Если вам ни о чём не говорит имя шоураннера Дика Вульфа — то вы не знаете целой вселенной «Закона и порядка», зародившейся ещё в девяностых и активной до сих пор. Вероятно, вы также не знакомы и с долгоиграющей «чикагской» франшизой про пожарных, полицию и медиков (когда-то были и юристы, но прожили только один сезон). Создав кучу контента, проливающего свет на производственные перипетии работников тех или иных служб, Вульф решил не останавливаться на достигнутом и постепенно запустил «фэбээровскую» трилогию, сегментом которой стал и данный сериал.
В оригинальном «ФБР» офис спецагентов базируется в Нью-Йорке, в основном занимаясь расследованием дел, угрожающих национальной безопасности — от крупных терактов и шпионажа до краж, убийств и похищений, свершённых руками региональных вредителей. Есть ещё «ФБР: За границей» или, ручаясь другим названием, «ФБР: Международный отдел», поведавший о сотрудниках в Будапеште, всячески спасающих граждан США из неприятных инцидентов преимущественно на территории европейских (а иногда и прочих) государств. «Самые разыскиваемые преступники», закрывшийся одновременно с указанным спин-оффом (как поговаривают, чтобы Дик мог заняться смежным проектом о ЦРУ, снизив нагрузку), но вышедший раньше него, уступает обоим «собратьям».
Впервые группа нынешних оперативников появилась в одной из серий «ФБР» для помощи партнёрам в некоторой заварушке и, эффектно заявив о себе, позже застряла рядышком на пять лет ради ловли отбитых уголовников, маньяков и рецидивистов, но не реже — потерявших ориентиры людей, обуреваемых голодом возмездия, жаждой наживы или всепоглощающей песнью отчаяния. Это как бы местная версия борцов за справедливость для обитателей периферий, так что вместо нескольких этажей на небоскрёбе у них в наличии трейлерный фургончик и мрачноватое помещение чуть ли не складского типа. Допросы, погони, задержания происходят далеко не на улицах мегаполисов: здания провинциальной инфраструктуры, частные домики, церкви, школы, фермы, леса и поля — регулярные локации в обозреваемом поле деятельности.
В отличие от городских и заграничных коллег, сей коллектив, пожалуй, обладает наиболее интенсивной текучкой кадров. Постоянными его участницами остались кудрявая афроамериканка Шерил Барнс с нетрадиционными предпочтениями (противникам либеральной повестки лучше попрятаться) и айтишница Ханна Гибсон. Перечислять остальных нет смысла: забегая на пару-тройку сезонов, сослуживцы либо помирали от шальной пули, либо увольнялись/переводились, стоило лишь успеть к ним привыкнуть. Начальников за все годы накопилось ровно двое — Джесс ЛаКруа и Реми Скотт. Параллельная история первого, фрагментарно выцеженная промеж строк, была драматически насыщенной, а сам он импонировал тому, чтобы при поимке злоумышленника или нескольких порой долго и нудно пытаться убеждать его или их не применять оружия и сдаться правосудию. Легенда же второго, пришедшего на замену, оказалась скуднее — видимо, сценаристы покорно опустили лапки, столкнувшись с неизбежностью творческого кризиса, — а нрав пестрел пафосной бескомпромиссностью, зачастую лишённой церемониальной эмпатии к антагонистам.
Почти каждый эпизод традиционно подвержен взятой на абордаж формуле, повторяемой из раза в раз. Завязка и развязка обрамлены той или иной ситуацией из личной жизни ребят или их босса, получающей продолжение ещё через какое-то количество серий, дабы на ходу сложиться в плотную арку персонажа. Заставку предваряет определённое чрезвычайное происшествие — обычно это расправа с особой жестокостью, держащаяся в лаконичных рамках согласно чётко установленному таймеру хронометража. Пум-бум — на экране вспыхивает заветный заголовок, и мы переносимся в логово команды для представления деталей случившегося. Разделившись, бравые крутыши по приказу шефа отправляются интервьюировать свидетелей или тех, кто располагает сведениями о местонахождении, биографии, мотивах виновника, виновницы, виновников — нужное подчеркнуть. Тот же (та же, те же), в свою очередь, известен зрителю сразу и появляется пунктирно на протяжении сеанса, творя всякую дичь. В предлагаемом контексте совсем не важен детективный твист в финале, ведь ключевой трюк — игра наперегонки в стремлении не дать свершиться новым жертвам и остановить ужасные деяния. Добравшись до нужной зацепки, блюстители закона устраивают отлов, включающий в себя стандартные штампы боевика — от догонялок до перестрелок, а потом устраняют цель или уговаривают сдаться, используя ворох сентиментальных убеждений, почему-то неизменно воздействующих на негодяев, мучителей, головорезов и просто запутавшихся мямлей аки эликсир исцеления. Напоследок обещанная ранее домашняя минутка копаний и самокопаний в быту сыщиков технично разбавляет атмосферу, довольно резко снижая градус безумия перед наступлением титров.
