски не только пути до Hollysweet_999, но и поиски самого себя.

Итог. К сожалению, в наше время сложился ложный стереотип, что в России кино снимать не умеют. Конечно, это полнейший бред. Просто по-настоящему хорошее кино должно быть редким, потому что только так его можно заметить. «Kitoboy» можно смело отнести к подобной категории фильмов. Хотя в нем присутствует пара недостатков, как, например, слишком однобокое представление о несчастливой жизни героя в Америке или странное поведение американского пограничника, решившего помочь юноше добраться до цели. Но всё это мелочи, которые едва ли можно заметить на фоне того художественного разнообразия, которые создатели сумели воплотить в фильме. Поэтому рекомендуется к просмотру.

12 октября 2020

В поисках Детройта

Все меняется в жизни юного чукотского «охотника на китов» Лёшки с появлением в поселке интернета. Он влюбляется — впервые и сильно — в молчаливую девушку из видеочата. Узнав, что она живет в Детройте, Лешка решается на самый отчаянный поступок в своей жизни.

На берегу Берингова пролива в посёлке китобоев живёт Лёшка вместе со своим дедом — который всё «собирается умереть». Они живут в самой «глубинке» России — как она есть: где на самой «окраине» страны часто пропадает электричество и вместе с ним — интернет. И спасают только — свечи.

У него есть друг — Колян. Вместе они охотятся на китов, гоняют на мотоцикле, смотрят на американском сайте стриптиз по «веб-камере», и мечтают «снять» когда-нибудь проститутку. Хотя, понимают, что русским девушкам — добираться до их посёлка — долго, а американки — рядом, через пролив. «Сними штаны: она тебя увидит!» или «Че поехали, оу, оу, щет!» — шутят они друг другу про «веб-камеру». Из всех девушек на сайте больше всех их привлекает блондинка под ником Hollysweet_999 (Кристина Асмус). У Лёшки рождается план: добраться до Детройта и найти эту девушку. Его не останавливает и новость про убитого американскими пограничниками «заблудившегося» чукчи, ни даже «встреча» с русской голой женщиной с материка — которая будоражит и тревожит. У этой женщины — он по крайней мере трогал «настоящие» груди, тогда как Hollysweet_999 — скорее «виртуальная» (как в «Бегущем по лезвию»). «Компьютерная она: на неё дро** миллионы человек!» — говорит ему Колян. Но Лёшка настроен серьёзно: мечта увидеть США — не была ещё такой возможной.

Премьера «Китобоя» состоялась на 77-м Венецианском кинофестивале. Фильм получил приз в программе «Дни авторов» от молодежного жюри. На 31-м кинофестивале «Кинотавр» картина получила приз за лучшую режиссуру и диплом Гильдии киноведов и кинокритиков, а исполнитель главной роли Владимир Онохов получил награду за лучшую мужскую роль.

Режиссёр и сценарист Филипп Юрьев (выпускник мастерской режиссёра Алексея Учителя) создаёт полу-документальный, понятный, откровенный и впечатляющий «фильм-взросление» — про подростковый период, когда хочется чего-то «запретного». Стриптиз на «веб-камеру» превращается в актуальные «думы» и «мечты» про США, и наоборот. Актёрские работы Владимира Онохова и Владимира Любимцева — чистые, откровенные и прекрасные. Операторская работа Михаила Хурсевича и музыка — создают образ «глубокой» картины, которая добивается того, чего хочет. Вторая часть фильма — с «магическим реализмом» и попыткой восприятия происходящего завершает эту картину про попытки понять Родину и любовь к ней. Юношеская любовь пройдёт — а жизнь на Родине — останется. Два разных «мира» в жизни Лёшки разделяет — 86 км. И чья из них взяла — это решать только зрителю.

12 октября 2020

Ю а бьютифул

Фильм очень камерный. Этакий скетч, зарисовочка души обычного, даже максимально обычного человека, в чью жизнь сладким ядом врывается нечто крайне НЕобычное. Глядя на экран в обустроенном кинотеатре близ Москвы, с трудом веришь в то, что край земли находится в нескольких десятках километров от Америки. Но это он и есть, и именно в этом парадоксе состоит главный контраст «Китобоя».