Удержать внимание аудитории Вульфу и его соратникам удаётся за счёт динамичности повествования: слаженная фабульная структура позволяет плыть, а где-то и бежать по течению, балансируя на поверхности мрачного реального мира, доверху наполненного кошмарами и опасными, жуткими личностями. Хотя наряду с действительно драйвовыми и будоражащими кейсами, а также непохожими на типичные замесы отвлечениями вроде тех, когда, например, отряд попадает к кому-то в заложники и пытается выбраться, присутствуют весьма скучноватые и ничем не примечательные разборки, коих не так уж и мало. Периодически сериал прозябает в пресноте и топорности, а суровость будней зажатых в тиски обывателей и их спасителей не подкрепляется дополнительными эмоциональными крючками и неожиданными поворотами, способными довести «котёл» до настоящего кипения. Дёрганье за ниточки житейских страхов в такие моменты кажется единственным оправданием: то, что тебя средь бела дня могут угробить в собственном доме, силком утащить с работы или изнасиловать в переулке, безусловно, задевает на инстинктивном уровне.
Смотреть в автономном режиме этот процедурал, конечно, можно, но не очень рекомендуется, учитывая несколько кроссоверов, связывающих его с «ФБР» и «Международным отделом». Информацию о них, увы, придётся найти самостоятельно: единого реестра в некой условной «Википедии» пока нет. Легче всего сориентироваться по наименованиям эпизодов, логически сопоставив, где у чего когда и какая часть. Путешествующие из проекта в проект герои тоже не заставят себя ждать: Нина Чейз в исполнении Шантель ВанСантен перекочевала прямиком из оригинала, отпахав в главном штабе, и потому её суженый Стюарт Скола аналогично мелькнул в ряде сцен. Изабель Кастилль и Джубл Валентайн, управляющие старшим отделением, тоже упоминались неоднократно. Из «чикагской» тройки конкретно сюда, к счастью, никто не залетел на огонёк, иначе путаница настигла бы всех, кто в теме не слишком глубоко.
Таким образом, «ФБР: Самые разыскиваемые преступники» — достаточно спорный элемент «фэбээровской» вселенной, развлекающий публику чуть слабее, нежели оба шоу, находящихся в соседстве. Ему недостаёт иронии там, где серьёзность превращается в топорную последовательность безыскусных жанровых уловок, и масштаба везде, где бы то ни было, а обилие приедающихся головоломок с цикличным хаосом одних и тех же ремесленных методов пресечения криминала набивает оскомину быстрее, чем требуется. И это уже не поминая всуе об унылых и назидательных сюжетных линиях членов состава, сугубо призванных забить свободные лакуны.
Однако если спокойно поглощать телепродукт в общем комплекте, не распинаясь на погрешности, то на разочек он сойдёт.
6 из 10
28 мая 2025
Многие американские критики крайне скептично и немного пренебрежительно относятся к многочисленным процедуралам, которые наводнили телевизионные эфиры. Тем не менее, эти самые процедуралы пользуются огромным спросом и провоцируют создание еще более новых работ жанра. Не стал исключением и данный сериал созданный Диком Вульфом и Рене Балсер. Два года назад, Вульфу и Крэйгу Тёрку удалось крайне удачно реанимировать давно забытый сериал «ФБР» далекого 65 года. В этом году же, обеспечив ему полноценный спин-офф.
Сюжет данного сериала развивается вокруг специального отряда Федерального бюро расследований, которым поручают дела по розыску и поимке самых опасных преступников по всей стране.
Аналогично оригинальному сериалу созданного Диком Вульфом и Крэйгом Тёрком, перед нами полноценный процедурал, который действует по давно проверенной схеме «одна серия = одно преступление = одно расследование». Однако если оригинальный сериал делал акцент на непосредственное расследование с попытками узнать личность преступника, то данный сериал по большей части делает акцент на процессе поимки преступников. В большинстве серий выдавая личность преступников в первые же кадры повествования. Отчасти это негативно влияет на интригу повествования и детективную составляющую сериала. Так как по большей части сериал действует по одной и той же схеме поимки, которая почти не меняется из серии в серию и начинает уже немного утомлять ближе к финалу сезона.
Однако главной проблемой сериала являются максимально картонные персонажи. Казалось бы, каждый из них обладает своей индивидуальностью, бэкграундом и между ними завязаны теплые отношения. Однако живыми они нисколько не воспринимаются. В том числе и личностная драма главного героя и его дочери, которая смотрится максимально стерильной и не шибко интересной.
Аналогично оригинальному сериалу, данный сериал созданный Диком Вульфом и Рене Балсер получился достаточно мрачным, тяжелым и жестким. Что как и в случае с оригиналом, грамотно и сильно выделяет данный сериал от большинства современных процедуралов и делает сериал более динамичным. Однако как и в случае со сценарием, сериал снят максимально стерильно. С одной стороны, представляя динамичный и захватывающий сериал с обилием действия. С другой же стороны, подавая всё это настолько плоско и эмоционально локализированно, что сериалу не удаётся зацепить при просмотре.
Актеры также сыграли максимально стерильно. Вроде бы ровно играя свои роли, но нисколько не позволяя увидеть в их героях живых людей, а не картонных персонажей. Особенно разочаровывает в этом плане Джулиан МакМэхон, который обладает мощной харизмой. Однако в данном сериале от неё нет ничего и сам МакМэхон словно играет крайне лениво.
6 из 10
ФБР: Самые разыскиваемые преступники — это спин-офф от весьма удачно реанимированного двумя годами ранее сериала далеких 70-ых годов. Структурно, атмосферно и повествовательно сериал получился ровно таким же как и основной сериал. Однако не смотря на это, данный сериал получился максимально стерильным, серым и картонным. Нисколько не цепляя ни актерской игрой, ни режиссурой, ни сценарием. Позволяя посмотреть его исключительно «на автомате» и не более того.
3 июля 2020