Простой парень с берегов Чукотки, где единственный способ выжить — это забой и ловля китов, где все будни проходят в одних и тех же нехитрых заботах, а выходных просто не существует, переживает вызовы взросления гораздо ближе, нежели сытый столичный щёголь. С одной стороны. Но с другой, история главного героя близка любому современному мужчине. Просто тут, «у нас», не принято быть такими чувствительными, в то время как «у них» просто не бывает иначе и никто не задумывается, как себя «правильно» вести. Вместо этого люди заняты выживанием — так же, как и сотни лет назад (а день в фильме таки сегодняшний, учитывая тему вебкаминга), а мир Запада представляется им чем-то абсолютно инопланетным, как западный Берлин восточному во времена стены. И это притом, что Чукотку от Аляски отделяет один водоём, а Москву от Аляски — 10 часов изнурительного перелёта.

Героиня Асмус — не просто девушка в компьютере, а весь аляпистый заграничный рай, бесцеремонно вторгшийся в эти сумрачные края и принявший в её лице (и далеко не только в лице) локальную форму. Там, где житель мегаполиса найдёт скоротечные прелести релакса, китобой начнёт сходить с ума от дисбаланса сил. Но после того, как Алёшка переживает своеобразный катарсис через гамму непривычных чувств и осознание недостижимости и несоразмерности своей мечты, понимаешь, что в его жизни это всё произошло не зря. А может, и не только в его, потому что в «Китобое» и зрителю некуда деться от мысли о «счастье здесь и сейчас». Конечно, сей главный смысл заложен в финальной фразе, которую произносит отец героя, однако идея, что приятно, не ввинчивается дрелью в мозг, а лишь иллюстрирует нейтральное высказывание режиссёра. Оно прозрачно, но ненавязчиво.

Но я всё-таки надеюсь, что в будущем Алёшке повезёт. Прикатила же к ним какая-то барышня с материка — вдруг и HolySweet 999 туда понадобится?

7 из 10

11 октября 2020

«Китобой» — дебютная полнометражная работа российского режиссёра Филиппа Юрьева, уже успевшая (в хорошем смысле) нашуметь. Фильм получил незначительную, но всё же награду в Венеции этого года, а также три награды на Кинотавре, включая приз за лучшую режиссуру (хоть это и не показатель, вспомните победителей Кинотавров последних лет). Что же мы имеем?

Самое ценное, что есть в «Китобое» — это показанный быт такого необычного уголка России, как остров в Беринговом проливе. За два часа зритель получает примерное представление о жизни местных. Показан и китобойный промысел, и ритуалы погребения, и условия, в которых люди проживают, и их проблемы, и их досуг. Очень радует внимание к мелочам. Например, на острове крайне сложно найти такую простую вещь, как нормальный учебник английского языка, но можно есть красную икру из банки ложками. На острове есть Интернет, но почти нет электричества. Есть ряд связанных с бытом очень сильных сцен. К примеру, сцена с проституткой, которую привезли с Анадыря (5 часов, да), в которой создаётся ощущение, что женщина не то, что не с острова, а она словно из другого мира. Таких сцен много.

И дело совершенно не в том, разыщет ли главный герой желанную вебкам-модель в Детройте. Интересен этот необычный, самобытный мир. Его жителей не интересует политика и внешний мир (за исключением товаров), а технологии скорее вредят. Очень любопытно.

О чём «Китобой» с точки зрения артхауса? О первой любви и взрослении, в основном. Первая любовь, даже в таком странном виде, сделает главного героя в чём-то лучше (он начнёт учить новый язык и так далее), в чём-то, наоборот, навредит, и последствия окажутся разрушительными. А мальчик повзрослеет. Всё это будет показано и прямолинейно, и метафорами (моя любимая — про дедушку, который всё же хочет есть, а не умереть). Проще говоря, «Китобой» — фильм, в котором всё очевидно, но произнести никак не получается.

Актёры. В целом хороши, прекрасно играют самих себя. Абсолютно заслужил награду Владимир Онохов. Также понравились Владимир Любимце, Николай Татато, Арье Вортхальтер. Единственный вопрос — Кристина Асмус в роли вебкам-модели. Вот для чего?

Я могу ещё многое рассказать о «Китобое», но зачем? Лучше сходите в кино, увидьте сами, поддержите качественный отечественный продукт.

9 из 10

11 октября 2020

Как Алёшка за счастьем ходил

Пожалуй, самый расхожий заголовок в рецензиях к фильму будет «Алёшкина любовь». Отсылка сразу к и к Бунинским рассказам о первом юношеском взрослении, и к песенке с провинциальных танцплощадок прошлого. Кито — бой, в смысле, не только указание на его профессию, но и игра слов — возрастное определение.

Приз на Венецианском кинофестивале, конечно, первое, что привлекает. Да, есть устойчивый термин «феномен якутского кино», но здесь снимал ученик А. Учителя, и про Чукотку, что рядом географически, но не тот же эффект. Прокатчики ставят ему 16+, могли бы и повыше присвоить, но не суть — ничего уж «такого», только намёки).

Второе, что цепляет еще из трейлера, — море, стихия, с которой не сравниться человеку. Убогому, несчастливому, нападающему на красавцев морских — гурьбой. Этакая бессильность перед судьбой и обстоятельствами жизни — общий и главный лейтмотив фильма. Меня спросили: а хорошее ли это кино? Думаю, да. Словно из классики отечественной литературы — тема маленького человека.

Редкий зритель пойдет за деньги смотреть фильм про народ, живущий на краю мира. Они как-то выживают в поселке, откуда ближе всего добраться к Аляске. Живут убого в прекрасном месте. Перспектива и мечта одна — вот уехать бы в Америку, как кто-то из соседей… Правда, одно такого привезли обратно на родину, ногами вперед — подстрелили таможенники.

Но у Алешки есть своя причина рвануть за море в Детройт. В поселке появился интернет — цивилизация стала ближе, но свет временами вырубается, откатывая прогресс в прошлое. Зато в определенные чаты все местное мужское население тут же научилось заходить. С одной такой прекрасной незнакомкой у него и завязался односторонний роман. Кто-то фанатеет от поп-звезд, другие делают себе кумиров из спортсменов и артистов, а Алёшка безнадежно влюбился в секс-блондинку, по интернету. Да настолько, что чуть не убил друга, приревновав его к ней.

Есть цель — не вижу препятствий. И он рванул на другой берег, угнав лодку. Дальше не расскажу — это главная интрига кино. Осталось ощущение от сюжета, что зрителя поводили за нос и оставили с разбитым корытом. Слышала впечатление сотрудницы Орлёнка, что там нет развития событий. Соглашусь, они минимальные. Есть ощущение некоторой неопытности режиссера, чтобы вывести и обострить конфликт. Но в целом, есть юмор, восхищение местом, знакомство с экзотичным миром, хоть и российским, но бесконечно далеким от нас.

И есть важное, что заложено было еще в фильме «Мимино». Автора как-то спрашивали: почему летчик вернулся, добившись своей мечты, в чем смысл сюжета? На что Данелия ответил прекрасно: хорошо там, где ты нужен! Мистические и этнические сил природы вмешиваются в судьбу «Китобоя», расставив всё по своим местам. Правильная установка, как и разговор о различиях между Востоком и Западом, Россией и Америкой, правда, из уст браконьера, лучше возможного и банального финала встречи её и его.

Развязку почему-то захотелось сравнить с рассказом Пелевина «Принц Госплана». Мне кажется, туризм в этой части страны, после выхода «Китобоя», увеличится в разы) История чукотского парня — конечно же, только метафора. Кто из нас не мечтал, сидя в своей глуши, уехать куда-то, за мечтой? Только там — за туманами, за бугром и т. д., такая же глушь и безнадега. Какая разница, где, при этом, сидишь ты — такой образованный перед экраном монитора — в поселке, в большом или малом городе или в борделе Детройта? Не пропустите первые кадры, оммаж к «Красоте по-американски» — в летящем мусорном пакете тоже можно увидеть прекрасное.

10 октября 2020

сегодня не умру

В чукотском посёлке обыкновенный день. Местные жители забивают кита, затем его разделывают да разносят по соседям. Так и проходят месяцы да года. Всё меняет появившийся в посёлке интернет.

В частности, жизнь главного героя, простого чукотского паренька Лёшки (Владимир Онохов), делится на до и после. Он влюбляется в девушку из интернета (Кристина Асмус), которая даже его не слышит, а лишь загадочно смотрит в веб-камеру для миллионов людей. И Лёшка решается на беспрецедентный шаг — отправиться с Чукотки до Детройта без всяких виз и знания английского.

«Китобой» — это инди-кино в самом лучшем смысле. Очень созерцательная, медитативная картина с потрясающими видами Чукотки. Подчас слишком откровенная, эта картина разговаривает со зрителем о взрослении на «ты». Филипп Юрьев сочетает завораживающие планы с присущей новой киноволне интимностью и дерганностью, как бы попыткой сделать фильм ещё реальнее, чем он должен быть. Подобный контраст в «Китобое» прекрасно работает.

При этом картина являет собой чудесную притчу о том, что хорошо там, где нас нет. Хорошо даже в том месте, где из всех развлечений — погони за китами да недавно появившийся интернет. Но только если можешь назвать этот небольшой кусочек планеты родным. Тут уж никаких Детройтов не нужно.

«Китобой» — это однозначно прорыв для Филиппа Юрьева, уже забравший несколько наград. Например, приз за лучшую режиссуру на минувшем «Кинотавре и главный приз от молодежного жюри Венецианского кинофестиваля. Именно такое кино стоит поддерживать. Кино с авторским почерком, но простое и понятное каждому.

8 октября 2020

Ребята возвращаются

Изрядно удививший иностранную и российскую публику фильм Филиппа Юрьева «Китобой», практически полностью снятый на Чукотке — своеобразный пример картины, получившейся вопреки. Начинавшийся как фильм о пионерах и китановских «ребятах», «Китобой» пропитался чукотским магическим реализмом, став историей не столько о первой любви, сколько об ином измерении, это чувство сначала поглотившее, а затем изменившее до неузнаваемости.

Два друга Алешка и Колька, живущие в неизвестном «поселке» на северо-востоке страны (столица чукотских китобоев село Лорино максимально «заблюрена» и как будто намерено выведена из действия, как это было с Певеком Куваева), вместе ходят на охоту, ведут нехитрые беседы, иногда пьют водку, а также увлекаются виртом с девушками. Вокруг них течет однообразная, но довольно непростая жизнь — ребята — будущие китобои, помогающие своим сородичам отвоевывать у грозного океана столь необходимых для продолжения жизни китов.

Вообще, чтобы понимать, почему люди раз за разом идут с гарпунами на очередного морского исполина, а не толпятся в очереди за мясом в магазине, а постоянно отключающийся в селе свет — это что-то обыденно нормальное для этих людей в XXI веке, необходимо хотя бы минимально ознакомиться с бытом и жизнью чукчей, проживающих в отдаленных поселках. Если кратко, то охота на китов, вокруг которой сломано немало копий — единственная возможность чукчей иметь всегда свежее мясо, а «заретушированные» обветшалые задники, иногда всплывающие яркими вспышками на крупных кадрах — это реальные жилища. Поэтому лишенные многих современных удобств люди всецело «растворяются» в море, оно не дает окончательно угаснуть селу, а также постоянно «подбрасывает» работу и пропитание.

Именно на фоне такой невыносимой легкости бытия, редуцирующей окружающее пространство до базовых инстинктов и потребностей, внезапно рождается нечто иное, прекрасное и ужасное одновременно. Интернет (забавно, но его скорость на Чукотке до сих пор одна из самых слабых по стране) подкидывает главному герою и его другу несвойственный ранее для них выбор. А именно, с кем быть дальше — с другом или внезапно воплотившейся через экран ноутбука девушкой. Вирт здесь символизирует не столько реального человека, «геотегнутного» далеким американским Детройтом, сколько женскую энергию, столь некстати ворвавшуюся в суровое маскулинное пространство Крайнего Севера. В чукотском пространстве «Китобоя» совсем нет женских персонажей, море как будто отсекает их за ненужностью — мужчины выходят из воды и уходят в нее навсегда, проводя все время в схватке с морскими исполинами. Конечно, речь не идет о глубоком проникновении в мифологию Крайнего Севера, но она смотрится в фильме со свойственной ей гармоничностью, иногда поблескивая крупицами оставшейся русской колониальности.

В какой-то момент видно, как сценарий отступает в сторону перед чарами территории, места, где может случиться что угодно. Картина буквально погружается в совсем иное — уже сугубо созерцательное измерение и здесь человеку, совершенно незнакомому с Чукоткой, может быть трудно с восприятием, даже если этот зритель привык к причудам авторского российского кинематографа. Такой же механизм сработал в «Как я провел этим летом» Попогребского, когда роман воспитания и «отцов и детей» благодаря мистическому пространству Валькаркая превратился в кристально чистый дзен, всецело поглотив предыдущую сугубо жанровую историю. В «Китобое» история и вовсе проходит пунктирно, что определенно идет картине Юрьева на пользу — Чукотка вмешалась ровно в тот момент, когда мальчикам приходит пора возвращаться домой, завершив круг. «Вот здесь вчера, а здесь уже сегодня, здесь прошлое, а тут — будущее».

Сказка может быстро превратиться в быль, а северная «настоящесть» легко победит преходящую искусственность. Бегство здесь необъяснимым образом заканчивается там же, где и начиналось, а родная земля отпустит навсегда человека только к верхним людям. Бесспорно, во многом это романтический взгляд на чукотскую землю чужака, но ведь именно они порой рождали лучшие интерпретации северного дзена и богатой мифологии территории. Но Юрьев подметил, пожалуй, главное, путешествие — лучший способ пройти и понять эту территории. И чаще состояние «в дороге» должно быть именно духовным.

В итоге «Китобой» оказывается картиной о необъяснимой магии окружающего пространства, где время меняется с пространством, а на выходе получаются невероятные сказки, каждая из которых может быть страшнее другой. Недаром в кадре чаще всего поет неземная Джули Круз — нимфа твин пиксовского Линча, человека, создающего целые развернутые миры, полные тайн и сюрреализма. И поверьте, «Китобой» не менее потусторонен, давая всем возможность окунуться в волшебство Чукотки, даже не побывав там. Но к такому погружению нужно быть готовым, ведь Чукотка принимает к себе далеко не всех.

8 октября 2020

Путь домой через горы, реки и максимализм. Рецензия на фильм «KITOBOY»

«Kitoboy» — меланхоличный фильм-путешествие от режиссёра и сценариста Филиппа Юрьева, дебютанта в полнометражном кино. Спродюсировал картину Алексей Учитель, увидевший в молодом авторе большой талант и рвение творить ещё во времена приёмной комиссии во ВГИК много лет назад. Теперь уже не только Учитель может убедиться в наличии таланта у Юрьева, поскольку «Kitoboy» от самого первого до последнего кадра — талантливое, пронзительное и необычайно атмосферное кино. Сначала этот факт подтвердил 77-й Венецианский кинофестиваль, наградивший Юрьева режиссёрской премией в секции «Дни Венеции», а затем закрепил успех 31-й отечественный Кинотавр, вручивший режиссёру приз, как лучшему режиссёру всего смотра.

На уровне эмоций картина и вовсе оставляет после себя любопытное послевкусие, похожее на впечатления от фундаментальной «Айки» Сергея Дворцевого. Ощущение, больше напоминающее «придавленную бетонной плитой грудь». Сюжет удивительным образом рифмуется с прошлогодней трагикомедией Григория Добрыгина «Sheena667», которую отечественный зритель так и не смог увидеть на большом экране из-за пандемии. А любовный интерес в лице виртуальной Кристины Асмус сам по себе заставляет проводить параллели с нашумевшим в российском прокате «Текстом» Клима Шипенко. И, вероятно, подобные сходства появились у ленты Юрьева неспроста. Все эти фильмы в той или иной степени представляют из себя глас народа, поэтому и их идейная близость — это больше течение времени, нежели совпадения.

История концентрируется на несовершеннолетнем мальчике, прожившем всю жизнь в маленьком посёлке на Чукотке. Зовут юного протагониста Лёшка (Владимир Онохов), он ничего, кроме своих родных краёв, в жизни и не видел. Несмотря на свой столь малый возраст, главный герой старается жить самостоятельно: днём он охотится на китов, развозит добытое мясо по домам местных жителей, а по вечерам ухаживает за своим дедушкой, активно готовящимся к смерти. Однако всё меняется в один день, ставшим роковым для Лёшки: в его родном посёлке появляется интернет, а вместе с ним и все его «прелести». Благодаря мировой сети мальчик влюбляется в молчаливую вебкам-модель из порно-чата (героиня Кристины Асмус), проживающую в Детройте.

Поскольку разделяют двух персонажей не только Чукотское море, но и осведомлённость в том, как устроен современный цифровой мир, Лёшка с полной уверенностью думает, что девушка из интернета не только видит его, но и отвечает ему без слов. И если изначальное увлечение мальчика порно-моделью из интернета веселит, то, как только он начинает учить ради неё английский язык, а после и вовсе сбегает из дома и бросается в плаванье на поиски Америки — фильм Филиппа Юрьева начинает играть совершенно по-другому. В отличии от всё того же Григория Добрыгина, который увёл сюжет «Шины» в социально-комедийную сторону, «Kitoboy» уходит в поэзию чистой воды.

Жанр фильма «Kitoboy» сложно выразить на русском языке — это Slice of Life, в народе имеющий разные варианты адаптации. Наиболее близкая к ленте Юрьева вариация — «ломтик жизни», осколок. Поэтому с точки зрения драматургии в фильме не стоит искать какой-то метафорический подтекст. Финал же в этой жизнеутверждающей истории и вовсе способен оставить в полном недоумении некоторых зрителей. Всё дело в том, что Slice of Life как жанр устроен немного не так, как остальные кинематографические жанры. Здесь важна не столько идея или же посыл, или же мораль, или же авторская мысль, сколько путь героя. «Kitoboy» — это абстрактная дорога домой, важнейшим элементом которой является сам путь, его прохождение, трансформирующее центрального персонажа из исходного состояния в конечное.

Важно показывать, а не рассказывать. И только из-за того, как с помощью визуальных и аудиальных средств «Kitoboy» справляется со своими основными требованиями, можно называть фильм Филиппа Юрьева великим. Великим за титанический труд съёмочной группы, потом и кровью добивавшейся тех самых кадров в суровых условиях реальной Чукотки на суше и на море, композиционно местами напоминающих культовые кадры Акиры Куросавы (но это может быть лишь простым совпадением), за режиссёрскую выдержку и отвагу, рифмующуюся с достижениями «Территории любви» Никиты Михалкова (у обоих режиссёров почти все люди в кадре — реальные жители тех мест, о которых кино и снималось). Сам же Юрьев тратит львиную долю экранного времени ленты на демонстрацию быта чукотских охотников, стариков и молодежи, пытающихся развлекать себя на фоне живописных видов Чукотки.

Помогает режиссёру в этом деле именно Лёшка, а конкретнее молодой актёр Владимир Онохов, дебютант, заслуженно забравший с собой домой актёрский приз с 31-го Кинотавра. Здесь, как и в «Курьере» Карена Шахназарова, главный герой служит не только эмоциональным стержнем истории, но и является связующим звеном между миром фильма и зрителем. Именно глазами смотрящего на всё вокруг через призму юношеского максимализма мальчика зрители и погружаются в чукотский быт. Вместе с ним аудитория испытает весь кайф от долгих поездок на мотоцикле под красивую музыку по местным красотам, от охоты на китов, моржей и прогулок по необъятной территории Чукотки. Осознанно это было сделано или же нет, но Филиппу Юрьеву удалось создать кинематографические параллели даже с Хидео Кодзимой и его магнум опусом «Death Stranding» (сцена с мёртвыми рыбами, снятая сверху вниз).

Да и играет Владимир Онохов настолько искренне, отдавая всего себя персонажу, что и оторваться от истории маленького китобоя зрителю вряд ли удастся. А героиня Кристины Асмус, несмотря на свой весьма вульгарный образ, работает ровным счётом так, как и нужно, не вызывая отвращения. Сама Асмус называет свою героиню «мечтой» для Лёшки. И в отличии от Клима Шипенко, Филипп Юрьев не показывает ничего лишнего, хоть и мог. Для самого Лёшки, да и самой истории ленты, важна не столько интимная часть в «отношениях» двух персонажей, а сколько проблематика первой любви. Если персонажа Александра Петрова Асмус особо заинтересовала после найденного секс-видео в телефоне героя Ивана Янковского, то Лёшке приглянулись «особые» места вебкам-модели в самый последний момент, из-за чего и воспринимается протагонист совсем иначе.

«Я желаю вам не приятного просмотра, а желаю приятного путешествия» — сказал Филипп Юрьев перед показом фильма на 31-м Кинотавре. И «Kitoboy» — это оно и есть, одно большое, красивое, запоминающееся и оставляющее приятное послевкусие путешествие, представляющее из себя линию жизни от юношеского максимализма к мужской мудрости и целомудрию. Это по-своему уникальный путь одинокого «самурая», пытающегося найти духовную дорогу домой, на которого хоть и давит фестивальное соотношение сторон кадра 4 на 3, но оно же идеально подходящее для одновременно столь камерного фильма и столь величественного в собственной кинематографии.

9 из 10

8 октября 2020

Драма Китобой на большом экране с 2020 года, его режиссером является Филипп Юрьев. Кто снимался в кино, актерский состав: Арье Вортхальтер, Кристина Асмус, Мария Чупринская, Владимир Любимцев, Владимир Онохов, Лазиза Увайдуллаева, Владимир Любимцев.

Расходы на кино составляют примерно 50 000 000 руб..В то время как во всем мире собрано 207,853 доллара. Производство стран Россия, Польша и Бельгия. Китобой — получит рейтинг по Кинопоиску равный примерно 6,6 из 10. Среднее значение, которое удается получить далеко не каждому фильму. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 16 лет.
Популярное кино прямо сейчас
© 2014-2021 FilmNavi.ru - ваш навигатор в мире кинематографа.